Пенсионная реформа в 2018

Содержание

Алексей Кудрин оценил последствия повышения пенсионного возраста. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Счетная палата (СП) фактически признала, что так называемую пенсионную реформу, то есть увеличение возраста выхода на заслуженный отдых, проводили зря. В ведомстве сообщили, что почти у 9% получателей пенсий, которые проживают в 69 регионах, ее размер ниже регионального прожиточного минимума пенсионера.

Рост числа получателей федеральной социальной доплаты к пенсии на 15% в 2019 году свидетельствует о том, что изменения в пенсионной системе не позволили достичь достойного уровня жизни для этой категории граждан, признали аудиторы в аналитической записке о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ за январь–декабрь 2019 года.

На конец 2019 года около 3,9 млн пенсионеров получали федеральную социальную доплату к пенсии, что на 507,6 тыс. человек (на 15%) больше, чем на начало года, говорится в документе. Всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины ПМП (в 2019 году в целом по России она составляла 8846 руб.).

«Рост числа получателей данной доплаты может свидетельствовать о том, что принимаемые в последние годы меры по совершенствованию пенсионной системы так и не позволили достичь приемлемого для достойной жизни пожилых граждан уровня пенсионного обеспечения», – говорится в записке.

Расходы на пенсионное обеспечение в объеме ВВП снизились с 9% в 2017 году до 7,9% в 2019 году, и это может негативно повлиять на уровень жизни пенсионеров, сообщили в СП. Снижение доли расходов на пенсионное обеспечение в объеме ВВП не может способствовать повышению уровня жизни пенсионеров, говорится в записке.

Счетная палата также зарегистрировала сокращение общей численности пенсионеров: за девять месяцев 2019 года их стало меньше на 401 тыс. человек (на 1,1%), произошло и сокращение числа работающих пенсионеров – почти на 450 тыс. человек (на 5,2%).

Напомним, что так называемая пенсионная реформа началась с 1 января 2019 года. Вместо выхода на пенсию с 60 лет мужчины, например, в том году начали получать пенсию на полгода позже. К 2028 году возраст выхода на пенсию для женщин вырастет с 55 до 60 лет, а для мужчин – с 60 до 65 лет. Власти объясняли необходимость реформы нехваткой денег в Пенсионном фонде (ПФР) и необходимостью сократить компенсации средств фонда за счет бюджета страны. Кроме того, все оборачивалось в яркую обертку обещаний повысить с 1 января 2019 года пенсии в среднем на 1 тыс. руб.

Пикантность ситуации заключается в том, что нынешние выводы СП ярко контрастируют с прежними заявлениями председателя Счетной палаты Алексея Кудрина (который, кстати, является одним из основных лоббистов увеличения пенсионного возраста). В момент, когда правительство Дмитрия Медведева все-таки решилось на реформу (о ней было объявлено летом 2018 года), главный аудитор называл пенсионную реформу выгодным решением для жителей России. «Это выгодное для граждан решение, оно позволит повысить пенсии», – писал он в своем Twitter.

Чуть раньше он подсчитал, сколько получит бюджет от повышения пенсионного возраста. Уже в 2024 году эта сумма может составить лишний триллион рублей. Но представленная в четверг записка СП явно говорит о том, что проблема у страны не с деньгами, а с качеством госуправления.

Общий объем поступления доходов федерального бюджета превысил законодательно утвержденный в начале декабря 2019 года прогнозируемый объем на 200,9 млрд руб, или на 1%, говорится в записке.

Это превышение сложилось большей частью за счет роста ненефтегазовых доходов на 119,7 млрд руб. из-за повышения с 2019 года НДС (еще одно решение властей, которое выглядит странным на фоне переполненного госкошелька, из которого не могут вовремя потратить деньги). Уровень исполнения расходов бюджета оказался самым низким за последние 11 лет, правительство Дмитрия Медведева не смогло потратить более 1 трлн руб., констатировали аудиторы.

При этом темпы роста экономики падают: после достаточно скромных 2,5% роста ВВП в 2018 году, в прошлом, по версии СП, было 1,3%. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2019 году Счетная палата оценила ниже – 0,8% против 1,5%, которые насчитало Минэкономразвития.

Поднять настроение обобранным
пенсионерам власти пытаются с помощью
увеселительных мероприятий.
Фото РИА Новости

Несмотря на более высокий прирост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2019 году по сравнению с 2018 годом (0,8% и 0,1% соответственно), потребительский спрос был слабым, отметили в СП. Прирост оборота розничной торговли составил 1,6%, а объем платных услуг населению снизился на 0,9%.

Пенсионная реформа стала фактически единственной из реализованных среди тех изменений, которые еще с 2010 годов предлагал Алексей Кудрин в различных ипостасях. Нет ни разгосударствления экономики, ни заметных структурных реформ в экономике, ни предоставления больших прав регионам. Это все сложные процессы, а вот просто объявить об изъятии из карманов граждан пенсионных выплат оказалось куда как проще. Правда, задекларированные этой реформой цели пока не хотят достигаться.

«Проведенное повышение пенсионного возраста не решило ни одной из проблем Пенсионного фонда, ни одной из проблем пенсионеров. И не только не помогло экономике, но даже более того – заретушировало те проблемы, которые есть», – говорил президент Столыпинского клуба Евгений Тарло.

Впрочем, некоторые эксперты заметили и позитивные моменты реформы, хотя с учетом уровня неприятия ее в обществе не исключают, что власти если и не отменят ее, то могут пересмотреть часть параметров.

«Нельзя не заметить, что некоторые из направлений проводимой пенсионной реформы в какой-то степени буксуют или показывают меньшую эффективность, чем ожидалось изначально, – сказал «НГ» аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. – Но в целом судить о глубинных изменениях в системе пенсионного обеспечения по столь краткому периоду было бы неверным. Пенсионная реформа – это процесс сложный и весьма протяженный во времени. Даже увеличение возраста выхода на пенсию идет поэтапно и пока не слишком сильно отразилось ни на количестве трудящихся россиян (их доля растет очень медленными темпами), ни на коэффициенте замещения».

Коренев считает, что у государства есть немало рычагов для того, чтобы оперативно воздействовать на текущую ситуацию с выплатами пенсий. «Профицитный бюджет и огромный по размеру Фонд национального благосостояния потенциально позволяют это сделать. Не исключено, что мы станем свидетелями, что в пенсионную реформу будут вноситься и какие-то коррективы, – говорит Коренев. – Так что говорить однозначно, что все цели пенсионной реформы не были достигнуты, пока преждевременно. Даже с учетом того, что проведенные реформы вызывают огромное количество вполне справедливой критики».

«Первые результаты пенсионной реформы не удивляют. Уже на ее старте было ясно, что целью реформы не является повышение пенсий. Это была мера, направленная прежде всего на экономию бюджетов – и федерального, и ПФР – за счет значимого снижения пенсионных выплат», – сказал «НГ» главный аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман.

С этой точки зрения реформа уже проявляет себя, считает он. «Счетная палата отмечает, что доля расходов на пенсии в ВВП снизилась с 9% в 2017 году до 7,9% в 2019-м. При этом удельный вес доходов, предназначенных на пенсионное обеспечение в ВВП, составил 8% в 2019 году, то есть впервые с 2017 года он превысил долю выплат на эти цели. Таким образом, дополнительные доходы в системе появились, но они не в полной мере реализованы в выплатах пенсионерам. То есть недоплаченные им деньги просто оседают внутри системы, говорит Гойхман. Многие ставят вопрос о возможности изменения или отмены пенсионной реформы, говорит эксперт, однако, по его мнению, это очень маловероятно. «Дело в том, что свои реальные, а не декларируемые основные цели она выполняет», – поясняет эксперт.

Таблица повышения пенсионного возраста с 1 января 2019 года. Новая таблица выхода на пенсию с 2019 года после выступления Путина

Телеобращение президента подвело черту под дискуссией по вопросам пенсионной реформы. Со следующего года россияне будут дольше трудиться, чтобы заслужить право на отдых. Новая таблица выхода на пенсию в 2018 году поможет рассчитать, когда подойдет срок назначения страховых выплат.

Смягчение пенсионной реформы, которое предложил Владимир Путин

Рост продолжительности жизни людей – общемировая тенденция. Пенсионный возраст в других странах значительно выше, чем в России. Однако для нашей страны тема очень болезненная. Пожалуй, впервые с момента правления главе государства приходится принимать столь непопулярное решение. Большая часть выступления 29 августа 2018 года была посвящена разъяснению необходимости внесения корректировок.

Президент честно рассказал, почему без реформы не обойтись. Снижение доли трудоспособного населения ставит под угрозу возможность государственных выплат в будущем. Основная цель закона – сохранение стабильной пенсионной системы и рост благосостояния пенсионеров.

Владимир Путин отметил, что меры, принятые в рамках демографической политики, привели к продлению жизни, а реформирование пенсионных правил позволит повысить качество жизни людей, заслуживших свое право на отдых.

Поддержав правительственную программу, Владимир Путин внес ряд рекомендаций, которые должны облегчить ввод новаций для самых уязвимых категорий населения.

Снижения пенсионного возраста для женщин

Законопроект, внесенный в Думу, предусматривает увеличение возраста выхода на пенсию для женщин на 8 лет. Лидер нации счел такое предложение несправедливым и рекомендовал снизить порог до 5 лет. Он объяснил свою инициативу исключительной ролью женщины в российском обществе.

Льготы для многодетных мам

Действующее законодательство содержит преференции для женщин, родивших (усыновивших) пять или более детей. Для них предусмотрены лучшие сроки выхода на отдых — на 5 лет раньше.

Рекомендации Путина включили в привилегированную категорию всех многодетных матерей. Для мам, родивших трех или четырех детей, также устанавливается более раннее назначение выплат – на три и четыре года соответственно.

Поправки для граждан, планирующих выйти на пенсию в 2019-2020 годы

Чтобы будущие пенсионеры могли привыкнуть к новым условиям, коррекция сроков будет проводиться постепенно. Владимир Путин инициировал уменьшение возраста назначения пенсийлицам, которые по старому закону, должны выйти на пенсию в следующие 2 года. Предложение сократило срок на полгода.

Временные трудовые гарантии для пожилых людей.

Президент ввел новое понятие в закон о пенсионном возрасте – предпенсионный возраст. Он охватывает пять лет до появления права на пенсию. Рекомендации Владимира Путина по защите граждан указанной категории:

Наказание работодателей за расторжение трудового контракта или отказ в найме;принятие мер для закрепления трудовых взаимоотношений;утверждение госпрограммы по переквалификации и повышению навыков;значительный рост предельной суммы пособия по безработице на год;оплата двух дней на диспансеризацию по среднему заработку.

Снижение стажа для досрочного выхода на пенсию

Свежие новости по льготам для лиц, рано вышедших на работу. Для них уменьшен специальный стаж для досрочного прекращения трудовой деятельности: 37 лет для женщин 42 года – для мужчин. Предыдущие значения – 40 и 45 лет.

Что не изменилось в новом пенсионном законе

Поправки президента не затронули итоговое повышение пенсионного возраста для мужчин — 65 лет;льготы работникам вредных и опасных производств;пенсионные сроки матерям с 5 детьми или больше.

За кадром реформ остались повышенные пенсионные выплаты депутатам Госдумы, госслужащим, и ранние пенсии для силовых структур.

Индексация и повышение пенсий в 2019 году

Внедрение новых методов назначения пенсий должно повысить доходы неработающих пенсионеров. Все доходы от переноса сроков, будут направляться на увеличение выплат застрахованным. Предложенные меры должны не только сохранить, но и приумножить благосостояние людей. Уже к следующему чтению механизм ежегодной индексации доходов заложат в законопроект. Это позволит закрепить рост пенсий, опережающий инфляцию.

По предварительным расчетам уже в 2019 году выплаты будут расти в два раза быстрее инфляции. Рост доходов пенсионеров в первом отчетном периоде запланирован на уровне 7%.Надбавка составит порядка 1000 рублей, из расчета средней пенсии в 14 400 рублей в 2018 году. В предшествующие три года прирост составлял 400-500 рублей.

За шестилетний период реформирования ежемесячные доходы пенсионеров, должны повышаться примерно на тысячу рублей в год. К 2024 году ежемесячная пенсия поднимется до 20 000 рублей. Это средние цифры. Для конкретного человека надбавка будет зависеть от уже получаемой суммы.

График выхода на пенсию по новой пенсионной реформе с 1 января 2019 года

Первоначальный законопроект заложил постепенное повышение возраста выхода на пенсию в течение 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. С учетом инициатив президента общий период реформирования охватит 10 лет для всех россиян, независимо от пола. Ниже представлена таблица выхода на пенсию по годам с 1 января 2019 года.

Новая таблица выхода на пенсию с 2019 года после выступления Путина, Мужчины
Период рождения Первая половина 1959 Вторая половина 1959 Первая половина 1960 Вторая половина 1960 1961 1962 1963
Срок назначения выплат Второе полугодие 2019 Первое полугодие 2020 Второе полугодие 2021 Первое полугодие 2022 2024 2025 2026
Возраст 60,5 60,5 61,5 61,5 63 64 65
Новая таблица выхода на пенсию с 2019 года после выступления Путина, Женщины
Период рождения Первая половина 1964 Вторая половина 1964 Первая половина 1965 Вторая половина 1965 1966 1967 1968
Срок назначения выплат Второе полугодие 2019 Первое полугодие 2020. Второе полугодие 2021 Первое полугодие 2022 2024 г. 2025 г. 2026 г.
Возраст 55,5 55,5 56,5 56,5

Выступление Путина исправило сроки получения пенсионных выплат в начале реформы:

Мужчины, 1959 г.р., и женщины, 1964 г.р. выйдут на пенсию на полгода раньше, а не через год (как планировалось ранее) в сравнении со старым законом.Для следующего года рождения — мужчины 1960 г. р. и женщины 1965 г. р., повышение пенсионного возраста составит полтора года вместо ранее запланированных двух.

Последующие возрастные группы идут на пенсию по плану Правительства РФ. Исключение — женщины 1969 г. р. и моложе. Глава России остановил рост трудового стажа для этой категории. Получать страховую пенсию по старости они смогут с 60 лет.

Новая таблица повышения пенсионного возраста для мужчин с 1 января 2019 года по годам

Проект закона по увеличению сроков выхода на пенсию предполагал повышение пенсионного возраста на 1 год для каждой последующей возрастной группы до достижения максимального значения. Президент снизил планку на полгода для мужчин 1959-1960 годов рождения. Остальные значения остались прежними.

Год рождения 1959 1960 1961 1962 1963 и позже
Возраст выхода на пенсию 60,5 61,5 63 64 65

В результате повышение пенсионного возраста для мужчин первой возрастной группы (1959 г. р.) составит всего полгода. Для второй (1960 г. р.) – полтора, для третьей (1961 г. р.) – три. Затем возраст выхода на пенсию ежегодно будет расти на год до достижения предельного значения в 65 лет.

Таблица повышения пенсионного возраста для женщин с 1 января 2019 года по годам

Запланированная Правительством пенсионная реформа ежегодно поднимала возраст женщин для выхода на пенсию на год до достижения значения в 63 года. Владимир Путин понизил порог до 60 лет и предоставил льготы застрахованным лицам, планирующим выйти на пенсию в 2019-2020 гг.

Год рождения 1964 1965 1966 1967 1968 и позже
Возраст выхода на пенсию 55,5 56,5 58 59 60

Итоговые темпы прироста пенсионного возраста для женщин:

Таблица повышения пенсионного возраста для учителей и медицинских работников по новой формуле

Для педагогов и работников здравоохранения установлен специальный стаж от 15 до 30 лет. Он дает право закончить трудовую деятельность раньше срока и зависит от конкретной профессии и учреждения, где работает человек. Граждане, попадающие под льготные условия, выходят на пенсию после выработки стажа. Остальные – в общем порядке:

Новая таблица выхода на пенсию после выступления Путина, мужчины
Дата рождения 1959 1960 1961 1962 1963
Срок начала выплат С 01.07.2019 по 30.06.2020 С 01.07.2021 по 30.06.2022 2024 2025 2026
Возраст 60,5 л 61,5 л 63 г 64 г 65 л
Новая таблица выхода на пенсию после выступления Путина, женщины
Дата рождения 1964 1965 1966 1967 1968
Срок начала выплат С 01.07.2019 по 30.06.2020 С 01.07.2021 по 30.06.2022 2024 г. 2025 г. 2026 г.
Возраст 55,5 л 56,5 л 58 л 59 л 60 л

Порядок выхода на пенсию по новой реформе для жителей Крайнего Севера

Владимир Путин 29 августа 2018 года объявил, что пенсионный возраст для коренных жителей Крайнего Севера не будет повышаться с 1 января 2019 года по новой пенсионной реформе.

Кому не будут повышать пенсионный возраст с 1 января 2019 года

Минтруд огласил перечень сотрудников, для которых выход на пенсию с 2019 года по годам останется прежним. В него вошли:

Трудящиеся, занятые на вредных и опасных работах с повышенными обязательными взносами в ПФ РФ (локомотивные бригады, подземные работы, текстильщики, горные работы и др.);лица, получающие пенсию досрочно по состоянию здоровья и или соц причинам (инвалиды по зрению, родители и опекуны инвалидов с детства, получившие инвалидность в военных условиях, многодетные матери);водители общественного транспорта;спасатели.

Для этих категорий сохраняются действующие льготы.

Источник материала Новая таблица выхода на пенсию с 2019 года, последние новости

«Мы понимаем, что эти изменения назрели», — заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая заседание правительства, на котором рассматривались соответствующие поправки в законодательство. Решения эти непростые, признал он, но дискуссии начались не вчера и прорабатывались самые разные варианты. Самое главное — без этих решений государство не может двигаться вперед ни в повышении уровня жизни людей, ни в социальной сфере, ни в развитии экономики.

Пенсионный возраст поднимут не в один момент. «Предлагается ввести достаточно длительный переходный период. Начать его с 2019 года, чтобы пошагово достичь выхода на пенсию в 65 лет для мужчин в 2028 году и в 63 года для женщин в 2034, — рассказал глава кабинета министров. — Это позволит нам направить дополнительные средства на увеличение пенсий сверх уровня инфляций».

Для тех, кто готовился к выходу на пенсию в ближайшей перспективе, изменения будут плавными. Так, мужчины, родившиеся в 1959 году, и женщины 1964 года рождения смогут выйти на пенсию в 2020 году в возрасте 61 года и 56 лет соответственно, а мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 года рождения получат право выхода на пенсию в 2022 году в возрасте 62 и 57 лет.

Граждане, успевшие наработать большой трудовой стаж, — 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин — смогут выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста в условиях его повышения.

Правительство намерено сохранить существующие льготы на досрочные пенсии для ряда категорий. Это относится к работникам на вредных и опасных производствах, к женщинам, которые имеют пять и более детей, к одному из родителей-опекунов инвалидов с детства, к чернобыльцам и некоторым другим.

Останутся прежними требования к стажу педагогов, медицинских и творческих работников. Сейчас для получения права на досрочную пенсию им необходимо выработать специальный стаж от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории. При этом возраст выхода на пенсию будет исчисляться с учетом общих подходов к темпам повышения пенсионного возраста.

Пенсионный возраст граждан, работавших в особых климатических условиях, будут пошагово увеличивать до 60 лет для мужчин и 58 для женщин.

Действующих пенсионеров, заверил Дмитрий Медведев, изменения никак не затронут. «Благодаря программе увеличения трудоспособного возраста их пенсии будут расти ориентировочно на 1 тысячу рублей в год. Кроме того, они, как и раньше, будут получать все положенные им иные социальные выплаты», — заявил премьер.

Тех, кто сейчас уже на пенсии, изменения никак не затронут

Таким образом правительство рассчитывает решать поставленную президентом задачу повысить пенсии. «Мы должны их увеличивать темпами выше инфляции вне зависимости от внешних обстоятельств и внутренних проблем», — напомнил глава кабинета министров. Но текущая демографическая ситуация складывается так, что работающих людей становится все меньше, а пенсионеров больше. С каждым годом дисбаланс продолжал бы расти, увеличивалась бы и нагрузка на работающих граждан. В результате без повышения пенсионного возраста могла бы произойти разбалансировка всей пенсионной системы, государство просто не смогло бы исполнять свои социальные обязательства.

Оценивать изменения в пенсионной системе Дмитрий Медведев предлагает, отталкиваясь от трех факторов. Во-первых, текущий пенсионный возраст был зафиксирован в середине прошлого столетия. С тех пор изменились условия жизни, ее продолжительность. «А сроки выхода на пенсию остались прежними. Их поэтому давно пора пересмотреть», — подчеркнул он.

Во-вторых, продолжительность жизни в последние годы выросла и приблизилась к 73 годам. Это стало результатом реализации государственных программ. «Цель была одна — чтобы в зрелом возрасте люди жили дольше и лучше. В этой логике мы будем действовать и дальше», — пообещал он.

Наконец, премьер сослался на опыт остального мира, в том числе стран бывшего Советского Союза, которые в своем большинстве уже повысили пенсионный возраст. Последними оставались Россия и Узбекистан.

Финансы

Пенсии будут на треть больше. на рынке труда проблем не возникнет

По словам первого вице-премьера и министра финансов Антона Силуанова, повышение пенсионного возраста — вынужденная мера, необходимая для роста пенсий. Если не сделать этот шаг, то к 2024 году пенсии будут на треть ниже, чем ожидаются теперь.

В 1970 году на одного пенсионера в России приходилось 3,7 работающих, в 2019 году это соотношение составит 1,8, отметила вице-премьер Татьяна Голикова. Таким образом, сокращаются возможности для наполнения Пенсионного фонда РФ страховыми платежами.

В долгосрочной перспективе повышение возраста выхода на пенсию позволит решить проблему несбалансированности пенсионной системы, которая была спроектирована в прошлом веке и уже не справляется с реалиями: низкой рождаемостью, увеличением продолжительности жизни, старением населения. Если ничего не менять, то при растущем дефиците Пенсионного фонда РФ придется увеличивать налоговую нагрузку на работающих граждан либо продолжать наращивать трансферты в ПФР из бюджета, что будет означать сокращение финансирования государством других важных расходов, считает директор Института «Центр развития» НИУ «Высшая школа экономики» Наталья Акиндинова. «При всей болезненности этого решения постепенное повышение пенсионного возраста — оправданный шаг, — говорит она. — Мы сможем избежать ухудшения положения пенсионеров, уйти от ситуации, когда пенсии растут медленнее, чем зарплаты, и все меньше могут заместить человеку те доходы, которые он имел до того, как ушел на заслуженный отдых».

Инфографика «РГ» / Леонид Кулешов / Елена Березина

На рынке труда также не должно возникнуть проблем из-за повышения пенсионного возраста. Об этом сказал журналистам министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

Ставка страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет бессрочно зафиксирована на уровне 22 процентов — ее не будут повышать с 2021 года до 26 процентов, сказал Силуанов.

Одновременно правительство одобрило повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с начала следующего года с 18 до 20 процентов. По оценке Силуанова, это даст бюджету прибавку в 600 миллиардов рублей в год. «Эти средства вместе с дополнительными доходами от завершения нефтегазового маневра (обнуление экспортных пошлин, равноценное повышение НДПИ и введение обратного акциза для НПЗ. — Прим. ред.) будут основными источниками для финансирования национальных целей развития, поставленных в указе президента от мая текущего года», — сказал первый вице-премьер. По его оценке, вклад повышения НДС в инфляцию составит 1,5 процента, то есть темпы роста цен в следующем году останутся в пределах, близких к цели Банка России (4 процента). Льготную 10-процентную ставку НДС для социально чувствительных товаров (лекарства, основные продукты питания и детские товары) решено оставить в неизменном виде.

Подготовили Марина Гусенко, Юлия Кривошапко

Первое законодательное утверждение накопительной части пенсии появилось в положении 2002 года. Было принято перейти с распределительной системы на накопительно-распределительную. Предполагалось, что за счет инвестирования подобного капитала появится возможность существенно его увеличить.
1. В декабре 2001 г. были приняты 3 законодательных положения, которые регулировали все пенсионные вопросы в новом формате, и легли в основу пенсионной реформы:
ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ»;
ФЗ №166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;
ФЗ №167 «Об обязательном пенсионном страховании».
2. В июле 2002 г. был подписан закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части пенсии».
3. В 2005 г. указом Правительства была отменена накопительная часть пенсии для граждан, которые родились до 1967 г. Когда начался кризис эта мера была направлена на то, чтобы не обанкротился пенсионный фонд.
4. В 2008 г. увеличилась ставка накопительной части. Если раньше это было от 2 до 4% от заработной платы, то теперь она стала составлять 6%. А страховая соответственно убавилась до 10%. В любом случае страховая, или страховая и накопительная вместе будут составлять 16%.
5. С 2009 г. Федеральным законом № 56-ФЗ от 30.04.2008 г. была введена программа софинансирования пенсии, которая призвана увеличить накопительную базу. По этой программе в течение 10 лет все добровольные взносы сверх того, что необходимо по закону удваиваются государством.
За год сумма взносов должна превысить 12 000 рублей. Прибавка государства тоже имеет свои пределы в 12 тысяч рублей. Если за год гражданин положил на свой пенсионный счет более 12 тысяч рублей, то от государства он получит только эту сумму.
На заметку. С 1 января 2015 г. уже нельзя попасть в эту программу.
6. В 2010 г. отменена базовая доля пенсии, остались только страховая и накопительная.
7. В декабре 2012 г. Дмитрием Медведевым было подписано новое положение о пенсии, которое регламентирует новую пенсионную реформу, — распоряжение Правительства Р № 2524-р. Теперь к накопительной и страховой частям прибавилась корпоративная. Размер пенсии в этом случае начисляется исходя из возраста выхода на пенсию, стажа и зарплаты.
8. В декабре 2013 г. родившимся в период с 1967 г. гражданам было предложено выбрать НПФ или ПФР для формирования накоплений (ст.3 ФЗ-351 от 04.12.2013 г.). Право выбора существовало до конца 2015 г. Если гражданин им не воспользовался, то 16 % от заработной платы будут перечисляться в качестве страховых пенсионных взносов.
9. В 2014 г. накопительные взносы сначала заморозили (ст.6.1 ФЗ № 351 от 4.12.2013 г.), а потом и вовсе подписали на них мораторий до 2020 года (ФЗ № 413 от 20.12.2017 г.). То есть, те 6% снова вернутся в страховую часть. Случилось это из-за того, что ПФР не мог обеспечивать страховую часть тем гражданам, которые уже достигли пенсионного возраста.
Почему же сейчас авторы законопроекта о повышении пенсионного возраста нацелились на граждан с 1959 года рождения у мужчин и с 1964 года рождения женщин?
При всей «спорности» закона о повышении пенсионного возраста для граждан РФ — он не должен касаться родившихся до 1967 года рождения — это дополнительно ущемляет их права, которые были уже ущемлены ФЗ РФ 166, 167, 173.

Законопроект о повышении пенсионного возраста в России может быть рассмотрен Госдумой в первом чтении уже в июле. Предполагается, что в силу закон вступит 1 января 2019 года. Объясняя необходимость претворения в жизнь непопулярной меры, власти ссылаются на увеличивающуюся продолжительность жизни в России и опыт других стран. Какой конкретно методикой руководствовались авторы документа в своих расчетах, остается неясным. Эксперты считают, что многие важные социально-экономические критерии были проигнорированы.

Основные параметры реформы и пояснения властей

В соответствии с законопроектом, пенсионный возраст для мужчин будет увеличен с нынешних 60 лет до 65 лет к 2028 году, для женщин — с 55 лет до 63 лет к 2034 году. Повышение планируется проводить поэтапно. При этом реформа затронет мужчин 1959 года рождения и младше и женщин 1964 года рождения и младше. В пояснительной записке отмечается, что действующий пенсионный возраст был закреплен в 1928 году, когда продолжительность жизни в РСФСР составляла 43 года. «К настоящему времени продолжительность жизни россиян в целом значительно увеличилась», — пишут авторы записки.

Данный аргумент является главным для Минтруда — ведомства, назначенного ответственным за реализацию реформы. Как сообщили DW в пресс-службе министерства, «если в 1970 году было 3,7 человек трудоспособного возраста на одного пенсионера, к 2019 году этот показатель составит примерно 2 человека. Нагрузка на работающих будет увеличиваться и дальше — количество работающего населения ежегодно сокращается на 0,4 млн человек, количество выходящих на пенсию составляет ежегодно 1,5-1,6 млн человек».

Продолжительность жизни и пенсионный возраст: игра на опережение?

Статистические данные по актуальной и ожидаемой продолжительности жизни ложатся в основу реформы. Росстат приводит три варианта прогноза — низкий, средний и высокий — до 2035 года. Согласно низкому прогнозу на текущий год, средняя продолжительность жизни мужчин составит 67,5 года (68,6 — при высоком прогнозе), женщин — 77,4 года (78,3 — при высоком). Особое возмущение в обществе (акции протеста против реформы прошли 1 июля по всей России) вызывает тот факт, что средний срок жизни мужчины всего на 2,5 года превышает новый пенсионный возраст.

Авторы реформы ориентируюися на те показатели, которые им удобны

Однако же, как отмечают авторы реформы, следует ориентироваться не на текущие показатели, а на перспективу на ближайшие 17 лет. Здесь пессимистичный и оптимистичный прогнозы Росстата серьезно расходятся. Согласно первому, средняя продолжительности жизни мужчины составит 70,3 года, женщины — 79,3 года. Согласно «высокому» прогнозу, мужчины будут в среднем доживать до 78,6 лет, женщины — до 85,7.

Вероятно, ориентируясь на этот прогноз, министр труда и социальной защиты России Максим Топилин заявил в интервью «Известиям», что «нужно плавно повышать пенсионный возраст, потому что к 2030 году рост продолжительности жизни и продолжительность жизни после достижения пенсионного возраста будут увеличиваться».

Высокая продолжительность жизни не гарантирует трудоспособности

Опрошенные DW эксперты полагают, что привязка пенсионного возраста к уровню средней продолжительности жизни некорректна. Так, доктор экономических наук Сергей Смирнов обращает внимание на то, что даже в майском указе Владимира Путина от 2018 года говорится о том, что продолжительность активной деятельности, здорового существования должна составлять в России 67 лет.

Завлабораторией проблем уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Вячеслав Бобков также считает, что в основу реформы следовало бы закладывать не среднюю ожидаемую продолжительность жизни, а степень утраты трудоспособности. «Я нигде не видел исследований, которые были бы посвящены оценке именно этого параметра», — заявил он DW.

Между тем, по словам эксперта, это основной индикатор для определения приемлемого пенсионного возраста, поскольку, если степень утраты трудоспособности будет высокой, если люди будут болеть, то это чревато высоким уровнем безработицы и необходимостью выплат средств по больничным. «К тому же в итоге люди будут быстрее умирать, потому что одно дело болеть на пенсии, другое — при этом работать», — отмечает он.

Готовность рынка труда под вопросом

Говоря о готовности рынка труда к тому, чтобы принять новое количество работающих в высоких возрастных категориях, власти утверждают, что смогут проконтролировать ситуацию.

Государство обещает помогать пенсионерам, но где гарантии?

Как заявили DW в пресс-службе Минтруда, «при увеличении пенсионного возраста усилия государства будут направлены на устранение всех проявлений ограничений при приеме на работу возрастных работников, чего люди давно уже требуют. Государственному надзорному органу — Роструду — будет поручено особенно следить за этим». «Усилить контроль — это не вариант, — говорит доктор экономических наук Сергей Смирнов. — Работодатели против того, чтобы давать гарантии занятости лицам высоких возрастных групп. И рабочих механизмов контроля здесь нет».

Сейчас развиваются гибкие формы занятости, возможно, людям предпенсионного возраста будут предлагать воспользоваться именно ими, но не факт, что они к этому готовы, считает эксперт РАН Вячеслав Бобков. Это, в частности, дистанционная занятость, предполагающая работу на компьютере.

«Многие из тех, кто будет вынужден работать дольше (а это, по оценкам экспертов около 14 млн человек — Ред.), к этому не приспособлены», — говорит он. В традиционном же сегменте неизбежно будет возникать конкуренция с другими возрастными группами. «Ко всему этому следовало проводить тщательную подготовку. Но была ли она?» — задается эксперт вопросом. По его мнению, необходимо было бы пообещать преференции работодателям, например, налогового свойства.

Реформу нельзя проводить без ощутимого повышения уровня доходов

Как заявил министр труда и соцзащиты России Максим Топилин, «главная цель предложений правительства — увеличение размера пенсии как нынешних пенсионеров, так и будущих». Однако это, по мнению экспертов, лукавство. «По сути, принятые решения — это пенсионный дефолт, потому что очевидно: пенсионный возраст повышается из-за того, что Пенсионный фонд и федеральный бюджет не могут справиться с выполнением своих обязательств», — утверждает Сергей Смирнов. По его словам, довольно «смехотворной» выглядит обещанная пенсионерам прибавка в 1 тысячу рублей в год.

К тому же люди, предполагавшие раньше начать получать пенсию, лишатся этого источника дохода (сегодня средняя пенсия составляет около 14 тысяч рублей). «Если бы зарплата поднялась на эти 14 тысяч, тогда можно было бы всерьез говорить о повышении пенсионного возраста», — считает экономист. Начало реформы невозможно без повышения зарплат, соглашается Вячеслав Бобков. «Сегодня активно педалируется, что будет расти пенсия. А как же те, кто останется работать?».

Ответ на этот вопрос дали DW в пресс-службе Минтруда: «Доход от работы всегда выше пенсии». «Это какая-то мантра, аргумент, не выдерживающий критики, — парирует Бобков. — Одно дело я буду получать два источника дохода, другое — один». «Пока я вижу, что реформа не подготовлена», — резюмирует он. Впрочем, эксперт допускает, что под воздействием протестов, которые, по его прогнозу, активизируются после завершения ЧМ-2018, реформа претерпит изменения.

Смотреть видео 02:41

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *