Содержание
Некоторые считают, что старость начинается с того момента, когда человек уходит на пенсию. Но как быть, если приходится уходить «в отставку» уже к 35—38 годам? Стаж работы балерин — 20 лет. Обычно начинают карьеру в 15—17 лет. Казалось бы, в 35 «балетная» жизнь заканчивается? Не всегда. Истории наших героинь показали обратное. Да, они уже не выйдут на сцену, но вся карьера у них — впереди. Несмотря на пластичность их жестов, у балерин несгибаемый характер. Оборотная сторона совершенства — изуродованные пуантами ступни, тренировки у станка по 12 часов, отсутствие сладостей и ужинов. Но все трудности они предпочитают оставлять за кулисами.
Реклама
«Сегодня» узнали, что ждало наших героинь в начале пути и как продолжается их жизнь после ухода со сцены. И хотя у каждой своя судьба, начало — одно: «Я навсегда заболела балетом в 5—6 лет»…
Страшнее всего: диета
Сейчас Анна Соловьева, профессор частного Университета в Сеуле, выпускница Академии балета им. А. Я. Вагановой.
«В балетную школу меня привела мама, — вспоминает Анна, — Ей как-то сказали, что у меня «ножки подходящие и координация хорошая». Из тысячи взяли шесть девочек, среди них и меня. Другие плакали, что не поступили, а я — что поступила. Мне даже выдали талончик о том, что приняли, я держала его в руках — и рыдала. Но мама успокоила, сказала: не понравится — уйдем. Но потом я привыкла.
Самым сложным испытанием для меня оказались не физические нагрузки, а диета! В 13 лет я начала набирать вес, как многие подростки. Специальной диеты нет, нужно просто меньше есть. Один день — только завтрак, второй — только обед. Остальное — вода. Был момент, когда меня сломали, я потеряла уверенность в своих способностях. Но это не помешало окончить самую престижную академию СНГ, которую мы называли «Вагановка». Любовь к балету оказалась сильнее любви к себе. Самая большая сложность в профессии — конкуренция. Постоянное ожидание своей, лучшей партии: дадут — не дадут… Я танцевала ведущие партии в «Дон Кихоте», «Жизели», есть что вспомнить и чему научить. Сейчас преподаю классический балет в одном из крупнейших университетов Сеула. Для меня особая гордость, когда мои ученики занимают призовые места на международных конкурсах».
Преподаватель. Сейчас Анна на сцене только ради учеников. Фото: А. Соловьева
Газеты на стопах и летающие тапки
Реклама
Нынче Анастасия Коваленко — основательница балетной школы Asti School в Киеве, тренер ТВ-шоу «Танцуют все» и «Велика різниця по-українськи», постановщик шоу «Виват» цирка Кобзов. До этого была балериной Донецкого академического театра оперы и балета, работала в современном балете Дельсарт.
«В 5-летнем возрасте я попала в городской Дворец культуры во время подготовки к празднику, — вспоминает Ася. — Множество людей в костюмах: бальники, народники, гимнасты. В зале с паркетом и железными станками я увидела изящных девочек в купальниках, выполняющих растяжки. Именно в тот момент мне захотелось так же! Я не мечтала быть примой. Мне всегда нравился сам процесс тренировок, занятий с телом. Первый педагог была чрезвычайно строгой: я рыдала на каждом занятии, но тем не менее работала с удовольствием. Конкретной цели не было, меня просто каждый день, кроме воскресенья, водили на занятия. В 7 лет меня приняли в «хореографичку», потом в балетную школу В. Писарева, на другом конце города. Я благодарна родителям за постоянную поддержку и любовь. Они подстраивали свои рабочие графики, чтобы успевать меня отвозить туда после обычной школы. Занятия длились с 15:00 до 20:00. И никто не думал: «Сложно ребенку, переутомляется». Уроки делали в раздевалке, в транспорте, на переменах».
Коллеги Аси. Любимый шоу-бизнес вдохновляет. Фото: А. Коваленко
«Мне нравилась строгость и жесткость, это дисциплинирует, — объясняет балерина. — Да, получали и по задницам, и тапки в нас летели. Наверное, только рояль не летел! На пуанты поставили, когда были готовы ноги, и первые же пуанты съела собака. Сейчас столько защит, вставок в пуанты, такая нежность с ногами балерины. Мы же еще газетой обматывали стопы или трико вкладывали в «стакан» (часть носка в пуантах). В мастерской Н. Гришко (создателя знаменитого бренда профессиональной танцевальной обуви Grishko) тогда по нашим ногам лекала для своих моделей создавали».
Благодарные ученики. Ася работает ради них. Фото: А. Коваленко
«Еще в 11-м классе мне предложили работу артистки балета, — вспоминает Ася. — Это была хорошая школа жизни для молоденьких балерин. Нас, детей, посылали буквально на все танцы, ставили на все замены. Балеринам постарше не хотелось лишний раз танцевать, нас бросали на амбразуру. И за водой посылали, и вместо помощи порой просто отмахивались — мол, барахтайся сама. Но это первый год взрослой жизни. Такое отношение к новичкам везде. Дело не в профессии, а в людях».
Реклама
После травмы ноги, что часто бывает в балетном мире, у Аси началась карьера хореографа в Киевском институте культуры. Сейчас она не скучает по сцене: там выступают ее ученики. После родов Анастасия не забросила любимое дело и стала хореографом в проекте «Танцуют все»: занималась с участниками в тренировочных лагерях, создавала постановки, готовила к выступлениям почти во всех сезонах.
«Мне нравится процесс подготовки, постановка танца, создание хореографического рисунка. Мы работали со многими, но сейчас моя любимица — Злата Огневич. Она старается не пропустить ни одной тренировки. Даже из аэропорта сразу ко мне, если есть свободное время», — с гордостью говорит Ася.
114 лет со дня рождения легендарного Сержа Лифаря: «Я украинец и этим горжусь»
Сегодня для балерины главное — ее собственная балетная школа.
«Мне хотелось создать настоящую балетную империю, чтобы лучшие танцоры не уезжали за границу, а оставались здесь. Мы в свое время работали за идею, а сейчас важен ценник».
Сегодня школе 8 лет, на ее счету — сотни учеников и десятки выигранных конкурсов.
«Дети — как пластилин. Из них можно и нужно лепить красоту, — считает Ася. — Мы работали со всеми — и с очень развитыми, и с теми, на кого смотришь и понимаешь: ножки не балетные, ручки не гнутся, спинка сутулая… Но кто из них потом достигнет успеха — каждый раз загадка! В балете важен талант, но главное — желание и готовность работать. Отдавать на балет можно в любом возрасте, но не нужно распыляться, как сейчас модно. Нужно расставить приоритеты, и если выбор в пользу балета — выбирать систематические занятия».
У Анастасии подрастают дочь и сын.
«Я очень благодарна мужу, который взял на себя воспитание детей. Конечно, я с ними стараюсь проводить все свободное время, но его мало. Оба ребенка играют на скрипке, и недавно я пошла на отчетный концерт. Даже расплакалась, так это трогательно! Уроки, скрипка, карате у сына и графика у дочери — все на муже, — говорит Ася. — Нужно отдать ему должное, наши дети растут без гаджетов: телефонов, планшетов. Балетом занимались, но недолго. Я не стала заставлять. Балет может быть только по желанию».
Реклама
Анастасия на занятиях с малышами. Фото: А. Коваленко
Уродливые пальцы нужно прятать за кулисами
Популярный в мире тренер по классическому балету Майя Думченко дает мастер-классы в США, Европе и Южной Корее. А еще — выступает солисткой Мариинского балета в Санкт-Петербурге.
«Моя мама-пианистка заметила, что я хорошо импровизирую в танце под эстрадную музыку, — делится Майя. — Тогда мне было всего 5 лет. Было начало 80-х, при Домах пионеров были танцевальные кружки, в которых работали педагоги из академических театров. Занятия приносили удовольствие, и к первому классу я уже понимала: хочу быть балериной. Психологического прессинга я никогда не встречала, но многие уходили из-за невыносимой физической нагрузки. Стекло в пуантах тоже миф. Да, особой дружбы между балеринами нет, каждая ведь хочет получить лучшую партию. Но я в классе была первая и этого не чувствовала. Соперничество — это хорошо. Когда все одинаковые, не на кого глаз положить».
А вот о той самой «обратной стороне» профессии Майя, как и все балерины, предпочитает не говорить:
«Я не приветствую фото, где открывают эту сторону нашей профессии — изуродованные пуантами пальцы, изможденное тело… Да, могут быть мозоли, но это не так страшно. И зрителю нужно показать красоту, и не марать пачку в грязи. Балерины должны это оставлять за кулисами, а не демонстрировать на YouTube».
Для зрителя – только красота. Фото: из архива М. Думченко
«День ведущей солистки академического театра Мариинки и день артистки кордебалета проходит по-разному, — рассказывает Майя. — К ведущей партии — другие требования. Например, солист может не прийти на ежедневный урок в день спектакля. Но, как правило, с утра — занятия классикой. Вот в Южной Корее в день спектакля вообще не танцуют на репетициях — настраивают себя на вечер. Большая часть жизни проходит в театре, на гастролях. Естественно, что выбираешь пару среди окружения. Это не обязательно танцор балета — может быть музыкант из оркестра, оперы. Всегда немного удивляет, если балерина выходит замуж, например, за врача или инженера. Мой муж — танцор балета. Детей балерины тоже рожают. Да, в 80-е нас иногда отговаривали хореографы — мол, «потом в форму не вернешься».
Ничего подобного! Вернешься, если захочешь. И детей родишь, и танцевать будешь. Но не балетом единым живут танцоры. Кто-то после «ухода» получает профессию юриста, кто-то экономиста, кто-то учится администрированию… Многие идут в модельный бизнес, где неплохо подрабатывают, или дают частные мастер-классы. Карьера же балерины заканчивается после 20 лет стажа. С ведущей солистки — в кордебалет, потом — пенсия. Солистка может уйти на пенсию раньше — после 15 лет стажа, в кордебалете — после 20.
Классическая «вагановская» балетная школа настолько востребована в мире, что дома Майя почти не бывает — летает по всему миру, иногда солирует в ведущих театрах мира.
В объективе А. Китаева, 1998 г. Фото: из архива М. Думченко
Поколение NEXT: победа на ЧМ по танцам
13-летняя Лиза Лазовская, ученица Киевского государственного хореографического училища, начала заниматься балетом в 3,5 года.
«На танцевальный кружок в ДК меня привела бабушка, когда мы еще жили в Симферополе, — вспоминает юная балерина. — Мне всегда нравилось в балете то, что я могу передать танцем через тело любую эмоцию и чувства. Я могу говорить с людьми языком пластики тела».
Когда семья перебралась в Киев, Лиза начала посещать более серьезные балетные кружки, частные танцевальные школы и участвовать в конкурсах для начинающих танцовщиков.
«Но самые важные для меня, наиболее запомнившиеся победы — это безусловно, чемпионат мира по танцам, проходивший в прошлом году в Испании, в городе Сиджес, — говорит Лиза. — Там я заняла первое место в категории «современный танец». Также для меня ценна Хореографическая ассамблея им. Н. Скорульской, где я заняла первые места в классическом и современном танце. Но наиболее ценное достижение из всего этого — гран-при от Екатерины Кухар и Александра Стоянова, известными своей требовательностью».
Ранняя пташка. Танцевать девушка начала с 3,5 лет в кружке при Доме культуры. Фото: Л. Лазовская
Лиза с увлечением рассказывает и о том, как уже выступала на большой сцене Национальной оперы Украины им. Т. Шевченко, где танцевала «Вальс цветов» в «Спящей Красавице» и «Танец Амурчиков» в «Дон Кихоте».
«Самое сложное не опускать руки, когда что-то не получается, а продолжать учиться и работать над собой, — делится «прозрачная», изящная девчушка. — Нужно уметь правильно реагировать на то, что тебе говорят окружающие, а говорят разное. И педагоги ругают часто, и знакомые говорят, мол, балерина не профессия. А еще тяжело было вначале растягиваться — у меня не очень мягкие мышцы. Но я всегда знаю, ради чего занимаюсь, и терплю».
О своей балетной мечте Лиза говорит с особым увлечением:
«Мечтаю продолжить обучение в одной из лучших балетных школ и солировать на сцене ведущих оперных театров всего мира».
«Знаю, для чего терплю». Лиза мечтает солировать. Фото: Л. Лазовская
Основы старой, советской школы
Сейчас Людмиле Бариновой уже 57 лет. Танцует она с 6 лет: поступила в балетный интернат, хореографическое училище и даже получила степень магистра в Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. Карьера балерины началась с 16 лет, а закончилась к 36.
«В балете важна самодисциплина, — объясняет нам представительница старой, советской школы. — В настоящей балетной школе посредственности не место, каждый ученик это понимает и каждый боится отчисления. Например, старая, советская балетная школа уделяла особое внимание становлению характера. В нас воспитывали волю через сдержанность во внешнем образе: прическа всегда должна быть идеальной, никаких сережек, завязки пуантов туго затянуты. Современная балетная школа делает акцент на физических навыках и «ломает» тело. Сейчас главное, чтобы растяжка была, а что при этом волосы неопрятные — неважно.
Официальных ограничений по росту в балете не существует, но с крупными балеринами партнеру танцевать сложнее. Она будет словно Гулливер среди лилипутов. Но в 1990-е крупных девушек брали, тогда вообще кризис был! Сейчас балетные стандарты вернулись к среднему росту. После школы я набрала аж 4 кг, весила целых 47 кг. Несмотря на то, что я всегда ограничивала себя в сладком и газированных напитках.
Конечно, во времена юности мне хотелось танцевать больше ведущих партий в классическом репертуаре. Но профессионализм и заключается в том, чтобы добиться от тела полного послушания, быть в форме в любое время суток. Балерина должна владеть любой техникой: танцевать классику на пуантах или модерн босиком. Но вершина в балете, для меня лично, когда тебя признает не дирекция, а публика. Когда на балет приходят именно из-за твоего имени в афише. Когда ты танцуешь партию, о которой мечтала с детства. Когда 46-летнюю Уланову вместе с авто в Лондоне несли на руках после того, как она станцевала 13-летнюю Джульетту. Конечно, такой славы достойны только гении. Но и я любила выходить на бис после закрытого занавеса».
Сейчас Людмила работает в филиале Академии Русского балета в Сеуле (Южная Корея). Работает по контракту, передает основы классической хореографии и классический балет:
«Да, наша танцевальная карьера может и закончиться после 20 лет стажа. Но балеринами мы быть никогда не перестаем».
Напомним, ранее известная украинская балерина Екатерина Кухар рассказала о приметах перед спектаклем: «Никогда не возвращаюсь обратно в гримерку».
Реклама
Источник: Сегодня