Полиция проверка

Узнайте причину проверки документов, а также цель обращения к вам. «Просто так» проверять документы у вас не могут. В Законе «О полиции» (пп.2 п. 1 ст. 13) указано, что для проверки документов у сотрудника полиции должны быть данные, дающие основания подозревать вас:

  1. В совершении уголовного преступления;
  2. В совершении административного правонарушения;
  3. В том, что вы находитесь в розыске.

Есть ещё ряд экзотических причин: уклонение от административного ареста; от принудительных медицинских или воспитательных мер, назначенных судом; нарушение комендантского часа; совершение попытки самоубийства или побег из психиатрического заведения. Уточните, в чем именно вас подозревают и на основании каких конкретных данных. Если таких данных у сотрудника полиции нет — то он нарушает закон и его действия можно и нужно обжаловать.
Показывайте паспорт из своих рук.
Заранее предупредите об этом сотрудника полиции, чтобы он не пытался у вас его вырвать. Сотрудник полиции не имеет права изымать у вас паспорт или брать его в залог — это нарушение ст. 19.17 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).
Если у вас нет с собой паспорта — не волнуйтесь: вы не обязаны носить его с собой. Сошлитесь на то, что по законодательству вы обязаны бережно хранить паспорт (см. п. 17 Положения о паспорте гражданина РФ) и, поэтому храните его дома. Предъявите сотруднику полиции любое другое удостоверение личности (права, студенческий и т. п.), либо просто продиктуйте ему свои данные. Никакой закон не обязывает вас носить с собой паспорт.

Сотрудники полиции (УЭБиПК или ОЭБ) могут прийти в офис организации в целях изъятия документов, компьютеров и иных предметов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий (обследование помещений) или следственных действий в рамках уголовного дела (обыск, выемка).

Помимо обследований и обысков при проведении оперативно-розыскных мероприятий и расследовании уголовных дел сотрудники полиции проводят целый ряд различных мероприятий в целях сбора необходимых доказательств, о которых представители проверяемой организации не ставятся в известность. Повлиять каким-либо образом на проводимые мероприятия практически невозможно.

Подготовиться же к гласным мероприятиям (обследование, обыск, выемка) можно. Точнее сказать нужно, потому что обнаруженные в ходе осмотра помещений документы и предметы (печати, штампы, электронные носители информации, черновые записи), как правило, имеют определяющее значение как для возбуждения уголовного дела в частности, так и для хода предварительного следствия уже возбужденного уголовного дела в целом. Именно неготовность к подобным визитам сотрудников полиции приводит к самым плачевным последствиям (возбуждение уголовного дела, «закрепление» доказательственной базы, подтверждающей позицию обвинения и в перспективе – приговор суда).

Очень важно различать такие мероприятия как обследование помещений, зданий, сооружений с обыском и выемкой. Обследования помещений – это оперативно-розыскное мероприятие, которое проводится при предъявлении распоряжения о проведении обследования, по результатам которого, составляется акт и протокол изъятия документов. После подписания протокола изготавливается его копия, которая передается юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе. В рамках обследования сотрудники полиции имеют право изымать предметы и документы, по их мнению, свидетельствующие о ведении преступной деятельности проверяемого лица.

Обыск начинается после предъявления постановления о производстве обыска, в ходе обыска составляется протокол, копию которого получает представитель предпринимателя. При производстве обыска сотрудники полиции имеют право ограничивать свободу передвижения, запрещать общаться сотрудникам предпринимателя, вправе взламывать двери и сейфы, а также производить личный обыск сотрудников. При обследовании помещения сотрудники полиции не имеют права ограничивать свободу перемещения сотрудников, свободу пользования «гаджетами», в том числе мобильным телефоном. Также сотрудники полиции при обследовании помещения не имеют права на принудительное производство личного досмотра.

Помните: профилактика лучше лечения, и любой организации проще провести ряд элементарных мероприятий, направленных на подготовку к проверке, чем подвергаться риску попасть под «каток» правоохранительной и судебной системы!

Наши рекомендации:

1. Используйте сложные системы контроля с индивидуальным ограничением доступа в офисные помещения вашей организации. Это позволит максимально оттянуть время начала оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, не оказывая при этом противодействия сотрудникам полиции, а также подготовиться к проведению проверки и поставить в известность адвоката.

2. Не храните в офисе черновые записи, связанные с деятельностью вашей организации (как в бумажном, так и электронном виде), также следите за тем, чтобы представители организаций-«контрагентов» не забывали у вас в офисе печати или листы с оттисками печатей своих организаций.

3. По возможности храните важную электронную информацию на удаленных серверах, периодически делайте резервные копии информации. Сотрудники полиции изучают не только документы по деятельности организации, но и данные, хранящиеся на жестких дисках и съемных носителях. При необходимости сотрудники полиции могут изъять компьютеры, на которых установлены приложения, используемые для ведения бухгалтерского и налогового учета.

Рекомендации хранить бухгалтерскую документацию в электронной форме на съемном диске, для того чтобы в экстренной ситуации вытащить его из компьютера и унести из офиса, вряд ли вам помогут при проведении обследования или обыска в офисе вашей организации.

В оперативных подразделениях по борьбе с экономическими и налоговым преступлениями работают достаточно образованные люди, которые знают, что такое съемные диски и для чего они используются. Никто не даст вам унести из офиса съемный диск, сказав, что это «коробочка для чего-то там».

4. Используйте лицензионное программное обеспечение. В противном случае сотрудники полиции могут изъять все компьютеры, на которых установлено пиратское программное обеспечение, даже если на них хранится информация, не имеющая отношения к проверке. При этом вам не дадут скопировать данные, хранящиеся на жестких дисках. Быстро получить свои компьютеры обратно у вас вряд ли получится, так как сотрудники полиции направляют изъятые компьютеры на экспертизу, проведение которой может затянуться от нескольких недель до нескольких месяцев.

5. Разъясните своим сотрудникам, что они могут не давать никаких показаний по вопросам, связанным с деятельностью организации, без адвоката. Введите в обязанность всем сотрудникам организации незамедлительно сообщать руководству о появлении в офисе сотрудников полиции.

Все рекомендации по организации доступа в ваш офис даются исключительно в целях реализации права граждан на оказание юридической помощи, для предотвращения незаконных действий сотрудников полиции.

6. В случае если сотрудники полиции все же попали в помещение организации, прежде всего безотлагательно связаться с Вашим адвокатом по соглашению, также необходимо проверить документы (служебные удостоверения) сотрудников полиции, переписать их должность и ФИО, проверить документы, на основании которых производиться оперативно-розыскное мероприятие или следственное действие (распоряжение, постановление и т.д.) с разрешения сотрудников сфотографировать или снять копию с вышеуказанного документа.

7. Для минимизации наступления уголовно-правовых последствий, рекомендуется своевременно обеспечить участие Вашего адвоката в соответствующем оперативно-розыскном мероприятии или следственном действии, для целей правильной и своевременной фиксации изымаемых предметов и документов, а также в целях предупреждения всех возможных нарушений законодательства в рамках производства соответствующих мероприятий.

Первичные консультации по защите бизнеса от проверок правоохранительными органами – бесплатные.

Мы рады ответить на ваши вопросы по телефону +7 (495) 929-70-50 или по почте inform@delfarvater.ru‎‎

Что еще почитать по теме:


Вернуться к списку статей

Отправьте вопрос
адвокату

прямо сейчас

+7 (495) 929-70-50

Мы на связи круглосуточно*Круглосуточная поддержка – только для действующих клиентов*
‎‎+7 (495) 929-70-50

inform@delfarvater.ru

Что еще вам может быть интересно про нас:

Хотите, мы вам перезвоним?

Заказать звонок

Здравствуйте!

Мы готовы проконсультировать вас бесплатно по телефону и даже в офисе!

Возможно, этого будет достаточно, и вам не придется тратить деньги на платные консультации!

Узнайте о своих правах и получите план действий

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных

Прежде всего, Вы должны знать, что проверки бывают плановые и внеплановые.

Плановые проверки проходят не чаще 1 раза в 3 года.

Внеплановые проверки осуществляются в определенных законом случаях:

  • жалоба от потребителя о нарушении его прав
  • контроль устранения нарушений
  • приказ руководителя органа государственного контроля, изданный в содействии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ
  • жалоба или информация в СМИ о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайной ситуации или непосредственного причинения соответствующего вреда.

О предстоящей плановой проверке предпринимателя должны уведомить за 3 дня, о внеплановой – за 24 часа (в установленном законом случае).

На что нужно обратить внимание при появлении проверяющего на пороге предприятия:

  • лицо, предъявляющее служебное удостоверение, должно быть указано в распоряжении или приказе на проверку
  • заверенная копия распоряжения или приказа должна быть вручена проверяемому под роспись
  • выездные проверки, как плановые, так и внеплановые, могут проводиться только в присутствии руководителя или иного уполномоченного представителя организации, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя.

Исключение составляет проверка, основанием которой является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций.

По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностного лица обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю.

Проверка органами полиции

Полиция начинает проверку, как правило, с того, что смотрит документы на помещение (например, договор аренды или свидетельство о праве собственности), уставные документы или свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя, а также лицензии (если они необходимы для деятельности предпринимателя).

Если вы занимаетесь торговлей, то ревизоры проверят наличие разрешения на торговлю, накладные на товар, сертификаты, ценники, кассовый аппарат и связанные с ним документы. Затем могут проверить и продавцов (наличие регистрации или прописки, медицинскую книжку).

Попросите проверяющих представиться, показать служебные удостоверения и рассказать о причинах проверки.

Внимательно сопоставьте данные, указанные в постановлении на проведение проверки, и предъявленные документы. Проводить проверку могут только лица, указанные в постановлении.

На подлинном удостоверении МВД указаны должность и звание его обладателя, проставлены соответствующие подписи и печати, сотрудник на фотографии — в форме. Обратите внимание на срок, до которого действительно удостоверение. Если оно просрочено, пришедшее к вам должностное лицо проводить проверку не вправе.

Затем необходимо вызвать руководителя и представителя юридической службы компании, которые смогут взять ситуацию под контроль.

Сотрудник фирмы должен точно назвать свое имя, фамилию, отчество и должность согласно штатному расписанию. Все дальнейшие вопросы проверяющих нужно переадресовать своему вышестоящему начальству. Ни в коем случае нельзя оказывать активное сопротивление сотрудникам полиции.

Все работники фирмы должны знать статью 51 Конституции: никто не обязан свидетельствовать против себя самого.

Полномочия УЭБ – Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК ГУ МВД).

Полномочия УЭБ и действия его сотрудников регламентированы Законом N 3-ФЗ от 7 февраля 2011 года, согласно которому у них есть право:

  • производить осмотр производственных, складских, торговых и других служебных помещений, мест хранения и использования имущества;
  • изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;
  • производить досмотр транспортных средств в присутствии не менее двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство, а в случаях, не терпящих отлагательства, — в отсутствие указанного лица;
  • изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз;
  • требовать все имеющиеся данные, которые могут указать на признаки преступления, настоять на обязательном проведении в срок не более 30 дней ревизии всех видов деятельности предприятия, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии;
  • хранить имущество, которое они посчитают бесхозным, и в установленном порядке решать вопрос о его дальнейшей принадлежности.

Что может быть основанием для полицейской проверки?

1. Сомнительные партнеры. Формально у проверяющих нет к организации никаких претензий, но «засветился» какой-либо субъект, имевший с данной компанией контакты по роду своей служебной деятельности, или другая фирма, с которой связывают хозяйственные отношения, нарушила закон, и тут же на компанию «падает тень» недобросовестного партнера, именно из-за этого УЭБ проявляет к ней определенный интерес. Этот тип проверки трудно предугадать, поскольку опасность часто приходит оттуда, откуда ее не ждешь.

2. Ненадежный сектор. Организация попадает под ревизию вместе с другими компаниями определенного вида деятельности. Часто проверяют организации общепита, стройплощадки, салоны сотовой связи. Пристальное внимание со стороны милиционеров может быть вызвано также определенной ситуацией в регионе. Например, причиной визита оперативников могут стать теракты или криминальные «разборки» бандитских группировок.

3. Жалобы. Допустим, потребителю в розничной точке продали спиртные напитки, употребление которых привело к отравлению. Покупатель решил, что товар «самопальный» или контрабандный, и написал заявление в УЭБ. В этом случае полиция непременно отреагирует. Хотя вполне может быть, что компания ничего и не нарушала.

Как происходит административный процесс.

На основании пп. 2 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении:

  • немедленно после выявления такого правонарушения;
  • в течение двух суток после выявления правонарушения, если требуется дополнительно выяснить обстоятельства дела либо данные о физическом или юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.

В протоколе должны быть указаны следующие данные:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • ФИО, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если таковые имеются;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам разъясняются их права и обязанности.

Об этом делается запись в протоколе. Более того, им должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом и написать объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.

Протокол подписывают должностное лицо, его составившее, физическое лицо или законный представитель юридического лица. Если они отказываются подписать протокол, то в нем делается соответствующая запись.

Осмотр производственных, складских, торговых и других служебных помещений, мест хранения и использования имущества.

Чтобы проверить информацию о нарушениях, связанных с предпринимательской деятельностью фирмы, сотрудники милиции вправе осмотреть любые ее помещения: торговые, складские и т.д. Исключение составляют личные жилые помещения предпринимателя — осматривать их без судебного решения или согласия проживающих там граждан нельзя.

Чтобы осмотр был законным, милиционеры должны:

  • предъявить постановление о проведении проверки. Этого требует Закон «О полиции»;
  • пригласить не менее двух понятых;
  • разъяснить участникам осмотра их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе;
  • предъявить понятым и другим участникам осмотра все, что обнаружили и изъяли;
  • составить протокол осмотра.

Копию протокола проверяющие обязаны вручить представителю фирмы, предпринимателю или его представителю под расписку. Невыполнение этой обязанности может свести на нет все усилия полиции.

Оперативники могут осматривать офис, склады, торговые залы и т.д. только в присутствии представителя фирмы, предпринимателя или его представителя.

Проверка, ревизия финансово-хозяйственной деятельности.

Если оперативники хотят осуществить проверку, ревизию финансово-хозяйственной деятельности, требуйте постановление о проведении проверки. Форма этого документа утверждена приказом МВД России от 02.08.2005 N 636. В постановлении должны быть перечислены лица, имеющие право участвовать в ревизии. Постановление должно быть заверено печатью. Без печати оно недействительно.

Вы вправе отказать оперативникам, если они не подтвердят правомерность своих требований.

Если же требование милиции законно, то за отказ его выполнить предусмотрен административный штраф: для руководителя фирмы от 300 до 500 рублей, для фирмы — от 3000 до 5000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

По закону срок проверки, ревизии не может превышать 30 дней. Если ревизия продолжается больше 30 дней, она неправомерна, и действия контролеров можно обжаловать в суде.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Проверка проводится сотрудниками милиции, в должностные обязанности которых входит выявление, предупреждение и пресечение преступлений, связанных с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность. К проверке могут привлекаться сотрудники Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалисты — ревизоры подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям.

Ревизия представляет собой комплексное контрольное мероприятие по исследованию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Ревизия проводится сотрудниками Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалистами-ревизорами подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям.

Полномочия проверяющих:

Сотрудники полиции вправе изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий. В случае, если изымаются подлинные документы, с них изготовляются копии, которые заверяются должностным лицом органа внутренних дел, проводящим проверку или ревизию, и передаются лицу, у которого изымаются подлинные документы. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо органа внутренних дел, проводящее проверку или ревизию, передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты подлинные документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе об изъятии.

Проверка участковым

Компетенция участковых установлена Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции утвержденной приказом МВД от 16 сентября 2002 г. N 900. Этот приказ дает право и обязывает участкового проводить проверки деятельности фирм. Инспектор может поинтересоваться, есть ли разрешение на право торговли или другой деятельности, имеется ли кассовый аппарат. Однако, если он станет просить накладные на товар, другую бухгалтерскую документацию, фирма вправе ему отказать, поскольку это уже не входит в его компетенцию.

Еще один вопрос, который может волновать участкового, — наличие средств охраны офисных и складских помещений фирмы.

Приходить с такой проверкой один раз в три месяца участковый не только имеет право, но и обязан.

Если имущество фирмы, по мнению инспектора, недостаточно защищено, он сообщит об этом начальнику отдела милиции. Начальник РОВД напишет представление об устранении обнаруженных недостатков и установит для этого срок.

Проверка транспортной полицией

Если фирма сталкивается с перевозкой товара, то не исключено ее знакомство с представителями транспортной полиции. Компетенция этой службы ограничена происшествиями на железнодорожном, водном и авиационном транспорте, а также на территории, которая прилегает к аэропортам, вокзалам и железнодорожным путям. Сотрудники транспортной полиции могут проверять грузы, вскрывать контейнеры. Но для этого им нужны веские основания, например, серьезные подозрения, что фирма перевозит оружие или наркотики. Следует помнить: проверять груз сотрудники органов внутренних дел могут только в присутствии понятых, а по результатам проверки должен быть составлен протокол.

Если пришла проверка налоговых органов

Достаточно часто налоговые органы посещают организации торговли с целью проверки применения контрольно-кассовой техники (ККТ). Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять ККТ, иначе они рискуют быть привлеченными к административной ответственности, установленной ст. 14.5 КоАП РФ.

Итак, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг в организациях торговли, а также индивидуальными предпринимателями без применения в установленных законом случаях ККТ влечет наложение административного штрафа. При этом индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.

Налоговые органы осуществляют контроль за применением ККТ в частности, путем проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков.

Они же налагают на них штрафы в случаях и порядке, установленных КоАП РФ. Достаточно часто налоговые инспекторы в рамках проверки применения ККТ совершают контрольную закупку. Кого же штрафуют при таких проверках? Налоговые органы могут привлекать к ответственности только организации и индивидуальных предпринимателей, а не продавцов, которые в данном случае вступают в правоотношения с покупателем от имени организации, то есть стороной в договоре купли-продажи является именно организация или предприниматель. Отметим, что организация не избежит ответственности, даже если предпримет все зависящие от нее меры по обеспечению соблюдения работником правил применения ККТ, например, ознакомит продавца с устройством и правилами эксплуатации кассовой техники, правилами расчетов с покупателями, порядком применения ККТ при продаже товаров, правилами заполнения кассовой книги и оговорит эти обязанности в трудовом договоре. Однако проверяемое лицо могут признать невиновным, если будет установлено, что у него не было возможности соблюдать нормы и правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и он принял все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Процедура проверки:

  • проверяющие должны представить руководителю или другому должностному лицу организации (представителю индивидуального предпринимателя) поручение налогового органа и служебные удостоверения
  • после этого они документально фиксируют результаты проверки соблюдения законодательства о применении ККТ. Как правило, по результатам проверки составляется акт (в двух экземплярах), в котором отражаются факты нарушения и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по результатам проверки. При этом обстоятельства совершения правонарушения могут быть подтверждены документами, оформленными в ходе проверки, объяснениями должностных лиц
  • акт подписывается всеми проверяющими и представителем организации (индивидуальным предпринимателем или его представителем), присутствующим при проверке. В день проведения проверки один экземпляр акта передается руководителю (представителю) проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю, другой — должностному лицу налогового органа, правомочному рассматривать дело об административном правонарушении.
  • в случае неприменения ККТ должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, возбуждает дело об административном правонарушении (пп. 1 п. 1, п. 3 ст. 28.1 КоАП РФ).

Проверка Роспотребнадзора

Основания и сроки проверки: в настоящее время соблюдение санитарных норм и правил контролирует Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальные органы. Ревизоры вправе проверить любых бизнесменов, поскольку все они должны соблюдать санитарное законодательство.

Что проверяют?

Практически каждую проверку Роспотребнадзор начинает c контрольной закупки. Первое, что начнут проверять контролеры – санитарно-эпидемиологические заключения на продаваемый товар. Например, на расфасованную воду, фрукты и овощи, детскую одежду и обувь, мебель, парфюмерию, канцтовары и т.д. Весь перечень продукции, которая должна пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу, вы найдете в приказе Минздрава России от 15 августа 2001 г. N 325. Потом ревизоры перейдут к проверке того, как организация соблюдает санитарные нормы и правила (СанПиН). Заметим, что их очень много и они весьма разнообразны. При этом каждая организация обязана иметь у себя полный текст СанПиН по своему роду деятельности.

Продавцы продуктов питания, например, должны обязательно иметь медицинские книжки с отметками о медосмотрах. Такое требование распространяется и на практикантов. Кроме того, продавцы продуктов не должны курить на рабочем месте и в подсобных помещениях, хранить сигареты и предметы личной гигиены в карманах спецодежды.

Специальные СанПиН существуют для продавцов непродовольственных товаров (по конкретному виду торговли).

Наконец, итогом проверки станет производственный контроль в организации (СП 1.1.1058-01). Он включает в себя такие мероприятия, как медицинские осмотры работников, их гигиеническое воспитание и аттестация. Также сюда входит внутренний контроль за наличием сертификатов и санитарно-эпидемиологических заключений на товары, дератизация, дезинфекция, дезинсекция.

Эти и другие мероприятия, сроки их проведения и ответственных лиц торговая организация должна закрепить в программе производственного контроля. Ее примерную форму можно найти в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июля 2002 г. N 26. В ходе контрольной закупки ревизоры проверяют, не обманывают ли продавцы покупателей. Также инспекторы обращают внимание на качество обслуживания, соблюдение санитарных норм и правил торговли.

Роспотребнадзор наделен правом, также как и налоговая и милиция, проверять применение ККТ.

Проверка МЧС

Организации и предприниматели обязаны обеспечить не только санитарные условия своей деятельности, но и должны заботиться о своем противопожарном состоянии. Для этого обязательно нужно назначить ответственного за противопожарное состояние. А также периодически проводить противопожарный инструктаж, а его результаты фиксировать в специальном журнале. Подробно о том, что именно требуется от бизнесменов, говорят Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

В первую очередь, – как фирма или предприниматель соблюдают ППБ. Для этого потребуют у проверяемого субъекта инструкцию о мерах пожарной безопасности для каждого пожароопасного участка.

Она должна быть в каждой организации и у каждого предпринимателя. Инструкция должна определять места для курения, обязанности и действия работников при пожаре. В ней необходимо определить, как содержать здание, помещение, эвакуационные пути, как вызвать пожарную охрану, как отключить вентиляцию и электрооборудование при пожаре и в конце рабочего дня. Кроме того, в помещениях на видных местах должны висеть планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. Заметим, что эти планы должны совпадать с планом здания.

Особое внимание инспекторы уделят подъездным путям к торговому зданию, выходам, пожарным и поэтажным лестницам, водоисточникам. Они всегда должны быть исправными, свободными, не загроможденными, а зимой – очищенными от снега и льда. Следующим шагом инспекторов станет проверка огнетушителей. Сколько их должно быть в торговой фирме, можно также в ППБ. А вот когда фирме следует обзавестись автоматической системой пожаротушения или пожарной сигнализацией, сказано в Нормах пожарной безопасности (НПБ 110-03). Они утверждены приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 315.

Ответственность за нарушения.

Степень ответственности зависит от самого нарушения. На практике бывает, что проверяющие в предписании просто рекомендуют организации устранить нарушение в разумный срок. Такое случается, когда нарушение незначительное и требует небольших материальных трат (например, отремонтировать потолок на торговом складе или освободить проходы к запасным выходам).

Если нарушение может нанести вред здоровью граждан, то суд временно (до 90 суток) может приостанавливать деятельность организаций и предпринимателей (п. 1 ст. 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Это правило ввел Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ. До этого такое право имел орган санэпиднадзора или пожарный инспектор. Например, временно закрыть продуктовый магазин, пока продавец не проведет дезинфекцию или предприниматель не починит электропроводку. Наряду с этим ревизоры вправе оштрафовать нарушителей СанПиН и ППБ.

Обращаем внимание: если продавец нарушает правила личной гигиены (например, уклоняется от медосмотра), штрафуют его, а не организацию.

Кроме административной ответственности предусмотрена и уголовная ответственность. Если нарушения СанПиН повлекли массовые заболевания или отравления людей, то предпринимателя или должностное лицо могут оштрафовать на сумму до 80 000 руб. (п. 1 ст. 236 Уголовного кодекса РФ). А если из-за нарушений санитарии наступила смерть человека, то можно лишиться свободы на пять лет (п. 2 ст. 236 Уголовного кодекса РФ). За нарушение ППБ, которое по неосторожности повлекло тяжкий вред здоровью, виновное лицо может получить минимум штраф до 80 000 руб., максимум три года лишения свободы (п. 1 ст. 219 Уголовного кодекса РФ). Если нарушения ППБ повлекли по неосторожности смерть человека или двух и более людей, то виновник может лишиться свободы до пяти или до семи лет соответственно (п. 2 и 3 ст. 219 Уголовного кодекса РФ).

Проверка Трудовой инспекции

Основания для проверки

Трудовая инспекция может проверить любую фирму. Плановая проверка по времени займет около месяца. Однако инспектор по необходимости (как правило, из-за большого объема документов) может продлить этот срок. Плановые проверки могут быть комплексными – тогда компанию посетят два инспектора. Один проверит «законность» документов. Второй – охрану труда, то есть соответствие условий работы нормам по охране труда.

Проверка трудовой инспекции может быть совместной с налоговой инспекцией, Пенсионным фондом, Фондом социального страхования. А также целевой – в этом случае инспектор исследует документы по определенной «тематике» (например, все, что касается зарплаты).

Большинство же проверок носит внеплановый характер. Они проводятся по инициативе других государственных органов (например, прокуратуры) или работников фирм. Кроме того, проверка может быть вызвана произошедшим в компании несчастным случаем. Врачи извещают о них милицию, а те в свою очередь – трудинспекцию и прокуратуру.

Трудовая инспекция проверяет предприятия малого и среднего бизнеса по двум направлениям: документы по трудовым отношениям (по кадровой работе) и документы, связанные с охраной труда.

К кадровым документам относятся прежде всего: учредительные документы, коллективный договор, все, что касается оплаты труда (положение о премировании, о надбавках, расчетные листы), правила внутреннего трудового распорядка. Трудовые договоры, штатное расписание (форма N Т-3), табели учета рабочего времени и расчета зарплаты (формы N Т-12 и 13), больничные листы. График отпусков, личные карточки, приказы. Трудовые книжки, книги учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Документы, связанные с охраной труда: инструкции по охране труда, документы, подтверждающие прохождение работниками обучения, медосмотров, журнала инструктажа по технике безопасности.

По результатам проверки инспектор составляет акт. В акте должно быть указано, какие документы были затребованы и какие нарушения выявлены. Один экземпляр акта остается у вас, второй инспектор забирает себе. Кроме того, инспектор делает пометку в журнале проверок. Такой журнал должен быть в каждой компании. Инспектор отмечает причину и результат проверки, свои данные (ФИО), ставит подпись и штамп.

Если инспектор все-таки найдет у вас какие-либо нарушения, он выносит предписание об устранении этих нарушений. У этого документа есть определенные реквизиты: номер, дата составления, кому выдано (как правило, на имя руководителя), что именно нарушено (со ссылкой на закон) и в какой срок должны устранить. Этот срок должен быть реальным.

За нарушения руководителя компании трудовая инспекция имеет право привлечь к административной ответственности, если его действия подпадают по условия статей 5.27 (часть 1)-5.34 и 5.44 Кодекса об административных правонарушениях: за нарушение требований законов о труде. Для этого инспектор составляет протокол, где должно быть указано: кто вынес, на кого (ФИО, средняя зарплата, домашний адрес), что установлено в результате проверки, объяснение по поводу нарушений. После этого выносится постановление о назначении административного взыскания.

Напоминаем: если вы считаете, что проверяющие злоупотребляют своими правами и нарушают Ваши права, обжалуйте их действия (бездействие), предписания обратившись к вышестоящему руководству, в прокуратуру, в суд или к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Ленинградской области.

Полицейским хотят расширить права, соответствующие поправки в закон «О полиции» подготовили в правительстве России. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в аппарате Государственной Думы.

Реклама

Поправки были одобрены правительством на этой неделе, но в Госдуму их еще не вносили.

Законопроект позволяет сотрудникам полиции применять огнестрельное оружие при задержании, если преследуемый попытается прикоснуться к пистолету или автомату, а также «совершить иные действия, дающие основания расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции».

При этом авторы законопроекта предлагают дать полицейским иммунитет – согласно поправкам, сотрудник правоохранительных органов «не подлежит преследованию» за действия, которые он совершает при выполнении полицейских обязанностей. Кроме того, юридических последствий для силовиков не будет иметь и «реализация прав, предоставленных полиции».

Кроме того, предлагается дополнить закон «о полиции» отдельной статьей – о вскрытии транспортного средства. Источник заявил агентству, что в поправках предполагается дать силовикам право вскрывать машины для спасения жизни граждан, а также предотвращения преступления.

Вскрыть машину полиция сможет в случае принятия поправок и для обеспечения общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях. Если владелец авто при вскрытии отсутствовал, то его должны будут известить об этом в течение суток после операции. Если полицейский действовал при вскрытии машины на законных основаниях, то нести ответственность за вред, причиненный при этом гражданам и организациям, он также не будет, отмечается в тексте поправок.

Полиция также сможет получить право оцеплять или блокировать жилые дома, территории и прочие объекты. В границах оцепленной зоны сотрудники правоохранительных органов могут получить право проводить досмотр граждан, их вещей, предметов, механизмов и веществ. Кроме того, сюда предлагается включить и осмотр транспортных средств.

Если гражданин откажется от личного осмотра, то полиция будет вправе не пропускать его через оцепление – как внутрь зоны, так и вовне ее.

В поправках также предлагается дать полицейским право «обозначать в том числе и визуальными средствами» места проведения массовых мероприятий и «осуществлять временное ограждение указанных мест и объектов». Действующее законодательство позволяет полиции блокировать отдельные участки местности.

Еще в конце 2018 года МВД России предложило разрешить полицейским вскрывать автомобили «в целях спасения граждан, жизни и здоровью которых угрожает опасность». Кроме того, предлагается позволить сотрудникам полиции право вскрывать автомобили, в которых находятся преступники.

«Полиция в целях спасения граждан, жизни и здоровью которых угрожает опасность наделяется правом осуществлять вскрытие транспортного средства. Полиция также получает право вскрытия транспортного средства в случае, если в нем заблокировалось лицо, совершившее (совершающее) преступление», — говорится в законопроекте.

Кроме того, в разрешающем списке указано извлечение совершившего ДТП или нарушившего правила дорожного движения пьяного водителя — в случае угрозы теракта или расследования обстоятельств несчастного случая. В МВД полагают, что данные изменения позволят повысить правовой потенциал деятельности полиции по защите граждан от преступлений.

Кроме того, в предложенном МВД законопроекте есть пункт, касающийся личного досмотра граждан. Предполагается, что сотрудники полиции смогут проводить досмотр в случае, если у них есть подозрения в совершении человеком кражи.

Согласно закону «О полиции», имеют право провести личный досмотр гражданина, их вещей, транспортных средств при наличии информации о том, что у человека при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства и запрещенные вещества.

Наконец, предлагалось дополнить закон «О полиции» нормой, благодаря которой полицейские смогут проникать в жилые и прочие помещения, а также на земельные участки для задержания преступников – в том числе, и разыскиваемых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *