Положение о квалификационных коллегиях судей

Уважаемые участники и гости съезда, коллеги!

За прошедший после VIII Всероссийского съезда судей четырехлетний период Высшей квалификационной коллегией судей проделана значительная работа по осуществлению своих полномочий.

Период оказался непростым для системы квалификационных коллегий судей. С одной стороны, требовалось сохранить все положительное, что было достигнуто, с другой стороны, пришлось работать в новых реалиях, в условиях динамично развивающегося законодательства, что требовало оперативного реагирования. Были приняты более 20 федеральных законов, внесших изменения в Закон о статусе судей и Закон об органах судейского сообщества. Они затронули основные направления деятельности квалификационных коллегий, такие, как отбор кандидатов на судейские должности, квалификационная аттестация и привлечение судей к дисциплинарной ответственности. Эти изменения, а также расширение полномочий коллегий потребовали совершенствования Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, а также принятия мер, направленных на формирование единообразной практики коллегий.

Кратко обозначу основные события, повлиявшие на работу квалификационных коллегий в отчетном периоде.

Во-первых, с 1 января 2013 г. вступила в силу новая система квалификационных классов. При этом законодатель возложил на Высшую квалификационную коллегию судей обязанность установить порядок проведения квалификационной аттестации. Он был оперативно разработан, нашел нормативное закрепление в статье 25.1 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, и в январе–марте 2013 г. коллегии привели квалификационные классы всех действующих судей страны в соответствие с новым законодательством.

Новая система квалификационных классов и выявленные на практике пробелы привели к неоднозначному толкованию отдельных положений закона. В этой связи в рамках компетенции Высшей квалификационной коллегией были выработаны и даны соответствующие рекомендации квалификационным коллегиям.

Вторым событием (вторым по хронологии, но первым по важности для всей страны) явилось принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в ее составе двух новых субъектов. Возникла необходимость оперативно обеспечить кадрами суды, созданные на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Отбор кандидатов осуществлялся в соответствии с требованиями специальных законов, и вся нагрузка легла на Высшую квалификационную коллегию: в короткий промежуток времени количество поступивших заявлений возросло на 40 процентов. Благодаря слаженной работе и согласованности позиций с органами, осуществляющими проверочные мероприятия, задача была выполнена успешно и в срок. О высоком качестве работы говорят результаты судебного обжалования принятых решений и заключений — все они оставлены Верховным Судом Российской Федерации в силе.

Четыре года вместили в себя не только ударные нагрузки в короткие периоды, но и повседневную работу. Поэтому я отчитаюсь не только о работе Высшей квалификационной коллегии судей, но и приведу данные о работе коллегий субъектов Российской Федерации. Мы делаем одно дело: у нас общие цели и задачи, повседневная практика ставит перед нами общие вопросы, и это требует выработки единых подходов.

Постановлением VIII Всероссийского съезда судей перед органами судейского сообщества поставлен ряд задач, и на заседании в январе 2013 года Высшей квалификационной коллегией судей был утвержден план мероприятий по их выполнению. Итог такой: план выполнен в полном объеме. Тезисно обозначу результаты.

С января 2013 года Высшей квалификационной коллегией судей в соответствии с графиком работы были проведены 24 заседания. Кроме того, состоялись 7 внеплановых и 1 внеочередное заседание с выездом в город Севастополь. С превышением запланированного количества заседаний работали и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.

Кроме участия в коллегиальных заседаниях члены Высшей квалификационной коллегии судей занимались вопросами общего характера. Среди них можно отметить участие в подготовке законопроектов, касающихся вопросов регулирования правового статуса судей и полномочий органов судейского сообщества, в том числе вносимых Верховным Судом Российской Федерации, проектов постановлений Пленума Верховного Суда.

Так, были подготовлены и направлены по компетенции свыше 80 отзывов на различные проекты нормативных правовых актов. С участием Высшей квалификационной коллегии был доработан и в последующем принят ряд федеральных законов. Наиболее важными для деятельности квалификационных коллегий судей являются федеральные законы, которыми:

— конкретизировано понятие дисциплинарного проступка, предусмотрен новый вид дисциплинарного взыскания – замечание, установлен срок давности привлечения судьи к дисциплинарной ответственности;

— установлен порядок отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

По инициативе Высшей квалификационной коллегии судей в июне 2016 г. были внесены изменения в Положение о порядке направления запросов при осуществлении проверок в Федеральную службу по финансовому мониторингу, в соответствии с которыми председатели квалификационных коллегий направляют запросы в отношении претендентов на должности судей и лиц, занимающих указанные должности, их супругов и несовершеннолетних детей непосредственно в этот орган. Это позволило получать необходимую информацию, обсуждать ее с участием претендентов и мотивировать решения.

В некоторых случаях Высшая квалификационная коллегия возражала против внесения тех или иных изменений в нормативные правовые акты. Так, например, нами было высказано отрицательное мнение о следующих предложениях:

— по установлению на федеральном уровне процедуры квалификационной аттестации и установлению системы квалификационных классов судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации;

— по изменению норм представительства в составе квалификационных коллегий судей субъектов за счет уменьшения численности судей в коллегиях, что, по нашему мнению, не соответствует международным стандартам формирования органов судейского сообщества;

— по изменению порядка привлечения судей к административной ответственности.

В конечном итоге эти предложения были отклонены.

Изложенное говорит о растущем взаимопонимании при взаимодействии Высшей квалификационной коллегии с государственными органами в поиске путей решения проблем, связанных с развитием судебной системы.

Совершенствование нормативной правовой базы деятельности квалификационных коллегий обусловило необходимость внесения изменений в Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей.

Высшей квалификационной коллегией судей принят ряд решений, согласно которым Положение дополнено девятью новыми статьями, касающимися вопросов квалификационной аттестации судей, принятия почетных или специальных званий и наград, определения связи гибели (смерти) судьи с исполнением им служебных обязанностей, обжалования решений и заключений в Высшей квалификационной коллегии, информирования о своей деятельности.

Изменена редакция семи статей Положения, в том числе урегулирован порядок проверки жалоб о совершении судьей дисциплинарного проступка, предусмотрена возможность аудио- и видеопротоколирования заседаний квалификационных коллегий судей.

Необходимо сказать, что Положение, принятое в марте 2007 г., с тех пор не раз подвергалось корректировке. Однако это не говорит о его недостатках. Наоборот, это свидетельствует о том, что Положение является гибким механизмом, необходимым для успешной реализации норм федеральных законов.

Высшей квалификационной коллегией судей в рамках оказания методической помощи коллегам в субъектах федерации с председателями коллегий проведены два семинара-совещания, 13 видеоконференций. По их результатам подготовлены ответы на возникающие в практике вопросы, рекомендации по актуальным направлениям деятельности, предложения по совершенствованию законодательства.

Отмечу, что рекомендации квалификационным коллегиям остаются важным инструментом для совершенствования нашей деятельности в условиях изменяющегося законодательства. При этом, формулируя мнение по тем или иным вопросам деятельности, в том числе при наличии пробелов законодательства, Высшая квалификационная коллегия ориентируется на судебную практику и правовые позиции Верховного Суда и Конституционного Суда Российской Федерации.

Основным и особо важным направлением работы коллегий остается отбор кандидатов на судейские должности.

За период с января 2013 г. по сентябрь 2016 г. Высшая квалификационная коллегия и квалификационные коллегии субъектов РФ рассмотрели более 26 тысяч заявлений претендентов. Почти каждое десятое из них рассмотрено Высшей квалификационной коллегией, это более четырехсот заявлений в год, а в 2014 году – более тысячи. В связи с формированием судейского корпуса Республики Крым и Севастополя только в ходе трехнедельного выездного заседания были рассмотрены 529 заявлений претендентов на 462 должности судей и руководителей судов. Рекомендованы 372 претендента, то есть 70 процентов лиц, обратившихся за рекомендацией.

Статистика отчетного периода говорит о том, что в год за рекомендацией кандидатом на должность судьи обращались около семи тысяч претендентов, а в прошлый период – более девяти тысяч, то есть имеет место тенденция к снижению общего числа заявлений претендентов. На наш взгляд, это обусловлено объективной причиной: претенденты стали более взвешенно подходить к оценке возможности успешно пройти конкурс.

В текущем периоде более 19 тысяч претендентов получили положительные заключения о рекомендации кандидатом на должность судьи, из них 1614 кандидатов рекомендованы Высшей квалификационной коллегией судей. При этом Высшая квалификационная коллегия рекомендовала около 75 процентов, а квалификационные коллегии в среднем – 73 процента претендентов.

Как видим, доля кандидатов, рекомендованных в коллегиях разных уровней, отличается незначительно. Эти показатели являются результатом выработки единых подходов к оценке качеств претендентов, а разница объясняется тем, что претендентами в Высшей квалификационной коллегии в основном являются судьи.

Но 25–27 процентов претендентов не получают рекомендацию коллегий. Много это или мало? К слову сказать, в 90-е годы этот показатель составлял 12, а в прошлом отчетном периоде – 15 процентов.

Следует признать, что в современных условиях, когда к кандидатам предъявляются более высокие требования, а к их анкетным данным – более скрупулезное отношение, участие в конкурсе на замещение вакантной должности судьи становится, с учетом серьезности конкурсного фильтра, своего рода испытанием. Пристальное внимание к каждой кандидатуре не является прихотью квалификационных коллегий, это отражение современных реалий, оно преследует единственную цель – отобрать действительно достойных кандидатов, а для этого необходимо выяснить все обстоятельства, значимые для принятия итогового решения о назначении лица на должность судьи.

Здесь я не могу не остановиться и на позиции членов Высшей квалификационной коллегии в оценке статьи 9 Кодекса судейской этики, которая, надеюсь, Съездом будет изменена.

Безусловное соблюдение запретов и ограничений, предусмотренных Законом о статусе судей, соблюдение положений Закона о противодействии коррупции являются одной из гарантий рекомендации претендента на должность. Понятие конфликта интересов и личной заинтересованности применительно к судебной деятельности, как известно, дано в статье 3 Закона о статусе судей, и положения статьи 9 Кодекса судейской этики не могут применяться в отрыве от нее. Но с сожалением приходится констатировать, что в связи с буквальным пониманием пункта 4 статьи 9 Кодекса судейской этики – без учета положений Закона – судейское сообщество потеряло немало грамотных судей с безупречной репутацией, в действиях которых имелось лишь формальное несоблюдение этой нормы Кодекса при фактическом отсутствии конфликта интересов.

Вызывает озабоченность увеличение числа кандидатов, получивших положительное заключение коллегий, но не рекомендованных к назначению кадровой комиссией. Причины отклонения, я думаю, всем известны. В этой связи руководители судов, советы судей, управления Судебного департамента должны принимать более активное участие в подборе претендентов. На такое участие председателей судов в комплектовании штата судей ориентировал и Президент Российской Федерации в феврале 2016 г.

Не менее важным направлением работы коллегий остается квалификационная аттестация судей.

Вначале несколько слов хочу сказать о новой системе квалификационных классов и новом порядке проведения аттестации.

Не вдаваясь в тонкости, отмечу, что в ходе преобразования квалификационных классов был выявлен ряд пробелов, которые побудили Высшую квалификационную коллегию инициировать подготовку соответствующего законопроекта, направленного на защиту интересов судей. Инициатива была поддержана Верховным Судом Российской Федерации, и Пленум внес законопроект в Государственную Думу. Правильность позиции коллегии о необходимости внесения в закон изменений подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2015 г. Но, к сожалению, до сих пор закон не принят, хотя проблемы – например, предельного класса по занимаемой должности при наличии в судах судей с классом выше предельного по занимаемой должности, аттестации таких судей, преобразования прежних классов судей, вернувшихся после 1 января 2013 г. в судебную систему, – остались и требуют решения.

В отчетном периоде более 37 000 судей прошли аттестацию, из них в прежних классах оставлены около 5 процентов.

Практика квалификационных коллегий субъектов Российской Федерации показывает наличие проблем соблюдения сроков квалификационной аттестации, связанных с несвоевременным внесением представлений председателями соответствующих судов.

В целом квалификационная аттестация судей, как справедливо отмечалось моим предшественником на прошлом Съезде, является основной формой участия квалификационных коллегий в выполнении важной задачи совершенствования судопроизводства через повышение уровня работы каждого судьи.

Но в достаточной ли мере существующий порядок отвечает главной цели аттестации – адекватно отражать имеющийся уровень квалификации судьи? По результатам аттестации коллегия вправе принять одно из двух решений: о присвоении очередного либо внеочередного квалификационного класса или об оставлении в ранее присвоенном классе. При этом судья, которому не присвоен очередной квалификационный класс, представляется к аттестации не ранее чем через год, но не позднее чем через три года, а для судьи, имеющего предельный класс по занимаемой должности, вне зависимости от итогов его деятельности за три года предусмотрено одно решение – об оставлении в ранее присвоенном квалификационном классе.

На наш взгляд, было бы справедливо с учетом отрицательной оценки результатов работы судьи, имеющего предельный класс по занимаемой должности, рассматривать вопрос об обязательном прохождении им повторной аттестации ранее предусмотренного законом трехлетнего срока – например, через год, а в случаях, когда низкие результаты работы свидетельствуют о пренебрежительном отношении судьи к выполнению судейских полномочий, применять меры дисциплинарной ответственности в соответствии с установленной процедурой. Но это требует совершенствования порядка проведения квалификационной аттестации судей, предусмотренного статьей 202 Закона о статусе судей, чтобы мотивировать к поддержанию своего профессионального уровня, улучшению результатов судебной деятельности.

За отчетный период решениями Высшей квалификационной коллегии судей прекращены полномочия почти шестисот судей, решениями квалификационных коллегий субъектов – более пяти тысяч, и в подавляющем большинстве (91 процент) это уход в отставку по собственному желанию. По другим основаниям прекращены полномочия более пятисот судей.

Досрочно в связи с совершением дисциплинарного проступка, по подп. 13 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей, прекращены полномочия 88 судей.

И коль скоро речь зашла о дисциплинарной ответственности, которая всегда вызывала особый интерес – как у судей, так и у общественности, назову несколько цифр. За отчетный период всеми коллегиями было рассмотрено более восьмисот представлений о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, из них удовлетворены 743. В прошлом периоде более одной тысячи судей были привлечены к дисциплинарной ответственности, были удовлетворены около 80 процентов представлений.

Снижение количества дисциплинарных производств, на наш взгляд, связано с более четким закреплением в законе понятия и критериев дисциплинарного проступка. Поэтому и меньше стало необоснованных представлений.

Говоря о наложенных дисциплинарных взысканиях, необходимо отметить, что новый вид взыскания – замечание – оказался востребован для случаев малозначительности совершенного судьей дисциплинарного проступка Доля таких взысканий составила около 30 процентов, но из года в год проявлялась тенденция к росту: если в 2013 году было принято 23 решения о наложении взыскания в виде замечания, в 2014 – 45, в 2015 – 64, то за 9 месяцев 2016 года – 70.

В настоящее время дисциплинарное производство не регламентировано в законе и урегулировано лишь в нормативном акте корпоративного характера – статьях 27 и 28 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей.

Что касается прекращения полномочий председателя (заместителя председателя) суда с сохранением за ним полномочий судьи (п. 11 ст. 61 Закона о статусе судей), то необходимо обратить внимание на то, что само по себе такое прекращение полномочий не является дисциплинарным проступком и не влечет за собой связанных с ним негативных последствий.

Решениями квалификационных коллегий досрочно прекращены полномочия 54председателей и заместителей председателей судов с сохранением полномочий судьи. Из них в 51 случае решения приняты по заявлениям самих должностных лиц, а в трех случаях – по представлению председателя вышестоящего суда, обращению совета судей и на основании заключения комиссии в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей руководителя суда.

За отчетный период Высшая квалификационная коллегии судей прекратила отставку восьми судей. Решениями квалификационных коллегий субъектов прекращена отставка 464 судей.

В подавляющем большинстве решения принимались по заявлениям самих судей – в связи с намерением заняться работой, не разрешенной законом для судей в отставке.

В законодательстве не предусмотрена возможность прекращения отставки судьи по его собственной инициативе, и хотя коллегии применяют аналогию закона, встает ряд сопутствующих вопросов, которые необходимо учитывать. Например, в какой срок судье необходимо обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о прекращении его отставки – до трудоустройства или в течение определенного времени после поступления на работу, сохраняется ли квалификационный класс судьи в случае, если его отставка прекращена не в связи с нарушением закона.

В связи со значительным увеличением объема работы в судах и наличием вакантных должностей судей остается востребованным институт привлечения судей в отставке к исполнению обязанностей судьи.

Высшей квалификационной коллегией судей в текущем периоде было принято 19 положительных заключений о привлечении судей, находящихся в отставке, к исполнению обязанностей судьи, квалификационными коллегиями субъектов – почти полторы тысячи.

При этом семь представлений с просьбой дать положительное заключение коллегиями оставлены без удовлетворения.

Разделяя мнение, что этот институт требует совершенствования, считаем необходимым еще раз повторить, что к исполнению обязанностей судьи может быть привлечен лишь почетный судья, то есть имеющий стаж работы в качестве судьи не менее 10 лет, и порядок привлечения судьи в отставке к исполнению обязанностей судьи федерального суда существенно отличается от порядка привлечения к исполнению обязанностей мирового судьи, который привлекается решением законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Привлечение же судьи в отставке к исполнению обязанностей судьи федерального суда производится приказом председателя вышестоящего суда. Он не вправе привлекать судью в отставке к исполнению обязанностей судьи того федерального суда, в который он не назначался Указом Президента Российской Федерации. Это правило закреплено в Положении о работе квалификационных коллегий судей, и соответствующие рекомендации давались Высшей квалификационной коллегией судей.

В отчетный период решениями Высшей квалификационной коллегии судей дано согласие Председателю Следственного комитета Российской Федерации на возбуждение уголовных дел в отношении 11 судей. В удовлетворении двух представлений о даче согласия отказано.

Решениями квалификационных коллегий субъектов дано согласие на возбуждение уголовных дел в отношении 41 судьи, в отношении одного судьи в отставке дано согласие на привлечение его в качестве обвиняемого.

В основном судьи, в том числе бывшие и находящиеся в отставке, подвергаются уголовному преследованию за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, вынесение заведомо неправосудного судебного акта и, к сожалению, за преступления, относящиеся к категории коррупционных.

В ходе заседаний коллегиями рассматривались и другие вопросы, отнесенные к их полномочиям.

Высшая квалификационная коллегия судей так же, как и суды, наделена полномочием по рассмотрению жалоб на решения квалификационных коллегий субъектов Российской Федерации. Возможность альтернативного обжалования оказалась востребованной. В отчетном периоде этим правом воспользовались около 45 процентов желающих обжаловать решения коллегий. Высшая квалификационная коллегия судей рассмотрела 161 жалобу на решения и заключения квалификационных коллегий. В 111 случаях (это почти 70 процентов) жалобы оставлены без удовлетворения, 46 жалоб удовлетворены, четыре решения и заключения изменены.

Для сравнения: в судебном порядке рассмотрены жалобы на 198 решений и заключений коллегий субъектов. Из них 50 удовлетворены, изменены три решения и заключения, а 145 оставлены без удовлетворения.

Не только цифры, но и анализ принятых решений показывают, что подходы к оценке законности и обоснованности решений коллегий субъектов практически идентичны как у Высшей квалификационной коллегии, так и у судов.

О качестве решений, принимаемых Высшей квалификационной коллегией судей, говорят следующие цифры: 60обжалованныхрешений и заключений Высшей квалификационной коллегии судей оставлены без изменения, шесть претерпели незначительные изменения, и лишь одно решение об отказе в даче согласия на возбуждение в отношении судьи уголовного дела отменено.

Что касается обращений граждан, то в отчетный период в квалификационные коллегии субъектов их поступило более 149 тысяч, в Высшую квалификационную коллегию судей – более 40 тысяч. Эти цифры превышают показатели прошлого периода.

Говоря о характере обращений, отмечу, что основную массу из года в год составляют жалобы, в которых заявители выражают несогласие с судебными актами или процессуальными действиями и требуют от коллегий привлечь судью к дисциплинарной ответственности.

Многие жалобы содержат просьбы, разрешение которых не относится к компетенции органов судейского сообщества в силу закона, – например, истребовать дело, проверить и отменить судебный акт, дать указание судье или председателю, возбудить уголовное дело и другие. Конечно, коллегии не вправе рассматривать такого рода обращения.

Но обращения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, в том числе о фактах нарушения требований антикоррупционного законодательства, направляются в компетентные органы для проверки достоверности изложенных в них сведений или проверяются квалификационными коллегиями самостоятельно.

Коллегии не стоят в стороне от работы по противодействию коррупции. Было бы неправильным считать, что противодействие коррупции является отдельным направлением работы коллегий. В действительности оно пронизывает всю деятельность коллегий.

Для повышения эффективности работы по противодействию коррупции начиная с 2013 года Высшая квалификационная коллегия разрабатывает и утверждает ежегодный план, результаты исполнения которого заслушиваются в конце отчетного периода на ее заседании. Кроме того, актуальные вопросы деятельности коллегий по этому направлению обсуждены в ходе семинаров-совещаний, внесены изменения в Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей; ведется мониторинг средств массовой информации на предмет выявления публикаций, содержащих информацию о несоблюдении судьями федеральных судов требований антикоррупционного законодательства; проводятся обобщения практики квалификационных коллегий.

Высшей квалификационной коллегией судей разработаны и внедряются в практику квалификационных коллегий новые формы документов, способствующих реализации законодательства по вопросам предоставления претендентами сведений о доходах и имуществе, конфликта интересов, принятия судьями наград и почетных званий и по другим вопросам деятельности коллегий.

Подобная работа проводится и в квалификационных коллегиях субъектов РФ, где разрабатываются и утверждаются свои планы, которые коллегии представляют в Высшую квалификационную коллегию; и квалификационные коллегии ежеквартально сообщают о состоянии работы в этом направлении.

Информация о работе по противодействию коррупции озвучена на открытых заседаниях ВККС, освещается средствами массовой информации, размещена на сайте Высшей квалификационной коллегии.

Информационный портал квалификационных коллегий судей совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации полностью модернизирован, и с 2014 года введен в эксплуатацию электронный сервис подачи обращений. С момента его ввода в эксплуатацию в Высшую квалификационную коллегию в электронном виде поступило свыше 9 тысяч обращений.

Активное внедрение современных информационных технологий делает нашу работу более открытой и продуктивной. Полагаем, что за период, прошедший с прошлого Съезда, в этом направлении изменилось многое.

В Высшей квалификационной коллегии судей, а также во многих коллегиях субъектов введена система смс-извещения лиц, принимающих участие в заседаниях коллегии, инициировано введение в практику работы коллегий аудио- и видеопротоколирования.

Еще одним из нововведений, которое уже приносит пользу, стало создание в Высшей квалификационной коллегии электронного архива, который предоставил возможность получать доступ к документам коллегии в электронном виде.

Считаю также, что шире необходимо использовать возможности видеоконференций при проведении заседаний. Стоит отметить, что в отчетном периоде видеосвязь Высшей квалификационной коллегией использовалась при рассмотрении ряда вопросов, например, когда судья не мог явиться по болезни или иным причинам, но пожелал участвовать в заседании.

Основные результаты деятельности Высшей квалификационной коллегии судей и квалификационных коллегий судей субъектов публикуются в ее «Вестнике», который решает важные задачи информирования прежде всего, судей и квалификационных коллегий в вопросах единообразного применения законов, касающихся статуса судей. По просьбам председателей коллегий и в целях более широкого использования его потенциала Высшей квалификационной коллегией принято решение об увеличении с 2017 года периодичности выпуска «Вестника ВККС РФ» с четырех до шести раз в год.

Отчет о работе будет неполным, если я не скажу о роли аппаратов коллегий.

Вы знаете, что нет освобожденных от основной работы членов квалификационных коллегий, и основная нагрузка по подготовке материалов лежит на работниках их аппаратов. Так, аппаратом Высшей квалификационной коллегии обработано более 65 тысяч входящих и качественно, в установленные сроки подготовлено свыше 250 тысяч исходящих документов.

Аппараты коллегий формируются из государственных гражданских служащих Судебного департамента и его управлений в субъектах. Между тем, как показывают результаты ознакомления, не все аппараты квалификационных коллегий субъектов укомплектованы надлежащим образом. Проблемы кадровой обеспеченности известны.

Со своей стороны, Высшая квалификационная коллегия судей принимает меры к исправлению такой ситуации: введена и успешно действует система стажировок секретарей в аппарате Высшей квалификационной коллегии, осуществляется консультативная помощь, как на основании запросов, так и в ходе стажировок. По отзывам с мест и из анализа допускаемых ошибок можно сделать вывод, что этого мало. В этой связи я предложил бы новому составу Высшей квалификационной коллегии последовать примеру Совета судей Российской Федерации и проводить семинары-совещания председателей квалификационных коллегий совместно с секретарями коллегий.

Таковы основные итоги работы Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации за отчетный период.

Утверждено Указом Президента Кыргызской Республики от 19 декабря 2003 года N 414 ПОЛОЖЕНИЕ о квалификационных коллегиях судей Кыргызской Республики I. Общие положения II. Полномочия квалификационных коллегий судей III.Порядок деятельности квалификационных коллегий судей IV. Условия присвоения квалификационного класса судье и порядок проведения квалификационной аттестации в связи с его присвоением V. Контроль и исполнение решений квалификационных коллегий судей Кыргызской Республики I. Общие положения (В редакции Указа и.о.Президента КР от 8 июня 2005 года УП №223:4287}) 1. Настоящее Положение определяет порядок образования и организацию деятельности квалификационных коллегий судей Кыргызской Республики (далее — квалификационные коллегии судей) при рассмотрении вопросов о дисциплинарной ответственности судей Кыргызской Республики, а также порядок и условия присвоения судьям Кыргызской Республики квалификационных классов. Квалификационные коллегии судей действуют на основании Конституции Кыргызской Республики, конституционного Закона Кыргызской Республики «О статусе судей», Положения о дисциплинарной ответственности судей Кыргызской Республики, настоящего Положения и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 2. Квалификационные коллегии судей образуются в целях: — повышения ответственности судей Кыргызской Республики и качества отправления правосудия; — определения степени квалификации судей, их уровня знаний и деловых качеств, стимулирования профессионального роста судей. В своей деятельности квалификационные коллегии судей руководствуются принципами законности, объективности, гласности и всесторонности. 3. В Кыргызской Республике действуют: — Квалификационная коллегия судей при Конституционном суде Кыргызской Республики; — Квалификационная коллегия судей при Верховном суде Кыргызской Республики. 4. Квалификационная коллегия судей при Конституционном суде Кыргызской Республики избирается собранием судей Конституционного суда Кыргызской Республики путем тайного голосования сроком на три года в составе пяти судей Конституционного суда Кыргызской Республики по представлению Председателя Конституционного суда Кыргызской Республики. Порядок тайного голосования определяется собранием судей Конституционного суда Кыргызской Республики. 5. Квалификационная коллегия судей при Верховном суде Кыргызской Республики состоит из девяти членов. Восемь членов коллегии избираются тайным голосованием пленумом Верховного суда Кыргызской Республики сроком на три года. Порядок тайного голосования определяется пленумом Верховного суда Кыргызской Республики. Четыре члена коллегии избираются из числа судей Верховного суда Кыргызской Республики по представлению Председателя Верховного суда Кыргызской Республики. Четыре члена коллегии избираются из числа кандидатур, представляемых председателями областных и приравненных к ним судов. При этом каждый председатель областного и приравненного к нему суда представляет одну кандидатуру судьи, который избирается на собрании судей соответствующего областного и приравненного к нему суда и соответствующих районных и приравненных к ним судов. Один член коллегии — заведующий юридическим отделом Администрации Президента Кыргызской Республики входит в состав коллегии по должности. 6. В состав квалификационных коллегий судей не могут быть избраны председатели судов и их заместители, кроме председателей районных и приравненных к ним судов. 7. Председатель квалификационной коллегии судей избирается большинством голосов членов квалификационной коллегии судей. Председатель квалификационной коллегии судей избирается на первом заседании после образования соответствующей квалификационной коллегии судей либо на очередном заседании после выбытия члена квалификационной коллегии судей, являвшегося председателем коллегии. При этом председатель квалификационной коллегии судей избирается на весь срок, на который он избран членом квалификационной коллегии. 8. Избрание членов квалификационных коллегий судей, вместо выбывших, производится в установленном настоящим Положением порядке. 9. Квалификационные коллегии судей отчитываются о проделанной ими работе перед избравшими их органами не реже одного раза в год, а также по окончании своих полномочий. II. Полномочия квалификационных коллегий судей 10. Квалификационная коллегия судей при Конституционном суде Кыргызской Республики: — рассматривает вопросы о дисциплинарной ответственности пред- седателя, его заместителя и судей Конституционного суда Кыргызской Республики; — дает заключения о присвоении, понижении квалификационных классов судьям Конституционного суда Кыргызской Республики; — осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики. 11. Квалификационная коллегия судей при Верховном суде Кыргызской Республики: — рассматривает вопросы о дисциплинарной ответственности пред- седателя, его заместителя и судей Верховного суда Кыргызской Республики и местных судов; — дает заключения о присвоении, понижении квалификационных классов судьям Верховного суда Кыргызской Республики и местных судов; — осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики. (В редакции Указа и.о.Президента КР от 8 июня 2005 года УП №223:4287}) III. Порядок деятельности квалификационных коллегий судей 12. Квалификационная коллегия судей при Конституционном суде Кыргызской Республики при осуществлении возложенных на нее полномочий действует в составе не менее четырех членов коллегии. При этом в случае равенства голосов членов коллегии считается принятым то его решение или заключение, за которое голосовал председательствующий. 13. Квалификационная коллегия судей при Верховном суде Кыргызской Республики при осуществлении возложенных на нее полномочий действует в составе не менее семи членов коллегии. При этом в случае равенства голосов членов коллегии считается принятым то его решение или заключение, за которое голосовал председательствующий. 14. В случае невозможности участия в заседании председателя коллегии его обязанности по решению коллегии может исполнять один из членов коллегии. 15. Подготовка заседания квалификационной коллегии судей обеспечивается председателем либо по его поручению одним из членов коллегии. Квалификационная коллегия судей имеет право в установленном порядке запрашивать необходимую для осуществления ее полномочий информацию от председателей судов и других судей, государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также граждан. 16. Материалы и соответствующие представления, поступившие в квалификационную коллегию судей, должны быть рассмотрены не позднее чем в месячный срок со дня поступления. В этот срок не входит период, в который судья, в отношении которого рассматривается вопрос, не имеет возможности участвовать в заседании коллегии по уважительным причинам. 17. Председатель квалификационной коллегии судей определяет время и место проведения заседания и оповещает об этом судью, вопрос о котором подлежит рассмотрению, а также круг лиц, подлежащих приглашению на заседание. Члены коллегии и приглашенные лица должны быть извещены о времени и месте заседания не позднее, чем за три дня. Судья, в отношении которого решается вопрос, имеет право за три дня до заседания ознакомиться со всеми собранными материалами и представить свои возражения и замечания. О времени и месте проведения заседания за три дня до проведения заседания должны быть извещены те заявители и государственные органы, чья информация или сообщение послужили основанием для возбуждения дисциплинарного производства в отношении судьи. 18. В случае неявки судьи, извещенного надлежащим образом о времени и месте заседания квалификационной коллегии судей, квалификационная коллегия судей: — может рассмотреть его вопрос на следующем заседании; — может рассмотреть вопрос в его отсутствие, если он не просил о переносе срока рассмотрения или не известил коллегию о невозможности своего участия в заседании по уважительной причине, либо уклоняется от явки на заседание квалификационной коллегии судей. При повторной неявке судьи на заседание квалификационная коллегия судей может принять решение в его отсутствие. 19. Судья, в отношении которого рассматривается вопрос на заседании квалификационной коллегии судей, обязан безотлагательно известить коллегию о невозможности своего участия по уважительным причинам в письменном виде (почтой, телеграфом, посредством иных средств связи, в том числе — телефонограммой с последующим представлением подтверждающих документов). Под уважительными причинами в настоящем Положении понимается невозможность участия в заседании квалификационной коллегии в связи с нахождением судьи в служебной командировке, в отпуске, на стационарном лечении и другие причины, серьезно препятствующие его личному участию. При этом уважительные причины, послужившие основанием для отложения заседания квалификационной коллегии, не могут служить препятствием для рассмотрения квалификационной коллегией вопроса по существу, если со дня возбуждения дисциплинарного производства или поступления представления (заявления) о присвоении, понижении квалификационного класса прошло более трех месяцев. В этом случае квалификационная коллегия судей вправе принять решение в отсутствие судьи, в отношении которого рассматривается вопрос. 20. Председательствующий, открывая заседание, оглашает состав квалификационной коллегии судей и объявляет о том, какой материал подлежит рассмотрению, определяет по согласованию с другими членами квалификационной коллегии судей порядок рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня, руководит ходом заседания коллегии. После проверки явки председательствующий выясняет, имеются ли у участников заседания ходатайства. По решению квалификационной коллегии судей ходатайства разрешаются в присутствии или в отсутствии лиц, участвующих в заседании. Ходатайство подлежит удовлетворению, если за это проголосовало более половины членов коллегии, принявших участие в голосовании. Рассмотрение материалов начинается с доклада одного из членов квалификационной коллегии судей, который излагает существо вопроса, содержание письменных материалов, а также сообщает иные данные, необходимые для принятия решения по существу. Затем заслушиваются лица, приглашенные на заседание квалификационной коллегии судей, исследуются необходимые документы и материалы. 21. Для дачи заключения о присвоении, понижении квалификационного класса судьи квалификационная коллегия судей проводит квалификационную аттестацию судьи. Порядок проведения квалификационной аттестации в связи с присвоением квалификационного класса судьи определяется разделом IV настоящего Положения 22. На заседании квалификационной коллегии судей ведется протокол, в котором отражаются все существенные моменты, имевшие место в ходе заседания. Протокол подписывается председательствующим и секретарем квалификационной коллегии судей. Ведение протоколов заседаний, делопроизводство и выполнение иных обязанностей секретаря коллегии возлагается на члена квалификационной коллегии судей или работника аппарата соответствующего суда. Материально-техническое обеспечение деятельности квалификационной коллегии судей при Конституционном суде Кыргызской Республики осуществляет Управление делами Президента Кыргызской Республики. Материально-техническое обеспечение деятельности квалификационной коллегии судей при Верховном суде Кыргызской Республики осуществляет Судебный департамент при Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 23. Квалификационные коллегии судей по вопросам дисциплинарной ответственности выносят решения либо дают заключение, а по вопросам присвоения квалификационного класса судьям дают заключения путем голосования большинством голосов, участвующих в заседании членов квалификационной коллегии судей. Решение или заключение принимается в отсутствие приглашенных и иных лиц, и оглашается непосредственно после его принятия. Решение или заключение излагается в письменном виде, подписывается председательствующим и членами коллегии, принимавшими участие в голосовании. IV. Условия присвоения квалификационного класса судье и порядок проведения квалификационной аттестации в связи с его присвоением 24. Квалификационный класс присваивается в последовательном порядке персонально каждому судье Кыргызской Республики в соответствии с квалификацией, уровнем знаний и выслугой лет. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Кыргызской Республике. 25. Судьям Кыргызской Республики присваиваются следующие квалификационные классы: ———————————————————————- — |Наименование квалификационного| Занимаемая должность | | класса | | |——————————|————————————— | |Высший и первый |Председатели Конституционного, | |квалификационные классы |Верховного судов Кыргызской | | |Республики и их заместители; судьи | | |Конституционного и Верховного судов | | |Кыргызской Республики | |——————————|————————————— | |Первый, второй и третий |Председатели областных и приравненных | |квалификационные классы |к ним судов и их заместители; судьи | | |областных и приравненных к ним судов | |——————————|————————————— | |Второй, третий, четвертый и |Председатели районных и приравненных | |пятый квалификационные классы |к ним судов и их заместители; судьи | | |районных и приравненных к ним судов | ———————————————————————- — 26. Сроки пребывания в каждом квалификационном классе устанавливаются: в пятом квалификационном классе — 2 года; в четвертом квалификационном классе — 3 года; в третьем квалификационном классе — 4 года; во втором квалификационном классе — 5 лет. Срок пребывания судьи в высшем и первом квалификационных классах не устанавливается. 27. Присвоение очередных квалификационных классов судьям производится в зависимости от результатов работы, с учетом квалификации и времени нахождения в соответствующем квалификационном классе. Судье с учетом его квалификации, стажа работы в должности судьи и опыта работы допускается присвоение квалификационного класса вне зависимости от предусмотренного по занимаемой должности, а также без соблюдения последовательности и срока пребывания в присвоенном квалификационном классе, но не более чем на два квалификационных класса выше того, который он имеет. 28. Квалификационные классы судьям Конституционного суда Кыргызской Республики присваиваются Президентом Кыргызской Республики в течение одного месяца со дня их избрания. В последующем более высокий квалификационный класс судьям Конституционного суда Кыргызской Республики присваивается Президентом Кыргызской Республики на основании заключения квалификационной коллегии при Конституционном суде Кыргызской Республики. 29. Квалификационные классы судьям Верховного суда Кыргызской Республики присваиваются Президентом Кыргызской Республики в течение одного месяца со дня их избрания. В последующем более высокий квалификационный класс судьям Верховного суда Кыргызской Республики присваивается Президентом Кыргызской Республики на основании заключения квалификационной коллегии судей при Верховном суде Кыргызской Республики. 30. Квалификационные классы судьям местных судов присваиваются Президентом Кыргызской Республики на основании заключения квалификационной коллегии судей при Верховном суде Кыргызской Республики. 31. Судьи, которым присвоены квалификационные классы, состоят в них пожизненно. 32. Понижение квалификационных классов судьям может быть произведено в случае нарушения ими законности при рассмотрении судебных дел, совершении служебного или порочащего проступка, несовместимого с их высоким званием. Понижение квалификационного класса судьи Конституционного суда Кыргызской Республики, Верховного суда Кыргызской Республики и местного суда производится Президентом Кыргызской Республики на основании заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Лишение судьи квалификационного класса производится Президентом Кыргызской Республики по факту состоявшегося в отношении него обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу. 33. Судьям, имеющим квалификационные классы, устанавливаются доплаты к должностным окладам в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке. Судьям военных судов квалификационные классы присваиваются, но доплата за квалификационный класс не производится. В случае освобождения судьи от должности присвоенный ему квалификационный класс сохраняется, однако доплата за квалификационный класс не производится. 34. Квалификационная аттестация в связи с присвоением квалификационного класса проводится по представлению председателя соответствующего суда не позднее двух месяцев со дня истечения срока пребывания судьи в присвоенном квалификационном классе. Представление на судей Конституционного суда Кыргызской Республики вносится Председателем Конституционного суда Кыргызской Республики в квалификационную коллегию судей при Конституционном суде Кыргызской Республики. Представление на судей Верховного суда Кыргызской Республики вносится Председателем Верховного суда Кыргызской Республики в квалификационную коллегию судей при Верховном суде Кыргызской Республики. Представление на судей местных судов Кыргызской Республики вносится председателями соответствующих областных и приравненных к ним судов в квалификационную коллегию судей при Верховном суде Кыргызской Республики. 35. Представление о присвоении квалификационного класса должно содержать характеристику на судью, отражающую оценку его профессиональной деятельности, деловые и нравственные качества. 36. Судья, впервые назначенный на должность и не имеющий квалификационного класса, должен быть представлен к квалификационной аттестации в течение первых шести месяцев работы с учетом положений пунктов 24, 25, 27 и 30 настоящего Положения. 37. Судья вправе обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о проведении квалификационной аттестации и дачи заключения о присвоении очередного квалификационного класса. При поступлении такого заявления квалификационная коллегия судей запрашивает у председателя соответствующего суда документы, необходимые для проведения квалификационной аттестации. 38. Заседания квалификационной коллегии судей при проведении квалификационной аттестации проводятся в соответствии с разделом III настоящего Положения и с учетом особенностей настоящего раздела. В заседании квалификационной коллеги судей вправе принять участие председатель суда, внесший представление, либо его представитель. Квалификационная аттестация начинается докладом председательствующего или одного из членов коллегии. После заслушивания аттестуемого судьи, исследования представленных документов квалификационная коллегия судей принимает решение о даче заключения на присвоение, понижение квалификационного класса или об оставлении судьи в прежнем классе. В случае принятия квалификационной коллегией судей решения об оставлении судьи в ранее присвоенном ему квалификационном классе повторная аттестация проводится не ранее чем через год со дня принятия указанного решения. 39. Заключение о присвоении, понижении квалификационного класса направляется соответствующей квалификационной коллегией судей председателю суда Кыргызской Республики, внесшего представление, для последующего внесения Президенту Кыргызской Республики. V. Контроль и исполнение решений квалификационных коллегий судей Кыргызской Республики 40. Контроль и исполнение решений и заключений квалификационных коллегий судей возлагается на председателей соответствующих квалификационных коллегий судей.

Высшая квалификационная коллегия судей

Переход на сайт Высшей квалификационной коллегии судей РФ

Переход на сайт Квалификационной коллегии судей Нижегородской области

скачать: Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КОЛЛЕГИЙ СУДЕЙ

Статья 17. Полномочия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации

1. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации рассматривает вопросы, отнесенные к ее компетенции федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принимает мотивированные решения.

2. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации:

1) рассматривает заявления кандидатов на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации и представляет Президенту Российской Федерации свои заключения;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

2) рассматривает заявления кандидатов на должности первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации (далее — заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации), председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, заместителя председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам, военных судов и представляет Председателю Верховного Суда Российской Федерации свои заключения;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

2.1) рассматривает предложения Председателя Верховного Суда Российской Федерации, касающиеся представления Президенту Российской Федерации кандидатур судей Верховного Суда Российской Федерации для назначения в установленном порядке на должность члена Президиума Верховного Суда Российской Федерации, и представляет Председателю Верховного Суда Российской Федерации свои заключения;

(пп. 2.1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

2.2) проводит в обязательном порядке проверки опубликованных в средствах массовой информации сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией;

(пп. 2.2 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

3) объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам, военных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

4) приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия (за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи), а также приостанавливает, возобновляет либо прекращает отставку Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам, военных судов, членов Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации и их заместителей;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

5) осуществляет квалификационную аттестацию судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением Верховного Суда Российской Федерации и районных судов), а также судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

6) дает заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов;

(пп. 6 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

7) присваивает судьям первый и высший квалификационные классы;

8) налагает дисциплинарные взыскания на судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов, членов Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за совершение ими дисциплинарного проступка;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

9) утверждает положение о порядке работы квалификационных коллегий судей;

10) рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, в случае невозможности их разрешения этими коллегиями;

10.1) рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации;

(пп. 10.1 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

11) знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий;

12) принимает решения о представлении судей к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоении им почетных званий Российской Федерации;

13) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации может осуществлять свои полномочия, если ее состав сформирован не менее чем на две трети.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 N 19-П положения статьи 19 признаны не противоречащими Конституции РФ и выявлен их конституционно-правовой смысл.

Статья 19. Полномочия квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации

1. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации рассматривают вопросы, отнесенные к их компетенции федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, мировых судей, судей районных судов (в том числе председателей и заместителей председателей районных судов), а в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, — в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 296-ФЗ)

2. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации:

1) рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации;

1.1) рассматривают представления председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении судей этих судов членами президиумов указанных судов и представляют Пленуму Верховного Суда Российской Федерации свои заключения;

(пп. 1.1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

1.2) рассматривают представления председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении председателей судебных коллегий по гражданским делам, по уголовным делам, иных судебных коллегий и представляют свои заключения Председателю Верховного Суда Российской Федерации, который утверждает председателей указанных коллегий;

(пп. 1.2 введен Федеральным законом от 14.08.2004 N 100-ФЗ)

1.3) проводит в обязательном порядке проверки опубликованных в средствах массовой информации сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией;

(пп. 1.3 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

2) утратил силу. — Федеральный закон от 03.12.2011 N 388-ФЗ;

3) объявляют в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей районных судов, а также судей соответствующих федеральных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;

4) организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности, при необходимости запрашивают по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и других государственных органов данные, необходимые для принятия решения по заявлению о рекомендации на вакантную должность судьи;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

5) приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия (за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи), а также приостанавливают, возобновляют либо прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов (за исключением лиц, указанных в подпункте 4 пункта 2 статьи 17 настоящего Федерального закона), председателей и заместителей председателей районных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2005 N 33-ФЗ, от 17.07.2009 N 157-ФЗ, от 09.11.2009 N 246-ФЗ)

6) осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов, а также мировых судей, председателей и заместителей председателей районных судов; присваивают судьям соответствующих судов, а также мировым судьям, председателям и заместителям председателей районных судов квалификационные классы (за исключением первого и высшего);

7) дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соответствующих федеральных судов, мировых судей, а также председателей и заместителей председателей районных судов;

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

8) налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов (в том числе на председателей и заместителей председателей районных судов) за совершение ими дисциплинарного проступка;

9) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на две трети.

Высшая квалификационная коллегия судей опубликовала решение, которым внесены изменения в Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей. «АГ» попросила экспертов оценить значимость этих поправок.

Судья в отставке, профессор НИУ ВШЭ, заслуженный юрист РФ Сергей Пашин отметил, что многие изменения носят организационный характер. «Другие же главным образом вызваны новеллами законодательства о судебной системе и статусе судей, в частности созданием апелляционных и кассационных судов и изобретением меры дисциплинарного взыскания в виде понижения в квалификационном классе», – добавил он.

С этим согласилась и судья в отставке Татьяна Пирожкова: «Решение ВККС актуализирует Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей в связи с изменениями законодательства, в частности с началом функционирования новых звеньев судебной системы – апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции».

Сергей Пашин обратил внимание на тот факт, что значительное внимание в новой редакции Положения уделено квалификационной аттестации судей и их дисциплинарному преследованию. «При аттестации судей, к несчастью, имеют значение формальные показатели работы: нагрузка и «качество”, т.е. количество отмененных и измененных вышестоящими судами решений судьи. Таким образом, благополучие судьи, как и прежде, ставится в зависимость от скорости «отписывания” дел, покладистости и умения колебаться вместе с практикой «проверочных” инстанций», – указал эксперт.

Ранее в соответствии с п. 1 ст. 28 Положения в качестве повода для возбуждения дисциплинарного производства в отношении судьи выступало не только обращение органа судейского сообщества или составленное по результатам проверки жалобы заключение комиссии, но и представление председателя соответствующего или вышестоящего суда. Теперь же такое представление поводом для возбуждения дисциплинарного производства не является. «Представление председателя суда более не рассматривается как повод для наказания судьи, однако квалифколлегия может поручить ему проверку жалобы. Как и раньше, правильно сформулированная жалоба гражданина на судью выступает объектом изучения – более трети жалоб сразу отсеивается под предлогом их несоответствия требованиям законодательства о статусе судей – но отнюдь не является поводом для возбуждения дисциплинарного производства. Судьи сами решают, преследовать ли своего коллегу, и если да, то за что именно», – отметил Сергей Пашин.

В этой связи, добавил он, интересен п. 5 ст. 28 Положения в новой редакции: в нем воспроизведены в большем, чем ранее, объеме требования презумпции невиновности в отношении привлекаемого к дисциплинарной ответственности судьи.

Прежняя редакция указанной нормы говорила лишь о том, что обязанность доказывания совершения судьей дисциплинарного проступка возлагается на лицо, подписавшее представление либо обращение, или на представителя такого лица. Теперь же п. 5 ст. 28 Положения гласит, что судья считается невиновным в совершении дисциплинарного проступка, пока его виновность не будет установлена решением квалификационной коллегии судей. При этом он не обязан доказывать свою невиновность в совершении дисциплинарного проступка. Обязанность по доказыванию виновности и обстоятельств, свидетельствующих о нарушениях Закона о статусе судей или Кодекса судейской этики, возлагается на орган судейского сообщества, направивший обращение о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности.

«Однако если состав нарушения усмотрела образованная квалификационной коллегией комиссия, а Совет судей не требовал наказать судью, доказывать его виновность некому, разве что самой квалификационной коллегии. В этом случае состязательное слушание невозможно, оно превращается в инквизиционный процесс, в рамках которого обвинение и разрешение дела сосредоточены в руках одного субъекта – квалификационной коллегии. Что же касается гражданина, подавшего жалобу на судью, то по смыслу норм Положения он извещается о времени и месте заседания квалифколлегии, допускается на слушания, если придет, но каких-либо прав по поддержанию жалобы и активному участию в разбирательстве лишен», – прокомментировал поправку Сергей Пашин. Заседание квалифколлегии не состязательно и не судоподобно, подчеркнул он: «На память скорее приходит практика партбюро при рассмотрении персональных дел».

Ранее в п. 8 ст. 28 Положения имелось указание на то, что при определении вида дисциплинарного взыскания квалификационная коллегия судей учитывает в том числе и личность судьи. Теперь же это понятие раскрыто подробнее: речь идет о различных данных, характеризующих личность судьи и его профессиональную деятельность. В качестве примера приводятся морально-нравственные качества, обстоятельства семейной жизни, стаж работы судьей и принятие ранее мер, направленных на предотвращение совершения этим судьей нарушений.

Татьяна Пирожкова обратила внимание на новую редакцию п. 9 той же статьи, в котором, в частности, отмечается, что квалификационная коллегия судей не вправе проводить голосование по вопросу о досрочном прекращении полномочий судьи, если отсутствует жалоба или обращение участника процесса о нарушении его прав незаконными действиями судьи. «Ранее такого обращения могло и не быть, а дисциплинарный проступок мог быть выявлен, к примеру, в результате проверки делопроизводства судьи или из докладной записки коллег», – рассказала эксперт.

В том же пункте, добавила она, ВККС обращает внимание квалификационных коллегий на невозможности применения самого строго наказания – досрочного прекращения полномочий – к судье, ранее не подвергавшемуся дисциплинарному взысканию, а также если допущенные судьей нарушения не искажают принципов судопроизводства, не носят систематический характер и не свидетельствуют о невозможности осуществления им своих полномочий.

«Представляется, что такие изменения при рассмотрении дисциплинарных производств должны оказать положительное влияние на развитие судебной системы, поскольку дают возможность всесторонне исследовать и оценить как сам дисциплинарный проступок, так и степень виновности судьи. Кроме того, поправки позволят и начинающим, и опытным судьям исправить недостатки в своей работе», – заключила Татьяна Пирожкова.

Сергей Пашин в свою очередь отметил, что изменения упорядочивают делопроизводство, но не улучшают ситуацию в судейском корпусе.

ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 25 января 2013 года

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации в составе:

председательствующего Тимошина Н.В.,

при секретаре Филипчик С.Г.,

рассмотрев вопрос о внесении изменений в Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденное Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 22 марта 2007 г. (в редакции от 17.02.2009, 12.02.2010, 25.05.2010, 11.04.2012),

установила:

с 1 января 2013 г. Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 269-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты в части совершенствования системы оплаты труда судей и признаны утратившими силу отдельные законодательные акты (положения законодательных актов) Российской Федерации. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1993 г. N 4960-1 «Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей» признано утратившим силу. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» дополнен, в том числе, статьей 20.2 «Квалификационная аттестация судей», часть 9 которой обязывает Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации установить порядок проведения квалификационной аттестации судей.

В целях упорядочения деятельности квалификационных коллегий судей Российской Федерации необходимо привести Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей в соответствие с действующим законодательством.

Руководствуясь подпунктом 9 пункта 2 статьи 17, абзацем вторым пункта 1 статьи 23 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации

решила:

внести в Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденное Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 22 марта 2007 г. (в редакции от 17.02.2009, 12.02.2010, 25.05.2010, 11.04.2012), следующие изменения:

1) в статье 17:

пункте 1 слова «далее — решение» исключить;

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. По вопросам рекомендации претендента на судейскую должность, привлечения пребывающего в отставке судьи к осуществлению правосудия в качестве судьи, а также по другим вопросам, когда окончательное решение принимается иными органами и должностными лицами, дается заключение, если федеральным законом или настоящим Положением не предусмотрено принятие иного акта.»;

2) статью 25 изложить в следующей редакции:

«Статья 25. Представление судьи к награждению государственной наградой или присвоению почетного звания Российской Федерации

1. Решения о представлении судей к награждению государственными наградами Российской Федерации и к присвоению им почетных званий Российской Федерации принимает Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации.

Основанием для рассмотрения указанных вопросов является представление Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

2. К представлению прилагается характеристика судьи или иной документ, отражающий оценку его профессиональной деятельности, деловых и нравственных качеств, за последние пять лет.»;

3) дополнить статьей 25.1 следующего содержания:

«Статья 25.1. Порядок проведения квалификационной аттестации судей и присвоения квалификационных классов

1. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации проводят квалификационную аттестацию председателей, заместителей председателей судов (за исключением Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) и судей, в отношении которых эти коллегии дают заключения о рекомендации на должность.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации проводит квалификационную аттестацию по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:

— судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

— председателей, заместителей председателей, судей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам, военных судов;

— председателей, заместителей председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации;

— судей верховных, краевых, областных и равных им судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, арбитражных судов субъектов Российской Федерации о присвоении им первого квалификационного класса.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации на основании представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривает вопрос о присвоении судье, внесшему значительный вклад в дело отправления правосудия, имеющему особые заслуги перед судебной системой, более высокого квалификационного класса без соблюдения последовательности присвоения и срока пребывания в присвоенном квалификационном классе.

Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации проводят квалификационную аттестацию по представлению председателей верховных, краевых, областных и равных им судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, арбитражных судов субъектов Российской Федерации:

— судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации;

— председателей, заместителей председателей, судей районных, городских, межрайонных судов;

— мировых судей.

2. Представление о проведении квалификационной аттестации председатель соответствующего суда направляет в соответствующую квалификационную коллегию судей по истечении восьми месяцев работы вновь назначенного судьи, а также судьи, назначенного на должность судьи в суд другого уровня, по которой предусматривается присвоение более высокого квалификационного класса, и не менее чем за два месяца до истечения срока пребывания судьи в квалификационном классе.

Представление о квалификационной аттестации судьи, имеющего первый, пятый или седьмой квалификационный класс, являющийся для него предельным по занимаемой должности, направляется в квалификационную коллегию судей не менее чем за месяц до истечения трехлетнего периода после последней аттестации.

К представлению председателя соответствующего суда о проведении квалификационной аттестации прилагаются:

— справка, содержащая персональные данные и сведения о трудовой деятельности представляемого к квалификационной аттестации судьи, а в отношении судьи, впервые назначенного на должность судьи, — также сведения о прохождении им профессиональной переподготовки или об освобождении от ее прохождения в установленном порядке;

— характеристика, содержащая оценку профессиональной деятельности, деловых и нравственных качеств судьи, представляемого к квалификационной аттестации;

— справка о количестве рассмотренных судебных дел за период, прошедший со дня последней аттестации, а для вновь назначенных судей и судей, назначенных на должность судьи в суд другого уровня, по которой предусматривается присвоение более высокого квалификационного класса, — со дня назначения на должность;

— справка о количестве судебных дел, рассмотренных с нарушением процессуальных сроков, количестве отмененных или измененных судебных актов с указанием причин нарушения сроков и причин отмены или изменения судебных актов.

3. Судья вправе самостоятельно обратиться в соответствующую коллегию судей с заявлением о проведении его квалификационной аттестации в установленные пунктом 2 настоящей статьи сроки. При поступлении заявления квалификационная коллегия судей запрашивает у председателя соответствующего суда необходимые документы.

4. В заседании квалификационной коллегии судей вправе принять участие председатель суда, внесший представление, либо его представитель, а по усмотрению квалификационной коллегии судей — и другие лица.

5. Квалификационная коллегия судей оценивает уровень профессиональных знаний судьи и умение применять их при осуществлении правосудия, результаты судебной деятельности, деловые и нравственные качества судьи и соответствие его требованиям, предъявляемым Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодексом судейской этики.

По результатам квалификационной аттестации соответствующая квалификационная коллегия судей принимает одно из следующих решений:

— о присвоении судье очередного (внеочередного) квалификационного класса;

— об оставлении судьи в ранее присвоенном ему квалификационном классе.

При необходимости истребования дополнительных сведений проведение квалификационной аттестации переносится на следующее заседание.

Квалификационные классы присваиваются в зависимости от занимаемой должности:

— высший и первый — председателям Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, их заместителям, судьям Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

— первый, второй, третий, четвертый и пятый — председателям, заместителям председателей, судьям верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и Суда по интеллектуальным правам;

— пятый, шестой и седьмой — председателям, заместителям председателей, судьям районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов;

— седьмой, восьмой и девятый — мировым судьям.

Судье, впервые назначенному на должность судьи и не освобожденному от прохождения профессиональной переподготовки, квалификационный класс присваивается по результатам ее прохождения.

При оставлении судьи в ранее присвоенном ему квалификационном классе (за исключением случаев наличия у судьи предельного квалификационного класса по замещаемой должности) повторная квалификационная аттестация судьи проводится по представлению председателя соответствующего суда или по заявлению судьи не ранее чем через один год и не позднее чем через три года после принятия решения по результатам квалификационной аттестации соответствующей квалификационной коллегией судей.

При прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным статьей 12.1, подпунктами 7 и 8 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», соответствующая квалификационная коллегия судей принимает решение о лишении судьи квалификационного класса.

При прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктом 6 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», судья, полномочия которого прекращены, утрачивает квалификационный класс.».

Председательствующий

Н.В.ТИМОШИН

Секретарь

С.Г.ФИЛИПЧИК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *