Перерасчет в связи с временным отсутствием потребителя

Порядок перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении

В соответствии с разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.
Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее — заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:
а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);
г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;
е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;
ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
и) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;
к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.
Исполнитель вправе снимать копии с предъявляемых потребителем документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

В соответствии с пп. «д» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку:

— правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги,

— правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней)

и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.

Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии). В случае если проведение такой проверки непосредственно при обращении потребителя невозможно, проверка может производиться в срок, определенный по договоренности потребителя и исполнителя, но не превышающий один месяц со дня обращения потребителя. Документы по результатам проверки предоставляются потребителю способом, согласованным потребителем и исполнителем, не позднее пяти рабочих дней после завершения такой проверки.

Таким образом, по вопросу неправильного начисления по квитанции надо обращаться к исполнителю коммунальных услуг.

На вопрос отвечает заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства края — начальник управления по работе с населением, средствами массовой информации и межведомственного взаимодействия Полина Шутова.

Порядок перерасчета платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).

Перерасчет платы за отопление производится в случаях:

1) непредставления коммунальной услуги в расчетном периоде;

2) предоставления некачественной коммунальной услуги в расчетном периоде.

! Не подлежит перерасчету плата за отопление при временном отсутствии потребителя в жилом помещении, плата за отопление на общедомовые нужды.

Перерасчет платы за отопление производиться только в случаях, когда многоквартирный дом:

– не оборудован общедомовым прибором учета (далее – ОДПУ) тепловой энергии;

– оборудован ОДПУ и не все жилые или нежилые помещения многоквартирного дома оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

При предоставлении коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества размер платы подлежит уменьшению на размер платы, рассчитанный суммарно за каждый период (день) предоставления коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества.

Требованиями к качеству предоставления услуги отопления являются:

1) бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода;

2) обеспечение нормативной температуры воздуха:

– в жилых помещениях – не ниже +18 °C (в угловых комнатах – +20 °C);

– в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (– 31 °C и ниже) – в жилых помещениях – не ниже +20 °C (в угловых комнатах – +22 °C).

3) обеспечение необходимого давления во внутридомовой системе отопления.

Допустимые отклонения качества

коммунальной услуги по отоплению

Порядок изменения размера платы

по отоплению

превышение нормативной температуры – не более 4 °C;

допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) – не более 3 °C;

снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается

за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период, за каждый градус отклонения температуры

Пример перерасчета размера платы за отопление при снижении нормативной температуры воздуха при отсутствии ОДПУ тепловой энергии:

Параметры

Ед. изм.

Значения

норматив потребления тепловой энергии на отопление

(Гкал / кв. м в мес.)

0,0359

тариф на тепловую энергию

(руб./Гкал)

1 639,74

общая площадь жилого помещения (квартиры)

(кв. м)

температура воздуха в жилом помещении, в котором отсутствуют угловые комнаты

(°С)

продолжительность снижения температуры воздуха в жилом помещении

(дн.)

количество дней в месяце

(дн.)

1) Количество тепловой энергии, потребляемой в месяц в жилом помещении, исчисленной из норматива потребления, составляет 1,9386 Гкал (0,0359 Гкал * 54 м2 = 1,9386 Гкал). Ежемесячный платеж по жилому помещению (без снижения) составляет 3 178,80 рублей (1,9386 Гкал * 1 639,74 рублей = 3 178,80 рублей).

2) Температура воздуха в жилом помещении, согласно акту обследования, составляет:

– в ночное время – 13°С;

– в дневное время – 13°С.

3) Отклонение температуры воздуха в жилом помещении составило:

– с 0.00 до 5.00 часов (ночное время) – 2°С (18°С – 3°С – 13°С = 2°С), где:

18°С – нормативная температура воздуха в жилом помещении;

3°С – допустимое снижение нормативной температуры воздуха в жилом помещении в ночное время суток;

– с 5.00 до 0.00 часов (дневное время) – 5°С (18°С – 13°С = 5°С).

4) Процент снижения платы за отопление по жилому помещению за день составит 15,75 % (1,5% + 14,25% = 15,75 %), где:

– с 0.00 до 5.00 часов (5 часов) – 1,5 % (2°С * 0,15 % * 5 часов = 1,5 %);

– с 5.00 до 0.00 часов (19 часов) – 14,25% (5°С * 0,15 % * 19 часов = 14,25 %);

5) Снижение размера платы за коммунальную услугу по отоплению ненадлежащего качества в жилом помещении составит 242,26 рубля (3 178,80 рублей * 15,75 % * 15 дней) / 31 день, где:

– 3 178,80 рублей – ежемесячный размер платы за коммунальную услугу по отоплению;

– 15 дней – продолжительность снижения температуры воздуха в жилом помещении;

– 31 день – количество дней в отчетном периоде.

6) Таким образом, платеж за коммунальную услугу по отоплению с учетом снижения составит 2 936,54 рублей (3 178,80 рублей – 242,26 рубля).

Для установления факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и проведения перерасчета платы потребитель должен:

– уведомить в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу в письменной форме или устно (в том числе по телефону);

– сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги и (или) предоставление с перерывами, превышающими установленную продолжительность, вид коммунальной услуги.

Перерасчет платы за коммунальные услуги производится только на основании акта, составленного и подписанного исполнителем коммунальных услуг и потребителем коммунальных услуг.

В платежном документе для внесения платы за коммунальные услуги за следующий расчетный период должен быть отражен перерасчет платы за отопление за период предоставления услуги ненадлежащего качества.

Исполнитель коммунальных услуг обязан пересчитать размер платы за коммунальную услугу за тот период, по которому плата начислялась без учета показаний ИПУ, данная обязанность возникает тогда же, когда исполнителю стали известны актуальные показания счетчика, в том числе после проверки исполнителем показаний ИПУ (Определение Верховного Суда РФ от 26 августа 2019 г. № 302-ЭС19-14339).

На это сослались суды, отказывая управляющей организации в оспаривании предписания органа ГЖН. Предписание было выдано по итогам внеплановой проверки УК, а поводом к проверке стала жалоба потребителя на неправомерные действия УК.

Выяснилось, что потребитель перестал отсылать в УК показания своего счетчика ХВС с октября. УК — исполнитель коммунальных услуг – три месяца начисляла ему «по среднемесячному потреблению», затем – по нормативу потребления. Летом следующего года УК провела технический осмотр инженерных систем ХВС, в ходе технологического осмотра зафиксировано, что ИПУ ХВС опломбирован, сняты текущие показания на момент осмотра прибора учета. Однако делать какой-либо пересчет потребителю, исходя из «обнаруженных» летом показаний ИПУ, управляющая компания отказалась. На эту ошибку и указало спорное предписание ГЖН.

Суды всех инстанций согласились с надзорным органом:

  • согласно п. 84 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, при непредставлении в УК потребителем показаний ИПУ в течение 6 месяцев подряд, УК не позднее 15 дней по истечении этого 6-месячного срока обязана осуществить проверку (проверить достоверность представленных потребителем сведений о показаниях ИПУ) и снять показания прибора учета;
  • а согласно п. 61 указанных Правил, если в ходе такой проверки будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между обнаруженными показаниями проверяемого ИПУ и тем объемом коммунального ресурса, который был использован при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то УК обязана произвести перерасчет и направить потребителю либо требование о внесении доначисленной платы, либо уведомление о размере переплаты;
  • перерасчет производится исходя из снятых УК в ходе проверки показаний проверяемого ИПУ;
  • при этом излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов;
  • следовательно, в рассматриваемом случае УК должна была пересчитать потребителю размер платы за ХВС сразу после снятия фактических показаний приборов учета и достоверного установления сведений об объеме индивидуального потребления. Моментом наступления обязанности УК произвести спорный перерасчет является дата фактического снятия показаний в день июньской проверки.

Верховный Суд РФ согласился с указанной позицией и отказал в передаче дела на пересмотр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *