Содержание
В аптеках работают лица в высшим фармацевтическим образованием — провизоры и со средним фармацевтическим образованием – фармацевты. Провизоры занимают должности руководителя аптеки, его заместителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, провизоров-специалистов, старших провизоров.
Фармацевты занимаются изготовлением лекарств по рецептам и требованиям, реализацией ЛС и других товаров аптечного ассортимента без рецепта.
В аптеках работают лица без фармацевтического образования – фасовщицы, санитарки-мойщицы, кассиры, а также лица, имеющие другое образование (высшее или среднее) – экономисты, бухгалтеры.
Весь персонал аптеки можно разделить на следующие группы: руководящие работники, специалисты, производственный персонал (фармацевтический и вспомогательный).
К руководящему персоналу относятся: заведующий аптекой (провизор), заместитель заведующего (провизор).
Возглавлять аптеку должен специалист с высшим фармацевтическим образованием, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее 3 лет.
К специалистам – главный бухгалтер, бухгалтер, счетовод, экономист, старший кассир, кассир.
Фармацевтический персонал делится на провизоров и фармацевтов. Осуществлять фармацевтическую деятельность в аптечных организациях могут лица с высшим или средним фармацевтическим образованием при наличии сертификата специалиста.
Провизорский персонал:
-
провизор-технолог;
-
провизор-аналитик,
-
старший провизор;
-
провизор-интерн;
-
провизор-стажер.
Средний фармацевтический персонал:
-
старший фармацевт;
-
младший фармацевт;
-
фармацевт;
-
продавец киоска;
-
продавец оптики.
К вспомогательному персоналу относятся санитарка-мойщица, фасовщица, водители, рабочие. Номенклатура должностей персонала в учреждениях здравоохранения утверждена приказом Минздрава России от 27.08.1999 г. № 377 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ». Численность персонала определяется аптекой самостоятельно и зависит от типа аптеки и объема ее работы.
В аптеке должны быть созданы условия для обеспечения охраны труда и техники безопасности. Все работники должны быть обеспечены специальной и санитарной одеждой. Персонал аптеки, привлекаемый к работе с приборами и оборудованием, должен пройти соответствующую подготовку.
Аптечный пункт
По характеру деятельности аптечные пункты подразделяются на:
-
аптечные пункты с правом изготовления лекарств;
-
аптечные пункты без права изготовления лекарств.
Аптечный пункт осуществляет следующие функции:
-
реализацию населению ЛС по рецептам врача (кроме наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ) и без рецепта врача;
-
реализацию расфасованного лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, изделий медицинского назначения предметов личной гигиены;
-
изготовление ЛС по рецептам врача, изготовление внутриаптечной заготовки и фасовку ЛС с последующей их реализацией;
-
отпуск ЛС бесплатно или со скидкой 50% отдельным группам населения;
-
предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению ЛС в домашних условиях; оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения;
-
предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения необходимой информации об имеющихся в аптечном пункте ЛС и о новых ЛС;
-
оказание первой доврачебной помощи.
Приоритетным направлением государства является защита прав потребителей. Вышестоящие инстанции со следующего года планируют ввести обязательную маркировку в медицинских учреждениях. Все субъекты фармрынка будут обязаны вносить соответствующие данные в автоматизированную базу мониторинга. Благодаря этому будет возможно отслеживать движение товара от производителя до аптечных организаций.
Основной целью маркировки лекарственных препаратов 2019 для аптек является пресечение сбыта недоброкачественных и контрафактных фармпрепаратов. Благодаря ей все участники, включая представителей Росздравнадзора могут проверить легальность сбыта продукции. Все это защищает население от продажи фальсифицированных и контрафактных товаров в аптеках и медучреждениях.
Медицинские компании и аптечные учреждения в целях маркировки лекарств 2019 года должны вести весь товарооборот с использованием единой информационной платформы. Регулятор закона пока еще на добровольной основе рекомендует зарегистрироваться в системе. Аптеки должны закупить необходимое оборудование для сканирования каждой категории продукции. При этом им необходимо позаботиться об обучении своих сотрудников, чтобы они смогли максимально эффективно и бесперебойно выполнять текущие задачи.
Что необходимо аптекам и медучреждениям для маркировки ЛС в 2019 году?
- 2d-сканер для считывания кода. Специализированное устройство необходимо будет для считывания цифровой информации и направления данных на единую информационную платформу. Благодаря этому вышестоящие инстанции смогут отслеживать продажу продукции и ее выход из оборота.
- Соответствующее программное обеспечение. Во всех аптеках с целью маркировки лекарственных средств должно быть установлено товароучетное ПО, обновленное до последней версии. В случае необходимости можно обратиться в специализированную компанию, которая произведет настройку программного обеспечения.
- Усиленная цифровая подпись. Требуется для успешной регистрации на сайте фискальной службы. Также она необходима для электронного документооборота в единой платформе ИС МДЛП. Благодаря ЭЦП оформляется соглашение ОФД и производится постановка кассы на учет.
- Средство криптографической защиты. Необходимо будет запустить СКЗИ, содержащую криптопровайдер. Более подробную информацию по установке СКЗИ и соответствующего сертификата можно получить в «Руководстве пользователя личного кабинета…».
Необходимо подчеркнуть, что в качестве знаков контрольного плана будут применяться штриховые коды. В целях хранения сведений касательно движения ЛП будет происходить формирование единого фармацевтического реестра, баз данных фармпродукции. Фармацевтам и их представителям необходимо будет регистрировать в единой базе два знака: штрих-код и КиЗ. Благодаря чему можно отслеживать движение продукта от производителя до конечного потребителя.
Важно отметить, что в 2019 году на этапе эксперимента маркировки лекарственных препаратов отпуск продукции в розницу осуществляется с использованием онлайн-кассы. Последняя передает информацию в систему в автоматическом порядке. При этом помимо стандартного штрих-кода требуется указывать еще и код маркировки. Это необходимо для того, чтобы информация о конкретном товарном продукте была направлена в единую информационную платформу. Введение сведений о коде маркировки товара в аптеке позволит в автоматическом порядке произвести выбытие фармпродукта.
Правила и требования к маркировке лекарственных средств для аптек в 2019 году
Представители аптечных и медицинских организаций должны пройти регистрацию на официальном веб-ресурсе фискальной службы. Для регистрации потребуется электронная подпись. Субъектам фармрынка доступно также бесплатное ПО для работы с новой системой маркировки лекарств в аптеках.
Процедура участия в маркировке для аптек и медучреждений выглядит следующим образом:
- Зарегистрируйте ваше юридическое подразделение в МДЛП. Для этого вам необходимо будет пройти регистрацию на веб-ресурсе ЧестныйЗНАК. В руководстве пользователя есть подробные рекомендации, как это сделать. После регистрационных действий необходимо проинформировать об этом территориальные органы Росздравнадзора.
- Определите порядок действий ваших сотрудников. Руководителю юридического подразделения необходимо заранее определить границы полномочий во внутренних организационно-распределительных документах организации.
- Произведите доработку информационной системы. Возможно будет необходимо произвести обновление для автоматизации новых разработанных бизнес-процессов.
- Установите порядок отзыва КЭП сотрудников. Все это необходимо на случай увольнений или изменении должностных обязанностей представителя фармацевтической компании. Это требуется для снижения риска компрометации ключей электронной подписи.
- В системе МДЛП с помощью специалистов техподдержки попробуйте зарегистрировать первые тестовые коды маркировки фармпрепарата.
Дополнительно необходимо проверить работоспособность информационной системы и взаимодействие с электронной базой с целью надлежащей маркировки лекарственных препаратов в аптеке. При этом следует удостовериться в компетентности сотрудников и определить порядок их действий при отказе МДЛП.
Как работает программа маркировки в аптеке?
ЦРПТ является оператором единой платформы маркировки товаров. Всем субъектам рынка необходимо сотрудничать с ним для эффективного взаимодействия с системой. Для начала потребуется пройти регистрацию в ИС МДЛП, затем направить заявку на прохождение соответствующего тестирования. После чего нужно будет вносить данные о продаже лекарства в единую платформу мониторинга.
Как выглядит работа системы?
- Регистрация приемного акта и загрузка электронной формы.
- Сканирование соответствующих кодов на третичных и вторичных упаковках фармпродукции.
- Проверка представленных данных, получение списка SGTIN и регистрация ЛП в ИС МДЛП. В случае положительного результата нужно провести регистрацию продукции, если будет обнаружена ошибка, необходимо произвести возврат поставщику.
- Сбыт продукции. Открытие чека, сканирование КИЗ, реализация фармтовара. После чего формируется вывод из оборота.
Итак, что делать аптекам, если они хотят проводить маркировку лекарственных препаратов по новым правилам и требованиям? Во-первых, необходимо пройти регистрацию. Во-вторых, доработать программное обеспечение. Дополнительно потребуется приобрести соответствующие сканеры с требуемым функционалом. Участники пилотного проекта рекомендуют для начала купить несколько штук, а затем уже для каждой точки.
Маркировка ЛП для аптек производится в автоматическом порядке путем сканирования зашифрованной информации. Если все данные совпадают и не происходит возврат поставщику, то производится регистрация фармтовара в учетной системе. Конечно же сканирование всех кодов матрицы довольно трудоемкая процедура, однако как показывает практика, это позволяет надлежащим образом контролировать цены регистрации фармпродукции, а также оперативно фиксировать забракованные серии ЛС.
Обычные устройства для считывания штрих-кода, которые установлены в аптечных учреждениях, будут способны считывать маркировку с упаковок фармпродукции. Благодаря этому субъектам рынка не нужно будет приобретать дополнительное оборудование. Функционал 2d-сканеров показал успешный результат даже при считывании кодов с низким качеством печати.
Как быть аптекам, незарегистрированным в ИС МДЛП?
В 2019 году аптеки в маркировке участвуют добровольно. Если аптечное учреждение не зарегистрировалось на едином информационном портале, оно продолжит работу по старым правилам до следующего года. Все субъекты эксперимента, которые прошли регистрацию в системе мониторинга, обязаны информировать о том, что реализуют фармпрепараты незарегистрированному фармпредставителю.
Регулятор закона уже обязал субъектов фармрынка маркировать ЛС из перечня высокозатратных нозологий. Спустя несколько месяцев это затронет также и ЖНВЛП, а затем и остальные фармпрепараты. Следует отметить, что в следующем году в согласии с новыми требованиями регулятора закона маркировка в аптеках станет обязательной. Аптечные учреждения, незарегистрированные на едином информационном портале, не смогут в дальнейшем легально осуществлять свою деятельность. Все это связано с тем, что будет невозможна реализация промаркированной продукции без ее сканирования.
Преимущества маркировки для фармацевтической отрасли
- Аптечные учреждения могут проводить более строгий партионный учет.
- Фармацевтическим компаниям нет необходимости распечатывать и наносить внутренние штрих-коды.
- Субъекты фармрынка могут осуществлять наиболее жесткий контроль над сериями и сроком годности.
- Полная прозрачность всех процессов, что позволяет исключить сбыт фальсификата и контрафакта.
По словам экспертов, маркировка позволит вернуть доверие к аптечным организациям. Ведь потребители смогут при помощи мобильного приложения отслеживать прохождение фармпрепарата от его производства до реализации. Благодаря этому все субъекты включая покупателей смогут удостовериться в качестве ЛС.