План ФХД бюджетного учреждения образец XLS

Назначение:

Ввод, редактирование документа. Планом учреждения на заданную дату является сумма всех документов «План финансово-хозяйственной деятельности» учреждения с датой проводки с 01 января по заданную дату с учетом периода сумм в документах.

Печатная форма плана по показателелям выплат, поступлений и закупок, согласно приказа 81н, реализована в режиме «ОТЧЕТЫ \ ОТЧЕТНОСТЬ ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТОВ (ГОДОВАЯ, КВАРТАЛЬНАЯ, МЕСЯЧНАЯ) \ БЮДЖЕТНЫЕ И АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ \ План финансово-хозяйственной деятельности на 2020 год» (на основе бланков). При этом разделы 1 (информация об учреждении) заполняется в самом бланке, прочие разделы заполняются по данным документов Плана ФХД.

Область применения:

Используется для заведения плана по доходам и расходам бюджетных и автономных учреждений в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

НПА

Приказ Минфина РФ от 28 июля 2010г. № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».

Приказ Минфина РФ от 31 августа 2018г №186н «О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».

Плановые остатки прошлого года должны заводится с датой документа и датой вступления в действие 01 января, при чем заполнен должен быть только раздел «Поступления». Плановые показатели текущего года должны быть оформлены документом с датой 02 января и позже.

Раздел «Выплаты на закупки» ведется по учреждению, без учета л/с, согласно федеральным НПА.

Режим списка:

Дата – дата документа;

Дата проводки – дата утверждения (проводки) плана;

Способ учета сумм – период документа, задается в момент создания документа в выпадающем списке кнопки «Создать» панели инструментов;

Счет корреспондента – счет бюджетного или автономного учреждения;

Аналитические признаки – список всех аналитических признаков присвоенных данному документу;

Панель инструментов

Создать — открывает окно по созданию нового документа. Период ведения сумм документа задается вариантами создания, перечисленными в подпунктах кнопки:
Создать документ (год) — документ с годовой суммой.
Создать документ (квартал) — документ с поквартальной разбивкой сумм текущего финансового года.
Создать документ (месяц) — документ с помесячной разбивкой сумм текущего финансового года.
Пакетное создание — создание документа из Excel подобной таблицы. Возможно заполнение только разделов Поступлений и Выплат, Закупки не поддерживаются. Указанные в таблице 20-значные коды БК должны присутствовать в одном из справочников: БК(доходы), БК(источники), БК(расходы) — иначе строки игнорируются и в документе не сохраняются (в протоколе загрузки сообщение: «Не найдено однозначное соответствие типа для КБК … «).

По умолчанию документ создается с годовой суммой.

Печать — печать документа в виде уведомления об изменении, в разрезе видов финансового обеспечения (на отдельном листе). При этом расчет показателей осуществляется только по подтвержденным (с датой проводки) документам, с учетом печатаемого документа, за период с 01 января по дату печатаемого документа.

Разделы поступлений и выплат по годам формируются по документам планов ФХД с тем же л/с получателя, раздел закупок формируется по планам ФХД с тем же учреждением (л/с не учитывается).

Графы отчета:

субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания — суммы по дополнительной (региональной — при отсутствии финобеспечения у доп.кл.) классификации с видом финансового обеспечения 4 «Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания», либо, при отсутствии вида финобеспечения, суммы на 20 и 30 л/счетах (с типами счетов SYS_LS_BUD и SYS_LS_AUTONOM).
субсидии, предоставляемые в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса — суммы по дополнительной классификации с видом финансового обеспечения 5 «Cубсидия на иные цели», либо, при отсутствии вида финобеспечения, суммы на 21 и 31 л/счетах (с типами счетов SYS_O_LS_BUD,SYS_O_LS_AUTONOM).
субсидии на осуществление капитальных вложений — суммы по дополнительной классификации с видом финансового обеспечения 6 «Бюджетные инвестиции».
средства обязательного медицинского страхования — суммы по дополнительной классификации с видом финансового обеспечения 7 «Средства от ОМС», либо, при отсутствии вида финобеспечения, суммы на 22 и 32 л/счетах (с типами счетов SYS_LS_OMS_BUD, SYS_LS_OMS_AUTONOM).
поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности (всего) — суммы по дополнительной классификации с видом финансового обеспечения 2,8 или 9, соответственно: «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)», «Средства на лицевых счетах БУ/АУ», «Средства на отдельных лицевых счетах БУ/АУ».

Показатели отчета:

o Остаток на начало года — сумма поступлений по документам плана ФХД с датой проводки 01 января.
o Доходы — сумма поступлений по документам плана ФХД, с 01 января по дату печатаемого документа (т.е. с учетом остатка на начало года).
o Расходы — сумма выплат по документам плана ФХД, с 01 января по дату печатаемого документа.
o Остаток на конец периода — остаток на дату печатаемого документа, доходы за вычетом выплат по документам плана ФХД.

В выборке печати плана ФХД так же есть следующие поля из раздела дополнительных реквизитов документа, которые можно применять в пользовательских шаблонах:
boss (ФИО руководителя), boss_dol (должность руководителя), buh_fio (ФИО главного бухгалтера), buh_dol, isp_fio (ФИО исполнителя), isp_dol, isp_phone, uchr_fio (ФИО руководителя учредителя), uchr_dol, date_sign (дата подписания руководителем)

Печать — Реестра изменений плана ФХД — печать уточненных данных плана ФХД по форме приказа 81н таблица 2 (выплаты и поступления) и 2.1 (выплаты на закупки), по учреждениям из отобранных в списке документов. В графе «изменения» отображается сумма отмеченных галками документов, в графе «с учетом изменений» — итоговая сумма показателя по всем документам плана ФХД учреждения с начала года.
Печать — Показатели по поступлениям и выплатам учреждения — печать уточненных показателей плана ФХД согласно приказа Минфина РФ от 28 июля 2010 г. N 81н, п.8. По строке «Остаток средств» в начале отчета выводятся показатели документов плана с датой проводки 01 января (план поступлений). В строке «Остаток средств» в конце отчета выводится остаток с учетом показателей плана ФХД (остаток_на_01_января + план_поступлений — план_выплат).
Печать — Сведений об операциях с целевыми субсидиями — отчетная форма: печать уточненных показателей плана ФХД по документам с 01 января, согласно приказа Минфина РФ от 28 июля 2010 г. N 81н, приложение 1, в разрезе кодов дополнительной классификации (субсидий). В отчет попадают только строки плана по доп. классификации с кодом финансового обеспечения 5.

По умолчанию отчет формируетя только по 21 и 31 л/с (тип счета: отдельные л/с SYS_O_LS_*). Для получения отчета по остальным счетам БУ/АУ следует задать отбор счетов либо типов счетов.

При этом в графах:

o Разрешенный к использованию остаток субсидии прошлых лет (графы 4,5) — если в отчете ОТКЛ опция «Вычислять разрешенный к использованию остаток и суммы возврата прошлых лет» , то эти графы заполняются согласно вкладки «Остатки субсидий» документов плана ФХД. При этом код субсидии прошлых лет определяется как значение в поле «Код предыдущего периода» справочника «Дополнительной классификации» для кода , указанного на вкладке остатков. . Иначе, при ВКЛ опции, графы заполняются по данным документов «Остатки на начало года» с датой проводки 1 января .
o Суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет — сумма платежных документов по возврату дебиторской задолженности (восстановление кассы) по коду субсидии с аналитическим признаком «Дебиторская задолженность БУ\АУ прошлых лет» (SYS_DEBET_BUAU_OLDYEAR).
o Дата представления предыдущих Сведений — дата проводки документа плана ФХД по данному БУ/АУ, ближайшая и меньшая расчетной даты отчета.
Печать — Печать в виде сведений об операциях с целевыми субсидиями — печать каждого из выделенных документов в виде отдельного сведения об операциях с целевыми субсидиями.
Печать — Печать в виде сведений о направлениях расходования средств — печать каждого из выделенных документов в виде упрощенной формы для некоммерческих организаций (41 л/с).

Режим ввода/редактирования:

Дополнительные реквизиты:

ФИО руководителя, ФИО бухгалтера — заполняются согласно настроек справочника Ответственных лиц,
ФИО исполнителя — заполняется параметрами пользователя, создающего документ,
дата подписания документа руководителем — согласно настройки документа «План финансово-хозяйственной деятельности \ Дата подписания — настройка — Автозаполнение»,
ФИО и должность учредителя — только вручную.

Табличная часть документа разделена на вкладки для раздельного ввода плана по поступлениям, выплатам и данных по закупкам.

Возможность ввода дополнительной и региональной классификаций задается в настройках документа для каждой вкладки отдельно — например, для отображения графы региональной классификации на вкладке «Выплаты», следует включить настройку «Дерево настроек — План финансово-хозяйственной деятельности — Финансовый план (выплаты) — Региональная классификация».

Видимость некоторых граф зависит так же от настройки документа «Внешний вид»: для значения «Линейный» вкладка по закупкам разрешена к заполнению, если на основной вкладке указаны л/с одного учреждения, а не разных.

Вкладка «Поступления»

Указываются плановые суммы поступлений в разрезе кодов дохода и целевых субсидий/программ (справочник дополнительной классификации). Согласно этих плановых назначений проводится анализ разрешений в режиме поступлений выписки по счету бюджета, при котором поступления автоматически разрешаются или запрещаются к расходованию.

Вкладка «Выплаты»

Указываются плановые суммы расходов в разрезе кодов расходной БК (КОСГУ) и целевых субсидий/программ (справочник дополнительной классификации).

Плановые выплаты на уплату налогов вводятся на вкладке «Выплаты» по БК доходов со знаком плюс (+).

Вкладка «Остатки субсидий»

Предназначена для заполнения граф 4 и 5 «Разрешенный к использованию остаток субсидии прошлых лет» при печати Сведений об операциях с целевыми субсидиями. Указывается сумма разрешенных остатков прошлого года с кодом этой субсидии в текущем году. На вкладке «Поступления» эти суммы и коды должны быть продублированы.

Для контроля наличия сумм остатков в разделе «Поступления» предназначен предварительный конроль «Контроль правильности ввода остатка (при наличии)».

Пример. В прошлом году была целевая программа «Организация телекоммуникационных каналов связи в образовательных учреждениях» по коду 7007 (справочник дополнительной классификации). В текущем году эта программа так же запланирована, но имеет код 9009. Соответственно, на вкладке «Остатки субсидий», в графе «Доп. класс.» указывается код 9009, в графе «Сумма» — та часть остатка прошлого года по данной целевой программе, которую разрешено использовать в этом году. При этом:

o на вкладке «Поступления» должна быть сумма по коду субсидии 9009 (доп. класс.) , не меньше чем указано на вкладке «Остатки субсидий»,
o в справочнике дополнительной классификации у кода 9009 должен быть заполнен параметр «Код предыдущих периодов» значением 7007.

Вкладка «Выплаты на закупки»

План закупок в разрезе федеральных законов и годов закупок в целом по учреждению. Для электронного обмена показателями данного раздела следует использовать формат обмена KS2016.10 и выше.

Графа КБК присутствует для совместимости с комплексом «WEB-торги», так же может применяться на усмотрение пользователя — по федеральным НПА заполнение КБК не предусмотрено.

Коды строк:

До начала фингода (1001) — на оплату контрактов заключенных до начала текущего финансового года (см поле «Финансовый год» документа). Указываются суммы оплаты в соответствующем финансовом году по контрактам (договорам), заключенным до начала очередного финансового года.
2001 — на закупку товаров работ, услуг по году начала закупки. Указываются суммы, в разрезе года начала закупки, планируемых выплат в текущем финансовом году (см поле «Финансовый год» документа) по контрактам (договорам), по заключению которых планируется начать закупку.

Настройки

Внешний вид

Определяет вид окна ввода/редактирования документа. возможные значения:

Вкладки — стандартный вид по умолчанию: каждый документ по одному л/с, суммы поступлений и выплат в отдельных вкладках и активна только одна вкладка (переключение между вкладками). В этом режиме по умолчанию в графах «Итого …» отображается уточненный план по л/с учреждения — показываются строки из всех предыдущих документов, в т.ч. черновиков.
Панели — аналогично режиму «Вкладки», только вкладки разделов поступлений и выплат развернуты по вертикали и просматриваются одновременно (переключаться между ними не нужно).
Линейный — в этом режиме документ можно завести сразу по нескольким л/с различных учреждений (БУ/АУ), разделы поступлений и выплат разделяются в табличной части в графе «Раздел». В этом режиме отображение уточненного состояния плана невозможно.

Изменения данной настройки вступают в силу после закрытия всех окон с документами плана ФХД.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности (АФХД) – это совокупность аналитических процедур, используемых для определения финансового состояния организации, оценка результатов ее хозяйственной деятельности и обозначение факторов, влияющих на экономические показатели деятельности организации.

В рамках анализа финансово-хозяйственной деятельности мы:

  • определяем финансовое состояние организации на отчетную дату;
  • производим расчет основных финансовых показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия;
  • осуществляем горизонтальный и вертикальный анализ финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • проводим факторный анализ;
  • оцениваем формирование отдельных показателей бухгалтерской отчетности и их структуры (при наличии сомнений в достоверности отражения таких показателей);
  • проводим анализ и построение точки безубыточности;
  • анализируем факторы, влияющие на финансовое состояние (как отрицательно, так и положительно);
  • выявляем резервы, которые могут быть использованы для улучшения финансового состояния;
  • обозначаем тенденции и закономерности в развитии организации;
  • вырабатываем рекомендации, направленные на улучшение финансового состояния.

Финансовое состояние организации – это экономическая характеристика состояния капитала в процессе его обращения и способности организации к погашению долговых обязательств и развитию за счет собственного капитала.

В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности мы производим расчет следующих показателей:

  • ликвидности;
  • рентабельности;
  • финансовой устойчивости;
  • платежеспособности;
  • точки безубыточности;
  • оборачиваемости (активности)
  • автономии;
  • капитализации;
  • и других.

Необходимость проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности для заказчиков обусловлена принятием правильных управленческих решений, оценкой финансовых инструментов, а также реагированием на изменение рынка.

По результатам проведённого анализа финансово-хозяйственной деятельности руководство компании имеет объективную и релевантную информацию о текущем финансовом состоянии компании и ее финансовых результатах, в том числе о скрытых резервах, факторах, влияющих на рентабельность, тенденциях в изменении финансовых показателей.

3. Текущее финансовое планирование

В условиях неопределенности, большой зависимости от внешних факторов, частого изменения законодательства, инфляционных ожиданий многие отечественные предприятия сталкиваются с проблемами прогнозирования и планирования будущего. Поэтому основное внимание они уделяют текущему (краткосрочному) планированию.

Система текущего планирования финансовой деятельности предприятия основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятиям определить на предстоящий период все источники финансирования его развития, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить ее платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала предприятия на конец планируемого периода. Текущее финансовое планирование рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.

Текущее финансовое планирование включает разработку:

– финансового плана основной деятельности;

– финансового плана неосновной деятельности;

– текущего финансового плана;

– расчет показателей текущего финансового плана (налогов; прибыли; амортизационных отчислений; устойчивых пассивов; прироста норматива собственных оборотных средств);

– кредитного, валютного планов, плана (бюджета) по налогам;

– плана движения денежных средств, в основе которого лежит определение резерва ликвидных средств;

– оперативных финансовых планов.

Все плановые документы основываются на одних и тех же исходных данных и должны корреспондировать друг с другом.

Документы текущего финансового планирования составляются на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду. Для точности результата осуществляют дробление планового периода на более мелкие единицы измерения: полугодие и квартал.

Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода. Текущие финансовые планы разрабатываются на основе данных, которые характеризуют:

– финансовую стратегию предприятия;

– результаты финансового анализа за предшествующий период;

– планируемый объем производства и реализации продукции, а также другие экономические показатели операционной деятельности предприятий;

– систему разработанных на предприятии норм и нормативов затрат отдельных ресурсов;

– действующую систему налогообложения;

– действующую систему норм амортизационных отчислений;

– средние ставки кредитного и депозитного процента на финансовом рынке.

Рассмотрим содержание основных текущих планов, составляемых на предприятии. Ведущим финансовым планом в современных условиях является текущий расчетный баланс доходов и расходов. Он составляется на год с поквартальной разбивкой.

Разработка финансового плана включает пять основных этапов:

– анализ финансовых показателей за отчетный период;

– разработку учетной политики предприятия на плановый год;

– составление расчетов и таблиц, обосновывающих плановые размеры доходов и расходов;

– доведение плановых заданий до подразделений и служб предприятия и конкретных исполнителей;

– разработка отчетов об исполнении финансовых планов.

На первом этапе выполняется финансовый анализ выручки от реализации продукции (работ, услуг) и себестоимости реализованной продукции, прибыли, рентабельности производства, продукции, активов и собственного капитала за период, предшествующий планируемому, определяется финансовая устойчивость и ликвидность предприятия.

На втором этапе выбирают приоритеты учетной политики предприятия в вопросах выручки от реализации, амортизационных отчислений, оценки запасов.

На третьем этапе производится расчет отдельных показателей финансового плана, составление плана по определенной форме и его утверждение.

На уровне структурных подразделений предприятия также могут составляться бюджеты, сметы, охватывающие весь денежный оборот и включающие в себя: бюджет материальных затрат; бюджет амортизационных отчислений; бюджет потребления энергии; бюджет фонда оплаты труда; налоговый бюджет, сметы образования и расходования фондов денежных средств, формируемых из прибыли. Сводный (консолидированный) бюджет предприятия равен сумме бюджетов затрат структурных подразделений, налогового и кредитного бюджетов.

Четвертый этап предполагает доведение заданий утвержденного годового финансового плана до подразделений, служб предприятия. При этом могут вноситься корректировки в бюджеты и сметы структурных подразделений предприятия (отделов маркетинга, ценообразования, планового).

Пятый этап предусматривает разработку отчетов об исполнении финансовых планов (бюджетов, смет). Отчеты служат информационной базой для финансового планирования на предстоящий период. Эта работа, к сожалению, многими предприятиями не осуществляется.

Расчетный баланс доходов и расходов составляется на год с поквартальной разбивкой. Он может включать три или два раздела. В первом случае в нем выделяют разделы:

– доходы и поступления средств;

– расходы и отчисления средств.

– взаимоотношения с бюджетом (ассигнования из бюджета и платежи в бюджет).

Между разделами финансового плана существует определенная взаимосвязь. Итог первого раздела плюс ассигнования из бюджета должен быть равен итогу второго раздела плюс платежи в бюджет. Если текущий финансовый план включает два раздела, то ассигнования из бюджета записываются в разделе 1. «Доходы и поступления средств», а платежи в бюджет – в разделе 2 «Расходы и отчисления средств» (таблица 6).

Таблица 6 — Текущий финансовый план организации

Показатель

Сумма

Показатель

Сумма

Раздел 1. Доходы и поступления средств

Раздел 2. Расходы и отчисления средств

Прибыль всего:

– от реализации продукции (работ, услуг);

– сальдо операционных доходов и расходов (прибыль);

– сальдо внереализационных операций (прибыль)

Отчисления в резервные фонды, образуемые в соответствии с законодательством

Амортизационные отчисления

Долгосрочные инвестиции в основные средства

Долгосрочные кредиты и займы на капитальные вложения

Долгосрочные финансовые вложения

Ссуды на пополнение оборотных средств (на срок более одного года)

Погашение долгосрочных ссуд и процентов по ним

Поступления из инновационного фонда

Инвестиции на увеличение оборотных средств

Безвозмездная финансовая помощь

Погашение ссуд на пополнение оборотных средств

Прирост устойчивых пассивов

Прочие доходы и поступления

Содержание объектов непроизводственной сферы, числящихся на балансе предприятия

Выплата дивидендов

Отчисления на благотворительные нужды

Расходы на социальную поддержку и материальное стимулирование

Прочие расходы и отчисления

Итого доходов и поступлений

Итого расходов и отчислений

Раздел 3. Взаимоотношения с бюджетом

Ассигнования из бюджета

Платежи в бюджет

Целевое финансирование и поступления из бюджета

Налог на прибыль

Местные налоги, уплачиваемые из прибыли

Итого ассигнований

Итого платежей в бюджет

В первом разделе текущего финансового плана показываются финансовые результаты деятельности, начисленная амортизация, ресурсы, привлекаемые на долгосрочной основе.

Во втором разделе плана отражаются расходы на расширение и техническое перевооружение производства, увеличение оборотного капитала, социальное развитие, погашение долгосрочных банковских кредитов и займов, образование резервных фондов и другие расходы за счет чистой прибыли.

Третий раздел включает платежи в бюджет (налоги на прибыль, а также местные налоги, уплачиваемые из прибыли) и средства, получаемые из бюджета на финансирование капитальных вложений, дотации, субвенции. В конце финансового плана в виде справки могут указываться налоги и отчисления, относимые на себестоимость или включаемые в отпускную цену сверх цены производства.

При разработке текущего финансового плана необходимо обеспечить увязку каждого вида вложений с источниками финансирования.

По своей природе годовой финансовый план является жестким количественным планом. Годовой финансовый план позволяет предвидеть размеры чистого дохода и возможности инвестиционного финансирования. В этом заключается его значение для предприятий, так как именно годовой план предполагает обоснование издержек производства и прибыли.

Годовой финансовый план не отражает полного объема финансовых ресурсов. По этой причине нельзя ограничиться его составлением, необходимы и другие финансовые планы.

Важным документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия является план движения денежных средств на счетах в банках и кассе (платежный баланс).

Необходимость его составления определяется тем, что многие из затрат, показываемых при расшифровке плана прибылей и убытков, не отражается на порядке осуществления платежей. Годовой план движения денежных средств разбивают поквартально и помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может значительно меняться и в каком–либо квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов. Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать синхронность потоков денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы.

План движения денежных средств обычно составляется в целом по предприятию. По своему содержанию он близок балансу денежных расходов и поступлений в составе бизнес – плана и платежному календарю в составе оперативных финансовых планов.

План включает в себя две основные части: поступления и расходы. В разделе поступлений отражается выручка от реализации продукции, от реализации основных средств и нематериальных активов, доходы от внереализационных и операционных и других доходов, которые предприятие предполагает получить в течение года.

В расходной части отражаются затраты на производство реализуемой продукции, сумма налоговых платежей, погашение долгосрочных ссуд, уплата процентов за пользование банковским кредитом, направление использования чистой прибыли. Такая форма плана позволяет предприятию проверить реальность источников поступления средств и обосновать расходы, синхронность их возникновения, своевременно определить возможную величину потребности в заемных средствах. Сальдо по каждому виду деятельности образуется как разность итоговых величин доходной и расходной части плана.

План движения денежных средств можно составить двумя методами: прямым и косвенным.

Прямой метод основывается на исчислении притока (выручки о реализации продукции и прочие поступления; доходы от инвестиционной и финансовой деятельности) и оттока (оплата счетов поставщиков, возврат полученных заемных средств) денежных средств.

При прямом методе поток денежных средств определяется как разница между всеми притоками средств на предприятии по трём видам деятельности и их оттокам (таблица 7).

Остаток денежных средств на конец периода определяется как их остаток на начало с учетом их потока за данный период.

Таблица 7 — Отчет о движении денежных средств, составленный прямым методом

Показатель

Тыс. руб.

Остаток денежных средств на начало периода

Поступило денежных средств, всего

В том числе:

выручка от реализации продукции, работ, услуг

доход от реализации основных средств и иного имущества

авансы, полученные от покупателей

бюджетные ассигнования

целевое финансирование

безвозмездные поступления

поступление кредитов и займов

дивиденды, проценты по финансовым вложениям

прочие поступления

Направлено денежных средств, всего

В том числе на:

оплату приобретенных товаров, работ, услуг

оплату труда

уплату налогов и сборов

отчисления на социальные нужды

выдачу авансов

оплату долевого участия в строительстве

финансовые вложения

выплату дивидендов, процентов

погашение кредитов и займов

прочие выплаты

Остаток денежных средств на конец периода

Таким образом, подводятся балансы по трем видам деятельности предприятия:

– основной (текущей) деятельности;

– инвестиционной деятельности;

– финансовой деятельности.

После этого рассчитывается итоговое балансовое движение денежных средств. Исходным элементом прямого метода является выручка. Рассмотрим более подробно движение денежных средств по каждому виду деятельности предприятия.

1. Движение денежных средств в связи с основной (текущей) деятельностью отражает приток и отток этих средств при операциях, дающих чистый доход от основной деятельности. Наиболее характерными источниками поступления денежных средств в данном разделе являются:

– выручка от реализации продукции (работ, услуг);

– прирост устойчивых пассивов;

– бюджетные ассигнования и другие.

Типичными направлениями затрат денежных средств, относящихся к данному разделу, выступают:

– заработная плата работников;

– выплата налогов;

– выплата процентов по кредитам и займам;

– покупка сырья, материалов, которые будут использованы в процессе производства продукции и прочие.

Разница между суммой приведенных выше поступлений денежных средств и их расходов называется чистым притоком (оттоком) денежных средств в связи с основной (текущей) деятельностью предприятия.

2. Движение денежных средств в связи с инвестиционной деятельностью обусловлено приобретением, строительством (отток) и продажей (приток) основных средств и других долгосрочных активов. Средства поступают от:

– планируемого списания (путем продажи) зданий, оборудования, доходов, которые будут получены по ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

– прибыли от долевого участия в деятельности других предприятий;

– накоплений по строительно-материальным работам, выполняемым хозяйственным способом.

Средства расходуются на:

– приобретение и строительство зданий и оборудования;

– инвестиции на акции и долгосрочные обязательства других предприятий;

– приобретение нематериальных активов, использующихся в основной деятельности;

– проведение НИОКР и прочих.

Разница между поступлением и расходованием средств в рамках данного раздела называется чистым притоком (оттоком) денежных средств в связи с инвестиционной деятельностью.

3. Движение денежных средств в связи с финансовой деятельностью отражает привлечение долгосрочного капитала в виде наличных денежных средств для финансирования деятельности предприятий (приток) и выплаты держателям его ценных бумаг (отток).

Финансовая деятельность должна способствовать росту денежных средств в распоряжении предприятия для финансового обеспечения основной и инвестиционной деятельности.

Таблица 8 — Состав денежных потоков в разрезе видов деятельности

Притоки

Оттоки

Основная деятельность

Выручка от реализации продукции

Платежи поставщикам

Поступление дебиторской задолженности

Выплата заработной платы

Поступления от продажи материальных ценностей

Платежи в госбюджет и внебюджетные фонды

Авансы покупателей

Платежи процентов за кредит

Выплаты по фонду потребления

Погашение кредиторской задолженности

Инвестиционная деятельность

Продажа основных фондов, нематериальных активов, незавершенного строительства

Капитальные вложения на развитие производства

Поступление средств от продажи долгосрочных финансовых вложений

Долгосрочные финансовые вложения

Дивиденды, процент от долгосрочных финансовых вложений

Финансовая деятельность

Краткосрочные кредиты и займы

Погашение краткосрочных кредитов и займов

Долгосрочные кредиты и займы

Погашение долгосрочных кредитов и займов

Поступления от эмиссии акций

Выплата дивидендов

Целевое финансирование

Оплата векселей

Предприятия решают проблемы финансирования посредством самого широкого спектра инструментов – от размещения ценных бумаг (облигаций, привилегированных и обыкновенных акций) до банковских займов и лизинга, что отражается в источниках поступлений данного раздела.

Отток денежных средств в связи с финансовой деятельностью представляют собой выплаты акционерам в виде дивидендов, а также в виде оплаты за выкупаемые ими акции и кредиторам предприятий в виде выплаты основного долга. Разница между притоком и оттоком денежных средств данного вида называется чистым притоком (оттоком) денежных средств в связи с финансовой деятельностью.

Следует иметь в виду, что НДС и акцизы в плане движения денежных средств не отражаются, так как они взимаются до образования прибыли.

С помощью такой формы плана предприятие может проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, определить возможную величину потребности в заемных средствах.

Косвенный метод основывается на последовательной корректировке чистой прибыли в связи с изменениями в активах предприятия. Исходным элементом косвенного метода является прибыль.

При косвенном методе основа для расчета – нераспределённая прибыль, амортизация, а также изменение активов и пассивов предприятия (таблица 9).

Таблица 9 — Отчет о движении денежных средств, составленный косвенным методом

Показатель

Тыс. руб.

Остаток денежных средств на начало периода

Текущая деятельность:

Приток

Отток

Финансовый результат

чистая прибыль

убыток

Корректировки:

амортизация основных средств и нематериальных активов

дебиторская задолженность

остаток производственных запасов

расходы будущих периодов

кредиторская задолженность

собственные резервы

Поступление

снижение

снижение

снижение

прирост

снижение

прирост

прирост

прирост

снижение

прирост

Чистый денежный поток по текущей деятельности

разница между притоком и оттоком

Инвестиционная деятельность:

основные средства

нематериальные активы

долгосрочные финансовые активы

проценты и дивиденды по долгосрочным финансовым активам

реализация

реализация

реализация

получение

приобретение

приобретение

приобретение

Чистый денежный поток по инвестиционной деятельности

разница между притоком и оттоком

Финансовая деятельность:

краткосрочные кредиты и займы

долгосрочные кредиты и займы

краткосрочные финансовые вложения

собственный капитал (акции)

проценты, дивиденды

получение

получение

реализация

выпуск

погашение

погашение

приобретение

выкуп

выплата

Чистый денежный поток по финансовой деятельности

разница между притоком и оттоком

Остаток денежных средств на конец периода

При расчете величины потоков денежных средств косвенным методом руководствуются следующей схемой:

I. Денежные потоки от основной деятельности.

1. Чистая прибыль;

2. Амортизационные отчисления (+);

3. Увеличение (–) или уменьшение (+) дебиторской задолженности;

4. Увеличение (–) или уменьшение (+) запасов и прочих текущих активов;

5. Увеличение (–) или уменьшение (+) кредиторской задолженности и прочих текущих обязательств (за исключением банковских кредитов).

Итого: сальдо по текущей деятельности.

II. Денежные потоки от инвестиционной деятельности.

1. Увеличение (–) основных средств и незавершенных капитальных вложений;

2. Увеличение (–) долгосрочных финансовых вложений;

3. Прибыль (+) от продажи долгосрочных активов.

Итого: сальдо по инвестиционной деятельности.

III. Денежные потоки от финансовой деятельности.

1. Увеличение (+) собственного капитала путем эмиссии собственных акций;

2. Уменьшение (–) собственного капитала в связи выплатой дивидендов и выкупом акций;

3. Увеличение (+) или уменьшение (–) кредитов, займов, облигационных займов, векселей.

Итого: сальдо по финансовой деятельности.

Суммарное изменение денежных средств должно быть равно увеличению (уменьшению) остатка денежных средств между двумя плановыми периодами.

Достоинством прямого метода является непосредственный расчет и охват денежного потока. Однако вычисления при косвенном методе полнее показывают соотношение движения денежных средств и хозяйственной деятельности предприятия в целом; раскрывают взаимосвязь между планом прибылей и убытков с планом движения денежных средств.

Валютный план составляется на год с поквартальной разбивкой и отражает движение средств на текущем валютном счете банка. Основой для его составления служит предполагаемый объем валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт в соответствии с заключенным контрактом, а также планируемые валютные поступления от реализации на внутреннем рынке, прочие валютные поступления и предполагаемые расходы в валюте. При расчете поступлений валютной выручки от экспорта товаров учитывается обязательная продажа части ее за рубли.

При планировании рекомендуется соблюдать принцип валютной самоокупаемости, суть которого сводится к постоянному накапливанию валютного фонда хранящегося на текущем валютном счете предприятия.

Кредитный план (бюджет) составляется на квартал, полугодие, год. Он отражает получение и погашение ссуд банков как краткосрочных, так и долгосрочных, получаемых на производственные, инвестиционные, сезонные потребности и иные цели (таблица 10).

Таблица 10 — Кредитный план предприятия на квартал

Показатели

Сумма

Остаток ссудной задолженности на начало квартала

В том числе:

1 100

по краткосрочным ссудам

по долгосрочным ссудам

Получение ссуд (по видам кредитов и банков)

7 200

Краткосрочных

5 100

Долгосрочных

2 100

План погашения ссуд

В том числе:

7 560

Краткосрочных

5 400

Долгосрочных

2 160

Остаток ссудной задолженности на конец квартала

В том числе:

Краткосрочных

Долгосрочных

По мере реализации заложенных в текущем финансовом плане мероприятий регистрируются результаты деятельности предприятия. При этом план является результатом планирования, в то время как отчет о фактических величинах показывает реальное положение предприятия, что необходимо ее руководству для выработки решений.

В результате сравнения фактических показателей с плановыми, осуществляется финансовый контроль. При его проведении особое внимание следует уделить следующим моментам:

– выполнение статей текущего финансового плана для выявления отклонений и причин, которые сигнализируют об улучшении или ухудшении финансового состояния предприятия и необходимости реагирования его руководства на это;

– определению темпов роста доходов и расходов за предшествующий год для выявления тенденций в движении финансовых ресурсов;

– наличию материальных и финансовых ресурсов, состоянию производственных фондов на начало очередного планового года для обоснования их исходного уровня.

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения входит в состав локальной документации, которая формируется и утверждается государственными и муниципальными организациями. Они используют данный документ в своей финансово-хозяйственной деятельности с целью планирования полученных доходов и осуществленных расходов.

Основные требования и правила составления плана ФХД

В соответствии с п. 3.3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.2996 г. №7-ФЗ устанавливается, что бюджетное учреждение обязательно должно разрабатывать План финансово-хозяйственной деятельности, а также обеспечивать его открытость и доступность посредством размещения на официальном сайте в сети Интернет. Кроме того, данной нормой определено, что План ФХД должен соответствовать требованиям, установленным Министерством финансов РФ.

Основные правила создания и утверждения Плана ФХД бюджетных учреждений регламентированы специальными Требованиями к Плану ФХД, утвержденными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 г. №81н. Кроме того, государственное или муниципальное учреждение обязано учитывать отраслевые особенности своей деятельности, а потому использовать в данном мероприятии дополнительные требования к Плану ФХД, утверждаемые отраслевыми и ведомственными органами управления (министерствами или службами).

Важно! Учредитель бюджетной организации вправе формировать План ФХД с включением в него детализирующих сведений или показателей, а также утвердить типовую форму документа. Он имеет право установить предельные сроки, согласно которым план должен утверждаться для использования в следующем году.

Порядок составления и использования Плана ФХД

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения — это локальный документ, формируемый на:

  • финансовый год (при утверждении бюджета на один календарный год);
  • финансовый год и плановый период (при утверждении бюджета на календарный год и плановый период).

При первом варианте предполагается, что План ФХД разрабатывается на каждый конкретный календарный год, при втором варианте разработанный ранее план корректируется на последующий годовой период и утверждается уполномоченным лицом. Что касается утверждения Плана ФХД, то, согласно пп. 21, 22 Требований от 28.07.2010 г. №81н:

  • План ФХД бюджетного учреждения утверждается учредителем либо его руководителем, если это право будет предоставлено учредителем;
  • План ФХД автономного учреждения утверждается его руководителем на основании решения наблюдательного совета.

План финансово-хозяйственной деятельности необходим для того, чтобы бюджетное или автономное учреждение могло распоряжаться субсидиями для выполнения государственных заказов, средствами от оказания платных услуг, а также иными поступлениями из источников, разрешенных законодательством РФ.

Структура Плана ФХД

В соответствии с Требованиями к Плану ФХД от 28.07.2010 г. №81н информация в документе должна быть сгруппирована и детализирована для более четкого отображения и легкого восприятия пользователями. При этом две основные группы — доходы и расходы — детализируются по различным направлениям, к примеру, расходы подразделяются на:

  • доходы от собственности;
  • доходы от оказания платных услуг;
  • доходы от штрафов и принудительного изъятия сумм;
  • безвозмездные поступления;
  • субсидии;
  • прочие доходы.

Что касается расходов, то они могут быть разделены на такие подгруппы:

  • оплата труда работников и начисления на зарплату;
  • расходы на оплату коммунальных, транспортных услуг и связи;
  • арендные платежи;
  • затраты на содержание имущества;
  • безвозмездные перечисления;
  • социальные пособия населению;
  • приобретение основных средств или материальных запасов;
  • прочие расходы.

Подгруппы расходов могут представляться в углубленной детализации, и решение о таком действии принимает учредитель бюджетной организации. Кроме того, составление Плана ФХД должно коррелироваться с потребностями бухгалтерского учета в учреждении, а потому при его формировании следует обращать внимание на структуру Отчета об исполнении Плана ФХД.

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения может составляться как единый документ для разных видов деятельности, однако учредитель имеет право не только детализировать какие-либо показатели, но и составлять несколько планов по разным видам деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *