Педагогический пенсия

Содержание

Такая процедура, как выход на пенсию, вызывает множество вопросов у работника. Чтобы специалист по кадрам смог оказать содействие в сборе документов, необходимых для оформления пенсии, особенно если предполагается оформление льготной или досрочной пенсии, ему необходимо иметь определенные знания законодательства о разновидностях пенсий, требованиях к их назначению и оформлению. В данном материале подробно изложены главные аспекты оформления досрочной пенсии.

Обязанность по своевременному оформлению пенсии работающему сотруднику лежит на кадровой службе организации. Перед специалистом по кадрам по месту работы будущего пенсионера стоит задача – установить время возникновения у него права на трудовую пенсию, в т.ч. и на пенсию на льготных основаниях, оформить и вовремя представить необходимые документы в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства работника.

И хотя специалист по кадрам не занимается назначением пенсий, он должен быть в курсе изменений норм пенсионного законодательства.

Трудовой стаж

С 1 января 2015 г. право на трудовую пенсию по возрасту, пенсию за выслугу лет предоставляется при условии уплаты обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – ФСЗН) в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании не менее 15 лет (Указ № 389).

Прежние условия о 10-летнем страховом стаже сохранились в отношении трудовых пенсий по возрасту для отдельных социально не защищенных категорий населения: инвалидов войны, матерей военнослужащих, многодетных матерей, родителей детей-инвалидов, лилипутов и карликов, инвалидов с детства.

Не изменились также требования в отношении трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Для получения трудовой пенсии в полном объеме общий трудовой стаж должен составлять для мужчин 25 лет, а для женщин – 20 лет.

К периодам «иной общественно-полезной деятельности» относится время прохождения военной службы, время получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, время получения пособия по безработице. В общий трудовой стаж также входит время учебы на дневном отделении учреждения образования и время отпуска по уходу за ребенком до 3 лет.

При подсчете стажа данные о таких периодах подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке нанимателями или соответствующими государственными органами. Так, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы подтверждается военным билетом, справкой военного комиссариата, воинского подразделения, архивного учреждения, записью в трудовой книжке, внесенной на основании документов, и т.д.

Периоды, связанные с безработицей (период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства), подтверждаются справкой органа государственной службы занятости.

Пенсии досрочные по возрасту

Досрочная пенсия – это назначение пенсии раньше установленного в нашей стране пенсионного возраста, т.е. до исполнения 60 лет мужчине и 55 лет женщине.

В соответствии с Законом о профстраховании с 1 января 2009 г. застрахованные лица формируют свои права на профессиональные пенсии – приобретают профессиональный страховой стаж. Деятельность по профессиональному пенсионному страхованию осуществляет ФСЗН.

Профессиональный стаж учитывается при назначении досрочных трудовых пенсий: пенсии по возрасту за работу в особых условиях труда и пенсии за выслугу лет. Лицам, работавшим в особых условиях труда до 1 января 2009 г., но не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию из-за недостачи особого стажа, в качестве недостающего специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии учитывается профессиональный стаж, сформированный после 1 января 2009 г. (ст. 21 Закона о пенсии).

Законодательство – ст. 12, 13 Закона о пенсии; ст. 11 Закона о профстраховании – дает исчерпывающий ответ на вопрос о том, кому положена досрочная пенсия. В данных законодательных актах представлен полный перечень видов работ, которые при оформлении досрочной пенсии необходимо будет подтвердить документально. В частности, это подземные работы, работы во вредных условиях и горячих цехах, с тяжелыми условиями труда, работа женщин трактористами-машинистами в сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях; некоторые виды работ на автомобильном, железнодорожном транспорте и метрополитене.

ЭТО ВАЖНО! Подтверждать льготный стаж обязан либо наниматель (предприятие, где человек трудился в условиях, дающих право на льготы), либо необходимые документы оформляются соответствующими государственными органами.

Не забываем, что речь идет о периодах работы до момента регистрации гражданина в системе персонифицированного учета в ФСЗН. С 2003 г. данные обо всех перемещениях работников наниматели передают в ФСЗН. То есть необходимые сведения о «льготных» периодах работы с 2003 г. стали накапливаться и при необходимости представляются ФСЗН органам по труду, занятости и социальной защите населения.

В случае невозможности представить некоторые справки или сведения от нанимателя законодательство предусматривает возможность для работников подтвердить свой льготный стаж до момента введения персонифицированного учета с помощью свидетельских показаний.

Досрочные профессиональные пенсии

С 1 января 2009 г. в Республике Беларусь произошли изменения в системе назначения и выплаты пенсий за работу с особыми условиями труда. Наряду с трудовыми пенсиями по возрасту за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет появился такой вид пенсий, как профессиональные пенсии.

Профессиональные пенсии выплачиваются за счет уплаченных страхователем взносов на профессиональное пенсионное страхование в ФСЗН.

Существуют 2 вида профессиональных пенсий: досрочные и дополнительные.

Досрочная профессиональная пенсия назначается и выплачивается застрахованному лицу при наличии 2 условий:

1) достижение возраста, установленного ст. 11 Закона о пенсии;

2) наличие профессионального и (при необходимости) общего трудового стажа, установленного ст. 11 Закона о пенсии.

Профессиональный стаж с 1 января 2009 г. формируется на основании представленных страхователем форм ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование».

При расчете профессионального стажа застрахованного лица учитываются периоды работы с особыми условиями труда, для которой предусмотрены аналогичные или более льготные условия по продолжительности профессионального стажа и возраста выхода на пенсию.

При обращении граждан после 30 сентября 2012 г. в органы по труду, занятости и социальной защите за назначением досрочной пенсии указанные органы проверяют право на досрочную пенсию на основании представленных документов и справки ФСЗН о продолжительности периодов уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Обратиться за назначением досрочной профессиональной пенсии гражданин может в любое время после возникновения права на такую пенсию.

Для приобретения права на досрочную профессиональную пенсию застрахованное лицо должно иметь не менее половины требуемого профессионального стажа (ст. 11 Закона о профстраховании). Если стажа недостаточно, к профессиональному стажу, который формируется с 1 января 2009 г., добавляется специальный стаж, отработанный до 1 января 2009 г.

Например, для женщин, занятых на работах по Списку № 1, необходимо иметь 3 года 9 месяцев такого стажа до 1 января 2009 г.

Пример

Работница в возрасте 49 лет оформляет досрочную пенсию: после 1 января 2009 г. она отработала 3 года 10 месяцев в особых условиях труда по Списку № 1. При этом ее специальный стаж работы до 1 января 2009 г. составляет 4 года и 6 месяцев, а общий трудовой стаж – 20 лет.

В данном случае женщина имеет право на досрочную профессиональную пенсию, так как выполнены условия о профессиональном стаже в особых условиях труда. Право на досрочную профессиональную пенсию работницы из Списка № 1 имеют по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев (при этом не менее 3 лет 9 месяцев в период до 1 января 2009 г.) на указанных работах.

Досрочная профессиональная пенсия выплачивается застрахованному лицу до достижения им общеустановленного пенсионного возраста, затем можно оформлять полную трудовую пенсию.

Пенсия за работу с особыми условиями труда

Пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда независимо от места последней работы устанавливают особым категориям граждан в соответствии со ст. 12 Закона о пенсии.

Пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда (пп. «в»–»з»части первой ст. 12 и ст. 13 Закона о пенсии) назначают лицам, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию.

При определении права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда периоды работы с особыми условиями труда после 1 января 2009 г. учитываются при условии уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Профессиональное пенсионное страхование заключается:

– в уплате нанимателем взносов на профессиональное пенсионное страхование за работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности;

– формировании денежных средств за счет уплаченных взносов;

– использовании этих средств для выплаты пенсий в связи с особыми условиями труда.

С 1 октября 2013 г. Указом № 441 внесены некоторые изменения в систему профессионального пенсионного страхования и предоставлены дополнительные пенсионные гарантии работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, в частности:

– предоставлении права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда работникам, занятым в особых условиях труда по спискам № 1 и № 2, которые до введения профессионального пенсионного страхования (до 1 января 2009 г.) выработали не менее половины специального стажа, необходимого для назначения пенсии по указанным нормам (подп. 1.1 п. 1; пп. «а» и «б» части первой ст. 12 или ст. 15 Закона о пенсии).

ЭТО ВАЖНО! Наличие у таких работников права на профессиональные пенсии по Закону о профстраховании и продолжительность их профессионального стажа значения не имеют;

– предоставлении права выбора способа компенсации за работу с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности работникам, которые к 1 января 2009 г. выработали менее половины специального стажа либо не имеют такового стажа до указанной даты.

При оформлении пенсии за работу с особыми условиями труда работник может выбрать:

– или профессиональное пенсионное страхование, т.е. продолжать формировать право на досрочную (дополнительную) профессиональную пенсию. В таком случае наниматель выплачивает за него взносы на профессиональное пенсионное страхование в ФСЗН до достижения им общеустановленного пенсионного возраста;

– или ежемесячную доплату к заработной плате. При выборе доплаты работник получит дополнительный текущий доход вместо права на профессиональную пенсию в будущем. Выплата доплаты, как и уплата взносов на профессиональное пенсионное страхование, производится только до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Выбор работником доплаты оформляется путем подачи работодателю письменного заявления. В заявлении работником в обязательном порядке должны быть указаны сведения о периодах имеющегося у него специального стажа работы, выработанного до 1 января 2009 г.

Решение о праве конкретного работника на доплату наниматель принимает по результатам изучения документов, подтверждающих специальный стаж работы с особыми условиями труда.

Досрочная пенсия в связи с ликвидацией организации

За 2 года до наступления пенсионного возраста правом досрочного выхода на пенсию по возрасту (в т.ч. на льготных условиях) пользуются лица, уволенные при ликвидации организации (ст. 22 Закона о занятости).

Для этого необходимо наличие следующих условий:

– увольнение работника в связи с ликвидацией предприятия (учреждения, организации). При этом в трудовой книжке должна быть указана причина увольнения: «в связи с ликвидацией предприятия (учреждения, организации)»;

– достижение предпенсионного возраста: для женщин – 53 года (по Списку № 1 – 43 года, по Списку № 2 – 48 лет), для мужчин – 58 лет (по Списку № 1 – 48 лет, по Списку № 2 – 53 года);

– регистрация гражданина безработным.

ЭТО ВАЖНО! Безработным, имеющим право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, по предложению органов по труду, занятости и социальной защите при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице с их согласия назначается досрочно пенсия по возрасту, но не ранее чем за 1 год до достижения установленного законодательством возраста. Финансирование расходов, связанных с выплатой пенсии до достижения гражданами общеустановленного пенсионного возраста, осуществляется за счет средств государственного фонда содействия занятости (часть восьмая ст. 24 Закона о занятости). Для этого необходимо наличие следующих условий:

– гражданин зарегистрирован как безработный;

– наличие права на получение пособия по безработице в течение не менее 52 календарных недель;

– гражданину осталось год и менее до пенсионного возраста.

Пенсии за выслугу лет

Такой вид пенсий, как пенсия за выслугу лет, назначается отдельным категориям работников, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию (ст. 46 Закона о пенсии). В такие категории выделены медицинские, педагогические и театральные работники, а также спортсмены.

Периоды занятости отдельными видами профессиональной деятельности после 1 января 2009 года учитываются при определении права на пенсию за выслугу лет при условии уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Право на пенсию за выслугу лет имеют отдельные категории медицинских и педагогических работников:

– мужчины – по достижении 55 лет и при наличии специального стажа работы не менее 30 лет;

– женщины – по достижении 50 лет и при наличии специального стажа работы не менее 25 лет (ст. 48 Закона о пенсии).

Отдельные категории артистов театров и других театрально-зрелищных организаций и коллективов имеют право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой деятельности от 20 до 30 лет – по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь (ст. 49. Закона о пенсии).

На пенсию за выслугу лет имеют право спортсмены:

– мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет профессиональной спортивной деятельности;

– женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет профессиональной спортивной деятельности.

Отдельные категории спортсменов, находившиеся в штате национальных сборных команд Республики Беларусь не менее 5 лет, имеют право на пенсию за выслугу лет при стаже работы не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин (ст. 49-2 Закона о пенсии).

Документы:

Закон Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (Закон о пенсии).

Указ Президента Республики Беларусь от 03.09.2013 № 389 (Указ № 389).

Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (Закон о профстраховании).

Правила индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (Правила № 837).

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 № 536 «О списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда»:
Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 1);
Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 2).

Указ Президента Республики Беларусь от 25.09.2013 № 441 «О некоторых вопросах профессионального страхования и пенсионного обеспечения» (Указ № 441).

Закон Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (Закон о занятости).

Справочно:

Общий трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности, с учетом которой устанавливались пенсии по возрасту, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, как и перечень категорий спортсменов утверждает Совет Министров Республики Беларусь.

10 октября 2016

Апелляционное определение СК по гражданским делам Тамбовского областного суда от 03 августа 2015 г. по делу N 33-2259/2015

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

Председательствующего: Кочергиной Н.А.,

Судей: Арзамасцевой Г.В., Токарева Б.И.

При секретаре: Косых Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 03 августа 2015 года гражданское дело по иску Варламовой С.А. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области о признании права на назначение пенсии на льготных основаниях,

по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области на решение Моршанского районного суда Моршанской области от 05 мая 2015 года.

Заслушав доклад судьи Арзамасцевой Г.В., коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Варламова С.А., имея педагогический стаж 25 лет, обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости.

В удовлетворении её заявления было отказано.

В стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости не были включены периоды: с *** по *** (02 года 08 мес. 22 дня); с *** по *** (01 год 02 мес. 29 дней) в должности воспитателя общежития ***. С данным решением Варламова С.А. не согласилась, т.к. общежитие, в котором она работала, является структурным подразделением строительного техникума, и она осуществляла работу с детьми в должности воспитателя. Должность воспитателя значится в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В этом же списке, в графе «наименование учреждений» в п. 1.10 значится «Образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения): техникумы всех наименований.

Периоды работы с *** по *** (00 лет 07 мес. 17 дней), с года по *** (00 лет 09 мес. 09 дней) в должности преподавателя не включены в льготный стаж в связи с тем, что работа в должностях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N1067 засчитывается при условии выполнения учебной нагрузки (720 часов в учебный год). В период с *** по *** года, педнагрузка истицы действительно составляла менее 720 часов, однако с *** по *** ее фактическая педнагрузка составила 835 часов, хотя по тарификации указано 684 часа. В связи с чем, данный период не включен в льготный стаж необоснованно.

Не включен в льготный стаж период с *** по *** (00 лет 09 мес. 19 дней) работа в должности преподавателя без занятия штатной должности. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, т.к. составлением штатного расписания она не занималась, штатное расписание в учебном заведении составлялось только на административных работников, а на преподавателей составлялись только тарификационные списки.

При этом Варламова С.А. полагает, что незаконно не включены в льготный стаж периоды нахождения в командировках, т.к. в этот период времени она получала заработную плату, производились отчисления в Пенсионный фонд, кроме того командировки и стажировки были связаны с нахождением на курсах повышения квалификации.

Варламова С.А. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, засчитав период ее работы:

с *** по *** (02 года 08 мес. 22 дня); с *** по *** (01 год 02 мес. 29 дней) в должности воспитателя общежития ***;

с *** по *** (00 лет 07 мес. 17 дней); с *** по *** (00 лет 09 мес. 09 дней); с *** по *** (00 лет 09 мес. 19 дней) — в должности заведующего отделением ***;

с *** по *** года; с *** по *** года, всего 02 месяца 01 день — нахождение на стажировках и обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске и Моршанском районе и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения т.е. с *** года.

Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 05 мая 2015 года заявленные исковые требования удовлетворены, Варламовой С.А. досрочно назначена пенсия с ***, а именно, с момента возникновения права.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области просит данное решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.

Указывает, что действующим на момент обращения истицы за назначением пенсии и рассмотрения спора Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, а также действовавшими в течение указанного выше спорного периода Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, и Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 17.12.1959 N 1397, должность «воспитатель общежития» не была поименована. И выводы суда о тождественности профессий «воспитатель общежития» и «воспитатель» являются ошибочными, в связи с чем, основания для включения периода работы в должности воспитателя общежития Моршанского строительного техникума в стаж педагогической деятельности истца отсутствуют.

Полагает не подлежащими включению в стаж периодов работы в должности «зав. Отделением СиЭЗиС ***» и в должности «заместителя директора по учебной и научно-методической работе», поскольку таких должностей в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не предусмотрено.

Кроме того, обращает внимание на то обстоятельство, что согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются только периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, а не периоды нахождения в командировках на стажировках.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ГУ УПФ РФ в г. Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области, Варламову С.А., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

До вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и указанных выше Списка и Правил, вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет) регулировались ст. 80 Закона РФ от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г., регулировавшим вопросы включения в стаж периодов работы до 01 ноября 1999 года, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правилами исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067, регулировавшими вопросы включение в стаж периодов работы с ноября 1999 года.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истицей требования, суд пришел к выводу о том, что спорный период работы подлежит включению в специальный педагогический стаж истицы, поскольку общежитие, в котором она работала воспитателем, находится на балансе техникума и является его структурным подразделением, при этом право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности определяется в зависимости от вида деятельности и выполняемой работы.

Указанные выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, обоснованны и основаны на правильном применении норм материального права. Так, из записи в трудовой книжке истицы следует, что истица в период с *** по ***. работала в *** в должности воспитателя общежития.

Как следует из объяснений истицы и сведений, содержащихся в справке работодателя, Варламова С.А. исполняла свои трудовые обязанности в качестве воспитателя общежития, которое являлось структурным подразделением указанного техникума и находилось на его балансе, при этом должность воспитателя была включена в штатное расписание техникума.

Согласно Списку, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в должности воспитателя в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, в частности в колледжах и училищах всех наименований, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 761н, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» предусмотрена одна должность — воспитатель (включая старшего), в должностные обязанности которого помимо прочего входит осуществление деятельности по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях, в том числе и в общежитиях.

Включая в специальный стаж спорный период работы в должности воспитателя общежития, суд пришел к правильному выводу, что в указанный период истица осуществляла педагогическую деятельность в общежитии педагогического училища (колледжа). Данный вывод суда основан на анализе и оценке представленных письменных доказательств, пояснениях истицы.

Истец была принята на работу в техникум на должность воспитателя общежития, имея педагогическое образование, для педагогической воспитательной работы с обучающимися в техникуме, фактически осуществляла воспитание детей, проживающих в общежитии, состояла в штате учебного заведения и получала заработную плату из фонда заработной платы учреждения за выполняемую работу воспитателя общежития, ведение воспитательно-педагогической работы входило в ее непосредственные обязанности.

Разрешая исковые требования в указанной части, суд правомерно указал, что в силу пункта 3.2 инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» предусматривалось, что к работе по специальности относится: в средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях — работа в качестве воспитателя общежития (если общежитие является структурным подразделением учебного заведения).

В связи с указанным суд правильно счел возможным включить в специальный стаж истицы период работы в должности воспитателя общежития Моршанского техникума, в связи с чем довод жалобы ответчика о том, что данный период не подлежит включению, так как не предусмотрен Списком, является несостоятельным.

Признавая обоснованными требования истицы о включении в льготный стаж периодов ее работы в должности заведующей отделением «СиЭЗиС» *** и заместителя директора по учебной и научно- методической работе ***, суд первой инстанции, дав оценку представленным тарификационным спискам за оспариваемые периоды установил, что наряду с выполнением должности заведующей отделения истица выполняла работу преподавателя, ее учебная нагрузка составляла в 2001 г.- 832 ч., в 2002 г.- 933 ч., при норме рабочего времени, установленной за ставку заработной платы не менее 720 часов.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрено право на пенсию за выслугу лет заместителю директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом. В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Правил в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 — 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.

Учитывая нормы закона, определяющие порядок и условия досрочного назначения трудовой пенсии по старости гражданам, осуществлявшим педагогическую деятельность и материалы дела, в том числе должностную инструкцию заместителя директора по учебной и научно-методической работе, в соответствии с которой основными направлениями деятельности истицы является организация учебно-воспитательного процесса в техникуме, суд пришел к правильному выводу о необходимости включения в специальный стаж истицы спорного периода работы в указанной должности.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что характер выполняемой истицей работы указывает на то, что она занималась воспитательным и образовательным процессом.

Данный вывод в решении суда подробно мотивирован, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка.

Доводы апелляционной жалобы относительно того, что суд неправомерно включил в специальный стаж период нахождения истицы в командировках и стажировках являлись предметом обсуждения судом первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда, которые по мнению суда являются правильными.

Так, в соответствии с пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж такой работы засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Суд обоснованно, с учетом требований статей 167, 187 Трудового кодекса Российской Федерации, включил командировки и стажировки в специальный стаж для назначения льготной пенсии, указав, что поскольку в указанные периоды работы за работником сохраняется место работы, выплачивается заработная плата, с которой производятся все причитающиеся отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд Российской Федерации, то указанные периоды также должны быть учтены при исчислении льготного стажа.

В решении суда содержится изложение тех мотивов, которыми руководствовался суд и оценка доказательств, представленных суду, сомневаться в правильности которой судебная коллегия оснований не усматривает.

Коллегия считает необходимым отметить, что иные доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию представителя, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, являлись предметом обсуждения судом первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда

Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Как установлено судом первой инстанции, право на досрочное назначение пенсии возникло у истицы с *** г., с чем последняя согласилась.

Судом установлено, что истица в настоящее время продолжает работать на штатной должности преподавателя в ТОГБОУ СПО » ***» с учебной нагрузкой 921 час с *** по *** суд первой инстанции обоснованно признал данный период ( с *** по *** г.) подлежащим включению в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии и обязал ответчика назначить Варламовой С.А. пенсию.

Вопросы об обязании включить период работы истицы с *** по *** в стаж педагогической деятельности истицы отнесены к предмету доказывания, а поэтому судебная коллегия соглашается, что в резолютивной части оспариваемого решения достаточна ссылка на включение в льготный стаж оспариваемых периодов и указание на назначение пенсии с *** г.

Следует отметить, что оспариваемое решение содержит описку в подсчете периода нахождения в командировках.

Из абзаца 6 страницы 8 подлежит исключению слова: «всего 02 месяца 01 день», которые далее по тексту решения отнесены к периоду стажировок.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Исключить из резолютивной части решения Моршанского районного суда Тамбовской области слова » всего 2 месяца 01 день».

То же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Пенсионная реформа не только привела к повышению возраста выхода на пенсию для большинства граждан, но и лишила льготной пенсии некоторые категории. Чтобы «смягчить удар», власти не отменили совсем педагогический стаж, но ввели отсрочку начала его действия. Так, после 25 лет работы педагогом учитель может уйти на другую работу и на ней спокойно дожидаться наступления льготной пенсии (но много ли таких вакансий для возрастной категории 45+?). Или сидеть на шее у родных. Очевидно, что немногие смогут воспользоваться этим «бонусом» от правительства. А значит, для большинства педагогов льготный стаж фактически увеличился на пять лет. Придется работать всю отсрочку (максимальный ее размер 5 лет), как будто и нет никакой льготы.

Кроме того, многим педагогам приходится доказывать Пенсионному фонду в судах наличие права на льготный стаж. Мы будем публиковать ответы на часто задаваемые вопросы по пенсионной реформе, несмотря на то, что это сфера не связана непосредственно с трудовым законодательством.

Когда педагоги могут рассчитывать на назначение страховой пенсии по старости досрочно?

Педагог может выйти на пенсию досрочно при наличии педагогического стажа в детском образовательном учреждении не менее 25 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 16,2. Назначается пенсия в 2019 году спустя шесть месяцев после выработки необходимого стажа, в последующие годы этот срок составляет 12 месяцев, умноженные на прошедшее количество лет.

Подробнее. Исходя из содержания статей 8, 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие пенсионного возраста при наличии соответствующего страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), определенного размера.

Размер ИПК (баллов), соответствующего каждому году выхода на пенсию, можно посмотреть в таблице ниже.

Можно не придавать значения требования к количеству баллов (величине индивидуального пенсионного коэффициента) , так как при стаже 25 лет нужное количество будет в любом случае накоплено.

Некоторым категориям работников страховая пенсия по старости может быть назначена независимо от возраста при наличии необходимой величины ИПК, которая в 2019 году составляет 16,2 и определенного стажа на соответствующих видах работ. Педагогические работники как раз относятся к таким категориям. Для назначения льготной пенсии им необходимо не менее 25 лет осуществлять педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Вместе с тем, в силу ст. 30 Закона № 400-ФЗ и Приложения 7 к нему с 01.01.2019 пенсия педагогам может быть назначена только через определенный промежуток времени после выработки необходимого стажа. Этот период ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 г.

Однако если педагогический работник выработает требуемый стаж в переходный период с 01.01.2019 по 31.12.2020, то в силу части 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее – Закон № 350-ФЗ) пенсия ему может быть назначена на полгода раньше.

К примеру, педагог выработал необходимый стаж в марте 2019 года, а значит на льготную пенсию он сможет претендовать в сентябре 2019 года. А если работник наработает нужный стаж в 2022-м году, то на пенсию он сможет выйти только спустя 4 года, в 2026-м.

Право на назначение пенсии на прежних условиях, действующих на 31.12.2018, сохраняется, если необходимый стаж был выработан до 01.01.2019, но педагог до этой даты за назначением пенсии не обратился. В таком случае назначение пенсии не сдвигается в силу части 2 статьи 10 Закона №350-ФЗ.

Работники каких учреждений и в каких должностях имеют право на досрочную пенсию?

Список должностей и учреждений можно посмотреть в Постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781.

Что включается в стаж для льготной пенсии?

В стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, в силу действующего законодательства включаются:

— периоды работы на должностях и в учреждениях, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, по Списку из Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее – Список);

— периоды временной нетрудоспособности;

— время оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

— период нахождения в основном и дополнительном оплачиваемом отпуске;

— период учебного отпуска;

— периоды нахождения на курсах повышения квалификации;

— отпуск по уходу за ребенком (до 06.10.1992);

— период обучения в учебном заведении, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность (до 01.10.1993).

Будут ли дни работы на ГИА включаться в педагогический стаж?

Весной 2019 года, благодаря многочисленным отказам от работы на ГИА и обращениям педагогов свет увидел Приказ Министерства просвещения РФ от 13.05.2019 г. № 234, в котором дни работы на ГИА включались в педстаж.

Влияет ли на право на досрочную пенсию выполнение нормы рабочего времени за ставку зарплаты?

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 (далее – Правила) периоды выполнения работы в соответствующих должностях и учреждениях до 1 сентября 2000 г. в общем случае засчитываются в стаж работы независимо от выполнения нормы рабочего времени, а начиная с 1 сентября 2000 г. – при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) за ставку заработной платы (должностной оклад).

В стаж работы в силу пункта 13 Правил засчитывается также работа на соответствующих должностях, указанных в Списке, в структурных подразделениях организаций, таких как школа, гимназия, межшкольный учебно-производственный комбинат, школа-интернат, детский сад, ясли-сад, детские ясли, техникум, колледж, училище, лицей.

Я работаю педагогом на полставки в школе и на полставки в вузе. Будет ли этот период работы, а также работа в качестве заместителя директора в школе засчитаны мне в педагогический стаж?

К сожалению, в настоящее время работа в должностях, которые учитываются для назначения специальной страховой пенсии по старости педагогическим работникам, засчитывается в педстаж только в том случае, если работник выполняет норму рабочего времени. Однако работа в школе в должности, включенной в Список (утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Этим же Постановлением утверждены Правила исчисления «льготного» стажа, далее – Правила), осуществляемая до 1 сентября 2000 года, будет включена в «льготный» стаж вне зависимости от числа отработанных часов. Такой вид образовательного учреждения, как ВУЗ, не предусмотрен Списком.

Так, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Правилами предусмотрены особенности включения в педагогический стаж периодов работы в должности заместителя директора образовательного учреждения.

При этом как сказано в п. 4 Правил, периоды выполнения работы в соответствующих должностях и учреждениях до 1 сентября 2000 г. в общем случае засчитываются в стаж работы независимо от выполнения нормы рабочего времени, а начиная с 1 сентября 2000 г. — при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных Правилами.

Вопрос является спорным и не урегулирован в законодательстве напрямую, однако в практике судов и государственных органов преобладает позиция, что такая работа будет включена в педагогический стаж.

Так, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Список должностей и видов образовательных учреждений, работа в которых включается в «льготный» стаж для назначения пенсии (далее – Список) утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. То же Постановление устанавливает Правила исчисления «льготного» стажа (далее – Правила).

Для начала рекомендуем самостоятельно проверить по Списку, предусмотрены ли им Ваше образовательное учреждение и Ваша должность.

Поскольку норма часов за ставку составляет 18 часов в неделю, можно отметить следующее.

Как указано в п. 4 Правил, начиная с 1 сентября 2000 г. работа в должностях в учреждениях, предусмотренных Списком, включается в «льготный» стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных Правилами.

Если, к примеру, в должности учителя выполнять норму рабочего времени, установленную за ставку зарплаты, то такая работа будет включена в «льготный» стаж. Ситуация же, когда часть нагрузки вынесена во внеурочную деятельность, будет являться неочевидной для пенсионных органов.

Вместе с тем, Письмом Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» в разделе «Кадровое обеспечение внеурочной деятельности» (далее – Письмо) указано следующее:

«Внеурочную деятельность осуществляют педагогические работники общеобразовательных организаций, соответствующие общим требованиям, предъявляемым к данной категории работников.

В организации внеурочной деятельности могут принимать участие участники образовательных отношений, соответствующей квалификации: заместители директора, педагоги дополнительного образования; учителя-предметники; классные руководители; воспитатели; педагоги-организаторы, психологи, логопеды, педагоги-библиотекари и т.д.

Объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входит в учебную (аудиторную) нагрузку педагогического работника».

Однако поскольку Письмо не является нормативным правовым актом, а представляет лишь рекомендации, существует риск отказа во включении в «льготный» стаж соответствующих периодов работы.

Вместе с тем, нам удалось найти судебную практику, где внеурочная деятельность учтена пенсионным фондом и судом. Цитируем, например, Апелляционное определение Московского городского суда от 24.01.2018 N 33-2957/2018:

«Оценив представленные документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в период с 30.08.2014 г. по 31.08.2015 г. С., занимая должность методиста, также осуществляла педагогическую работу с педагогической нагрузкой 18 часов в неделю, приняв во внимание, что в спорный период истец работала преподавателем в течение полного рабочего дня на полную ставку и имела педагогическую нагрузку, включающую в себя в том числе внеурочную деятельность — 3 часа, являющуюся неотъемлемой частью образовательного процесса, что подтверждается справкой работодателя.

При изложенных обстоятельствах, исследовав представленные доказательства, суд обоснованно пришел к выводу об обязании ответчика включить в подсчет специального стажа истца период с 30.08.2014 г. по 31.08.2015 г.»

Тем не менее, лучше на допускать возникновения подобных спорных ситуаций. Имейте в виду, что изменить локальное регулирование рабочего времени работника можно только внеся соответствующие изменения в трудовой договор (например, путем оформления дополнительного соглашения). Вместе с тем, заключение тех или иных договоров с конкретным работником – обоюдный процесс, в котором участвуют и работник, и работодатель, потому вопрос следует решать путем переговоров, а также быть внимательным при подписании документов, которые Вам дает работодатель.

Если работодатель часть нагрузки перенес во внеурочную деятельность, а работник не обратил на это внимания и подписал соглашение, то оспорить процедуру вряд ли получится, поскольку в большинстве случаев соглашения работника и работодателя для суда означают согласие работника, если только работнику не удастся доказать давление на него.

Пришел отказ на назначение льготной пенсии, так как выработано на июнь 25,5 лет. Значит, через год мне снова подавать все документы или только заявление? Как оформляется отсрочка по пенсии?

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу ч. 1.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 — 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с приложением № 7 к названному Федеральному закону, если право на пенсию возникло в 2019 г. (т. е. в 2019 году выработано 25 лет специального стажа), то страховая пенсия по старости назначается педагогу не ранее 12-ти месяцев со дня возникновения права на нее. Если стаж выработан в 2020 году, то пенсия назначается не ранее 24 месяцев со дня выработки стажа.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 — 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Если 25 лет выработано в 2019 году, то отказ органов Пенсионного фонда РФ неправомерен, поскольку при «отсрочке» в назначении пенсии на 1 год, вы в силу положений ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ имеете право на сокращение годичного срока на шесть месяцев. В таком случае можно обжаловать решение об отказе в назначении пенсии в вышестоящем органе ПФР или в судебном порядке.
Если 25 лет отработано в 2020 году, то «отсрочка» составляет 2 года и этот двухгодичный срок может быть также сокращен на 6-ть месяцев. То есть, если, к примеру, в январе 2020 года вы выработали 25-ти летний педагогический стаж, то вам следует вновь подать документы на назначение пенсии в июле 2021 года.

Входит ли заочное обучение (учебные отпуска) и курсы повышения квалификации в педагогический стаж при оформлении досрочной пенсии по выслуге лет?

Да, учебные отпуска и курсы повышения квалификации включаются в специальный стаж, если в этот период работодатель сохранял за вами средний заработок.
Подробное обоснование, которое на этот счет привел Верховный Суд РФ, см. по этим ссылкам:

Если я выработала стаж в 2019 г., а заявление написала в июне 2020 г., то с какого момента будет начисляться льготная пенсия?

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Из этого правила есть исключения (см. ч. 5 и ч. 6 этой же статьи), но они не имеют отношения к вашей ситуации. Таким образом, пенсия будет вам назначена со дня подачи заявления с приложенными к нему документами в органы Пенсионного фонда России. Если документов недостаточно, то после подачи заявления и соответствующего уведомления из ПФР есть возможность принести недостающие документы в установленный ПФР срок, если недостатки будут устранены, то со дня подачи заявления будет начислена пенсия.

Есть ли пед.стаж для льготной пенсии у работника Муниципального бюджетного учреждения спортивно-досугового направления, относящегося к прочим услугам, не требующим лицензирования?

Нет, период работы в этом учреждении не включается в педагогический стаж, поскольку учреждения нет в Списке, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Собираюсь уйти на пенсию в начале лета, а в конце августа снова устроиться на прежнюю работу. Будет ли мне проиндексирована пенсия?

В силу ч. 3 и ч. 8 ст. 26.1 ФЗ «О страховых пенсиях» размер пенсии при новом трудоустройстве будет определяться из размера пенсии, установленного на день, предшествующий новому трудоустройству.

Почему меня лишают полного размера компенсации за неиспользованный отпуск?

Я проработала педагогом в школе 31 год. В данной школе работаю с 01.09. 1993 года.1 июля 2020 года подошел срок очередного отпуска 56 кал. дней. С 30 июня подала заявление на увольнение в связи с выходом на пенсию. Работодатель мне сказал, что компенсацию за неиспользованный отпуск я получу не в полном объеме, а только за 10 месяцев — 46,6.кал. дней. Я с этим не согласна, так как каждый год я уходила в отпуск или в конце июня или с 1 июля и получала отпускные в полном объеме. Учителя физически не могут отработать в году больше 10 месяцев, так как отпуск 56 дней — это почти 2 месяца. Почему меня лишают полного размера компенсации за неиспользованный отпуск?

При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч. 1 ст. 127 ТК РФ). Согласно п. 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках (утв. НКТ СССР 30.04.1930 N 169), работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, при увольнении получают полную компенсацию. Верховный Суд РФ своим Определением от 15.02.2005 N КАС05-14 фактически подтвердил правомерность применения п. 28 Правил. Однако каких-либо указаний или разъяснений о том, что указанное положение Правил применяется и в случаях, подобных вашему, мы не нашли.
Письмо Минобразования РФ от 14.09.2000 N 20-58-4258/20-5 «О Порядке исчисления среднего заработка в 2000 — 2001 годах», упомянутое вами в вопросе, а также Инструктивное письмо Минобразования РФ от 28.05.1999 N 05, в котором изложена аналогичная позиция, подготовлены в период действия КзОТ. Поэтому данные письма не могут служить безусловным юридическим обоснованием вашего требования.
Мы считаем, что позиция, изложенная в указанных письмах Минобразования РФ, логична, и ее можно отстаивать. Но, по всей видимости, придется это делать только в суде. ГИТ или прокуратура скорее всего встанут не на вашу сторону по формальным основаниям, т.к. на данный момент с юридической точки зрения опереться особо не на что.
Таким образом, в такой ситуации было бы целесообразно отозвать свое заявление об увольнении (ч. 4 ст. 80 ТК РФ) и обратиться с ним вновь в период отпуска или после него. Это позволит решить проблему с отпускными.

Можно требовать включения периода работы старшей пионервожатой в стаж для досрочной пенсии?

Вопрос по досрочной пенсии. С 1991 г пришла работать в школу ст.пионервожатой по 1994г. В ноябре 1994 года родила сына, далее до 1996 года находилась в декретном отпуске. На данный момент у меня почти 29 лет стажа (отрабатывала декретные отпуска). Обратилась в пенсионный фонд: говорят, что работа ст.вожатой не вошла в пед.стаж. Хотя до этого считали и говорили, что все нормально! Законно ли это?

Можно требовать включения периода работы старшей пионервожатой в стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии, за период до 01.01.1992, если на момент обращения за назначением пенсии вами отработано не менее 2/3 продолжительности специального стажа (есть не менее16 лет и 8 месяцев педагогического стажа).
Нормы о включении в педстаж периода работы в должности вожатой содержались в Положении, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 (см. абзац 4 пункта 2 и пункт 4 Положения). Это Положение само по себе действовало до 01.10.1993, но согласно подп. «м» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 применяется при исчислении стажа до 01.01.1992 (Поскольку с 1992 г. вступил в законную силу Список учреждений и должностей, работа в которых включается в педагогический стаж, где не содержалось должности пионервожатой).
При этом в судебной практике существует правовая позиция о том, что период работы в должности пионервожатой (ст. пионервожатой) может быть включен в стаж до 01.01.1992 не только при наличии 2/3 необходимого педагогического стажа на момент обращения за пенсией, но и при наличии педагогического стажа какой-либо продолжительности до трудоустройства на должность пионервожатой. Однако эта позиция представляется нам, как минимум, не бесспорной.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы

Чеченов А.А., Калов З.А., Куршаева Ф.М., Мазлоев Р.Б. Одной из основных задач совершенствования пенсионной системы является реформа льготного пенсионного обеспечения. Авторы исходят из того, что льготное пенсионное обеспечение в существующем виде могло функционировать только в социалистическом государстве при широко развитых общественных фондах потребления и перераспределения. 141 KB

Во всех программных документах государственных органов власти, касающихся реформирования пенсионной системы Российской Федерации, к одной из основных задач отнесена реформа льготного пенсионного обеспечения.

Современным пенсионным законодательством предусмотрен широкий круг пенсионных льгот:

  • снижение возраста, дающего право получения пенсии на общих основаниях;
  • снижение необходимого страхового стажа;
  • включение периодов, не связанных с трудовой деятельностью, в страховой стаж;
  • установление пенсии независимо от возраста и общего страхового стажа при определенной продолжительности некоторых видов профессиональной деятельности (выслуга лет);
  • повышение размеров пенсии.

Пенсионный возраст при льготном пенсионном обеспечении имеет непосредственную связь со специальным трудовым стажем. Например, специальный стаж на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах предусматривает более ранний возраст выхода на пенсию, чем на работах с тяжелыми условиями труда. Для вышеперечисленных работников (Список №1 и Список №2) установлена норма, когда граждане, имеющие не менее половины специального стажа, могут уйти на пенсию с уменьшением возраста, предусмотренного при назначении пенсий на общих основаниях.

Пенсионер может иметь право как на один из видов перечисленных льгот, так и на их сочетание. Предоставление указанных льгот различается по трем основаниям: по условиям труда, по медико-биологическим признакам и по региональным факторам. Льготы могут предоставляться либо по одному из этих оснований, либо по сочетанию нескольких.

Основная функция пенсии — компенсация утраченного заработка. Пенсия является видом материального обеспечения, предоставляется в денежной форме нетрудоспособным лицам. Старость предполагает наступление нетрудоспособности, что закреплено правом в виде общеустановленного пенсионного возраста.

Однако законодатель не связывает возникновение права на пенсию по старости с наступлением старости в ее биологическом понимании. Достижение пенсионного возраста в праве именуется старостью, хотя в действительности она наступает гораздо позже. Большинство лиц предпенсионного и пенсионного возраста, особенно в первые годы после выхода на пенсию, вполне трудоспособны. Сам по себе возраст не может служить абсолютным критерием определения временных параметров трудоспособности.

Таким образом, пенсии по старости связываются не с обеспечением лиц, ставших нетрудоспособными в связи с наступлением старости, а с обеспечением лиц, достигших определенного возраста, имеющих установленный трудовой стаж и приобретших в связи с этим право на пенсию.

Особенность льготной пенсии состоит в том, что право на нее предоставляется безотносительно к фактическому состоянию условий труда и степени утраты трудоспособности работником.

Закон также признает, что при выполнении трудовых функций в определенных неблагоприятных условиях предположительная нетрудоспособность может наступить в более раннем возрасте. Льготная пенсия призвана компенсировать утраченный заработок вследствие такой нетрудоспособности. В этом проявляется ее экономическая функция.

В экономической литературе высказывается мнение о том, что льготная пенсия выполняет еще две функции: здравоохранительную, которой должен отдаваться бесспорный приоритет, и стимулирующую. Первая, способствуя выводу из определенных сфер производства работников в более раннем возрасте, направлена на сохранение их здоровья. Вторая, в свою очередь, заключается в привлечении рабочей силы к выполнению трудовых функций, сопряженных с неблагоприятными факторами. К таким факторам помимо опасных и вредных условий труда, относятся также определенные климатические условия, к примеру, работа на Крайнем Севере, в местностях, приравненных к Крайнему Северу.

Однако в настоящее время условия предоставления льготной пенсии стимулируют продолжать выполнение работы, которая может привести к возникновению профессионального заболевания. Так при работе с некоторыми веществами и инструментами необратимые изменения в организме человека, как правило, наступают через пять, а то и менее лет работы, тогда как для получения льготной пенсии необходимо иметь более продолжительный специальный трудовой стаж. В этом случае, на наш взгляд, здравоохранительная функция пенсионной льготы не активна. Там же, где условия труда не сопряжены с опасностью для здоровья, не должно быть и льготных пенсий. Это должно стать общим правилом.

Здоровье человека носит сугубо индивидуальный характер, поэтому законодательно, на наш взгляд, не следует запрещать продолжение работы во вредных и опасных условиях труда тем лицам, которые уже имеют право на получение льготной пенсии. Однако льготную пенсию им при этом выплачивать не следует. Такого стимула к работе в неблагоприятных условиях быть не должно.

Общая численность пенсионеров — льготников достигла к 2003 году 9,4 млн. человек (табл. 1). Из них 52,1% пенсий предоставлялись в связи с особыми условиями труда, 20,2% в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, 7,4% по выслуге лет, 19,2% на льготных основаниях,1,1% участникам ликвидации аварии на ЧАЭС. Масштабы предоставления таких льгот не имеют аналогов в мировой практике.

Таблица 1. Сведения о численности пенсионеров РФ (млн. человек)

Категории пенсионеров

1993 год

1998 год

2003 год

Всего пенсионеров

35,237

38,184

38,630

из них женщин

24,946

24,841

Всего пенсионеров, получающих трудовые пенсии

33,921

36,751

37,033

из них по старости

28,390

28,993

28,989

в том числе

на льготных основаниях

1,884

1,965

1,801

в связи с особыми условиями труда

3,855

4,632

4,923

— по Списку №1

1,556

1,923

2,057

— по Списку №2

2,116

2,405

2,477

— прочие работники

0,183

0,304

0,389

в связи с работой на Крайнем Севере

1,106

1,691

1,905

в связи с радиационными авариями и катастрофами

0,031

0,103

0,125

за выслугу лет

0,091

0,577

0,674

Основным видом льготных пенсий являются пенсии по старости в связи с особыми условиями труда. Характерно, что рост числа лиц, выходящих на пенсию по Списку №1, превышает рост численности пенсионеров по Списку №2. В настоящее время на рабочих местах, дающих право на эти пенсии, занят каждый пятый работник промышленности.

Число получателей льготных пенсий непрерывно растет как в абсолютном, так и в относительном выражении. За 8 лет — с 1994 по 2002 годы их численность увеличилась в общей численности пенсионеров с 20,27% до 24,62 %.

Объем финансовых затрат на выплаты льготных пенсий за 2001 год составил 29,7% бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, предназначенного на финансирование выплат пенсий. Если быть более точными, то необходимо учитывать расходы на выплату досрочных пенсий только до достижения пенсионерами общеустановленного пенсионного возраста. К сожалению, вышеприведенная статистка ведет подсчет пенсионеров по видам пенсий без учета их возраста.

Для расчетов воспользуемся данными за 2002 г. о распределении численности пенсионеров по полу и возрасту в разрезе видов пенсий в Кабардино-Балкарской Республике. Проведенные расчеты показывают, что расходы на выплату льготных пенсий до достижения общеустановленного возраста составляют 8% при среднемесячной сумме выплат 26623,66 тыс. рублей. Среди работающих пенсионеров — льготников каждый второй мужчина и каждая третья женщина моложе общеустановленного возраста выхода на пенсию. Полученные в ходе анализа данные мониторинга состава и численности пенсионеров КБР позволили осуществить предварительную оценку фактического среднего возраста выхода на пенсию в 2002 году. Пенсии в связи с особыми условиями труда назначаются в среднем мужчинам в 53 года, женщинам в 48 лет.

Приведенные цифры свидетельствуют о том, что «льготы» в пенсионном обеспечении из «исключений», предоставляемых ограниченному числу лиц, превратились в «правило» досрочного назначения пенсии. Чем больше по объему или большему числу лиц предоставляются льготы, тем более они обременительны для общества и все более утрачивают свое первоначальное назначение. Льгота, превратившаяся в общую норму или правило, становится неэффективной.

Одна из основных причин, объясняющая тенденцию роста числа пенсионеров — льготников, на наш взгляд, состоит в том, что действующим законодательством не предусмотрен механизм дополнительной оплаты их пенсий. При любом количестве занятых на рабочих местах, дающих право на льготную пенсию, тариф страховых взносов один и тот же. Работодатели, используя эту ситуацию, без особых проблем решают вопросы укомплектования рабочей силой производств с тяжелыми и вредными условиями труда, не принимая мер по улучшению условий труда.

Другой причиной являются социально — демографические изменения, происходящие в нашей стране. С одной стороны, происходит старение населения, молодежь неохотно идет на тяжелые и вредные работы (в основном молодежь из производственной сферы переходит в сферу услуг). С другой стороны, в условиях падения производства и роста безработицы люди стараются сохранить свои рабочие места. Все большее количество работников вырабатывает полностью необходимый специальный стаж, дающий право на пенсионные льготы.

Льготное пенсионное обеспечение в существующем сегодня виде могло нормально функционировать только в социалистической системе при широко развитых фондах общественного потребления. В экономике стремящейся к развитым рыночным отношениям мы считаем недопустимым существующую практику установления привилегий одним категориям застрахованных за счет других.

Повысить уровень материального обеспечения большинства пенсионеров без привлечения дополнительных источников финансирования, вне рамок государственной пенсионной системы, в ближайшие годы сложно. Поэтому поиск и нормативное закрепление этих источников для отдельных категорий работников является чрезвычайно важным условием успешной реализации пенсионной реформы в России.

Основанием для установления льготных пенсий по условиям труда является принадлежность работника к профессии, включенной в списки, дающие право на досрочный выход на пенсию. В настоящее время насчитывается около 1700 наименований профессий и должностей, дающих право на получение льготных пенсий. Почти 60% рабочих мест приходится на металлургию, машиностроение, химическую и нефтехимическую промышленность. При этом по оценкам специалистов, примерно 30% включенных в списки рабочих мест могут иметь относительно нормальные условия труда.

Программой пенсионной реформы предусматривается трансформировать досрочные пенсии, назначаемые в связи с неблагоприятными условиями труда, в отдельную категорию пенсионного обеспечения — профессиональную пенсионную систему (ППС). Деятельность ППС строится на накопительном принципе: сколько в пользу работника сформировано пенсионных накоплений, такова и будет льготная пенсия.

Обязательная профессиональная система создается работодателем либо с участием Пенсионного Фонда РФ, либо по его выбору, с участием уполномоченного НПФ, по согласованию с работниками предприятия.

Необходимым условием успешной реализации положений Программы пенсионной реформы о переходе к обязательным профессиональным системам является анализ текущей ситуации, сложившейся на предприятиях различных отраслей. Финансово-экономическое положение большинства предприятий не дает оснований для повышения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда без соответствующих компенсационных мероприятий. Программа в качестве компенсационных мер предусматривает синхронизацию введения дополнительных тарифов страховых взносов со снижением налоговой нагрузки на фонд оплаты труда по другим видам налогов и обязательных платежей.

Однако даже в случае реализации этих мер многие предприятия со значительным удельным весом льготников и низким уровнем оплаты труда не смогут воспользоваться налоговыми льготами для улучшения своего финансового положения, увеличения оборотных средств, снижения кредиторской задолженности, расширения инвестиционных возможностей, если при этом общая величина налоговой нагрузки на фонд оплаты труда с учетом введения дополнительных страховых взносов сохранится на прежнем уровне. Это, безусловно, повлияет на конкурентоспособность продукции таких предприятий, их положение на рынке и отрицательно скажется на динамике финансово-экономических показателей.

Многие предприятия имеют задолженность по платежам, а также по заработной плате работникам, что может стать серьезным препятствием для их участия в финансировании ППС, поскольку обязательные дополнительные расходы на уплату пенсионных взносов приведут к нарастанию задолженности.

Если снижение общей налоговой нагрузки на фонд оплаты труда окажется недостаточным для введения дополнительных страховых взносов в ППС, налоговая нагрузка на фонд заработной платы в итоге возрастет, соответственно возрастут издержки производства продукции. В ряде случаев, главным образом на предприятиях топливно-энергетического комплекса, это приведет к удорожанию продукции, прежде всего для потребителей энергии других отраслей на внутреннем рынке.

Предварительные оценки свидетельствуют о том, что большинство оборонных предприятий не смогут компенсировать увеличения затрат в связи с введением обязательных взносов в ППС в рамках сложившихся цен на свою продукцию. Рост затрат на оборонную и другие виды продукции, производимые по государственному заказу, и соответствующее повышение цен потребуют дополнительного финансирования из федерального бюджета или сокращения государственных закупок, в том числе по оборонному заказу. Увеличение цен, кроме того, вызовет дополнительный рост налоговой нагрузки по налогам, расчетной базой которых является объем реализации.

У большинства предприятий, которые будут иметь высокие издержки по финансированию обязательных ППС, произойдет дальнейшее снижение конкурентоспособности продукции, возникнут дополнительные трудности с ее сбытом, которые могут привести к спаду производства и соответствующему ухудшению показателей финансово-хозяйственной деятельности, а возможно, и к банкротству некоторых предприятий. Такое развитие событий весьма вероятно для многих предприятий химического комплекса.

Отсутствие у многих предприятий достаточных средств для модернизации производства и улучшения условий труда может привести к неконтролируемому сокращению рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и занятых на них работников. Безусловно, будет иметь место и сокращение числа льготников за счет отмены неоправданно предоставляемых льгот и соответствующая относительная экономия расходов работодателей.

Не исключено, что переход к обязательному профессиональному пенсионному страхованию может столкнуться и с другими проблемами и сложностями как экономического, так и социального характера.

В связи с вышеизложенным, при формировании законодательной базы и проведения организационной работы по созданию ППС, при моделировании проектируемых условий и норм деятельности ППС требуется использование дифференцированных подходов для предприятий различных отраслей, имеющих соответственно различные финансово-экономические параметры.

Далее считаем логичным, рассмотреть льготы по уплате страховых взносов. Статьей 238 Налогового кодекса РФ предусмотрены льготы по единому социальному налогу, при этом в статье 10 Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» сказано, что объект начисления страховых взносов такой же, как база и объект для единого социального налога. Объект налогообложения определен в статье 236 Налогового кодекса РФ. В статье 238 Налогового кодекса перечислены выплаты, которые не подлежат налогообложению. Таким образом, объект и база налогообложения определяются тремя статьями: 236, 237, 238. Льготы, предусмотренные статьей 239 Налогового кодекса РФ, не относятся ни к базе, ни к объекту налогообложения. Это область самостоятельного регулирования правовых отношений с налогоплательщиками в силу статей 17 и 52 Налогового кодекса.

В статье 239 Налогового кодекса РФ предусмотрены льготы для организаций любых организационно — правовых форм собственности, в которых работают лица, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности 1, 2, 3 степени (инвалиды). Так, на выплаты работающих в этих организациях инвалидов не начисляется единый социальный налог. При этом сохраняется право на базовую часть трудовой пенсии, которая финансируется за счет социального налога, перечисляемого другими организациями в федеральный бюджет. Таким образом, предоставляя льготы по уплате единого социального налога, государство не лишает инвалидов, работающих в организациях любых организационно — правовых форм, права на получение базовой части трудовой пенсии, поскольку статьей 34 Закона о социальной защите инвалидов определено, что государство гарантирует им освобождение от налогов.

Аналогичная норма распространяется и на общественные организации инвалидов, которые полностью освобождены от уплаты единого социального налога независимо от того, кто там работает: здоровые люди или инвалиды. Общественные организации имеют хозяйственные общества, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественной организации инвалидов, сеть учреждений культуры, здравоохранения. У Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества слепых, к примеру, имеются свои школы для детей с нарушением слуха или зрения, средние технические образовательные учреждения, клубы, медицинские учреждения. Освобождение общественных организаций инвалидов от уплаты страховых взносов автоматически лишает всех работающих там граждан (не только инвалидов), страховой и накопительной частей трудовых пенсий. Поэтому на наш взгляд, будет правильным ввести уплату социального налога с выплат, получаемых в этих организациях лицами, не относящимися к категории инвалидов.

Рассмотрим другую категорию застрахованных лиц, которые в силу возникшей правовой коллизии пока не могут реализовать своего конституционного права на пенсию. Речь идет о работниках гаражно — и жилищно — строительных кооперативов, садово — огородных товариществ. Согласно статье 238 Налогового кодекса РФ на выплаты, начисленных в пользу указанных лиц, единый социальный налог не платится. При этом в статью 239 НК РФ, регламентирующую льготы по налогообложению, эти организации не включены. Но так как база по единому социальному налогу и страховым взносам одна, то эти выплаты не включаются и в базу для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Таким образом, у работников перечисленных организаций нет выплат, на которые начисляются страховые взносы, т.к. вся заработная плата им выплачивается из членских взносов. Кроме того, вышеперечисленные кооперативы и товарищества заключают договора гражданско — правового характера, вознаграждения по которым оплачиваются из членских взносов. С заработной платы лиц, которые работают по гражданско — правовым договорам, также не начисляется единый социальный налог.

По действующим нормам пенсионного законодательства базовая часть пенсии гарантирована всем. Для получения трудовой пенсии по старости одним из необходимых условий является наличие 5 лет страхового стажа, в течение которого гражданин осуществлял трудовую либо иную деятельность и за него уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Лица, не имеющие страхового стажа и за которых не уплачивались страховые взносы, даже если они работают, будут иметь право только на получение социальной пенсии, при оставлении работы, которая равна размеру базовой части трудовой пенсии по старости и назначается на пять лет позже общеустановленного пенсионного возраста (60 и 65 лет, соответственно для женщин и мужчин). Поэтому на наш взгляд, необходимо внести изменения в действующее законодательство, исключив гаражно — и жилищно — строительные кооперативы, садово — огородные товарищества из статьи 238 НК.

Библиографическая ссылка

Чеченов А.А., Калов З.А., Куршаева Ф.М., Мазлоев Р.Б. О ПРИМЕНЕНИИ ЛЬГОТ В СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 8. – С. 17-21;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5227 (дата обращения: 26.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

27 сентября 2019 12:30

27 сентября в России отмечают свой профессиональный праздник воспитатели и все дошкольные работники. Они при соблюдении определенных условий, также как учителя, имеют право на назначение досрочной пенсии по старости.

Сегодня в России отмечается День воспитателя и всех дошкольных работников. Воспитатели дошкольных учреждений относятся к педагогическим работникам и также как учителя при определенных условиях имеют право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Данное право на досрочный выход на пенсию с января 2019 года у них сохранено, но с некоторыми изменениями. Изменения не коснулись требований к специальному стажу, дающему право на льготную пенсию, он остается прежним – 25 лет. Причем в качестве педагогического стажа, дающего право на досрочное оформление пенсии, учитываются только периоды работы согласно утвержденному Списку* работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений. При этом с 1 сентября 2000 года обязательным условием для зачета периодов педагогической работы в льготный стаж является работа на полную ставку.

Что же касается изменений, то они затронули сам срок выхода на досрочную пенсию после выработки необходимого спецстажа. Данный срок для педагогов, в том числе и воспитателей, будет постепенно увеличен на 5 лет в зависимости от года возникновения права на льготную пенсию.

Например, если воспитатель выработает стаж 25 лет в 2019 году, то право на досрочную пенсию у него возникнет через 6 месяцев после выработки стажа, если в 2020 году – через 1,5 года, в 2021 – через 3 года. Когда переходный период закончится, обратиться за назначением досрочной пенсии по старости он сможет через 5 лет после выработки спецстажа. При этом можно либо продолжать трудовую деятельность после приобретения необходимой продолжительности педагогического стажа либо прекратить работу.

Также стоит напомнить, что помимо выработки специального стажа, когда можно будет обратиться за назначением досрочной страховой пенсии по старости, к этому времени нужно будет иметь еще и определенное количество пенсионных коэффициентов. В текущем году – это 16,2, в 2020 – 18,6 и т.д.

*Список утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2002 года № 781.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *