Политическими партиями признаются общественные формирования в России

Правовое регулирование деятельности партий

Закреплению роли и повышению значения политических партий в политической системе общества способствовал процесс их институализации. Основным средством институализации деятельности партий являются различные нормативно-правовые акты (статьи о политических партиях в конституциях, законы о политических пар­тиях, законы о финансировании и деятельности партий, избира­тельные законодательства и др.).

Современное законодательство о политических партиях содержит весьма подробную регламентацию по вопросам, касающимся

-требований, предъявляемых к програм­ме и внутреннему уставу политических партий;

-условий возникно­вения партии и прекращения ее деятельности;

-прав и обязанностей партии.

Почти во всех странах разрешается свободное образование и деятельность политических партий. Ограничивается их создание в том случае, если партия преследует цели или использует средства, квалифицируемые как преступление, или если партия ставит цель ликвидировать существующий конституционный строй.

Среди объектов правовой регламентации политической партии особое место занимает ее финансовая деятельность. Имеются три основные группы финансовых источников политических партий:

-собственные средства партий,

-частное финансирование и

-государ­ственное финансирование.

Из собственных средств партий (вступительные и членские взносы; отчисления от жалования членов партии, занимающих по­литические посты; доходы от имущества и предпринимательской де­ятельности) регламентируются лишь доходы от имущества и пред­принимательской деятельности. В отдельных странах имеются строгие ограничения (например, Закон о политических партиях Словакии 1993 г. запрещает партиям быть собственниками имуще­ства, находящегося за рубежом, партии Египта и Эфиопии не имеют права заниматься какой-либо коммерческой или производ­ственной деятельностью).

Однако в большинстве стран регламентация носит общий характер (партии могут быть собственниками только такого имущества, которое необходимо им для осуществле­ния своей деятельности, и им разрешено заниматься деятельнос­тью, которая непосредственно связана с их уставными целями и за­дачами), что имеет и свою оборотную сторону, а именно: зачастую партии, активно участвуя в предпринимательской деятельности, на­лаживая контакты с финансово-промышленным капиталом, оказы­ваются втянутыми в политическую коррупцию.

Частное финансирование, основными источниками которого яв­ляются добровольные пожертвования физических и юридических лиц, подвергаются детальной регламентации в большинстве стран (исключение составляют немногие государства, например Вели­кобритания). При этом определяются легальные источники частно­го финансирования (запрещено финансирование из-за рубежа, ко­торое рассматривается, как вмешательство во внутренние дела го­сударства).

С целью исключить подчинение партий интересам отдельных групп финансового и промышленного капитала, в ряде стран (например США, Израиль) запрещены любые пожертвова­ния частных юридических лиц (обществ, фирм и т.д.). Устанавлива­ются лимиты нецелевого (пожертвования вносятся в партийную кассу не для финансирования какой-либо определенной деятель­ности партии) и особенно целевого (пожертвования вносятся для финансирования конкретной деятельности, например избиратель­ной кампании) финансирования.

В настоящее время в большинстве стран осуществляется государственное финансирование политических партий, начало кото­рому было положено в 50-60-х гг. Правовой основой государст­венного финансирования политических партий стало конституци­онное признание партий в качестве важнейшего института, игра­ющего большую роль в организации государственной власти. Такое признание обязывает государство содействовать партиям наиболее эффективно осуществлять свои функции.

Существует прямое (общее и специальное), связанное с выплатой субсидий из государственного бюджета, и косвенное (предоставление бесплат­ного эфирного времени, места для публикаций и заявлений партий в средствах массовой информации и др.) государственное финан­сирование.

Основные положения правового статуса политических партий, общественно-политических движений и иных общественных объ­единений России закреплены в Конституции Российской Федера­ции 1993 г. и в Федеральном законе «Об общественных объедине­ниях» (апрель 1995 г.).

В качестве одной из основ конституционного строя в Конституции закреплена многопартийность (ч. 2, ст. 13), что означает не только возможность существования ряда партий с различными программа­ми (идеологический плюрализм, ч. 1, ст. 13), но и равноправие всех созданных и действующих в соответствии с законом партий.

Согласно ст. 30 Конституции РФ, политические партии создают­ся свободно, без каких-либо разрешений, на учредительном съезде или конференции партии. Членство в партии добровольно и никто не может быть принужден к вступлению в нее или лишен возмож­ности выхода из нее. Свобода вступления в политическую партию ог­раничена законом для некоторых должностных лиц (судей, военнос­лужащих).

Запрещены создание и деятельность партий, цели и дей­ствия которых направлены на насильственное изменение основ кон­ституционного строя и нарушение целостности российской государ­ственности, подрыв безопасности государства, создание вооружен­ных формирований, разжигание социальной, национальной, религи­озной розни.

Действующим законодательством не допускается со­здание и деятельность организационных структур политических пар­тий в органах государственной власти (кроме представительных), в государственных учреждениях и на предприятиях, в вооруженных силах, органах госбезопасности и правоохранительных органах.

В Федеральном законе «О политических партиях» № 95-ФЗ (2001 г.) также признаются политическое многообразие, многопартийность. Государство гарантирует равенство политических партий перед законом и обеспечивает соблюдение прав и законных интересов политических партий.

В нем предусматриваются жесткие условия для официального существования и регистрации политических партий (наличие количества членов — не менее 10 тыс.). Стимулом к развитию многопартийности в обществе будет служить государственная финансовая поддержка партий прошедших в парламент. В этом случае речь может вестись о создании в ближайшей перспективе нескольких относительно крупных партий и многопартийной системы западно — европейского типа.

Правовое регулирование деятельности политических партий и их региональных отделений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации

Деятельность политических партий их региональных отделений и иных структурных подразделений регулируется Федеральным законом от 11 июля 2001 года №95 — ФЗ «О политических партиях» (далее – Федеральный закон №95 — ФЗ).

В статье 3 Федерального закона № 95 — ФЗ определено, что политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона № 95 — ФЗ, политическая партия, её региональные отделения и иные структурные подразделения вправе:

— свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;

— участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных настоящим Федеральным законом и иными законами;

— участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;

— организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;

— учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;

— пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации;

— создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;

— защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;

— устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации;

— осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом политической партии.

Обязанности Политической партии, её региональных отделений и иных структурных подразделений установлены статьями 27 и 34 Федерального закона №95 — ФЗ.

— соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии;

— допускать представителей уполномоченных органов на открытые мероприятия (в том числе на съезды, конференции или общие собрания), проводимые политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями;

— извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

— политическая партия один раз в три года представляет в федеральный уполномоченный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о региональных отделениях политической партии с указанием численности членов политической партии в этих отделениях и мест нахождения постоянно действующих руководящих органов региональных отделений.

— региональное отделение политической партии один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах. Иное структурное подразделение политической партии с правами юридического лица (далее — зарегистрированное структурное подразделение) один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа.

— политическая партия и ее региональные отделения один раз в три года представляют в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты. Указанные сведения представляются в виде копии протокола о результатах выборов, заверенной избирательной комиссией соответствующего уровня.

— политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения обязаны информировать федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, ее региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении.

— политическая партия представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а региональное отделение, иное зарегистрированное структурное подразделение политической партии — в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого они зарегистрированы, сведения о поступлении и расходовании средств политической партии. Указанные сведения представляются ежеквартально не позднее чем через 30 дней со дня окончания квартала.

В случае нарушения региональным отделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, в соответствие с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона №95-ФЗ уполномоченный орган выносит письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца. В случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением суда на основании соответствующего заявления уполномоченного органа.

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области (далее – Главное управление) осуществляет государственную регистрацию и контроль за деятельностью региональных отделений политических партий, созданных на территории Новосибирской области.

В настоящее время на территории Новосибирской области зарегистрированы 64 региональных отделения Политических партий.

Деятельность региональных отделений политических партий, зарегистрированных в Новосибирской области в целом соответствует действующему законодательству. Однако в 2016 году за нарушения действующего законодательства Главным управлением было вынесено 19 предупреждений об устранении нарушений действующего законодательства, связанных с непредставлением региональными отделениями политических партий сведений о продолжении деятельности в Главное управление или информации о поступлении и расходовании средств в Избирательную комиссию Новосибирской области.

Также за неоднократные нарушения действующего законодательства в 2015 году по исковому заявлению Главного управления, была прекращена деятельность Регионального отделения Всероссийской политической партии «Новая Россия» в Новосибирской области.

Какие требования предъявляет закон к политическим партиям

ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ ГРАЖДАН свободно, на легальной основе объединиться в политическую партию для коллективного отстаивания политических интересов — одна из необходимых и наиболее важных составляющих права на объединение.

Вместе с тем законодатель вправе урегулировать — на основе Конституции Российской Федерации и с учетом положений международно-правовых актов, участницей которых является Российская Федерация, — правовой статус политических партий, в том числе условия и порядок их создания, принципы деятельности, права и обязанности, установить необходимые ограничения, касающиеся осуществления права на объединение в политические партии, а также основания и порядок государственной регистрации политической партии в качестве юридического лица. При этом осуществляемое законодателем регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, не должно искажать само существо права на объединение в политические партии, а вводимые им ограничения — создавать необоснованные препятствия для реализации конституционного права на объединение и свободы создания и деятельности политических партий как общественных объединений, то есть такие ограничения должны быть необходимыми и соразмерными конституционно значимым целям6. В соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» к партии предъявляются требования, связанные с ее уровнем организации, территориальным масштабом деятельности и численностью. Несоответствие партии законодательно установленным требованиям влечет отказ в ее регистрации либо прекращение ее деятельности. Политическая партия создается и действует только в качестве общероссийского общественного объединения: создание межрегиональных, региональных, местных политических партий действующее законодательство не предусматривает. Политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии. В случае образования нового субъекта Российской Федерации путем объединения двух и более субъектов Российской Федерации региональные отделения политической партии также подлежат объединению. Единственно допустимое исключение — создание объединенного регионального отделения на территории субъекта Российской Федерации и входящего в его состав автономного округа. В политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов, при этом она должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации. В каждом из этих отделений должно состоять не менее пятисот членов партии. Численность остальных региональных отделений не может быть менее двухсот пятидесяти человек.

20. Политические партии и их административно-правовое положение.

Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.

Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их в политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Требования, предъявляемые к политическим партиям:

1) политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть только одно региональное отделение данной политической партии;

2) в политической партии должно состоять не менее десяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее пятидесяти членов политической партии;

3) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Основные цели политических партий:

1) формирование общественного мнения;

2) политическое образование и воспитание граждан;

3) выражение мнения граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

4) выдвижение кандидатов на выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Деятельность политических партий должна отвечать таким принципам, как добровольность, равноправие, самоуправление, законность, гласность.

Существуют следующие ограничения на создание и деятельность политических партий:

1) запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

2) включение в уставы и программы политических партий положения о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание расовой розни;

3) не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности;

4) структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях;

5) не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления), в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях;

6) запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений;

7) создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий не допускаются.

В случае введения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях чрезвычайного или военного положения деятельность политических партий осуществляется в соответствии с ФКЗ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и ФКЗ от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».

Права политической партии:

1) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;

2) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных ФЗ от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» и иными законами;

3) участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством РФ;

4) создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правом юридического лица, принимать решение об их реорганизации и ликвидации;

5) организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;

6) учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;

7) пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации;

8) создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;

9) защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;

10) устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации;

11) осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством РФ и уставом политической партии;

12) осуществлять иную деятельность, установленную законодательством РФ.

Обязанности политической партии:

1) соблюдать в своей деятельности Конституцию, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также устав политической партии;

2) ежегодно представлять в регистрирующие органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, а также копии представляемых в налоговые органы РФ сводного финансового отчета политической партии и финансовых (бухгалтерских) отчетов ее региональных отделений и иных структурных подразделений с правами юридического лица;

3) допускать представителей регистрирующих органов на открытые мероприятия (в том числе на съезды, конференции или общие собрания), проводимые политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями;

4) извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списка кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

Виды предпринимательской деятельности, разрешенные политической партии:

1) информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности;

2) изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также изготовление и продажа издательской и полиграфической продукции;

3) продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества.

Виды государственной поддержки политических партий:

1) обеспечение равных условий и гарантий доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации;

2) создание равных условий предоставления помещений и средств связи, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности, на условиях, аналогичных условиям их предоставления государственным и муниципальным учреждениям;

3) обеспечение равных условий участия в избирательных кампаниях, референдумах, общественных и политических акциях;

4) государственное финансирование в соответствии с законодательством.

Политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда РФ в случае:

• невыполнения требования п. 1, 4 и 5 ст. 9 ФЗ «О политических партиях»;

• неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии;

• неучастия политической партии в выборах в соответствии со ст. 37 ФЗ «О политических партиях»;

• отсутствия региональных отделений политической партии численностью не менее ста членов политической партии более чем в половине субъектов РФ;

• отсутствия необходимого числа членов политической партии, предусмотренного п. 2 ст. 3 ФЗ «О политических партиях»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *