Перекрытие пожарного проезда

В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 года № 123 ‘Технический регламент о требованиях пожарной безопасности’, для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов.

Требования к устройству проездов и подъездов для пожарной техники содержатся в своде правил СП 4.13130.2013 ‘Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям’.

По правилам, подъезд пожарных автомобилей, с двух продольных сторон, должен быть обеспечен к многоквартирным жилым домам высотой 28 и более метров (10 и более этажей).

Только с одной стороны подъезд пожарных автомобилей может быть обеспечен в случаях:

– меньшей высоты, чем указано выше-

– двусторонней ориентации квартир-

– устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.

Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты должна составлять не менее:

– 3,5 метров – при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно-
– 4,2 метра – при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно-
– 6,0 метров – при высоте здания более 46 метров-

При этом, в общую ширину противопожарного проезда, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду. Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения следует принимать для зданий высотой до 28 метров включительно – 5 – 8 метров, для зданий высотой более 28 метров – 8 – 10 метров.

При устройстве тупиковых проездов, они должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров, а их максимальная протяженность не должна превышать 150 метров.

Отдельно следует остановиться на проходах, используемых пожарными при тушении пожаров и проведении спасательных работ. Нормы предусматривают устройство сквозных проходов через лестничные клетки в зданиях и сооружениях, которые необходимо располагать на расстоянии не более 100 метров один от другого.

Требования к содержанию проездов и подъездов для пожарной техники к зданиям и сооружениям регламентируются Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, в соответствии с которыми дороги, подъезды и проезды к зданиям, пожарным гидрантам должны содержаться в исправном состоянии, обеспечива ющем доступный проезд для пожарной техники. Кроме этого, Правила противопожарного режима в Российской Федерации запрещают стоянку автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, на разворотных и специальных площадках для установки пожарно-спасательной техники.

Дополнительно сообщаем, что статьей 20.4. КоАП РФ, за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа: на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей- на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей- на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Пожароохранная сигнализация не спасет загоревшееся здание, если к нему не смогут подъехать пожарные машины. Доступ к зданию перекрывают, как правило, сами собственники или арендаторы, пытаясь защитить себя от воров и других нежданных гостей. Мало кто знает, что несанкционированное перекрытие проезда пожарных машин к зданиям и сооружениям наказуемо.

За перекрытие проезда к зданию или сооружению, к которому не смогли приблизиться пожарные расчеты, на должностных лиц налагается административный штраф от 500 до 1000 руб., на юридические лица — от 5000 до 10 000 руб. Такая ответственность предусмотрена ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ.

Кого могут наказать

Ответственность за пожарную безопасность объектов частной собственности (индивидуальных жилых домов, дач, садовых домиков, гаражей, надворных построек и др.) несут их владельцы, а при аренде зданий, сооружений, помещений, установок — арендаторы.

Если речь идет о многоквартирном доме, в котором избрана управляющая компания, ответственная за эксплуатацию общего имущества, ответственность за обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности возлагается на нее. Это следует из ст. 37 Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Согласно части 2 этой статьи ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. К последним, в частности, относятся руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Требования к пожарной безопасности установлены и в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее — Правила). Они обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства (п. 1 Правил). В пункте 23 Правил закреплено, что дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны всегда быть свободными для движения пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны. На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.

За что накажут

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ, может выражаться как в противоправном действии (в парковке автомобилей, мешающей проезду пожарных машин, или установке бетонных плит для воспрепятствования проезда «чужих» машин из соседних дворов или сквозного проезда), так и в бездействии (неустранении должностным лицом помех на дороге для проезда пожарных машин, иной техники, если это входит в его обязанности).

К ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ привлекают не только в ситуации, когда не удалось проехать к месту конкретного пожара, но и при обнаружении уполномоченным лицом препятствия для проезда. Так называемую профилактику нарушений путем проверки соблюдения правил пожарной безопасности проводят государственные инспекторы по пожарному надзору.

Перекрытие проездов обычно встречается на территориях новостроек. Проезды перекрываются железобетонными блоками, металлическими заборами, столбами. Отвечают за это самоуправство собственник, арендатор, управляющая компания, даже если возведенные баррикады установлены без их ведома.

Организации по обслуживанию жилого или нежилого фонда обязаны обеспечивать свободный подъезд к люкам смотровых колодцев и узлам управления инженерными сетями, а также к источникам пожарного водоснабжения (пожарным гидрантам, водоемам), расположенным на обслуживаемой территории. Об этом говорится в п. 3.6.4 Правил. Если такая обязанность надлежащим образом не исполнена, есть состав административного правонарушения. Причем нарушителю не помогут доводы об отсутствии вины в его совершении. Дело в том, что рассматриваемое нарушение может быть совершено как виновно, так и по неосторожности (не знали, не осознавали, но должны были предполагать, что деяние противоправно). Об этом необходимо помнить, принимая решение об охране собственной или арендуемой территории.

В подобных ситуациях суды полностью соглашаются с пожарным надзором, привлекая виновных к ответственности за неисполнение обязанности по обеспечению свободного проезда и подъезда для пожарной техники (Определение ВАС РФ от 24.12.2008 № 16899/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.06.2009 по делу № А43-26616/2008-43-364, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по делу № А43-26616/2008-43-364).

Когда территория с объектом недвижимости передана в аренду, в пользование, может возникнуть вопрос, кто ответствен за расчистку путей подъезда. Ответ следует искать в договоре. Если договором ответственность переложена на плечи арендатора (пользователя), отвечать придется ему. Напротив, если стороны в договоре не упомянули об этом, груз ответственности ложится на собственника.

В любом случае органы пожарного надзора, выявив нарушение, будут искать собственника или владельца территории. И если обязанность по обеспечению пожарной безопасности передана другим лицам, претензии предъявят им.

На практике юристы предусмотрительно включают в договор условие, в соответствии с которым при предъявлении претензий к собственнику со стороны контролирующих или надзорных органов последний, например, оплатив штраф, имеет право требовать от ответственного нарушителя возмещение понесенных расходов. Такое условие не раз спасало собственника, не причастного к нарушению. Подобную ответственность рекомендуется возлагать на пользователя по отношению ко всем правилам безопасности и охраны, включая санитарно-эпидемиологические, природные и экологические.

Это важно!

Пример условия договора о возложении ответственности на пользователя:

«Пользователь обязан содержать помещение и территорию в полной исправности и надлежащем санитарном состоянии в течение всего срока действия договора. Соблюдать и обеспечивать в помещении и на территории требования санитарно-эпидемиологического надзора, Госпожарнадзора и иных отраслевых правил и норм, установленных для предприятий данного вида деятельности. Нести ответственность за пожарную безопасность в помещении и на территории. Соблюдать в процессе своей деятельности законодательство об охране природной и экологической безопасности. Нести полную материальную ответственность за несоблюдение требований нормативных правовых и иных актов, регламентирующих порядок охраны и природопользования».

Для обеспечения безопасности жильцов многоквартирных, а в больших городах, мегаполисах, таких как Москва с Санкт-Петербургом, еще и высотных домах; работников, сотрудников предприятий/организаций, многочисленных посетителей, находящихся в многоэтажных зданиях общественного назначения – офисных, торговых, деловых, развлекательных, административных центрах, возможность беспрепятственного подъезда к ним спецтехники пожарных подразделений МЧС России крайне востребована.

В зависимости от конкретной ситуации, не менее важна, буквально жизненно необходима, как и правильно организованная, технически обеспеченная автоматическими системами оповещения безопасная эвакуация, наличие воздушно-пенных, углекислотных или порошковых огнетушителей, исправность, укомплектованность ПК, работоспособность АПС и АУПТ.

Свободные пути следования людей – не загроможденные старой мебелью, грудами ненужной документации коридоры, лестничные клетки запасных выходов, незакрытые на навесные/врезные замки двери; ключи от которых имеются неизвестно где.

Нормы

Казенная, уже не вызывающее должного эффекта, фраза о том, что требования безопасности, в том числе пожарной, образно говоря, написаны кровью самих жертв, не выполнявших, не соблюдавших их случайно или из-за халатности, безалаберного, наплевательского отношения к любым ограничениям собственного «Я»; в данном случае неприменима к большинству ситуаций, связанных с пожарным проездом к горящим зданиям, сооружениям.

Как правило, когда пожарные подразделения не могут выполнять свои обязанности по установке автомобилей на гидранты, развертывать необходимые действия по экстренной эвакуации людей из окон здания, заполненного ядовитыми продуктами процесса горения, в котором находится очаг огня, и продолжается его стремительное распространение, то виноваты в этом обычно другие люди:

  • Проектировщики, обожающие вести так называемую точечную застройку «старых» микрорайонов, реконструкцию зданий с расширением их габаритов из-за различных пристроек, устройства/установки ранее не предусмотренных малых архитектурных форм, детских/спортивных площадок. И все это без учета существующих пожарных разрывов, проездов, площадок для разворота, установки специальной техники.
  • Работники местных администраций, направо и налево выдающие разрешения/согласования о возможности установки/строительства так нужных населению в шаговой доступности киосков, палаток, павильонов по розничной торговле ежедневно необходимых товаров, включая фальсифицированный алкоголь типа «боярышник де люкс». А то, что эти сооружения временного или капитального характера очень часто значительно уменьшают ширину пожарного проезда, подъезда к расположенным неподалеку зданиям, или делают движение по нему вовсе не возможным делом, так кто об этом знает, помнит в каждодневных неусыпных заботах об электорате.
  • Не думающие ни о ком, кроме себя и своих сиюминутных интересов, жильцы дома, сотрудники, дежурный персонал, многочисленные посетители горящего здания, припарковавшие личные автомобили по неистребимой, наглой привычке так, что, как говорится, не пройти – не проехать уже никому.

Раньше необходимость обеспечения проходов, проездов к зданиям/сооружениям, строениям в части обеспечения ПБ регламентировала ст. 67 ФЗ № 123 от 22.07. 2008. Многие специалисты, считающие себя экспертами пожарного дела с настойчивостью, достойной лучшего применения, продолжают цитировать ее требования. Но, вот в чем проблема – данная статья «Технического регламента о требованиях ПБ» отменена еще с 12.07.2012. Вот такой казус случился.

В чем причины такого решения автору статьи не доводили, а понять мотивы ему не удалось.

Пожарный проезд (агитация)

К счастью, хоть в ст. 90 этого же закона, регламентирующей обеспечение деятельности подразделений МЧС, осталось пусть и декларативное упоминание о том, что для зданий/сооружений обязано быть обеспечено устройство:

  • Пожарных проездов/подъездных путей для пожарной техники, которые должны быть специально выполненными для этих целей или совмещенными; т.е., по-видимому, имеются существующие проспекты, улицы, переулки, а также дороги, разворотные площадки, парковки внутри дворов жилой и общественной застройки городов, поселков.
  • Средств подъема бойцов пожарных подразделений на кровлю зданий/сооружений. Надо думать, это речь идет о наружных пожарных лестницах.
  • Противопожарного водопровода, сухотрубов и пожарных резервуаров (емкостей). Ну, хоть о пожарных гидрантах и водоемах там, где нет централизованной системы водоснабжения не забыли.

Правда, остался не отмененным давнишний, переживший даже перестройку, СНиП 2.07.01-89*, знакомый всем сотрудникам пожарной охраны, занимающимся нормативно-технической деятельностью, а также проектировщикам. В 2010 году, видимо, за заслуги в деле обеспечения ПБ, его еще назвали СП 42.13330.2010, оставив практически в неизменном виде. Поэтому до 2013 года он один и мог выдвигать требования по обеспечению пожарных проездов к зданиям/сооружениям в застройке городских и сельских поселений.

В стороне не остались лишь власти столицы, знающие о проблемах в застройке, где с 1999 года такие требования существуют в МГСН 1.01-99, также известным как ТСН 30-304-2000 г. Москвы, регламентирующий нормы/правила проектирования планировки/застройки.

Лишь в 2013 году появился новый документ, устанавливающий жесткие комплексные требования к ограничению распространению пожара на любых защищаемых объектах. Это СП 4.13130.2013, в нем в главе 8 весьма подробно изложены требования того, как должен быть спроектирован, устроен проезд пожарной техники к зданиям на стадии проектирования, строительства, а также реконструкции.

В частности, он должен быть обеспечен:

  • Вдоль всего здания многоквартирного жилого дома с двух сторон, если его высота равна или более 28 м. На практике, это стандартная 9-этажная блок-секция, различные серии проектов которой построены в стране от Калининграда до Владивостока.
  • Со всех сторон, если это здания детского дошкольного заведения, больницы, дома для престарелых/инвалидов или спальный корпус детского интерната, а также средних школ, гимназий, технических и гуманитарных колледжей и училищ.
  • К цехам, складам, различных технологическим установкам, резервуарам хранения промышленных предприятий: с одной стороны здания/сооружения, если их ширина не превышает 18 м; с двух – при ширине больше 18 м, а также если имеется незастроенная внутренняя территория – двор.
  • Со всех сторон, если здание имеет общую площадь застройки больше 10 тыс. кв. м. или ширину более 100 м.

Ширина

А также четко определена минимальная необходимая ширина пожарного проезда в зависимости от высоты здания, сооружения:

  • Если меньше 13 м, то 3,5 м.
  • От 13 до 46 м – 4,2 м.
  • Выше 46 м – не менее 6 м.

Не забыты и традиционные нарушители требований обязательного наличия пожарного проезда. Так, на территории любого загородного поселка, объединяющего любителей работы в огороде, саду или отдыха на даче, ширина всех (!) улиц обязана быть не меньше 7 м, а проездов – 3,5 м; что позволит пожарным подразделениям беспрепятственно и быстро добраться до любого дома, строения на каждом участке, приступить к тушению.

Какая ширина установленадля проезда пожарной техники к зданию многоквартирного жилого дома высотой 9 этажей (28 метров) в соответствии со СНиП 2.07.01-89*, так как многоквартирный дом строился и введен в эксплуатацию на момент действия данного СНиП.

Сообщаю Вам следующее:

Минимальная ширина пожарного проезда для здания высотой 28 метров составляет 4,2 метра.

Основные требования к устройству пожарных проездов для зданий высотой до 50 метров содержатся в СП 4.13130.2013, для производственных объектов также действуют специальные нормы, закрепленные в ст. 98 Технического регламента о пожарной безопасности.

Ширина проезда зависит от высоты здания, но в любом случае не может быть меньше 3,5 метра. Проезды должны располагаться на определенном расстоянии от стен зданий, оно не может быть меньше 5 метров.

Обоснование:

Минимальная ширина

  • 3,5 метра — для зданий высотой до 13 метров включительно;
  • 4,2 метра — для зданий высотой от 13 до 46 метров включительно;
  • 6 метров — при высоте здания более 46 метров.

Приказ МЧС России от 24.04.2013 N 288 (ред. от 18.07.2013) «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (вместе с «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям») {КонсультантПлюс}
Готовое решение: Какими должны быть пожарные проезды к зданиям и сооружениям (КонсультантПлюс, 2018) {КонсультантПлюс}

Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги ЛИНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.

Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов, подготовленных с использованием СПС КонсультантПлюс, по вопросу

Ответ подготовил эксперт Линии консультаций

Кожина Снежана Римовна

Ответ актуален на 08.08.2018.

Вопрос недели: Ширина для проезда пожарной техники к зданию многоквартирного 9-этажного жилого дома.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *