Почему нет субсидии

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Одной из мер социальной поддержки граждан с низким уровнем доходов является субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Предоставление данной меры социальной поддержки регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации (ст.159), постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», постановлениями Правительства Калининградской области от 26.02.2010 г. № 73.

1. Содержание и условия оказания помощи

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и размера регионального стандарта стоимости ЖКУ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на эти цели в совокупном доходе семьи.

Региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи установлен в размере 22 %.

В случае превышения фактических платежей ЖКУ над допустимой величиной расходов (определяется как произведение совокупного дохода семьи на 22%) граждане могут обращаться за субсидией. При этом обязательно должны быть соблюдены следующие условия:

— наличие гражданства РФ;

— наличие регистрации по месту постоянного жительства;

— отсутствие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг или заключение соглашения с управляющими компаниями по ее погашению;

— наличие оснований пользования жилым помещением (в качестве пользователя государственного и муниципального жилья по договору социального найма; нанимателя по договору найма частного жилищного фона; собственника жилья, члена жилищного кооператива).

Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев на основании заявительного принципа. При представлении необходимых документов до 15 – го числа месяца (включительно), субсидия предоставляется с 1-го числа текущего месяца. Если документы поданы с 16 –го числа месяца и позже, то субсидия назначается с 1-го числа следующего месяца.

Размер субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату ЖКУ. В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки (постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 734)

Периодичность выплат: ежемесячно. Субсидия перечисляется гражданам до срока внесения платы за жилое помещение – т.е. до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

С заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг следует обращаться в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства.

Заявление также может быть подано через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)(www.gosuslugi.ru).

2. Какие документы необходимы

— документы, подтверждающие гражданство РФ и родственные отношения заявителя и всех лиц, зарегистрированных в данном жилом помещении (паспорта всех членов семьи, свидетельства о рождении детей, свидетельство о браке; копию лицевого счета из ЖЭУ, справку о составе семьи);

— документы, подтверждающие основания владения и пользования заявителем жилым помещением (договор социального найма жилого помещения; договор найма, свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру или жилой дом, договор купли-продажи, мены, дарения, договор о приватизации жилого помещения);

— сведения о доходах всех членов семьи за 6 месяцев, предшествующих 6 месяцам перед подачей заявления о предоставлении субсидии (справка о заработной плате, о размере стипендии, декларация о доходах индивидуального предпринимателя, справка о денежных средствах, выплачиваемых опекуну, договоры на выполнение подрядных работ и акты выполненных работ, документы о доходе от сдачи имущества в аренду, о доходах от личного подсобного хозяйства и др.);

— документы, содержащие сведения о платежах за ЖКУ, начисленных за последний месяц.

— сведения о лицевом счете заявителя в банке.

Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы:

а) подтверждающие правовые основания проживания в жилом помещении этих граждан;

б) подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.

— Когда мне позвонили из мэрии и сказали, что я должен вернуть субсидию, я подумал, что это шутка. Полгода назад я отчитался о том, как истратил деньги, и давно забыл о субсидии. Но оказалось, что это не шутка. Новость настолько выбила меня из колеи, что две недели я не находил себе места, не мог нормально работать, — Эдуард Петухов заметно нервничал.

Эдуард Петухов

Мы встретились с одним из 32 петрозаводских предпринимателей, попавших в крайне непростую ситуацию, в районе завода «Авангард» рядом с цехом металлоконструкций и художественной ковки. Петухова, как и еще несколько десятков инициативных граждан, угораздило в конце 2013 года получить в петрозаводской мэрии субсидию на поддержку малого предпринимательства. Теперь эта поддержка может серьезно подкосить его скромное дело. Эдуард Петухов убедился, что «игры с государством» для простого гражданина чреваты самыми неожиданными последствиями.

Шутки в сторону

Облаченный в спецовку высокий мужчина с открытым добродушным лицом и крупными руками со следами ожогов не вписывался в привычный образ индивидуального предпринимателя. Передо мной стоял человек, для которого будни состояли из тяжелого физического труда.

У меня руки без ожогов бывают только раз в году, когда я детишек на Черное море отвожу,

— перехватив мой взгляд, объяснил Эдуард Петухов.

Цех вместе с другом петрозаводский предприниматель открыл в 2013 году.

Мы узнали, что мэрия предоставляет субсидию предпринимателям, которые с нуля открыли свое дело и отработали меньше года. Я позвонил в мэрию. Мне объяснили, какие нужно подготовить документы. Я прекрасно знаю, что с государством в азартные игры играть нельзя. Я у чиновников мэрии сразу же спросил, не получится ли так, что я сейчас куплю станок, а потом что-нибудь произойдет и вы потребуете вернуть деньги? Мне объяснили, что мои опасения напрасны, мол главное — это целевое использование денег, дескать, купите станок, покажете документы и все,

— рассказал Петухов.

Предприниматель подписал договор с мэрией и получил субсидию в размере 300 тысяч рублей. В тексте договора его ничего не насторожило.

— Любой нормальный человек, не имеющий юридического образования, прочитав договор, не обнаружит никаких подводных камней. В договоре есть единственный внятный пункт, где говорится, что возврат денег в полном объеме подразумевается при нецелевом использовании субсидии, — заметил Петухов.

Поверив в свою счастливую звезду, Эдуард Петухов приобрел на средства субсидии электрогидравлический пресс, необходимый для кузнечного производства. Доставленный из Челябинска станок, способный выгибать металлопрокат по заданным формам, обошелся даже дороже выделенной субсидии, но позволил уйти от тяжелого ручного труда, занимающего много времени и не позволяющего достигать идеально правильных форм.

Станок, приобретенный на средства субсидии

В 2014 году экономическая ситуация в стране резко изменилась и указанные в бизнес-плане показатели я выполнить не смог. Мы планировали нанять двух сотрудников, но случился кризис, рухнул рубль, у нас резко упали заказы. Людям стало не до художественной ковки, они стали скупать телевизоры и холодильники. В тот момент нанимать новых сотрудников было бессмысленно, заказов все равно не было. Я как чувствовал и предварительно спрашивал у сотрудников администрации, что будет, если выполнить показатели мне не удастся. Мне сказали, чтобы я не волновался, а при составлении итогового отчета указал, почему не смог добиться показателей, сославшись на кризис.

Я так и сделал, сдал в январе 2015 года отчет, его приняли, сказали, что все хорошо. Естественно, я и думать забыл о давно истраченной субсидии. А летом в мэрии проснулись и стали требовать обратно деньги, так как я не выполнил показателей бизнес-плана,- рассказал Эдуард Петухов.

Что делать дальше, он не знает.

— Если бы я заключал договор с банком, я бы, конечно, предварительно дал почитать его юристу. Но от государства такого подвоха я не ожидал. Фактически меня ввели в заблуждение, потому что пункт об обязательном выполнении показателей прописан настолько хитро, что на него просто не обращаешь внимания. Если бы мне заранее все объяснили, я бы ни за что не брал этих денег. Я хотел свой станок привезти в мэрию, пусть забирают. Но там требуют деньги. Станок имеет столь узкую специализацию, что его не продать. Я обратился к уполномоченному по защите прав предпринимателей РК Елене Гнетовой и действительно почувствовал поддержку. Но чем все закончится, неизвестно, — сказал Петухов.

Избыточные требования

Елена Гнетова считает, что к предпринимателям предъявляются избыточные требования. Субсидия, напомнила она, — это безвозмездная и безвозвратная передача средств для возмещения недополученных доходов или финансового возмещения затрат в связи с производственной деятельностью. Требование вернуть субсидию в полном объеме возникает, если предприниматель истратил средства не по назначению или не использовал деньги в течение года. Другими словами, объяснила Гнетова, главным является целевой характер использования субсидии.

По ее словам, субсидия на создание собственного дела была предоставлена Петухову за счет средств бюджета Карелии на основании соглашения, заключенного между петрозаводской администрацией и Министерством экономического развития РК. Елена Гнетова обратила внимание на то, что в соглашении указаны причины, по которым можно потребовать вернуть субсидию. Интересно, что единственной причиной для возврата субсидии является факт нецелевого ее использования.

Эдуард Петухов, как и планировал, приобрел станок художественной ковки, то есть его сложно обвинить в нецелевом использовании средств. Гнетова убеждена, что в данном случае права предпринимателя нарушены, так как не установлено факта нецелевого использования бюджетных средств. По ее мнению, администрация города неправомерно внесла в текст договора с предпринимателями дополнительное условие, связанное с обязательностью выполнения показателей, внесенных в бизнес-план.

Если изучить договор, заключенный между Эдуардом Петуховым и администрацией Петрозаводска, то действительно понимаешь, что из документа прямо не вытекает обязанность вернуть субсидию при неисполнении показателей бизнес-плана. В документе зафиксирована обязанность использовать субсидию «по целевому назначению на финансирование затрат, предусмотренных Бизнес-проектом», а также указано, что получатель субсидии должен обеспечить «комплекс мероприятий, предусмотренных Бизнес-проектом». При этом в договоре прямо названа единственная причина возврата субсидии — установление факта нецелевого использования средств.

В тексте договора вы не найдете четкого указания на то, что невыполнение показателей бизнес-плана влечет за собой необходимость вернуть деньги. Поневоле поверишь, что такой договор может ввести в заблуждение кого угодно.

Ловушка для бизнесмена

Из 59 петрозаводских предпринимателей, получивших субсидию на развитие своего бизнеса, 39 человек не смогли выполнить указанные в бизнес-проекте показатели. Фактически уровень неисполнения своих обязательств составил 66%. Другими словами, история, рассказанная Эдуардом Петуховым, скорее правило, чем исключение.

Между тем администрация Петрозаводска твердо стоит на своем: если бизнес-план не выполнен, предприниматель обязан вернуть деньги в бюджет. Мэрия уже инициировала судебные иски и получила несколько решений в свою пользу.

Руководитель управления экономики и инвестиционной политики петрозаводской администрации Владимир Владимиров рассказал, что на получение субсидии было подано немало заявок, при отборе которых одним из решающих критериев были показатели бизнес-плана. Он рассказал, что Елена Гнетова предложила заключить дополнительное соглашение, чтобы предоставить предпринимателям дополнительное время для достижение злосчастных показателей.

— Это не совсем правильно по отношению к тем предпринимателям, которым было отказано, потому что в таком случае любой предприниматель может завысить в бизнес-плане свои показатели, выиграть конкурс, а потом выполнить что сможет, — сказал Владимиров.

Он сообщил, что администрация нацелена на то, чтобы возвращать деньги через суд. Этой же позиции придерживается и мэр Петрозаводска Галина Ширшина, и руководитель комитета экономики Евгения Сухорукова.

Если отвлечься от того, что в договоре тщательно скрыта связь между неисполнением бизнес-проекта и необходимостью возврата субсидии, возникает и другой существенный вопрос. В ловушку попали предприниматели, которые взяли деньги в конце 2013 — начале 2014 года, когда в экономике еще не пахло «жареным». Крым был не наш, санкции не могли привидеться даже в дурном сне, а курсы мировых валют вели себя относительно корректно по отношению к рублю. Но с тех пор российская реальность изменилась до неузнаваемости. Возможно, нужно сделать скидку по отношению к предпринимателям, которые при всем желании не могли прогнозировать экономического коллапса?

Мы объективно оцениваем экономическую реальность и понимаем, какая она сейчас. Но для того чтобы принимать решения, мы должны получить указание от вышестоящих органов,

— сказал Владимиров.

По его словам, он ставил вопрос о смягчении условий на совещании в Министерстве экономического развития Карелии, но министр экономразвития РК Валентин Чмиль был непреклонен. Свою позицию министерство даже подкрепило официальным письмом в городскую администрацию, в котором потребовало инициировать возврат субсидии в случае невыполнения обязательств, зафиксированных в бизнес-плане.

Судя по массовому неисполнению обязательств, большинство индивидуальных предпринимателей, имеющих небольшие предприятия, чутко реагирующие на изменения потребительского рынка, не смогли реализовать свои планы. Кто в этом виноват? — вопрос открытый и дискуссионный. Нужно ли наказывать за это людей, пытающихся хоть как-то выжить в условиях кризиса и прокормить свои семьи? Ответ, я думаю, очевиден. Почему этого не понимают, а точнее не хотят понимать во властных структурах? Это тоже в принципе ясно. Кому интересны небольшие предприятия, пытающиеся выкарабкаться вопреки государственной политике, давно потерявшей интерес к «малым формам».

Другое дело, если бы чиновников под угрозой потери своей зарплаты обязали довести экономические показатели до докризисного уровня. Но, увы, побывать в «шкуре» человека, который пытается выжить, лавируя между аппетитами банков, непредсказуемостью власти и нестабильностью рынка, им вряд ли когда-то придется. Так что предпринимательской инициативе пока уготовано тихое затухание. Кто не загнется сам, того добьют государственные субсидии.

Антонина Кябелева

Информация о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Всего получателей жилищных субсидий на 01.09.2020 г. – 2862 семьи (5,8 % от общего количества семей в городе).

Средний размер субсидии на одну семью в месяц — 1700 руб.

Порядок предоставления гражданам жилищных субсидий определен Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761 » О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»; постановлением Правительства Челябинской области от 20.07.2016 года № 351-П » О региональных стандартах нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и максимально–допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи»; постановлением Губернатора Челябинской области № 305 от 20.11.2009г. «О положении об определении региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг в Челябинской области».

Граждане признаются нуждающимися в получении субсидии, если расходы на оплату жилья и коммунальных услуг, превышают 22% от совокупного дохода семьи.

Для отдельных категорий граждан, у которых совокупный доход семьи в месяц, ниже величины прожиточного минимума, или в том случае если совокупный доход семьи превышает величину прожиточного минимума, но не более чем на 20%, максимально допустимая доля расходов снижена до 11%.
К таким категориям относятся семьи, в состав которых входят:

• только граждане, достигшие возраста, дающего право на получение пенсии по старости, или одиноко проживающие граждане, достигшие возраста, дающего право на получение пенсии по старости;

• трое и более несовершеннолетних детей;

• одинокие матери с одним или более несовершеннолетними детьми.

Право на субсидии имеют:

-пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

— наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

— члены жилищного или жилищно – строительного кооператива;

— собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры, части жилого дома).

Рассмотрение вопроса о назначении субсидии производится на основании ЗАЯВЛЕНИЯ представленного гражданином в письменном виде лично или почтовым отправлением либо в виде электронного документа с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов, а также с указанием следующих сведений в заявлении:

1. сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, — в случае если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно – строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

2. документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.

3. сведения, подтверждающие право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

4. копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя – иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).

5. сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Сроки предоставления документов и сроки назначения субсидии:

При предоставлении документов с 1-го по 15 число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при предоставлении документов с 16-го числа до конца месяца – с 1-го числа следующего месяца.

(Гражданин обращается 15 июля — субсидия назначается с июля,

16 июля — субсидия назначается с августа).

Граждане, имеющие право на жилищную субсидию только в месяцы отопительного периода, могут подавать заявление о её предоставлении не только в месяцы, когда право на её получение имеется, но и в любой месяц, предшествующий началу отопительного периода.

Например:

Обратились 20.07.2020г. (т.е. в межотопительный период)

Период предоставления субсидий с 01.08.2020г. по 31.01.2021г.:

— в августе, сентябре жилищной субсидии не будет, т.к. в межотопительный период — права нет;

— с 01.10.2020г. по 31.01.2021г. ежемесячно будет выплачена жилищная субсидия с учетом регионального стандарта стоимости жилищно – коммунальных услуг в отопительный период.

Субсидия предоставляется гражданам сроком на 6 месяцев.

Расчет субсидии производится с учетом прожиточного минимума, региональных стандартов

стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально-допустимой доли собственных расходов

на оплату ЖКУ, доходов граждан.

Прожиточный минимум в Челябинской области на 2 квартал 2020г.

— для трудоспособного 12032 руб.

— для пенсионера 9288 руб.

— для детей 11694 руб.

Постановлением Правительства Челябинской области от 19.03.2020г. № 87–П утверждены региональные стандарты стоимости жилищно – коммунальных услуг по Челябинской области распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

Региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг рассчитаны на одного человека в месяц в зависимости от численного состава семьи:

— на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, исходя из 18 кв.метров общей площади жилого помещения;

— на одного члена семьи, состоящей из двух человек, исходя из 21 кв.метра общей площади;

— на одиноко проживающего гражданина, исходя из 33 кв.метров.

Также предусмотрены стандарты, которые применяются для отдельных категорий семей только при расчете субсидий:

— на одного члена семьи, состоящей из одинокой матери и двух несовершеннолетних детей – 24 кв.метра;

— на одного члена семьи, состоящей из двух человек, достигших возраста, дающего право на получение пенсии по старости, или состоящей из одинокой матери и одного несовершеннолетнего ребенка – 36 кв.метров;

— на одиноко проживающего гражданина, достигшего возраста, дающего право на получение пенсии по старости – 54 кв.метра.

Размеры региональных стандартов дифференцируются по отопительным периодам:

  1. в отопительный период,
  2. в межотопительный период,
  3. при равномерной оплате в течение года.

Кроме дифференциации по отопительным периодам региональные стандарты разделены:

1. по периодам изменения оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги:

— с 1 января по 30 июня 2020 г.;

— с 1 июля по 31 декабря 2020 г.

2. по правовым основаниям владения и пользования жилым помещением и обязанности по внесению платы за жилищно – коммунальные услуги.

Региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг по Челябинской области на 2020 год для пользователей жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, нанимателей жилого помещения по договору найма в астном жилищном фонде и членов жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, которым жилое помещение предоставлено в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до приобретения ими права собственности на такое жилое помещение

в рублях на 1 человека в месяц

п/п

Наименование муниципальных образований Челябинской области

с 1 января по 30 июня 2020 года

с 1 июля по 31 декабря 2020 года

в отопительный период

в межотопительный период

при равномерной оплате в течение года

в отопительный период

в межотопительный период

при равномерной оплате в течение года

Копейский городской округ

на 18 кв. метров общей площади жилья в месяц

3094,72

1946,32

2616,22

3123,69

1967,11

2641,78

на 21 кв. метр общей площади жилья в месяц

3383,55

2043,75

2825,30

3409,89

2060,54

2847,66

на 24 кв. метра общей площади жилья в месяц

3672,38

2141,18

3034,38

3696,08

2153,97

3053,54

на 33 кв. метра общей площади жилья в месяц

4538,87

2433,47

3661,62

4554,67

2434,26

3671,16

на 36 кв. метров общей площади жилья в месяц

4827,71

2530,90

3870,70

4840,86

2530,90

3877,04

на 54 кв. метра общей площади жилья в месяц

6568,38

3115,48

5125,18

6568,38

3115,48

5125,18

Региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг по Челябинской области на 2020 год для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны вносить взносы на капитальный ремонт

в рублях на 1 человека в месяц

п/п

Наименование муниципальных образований Челябинской области

с 1 января по 30 июня 2020 года

с 1 июля по 31 декабря 2020 года

в отопительный период

в межотопительный период

при равномерной оплате в течение года

в отопительный период

в межотопительный период

при равномерной оплате в течение года

Копейский городской округ

на 18 кв. метров общей площади жилья в месяц

3084,74

1904,20

2583,89

3084,74

1924,99

2599,66

на 21 кв. метр общей площади жилья в месяц

3374,55

1994,61

2790,22

3374,55

2011,40

2798,52

на 24 кв. метра общей площади жилья в месяц

3664,35

2085,02

2996,55

3664,35

2097,81

2997,38

на 33 кв. метра общей площади жилья в месяц

4533,78

2356,25

3615,55

4533,78

2357,04

3615,55

на 36 кв. метров общей площади жилья в месяц

4823,59

2446,66

3821,89

4823,59

2446,66

3821,89

на 54 кв. метра общей площади жилья в месяц

6562,44

2989,12

5059,89

6562,44

2989,12

5059,89

Региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг по Челябинской области на 2020 год для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями части 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации не обязаны вносить взносы на капитальный ремонт

в рублях на 1 человека в месяц

п/п

Наименование муниципальных образований Челябинской области

с 1 января по 30 июня 2020 года

с 1 июля по 31 декабря 2020 года

в отопительный период

в межотопительный период

при равномерной оплате в течение года

в отопительный период

в межотопительный период

при равномерной оплате в течение года

Копейский городской округ

на 18 кв. метров общей площади жилья в месяц

2944,34

1756,60

2443,49

2944,34

1777,39

2452,06

на 21 кв. метр общей площади жилья в месяц

3210,75

1822,41

2626,42

3210,75

1839,20

2626,42

на 24 кв. метра общей площади жилья в месяц

3477,15

1888,22

2809,35

3477,15

1901,01

2809,35

на 33 кв. метра общей площади жилья в месяц

4276,38

2085,65

3358,15

4276,38

2086,44

3358,15

на 36 кв. метров общей площади жилья в месяц

4542,79

2151,46

3541,09

4542,79

2151,46

3541,09

на 54 кв. метра общей площади жилья в месяц

6141,24

2546,32

4638,69

6141,24

2546,32

4638,69

Региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг по Челябинской области на 2020 год для собственников жилых домов

в рублях на 1 человека в месяц

п/п

Наименование муниципальных образований Челябинской области

с 1 января по 30 июня 2020 года

с 1 июля по 31 декабря 2020 года

в отопительный период

в межотопительный период

при равномерной оплате в течение года

в отопительный период

в межотопительный период

при равномерной оплате в течение года

Копейский городской округ

на 18 кв. метров общей площади жилья в месяц

2039,62

776,36

1511,82

2111,09

802,35

1564,29

на 21 кв. метр общей площади жилья в месяц

2250,17

776,36

1634,40

2329,21

802,35

1691,28

на 24 кв. метра общей площади жилья в месяц

2460,71

776,36

1756,98

2547,34

802,35

1818,27

на 33 кв. метра общей площади жилья в месяц

3092,34

776,36

2124,71

3201,71

802,35

2199,24

на 36 кв. метров общей площади жилья в месяц

3302,89

776,36

2247,28

3419,83

802,35

2326,23

на 54 кв. метра общей площади жилья в месяц

4566,15

776,36

2982,75

4728,57

802,35

3088,17

В домах, где установлены общедомовые приборы учета на тепловую энергию и жители оплачивают за теплоснабжение только в отопительный период, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается по региональным стандартам в отопительный период и в межотопительный период.

С 30.04.2020г. начался межотопительный период в соответствии с постановлением администрации Копейского городского округа от 13.04.2020г. № 719-п «Об окончании отопительного периода 2019 – 2020 годов». Расчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг будет производиться по региональным стандартам межотопительного периода.

Формула расчета субсидий исходя из стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг

Размер субсидии = Плата по стандартам — Максимально-допустимая доля собственных расходов на

оплату ЖКУ

К= РС х КС – Д х Т/ 100

где:

К – расчетный размер субсидии;

РС – региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 члена семьи;

КС — количество лиц, входящих в состав семьи заявителя (получателя субсидии), учитываемых при назначении субсидии;

Д – совокупный доход семьи в рублях;

Т % — региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в процентах)

При среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума, размер субсидии определяется по формуле:

К= РС х КС – Кд х Д х Т/100,

где:

Кд – поправочный коэффициент, рассчитанный по формуле: Кд = Д/ ПМ

где:

Д – совокупный доход семьи в рублях;

ПМ – величина прожиточного минимума семьи заявителя (в рублях)

Например:

В жилом помещении, собственник которого обязан вносить взносы на капитальный ремонт, зарегистрирована семья из трех человек: 1 трудоспособный, 1 ребенок, 1 пенсионер.

Прожиточный минимум трудоспособного гражданина – 12032 руб., ребенка –11694 руб., пенсионера – 9288 руб.

Прожиточный минимум семьи равен: 12032 + 11694 + 9288 = 33014 руб.

Заработная плата трудоспособного составляет 13000 руб, размер пенсии – 9000 руб, детское пособие – 307 руб.

Совокупный доход семьи равен: 13000 + 9000 + 307 = 22307 руб.

Так как совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума, то при расчете субсидии применяется поправочный коэффициент, равный: 22307/33014 = 0,67568

Фактическая оплата за жилищно-коммунальные услуги – 2750 руб.

Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек равен 18 кв.м.

Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые обязаны вносить взносы на капитальный ремонт за период с 1 июля 2020г. по 31 декабря 2020г. на 18 кв.метров в межотопительный период составляет 1924,99 руб/чел.

Максимально допустимая доля собственных расходов — 22 процента.

Размер субсидии = 1924,99 х 3 – 22307/33014 х 0,22 х 22307 = 5774,97 –3315,94 = 2459,03 руб.

Согласно п.27 Правил, размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

1. Ежемесячно по данным поставщиков жилищно – коммунальных услуг производится сравнение размера выплаченных субсидий с фактическими расходами гражданина за ЖКУ. Если получатель субсидии заплатил за ЖКУ меньше суммы выплаченных субсидий, то с него удерживается переплата (если больше заплатил за ЖКУ, чем выплачена субсидия, производится доплата, но не более расчетной субсидии).

2. В случае предоставления получателю субсидии или членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки.

При определении размера субсидии фактические расходы уменьшаются на размер предоставленных мер социальной поддержки.

К мерам социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и компенсаций относятся:

— меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан по Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на «Чернобыльской АЭС», ФЗ «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатенском полигоне», «О Социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздейтвию радиации в следствие аварии в 1957 году на объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

— ежемесячная денежная выплата по оплате жилого помещения и коммунальных услуг многодетной семье;

— компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности;

— ежемесячные денежные средства на оплату жилищно – коммунальных услуг и детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в приемных семьях;

— ежемесячная компенсационная выплата в связи с расходами по оплате за жилое помещение, коммунальные и другие виды услуг по постановлению Правительства Р.Ф. от 02.08.2005г. № 475;

— компенсация расходов на оплату взносов на капитальный ремонт.

Например:

Одиноко проживающий пенсионер, «Инвалид» проживает в жилом помещении, собственник которого обязан вносить взносы на капитальный ремонт.

Оплачивает за жилищно – коммунальные услуги 2800 руб.

Прожиточный минимум для пенсионера – 9288 руб.

Совокупный доход — 9500 руб. (пенсия — 8100 руб. + 1400 руб. — компенсация на оплату ЖКУ)

Предельно — допустимая доля собственных расходов на оплату ЖКУ – 22%; (9500 руб. Х 22% = 2090 руб.)

Региональный стандарт стоимости жилищно – коммунальных услуг для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые обязаны вносить взносы на капитальный ремонт за период с 1 июля 2020г. по 31 декабря 2020г. в межотопительный период для одиноко проживающего пенсионера составляет 2989,12 руб/чел.

Размер расчетной субсидии 2989,12 руб. — 2090 руб. = 899,12 руб.

Обращаем Ваше внимание, если гражданин имеет задолженность за жилищно-коммунальные услуги, можно обратиться за жилищной субсидией при условии заключения соглашений о погашении задолженности с теми организациями, где имеется долг.

Напоминаем, платить за квартиру нужно регулярно, специалисты отдела жилищных субсидий отслеживают ежемесячно по данным жилищно — коммунальных организаций оплату за ЖКУ. Если получатель субсидии не заплатил за ЖКУ за 2 месяца, выплата субсидии приостанавливается. В случае непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии выплата субсидии прекращается.

Напоминаем: одиноко проживающим пенсионерам и одиноко проживающим супружеским парам состоящих из пенсионеров, уже получающим жилищную субсидию, перерасчет жилищной субсидии производится автоматически. Т.е. этой категории получателей обращаться в отдел жилищных субсидий не нужно (кроме лиц, проживающих в частном секторе и приглашенных для перерегистрации).

Если произошли изменения, получатели субсидии обязаны в течение месяца сообщить обо всех обстоятельствах, влияющих на размер субсидии. К указанным обстоятельствам относятся:

— изменение места постоянного жительства получателя субсидии;

— изменение основания проживания получателя субсидии и (или) членов его семьи;

— изменение состава семьи;

— изменение гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи;

— изменение материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи (например, пенсионер – получатель субсидии устроился на работу, следовательно, его доходы изменились).

Прием населения осуществляется каждый день по адресу: г.Копейск, ул.Ленина, 61 ,

Понедельник — четверг с 8.30ч. до 17.30ч.

Пятница с 8.30ч. до 12.00ч.

Контактный телефон — 7-96-91

Прием заявления по предоставлению государственных и муниципальных услуг осуществляется многофункциональным центром по адресу: г.Копейск, ул.Борьбы,14 и дополнительными офисами по адресу: ул.Ленина,61, ул.Ленина,52, без перерыва на обед:

Понедельник, пятница с 8.30ч. до 18.30ч

Вторник, четверг с 8.30ч. до 19.00ч.

Среда с 8.30ч. до 20.00ч.

Суббота с 8.30ч. до 13.00ч.

Документы необходимые для предоставления гражданам жилищных субсидий:

Бланк ЛПХ.doc

Договор найма с физическим лицом.doc

Заявление.doc

Заявление автомат.doc

Справка Зарплаты.doc

Зарегистрирован в Минюсте РФ 28 июля 2014 г.

Регистрационный N 33301

1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.

2. Директору Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации обеспечить:

а) учет потребности в бюджетных ассигнованиях на реализацию выплаты субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) при формировании предложений Министерства обороны Российской Федерации в проект федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;

б) информирование Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и Департамента финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о размерах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству обороны Российской Федерации для предоставления жилищной субсидии на соответствующий финансовый год.

3. Директору Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации обеспечить:

а) направление в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений, указанных в подпункте «б» пункта 2 настоящего приказа, в Департамент бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации решения по распределению бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по управлениям (отделам) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, которые закреплены за Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и региональными управлениями жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации;

б) определение потребности Министерства обороны Российской Федерации в бюджетных ассигнованиях на предоставление жилищной субсидии на очередной год и на плановый период и представление ее в Департамент бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации в порядке и сроки, определенные нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, устанавливающими порядок формирования предложений Министерства обороны Российской Федерации в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период.

4. Директору Департамента финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации обеспечить:

а) доведение лимитов бюджетных обязательств для выполнения управлениями (отделами) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации функции по перечислению жилищной субсидии военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы;

б) информирование управлениями (отделами) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и региональных управлений жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, за которыми они закреплены, о доведенных бюджетных ассигнованиях;

в) информирование Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о направлении финансирования в течение двух рабочих дней со дня доведения лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию жилищного обеспечения.

Министр обороны

Российской Федерации

генерал армии С. Шойгу

Приложение

Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — военнослужащие), гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее — граждане, уволенные с военной службы), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации.

2. В случае гибели (смерти) военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, настоящий Порядок распространяются на членов их семей.

3. Предоставленная военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях*.

4. Для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее — уполномоченный орган) либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее — структурное подразделение уполномоченного органа) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей**.

5. В течение десяти рабочих дней со дня поступления информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в целях получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.

6. Принятое уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) решение о предоставлении жилищной субсидии оформляется по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящему Порядку.

7. Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей с приложением документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка в течение трех рабочих дней с даты его принятия направляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в закрепленное за ним управление (отдел) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (далее — финансовый орган).

Копия решения о предоставлении жилищной субсидии выдается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в течение трех рабочих дней с даты его принятия под роспись военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, членам их семей либо направляется способом, позволяющим установить факт получения военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, членами их семей такого уведомления, а также направляется в кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации.

8. Жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей путем ее перечисления на основании документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, на указанный в заявлении о перечислении жилищной субсидии банковский счет.

9. Финансовый орган в течение трех рабочих дней с даты поступления из органов Федерального казначейства информации о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей уведомляет об этом уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа).

10. Уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) в течение трех рабочих дней после получения уведомления финансового органа о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей принимает решение о снятии военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, и членов их семей с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях и выдает копию решения о снятии с данного учета военнослужащему, гражданину, уволенному с военной службы, членам их семей под роспись либо направляет иным способом, позволяющим установить факт получения военнослужащим, гражданином, уволенным с военной службы, членами их семей копии решения о снятии с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.

11. Уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) не позднее трех рабочих дней с даты получения уведомления финансового органа о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей информирует об этом кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации.

*Пункт 16 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

** За несовершеннолетних и (или) недееспособных членов семьи заявление подписывается их законным представителем.

Приложение к Порядку (п. 6)

Рекомендуемый образец

(наименование уполномоченного органа Министерства обороны

Российской Федерации (структурного подразделения уполномоченного органа)

Решение N ____ о предоставлении военнослужащему — гражданину Российской Федерации, проходящему военную службу по контракту

в Вооруженных Силах Российской Федерации

(гражданину Российской Федерации, уволенному с военной службы),

и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства)

жилого помещения (жилых помещений)

«___»_________20___г.г._____________

В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510, на основании заявления и представленных документов предоставить:

(воинское звание, Ф.И.О.)

и совместно проживающим с ним членам семьи:

супруга (супруг),

(Ф.И.О., дата рождения)

Дети:,

(Ф.И.О., дата рождения)

иные члены семьи:

(степень родства, Ф.И.О., дата рождения)

субсидию для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений).

Общая площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему, гражданину, уволенному с военной службы, и (или) членам его семьи на праве собственности_кв. метров.

Общая площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных за последние пять лет до вынесения настоящего решения военнослужащим, гражданином, уволенным с военной службы, и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которых произведено отчуждение:________кв. метров.

Норматив общей площади жилого помещения:________кв. метров.

Право на дополнительную площадь жилого помещения: 15 кв. метров/нет

(нужное подчеркнуть)

Общая продолжительность военной службы:________лет.

Коэффициент с учетом общей продолжительности военной службы: ______________

Размер жилищной субсидии:____________руб.

Банковский счет:

(должность руководителя уполномоченного органа Министерства обороны

Российской Федерации (структурного подразделения уполномоченного органа)

М.П.__________________________

(подпись, инициалы, фамилия)

1) инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий, а также военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

2) участники Великой Отечественной войны, указанные в подпунктах «а» — «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;

3) участники Великой Отечественной войны, указанные в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);

4) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);

5) члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, а также члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

6) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;

7) инвалиды (вне зависимости от наличия ограничения способности к трудовой деятельности);

8) семьи, имеющие детей-инвалидов;

9) ветераны подразделений особого риска и граждане, имеющие право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливающим меры социальной поддержки ветеранам подразделений особого риска и отдельным категориям граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

10) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и не являющиеся инвалидами;

11) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

12) лица, принимавшие участие в военно-стратегической операции «Анадырь» на территории Республики Куба в период Карибского кризиса с 1 июля 1962 года по 30 ноября 1963 года.

От имени заявителей могут выступать их законные представители, уполномоченные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выступать от их имени

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *