Пассивным избирательным правом на выборах депутатов

А.В. Игнатов, исполнительный директор Российского общественного института избирательного права, кандидат юридических наук
Ограничения всеобщего избирательного права в отношении права быть избранным в национальные парламенты государств-участников СНГ
Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 9. Т. 1. – М.: Юрист, 2009. – С. 965-969.
Принцип всеобщего избирательного права является одним из основополагающих в системе международных избирательных стандартов и внутригосударственных законодательных актов о выборах. Он предусмотрен во всех международных документах, затрагивающих избирательные права граждан, и считается одной из четырех основных характеристик избирательного права, составляющих систему общепризнанных принципов избирательного права. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г. воля народа должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования; в соответствии с п. b ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966г. каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; в соответствии с п. 7.3 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29.06.1990г. для того чтобы воля народа служила основой власти правительства, государства-участники гарантируют взрослым гражданам всеобщее и равное избирательное право.
Однако, как видно из указанных положений международных документов, в них не раскрыто понятие и содержание принципа всеобщего избирательного право, он лишь продекларирован в качестве основополагающего принципа, а возможность наполнять его содержанием фактически оставлена на усмотрение государств. Первым обязательным для подписавших его государств международным документом, наполнившим содержанием понятие всеобщего избирательного права, стала Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ от 07.10.2002г., в ч. 2 ст. 1 которой принцип всеобщего избирательного права признан стандартом демократических выборов, а в ст. 2 достаточно полно охарактеризовано его содержание. Так, соблюдение данного принципа, применительно к пассивному избирательному праву (праву быть избранным) означает, что каждый гражданин по достижении установленного конституцией, законами возраста имеет право быть избранным на условиях и в порядке, предусмотренном конституцией и законами; это право реализуется вне зависимости от каких бы то ни было ограничений дискриминационного характера.
Таким образом, международные обязательства предполагают возможность установления определенных ограничений или исключений в отношении отдельных категорий лиц при определении субъектов, обладающих как активным, так и пассивным избирательным правом. В связи с этим, следует согласиться с утверждениями исследователей о том, что принцип всеобщего избирательного права не является абсолютным, не предполагает стопроцентной всеобщности избирательного права, он носит в определенной степени ограниченный характер, а его название идеализировано . Такой же подход лежит в основе практики Европейского суда по правам человека, согласно правовой позиции которого общие условия для ограничения принципа всеобщего избирательного права сводятся к тому, чтобы они были установлены конституцией или на ее основе законом, не носили дискриминационного характера, не ограничивали права до такой степени, чтобы они теряли реальное содержание, преследовали правомерную цель, для достижения которой использовали соразмерные средства, а установленные ограничения не препятствовали свободному волеизъявлению народа при выборе законодательной власти .
Анализ ограничений принципа всеобщего избирательного права в отношении пассивного избирательного права позволяет выделить общие (стандартные) ограничения, характерные для всех или абсолютного большинства государств Содружества, и специфические ограничения, характерные для некоторых из них.
К стандартным ограничениям (цензам) следует отнести, в первую очередь, ценз гражданства (не может быть избранным лицо, не являющееся гражданином соответствующего государства), возрастной ценз (гражданин может быть избранным по достижении определенного, установленного конституцией и законом возраста), криминальный ценз (не могут быть избранным граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда). Кроме того, не могут быть избраны граждане, признанные судом недееспособными (это ограничение во многих государствах установлено через активное избирательное право: могут быть избраны граждане, обладающие активным избирательным правом; а граждане, признанные недееспособными, как указано выше, во всех государствах лишены его). Такие ограничения установлены во всех государствах Содружества.
Единственным исключением является Украина, где лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не лишены пассивного избирательного права, однако его лишены лица, имеющие судимость за умышленное преступление. Поскольку судимость не может быть снята или погашена до окончания срока отбывания наказания, можно сделать вывод, что в Украине лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы по приговору суда за умышленные преступления, также лишены пассивного избирательного права. Однако права быть избранными не лишены лица, отбывающие такое же наказание за неумышленное преступление.
Вместе с тем, в отличие от возраста приобретения активного избирательного права, возраст приобретения пассивного избирательного права на выборах в национальные парламенты или палаты национальных парламентов, избираемые на прямых выборах, в государствах-участниках СНГ различен. Так, в Республике Молдова этот возраст составляет 18 лет, в Республике Беларусь, Российской Федерации и Украине – 21 год, а в остальных государствах-участниках СНГ – 25 лет. Таким образом, все государства-участники СНГ установили возраст приобретения пассивного избирательного права в пределах, допускаемых мировой практикой, одинаковый же возраст приобретения активного и пассивного избирательного права установлен только в Республике Молдова.
К группе специфических ограничений следует отнести, в первую очередь, ценз оседлости, установленный в некоторых государствах в различных вариантах. Так, в Республике Армения, Кыргызской Республике, Украине пассивным избирательным правом обладают граждане, постоянно проживающие в государстве в течение последних пяти лет, в Республике Узбекистан – постоянно проживающие на территории Республики не менее пяти лет (в последнем случае отсутствует указание на то, необходимо ли проживание в течение последних пяти лет или любых пяти лет, однако из формулировки «постоянно проживающие» можно сделать вывод о необходимости проживания в течение последних лет перед выборами). В Грузии пассивное избирательное право предоставлено лишь гражданам, постоянно проживающим в стране не менее 10 лет, что является рекордом продолжительности проживания для приобретения права быть избранным в парламент среди государств-участников СНГ.
Интересное положение установлено в Российской Федерации, где не имеет права быть избранным гражданин, имеющий вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Вместе с тем российское законодательство напрямую не требует проживания на территории Российской Федерации ни на момент проведения выборов, ни, тем более, в течение какого-либо срока.
К специфическим ограничениям следует отнести и лишение пассивного избирательного права граждан, имеющих гражданство иностранного государства (двойное гражданство), в Азербайджанской Республике, Республике Армения и Российской Федерации. Как правило, конституции государств-участников СНГ устанавливают принцип равенства граждан независимо, в том числе, и от наличия гражданства иностранного государства, допуская при этом возможность установления исключений законодательными актами (например, такой подход использован в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). В свою очередь, международные обязательства государств-участников СНГ в сфере проведения выборов не регулируют вопросы статуса лиц с двойным гражданством и не запрещают устанавливать ограничения избирательных прав граждан в связи с наличием у них гражданства иностранного государства. Конституционность такого ограничения в России подтверждена Определением Конституционного Суда РФ от 04.12.2007г. №797-О-О, где указано, что гражданин, имеющий гражданство иностранного государства, находится в политико-правовой связи одновременно с Российской Федерации и с таким государством, а формально-юридическая и фактическая подчиненность депутата суверенной воле не только народа Российской Федерации, но и народа иностранного государства, не согласуется с конституционными принципами независимости депутатского мандата и государственного суверенитета, ставит под сомнение верховенство Конституции РФ.
Специфическим также является предусмотренный в некоторых государствах Содружества «ценз продолжительности гражданства» или положение, согласно которому правом быть избранным обладает лицо, установленное количество лет являющееся гражданином соответствующего государства. Соответствующие положения в настоящее время установлены в двух государствах СНГ: Республике Армения и Республике Таджикистан, при этом в обоих из них лицо должно быть гражданином республики в течение последних пяти лет.
Достаточно распространенным в государствах Содружества является лишение пассивного избирательного права граждан, имеющих судимость. Такое ограничение установлено в семи государствах. Однако, если в Республике Казахстан и Кыргызской Республике правом быть избранным не обладает гражданин, имеющий неснятую и непогашенную судимость за любое преступление, в Украине – судимость за умышленное преступление, в Азербайджанской Республике – за тяжкое преступление, в Республике Беларусь – судимость, вследствие которой в соответствии с законодательством гражданин не вправе занимать государственные должности, в Республике Таджикистан – судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления независимо от факта ее снятия, а также неснятую судимость за любое преступление, то в Российской Федерации – гражданин, осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления либо осужденный за совершение преступления экстремистской направленности и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость.
Уникальным является установленное в Российской Федерации положение, согласно которому не имеют права быть избранными лица, привлеченные к административной ответственности за определенные правонарушения экстремистского характера в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, а также лица, в отношении которых решением суда установлен факт нарушения ограничений по экстремистской деятельности.
В ряде государств Содружества, в частности, в Азербайджанской Республике, Республике Армения, Грузии, Республике Молдова, Республике Таджикистан и Республике Узбекистан, не могут быть зарегистрированы кандидатами в депутаты определенные категорий граждан. Запреты на совмещение должностей установлены во всех государствах-участниках СНГ, однако, в остальных государствах используется обратная формулировка запрета: избранный кандидат обязан прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, в то время как в указанных государствах гражданин должен сначала уволиться с соответствующей должности и только после этого выдвигаться кандидатом. Аналогично сформулировано и менее распространенное в государствах Содружества ограничение в отношении религиозных деятелей (служителей церкви), установленное в Азербайджанской Республике, Республике Таджикистан и Республике Узбекистан.
Вместе с тем, среди ограничений пассивного избирательного права, можно выделить группу ограничений, установленных только в одном из государств-участников СНГ. К такого рода уникальным положениям следует отнести лишение избирательного права граждан, имеющих обязательства перед иностранными государствами в Азербайджанской Республике, не имеющих высшего образования в Республике Таджикистан, подозреваемых в совершении преступления или находящихся в розыске за совершение преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, другого тяжкого и особо тяжкого преступления в Республике Таджикистан, не владеющих государственным языком в Грузии, лиц, страдающих наркоманией или употребляющих наркотики, в той же Грузии, а также некоторые упомянутые выше ограничения в Российской Федерации. Вместе с тем необходимо отметить, что при наличии таких специфических ограничений, в Избирательном кодексе Грузии не предусмотрен механизм проверки их соблюдения (что касается последнего ограничения, то медицинское освидетельствование установлено лишь для кандидатов, признанных избранными, после дня голосования), отсутствуют и критерии, позволяющие делать соответствующие заключения.
Проведенный анализ показывает достаточно разнообразные подходы государств-участников СНГ к установлению ограничений всеобщего избирательного права граждан, в первую очередь в отношении права быть избранным. Так, если сравнить количество установленных ограничений пассивного избирательного права (при всей условности такого сравнения) государства-участники СНГ могут быть расположены следующим образом: 4 – Туркменистан, 5 – Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Украина, 6 – Республика Молдова, 7 – Республика Узбекистан, 8 – Республика Армения, Грузия, Российская Федерация, 9 – Азербайджанская Республика, 11 – Республика Таджикистан. Вместе с тем, самым необычным следует, на наш взгляд, признать установленное в Грузии лишение права быть избранными граждан, страдающих наркоманией или употребляющих наркотики; отмечая одновременно сложность четкого и юридически значимого определения указанных обстоятельств. Однако, в целом, практически все рассмотренные выше ограничения отвечают требованиям международных избирательных стандартов и международной практике. Такое положение, при столь разнообразных ограничениях, объясняется, в первую очередь, отсутствием в международных правовых актах четкого перечня или критериев допустимых ограничений, формулировка которых могла бы стать одним из первых шагов по направлению к выработке единых стандартов избирательных прав граждан. Вместе с тем, при выработке такого перечня необходимо учитывать, что некоторые государства имеют особенности, требующие введения в определенный период их развития определенных ограничений (так, например, наличием достаточно большого числа граждан, не имеющих высшего образования, обусловлено введение соответствующего требования в Таджикистане).

Статья 3. Активное и пассивное избирательное право

1. Активным избирательным правом на выборах депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления обладает гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет на день голосования, место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа.

Пребывание гражданина Российской Федерации вне места его жительства во время проведения в округе, в котором расположено его место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах.

Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Иные ограничения активного и пассивного избирательного права граждан Российской Федерации установлены Федеральным законом.

2. Гражданин Российской Федерации по достижении возраста 18 лет на день голосования может быть избран депутатом представительного органа, должностным лицом местного самоуправления, за исключением главы муниципального образования, а по достижении 21 года — главой муниципального образования, избранным посредством проведения прямых выборов.

3. На основании международных договоров Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах в том же порядке и на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ В МЕХАНИЗМЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

А.Е. Васильев, студент

Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11873

Аннотация. Муниципальные выборы, являясь одной из важнейших форм участия граждан в местном самоуправлении, имеют основополагающее значение в организации власти в Российской Федерации. В данной статье рассматриваются общие положения о муниципальных выборах в Российской Федерации, принципы, практика и проблематика, связанная с реализацией системы муниципальных выборов в Российской Федерации. Также рассматривается вопрос о значительном влиянии муниципальных выборов на организацию властных органов.

Ключевые слова: муниципальное право, местное самоуправление, муниципальные выборы, избирательное право, проблемы муниципальных выборов.

Прежде чем говорить о муниципальных выборах и о местном самоуправлении, следует сказать, что местное самоуправление является одним из основополагаюших столпов конституционного строя Российской Федерации. «Органы местного самоуправления, их должностные лица являются субъектами конституционно-правовых отношений» . Реальное функционирование местной власти является одним из признаков, характеризующих государство как демократическое и правовое . Конституция, а также ратифицированная ей Европейская хартия местного самоуправления, в своих текстах пишут о том, что благодаря местному самоуправлению осуществляется право на непосредственное участие населения в управлении государством . И одна из важнейших из множества форм реализации благодаря которой и реализуется это право, наряду с референдумом, являются муниципальные выборы. Муниципальные выборы являются той формой реализации демократии и самоорганизации населения, которая позволяет сформировать властную структуру на местном уровне, приближенную к желаемой, местным населением. Муниципальные выборы считаются наиболее действенным средством контроля гражданами государственной власти.

Начиная разбор вопроса о муниципальных выборах следует понять кого и как в

местном самоуправлении выбирают на должность. В соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003 №131-Ф3 к таким выборам относится определённый перечень: выборы депутатов, выборы членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления . Законами субъектов Российской Федерации предусмотрено определение условий применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

В соответствии с Федеральным Законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26.11.1996 №138-з в кандидаты на перечисленные выше посты могут подавать заявку на избрание граждане, обладающие пассивным избирательным правом . Для регистрации кандидата до срока не позднее тридцати дней до дня выборов в соответствующую территориальную комиссию отдаются подписные листы в поддержку кандидата, согласие кандидата баллотироваться, а также основные данные о гражданине. Далее проводится проверка подлинности, собранных в поддержку кандидата подписей. Регистрация кандидата не производится, если он

представил недостаточное количество подписей, не учитывая недействительные подписи.

У кандидатов существует определенный правовой статус, регламентируемый Федеральным Законом №138-з, который подразумевает равноценность прав и обязанностей всех кандидатов по отношению к друг другу, ограничения, льготы и особенности поведения кандидатов на время до выборов и после подачи заявки в кандидаты. Кандидат вправе не позднее чем за пять рабочих дней до дня выборов снять свою кандидатуру.

Принципы проведения муниципальных выборов в основном уточняются и регламентируются в законах субъектов Российской Федерации. Например: в соответствии с Законом Республики Башкортостан принятым 6 декабря 2006 года №380-з принципы проведения выборов варьируются на принципы участия граждан, принципы деятельности избирательных комиссий. Принципы участия граждан включают в себя всеобщность, тайность, добровольность, прямоту. Принципы деятельности избирательных комиссий включают в себя открытость, гласность, невмешательство законодательных и исполнительных органов власти в процесс выборов, принцип проведения выборов избирательными комиссиями. По аналогии можно сказать, что и законы других субъектов содержат в себе подобные основополагающие начала.

Законы субъектов позволяют муниципальным образованиям проводить выборы как по мажоритарной или пропорциональной, так и по смешанной. В теоретических работах указывается, что первоначально доминировала модель прямого избрания на муниципальные должности. Были свои особенности, как, например, важная роль партии в выдвижении кандидатов, освобождение от сбора подписей кандидатов, выдвинутыми парламентскими или региональными парламентскими политическими партиями . При этом вопрос применения правильной избирательной системы всё ещё остаётся дискуссионным. Существует мнение, что самой подходящей для выборов на муниципальном уровне является мажоритарная система, так как

по сравнению с пропорциональной системой не ослабляет прямую связи депутата с избирателями. Также применение пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах значительно осложняет возможность реализации отзыва депутатов, избранных по партийным спискам .

Проблема подобных споров заключается в том, что не всё население хочет или желает, присутствию членов той или иной партии в выборных или иных органах местного самоуправления, так как те в первую очередь будут рассматривать и удовлетворять интересы партий, а не населения. Другой точкой зрения является то, что присутствием членов политических партий в законодательных органах налаживается контакт между государственными и муниципальными органами, что в теории должно улучшить не только взаимодействие на местном и федеральном уровне, что и подразумевается, но и эффективность принятия решения. До сих пор на практике существует споры относительно выбора избирательной системы, что относит подобные дискуссии к явной проблеме в области муниципальных выборов. Вопрос о влиянии политических партий на органы местного самоуправления и регулирование субъектами выбора избирательной системы всё ещё остаётся открытым.

Рассматривая современную проблематику муниципальных выборов первым нельзя не отметить главную проблему, связанную с доверием населения. Выбирая кандидата, гражданин добровольно реализует своё активное избирательное право. Для более правильного и полезного функционирования органов местного самоуправления требуется участие в муниципальных выборах всего населения муниципального образования, обладающих избирательным правом. Именно поэтому ключевой до сих пор остаётся проблема абсентеизма. Безразличие населения является больным местом не только на локальном уровне, но и на уровне федеральном. Инициатива по реализации тех или иных локальных нормативных актов по улучшению благосостояния населения должна ид-

ти снизу, то есть от населения Российской Федерации. Именно с помощью выбора кандидата и проведения муниципальных выборов реализуется принцип существования населения, как единственного источника власти в Российской Федерации, закреплённый в Конституции. Приводя статистку за всемирный день голосования в 2019 году, проведенный 8-ого сентября, на примере Республики Башкортостан, осознаётся глобальность проблемы. Комментируя один пример, по аналогии можно предположить явку избирателей в других регионах. Так, по данным ЦИК Башкирии на момент окончания голосования в 21.00 явка на выборах составила 70,35%. И это без вычета недействительных бюллетеней . Вроде бы неявка практически 30% избирателей не кажется такой огромной, по сравнению с внушительными 70%, пока в дело не вступает математика. Население Башкирии по данным на 1 января 2019 года составляет 4 051 005 человек. Высчитывая 30% от данного числа, можно понять, что на данные выборы не пришло около 1 215 302 человек, практически трети населения республики .

Другой проблемой является взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления. Требуется чёткое разграничение компетенций в сфере законодательства о местном самоуправлении. Для активного участия граждан в реализации местного самоуправления требуется плотное сотрудничество го-

Библиографический список

1. Шарипова Э.А. К вопросу о системе субъектов конституционно-правовых отношений / Идель-Уральские правовые чтения Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. — Уфа: БашГУ, 2015. — С. 101-106.

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-Ф3 (с изменениями и дополнениями).

5. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26.11.1996 № 138-Ф3 (с изменениями и дополнениями).

сударственных и муниципальных органов при участии граждан. Органы местной власти не проводят достаточную работу по разъяснению важности муниципального управления, конституционных основ о местном самоуправлении, их практическом значении на государственном и локальном уровне. Данная проблема может быть одним из источников проблемы абсентеизма в Российской Федерации.

Подводя итоги можно сказать, что область местного самоуправления на законодательном уровне всё ещё не до конца проработана, несмотря на активное развитие местного самоуправления в России за последние двадцать лет. Существуют объёмные пробелы и актуальные препятствия в осуществлении народом местного самоуправления, которые пока частично пытаются регулироваться и решаться как на местном, так и на федеральном уровне. В данной статье были рассмотрены лишь те проблемы, которые по мнению автора являются наиболее масштабными на территории Российской Федерации. Перечень проблем является открытым.

И всё же нельзя пессимистично смотреть на эволюцию местного самоуправления в России. Так как не может не радовать тот факт, что ажиотаж вокруг данных спорных вопросов возник очень быстро и массово, что означает заинтересованность населения в их решении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ROLE AND SIGNIFICANCE OF MUNICIPAL ELECTIONS IN THE MECHANISM OF IMPLEMENTATION OF LOCAL SELF-GOVERNANCE.

A.E. Vasilyev, Student Bashkir State University (Russia, Ufa)

Статья 4. Всеобщее избирательное право

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, — быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории Российской Федерации (соответственно уровню проводимых выборов). Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления; сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать одного года.

Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *