Положение о нотариальной части было принято

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ НОТАРИАТА ЛАТИНСКОГО ТИПА С СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА И ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ Бегичев А.В.1, Фролова Е.Е.2 Email: Begichev1794@scientifictext.ru

‘Бегичев Александр Валерьевич — кандидат юридических наук, старший преподаватель, кафедра судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности; 2Фролова Евгения Евгеньевна — доктор юридических наук, заведующая кафедрой, кафедра гражданского права и процесса и международного частного права, Юридический институт Российский университет дружбы народов, г. Москва

Аннотация: статья посвящена становлению в России нотариата латинского типа, охватывающему период с 1866 года и до настоящего времени. Детально проанализировано Положение о нотариальной части 1866 г. — первый российский законодательный акт, регулирующий деятельность нотариусов по модели нотариата латинского типа, на базе которого создано современное законодательство о нотариате с учетом германского и французского опыта. Отдельно отмечено становление нотариата Российской Федерации, в результате чего основная нагрузка по совершению нотариальных действий легла на нотариусов, занимающихся частной практикой, воплотивших в жизнь многовековую идею латинского нотариата — беспристрастного и независимого советника по правовым вопросам, наделенного полномочиями по удостоверению сделок и бесспорных фактов. За почти 25-летнюю практику российский частный нотариат показал свою эффективность в этой правозащитной деятельности.

Ключевые слова: нотариат, нотариус, государственный нотариус, Положение о нотариальной части, Закон РСФСР «О государственном нотариате».

УДК 347.961.13

Глобальные реформы в Российской Империи в XIX веке коснулись и реформирования нотариальных учреждений, в построении которых учитывался опыт французской и германской модели эволюции нотариата латинского типа.

В эпоху реформ Александра II, охвативших все сферы общественной и государственной жизни России, преобразования проводились и в нотариальном деле. Вместе с новыми Судебными уставами 1864 г. было выработано и Положение о нотариальной части. Результатом законотворческой деятельности стали два проекта — 1863 и 1866 гг. Первый из них, как считалось, наиболее соответствующий реалиям, не прошел через Государственный совет. Второй проект Положения был утвержден 14 апреля 1866 г.

Развитие нотариата в России с 1866 г. до 1917 г. После утверждения 14 апреля 1866 г. императором Александром II Временного положения о нотариальной части лицом, наделенным правом совершать и свидетельствовать нотариальные акты в России, стал нотариус. По мнению историков, в основе этого Положения лежит нотариальное законодательство Западной Европы: французское 1813 г., австрийское 1845 г., баварское 1861 г. Вначале было подготовлено два проекта — 1863 и 1866 гг. Первый был отвергнут Государственным советом, второй принят и утвержден императором . Тем не менее, Временное положение о нотариальной части знаменует новый этап в развитии нотариата в России.

«Принятие унифицированного акта о нотариате и введение нотариальных учреждений знаменовали собой новую эпоху в истории развития российского нотариата. Положение представило нотариусов в совершенно новом виде — в таком, в каком до него они не существовали.

В соответствии с ст. 3 данного Положения должности нотариусов учреждались в столицах, губернских и уездных городах, а в случае необходимости и в уездах. Но Положение было введено не на всей территории страны» , там, где отсутствовали нотариусы, их функции выполняли мировые судьи, уездные суды, полиция.

В соответствии со ст. 17 Положения нотариусы признавались состоящими на государственной службе, им присваивался 8 чин по должности. Однако при этом ни жалованья, ни пенсии от государства они не получали. Статьей 208 Положения они признавались свободными профессионалами, осуществляющими свою деятельность на коммерческой основе.

«За оказанные услуги по соглашению с клиентом нотариус брал определенную плату. В случае отсутствия такого согласия стоимость нотариального действия определялась согласно тарифу. В целях обеспечения исполнения обязательств, которые могли возникнуть вследствие неправильных действий нотариуса, он обязан был при назначении на должность внести залог. Удостоверение нотариальных документов осуществлялось не от имени государства в целом, а той губернии, где нотариус служил, поскольку нотариус имел печать с изображением губернского герба. Нотариус должен был выполнять свои обязанности только в пределах своего нотариального округа» . Нотариальные действия должны были совершаться в помещении нотариальной конторы. В соответствии со ст. 37, 114 Положения нотариусы обязаны были ежедневно находиться в своих конторах не менее 6-ти часов, а в исключительных случаях нотариальные действия могли совершаться «на дому», но только в другое время.

В «местностях, где присутствие нотариуса признавалось необходимым, а желающих занять вакансию не было, предусматривалась возможность назначения нотариуса от правительства. Кандидат должен был отвечать всем требованиям, предъявляемым к нотариусу. Назначаемый правительством нотариус являлся государственным служащим, пользовался всеми правами и преимуществами наравне с секретарем окружного суда; получал вознаграждение, назначаемое министерством юстиции, и не предоставлял залога для обеспечения своей деятельности.

Наряду с должностями нотариусов Положением предусматривались должности старших нотариусов, правовой статус которых отличался от положения обычных нотариусов. Они состояли на государственной службе, и их содержание, права и преимущества соответствовали содержанию, правам и преимуществам членов окружных судов. Старшие нотариусы могли иметь помощников, приравненных по статусу к положению секретарей окружных судов.

Ввиду наличия нотариальной иерархии существовало разделение компетенции: «крепостная часть» — право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество -находились в ведении старших нотариусов. Все остальные нотариальные действия совершались младшими нотариусами (ст. 154 — 156) .

Согласно ст. 65 Положения круг действий нотариусов был определен достаточно четко: совершение актов, выдача выписок из актовых книг, копий актов, удостоверение актов, разного рода протестов и т.д., принятие на хранение от частных лиц документов. Нотариусы имели право совершать любые акты, кроме актов состояния, служебных и межевых, а также свидетельствовать документы.

При совершении любого нотариального действия должны были присутствовать два свидетеля, а при составлении купчих на недвижимое имущество — три свидетеля.

Статьей 31 Положения были установлены строгие правила ведения реестров — без подчисток и неоговоренных исправлений. В соответствии с Положением при совершении каждого нотариального действия должны были непременно присутствовать два свидетеля, а при составлении купчих на недвижимое имущество требовалось три человека. Положение содержало нормы, посвященные нотариальной тайне. Она должна была соблюдаться по всем нотариальным действиям» .

Несмотря на то, что нотариусы имели достаточно полномочий по совершению нотариальных действий направленных на оформление отношений гражданского оборота, в России в конце XIX в. существовали еще три группы органов и должностных лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия. Это (1) биржевые маклеры и нотариусы, корабельные маклеры; (2) узкоспециализированные маклеры: судоходных расправ, государственного коммерческого банка, частные, слуг и рабочих людей, цеховые, ремесленных управ, Кронштадского общества вольных матросов; (3) магистраты, ратуши, думы, таможенные чиновники, становые приставы, торговые словесные суды, которые выполняли функции нотариуса или маклера при их отсутствии .

Временное положение о нотариальной части вызывало справедливые критические замечания, касающиеся лишних формальностей оформления нотариальных актов, а также требований, которые затрудняли деятельность нотариусов и ложились тяжелым бременем на их клиентов. К 1904 г. был подготовлен проект обновленного Положения о нотариате, в котором нашло отражение современное развитие экономических отношений. Существенно предлагалось изменить положения, касающиеся устройства нотариата, порядка совершения нотариальных действий, утверждения крепостных актов, нотариального тарифа, применения нотариальных правил на особых территориях Российской империи (Варшавский округ, Прибалтийские губернии, Бухарское и Хивинское ханства и др.). Однако, принятие нового Положения о нотариальной части постоянно откладывалось. Первая мировая война и изменения в политическом и экономическом устройстве в России в 1917 году окончательно помешали исполнению этого плана.

Развитие нотариата в России с 1917 г. до 1993 г. После революции 1917 г. произошла отмена частной собственности. Декретами о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. и № 2 от 15 февраля 1918 г. также были признаны утратившими силу все законы, которые противоречили новому политическому строю. Нотариат, как составляющая прежнего правопорядка, выпал из общей системы государственных органов и, практически, перестал существовать. При этом нотариальные функции были распределены между отделами юстиции, органами загса, судьями.

В связи с разрешением частной торговли и промышленности в 1921 году (НЭП) и принятием нового гражданского законодательства появилась потребность в нотариальном засвидетельствовании сделок, совершаемых между государственными хозяйственными организациями и частными лицами, договоров отчуждения строений, договоров подряда или поставки. «Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 12 августа 1921 г. было установлено, что засвидетельствование сделок и договоров производится нотариальными столами губернских отделов юстиции и уездных бюро юстиции. В развитие этого документа циркуляром Народного комиссариата юстиции от 13 августа 1921 г. было предусмотрено учреждение указанных нотариальных столов. 4 октября 1922 г. СНК РСФСР было принято Положение о государственном нотариате РСФСР , которым предусматривалось создание государственных нотариальных контор» .

Нотариат был учрежден как государственный орган, а нотариус признавался должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия. Также, согласно указанному Положению с определенными ограничениями совершение некоторых нотариальных действий делегировалось народным судьям.

14 мая 1926 г. постановлениями ЦИК и СНК СССР было принято постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата» . Осуществление нотариальных функций было возложено на государственные нотариальные конторы. Отдельные нотариальные действия и на определенной территории возлагались на иные государственные органы (консульские учреждения, исполкомы). Государственный нотариус не мог занимать «иных государственных должностей, за исключением должностей выборных и преподавательских, состоять членами коллегии защитников, служить по найму в кооперативных и общественных организациях и у частных лиц, а равно участвовать в торговых и промышленных предприятиях» (п. 4). Вознаграждение за свой труд государственный нотариус получал только от государства. Государственному нотариусу, а также сотрудникам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государственной нотариальной конторы вменялось соблюдения нотариальной тайны. В компетенцию государственных нотариальных контор входило удостоверение сделок, свидетельствована подлинности подписей, удостоверение некоторых фактов, хранение документов, регистрация арестов, свидетельствование верности копий, совершение протестов.

20 июля 1930 г. в развитие вышеуказанного постановления «было принято Положение о государственном нотариате РСФСР, утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР . В нем были закреплены функции нотариальных органов. Указывалось, что «выполнять нотариальные действия могут также районные или соответствующие им исполнительные комитеты, а также городские советы городов и поселков, не являющиеся районными центрами, но только в случае отсутствия в населенном пункте нотариальной конторы (п. 2). Общее руководство государственным нотариатом возлагалось на судебные органы» . В дальнейшем это Положение было заменено Положением о государственном нотариате РСФСР, утвержденное Советом Министров РСФСР 31 декабря 1947 года .

Нотариус являлся обыкновенным служащим и получал заработную плату, практически не зависящую от результатов его работы. Учитывая, что работа была во многом чисто механической, связанной с проверкой правильности заполнения утвержденных бланков договоров, доверенностей, заявлений, а также низкооплачиваемой, выпускники юридических вузов не стремились занять должность нотариуса . Закон РСФСР от 2 августа 1974 г. «О государственном нотариате» практически воспроизводил текст Закона СССР «О государственном нотариате» с развитием некоторых положений, связанных с порядком совершения каждого нотариального действия.

Возрождение нотариата в России в 1993 г. В связи с переходом в России к рыночной экономике стало понятно, что государственный нотариат не способен осуществлять защиту прав и законных интересов участников экономических отношений на должном уровне. Постоянное увеличение количества государственных нотариусов не избавляло от проблем, связанных со скоростью и качеством оказываемых нотариальных услуг. Государственный нотариат финансировался по остаточному принципу, что отражалось на техническом оснащении контор. Государственные нотариусы также небыли заинтересованы в своей деятельности, поскольку количество нотариальных действий не отражалось на их заработной плате.

В связи с этим было принято решение по разработке нового закона о нотариате, который бы учитывал новые веяния времени. 11 февраля 1993 года Верховным Советом РФ были приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Новый закон был создан по канонам нотариата латинского типа. В нем прослеживаются черты дореволюционного законодательства России, а также современного Германского и Французского законодательства о нотариате.

Изначально Основы законодательства РФ о нотариате содержали 109 статей. В результате совершенствования законодательства за два десятка лет их количество возросло до 146 Количество видов нотариальных действий увеличилось до 30 (ст. 35 Основ законодательства РФ о нотариате). Существенные изменения претерпело содержание нормативного правого регулирования. В частности, в Основах законодательства РФ о нотариате предусмотрено существование государственного и частного нотариата. На должность нотариуса могло быть назначено только лицо, имеющее высшее юридическое образование, и прошедшее годичную стажировку у нотариуса, занимающегося частной практикой, или в государственной нотариальной конторе. Постановлением Верховного совета РФ от 11 февраля 1993 года «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» предусматривалась возможность перехода государственных нотариусов на частную практику путем подачи соответствующего заявления в орган юстиции. Предусмотрено конкурсное назначение на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, для выбора лучших кандидатов. Профессия нотариуса стала считаться в обществе престижной, что отразилось и на желании многих юристов приобрести данный статус. Важным и полезным стало законодательное введение института страхования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой. Достаточно прогрессивным представлялось установление профессионального контроля за деятельностью нотариусов со стороны нотариальной платы субъекта РФ. Введен такой новый правовой институт, как профессиональная этика нотариуса. Детально регламентирован ряд вопросов, связанных с организацией нотариальной деятельности.

1 По состоянию на 1 января 2017 года было принято более 30 федеральных законов, внесших изменения в Основы законодательства РФ о нотариате.

В заключении следует отметить, что за достаточно короткий период в России практически не осталось государственных нотариусов. Основная нагрузка по совершению нотариальных действий легла на нотариусов, занимающихся частной практикой, воплотивших в жизнь многовековую идею латинского нотариата — беспристрастного и независимого советника по правовым вопросам, наделенного полномочиями по удостоверению сделок и бесспорных фактов. За почти 25-летнюю практику российский частный нотариат показал свою эффективность в этой правозащитной деятельности.

Список литературы / References

1. Свод законов Российской Империи. Т. 16. Ч. 1. СПб., 1892. С. 195-210.

2. Филиппова О.В. Становление нотариата в России, история и современность // Нотариальный вестник, 2012. № 9.

3. Шаповалова Л.Л. Институт нотариата в России: историко-правовой аспект. Ставрополь, 2000. С. 19.

4. Полтавская Н., Кузнецов В. Нотариат: Курс лекций. Изд. 2-е, дополн. и перераб. М.: ИКФ Омега-Л, 2002. С. 7-8.

5. СУ РСФСР, 1917. № 4. Ст. 50.

6. СУ РСФСР,1918. № 52. Ст. 589.

7. СУ РСФСР, 1921. № 60. Ст. 417.

8. СУ РСФСР, 1922. № 63. С. 807.

9. СЗ СССР, 1926. № 35. Ст. 252.

11. СУ РСФСР,1930. № 38. Ст. 476.

12. СП РСФСР, 1947. № 980.

13. Ведомости РСФСР, 1974. № 32. Ст. 852.

14. Ведомости СНД РФ, 1993. № 10. 358.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Сомова Е.В. Email: Somova1794@scientifictext.ru

Сомова Елизавета Владимировна — магистрант, Институт философии и права Новосибирский государственный университет, г. Новосибирск

Аннотация: в статье анализируются возможности использования государственно-частного партнёрства для создания и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. Автором подтверждается успешность применения государственно-частного партнёрства в сфере интеллектуальной собственности c учётом зарубежного опыта. Особенностью рассматриваемых отношений является участие университетов в создании результатов интеллектуальной деятельности, коммерциализируемых в рамках государственно-частного партнёрства. Автором даётся определение государственно-частного партнёрства в сфере интеллектуальной собственности, а также варианты данного партнёрства в зависимости от прав частного лица на объекты интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: государственно-частное партнёрство, государственно-частное партнёрство в сфере интеллектуальной собственности, создание и использование результатов интеллектуальной деятельности.

Определение

Нотариус — юридическое лицо, уполномоченное на совершение тех или иных нотариальных действий. Это своеобразный сотрудник, который выступает в качестве государственного или частного свидетеля при совершении сделок. Но только при отсутствии споров между сторонами.

Также данный сотрудник подтверждает подлинность документов. Он помогает при оформлении завещаний и при вступлении граждан в наследство. Важным фактором является отсутствие споров и неточностей в процессе заключения сделок. Если таковые имеются, нотариус не имеет никаких прав на заверение документа или договора.

Немаловажную роль играют права нотариуса. На самом деле их не так уж и много. Точнее, список возможностей длинный, но весь он сводится всего лишь к нескольким действиям. Итак, чем же занимается данный сотрудник? Какими правами он наделяется? В России граждане, занимающие подобную должность:

  • удостоверяют сделки;
  • выдают свидетельства о правах собственности на доли в совместном имуществе супругов;
  • налагают и отменяют отчуждение собственности;
  • подтверждают подлинность копий документов;
  • передают тем или иным людям заявления от физических и юридических лиц;
  • принимают в депозиты ценные бумаги и деньги;
  • совершают исполнительные надписи;
  • принимают документы для их дальнейшего хранения;
  • обеспечивают разнообразные доказательства.

Все это то, на что имеет право каждый нотариус. Чаще всего данные сотрудники выступают в качестве уполномоченного при совершении любых сделок между физическими и юридическими лицами.

Общие положения профессии нотариуса

Понятие «нотариус» разных источниках звучит по-разному, так, например, в Современном толковом словаре русского языка Ефремовой: «Нотариус — это должностное лицо, уполномоченное свидетельствовать, оформлять различные юридические акты, документы», а так же в Финансовом словаре: «Нотариус — должностное лицо органов нотариата, совершающее нотариальные действия».

Я дам более общее понятие, нотариус — юрист, работник системы нотариата, в чьи обязанности входит удостоверение юридических актов (договоров, завещаний, доверенностей) и засвидетельствование подлинности подписей на документах, а также копий с них.

В соответствии со ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, на должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном настоящими Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Порядок прохождения стажировки определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.

Каждый нотариус Российской Федерации должен получить лицензию на право нотариальной деятельности. Об этом говорится в 3 статье Основ законодательства Российской Федерации о нотариате: нотариальной деятельностью в соответствии с настоящими Основами вправе заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право этой деятельности. Лицензия на право нотариальной деятельности (далее — лицензия) выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии.

Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата.

Гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности нотариуса в течение трех лет, допускается к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдает.

Должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

осуждения его за совершение умышленного преступления — после вступления приговора в законную силу;

ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;

по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Порядок передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Нотариус совершает присягу, о которой сказано в статье 14 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате: Нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу следующего содержания:

«Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку».

Законодательством субъектов Российской Федерации может быть предусмотрен иной текст присяги нотариуса.

Бывают такие случаи, когда в поселении нет нотариуса, тогда глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения имеют право совершать следующие нотариальные действия:

принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости меры по управлению им;

свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;

свидетельствовать подлинность подписи на документах.

Законодательными актами Российской Федерации главам местных администраций поселений и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления поселений может быть предоставлено право на совершение и иных нотариальных действий.

Рассмотрим какие нотариальные действия могут совершать должностные лица консульских учреждений Российской Федерации:

удостоверяют сделки, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

принимают меры к охране наследственного имущества;

выдают свидетельства о праве на наследство;

выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

свидетельствуют подлинность подписи на документах;

свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

удостоверяют время предъявления документов;

принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

совершают исполнительные надписи;

принимают на хранение документы;

совершают морские протесты.

Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации.

Нотариус — это юридическое лицо, уполномоченное совершать нотариальные действия, предусмотренные нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Он занимается обеспечением реальности прав физических и юрлиц и закрепляет их в установленной форме.

Или простым языком, нотариус — это человек, работающий с документами и ответственный за их достоверность и юридическую правильность.

И.о. гендиректора

А сотрудник, которому она выдана, вправе в любое время от нее отказаться. Случаи, когда действие доверенности прекращается, приведены в статье 188 Гражданского кодекса РФ.

Доплата за временное замещение гендиректора За исполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя сотруднику положена доплата (ст. 151 ТК РФ). <… Иван Шкловецзаместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

  1. Ответ: Как оформить временное исполнение обязанностей генерального директора другим сотрудником
  2. Формы:Приказ о временном исполнении обязанностей

Закрытое акционерное общество «Альфа» ПРИКАЗ № 115о временном исполнении обязанностей г.

Москва 11.09.2006 В связи со своим уходом в отпуск ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Возложить временное исполнение обязанностей генерального директора на период с 12.09.2006 по 26.09.2006 на коммерческого директора А.С.

На основании чего действует ИП в договоре: образец

Учредительные документы – основные документы ИП, именно в них содержатся все сведения, необходимые для полноценного осуществления деятельности предпринимателя. Отсутствие таких документов делает работу ИП незаконной, поэтому без них обойтись нельзя. Но их объем гораздо меньше, нежели у юридических лиц.

Форм или бланков договоров ИП не предусмотрено. Единственное, что установлено законодательством – обязанность ИП в каждом заключаемом договоре указать номер, дату и орган, выдавший свидетельство о государственной регистрации. Поэтому в преамбуле договора прописываются эти данные. Однако, этих данных недостаточно для заключения сделки. В конце договора следует тщательно заполнить реквизиты ИП: паспортные данные лица, ИНН, ОГРНИП и еще раз серию и номер свидетельства о гос. регистрации.

Очерк о заблуждениях, связанных с должностью исполняющего обязанности генерального директора.

Каждому, кто сталкивался с хозяйственными договорами, известны фразы: «…в лице директора, действующего на основании устава» или «…в лице начальника отдела продаж, действующего на основании доверенности». Среди множества договоров, проходящих через руки юриста, время от времени встречаются необычные. В их «шапке» можно прочесть: «…в лице исполняющего обязанности директора, действующего на основании устава». Заблуждению об и.о. директора (и его возможности действовать на основании устава) и посвящен этот очерк.

В отличие от лиц физических, которые самостоятельно подписывают договоры, доверенности, исковые заявления и другие документы, юридические лица выступают в гражданском обороте через действия физических лиц, их представляющих. Закон содержит ограниченный перечень тех, кто может выступать от имени организации без доверенности. Это так называемые «органы юридического лица» (ст.53 ГК РФ). К ним относится, в первую очередь, исполнительный орган организации (директор, генеральный директор, председатель правления, президент и т.п.). В некоторых организациях, где органы вообще не создаются, например, в полных товариществах, от имени организации без доверенности выступают ее участники. Гражданским законодательством также предусмотрены случаи, когда полномочия исполнительного органа прекращаются, а его функции выполняют другие лица: например, в ходе процедуры ликвидации вместо руководителя действует ликвидационная комиссия или ликвидатор, а в рамках некоторых процедур банкротства полномочия руководителя осуществляются арбитражным управляющим. Наконец, закон допускает передачу функций исполнительного органа управляющей организации или управляющему. Они также действуют без доверенности. Всем остальным для представления организации необходима доверенность, выданная тем, кто может действовать от имени организации без доверенности либо лицом, имеющим доверенность с правом передоверия.

Как видим, никаких «и.о.» среди тех, кто может представлять организацию без доверенности, закон не предусматривает. Равно как и не позволяет предусматривать такую возможность в уставе или в каких бы то ни было других документах организации.

Из этого общего правила есть только одно исключение, которое относится к акционерным обществам и, более того, только к тем из них, в которых создан совет директоров, а руководитель избирается общим собранием акционеров. В таком акционерном обществе совету директоров предоставлено право приостановить полномочия избранного общим собранием акционеров руководителя при условии, что совет директоров тут же примет решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров, на которое вынесет вопрос о переизбрании руководителя. На время до проведения такого собрания и переизбрания руководителя в надлежащем порядке совет директоров должен назначить временный исполнительный орган — того самого исполняющего обязанности. Такая же процедура применяется, если руководитель акционерного общества по каким-либо причинам не в состоянии исполнять свои обязанности (например, в связи с тяжелой болезнью или смертью). Надо заметить, что случаи эти не так уж часты: с одной стороны, акционерных обществ у нас в стране намного меньше, чем обществ с ограниченной ответственностью, еще меньше из них тех, где создан совет директоров, а из них — тех, где при имеющемся совете директоров вопрос избрания руководителя отнесен к компетенции общего собрания акционеров.

Намного чаще «исполняющие обязанности» появляются тогда, когда руководитель организации, направляясь, например, в командировку или в отпуск, издает приказ о назначении своего заместителя исполняющим обязанности директора. Такой и.о. директора (или гендиректора) не становится «органом юридического лица» (по смыслу ст.53 ГК РФ) и без доверенности действовать не может. В частности, любые подписанные им договоры, иски, претензии не будут иметь юридической силы и не будут считаться исходящими от организации.

Впрочем, ситуацию можно легко исправить, если настоящий директор выдаст оставшемуся за него «на хозяйстве» доверенность. Тогда полномочия исполняющего обязанности будут основываться уже не на приказе или уставе, а на доверенности.

P.S. Теоретически можно предположить один достаточно забавный случай, когда у организации может оказаться «исполняющий обязанности директора, действующий на основании устава». ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» содержит лишь примерный перечень наименований должности руководителя. А значит, учредители ООО вольны в уставе назвать руководителя своей организации как им заблагорассудится: и директором, и просто руководителем, а если захотят, то хоть императором или исполняющим обязанности директора. Именно в таком случае он и будет действовать на основании устава, и никакая доверенность ему не потребуется.

Статья опубликована в журнале «ИНТЕЛЛЕКТ-ПРЕСС», №16/2010

корпоративное право>Директор в ооо действует на основании чего

Определение

Нотариат (от лат. notarius — писец, секретарь), система органов, в функции которых входит удостоверение сделок, оформление наследств. прав, засвидетельствование документов для придания им юридической достоверности и т.д. В СССР организация и деятельность Н. регулируются законом СССР «О государственном нотариате» от 19 июля 1973 («Ведомости Верховного Совета СССР», 1973, № 30, ст. 393). Задачи государственной Н. — охрана социалистической собственности, прав и законных интересов граждан, учреждений, предприятий, организаций, укрепление социалистической законности и правопорядка. Действующее законодательство предусматривает единое нотариальное действие — удостоверение договоров (сделок), состоящее в надписи об этом на самом договоре за подписью нотариуса с приложением печати. Для совершения нотариальных действий в городах и населённых пунктах образуются государственные нотариальные конторы. В столицах союзных и автономных республик, в краевых и областных центрах одна из контор учреждается как первая государственная нотариальная контора, где совершаются наиболее сложные нотариальные действия. В населённых пунктах, где нет государственных нотариальных контор, ряд нотариальных действий (удостоверение завещаний, договоров, охрана наследственного имущества, засвидетельствование копий документов и т.п.) осуществляют исполкомы районных, городских, поселковых и сел. Советов депутатов трудящихся. За границей совершение нотариальных действий возлагается на консульские учреждения Союза ССР. Должностные лица Н. — нотариусы — обязаны оказывать содействие гражданам и организациям в ограждении их прав и законных интересов, сохраняя тайну совершаемых нотариальных действий.

Виды нотариата

Нотариат латинского типа

Считается, что нотариат латинского типа осуществляет предварительное правосудие, помимо общих для нотариата удостоверительных функций. Именно латинский нотариат принят в России.

Нотариат англосаксонского типа

Смешение функций нотариуса и адвоката.
Иногда допускается смешение адвокатских и нотариальных функций — например, солиситорами в Англии.

Государственный нотариат

По состоянию на 2008 год в Российской Федерации было установлено 108 должностей нотариусов государственных нотариальных контор.
Всего в Российской Федерации установлен 2171 нотариальный округ. Из них 22 нотариальных округа, где одновременно имеются должности нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и 70 нотариальных округов, где нотариальную деятельность осуществляют только нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах.
Государственные нотариусы, как правило, работают в удалённых районах субъектов РФ, где деятельность частнопрактикующих нотариусов нерентабельна (Сахалинская область — 1 государственный нотариус, Республика Саха (Якутия) — 5, Хабаровский край — 4, Чукотский автономный округ — 4, Республика Башкортостан — 56, Республика Бурятия — 2, Забайкальский край — 9, Республика Тыва — 9, Республика Хакасия — 2, Новгородская область — 4, Тюменская область — 2, Ямало-Ненецкий автономный округ — 5, Ивановская область — 3, Московская область — 2 государственных нотариуса).

Частный нотариат

выполняет те же функции, что и государственный, отличается самоокупаемостью.

Функции

Оформление наследственных прав

Нотариат активно используется для действий, связанных с оформлением завещаний, передачей наследства и тому подобным.
Исполняемые нотариусом функции при этом существенно отличаются:

  • в латинском нотариате нотариусы лишь заверяют завещания, в некоторых случаях беря на себя их хранение.
  • в англосаксонском нотариате нотариус, помимо заверения и хранения завещаний выполняет функции душеприказчика.

Нотариат в России

Государственный нотариат в РФ — государственный орган, обеспечивающий защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Аналогичными функциями обладают частные нотариальные палаты. Российское законодательство устанавливает следующие требования, предъявляемые к лицу, занимающему должность нотариуса:

  • гражданство РФ.
  • юридическое образование.
  • стажировка не менее 1 года в государственном учреждении или у частного нотариуса, срок может быть сокращён, но не менее 6 месяцев при наличии 3 лет стажа по юридической специальности.
  • сдача квалификационного экзамена.
  • получение лицензии.
  • наделение нотариуса полномочиями (по рекомендации органов юстиции).
  • присяга нотариуса, впервые назначаемого на должность.

Основные правовые положения, регулирующие деятельность нотариата в России, закреплены в «Основах законодательства о нотариате» от 11 февраля 1993 года.

53.Частный нотариат.

Согласно Конституции РФ нотариат находится в совместном ведении Федерации и её субъектов. Правовым актом, регламентирующим его деятельность, являются Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г.

Организационная структура частнопрактикующих нотариусов включает Федеральную нотариальную палату и ее органы, а также нотариальные палаты в субъектах РФ.

Организация и деятельность Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ обозначены в гл. VI Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (ст. 24–32).

Федеральная нотариальная палата – высшее звено системы нотариата, представляющее собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов РФ, основанное на их обязательном членстве. Федеральная нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления.

Полномочия Федеральной нотариальной палаты:

1.осуществляет координацию деятельности нотариальных палат;

2.представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях;

3.обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой;

4.участвует в проведении экспертиз проектов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью;

5.обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов;

6.организует страхование нотариальной деятельности;

7.представляет интересы нотариальных палат в международных организациях.

Высший орган Федеральной нотариальной палаты – собрание представителей нотариальных палат. Руководят палатой избранные тайным голосованием на собрании представителей нотариальных палат правление и президент Федеральной нотариальной палаты. Полномочия собрания представителей нотариальных палат, правления Федеральной нотариальной палаты, президента регламентируются уставом Федеральной нотариальной палаты.

Нотариальные палаты образуются в субъектах РФ и представляют собой профессиональные объединения, основанные на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Они создаются в каждом субъекте РФ и организуют свою деятельность на началах самоуправления.

Нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Имущество нотариальной палаты не облагается налогом на имущество предприятий. Устав палаты принимается собранием членов и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус имеет право:

  • совершать предусмотренные законодательством нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством РФ или международными договорами;

  • составлять проекты доверенностей, сделок, заявлений и других документов, изготавливать копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

  • истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы для подтверждения обстоятельств, служащих основанием для совершения нотариальных действий.

Законодательством республик в составе РФ нотариусам могут быть предоставлены и иные права.

Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с его профессиональной деятельностью.

Нотариус обязан представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

Нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству РФ, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб.

Использование частным нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам влечет уголовную ответственность с применением наказания в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права заниматься нотариальной деятельностью на срок до трех лет.

В обеспечение материальной ответственности нотариус, занимающийся частной практикой, должен заключить договор страхования. Без его заключения он не имеет права осуществлять свои полномочия.

Нотариус – это должностное лицо, совершающее нотариальные действия. На должность нотариуса может быть назначен гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Квалификационный экзамен сдается комиссии, образуемой при территориальном органе Минюста России с участием представителей нотариальной палаты. Порядок деятельности такой комиссии, допуска и проведения квалификационного экзамена регламентируется Положением о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности. В состав квалификационной комиссии по должности входит руководитель соответствующего органа юстиции, а также президент региональной нотариальной палаты или другой ее представитель. Решение такой комиссии может быть обжаловано в апелляционную комиссию при Минюсте России в месячный срок со дня вручения экзаменуемому выписки из протокола заседания комиссии, а решение последней – в суд.

Лица, сдавшие квалификационный экзамен, получают лицензию на право нотариальной деятельности. Лицензию выдают органы юстиции субъектов РФ в течение месяца после положительного решения квалификационной комиссии. Порядок выдачи лицензии устанавливается Минюстом России. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции. Граждане, получившие лицензию, но не приступившие к работе в должности нотариуса в течение трех лет, допускаются к должности после повторной сдачи квалификационного экзамена.

При выполнении своих должностных обязанностей нотариус не должен допускать случаев: завышения тарифов за совершение нотариальных действий; совершения нотариальных действий за пределами нотариального округа; несвоевременного направления сведений по запросам суда, прокуратуры, органов следствия, нотариусов или нотариальных контор, нотариальной палаты; отказа по неуважительной причине от явки в суд и другие правоохранительные органы по их требованию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *