Пограничная безопасность

Пограничная безопасность

Пограничная безопасность обеспечивается в пограничном пространстве, охватывающем: Государственную границу, пункты пропуска через Государственную границу и связанные с ними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море, их подводную среду, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ.
Национальные интересы РФ в пограничном пространстве:

  • обеспечение суверенитета, территориальной целостности государства, его суверенных прав и юрисдикции в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральным законодательством, а также завершение оформления Государственной границы в международно-правовом отношении и разграничения прилегающих морей с учетом национальных интересов России;
  • соблюдение установленных законодательством РФ порядка и правил осуществления всех видов деятельности в пограничном пространстве России;
  • создание условий для осуществления экономической, хозяйственной, промысловой и иной деятельности на Государственной границе, в территориальном море. исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе РФ, способствующих социально-экономическому развитию страны, сохранению и рациональному использованию природных ресурсов, надежной защите морской среды;
  • развитие межгосударственного и приграничного сотрудничества с соседними странами в условиях формирования современного облика Государственной границы.
    Основные угрозы национальным интересам России в ее пограничном пространстве остаются и продолжают оказывать существенное влияние на охрану Государственной границы и в целом на обеспечение пограничной безопасности. К ним относятся:
  • территориальные притязания и нерешенные вопросы территориального разграничения России с соседними государствами на сухопутных и морских участках Государственной границы;
  • стремление спецслужб и организаций иностранных государств использовать территорию приграничных с Россией стран для проведения разведывательно-подрывной деятельности;
  • продолжающийся вывоз из страны стратегического сырья, рост контрабанды наркотиков, оружия, боеприпасов и деятельности трансграничной организованной преступности в условиях ухудшения социально-экономической и криминогенной обстановки в ряде приграничных регионов, способствующей укреплению пособнической базы преступных международных группировок;
  • деятельность террористических организаций и групп, незаконных вооруженных формирований через Государственную границу и в приграничных районах с нестабильной обстановкой;
  • широкомасштабное расхищение морских биологических ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, истощение и загрязнение трансграничных водных объектов;
  • увеличение масштабов незаконной миграции граждан иностранных государств через российскую территорию или с целью их оседания в РФ;
  • усиление экономической и демографической экспансии со стороны ряда сопредельных государств на отдельные приграничные территории РФ;
  • 8)возрастание опасности переноса на территорию РФ особо опасных инфекционных болезней человека, животных, карантинных вредителей , сорняков, возбудителей болезней растений, а также токсичных веществ;
  • 9) возможность расширения очагов социально-политической напряженности и развязывания вооруженных конфликтов вблизи Государственной границы;
  • 10) расширение НАТО на Восток с выходом к государственной границе.

Основные принципы охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов:
1) приоритет обеспечения национальных интересов государства в пограничном пространстве РФ, комплексный подход к их реализации и защите;
2) уважение суверенитета, территориальной целостности сопредельных государств и нерушимости границ, мирное разрешение пограничных вопросов;
3) соблюдение законности, прав и свобод человека и гражданина;
4) построение охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов с учетом особенностей регионов и характера угроз.
5) своевременное выявление, противодействие и нейтрализация угроз в пограничном пространстве РФ;
6) сочетание гласных и негласных форм и методов деятельности в соответствии с действующим законодательством;
7) концентрация интеллектуальных, материально-технических и финансовых ресурсов на решении ключевых задач охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов.

Главными задачами охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов на перспективу являются:
1) поддержание режима Государственной границы, недопущение или пресечение ее нарушений;
2) поддержание режима в пунктах пропуска через Государственную границу и планомерное повышение эффективности системы пропуска через нее лиц, транспортных средств и грузов за счет совершенствования пограничного, таможенного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного, транспортного и иных видов контроля;
3) охрана, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов в целях их сохранения и использования, а также защиты морской среды;
4) охрана воздушного пространства и подводной среды;
5) осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.
2.2. Основные направления совершенствования охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ и их природных ресурсов.

На сухопутных и морских участках:
1) поиск и внедрение новых форм и способов деятельности войск и органов Пограничной службы, действий федеральных органов исполнительной власти, принимающих участие в охране Государственной границы;
2) совершенствование методов оперативной деятельности в интересах своевременного вскрытия, прогнозирования и классификации угроз пограничной безопасности России и принятия адекватных мер по их нейтрализации, смещение приоритетов на противодействие организованным фермам противоправных действий на Государственной границе, прежде всего наиболее опасным из них: международному терроризму, незаконному обороту наркотиков, незаконной миграции;
3) внедрение совместно с взаимодействующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации новых технологий организации пропуска через Г.Г. лиц, транспортных средств, грузов товаров и животных;
4) создание и задействование, единой государственной системы учете и контроля за въездом, выездом и пребыванием на территории России н. иностранных граждан;
5) совершенствование механизма обмена информацией и базами данных о персонале и технических средствах приграничных государств, привлекаемых для оказания помощи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в целях сокращения сроков и упрощения процедуры пересечения Государственной границы;
6) повышение эффективности взаимодействия территориальных объединений (региональных управлений) ФПС России со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти на региональном и местном уровнях;
развитие средств комплексной системы освещения надводной обстановки в пограничном пространстве России;
7) развитие пограничной инфраструктуры, в первую очередь на не обустроенных участках Г.Г. (российско-грузинском, российско-азербайджанском и российско-казахстанском);
8) развитие механизмов взаимодействия с органами пограничной охраны сопредельных государств в целях борьбы с международными преступными группировками, охраны природных ресурсов, экологической безопасности в районах (участках) совместной хозяйственной, промысловой и иной деятельности на Г.Г. и в пограничном пространстве РФ.

В воздушном пространстве:
1) повышение эффективности радиолокационной разведки для контроля Государственной границы путем создания единой системы разведки и контроля воздушного пространства с объединением всех средств разведки и их использованием по единому замыслу и плану;
2) сохранение и совершенствование группировок радиотехнических войск Военно-воздушных Сил для радиолокационного обеспечения действий войск (сил), привлекаемых к решению задач боевого дежурства по противовоздушной обороне в приграничных районах;
3) максимальное использование возможностей по охране Государственной границы, вытекающих из Соглашения о создании объединенной системы противовоздушной обороны государств -участников Содружества Независимых Государств и двусторонних межгосударственных соглашений по противовоздушной обороне;
4) повышение эффективности взаимодействия органов управления объединений, соединений и воинских частей Военно-воздушных Сил и дислоцирующихся в их зонах ответственности соединений и частей Пограничной службы.

В подводной среде:
1) развертывание в наиболее важных морских зонах на подступах к Государственной границе в пределах внутренних морских вод и территориального моря системы подводного наблюдения с автоматизированными пунктами сбора, обработки и выдачи информации о подводной обстановке органам и пунктам управления Военно-Морского Флота.
2) в сфере охрены внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов:
— проведение пограничных операций по защите экономических и иных интересов России в ее пограничном пространстве;
— внедрение на основе совместно разработанных планов в практику охраны контрольно-проверочных мероприятий ФПС России, МВД России, ГТК России, Госкомрыболовства России, МПР России, ФСНП России, Госгортехнадзора России;
— совершенствование тактики действий войск и органов Пограничной службы, территориальных сил и средств федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свои полномочия в сфере охраны природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации;
— дальнейшее развитие сотрудничества с соответствующими структурами сопредельных госу¬дарств в сфере охраны природных ресурсов Конвенционных районов.
III. Совершенствование системы обеспечения деятельности по охране Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов.

3.1. Совершенствование системы государственного управления.
Это достигается:
1) Совершенствованием оперативности и качества информационного обеспечения;
2) Развитием международного сотрудничества с учетом обеспечения политических, экономических, пограничных, военных и иных интересов РФ в её пограничном пространстве;
3) Обеспечением неукоснительного соблюдения законодательства РФ по вопросам пограничной безопасности;
4) Совершенствованием эффективности координации и взаимодействия на региональном и местном уровне структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свои полномочия в охране Государственной границы, внутренних морских вое, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов;
5) Бюджетным обеспечением законодательно закрепленных задач охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федераций и их природных ресурсов;
6) Информированием и последовательным осуществлением государственных мер по поддержанию профессионального и морально-психологического состояния личного состава Пограничной службы, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на уровне, отвечающем потребностям обеспечения пограничной безопасности государства;
7) Повышением значимости и престижа службы (государственной, военной) по охране Государственной границы; осуществлением организационных, материально-технических, социально-экономических, морально-психологических мер, необходимых для укрепления кадрового потенциала Пограничной службы Российской Федерации.

3.2. Совершенствование нормативно-правового обеспечения.
Нормативно-правовое обеспечение охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов направлено на:
1) разработку и своевременное приведение нормативно-правовой базы Российской Федерации по пограничным вопросам в соответствие с региональной обстановкой в стране и на Государственной границе, а также потребностями практики государственного строительства;
2) заключение международных двусторонних и многосторонних соглашений, направленных на реализацию пограничной политики Российской Федерации и выработку механизма их исполнения и контроля;
3) совершенствование правового регулирования деятельности органов государственной власти и иных субъектов, осуществляющих свои полномочия в сфере защиты интересов России в её пограничном пространстве;
4) выработку механизма экономического стимулирования субъектов, участвующих в охране Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов;
5) активизацию работы по заключению с сопредельными государствами соглашений о реадмиссии с целью повышения эффективности борьбы с незаконной миграцией.
3.3. Оптимизация Пограничной службы
В приоритетном порядке предполагается развивать оперативные органы, органы пограничного контроля, органы морской охраны Пограничной службы при адекватном сокращении войсковой компоненты, численности военнослужащих и гражданского персонала в органах управления, обслуживающих и вспомогательных структурах.
Предусматриваются дальнейшее совершенствование системы подготовки кадров, тылового и технического обеспечения» сопряжение (унификация) их с соответствующими системами Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также системная модернизация вооружения, боевой и специальной техники.

3.4. Развитие пограничного сотрудничества.
1) развитие пограничного сотрудничества предусматривает дальнейшее развитие договорно-правовой базы пограничного сотрудничества, унификацию национальных законодательств в сфере охраны государственных границ государств — участников СНГ;
2) совершенствование международно-договор¬ной и погранпредставительской деятельности по укреплению сотрудничества и добрососедс¬ких отношений с сопредельными государства¬ми;
3) выработку и осуществление в сотрудничестве с пограничными ведомствами сопредельных государств практических мер, обеспечивающих повышение надежности охраны Государственной границы и укрепление ее режима, поддержание стабильной обстановки на Государственной границе;
4) совершенствование механизма взаимодействия и обмена оперативной информацией на основе имеющихся нормативно-правовых актов;
5) расширение сотрудничества и поддержание тесного взаимодействия с правоохранительными структурами и международными организациями зарубежных государств в пресечении деятельности трансграничной организованной преступности, в борьбе с терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом оружия и наркотиков, незаконной миграцией;
6) развитие интеграционных процессов по¬граничным вопросам в рамках Союзного государства Беларуси и России в соответствии с Комплексной программой обеспечения пограничной безопасности Союзного государства до 2015 года;
7) обеспечение присутствия Пограничных групп , ФПС России в Таджикистане и Армении, Оперативных групп ФПС России на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств с целью защиты геополитических интересов России;
8) совершенствование механизмов реализации решений, принятых в рамках Совета командующих Пограничными войсками государств — участников Содружества Независимых Государств, Пограничного комитета Союза Беларуси и России.
3.5. Обеспечение правовой и социальной за¬щиты военнослужащих и других граждан, участвующих в охране Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов.

1) Правовая и социальная защита военнослужащих, гражданского персонала и других лиц, участвующих в охране Государственной границы, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов гарантируется государством и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
2) Основными направлениями совершенствования, правовой и социальной защиты считать дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы социальной защиты военнослужащих и других лиц, участвующих в охране Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов;
3) планомерное повышение материального уровня жизни военнослужащих пограничных за¬став, кораблей и других подразделений, непосредственно охраняющих Государственную границу;
4) формирование и совершенствование механизмов практической реализации установленных законодательством льгот и социальных гарантий для военнослужащих» лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Пограничная безопасность Российской Федерации: сущность и содержание

Развитие Российской Федерации как цивилизованного демократического государства вызвало объективную необходимость эффективного обеспечения безопасности страны в пограничной сфере.

Пограничная сфера Российской Федерации — это область жизнедеятельности государства, определяющими факторами которой являются государственная граница РФ, приграничная территория, внутренние морские воды, территориальное море и их подводная среда. В морском пространстве у России есть интересы на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Пограничная сфера является одной из составляющих национальные интересы. Обеспечение безопасности Российской Федерации в пограничной сфере осуществляется путём защиты и охраны государственной границы.

Защита государственной границы Российской Федерации — это часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики. Она представляет собой совокупность мер политического, организационно-правового, дипломатического, экономического, оборонного, пограничного, разведывательного, контрразведывательного, оперативно-розыскного, таможенного, природоохранного, санитарно-эпидемиологического, экологического и иного характера, осуществляемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях прогнозирования, выявления, локализации и ликвидации внутренних и внешних угроз безопасности Российской Федерации и обеспечения ее интересов в пограничной сфере. Защита государственной границы заключается в их согласованной деятельности по осуществлению полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Охрана государственной границы Российской Федерации — это составная часть защиты государственной границы. Она представляет собой комплекс пограничных мер, осуществляемых пограничными органами федеральной службы безопасности в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации. Данные меры предназначены для недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу, борьбы с разведывательно-подрывной деятельностью спецслужб иностранных государств против России, задержания нарушителей границы, пресечения попыток незаконного перемещения через государственную границу средств, которые могут быть использованы для террористической деятельности, наркотических средств, товаров и грузов, а также проникновения нелегальных мигрантов. Охрана государственной границы является основой обеспечения пограничной безопасности.

Следует подчеркнуть, что приграничная территория, в пределах которой пограничные органы осуществляют пограничные меры, включает: пограничную зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пункты пропуска через государственную границу, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемые природные территории, объекты и другие территории, прилегающие к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска.

В Основах пограничной политики Российской Федерации, утверждённых Президентом РФ 5 октября 1996 г. говорится, что пограничная безопасность — это состояние защищенности государственной границы и приграничной территории РФ, жизненно важных интересов государства от возможных и реальных внешних и внутренних угроз в пограничной сфере достигаемое интегрированием усилий федеральных органов исполнительной государственной власти, других сил и средств, при координирующей роли Пограничной службы ФСБ России.

Субъектом обеспечения пограничной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, учреждения и организации.

Объектом пограничной безопасности являются основные институты государства: конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Пограничная безопасность достигается реализацией целого ряда принципов, основными из которых являются: нерушимость государственной границы; территориальная целостность государства; признание существующих границ; отстаивание территориальной целостности и суверенитета государства; поддержание развития добрососедских отношений; недопущение противоправного изменения прохождения государственной границы; соблюдение юридическими и физическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу; защита на государственной границе жизненно важных интересов государства от внешних и внутренних угроз и др. То есть пограничная безопасность обеспечивает защиту государства на государственной границе, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе и приграничной территории, жизнеспособность российского государства, условия для его развития.

Пограничная безопасность предполагает наличие государственных интересов в пограничной сфере, существование на государственной границе и приграничной территории системы угроз, а также функционирование системы защиты и противодействия им. Рассмотрим данные понятия более подробно.

Основные интересы государства и угрозы в пограничной сфере определены Концепцией национальной безопасности, Основами пограничной политики Российской Федерации и другими нормативными правовыми документами.

Интересы государства в пограничной сфере заключаются в создании и поддержании благоприятных условий для обеспечения территориальной целостности России, осуществления политической, социально-экономической, военной, правовой, организационной и других видов деятельности государства на государственной границе и приграничной территории Российской Федерации, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации. Они определяют направленность и содержание пограничной политики Российской Федерации и обеспечиваются пограничной деятельностью федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере защиты и охраны государственной границы.

Основу интересов Российской Федерации в пограничной сфере составляют:

обеспечение суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и нерушимости государственной границы;

завершение территориального разграничения России с сопредельными государствами и международно-правового оформления государственной границы;

обеспечение безопасности государства от внешних и внутренних угроз, проявляющихся в пограничной сфере;

соблюдение установленных международными договорами и законодательством Российской Федерации режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу, порядка и правил осуществления промысловой деятельности в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;

создание благоприятных условий для осуществления хозяйственной и иной деятельности на государственной границе и приграничной территории Российской Федерации, обеспечивающих предотвращение ущерба экономике страны и способствующих социально-экономическому развитию России;

развитие взаимовыгодного приграничного сотрудничества Российской Федерации;

недопущение проникновения и распространения на территории Российской Федерации особо опасных заболеваний людей и животных, вредителей и возбудителей болезней растений, сорняков карантинного значения.

Важнейшей составляющей интересов Российской Федерации в пограничной сфере является надежная защита государства от терроризма и противоправной деятельности организованных преступных группировок, занятых в сферах незаконного перемещения через государственную границу наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, товаров и грузов, расхищения национальных богатств Российской Федерации, а также обеспечивающих процесс незаконной миграции.

Необходимость обеспечения защиты интересов Российской Федерации в пограничной сфере обусловлена наличием системы угроз пограничной безопасности, сложившейся на государственной границе и приграничных территориях. Угрозы пограничной безопасности — это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам государства в пограничной сфере.

Пограничные органы ФСБ России в системе обеспечения национальных интересов Российской Федерации в пограничной сфере

Степенко В.Е., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Тихоокеанского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

Координационным федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации является Федеральная служба безопасности (ФСБ России), которая в настоящее время возглавляет единую централизованную систему, включающую в себя пограничные войска и органы. ФСБ России подведомственна Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ. В Указах Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 <1>, от 20 мая 2004 г. N 649 <2>, от 11 августа 2003 г. N 960 <3> определено, что руководство деятельностью Федеральной службы безопасности осуществляет Президент Российской Федерации.

<1> Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004. 11 марта.
<2> Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023.
<3> Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 «Вопросы федеральной службы безопасности Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 870) // СЗ РФ. 2003. N 33. Ст. 3254.

Основными задачами ФСБ России являются:

  1. руководство пограничными органами и войсками;
  2. осуществление охраны Государственной границы РФ и государств — участников СНГ на основе двусторонних соглашений (договоров);
  3. организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу РФ;
  4. ведение разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности органов пограничной службы.

Большой объем и сложность задач по созданию современной системы охраны государственных рубежей потребовали определения приоритетов в деятельности пограничных органов ФСБ России. В их числе можно назвать такие, как:

а) борьба с разведывательно-подрывной деятельностью иностранных спецслужб и организаций, противоправной деятельностью преступных сообществ, групп и отдельных лиц на Государственной границе;

б) создание полномасштабной эшелонированной группировки пограничных войск и системы управления войсками;

в) совершенствование форм и способов охраны границы и экономической зоны;

г) повышение качества пограничного контроля и обеспечения его соответствия международным нормам и стандартам;

д) развитие сотрудничества с пограничными войсками государств Содружества и координация деятельности в охране внешних границ и экономических зон государств СНГ;

е) создание с привлечением сил и средств министерств и ведомств Российской Федерации эффективных систем освещения обстановки в территориальных, внутренних водах и исключительной экономической зоне.

Выполняя возложенные на нее задачи, Федеральная служба безопасности России участвует в разработке и реализации государственной пограничной политики, пограничных программ РФ, подготовке законодательных актов и других правовых документов по вопросам охраны Государственной границы РФ, а также разрабатывает меры по предупреждению и пресечению незаконного изменения, прохождения Государственной границы РФ, соблюдению пограничного режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ. Являясь составной частью сил обеспечения безопасности, она добывает и обрабатывает информацию об угрозах безопасности РФ в сфере охраны Государственной границы и представляет ее Президенту РФ, Правительству РФ, а также заинтересованным федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В связи с возложением в настоящее время на ФСБ России основных и дополнительных задач в сфере охраны Государственной границы, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ все полномочия пограничной службы условно можно разделить по следующим направлениям:

а) полномочия в области охраны и защиты Государственной границы РФ:

  • выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • производство по делам о нарушении Государственной границы РФ;
  • задержание лиц, совершивших преступления и административные правонарушения;
  • ведение войсковой, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности;
  • сотрудничество с органами иностранных государств, выполняющих аналогичные задачи;
  • заключение договоров, участие в правовом оформлении и договорном закреплении Государственной границы;

б) полномочия в области использования государственных и иных сил и средств в целях обеспечения охраны Государственной границы РФ:

  • использование водного, воздушного пространства РФ, территории (акватории) аэропортов, морских, речных портов, запрос и получение необходимой информации;
  • получение и использование каналов и средств связи;
  • использование средств массовой информации для передачи оперативной информации;
  • внесение в государственные органы, органы местного самоуправления, организации или должностным лицам обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений на Государственной границе;

в) взаимодействие с гражданами и должностными лицами по охране Государственной границы РФ:

  • получение объяснений об известных обстоятельствах преступной деятельности или административных правонарушениях на границе;
  • привлечение граждан России к охране границы на добровольных началах;
  • применение оружия, специальных средств, боевой, специальной и другой техники, физической силы и служебных собак;
  • осуществление регистрации лиц, учет статистических и иных данных;

г) создание и использование своих каналов связи;

д) обеспечение безопасности в иных случаях:

  • участвует в обеспечении безопасности объектов государственной охраны;
  • принимает меры по обеспечению собственной безопасности;
  • участвует в охране дипломатических представительств и консульских учреждений РФ в иностранных государствах;
  • принимает участие в пределах приграничной территории в выполнении задач, связанных с обеспечением режима чрезвычайного положения, ликвидацией незаконных вооруженных формирований и последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

ФСБ России осуществляет руководство пограничными представителями <4>, которые назначаются на определенные участки Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международными договорами РФ. Основное назначение пограничных представителей заключается в осуществлении контроля за соблюдением режима Государственной границы РФ. Они принимают меры для недопущения нарушений порядка содержания Государственной границы, ее пересечения лицами и транспортными средствами, перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных, ведения на Государственной границе РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности, для обеспечения выполнения международных договоров о Государственной границе РФ и ее режиме.

<4> Положение о пограничных представителях РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 462 // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1971.

Для разрешения вопросов, связанных с соблюдением режима Государственной границы Российской Федерации и урегулированием пограничных инцидентов, пограничным представителем назначаются помощники, переводчики, эксперты и другие сотрудники в порядке, определяемом ФСБ Российской Федерации. Этим лицам выдаются документы, удостоверяющие их полномочия. Организация работы указанных лиц возлагается на пограничных представителей.

Для реализации в полной мере задач по охране Государственной границы Российской Федерации пограничным представителям предоставлена возможность:

  • пересекать Государственную границу Российской Федерации в порядке, установленном соответствующими международными договорами Российской Федерации;
  • проводить на территории Российской Федерации или на территориях сопредельных государств встречи с пограничными представителями этих государств по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес, подписывать по результатам этих встреч протоколы, акты и другие документы;
  • привлекать в случае необходимости специалистов к расследованию пограничных инцидентов;
  • осуществлять в пределах своей компетенции переписку с пограничными представителями сопредельных с Российской Федерацией государств;
  • требовать от должностных лиц и граждан РФ, иностранных лиц и лиц без гражданства соблюдения законодательства Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации и договоров РФ с сопредельными странами о Государственной границе и ее режиме.

Об активной деятельности пограничных представителей свидетельствует то, что с 2003 по 2005 гг. пограничными представителями в Дальневосточном федеральном округе (в пределах Амурской области, Хабаровского края и ЕАО) было урегулировано более 2800 различных пограничных инцидентов на участках Государственной границы с КНР. В частности, за рассматриваемый период было урегулировано:

  • 954 конфликтные ситуации, связанные с нарушением режима Государственной границы РФ;
  • 763 конфликтные ситуации, связанные с нарушением пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах РФ;
  • 145 случаев нарушения режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
  • 1 инцидент, связанный с незаконным провозом лиц через Государственную границу РФ.

В систему пограничных органов ФСБ России входит также государственный советник по вопросам охраны границы, назначаемый на должность указом Президента РФ в целях оказания Президенту Российской Федерации консультативной и экспертной помощи по вопросам охраны границы, организации взаимодействия с соответствующими органами в реализации практических вопросов защиты интересов России на Государственной границе и в экономической зоне.

Полномочия государственного советника сводятся:

  • к консультированию по вопросам обеспечения охраны границы и экономической зоны;
  • к разработке предложений по проведению согласованной государственной политики Российской Федерации в сфере охраны границы с государствами Содружества Независимых Государств, иными государствами.

При решении вопросов охраны границы и экономической зоны России советник осуществляет взаимодействие с государственными органами Российской Федерации и государств Содружества Независимых Государств, исполняющими функции по управлению в сфере обороны, безопасности, охраны государственных границ и внешних сношений, а также общественными организациями на территории Российской Федерации. Государственный советник вырабатывает предложения по совершенствованию законодательства об охране Государственной границы и морской экономической зоны Российской Федерации, развитию системы охраны Государственной границы и морской экономической зоны, пограничного контроля и пропуска через границу лиц, транспортных средств, а также по обеспечению социально-правовой защищенности военнослужащих пограничных войск, лиц, уволенных с действительной военной службы, членов их семей.

Оперативно-территориальными объединениями, непосредственно реализующими в пределах своей компетенции национальную пограничную политику на определенном участке Государственной границы РФ, являются региональные пограничные управления ФСБ России в федеральных округах и пограничные управления ФСБ России в приграничных субъектах.

В Дальневосточном регионе выполняют свои обязанности:

  1. Региональное пограничное управление ФСБ России по Дальневосточному федеральному округу, которое включает в себя территории трех прежних региональных управлений (Дальневосточного, Тихоокеанского и Северо-Восточного),
  2. пограничные управления по Приморскому краю, Амурской области, Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.

Региональное пограничное управление (пограничное управление в приграничном субъекте) ФСБ России решает задачи по:

  • недопущению противоправного изменения прохождения Государственной границы;
  • обеспечению соблюдения юридическими и физическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
  • охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, водных биологических ресурсов Азовского и Каспийского морей и запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, за пределами исключительной экономической зоны РФ.

Исходя из того что Российская Федерация имеет достаточно протяженные морские, речные и озерные границы, в структуре пограничных органов были созданы соединения морской охраны.

Основное предназначение морской охраны заключается в реализации пограничной политики Российской Федерации в сфере охраны Государственной границы на морских, речных, озерных участках и иных водоемах, континентального шельфа и ее исключительной экономической зоны, а также в противодействии системе угроз и вызовов национальным интересам России в морском пограничном пространстве. Охрана в морском пограничном пространстве подразумевает выполнение комплекса правовых, экономических, военных, оперативных, организационных, технических, экологических, санитарных и иных мер по защите интересов государства от внешних и внутренних угроз.

В качестве основных задач морских сил обозначим следующие:

  • охрана Государственной границы на морских, речных, озерных участках, иных водоемах и организация ее защиты во взаимодействии с соответствующими структурами федеральных и региональных органов исполнительной власти;
  • охрана биологических ресурсов в морских пограничных пространствах Российской Федерации и осуществление государственного контроля в этой сфере;
  • борьба с контрабандой, незаконной миграцией, ввозом (вывозом) наркотиков, оружия, всех видов нелицензированных грузов;
  • участие в совместных с аналогичными зарубежными структурами акциях по борьбе с международной преступностью, терроризмом и пиратством;
  • оказание помощи и спасения на море в районах несения пограничниками служебно-боевой деятельности;
  • обеспечение выполнения международных конвенций и российского законодательства по контролю за состоянием водной среды, охране ее от загрязнения;
  • выполнение правоохранительных функций в морском пограничном пространстве;
  • недопущение и пресечение нарушений правового режима исключительной экономической зоны, территориального моря и внутренних вод;
  • обеспечение охраны биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, а также осуществление государственного контроля в этих районах. Данная задача была возложена на пограничные органы Указом Президента РФ от 29 августа 1997 г. «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» <5>;

<5> СЗ РФ. 1997. N 35. Ст. 4060.

  • контроль за состоянием водной среды и защита ее от загрязнения.

Рассматривая вопросы полномочий должностных лиц пограничных органов ФСБ России, следует исходить из того, что это государственная организация, составляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства на Государственной границе Российской Федерации. В теории административного права полномочия рассматриваются как составная часть компетенции и статуса органов, должностных лиц, выполняющих управленческие функции, предусмотренные законодательством. В этом значении полномочия должностных лиц пограничных органов представляют собой право (и одновременно обязанность) действовать в определенной ситуации способом, предусмотренным российским законодательством. Полномочие предполагает его надлежащее использование, соответствующее механизму законности.

Вся служба должностных лиц пограничных органов ФСБ России осуществляется на принципах соблюдения законности; гуманизма; уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; уважения суверенитета, территориальной целостности государства и нерушимости его границ; мирного разрешения пограничных споров; всестороннего взаимовыгодного сотрудничества с органами иностранных государств, выполняющих аналогические задачи; сочетания гласных и негласных форм и методов деятельности; единоначалия и централизации управления.

Эти принципы получили развитие в руководящих документах, регламентирующих осуществление пограничной деятельности (Постановления Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 462 «О пограничных представителях Российской Федерации» <6>, от 8 января 1998 г. N 20 «Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы Российской Федерации» <7>, от 29 ноября 1999 г. N 1310 «Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы Российской Федерации в подводной среде» <8> и др.).

<6> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1971.
<7> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 273.
<8> СЗ РФ. 1999. N 49. Ст. 6001.

Наряду с административной деятельностью, заключающейся преимущественно в предупреждении и пресечении правонарушений в области защиты Государственной границы, следует, исходя из многоаспектности государственного управления в области обеспечения национальной безопасности, особо выделить такие направления работы пограничных органов, как:

  • защита прав и интересов личности, общества и государства;
  • осуществление оперативно-розыскной, войсковой, разведывательной, контрразведывательной деятельности;
  • сотрудничество с органами иностранных государств;
  • заключение международных договоров и т.д.

Следовательно, пограничная деятельность представляет собой целенаправленную деятельность по защите и охране Государственной границы РФ со стороны каждого регионального управления на своем участке, а ФСБ России — Государственной границы Российской Федерации в целом. Основная цель рассматриваемой деятельности заключается в обеспечении безопасности личности, общества и государства в сфере защиты Государственной границы России, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов.

Таким образом, охрана Государственной границы РФ пограничными органами и войсками ФСБ России осуществляется с целью недопущения противоправного изменения ее прохождения, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами правового режима функционирования Государственной границы. Перечисленные меры по охране Государственной границы (пограничные меры) являются составной частью системы мер обеспечения безопасности Российской Федерации.

С-175 «Гардина»

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

С-175 на советско-чехословацкой границе у Чопа, 1985

С-175, Гардина — сигнализационная система для обеспечения режима государственной границы, методом охраны протяжённых участков с помощью технических средств охраны границы (ТСОГ), принятая на вооружение в 1979 году и сменивший С-100 «Скала». Сокращение «С» означает «система» (как версия — «сигнализация»), довольно часто в литературе можно встретить название «комплекс». Более современный комплекс КС-185 «Гоби», принятый на вооружение в конце 1980-х годов, имея ряд технологических преимуществ перед «Гардиной», в целом не имел решающего превосходства в надёжности эксплуатации и ремонта.

Установка С-175 началась на китайской границе в районе озера Зайсан. За короткое время система стала базовой на государственной границе СССР. Она позволяла контролировать до 40 участков рубежа по 500 м стандартной длины (предел до 650 м без дополнительного оборудования), разделённых на два фланга общей протяжённостью типично до 20 км (до 26 км в пределе при максимальной длине участка 650 м), поочерёдно управлять работой до 4 электромеханических замков на воротах для пропуска персонала охраны границы. Принцип обнаружения нарушителя, как и в С-100, оставался электроконтактным (замыкание соседних металлических нитей или их обрыв). Допускалось подключение до 2-х дополнительных датчиков на других принципах работы (контактный, емкостной, индуктивный и т. д.)

Срок службы некоторых элементов системы составлял до 3 лет (полиэтиленовые изоляторы крошились от солнечной радиации и лопались на морозе), других — до 8 и более лет: деревянные опоры и козырьки, проволочные нити, ржавеющие под дождём и т. д.

На 1991 год около 50 % периметра государственной границы СССР с Финляндией в Ленинградской области были прикрыты «Гардиной», другие, наиболее опасные, переведены на КС-185 «Гоби». В Республике Карелия на «Гоби» переведено несколько десяткой километров периметра, остальные приходились на «Гардину». В 1992 году на территории Российской Федерации обновление комплексов пограничной электросигнализации было прекращено. На границах с Эстонией, Латвией, Белоруссией и Украиной электросигнализационные комплексы не возводились. На отдельных участках границы поддержание системы в рабочем состоянии и замена участков системы проводилась по крайней мере до конца 2001 года.

На границах с Грузией, Азербайджаном и Китаем обслуживание электросигнализационных комплексов и возведение новых продолжается.

С-175 на российско-финской границе, 2007 год

«Гардина» в других странах — республиках бывшего СССР

До 90 % периметра сухопутных государственных границ СССР на 1991 год прикрывались системой «Гардина» и другими моделями. На территории Российской Федерации система нигде не была демонтирована на 2008 год, хотя восстановление повреждённых погодой и нарушителями частей проводится далеко не всегда. Электропитание комплекса на западных границах России не подаётся с начала 1990-х годов. На северо-западной границе подача питания осуществлялась по крайней мере до конца 2001 года.

«Гардиной» и комплексами других типов по состоянию на январь 2009 года были прикрыты границы России с Норвегией, Финляндией, Польшей (Калининградская область), включая Балтийскую Косу. На монгольской, китайской и корейской границах работа электросигнализации поддерживается в актуальном состоянии для предотвращения массового потока нелегальных иммигрантов.

В Литве на польской границе советская система «Гардина» не была демонтирована до синхронного вступления этой страны и Польши в Шенгенскую зону 21 декабря 2007 года. Даже после этой даты централизованного демонтажа системы не проводилось, а местные жители прорезали проходы в системе самостоятельно, поскольку пересекать внутришенгенскую границу разрешено всем в любом месте. Именно здесь благодаря всеобщей доступности «Гардина» стала настоящим туристическим аттракционом, на который едут посмотреть не только граждане Евросоюза, но и россияне и другие иностранцы.

В Белоруссии «Гардина» на границе с Польшей используется по назначению, хотя нет сведений, запитана ли она током и поддерживается ли в активном состоянии.

На Украине на границах с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией проволочные заграждения используются в пассивном режиме.

На границе Азербайджана и Ирана линейная часть системы не демонтирована, наличие управляющих блоков не подтверждено, на некоторых фотографиях их нет, на некоторых что-то подобное можно различить.

Гардина на российско-норвежской границе, 2008 год

Принцип обработки и передачи информации

Состояние о участках системы и дополнительных датчиков контролируется непрерывно в каждый момент времени. Состояние участков контролируется попарно. Также к информации о состоянии двух участков добавляется информация о состоянии дополнительных датчиков. Если сигнал тревоги выдаёт основной датчик — дополнительный датчик свой сигнал тревоги не передаёт.

Пакет информации передаётся комбинацией 3 частот:

  1. Дежурный режим: — + —
  2. Тревога, первый основной: + — —
  3. Тревога, второй основной: — — +
  4. Тревога двух основных или нет питания: — — —
  5. Тревога, первый дополнительный: + + —
  6. Тревога, второй дополнительный: — + +
  7. Тревога двух дополнительных: + + +

Таким образом с помощью трёх частот формируется 7 состояний.

Информация о состоянии датчиков определяется строго заданной частотой для каждого участка (датчика). Для 20-ти участков на фланге используется 60 частот для датчиков и ещё 2 частоты для замковых устройств. Частотное разделение сигналов позволяет параллельно контролировать полностью 20 участков в любой момент времени (в отличие от комплекса КС-185 «Гоби», где использовано временное разделение сигналов).

Левый и правый фланг связаны только по питанию. Информационные частотные сигналы по флангам физически разделены. Поэтому, частотно-анализирующая часть полностью взаимозаменяемая.

Линейная аппаратура состоит из Блока линейного и Блока грозозащиты. Все блоки полностью идентичны, частота сигналов задаётся с помощью платы фильтров. Разность частот до 10 кГц, поэтому применяются механические фильтры ФЭМ. Особенностью системы является питание линейной части, осуществляемая по принципу провод-земля, поэтому надёжное заземление Линейных блоков, и Станционной части является залогом успешной работы системы в целом.

Недостатки системы «Гардина»

Система «Гардина» является простым и эффективным средством обеспечения режима Государственной границы. Расчёт производился на неподготовленного нарушителя. Также, инженерным сооружением обеспечивался санитарный контроль за сезонными перемещениями диких и домашних животных, для предотвращения пандемий и эпизоотий.

В то же время «Гардине» присущи определенные недостатки. Для оборудования одного километра границы требуется 334 деревянных столба длиной 3 метра. Срок службы столба, в зависимости от климатических условий, составляет от 3-х до 10 лет, после чего требуется замена. Для обеспечения сигнализационного полотна на 1 км требуется до 2,5 тонн колючей проволоки. Для крепления пластиковых изоляторов (более 12 тыс. штук) требуется более 60 кг гвоздей. Для пропайки проводов и колючей проволоки требуется несколько десятков литров бензина и пара килограммов олова. Все эти факторы сделали невозможным в условиях постоянного сокращения финансирования пограничных войск поддержание и дальнейшее развитие подобных систем, основной упор в новейших системах сделан на сигнализационных комплексах незаградительного типа.

Основываясь на опыте эксплуатации С-175, в целом очень надёжная система, некоторые блоки такие как: блок питания,ГДП — генератор дистанционного питания, имеют холодный резерв, установленный в станционной части, в случае выхода из строя основных блоков замена на запасные не занимает более минуты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *