По запросу ничего не найдено

Если сайт выдает нулевой результат поиска — это увеличивает шанс отказа (того, что пользователь уйдет с сайта). Но если уделить немного внимания мелким деталям дизайна, то можно обернуть это потенциальное бедствие в преимущество.

Сегодня это большая редкость для пользователя — наткнуться на нулевые результаты поиска, насколько бы странным ни был его запрос. Существует много «глобальных» поисковых систем, над которыми трудятся команды сверх-профессиональных разработчиков, и они постоянно совершенствуют поисковые механизмы — так, чтобы на каждый запрос нашлись качественные результаты. Однако с локальным поиском по сайту дела обстоят совсем иначе. Страницу «по вашему запросу ничего не найдено», наверное, видел каждый пользователь.

Причины

Если пользователь ввел запрос и получил страницу с нулевым результатом, на это может быть минимум две причины. Первая — этого действительно нет на сайте. Вторая — на сайте это есть, но по какой-то причине не выводится по данному запросу. И, ко всеобщей печали, страница «ничего не найдено» часто оказывается последним, что озадаченный и дезориентированный пользователь видит на вашем сайте.

Как в идеале и в действительности

А в идеале все должно работать так: даже самый многословный запрос должен «пониматься» поисковым механизмом и возвращаться пользователю корректными результатами. В действительности же даже самый «умный» поиск иногда дает сбой, поэтому вот несколько советов по тому, как организовать страницу с нулевыми результатами — так, чтобы не потерять пользователя.

Когда вы принимаете дизайн-макет или готовый сайт, всегда обращайте внимание, как выглядит страница с результатами поиска (и отсутствием результатов). Они как минимум должны быть. То же самое касается и страницы 404 — без таких, казалось бы, мелочей можно легко создать у пользователя впечатление неработающего сайта.

Совет первый. Сделать это очевидным

В любой книжке по самосовершенствованию вы найдете совет вроде «первый шаг к решению проблемы — это признание существования проблемы». Здесь все в точности так же. Страница с нулевым результатом должна ясно давать понять, что произошло и почему.

Фатальная ошибка многих сайтов: пользователь попадает на страницу с отсутствующими результатами поиска и даже не понимает, что ничего не было найдено.

Почему? Потому что у большинства сформировалось устойчивое представление о том, как должны выглядеть результаты поиска: список, сформированный из заголовков различных страниц, который можно скроллить, ища нужное.

А теперь подумайте, что будет, если сделать страницу такого вида (да, как ни странно так еще делают):

  • Поле поиска.
  • Строка простого текста о том, что по вашему запросу ничего не найдено.
  • Блок «последние поисковые запросы» (или, как вариант, «популярные запросы»).
  • Блок выдачи какого-нибудь Google со ссылками на другие сайты.
  • Советы по изменению самого запроса.

Пользователь просто «перепрыгнет» через логически важный текст сразу к результатам поиска и «последним запросам» — потому что те привлекают больше внимания. Результат — вы вынудите пользователя копаться в заведомо ему не нужных ссылках. А еще вариант — отдадите пользователя сайту-конкуренту (спасибо, Google). Есть прекрасная инициатива — предлагать пользователю варианты «похожих запросов». Но они, опять же, должны оставаться на видном месте.

Совет второй. Укажите путь вперед

Большинство пользователей понимает базовые принципы работы поиска на сайте: нужно придумать сочетание слов для поиска, ввести в поле, нажать «Найти». Но мало кто разбирается в сложной логике поисковых алгоритмов. Поэтому, если запрос пользователя «не прошел», ему нужно подсказать вспомогательные пути:

  • Переформулировать исходный запрос.
  • Вывести поле поиска с исходным вопросом внутри него, для быстрого редактирования.

  • Предложить схожие запросы, по которым есть результаты.
  • Автоматически исправить орфографию (при этом оставить способ искать по оригинальному запросу).
  • Посоветовать использовать другие слова или меньше слов.

Фатальная ошибка некоторых сайтов: на странице с нулевым результатом поиска оставляют только скупую строчку текста о том, что «ничего не найдено», безо всяких альтернатив и подсказок. Или, как вариант, выводят подсказку в непредсказуемом месте — например, над полем поиска. В то время, как сообщение об отсутствии результатов будет находиться под полем.

Не смейтесь над пользователем

Некоторым брендам юморные иллюстрации и язык помогают вовлечь аудиторию. Но соблюдайте предельную осторожность, когда привносите юмор на страницу результатов поиска (или другие страницы с ошибками).

Думайте о контексте: пользователи видят эти страницы сразу после того, как у них что-то не получилось сделать. Юмор может помочь смягчить разочарование или свести на нет смущение пользователя, но также он может быть понять неправильно — для веба это особенно больное место, ведь там нельзя передать интонацию и другие «эмоциональные» нюансы. Пользователь может просто не понять, когда вы смеетесь вместе с ним, а когда над ним.

Хорошие страницы с нулевым результатом превращают лимоны в лимонад

Итак, при создании страницы «ничего не найдено», нужно следовать трем простым правилам: излагайте суть ясно, предлагайте помощь, уважайте пользователей. И «тупик» превратится в еще один инструмент, который работает на юзабилити вашего сайта.

«Яндекс» и Rambler (покупает поиск у «Яндекса», собственного не имеет) научились выдавать очищенные от пиратства результаты поиска. Из результатов поиска на «Яндексе» и Rambler пропали ссылки на запрещённые по решениям Мосгорсуда сайты-нарушители авторских прав. В российских версиях поиска Google и Bing — запрещённые ссылки остались.

Россия ввела требование о фильтрации результатов поиска от пиратства с 1 октября 2017 года. Непосредственно с начала месяца под закон подстроились в «Поиске Mail.ru» и в «Спутнике» (поисковик под управлением «Ростелекома»). Сейчас, спустя 4 дня результаты поиска почистил «Яндекс» (и Rambler). Например в отечественных поисковиках не удастся найти ссылок на запрещенный в РФ RuTracker.org (хотя его зеркала, де-юре ещё не запрещённые в стране, найти через российские поисковики можно). Для результатов поиска, где в выдаче должны были бы быть показаны ссылки на запрещённые Мосгорсудом пиратские сайты, «Яндекс» теперь выводит ссылку-предупреждение, что поиск фильтруется. По переходу можно прочесть объяснение поисковика:

1 октября 2017 года изменился закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Теперь поисковые системы, в том числе и Яндекс, не имеют права показывать российским пользователям ссылки на ресурсы, которые по решению Мосгорсуда попали в реестр заблокированных сайтов за неоднократное нарушение авторских и смежных прав. Также поисковые системы обязаны исключать из выдачи ссылки на копии таких сайтов — список копий определяет Минкомсвязи.

Решения Мосгорсуда можно найти на его официальном сайте. Реестр заблокированных сайтов — на сайте Роскомнадзора.

В Реестр заблокированных сайтов (Единый реестр запрещённых сайтов) попадают не только пиратские площадки, но и сайты другого типа. С 1 октября «Яндекс» обязан удалять ссылки исключительно на пиратство. Но не на сайты попавшие в реестр по причинам связанным: с борьбой против наркомании, с самоубийствами, с пристрастием к азартным играм, к экстремизму или к несанкционированным местными властями митингам. Однако «Яндекс» обязан чистить результаты поиска от ссылок не проходящих по так называемому «закону о забвении». И «Яндекс», и его главный конкурент Google — чистят российский поиск от подобных ссылок по запросам из РФ с 2016 года.

На домашнем для себя американском рынке Google чистит выдачу и от ссылок на пиратство, хотя в РФ этого он пока не делает. Ещё в 2014 году поисковик объявил об упрощении чистки выдачи по DMCA-запросу и одновременно предложил удобный рекламный формат для контент-провайдеров (легальных распространителей фильмов, музыки). Аналогичную систему в России чуть раньше, чем её реализовал для американцев Google, предлагал запустить президент (тогда) «Амедиа» Александр Акопов. В ответ вице-президент Mail.ru Group заявил: «По сути, предлагается «пессимизировать» поисковую выдачу за деньги. Для поисковой системы этот подход неприемлем и даже губителен». Пресс-служба «Яндекса» распространила похожую реплику: «Если правообладатели считают, что какая-то информация должна быть ограничена, они могут бороться с ее первоисточниками и, соответственно, обращаться к хостинг-провайдерам». Правообладатели, однако, предпочли обратиться к власти и спустя 3 года российские поисковики фильтруют выдачу по спискам Мосгорсуда и (скоро) Минкомсвязи. Механизм подключения поисковиков к Реестру и фильтрации зафиксирован в российском законе и его нельзя обойти через частные договорённости с правообладателями или в суде. С 1 октября от поисковиков требуют удалять только ссылки на выявленное Мосгорсудом пиратство. С 1 ноября 2017 года добавится обязанность удалять запрещённые ссылки на сервисы, где распространяют инструменты обхода российской интернет-фильтрации.

В октябре 2017 года для поиска на официально подтверждённых судом пиратских сайтах нужно пользоваться Google или Bing. Поисковые возможности на сайтах «Яндекса», Mail.ru, «Спутника», Rambler больше не распространяются на официально признанные пиратские площадки. Хотя на «Яндексе», Mail.ru, «Спутнике» и Rambler до сих пор можно найти копии запрещённых пиратских сайтов, не попавшие в Реестр:

В российских и американских поисковиках даже после вступления в действие новых законов можно найти ссылки на пиратские копии тех или иных фильмов или музыки. Нарушением это не является. Поисковики обязаны удалять исключительно ссылки внесённые в Реестр, а не любые ссылки на потенциально пиратскую продукцию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *