Перечень особо ценного движимого имущества

Особо ценное имущество в бюджетных учреждениях

А. Гусев

Журнал «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера» № 7/2015

Комментарий к Письму Минфина РФ от 14.05.2014 № 02-07-07/27504.

Бюджетные учреждения при ведении финансово-хозяйственной деятельности обязаны учитывать различные ограничения, связанные с отчуждением или приобретением имущества, возникновением или прекращением различных обязательств. Одним из таких ограничений является необходимость обязательного согласования с соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, возможности совершения «крупных сделок».

Согласно ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия органа, осуществляющего функции и полномочия его учредителя.

Под крупной сделкой понимается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), с его передачей в пользование или залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Напомним, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). В силу ст. 154 ГК РФ сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух (двусторонняя сделка) либо трех сторон или более (многосторонняя сделка).

Исходя из ч. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним названный лицом или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему указанным лицом на приобретение такого имущества, и недвижимым имуществом.

Остальным имуществом (особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности, и иным движимым имуществом) учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Однако, как мы отмечали выше, если стоимость данного имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, сделка по его отчуждению, передаче в пользование (например, в аренду) или залог подлежит обязательному согласованию с учредителем.

В соответствии с п. 2 Инструкции № 157н бюджетные учреждения должны вести бухгалтерский учет согласно требованиям Бюджетного кодекса, Закона о бухгалтерском учете, Инструкции № 157н и иных нормативно-правовых актов РФ, регулирующих названный учет.

В силу п. 4 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается исходя из бюджетного законодательства РФ.

Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н (далее – Инструкция № 33н), определен соответствующий порядок, предусматривающий представление в составе годовой отчетности баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее – баланс (ф. 0503730)). Согласно п. 13 Инструкции № 33н баланс (ф. 0503730) формируется учреждением (его обособленными структурными подразделениями (филиалами), ведущими бухгалтерский учет) по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Исходя из п. 14 Инструкции № 33н показатели отражаются в балансе (ф. 0503730) в разрезе:

1) видов финансового обеспечения (деятельности) учреждения:

  • субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (графы 3, 7). Напомним, что ранее по данным графам отражались субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции;
  • субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания (графы 4, 8). Ранее в этих графах указывались субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, собственные доходы учреждения, средства по обязательному медицинскому страхованию. Изменения вступают в силу с отчетности за 2015 год;
  • собственных доходов учреждения, в том числе доходов от оказания услуг (работ), средств по обязательному медицинскому страхованию, средств во временном распоряжении (графы 5, 9). Ранее здесь отражались средства во временном распоряжении. Изменения вступают в силу с отчетности за 2015 год;

2) показателей на начало года (графы 3, 4, 5), на конец отчетного периода (графы 7, 8, 9) и итоговых показателей на начало и конец отчетного периода (графы 6 (сумма граф 3, 4, 5) и 10 (сумма граф 7, 8, 9)).

В графах «На начало года» показываются данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать информации граф «На конец отчетного периода» предыдущего года (заключительный баланс) с учетом на начало отчетного года сведений о реорганизации (в случае ее проведения) или изменения типа учреждения в целях создания бюджетного (автономного) учреждения, иных данных, изменивших показатели вступительного баланса в установленных законодательством РФ случаях.

В графах «На конец отчетного периода» отражается информация о стоимости активов и обязательств, финансовом результате на 1 января года, следующего за отчетным, с учетом проведенных 31 декабря при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бухгалтерского учета.

В комментируемом Письме от 14.05.2014 № 02-07-07/27504 «Об определении размера балансовой стоимости активов для определения размера крупной сделки бюджетными и автономными учреждениями в 2015 году» Минфин отмечает, что к активам учреждения относится в том числе дебиторская задолженность (задолженность перед учреждением, включая задолженность по компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений, возврату ранее произведенных платежей, в том числе в бюджеты, ожидаемые поступления от юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними).

Инструкцией № 33н с учетом изменений внесенных Приказом № 172н, предусмотрено отражение дебиторской задолженности по расчетам по платежам в бюджеты в активе баланса (ф. 0503730), а кредиторской задолженности по доходам, по расчетам с подотчетными лицами – в пассиве баланса (ф. 0503730) начиная с отчетности за 2015 год.

При формировании баланса (ф. 0503730) в составе отчетности за 2015 год отражение дебиторской задолженности по платежам в бюджеты (счет 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты») в активе баланса (ф. 0503730), кредиторской задолженности по доходам (счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам») и расчетам с подотчетными лицами (счет 0208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами») приведет к изменению показателей вступительного баланса на начало отчетного периода (2015 года).

Согласно положениям п. 72 Инструкции № 33н данные об изменении показателей на начало отчетного периода вступительного баланса учреждения (относительно баланса, представленного за предшествующий отчетный год) отражаются в сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

Исходя из вышеизложенного в случаях изменения валюты баланса по основаниям, предусмотренным законодательством (реорганизация, изменение типа учреждения, изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и др.), следует применять показатель актива баланса (ф. 0503730) по состоянию на начало текущего финансового года с учетом данных об изменениях валюты баланса, подтвержденных сведениями об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773). То есть для целей определения размера крупной сделки на 2015 год необходимо сформировать указанные формы отчетов за 2015 год.

В соответствии с ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка, совершенная с нарушением этих требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Напомним, что согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от подобного признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и обладает данным статусом с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (ст. 167 ГК РФ).

Однако надо учитывать, что руководитель бюджетного учреждения несет ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли такая сделка признана недействительной (ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем указанные доходы.

Необходимо отметить, что, поскольку полная материальная ответственность руководителя организации за ущерб, причиненный организации, наступает в силу закона (ст. 277 ТК РФ), работодатель вправе требовать возмещения ущерба в полном размере независимо от того, содержится ли в трудовом договоре с данным лицом положение о полной материальной ответственности (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»).

Напомним, что порядок предварительного согласования совершения федеральными бюджетными учреждениями крупных сделок определяется соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетной организации (п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения»). Для примера рассмотрим Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Минздравсоцразвития РФ, крупных сделок, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 № 1123н (далее – Порядок № 1123н).

В силу п. 4 Порядка № 1123н в целях предварительного согласования совершения крупной сделки учреждение направляет в Департамент имущественного комплекса Минздрава следующие документы:

  • обращение на бланке учреждения о предварительном согласовании совершения им подобной сделки;
  • технико-экономическое обоснование, содержащее информацию о наименовании крупной сделки, необходимости ее совершения, соответствии уставу (предмету, целям и видам деятельности) учреждения, стоимости сделки, условиях ее оплаты и о других существенных условиях ее заключения;
  • мотивированное обоснование выбора контрагента;
  • проект соответствующего договора, содержащий условия совершения крупной сделки;
  • подготовленный согласно законодательству РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, по которому предполагается совершить крупную сделку, произведенной не ранее чем за три месяца до представления отчета, за исключением случаев приобретения федерального имущества;
  • сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы и дат возникновения задолженности с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и отражением статуса данных задолженностей (текущие или просроченные).

Обращение о предварительном согласовании совершения крупной сделки должно быть в установленном порядке подписано руководителем учреждения либо лицом, исполняющим его обязанности. Прилагаемые к обращению документы должны быть подписаны, а копии документов – заверены подписью руководителя либо лица, исполняющего его обязанности, и печатью учреждения.

В представленных документах исправления, подчистки и помарки не допускаются.

Департамент имущественного комплекса Минздрава в течение одного месяца со дня получения обращения о предварительном согласовании совершения учреждением крупной сделки:

а) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к обращению;

б) изучает основания целесообразности совершения данной сделки;

в) подготавливает проект решения о предварительном согласовании совершения указанной сделки или мотивированного решения об отказе в таком согласовании.

Решение об отказе в предварительном согласовании совершения крупной сделки может быть принято в следующих случаях:

  • в представленном обращении или прилагаемых к нему документах выявлены неполные, необоснованные или недостоверные сведения;
  • в результате совершения названной сделки осуществление учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет значительно затруднено или невозможно.

Для муниципальных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов РФ порядок согласования крупной сделки (в том числе срок и форму согласования сделки) должен установить орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Например, порядок предварительного согласования санкт-петербургским государственным бюджетным учреждением совершения подобных сделок установлен Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 10.05.2012 № 48-р.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Приказ Минфина РФ от 29.12.2014 № 172н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н».

Особо ценное движимое имущество — это собственность, в значительной степени облегчающая уставную деятельность предприятия. Данный термин применяется в отношении государственных и муниципальных организаций. В соответствии со статьей 298 ГК РФ, такие предприятия не могут самостоятельно распоряжаться вверенной им собственностью.

Перечень особо ценного имущества

Перечень особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения регламентируется Постановлением Правительства от 26 июля 2010 года под номером 538. С учетом установленных требований к соответствующей собственности относят следующие категории:

  • объекты, балансовая стоимость которых превышает установленный владельцем предел;
  • имущество, значительно облегчающее ведение уставной деятельности;
  • объекты, отчужденные в соответствии с законодательными актами РФ и представляющие культурную ценность.

Подробный перечень особо ценного движимого имущества определяется:

  • федеральными государственными органам в отношении организаций, созданных на базе федеральной собственности;
  • высшим исполнительным органом государственной власти для учреждений, созданных на базе имущества субъектов РФ;
  • местной администрацией для предприятий, сформированных на базе муниципальной собственности.

В данном контексте конкретный перечень особо ценных объектов зависит от деятельности бюджетного предприятия, его собственности и соответствующих правовых актов. В качестве примера можно рассмотреть списки собственности для МЧС и Минздрава.

Постановление Правительства об особо ценном имуществе WORD 35.50 KB

МЧС

Перечень особо ценного движимого имущества для МЧС включает следующую собственность:

  • бронетанковая и автомобильная техника;
  • пожарная, специальная техника;
  • специальное оборудование для ключевых направлений деятельности;
  • станки, силовые установки, подъемные машины и иная техника, необходимая для обеспечения уставных целей;
  • производственные инструменты, бытовые и офисные приборы, вычислительное оборудование.

В указанный перечень входит и иное оборудование, стоимость которого превышает 200 тыс.

Учреждения Минздрава

Для организаций, подконтрольных Министерству здравоохранения, особо ценными объектами, стоимость которых превышает 200 тыс., считаются:

  • машины и оборудование к ним, включая хозяйственный инвентарь;
  • информационная, компьютерная и телекоммуникационная техника.

Помимо указанного перечня имущество подконтрольных Минздраву учреждений включает и иную собственность:

  • компьютеры, периферийное оборудование;
  • измерительная техника, а также оборудование для исследований и испытаний;
  • оптические приборы и фотографическая техника;
  • промышленное, холодильное и вентиляционное оборудование;
  • дыхательные и респираторные аппараты;
  • медицинские инструменты и оборудование.

В данный перечень включают собственность, стоимость которой варьируется от 3 до 200 тыс. рублей. В данном контексте основным ориентиром в определении особо ценного имущества становится его стоимость. Актуальным становится вопрос о ценовых суммах и пределах.

От какой суммы считается?

Ценовой диапазон для определения особо ценного имущества имеет определенные отличия для различных учреждений:

  • федеральные бюджетные и автономные организации — 200-500 тыс. рублей;
  • учреждения регионального уровня — 50-500 тыс. рублей;
  • муниципальные учреждения — 50-200 тыс. рублей.

Списки оборудования и техники, входящие в данный диапазон, определяются соответствующими органами федеральной, региональной и муниципальной власти. Бюджетное учреждение не имеет право самостоятельно определять и списывать особо ценное имущество.

При внесении собственности учреждения в категорию особо ценной, бухгалтер должен руководствоваться правовыми нормами, определенными учредителем организации. Также при составлении списка обращают внимание на использование оборудования.

Это обусловлено основным критерием, определяющим особую ценность объектов — облегчение уставное деятельности организации. Также такое оборудование должно быть движимым.

Вне зависимости от стоимости, в особо ценное имущество не входят помещения, здания и иные объекты недвижимости.

Подписывайтесь
на наш канал Яндекс.Дзен

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение по вопросам отражения в учете особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений и сообщает.

В соответствии с положениями статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Порядок отнесения имущества бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества (далее — ОЦД имущество) установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 538 (далее — Постановление N 538).

В соответствии с Постановлением N 538 виды такого ОЦД имущества могут определяться в отношении федеральных бюджетных учреждений в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов.

Пунктом 4 Постановления N 538 установлены критерии включения имущества в состав ОЦД имущества при определении перечней особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений:

а) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:

для федеральных автономных и бюджетных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей;

для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в интервале от 50 тыс. рублей до 500 тыс. рублей либо государственными органами субъекта Российской Федерации, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. рублей до 200 тыс. рублей либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

б) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с пунктом 1 Постановления N 538;

в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

Таким образом, критерии включения имущества учреждения в состав ОЦД имущества не содержат ограничений в отношении финансового источника его приобретения.

При этом перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.

Обязательные общие требования к бухгалтерскому (бюджетному) учету организациями государственного сектора нефинансовых, финансовых активов (в том числе приобретенных за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности), обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция 157н).

В соответствии с пунктом 238 Инструкции 157н счет 021006000 «Расчеты с учредителем» предназначен для учета расчетов с органом власти, выполняющим функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) бюджетного учреждения, автономного учреждения.

При этом в бухгалтерском учете учреждений на счете 021006000 «Расчеты с учредителем» (421006000, 221006000) учитываются расчеты с учредителем по распоряжению только тем ОЦД имуществом в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости указанного имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться.

В соответствии с пунктом 116 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н, операции по формированию расчетов с учредителем в сумме балансовой стоимости принятого к учету недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным (муниципальным) бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных таким собственником средств, оформляются бухгалтерскими записями по дебету счета 040110172 «Доходы от операций с активами» и кредиту счета 021006660 «Уменьшение расчетов с учредителем».

Таким образом, в бухгалтерском учете учреждений на счете 021006000 «Расчеты с учредителем» (421006000, 221006000) учитывается показатель расчетов с учредителем в объеме прав учредителя по распоряжению особо ценным имуществом в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости ОЦИ# имущества, которым учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться.

Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии и финансовой
отчетности в государственном секторе
С.В. Сивец

Что относят к особо ценному движимому имуществу?

Чтобы понимать, какой же будет перечень особо ценного движимого имущества у бюджетного учреждения, необходимо обратиться к букве закона. Итак, сюда будет включено следующее движимое имущество.

  • Когда ценность имущества, которое числится на балансе, составляет от 50 до 500 тыс. руб. — для автономных предприятий.
  • Для федеральных компаний — от 200 до 500 тыс. руб.
  • Для муниципальных автономных учреждений — от 50 до 200 тыс. руб.
  • Прочие объекты, без которых предприятию будет весьма затруднительно осуществлять свою деятельность.
  • Те ценности, которые могут быть отчуждены лишь в специальном порядке, который устанавливается нормативными документами. Это могут быть ценные коллекции или предметы, которые находятся в государственной собственности.

Особо ценное движимое имущество на предприятиях имеет особый статус. И все относящиеся к нему предметы должны быть включены в учет ОЦДИ и оформлены специальным образом на балансе в собственности организации.

Основные особенности, которые имеет особо ценное движимое имущество:

  • ОЦДИ в бюджетном учреждении будет закреплено за предприятием на условиях оперативного управления;
  • в роли собственника такого имущества будет выступать непосредственно государство, отдельный субъект страны либо же муниципалитет;
  • самостоятельно бюджетная организация не имеет права распоряжаться особо ценным имуществом, для этого потребуется разрешение собственника, который определил право пользования имуществом конкретной организации;
  • бюджетные организации должны отвечать по всем обязательствам относительно управления имуществом, относиться сюда не будет то, которое закреплено собственником.

Относиться же к данной категории особо ценного имущества на предприятии не может та собственность, которая для осуществления основных видов деятельности не предназначена. Кроме этого, и те имущественные ценности, которые были приобретены за те доходы бюджетного предприятия, которые оно получило в результате своей деятельности.

На каждом предприятии перечень ОЦДИ ведется на основе информативности бухгалтерского учета, в котором должны содержаться сведения о полном наименовании объекта, а также указывается его инвентарный номер и балансовая стоимость.

На законодательном уровне существуют специальные нормативные документы и приказы относительно видов ценного движимого имущества и того, кем оно определяется.

  • Государственные органы, которые относятся к исполнительной власти, которые регулируют и определяют деятельность автономных и бюджетных учреждений.
  • Государственная власть на уровне каждой конкретной области, которая контролирует деятельность бюджетных предприятий.
  • Органы местного самоуправления, имеющие отношение к муниципальным бюджетным учреждениям.

Предприятия могут сталкиваться с таким положением, как изменение их типа собственности. В таком случае не может быть произведено отчуждение ценного движимого имущества до тех пор, пока специальный государственный орган власти не выполнит определение порядка видов ОЦДИ.

Распоряжение ОЦДИ

Поскольку самостоятельное распоряжение такой собственностью не разрешено, требуется получить согласие ее владельца, когда появляется такая необходимость. Учредитель должен соответствующим нормативным актом утвердить порядок, согласно которому будет происходить распоряжение таким имуществом.

Чтобы такое разрешение на распоряжение ОЦДИ получить, потребуется составить заявление (делать это можно в произвольном формате, установленной формы не существует). Делает это руководитель предприятия либо же лицо, его замещающее, также свою подпись должен поставить и главный бухгалтер организации.

Список документов

Помимо самого заявления, потребуется приложить список требуемых документов:

  • перечень имеющегося в пользовании предприятия особо ценного имущества;
  • выписка из федерального имущественного реестра относительно конкретной собственности;
  • карта инвентаризации учета объектов основных средств, ее копия;
  • договор сделки, который относится к ОЦДИ, в нем должны быть указаны цена контракта и сроки исполнения обязательств;
  • описательный характер необходимости получения распоряжения ценностями особого характера;
  • записка с пояснениями, в которой должна содержаться информация о том, насколько будет целесообразным данное распоряжение имуществом и что в конечном итоге это принесет для общей деятельности организации;
  • отчетность по бухгалтерии за предыдущий год, имеются в виду прошедшие периоды прошлого года (представляются копии отчетов);
  • при наличии кредиторской либо дебиторской задолженностей — ксерокопии сведений о них, указаны должны быть суммы задолженностей, сроки исполнения обязательств и сами должники.

Вся документация, которая прилагается к заявлению, заверяется директором учреждения либо лицом, имеющим право подписи. Также проставляется печать компании.

Все бумаги представляются учредителю, затем он рассматривает целесообразность такого распоряжения и принимает окончательное решение. На принятие решения будут иметь влияние:

  • насколько четко и достоверно была сформулирована информация в заявлении и прилагаемых бумагах;
  • насколько была обоснована целесообразность распоряжения конкретным имуществом и насколько это может положительно сказаться на деятельности учреждения;
  • соответствие соглашения на распоряжение действующему законодательству;
  • в результате распоряжения не должно наблюдаться отрицательных последствий.

Если хотя бы один из пунктов будет не соблюден, в праве распоряжения будет отказано. И тогда учредитель указывает конкретную причину своего отказа руководителю организации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *