Положение о платных услугах

Содержание

Особенности оказания платных услуг бюджетными учреждениями

Может ли бюджетное учреждение устанавливать разные тарифы на услуги для разных получателей? На каком основании услуга может быть отнесена к платным? Какие признаки предоставления платных услуг являются ограничением конкуренции? Поговорим об особенностях, которые нужно учитывать бюджетному учреждению, осуществляющему приносящую доход деятельность.

Бюджетное учреждение, являясь некоммерческой организацией, имеет право осуществлять приносящую доход деятельность. Об этом сказано вп. 2 ст. 24 и п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях). Аналогичная норма содержится в п. 3 ст. 161 БК РФ.

К сведению: бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

Что же такое приносящая доход деятельность? Минфин в Письме от 22.10.2013 № 12-08-06/44036 «О комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ» разъясняет, что под приносящей доход деятельностью понимается деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) за плату. При этом оказание услуг или выполнение работ должно отвечать целям создания бюджетного учреждения. К приносящей доход деятельности также относится приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие (в случаях, предусмотренных законодательством РФ) в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Обратите внимание: приносящая доход деятельность бюджетного учреждения может быть признана законной, если она:

– служит достижению целей, ради которых создано бюджетное учреждение, и соответствует указанным целям;
– предусмотрена в учредительных документах бюджетного учреждения.

Цели, виды деятельности, работы и услуги

Цели создания бюджетного учреждения должны быть отражены в его уставе. На основании этих целей разрабатывается исчерпывающий список видов деятельности – он также должен быть приведен в уставе.

Для примера рассмотрим устав муниципального бюджетного учреждения с условным названием «Районное ДЭУ». Основной целью создания и предметом деятельности бюджетного учреждения является содержание и развитие сети автомобильных дорог общего пользования, а такжевыполнение работ по их ремонту и эксплуатационная деятельность.

На основании указанных целей бюджетное учреждение в соответствии с действующим законодательством осуществляет следующие виды деятельности:

1) содержание автомобильных дорог, тротуаров, транспортных остановок;
2) работы по предупреждению появления и устранению деформаций и повреждений дорожного полотна;
3) ремонт автомобильных дорог;
4) работы по повышению сцепных качеств дорожных покрытий, улучшению ровности дорожных покрытий, работы по улучшению обустройства и благоустройства дорог;
5) техническая приемка в эксплуатацию, восстановление благоустройства после раскопок на проезжей части дорог и тротуарах.

Обоснование назначения платных услуг

Рассмотрим, как бюджетное учреждение может обосновать, что оказание платных услуг служит достижению цели, ради которой учреждение создано.

Во-первых, устав бюджетного учреждения должен быть утвержден собственником (в рассматриваемом случае это может быть комитет администрации города по благоустройству). Утверждая устав, собственник подтверждает, что перечень видов деятельности, прописанный в документе, соответствует целям создания бюджетного учреждения.

Во-вторых, по закону прибыль, полученную от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих средств имущество бюджетное учреждение имеет право использовать только на цели, определенные уставом.

Формирование перечня работ или услуг

На основании видов деятельности бюджетного учреждения, закрепленных в уставе, формируется перечень работ или услуг. Обратите внимание, что выполнение работ и оказание услуг являются конкретным проявлением определенного вида деятельности. Например, если одним из видов деятельности МБУ «Районное ДЭУ» является «содержание автомобильных дорог, тротуаров, транспортных остановок», то перечень работ и услуг по этому направлению может включать механизированное зимнее содержание проезжей части автомобильной дороги, очистку придорожной и разделительной полос автомобильной дороги от мусора, очистку площадки для кратковременной остановки и стоянки автомобилей на автомобильной дороге, содержание посадочной площадки остановочного пункта общественного пассажирского транспорта, содержание ливневой канализации, водоприемных колодцев и т. д.

Закреплять правовым актом перечень услуг (работ), которые государственные (муниципальные) учреждения вправе оказывать (выполнять), не требуется.

Основные и неосновные платные услуги

Платные услуги (работы) бюджетных учреждений можно разделить на две категории:

– услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности учреждения (основные платные услуги);
– услуги (работы), не отнесенные уставом к основным видам деятельности (неосновные платные услуги).

Основные платные услуги учреждение имеет право оказывать сверх государственного (муниципального) задания, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, эти услуги (работы) включаются в государственное (муниципальное) задание.

Чтобы основная платная услуга была включена в государственное (муниципальное) задание бюджетного учреждения, необходимо прямое указание федерального закона. Например, согласно ст. 46 Основ законодательства РФ о культуре учредитель организации культуры, созданной в форме бюджетного учреждения, осуществляет финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату.

Если рассматривать в качестве примера деятельность МБУ «Районное ДЭУ», то муниципальное задание для данного учреждения может включать в себя оказание следующих видов услуг: содержание автомобильных дорог местного значения, содержание тротуаров, содержание остановочных площадок общественного транспорта, ремонт дорог, ремонт дорог методом фрезерования, ремонт дорог, ремонт тротуаров, ремонт бортовых камней, устройство укрепительных полос.

В соответствии п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях порядок определения платы за основные платные услуги, оказываемые бюджетными учреждениями, устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Порядок определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг, устанавливается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, также отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Неосновные платные услуги не относятся уставом к основным видам деятельности учреждения. Бюджетное учреждение вправе оказывать (выполнять) их для достижения целей, ради которых это учреждение создано. Например, если одной из основных целей создания и предметом деятельности бюджетного учреждения «Районное ДЭУ» является содержание и развитие сети автомобильных дорог, то организация и осуществлении работ по приемке и размещению снега на снежной свалке может входить в перечень неосновных платных услуг.

Плата за неосновные платные услуги, если иное не предусмотрено федеральным законом, устанавливается самим бюджетным учреждением.

Как обосновать, что услуга является платной

Если бюджетное учреждение выполняет задачи в соответствии с уставом, указаниями и поручениями учредителя, однако не получает на это средств в виде субсидий или компенсаций, то все отношения с юрлицами в данной сфере правоотношений устанавливаются в соответствии с ГК РФ на основе договорных отношений, то есть услуга предоставляется за плату. В качестве пояснения рассмотрим Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2012 № 09АП-36803/2012-АК по делу № А40-98860/12-92-911.

ФАС возбудила дело по признакам нарушения федерального бюджетного учреждения «Служба морской безопасности» (далее – ФБУ) ч. 1 ст. 15Закона о защите конкуренции. По мнению антимонопольного органа, ФБУ взимало с хозяйствующих субъектов не предусмотренную законодательством плату за экспертизу – данная услуга должна была предоставляться на безвозмездной основе. Исключив экспертизу из перечня платных услуг (работ) по основным видам деятельности и разместив соответствующую информацию на своем сайте, ФБУ обратилось в суд, полагая, что решение и предписание ФАС нарушают его права и законные интересы учреждения.

Экспертиза, проводимая ФБУ, не входит в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 352. Таким образом, указанная услуга не является государственной услугой в смысле Закона о предоставлении госуслуг. Поэтому бюджетные денежные средства на проведение экспертизы ФБУ не получает.

С учетом того, что в ходе проведения экспертизы ФБУ оплачивает деятельность сотрудников по изучению и проверке документов, за предоставление оказанной услуги ФБУ в соответствии с уставом и на основании заключенных договоров взимает денежные средства.

Судом принято во внимание и то, что данный вид деятельности не включен в ведомственный перечень государственных услуг, а также что указанный вид деятельности не установлен в качестве государственного задания (п. 3 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях), в связи с чем на него финансовое обеспечение ФБУ в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ не предусмотрено (п. 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

Согласно уставу ФБУ экспертиза относится к основным видам деятельности учреждения и осуществляется за плату. Обязанность ФБУ проводить такую экспертизу определена распоряжением учредителя (Росморречфлота). Методика расчета размера платы за услугу тоже определена учредителем. Перечень оказываемых ФБУ за плату услуг утвержден приказом начальника ФБУ. Право Росморречфлота передать ФБУ полномочия по оказанию данной услуги определено приказом Минтранса.

Кроме того, ФБУ установлена процедура проведения работ по определению уполномоченных организаций в области охраны судов, в соответствии с которой экспертиза производится после оформления соответствующих гражданских правовых отношений. Поэтому суд посчитал неправомерным вывод ФАС о наличии в действиях ФБУ нарушений Закона о защите конкуренции.

Кто определяет размер платы за услуги

В Письме № 12-08-06/44036 Минфин приводит примеры норм федеральных законов, указывающих на конкретных субъектов, к ведению которых отнесено определение размера платы за оказание платных услуг:

– статья 52 Основ законодательства РФ о культуре, согласно которой организации культуры самостоятельно устанавливают цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты;
– статья 9 Закона о предоставлении госуслуг, согласно которой порядок определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти субъектов РФ государственных услуг, предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг устанавливается нормативным правовым актом соответственно высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления;
– статья 84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством РФ. Так, в соответствии с Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв.Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006, порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия их учредителя.

Требования к условиям оказания услуг

При определении платы за основные платные услуги бюджетных учреждений следует учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях платные услуги бюджетное учреждение должно оказывать на тех же условиях, что и государственные (муниципальные) услуги, финансовое обеспечение предоставления которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. При расчете стоимости услуг руководитель бюджетного учреждения может выполнять распоряжения учредителя о предоставлении льгот различным категориям клиентов, при условии, что эти распоряжения не противоречат федеральным законам, посколькутребование об одинаковых условиях оказания услуг относится и к их стоимости.

В этом плане показательно Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.05.2013 по делу № А60-3087/2013. На основании обращения прокуратуры областное управление ФАС возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства муниципальными бюджетными учреждениями (далее – МБУ), принимающими и размещающими снег на снегоприемных полигонах.

Нарушения выразились в необоснованном установлении различных тарифов на одни и те же услуги, что является несоблюдением ч. 1 ст.15 Закона о защите конкуренции. Данное положение запрещает органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции – в частности, к созданию дискриминационных условий. Поскольку приведенный в Законе о защите конкуренции перечень запрещенных случаев принятия актов и (или) осуществления действий не является исчерпывающим, ФАС включила в него и установление разной платы за одни и те же услуги.

Как следует из материалов дела, тариф на услуги по размещению снега составлял 120 руб./т. Однако для ряда организаций этот тариф был снижен на 10 руб./т, а одному юридическому лицу услуги предоставлялись безвозмездно.

Поводом для обращения в суд по оспариванию решения антимонопольного органа одного из руководителей МБУ послужило возбуждение в отношении него административного производства на основании ранее вынесенного ФАС решения. Однако судебные органы отказали в удовлетворении требований заявителя.

Позиция руководителя МБУ

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления городских округов создают муниципальные предприятия и учреждения для решения вопросов местного значения. Эти же органы финансируют деятельность созданных муниципальных учреждений.

МБУ было создано для решения задачи организации благоустройства территории городского округа. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении данная задача относится к вопросам местного значения городского округа. Согласно уставу города функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и муниципальных учреждений осуществляет администрация города в лице ее отраслевых (функциональных) органов. Функции и полномочия учредителя в отношении МБУ осуществляет комитет благоустройства администрации города.

Распоряжением данного комитета утверждено положение о порядке и условиях оказания платных услуг (выполнения работ), относящихся к основным видам деятельности, муниципальными бюджетными учреждениями в сфере благоустройства. Один из разделов положения определяет порядок и условия оказания платных услуг (выполнение работ) муниципальными бюджетными учреждениями сверх установленного им муниципального задания. Услуги по приему и размещению снега на снегоприемных площадках в перечень услуг, установленный муниципальным заданием, не входят – таким образом, порядок оказания данных услуг подпадает под действие положения.

В положении указано, что для организаций, финансируемых из бюджета муниципального образования, учреждения должны предусматривать льготы на платные услуги (в виде скидки со стоимости). Руководствуясь данным порядком, МБУ разработало и согласовало с комитетом благоустройства администрации города положение о предпринимательской деятельности, предусматривающее, в частности, указанныельготы. На основании данного распоряжения тарифы на услуги по размещению снега на полигоне для разных юридических лиц были разными.

Позиция судебных органов

В силу ст. 6, 69.2 БК РФ под государственными (муниципальными) услугами понимаются услуги, оказываемые в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными некоммерческими организациями. В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о предоставлении госуслуг основным принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Закона о местном самоуправлении установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что администрация города утвердила тарифы на механизированную уборку улиц, тарифы на ручную уборку дорог, тротуаров, остановок общественного транспорта и подземных пешеходных переходов. Тарифы по приему и размещению снега на снегоприемных площадках в указанный перечень не включены. То есть тарифы на прием снега администрация не устанавливала.

Как было указано, услуги по приему и размещению снега в перечень видов услуг, установленный муниципальным заданием, не вошли, то есть они оказывались сверх задания. В силу положения о предпринимательской деятельности МБУ учреждение самостоятельно устанавливает цены на оказываемые платные услуги. Таким образом, учреждение несет ответственность за установление цены на оказываемые платные услуги.

Согласно положению о предпринимательской деятельности МБУ предпринимательская деятельность является частью хозяйственной деятельности учреждения и регулируется БК РФ, НК РФ, уставом учреждения, а также нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность хозяйственных субъектов.

Принятие учреждением акта, реализация которого приводит к необоснованному установлению различных цен на одни и те же услуги для различных заказчиков, свидетельствует о нарушении учреждением положений Закона о защите конкуренции, поскольку при оказании платных услуг в силу закона (в частности, Закона о предоставлении госуслуг) учреждение не исключается из числа субъектов антимонопольного контроля, в том числе при формировании цен. Соответствующие запреты, предусмотренные Законом о защите конкуренции, в таких случаях также подлежат применению.

Хотя в решении ФАС отсутствовала ссылка на договоры с хозяйствующими субъектами в подтверждение выводов о применении различных тарифов на одну и ту же услугу, анализ положения о предпринимательской деятельности МБУ, утвержденного и применяемого учреждением, позволил судам сделать вывод о нарушении антимонопольного законодательства. Поскольку факт нарушения антимонопольного законодательства материалами дела был подтвержден, суды отказали в удовлетворении требований МБУ.

Договор на оказание услуги со сторонней организацией

Если учреждение не может своими силами оказать платную услугу, однако данная услуга соответствует одному из видов деятельностибюджетного учреждения, учреждение может заключить договор со сторонней организацией на предоставление данной услуги. Однако если договор составлен верно и не соблюдена процедура его принятия, то данное действие может быть квалифицированно как нарушение Закона о защите конкуренции. Рассмотрим в качестве примера Решение ФАС СЗО от 25.10.2011 по делу № А66-12092/2010.

Предприятия, оказывающие ритуальные услуги, обратились в ФАС с коллективным заявлением, указав, что муниципальное унитарное предприятие по оказанию ритуальных услуг (далее – МУП) и муниципальное бюджетное учреждение «Станция скорой медицинской помощи» (далее – станция) заключили устное соглашение по обмену информацией, в результате чего МУП получило конкурентные преимущества.

Позиция ФАС

ФАС возбудила в отношении указанных объектов дело по признакам нарушения ст. 11 Закона защите конкуренции, устанавливающей запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов.

В устав станции были внесены изменения, предоставляющие ей право оказывать услуги, не связанные с основным видом деятельности и не относящиеся к медицинской помощи, а именно услуги по перевозке тел умерших. Однако на момент внесения данных изменений в устав станцияне могла самостоятельно оказывать указанные услуги ввиду отсутствия необходимого транспорта и персонала.

Главврач станции издал приказ, указывающий диспетчеру передавать информацию о констатации смерти в диспетчерскую МУП, а персоналу выездных бригад было предписано информировать родственников усопших о прибытии бригады МУП. Таким образом был организован круглосуточный прямой обмен информацией, которая фиксировалась в соответствующем журнале в рамках выполнения государственной функции станции. На следующий день после издания приказа был заключен агентский договор, согласно которому МУП обязалось совершать оговоренные ритуальные услуги, была прописана стоимость данных услуг, размер вознаграждения МУП и установлен порядок расчетов.

Управление ФАС посчитало, что описанные действия свидетельствуют о наличии между сторонами устного соглашения об обмене информацией, предшествующего изданию приказа и заключению агентского договора, что изменило конкурентную среду и вызвало рост цен на услуги. Данное соглашение было расценено ФАС как противоречащее Закону о защите конкуренции.

Станция и МУП оспорили решение и предписание ФАС в арбитражном суде, но получили отказ в удовлетворении требований. Однако впоследствии апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции.

Позиция судебных органов

Законом о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов. Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а такжедоговоренность в устной форме (п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Однако согласно ч. 1 и 2 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора.

В соответствии с уставом станция осуществляет деятельность по обеспечению населения в необходимом объеме высококвалифицированной экстренной медицинской помощью за счет средств городского бюджета, исходя из потребностей населения в скорой помощи и объема медицинских услуг, оказанных населению, по программам медицинского страхования. В связи с невозможностью самостоятельно оказывать спорные платные услуги (право на оказание которых предоставлено станции приказом департамента о внесении изменений в устав)предложение о сотрудничестве, поступившее от МУП было рассмотрено положительно. Между станцией и МУП был заключен агентский договор, согласно которому агент за вознаграждение обязался надлежащим образом и своевременно выполнять поручения принципала, вести учет поступивших поручений принципала в журнале регистрации, перечислять денежные средства, полученные от третьих лиц в результате деятельности, составляющей предмет договора, а также представлять принципалу отчеты о выполненной работе. В приказе главврача станции содержится также указание на то, что документ принят на основании внесения изменений в устав учреждения и заключения агентского договора.

Апелляционным судом отмечено, что доказательств, свидетельствующих о передаче информации до заключения агентского договора, ФАС не предоставлено, таким образом, вывод о наличии устного соглашения об обмене информацией не подтвержден.

Кроме того, суд обратил внимание на то, что положения заключенного договора не ограничивают любых других участников рынка в праве обратиться с предложением к станции о заключении подобного договора. Поэтому суд не увидел в действиях станции и МУП нарушений Закона о защите конкуренции.

Что учитывать при формировании цен на услуги

При формировании цен на оказание платных услуг необходимо учитывать фактические финансовые затраты на единицу оказываемых услуг по калькуляционным статьям расходов. Такими статьями являются заработная плата и начисления на нее, материальные затраты, коммунальные, командировочные, транспортные расходы, расходы на горюче-смазочные материалы. Затраты по калькуляционным статьям расходов составляют себестоимость платной услуги, оказываемой в конкретном учреждении.

При установлении стоимости услуги учитываются такие факторы, как особенности реализации платной услуги и ее себестоимость. Кроме того, определяются накладные расходы (например, в размере 20% к сумме прямых затрат) и рентабельность (например, в размере до 10% к сумме прямых затрат и накладных расходов).

По мнению Минфина, изложенному в Письме № 12-08-06/44036, если бюджетное учреждение устанавливает тариф за оказание платных услуг в размере ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках государственного (муниципального) задания, то этот факт может свидетельствовать:

– либо о некачественном планировании и, соответственно, о завышенных объемах бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на государственное (муниципальное) задание;
– либо об оказании платных услуг за счет средств указанной субсидии, что противоречит принципу, установленному Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», согласно которому из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ за счет субсидии, предоставляемой в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, осуществляется финансовое обеспечение выполнения исключительно государственного (муниципального) задания.

Распоряжение прибылью

Прибыль, полученная бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания основных и неосновных платных услуг), поступает в самостоятельное распоряжение этих учреждений (ст. 3 ст. 298 ГК РФ). Учреждения должны расходовать данные поступления в соответствии со своим планом финансово-хозяйственной деятельности. Порядок расходования средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетное учреждение определяет самостоятельно, поскольку основания для установления правовым актом субъекта РФ или муниципальным правовым актом порядка расходования таких средств отсутствуют.

В Письме № 12-08-06/44036 Минфин разъясняет, что если основные платные услуги в установленных федеральными законами случаяхвключаются в государственное (муниципальное) задание, то размер субсидии на государственное (муниципальное) задание следует уменьшать на объем средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ). При этом планируемые поступления от оказания бюджетными учреждениями платных услуг (работ), в том числе в рамках государственного (муниципального) задания, не являются доходами соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Однако следует учесть, что такое положение, возможно, изменится: Минфин подготовил коррективы в БК РФ, согласно которым доходы от продажи бюджетными и автономными учреждениями недвижимого имущества будут зачисляться в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Руководителям бюджетных учреждений также нужно помнить: если средства, полученные от приносящей доход деятельности, идут на крупную сделку или сделку с заинтересованностью, то такая операция может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия его учредителя. Напомним, что крупной считается сделка, цена которой превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Например, если стоимость приобретаемого оборудования по предварительным расчетам составляет 12% (12 млн руб. / 100 млн руб. x 100%) от балансовой стоимости активов медучреждения на последнюю отчетную дату, то есть более 10%, то согласно п. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях на совершение такой сделки необходимо согласие учредителя бюджетного учреждения.

Какие документы нужны при оказании платных услуг

Чтобы ввести платные услуги, оформите необходимые документы.

Устав

Учреждение вправе оказывать платные услуги, только если в уставе есть пункт про приносящую доход деятельность. Ведь платные услуги – часть такой деятельности. Если в уставе ее не предусмотрели, внесите изменения. Лишь тогда у учреждения появится право заниматься платными услугами.

Пример положения об оказании платных услугскачать / посмотреть >>

Положение о платных услугах

Типовой формы положения о платных услугах нет. Поэтому воспользуйтесь готовыми шаблонами. К каждому шаблону есть комментарии по заполнению. Чтобы утвердить положение, оформите приказ.

Документы на платные услуги в учреждении культуры

Прейскурант цен на услуги в учреждении культуры

Оформите прейскурант на платные услуги. Это локальный акт, где указывают название услуг и их стоимость. Утверждает прейскурант руководитель учреждения. Вывесите документ на сайте учреждения и в местах, где продаете билеты.

Дополнительные документы для образовательных учреждений

Учреждения, которые планируют дополнительные платные образовательные услуги, должны получить лицензию. Перечень услуг, для которых нужна лицензия, утвержден постановлением Правительства от 28.10.2013 № 966.Также учреждение обязано разработать и утвердить Порядок оказания платных образовательных услуг.

Это локальный акт, который утверждает руководитель организации.

Какую информацию о платных услугах разместить на сайте

Чтобы заинтересовать потенциального потребителя, информация, размещенная в разделе о платных услугах, должна отвечать трем критериям.

Первое

Информация должна быть четко и логично структурирована. Если организация оказывает несколько разных типов услуг, целесообразно расположить их в порядке востребованности у населения. Для каждой услуги лучше создать свой подраздел, куда можно попасть с общей страницы с информацией о платных услугах.

Второе

Важно правильно обозначить название услуги. Используйте не только официальное название, которое записали в уставе, но и то, по которому аналогичную услугу обычно ищут в поисковиках.

Третье

Конечная страница каждой услуги должна содержать полную информацию о ней:

  • место, порядок и сроки оказания, результат оказываемой услуги;
  • возможные ограничения для потенциальных пользователей (в том числе по возрасту);
  • стоимость

Можно добавить информацию о лице, которое непосредственно оказывает услугу (например, имя педагога или куратора выставки).
Многие учреждения предоставляют несколько однотипных услуг, например, проводят занятия в кружках дополнительного образования по разным профилям.

Тогда выстройте информацию одинаково, чтобы, переходя от услуги к услуге, потребитель быстро находил нужный блок.

На что потратить деньги от платных услуг

Как правило, руководитель автономного или бюджетного учреждения сам решает, на что потратить деньги от платной деятельности. Их можно направить на зарплату персонала, материалы для текущей хоздеятельности, транспортные и коммунальные услуги, оборудование и т. д. Главное, соблюдайте ограничения, которые закреплены в законе.
Правда, руководитель автономного учреждения должен обсудить траты с наблюдательным советом. Назначьте заседание и пригласите членов совета. Среди них обязательно должен быть представитель учредителя. Заседание проведите, когда составите план финансово-хозяйственной деятельности.
Особый вопрос – можно ли тратить прибыль на благотворительность. Если вы хотите оказывать безвозмездную помощь, предусмотрите в уставе благотворительную деятельность. Закрепите ее в разделе «Иные виды деятельности». Так вы обезопасите себя от претензий со стороны органов контроля.
При финансовой проверке контролеры оценят, эффективно или нет учреждение расходует деньги. Безвозмездная помощь обязательно привлечет внимание проверяющих. Ведь такие затраты сложнее обосновать, чем расходы на зарплату или коммуналку.
Но если благотворительность есть в уставе, у контролеров не будет вопросов к учреждению. Устав утверждает учредитель или собственник. Значит, они согласны, чтобы учреждение тратило доход на благотворительные цели. Поэтому претензий к руководителю учреждения не возникнет.

Читать далее:

Какие услуги в учреждении культуры сделать платными >>

Популярные платные услуги в библиотеке, музее, театре, ДШИ, КДУ >>

Положение «О порядке и условиях предоставления платных услуг» муниципальным бюджетным учреждением культуры «ДК «Молодежный»

Согласовано : Утверждаю:

Заместитель Главы Директор Муниципального бюджетного

Аксайского городского поселения учреждения культуры

Аксайского городского поселения

______________ // «Дом культуры «Молодежный»

«____» ___________ 2014 г. ______________ / /

«____» _________ 2014 г

ПОЛОЖЕНИЕ

«О порядке и условиях предоставления платных услуг»

муниципальным бюджетным учреждением культуры «ДК «Молодежный»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о платных услугах разработано в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001г.№ 7ФЗ » О некоммерческих организациях», с Федеральным законом от 01.01.2001г,№ 000 ФЗ » Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О защите прав потребителей», для физических и юридических лиц», Положением Центрального банка от 01.01.2001г. » О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», Уставом муниципального бюджетного учреждения культуры Аксайского городского поселения «ДК «Молодежный»

1.2.Настоящее Положение определяет порядок и условия оказания платных услуг с использованием муниципального имущества, переданного в оперативное управление муниципальному бюджетному учреждению культуры АГП «ДК «Молодежный».

1.3.Под платными услугами понимаются:

-услуги, предоставляемые муниципальным бюджетным учреждением культуры «ДК «Молодежный»(далее МБУК АГП «ДК «Молодежный») и структурным подразделением «ДК «Дружба» физическим и юридическим лицам для удовлетворения их духовных, интеллектуальных, информационных, культурно – досуговых и других потребностей социально — культурного характера;

-услуги, оказываемые МБУК АГП «ДК «Молодежный»и структурным подразделением в рамках уставной деятельности, реализация которых направлена на увеличение доходов и расширение спектра предлагаемых услуг, на которые сложился устойчивый рыночный спрос;

1.4.Платные услуги МБУК АГП «ДК «Молодежный» и структурного подразделения оказываются в соответствии с потребностями физических и юридических лиц на добровольной основе и за счет личных средств граждан, организаций и иных источников, предусмотренных законодательством.

1.5.Платные услуги являются частью финансово- хозяйственной деятельностью учреждения и регулируются Бюджетным Кодексом РФ, Гражданским Кодексом РФ, Налоговым Кодексом РФ, Уставом учреждения, настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами.

1.6.Конкретный перечень платных услуг в соответствии с настоящим Положением МБУК АГП «ДК «Молодежный»определяется самостоятельно (приложение №1)

1.7.Платные услуги, оказываемые учреждениями культуры, не входят в Перечень, утверждаемый Постановлением Правительства РФ № 000 » от 01.01.2001г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) и поэтому не подлежат государственному регулированию. Цены на платные услуги устанавливаются согласно калькуляции стоимости одного часа на каждый вид услуги (ст. 52 Закона РФ № 000-1).(приложение №2)

1.8.При организации платных услуг МБУК АГП «ДК «Молодежный» и структурное подразделение обязаны предоставлять льготы отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.(ст.52 Закона РФ № 000-1). Согласно статистическим данным процесс ценообразования платных услуг в учреждениях культуры осуществляется по-разному в зависимости от направления деятельности учреждений (Постановление Госкомстата РФ от 01.01.2001г. № 000 «Об утверждении Методических указаний о порядке регистрации цен и тарифов на отдельные виды платных услуг населению»).

1.9.МБУК АГП «ДК «Молодежный» и структурное подразделение не могут полностью заменить платными услугами бесплатные услуги, предоставляемые по муниципальному заданию.

1.10.МБУК АГП «ДК «Молодежный» самостоятельно осуществляют деятельность по оказанию платных услуг.

1.11. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают:

· Потребитель — организация или гражданин, имеющие намерение заказать, либо заказывающие платные услуги для себя;

· Заказчик — организация или гражданин, имеющие намерение заказать, либо заказывающие платные услуги для несовершеннолетних граждан, законный представитель Потребителя;

· Исполнитель — муниципальное бюджетное учреждение культуры АГП «ДК «Молодежный», оказывающий платные услуги (далее – Учреждение).

1.12. Положение определяет порядок и условия предоставления платных услуг в Учреждении и его структурном подразделении гражданам и организациям, далее именуемые Потребители.

1.13. Предоставление платных услуг в Учреждении направлено на более полное удовлетворение потребностей граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях, на привлечение дополнительных финансовых ресурсов для материально-технического развития и материального поощрения работников Учреждения.

1.14. С целью удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц в платных услугах на базе Учреждения разрабатываются Положения «О порядке и условиях предоставления платных услуг». Также Положение » О порядке оплаты труда работников, занятых оказанием платных услуг», формируется кадровый состав из числа основных работников Учреждения и лиц, привлеченных по трудовому договору, утверждается прейскурант цен на весь перечень предоставляемых услуг (приложение №3)

2. Цели, предмет и виды деятельности Учреждения

2.1.Учреждение является многопрофильным учреждением культуры, основу деятельности которого составляет организация досуга и предоставление населению разнообразных услуг социально — культурного, просветительского, развлекательного характера, организация и работа спортивных клубов и секций, консультативная и методическая работа в сфере культуры

2.2.Целями деятельности МБУК АГП «ДК «Молодежный»по оказанию платных услуг являются:

— удовлетворение запросов Потребителей в получении платных услуг и развитии их личности;

— создание условий для реализации запросов Потребителей платных услуг;

— повышение уровня оплаты труда работников МБУК АГП «ДК «Молодежный» и структурного подразделения;

— совершенствование материально – технической базы МБУК АГП «ДК «Молодежный»и структурного подразделения.

2.2.Предметом деятельности Учреждения является организация культурного досуга и отдыха жителей муниципального образования города Аксай с учетом потребностей и интересов, различных социально — возрастных групп населения.

2.3. Учреждение вправе сверх установленного муниципального задания, а также в случаях определенных федеральными законами, выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным Уставом, в сфере культуры, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

2.4.Учреждение имеет право оказывать виды приносящий доход деятельности, указанные в п.2.6, п. п. 2.6.12. Устава.

3. Условия предоставления платных услуг
3.1.Для ведения деятельности по оказанию платных услуг МБУК АГП «ДК «Молодежный» должны быть разработаны и приняты следующие локальные акты и приказы директора Учреждения:

— о порядке предоставления платных услуг (в случае предоставления льгот Потребителю МБУК АГП «ДК «Молодежный» прописывает категорию льготников и размер льгот);

— прейскурант цен на перечень платных услуг, согласованный с администрацией Аксайского городского поселения (приложение №3);

— приказ на утверждение расписания занятий кружков и секций по оказанию платных услуг (с указанием Ф. И.О руководителей, часы работы);

3.2.Предоставить для ознакомления по требованию Потребителя Устав МБУК АГП «ДК «Молодежный».

3.3. Учреждение оказывает платные услуги, предусмотренные в Уставе. Платные услуги не могут оказываться взамен и в рамках основной деятельности, финансируемой за счет бюджета.

3.4. Платные услуги осуществляются Учреждением путем оформления договоров, заключаемых в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, с организациями, предприятиями, объединениями различных форм собственности или непосредственно с гражданами.

3.5. Договор регламентирует условия, сроки получения конкретной услуги, их стоимость, порядок расчетов, права, обязанности, ответственность сторон и т. д. Форма договора утверждается приказом директора Учреждения.

3.6.Потребитель обязан оплатить оказываемые платные услуги в порядке, установленном договором, и в сроки, указанные в нем.

3.7. При предоставлении однократных платных услуг договором считается кассовый чек или квитанция приходного кассового ордера, подтверждающие прием наличных денег с указанием конкретно оплачиваемой услуги.

3.8.Разовые платные услуги населению предоставляются только после полной оплаты их стоимости. Многократные комплексные услуги — только после предоплаты в размере 30-50% от их стоимости.

3.9.Предоставление платных услуг физическим лицам в рассрочку не до­пускается, за исключением случаев наличия у них гарантийных пи­сем на оплату от юридических лиц.

3.10.Предоставление сторонним организациям услуг, включенных в перечень платных, на безвозмездной основе регламентируется распоряжениями органа местного самоуправления муниципального образования.

3.11.Письменные договоры на оказание платных услуг должны быть завизированы руководителем учреждения. Руководитель несет ответ­ственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора по оказанию платных услуг.

3.12.В случаях, когда услуги предоставляются немедленно, договор может быть заключен в устной форме (Гражданский Кодекс Российской Федерации статья 159 пункт 2).

3.13.Руководитель учреждения имеет право направлять до 70% средств на оплату руководителей коллективов, кружков, ведущих дополнительные платные услуги (включая перечисления во внебюджетные фонды). Оставшиеся средства, после выплаты заработной платы и обязательных перечислений в фонды направляются на оплату материальных затрат, увеличение стоимости основных средств, оплату прочих услуг, оплату налогов, развитие учреждения культуры в рамках утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности.

3.14.Размер и форма доплаты директору МБУК АГП «ДК «Молодежный» за организацию платных услуг определяется решением Совета трудового коллектива и утверждается распоряжением муниципального образование города Аксая.

4 Механизм предоставления льгот
4.1.При проведении платных мероприятий, а также предоставлении платных услуг, Учреждение в соответствии с дей­ствующим законодательством РФ и с учетом финансовых, материально-технических и организационных возможностей устанавливает льготы для определенных катего­рий граждан. Согласно Постановлению Правительства РФ «О предоставлении льгот отдельным категориям посетителей федеральных госу­дарственных организаций культуры» к льготникам относятся: дети дошкольного возраста, учащиеся, инвалиды, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

4.2.Льготы устанавливаются приказом директора МБУК АГП «ДК «Молодежный». В прика­зе отражаются виды и размер льгот, а также условия и время их предоставления, в т. ч. перечень документов, при предъявлении которых предоставляются льготы.

4.3.Льгота распространяется на Потребителей платных услуг, посещающих платные кружки, студии, секции (клубные формирования). Льгота не действует на услугу, как платные мероприятия, так как в Учреждении проводятся благотворительные мероприятия на безвозмездной основе для льготных категорий граждан.

4.4.Информация о порядке посещения на льготных условиях платных услуг размещается в доступных для посетителей зонах здания и на сайте Аксайского городского поселения, (пункт 2 Постановления Правительства РФ ).

4.5.Установить льготы при предоставлении платных услуг(клубные формирования на платной основе) следующим категориям родителей детей:

4.5.1Освободить родителей (участника клубного формирования) от оплаты за оказание платных услуг, если

-ребенок инвалид;

4.5.2 Установить оплату в размере 50%, если

-оба родителя инвалиды 1 или 2 группы, инвалиды детства или инвалиды войны;

-в семье трое и более несовершеннолетних детей, посещающих платные кружки или секции в МБУК АГП «ДК «Молодежный»;

5.Порядок предоставления платных услуг

5.1. Исполнитель обязан до заключения договора предоставить Потребителю достоверную информацию об Исполнителе и оказываемых платных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (Закон РФ -1 статья 10).

5.2.Информация об оказании платных услугах должна предоставляться для посетителей в удобном для обозрения месте и в обязательном порядке содержать:

-сведения о местонахождении Учреждения (месте государственной регистрации);

-режим работы;

-перечень основных видов платных услуг;

-условия предоставления и получения этих услуг;

-образцы типовых договоров, квитанций, билетов и других документов, удостоверяющих исполнение и оплату услуг;

-прейскуранты на платные услуги;

-порядок и формы оплаты потребителем услуг;

-сведения о льготах, предусмотренных для отдельных категорий потребителей;

5.3. Предоставление платных услуг оформляется договором с Потребителями в письменной форме и должен содержать следующие сведения:

· наименование муниципального бюджетного Учреждения – «исполнителя» и место его нахождения (юридический адрес);

· фамилия, имя, отчество, телефон и адрес «потребителя»;

· сроки оказания услуг;

· перечень услуг, их стоимость и порядок оплаты;

· другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых услуг;

· должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени «исполнителя», его подпись, а также подпись «потребителя»;

· порядок расчетов;

· права, обязанности и ответственность сторон.

Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у Исполнителя, другой – у Потребителя.

6. Права и обязанности Потребителей и Исполнителей платных услуг

6.1. Права Потребителей и Исполнителей платных услуг регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законами Российской Федерации «О культуре», Федеральным Законом № 7 «О некоммерческих организациях» и «О защите прав потребителей», а так же Положением «Об оказании платных услуг в муниципальном бюджетном учреждении культуры АГП «ДК «Молодежный».

6.2. Права и обязанности Потребителей платных услуг определяются договором между Потребителем и Исполнителем.

6.3. Исполнитель оказывает платные услуги в порядке и в сроки, определенные договором и Уставом муниципального бюджетного учреждения культуры АГП «ДК «Молодежный».

6.4. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору Потребитель и Исполнитель несут ответственность за неисполнение обязанностей предусмотренных договором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Порядок оплаты и учета платных услуг

7.1. Оплата услуг, предоставляемых Учреждением, производится плательщиком путем перечисления денежных средств на лицевой счет Исполнителя, открытый в УФК по Ростовской области. (КБК 00000000000000000130)

7.2. Операции по средствам, полученным от предоставления платных услуг, отражаются по бухгалтерскому учету раздельно от основной деятельности.

7.3. Работа по ведению бухгалтерского учета и финансовых операций по предоставлению платных услуг осуществляется работниками бухгалтерии учреждения, которые несут ответственность за их правильность и законность.

8. Формирование и использование доходов от деятельности по оказанию платных услуг

8.1. Доходы, получаемые от оказание платных услуг и иной, приносящей доход деятельности, после уплаты налогов, полностью остаются в распоряжении учреждения и расходуются в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности..

8.2. План финансово-хозяйственной деятельности с учетом приносящей доход деятельности на предстоящий период направляется в Администрацию Аксайского городского поселения с расшифровкой доходной и расходной части. Доходная часть плана финансово-хозяйственнй деятельности должна содержать общую сумму ожидаемых поступлений с разбивкой по источникам и видам доходов. В расходной части плана финансово-хозяйственной деятельности указывается направление расходования средств по кодам бюджетной классификации.

8.3 Расходование на заработную плату производится ежемесячно, по мере поступления денежных средств за оказанные платные услуги и оформляется приказом руководителя учреждения.

8.4. Расходы на оплату труда работников, занятых в оказании платных услуг составляют до 80% от суммы дохода, при этом, не более 20% соответствующей части доходов может быть распределено на оплату труда работникам, оказывающим содействие в оказании платных услуг. Оставшиеся средства могут направляться на оплату расходов, связанных с эксплуатацией имущества и развития материально – технической базы, а именно:

-частично за коммунальные услуги;

-частично на приобретение по безналичному расчету в розничной торговой сети, а также у предприятий, учреждений, оборудования, основных средств, материальных запасов и других средств, необходимых для нормального функционирования учреждения

При необходимости (в связи с производственной необходимостью) все средства, полученные от оказания платных услуг могут быть направлены на развитие материально-технической базы — приобретение материальных запасов и основных средств а так-же на расходы, связанные с эксплуатацией имущества.

8.5. Допускаются следующие варианты оплаты труда:

— заработная плата по дополнительному соглашению к основному трудовому договору о выполнении обязанностей по предоставлению платных услуг, начисляется ежемесячно в процентном отношении от выручки, полученной от оказания платных услуг;

— на договорной основе с указанием размера процента оплаты труда от общего объема выручки;

— почасовая оплата (заработная плата в час устанавливается по соглашению сторон).

8.6. Порядок оплаты труда и величина заработной платы закрепляется трудовым договором, дополнительным соглашением, приказом, либо другим договором гражданско-правового характера.

8.7. Сведения о поступлении и использовании средств, полученных от оказания платных услуг, включаются в ежемесячную, ежеквартальную и годовую отчетность МБУК АГП «ДК «Молодежный» в соответствии с действующим законодательством.

8.7. Оплата труда работникам Учреждения занятым в организации и проведении платных дополнительных услуг производится в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности по средствам, полученным от оказания платных услуг, при поступлении дохода от оказания платных услуг на лицевой счет.

8.8. Расчетный период-с 20 числа предыдущего месяца по 20 число текущего месяца.

9. Учет и контроль за предоставлением платных услуг

9.1.Учет платных услуг осуществляется в порядке, определенном инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 000 Н » Об утверждении Инструкции по бюджетному учету»

9.2.Контроль над учреждением и качеством платных услуг, а также за соблюдением дисциплины цен осуществляют в пределах своей компетенции подразделения ад­министрации муниципального образования и другие государственные органы и организации, на которые в соответствии с законами и иными правовыми акта­ми РФ и органов местного самоуправления возложены данные функции

При необходимости Учреждение может корректировать уже установленные цены на платные услуги. Это возможно в случае:

• изменения суммарных расходов на осуществление регулируе­мой деятельности;

• изменения объемов реализации платных услуг;

• изменения нормативных правовых актов, регулирующих вопро­сы ценообразования;

•изменения суммы налогов и сборов, подлежащих уплате учреж­дением, осуществляющим регулируемую деятельность в соот­ветствии с законодательством РФ;

• увеличения потребительского спроса;

• роста (снижения) затрат на оказание услуг, вызванного внешни­ми факторами;

• изменения в действующем законодательстве РФ системы, фор­мы и принципа оплаты труда работников, занятых в производ­стве конкретных услуг.

Вновь установленные цены на платные услуги утверждаются в администрации муниципального образования города Аксая.

9.3.Ответственность за организацию деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры АГП»ДК «Молодежный»по оказанию платных услуг и учет доходов от платных услуг несет директор Учреждения, в структурных подразделениях – заведующий филиалом.

10. Ценообразование на платные услуги.

10.1. Учреждение оказывает платные услуги, предусмотренные в Уставе. Платные услуги не могут оказываться взамен и в рамках основной деятельности, финансируемой за счет бюджета.

Платные услуги, оказываемые учреждением культуры, не входят в Перечень, утверждаемый Постановлением Правительства РФ № 000 «3», и поэтому не подлежат государственному регулированию. Согласно ст.52 «Цены и ценообразование в области культуры» Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно. Цена на платные услуги должна обеспечивать возмещение экономически обоснованных расходов, при этом стоимость определена путем составления калькуляции на каждый вид услуг.

10.2.Цены на платные услуги, оказываемые МБУК АГП «ДК «Молодежный» на основе:

    экономически обоснованной себестоимости услуг с учетом необходимости уплаты налогов и сборов; возможности развития и совершенствования материальной базы учреждения; рентабельности работы муниципального бюджетного учреждения культуры при оказании платных услуг, на которые сложился устойчивый рыночный спрос.

10.3.Основными задачами введения единого порядка ценообразования на платные услуги являются:

    повышение эффективности работы МБУК; обеспечение возможности планирования финансово — экономических показателей, мониторинга их выполнения; оптимизация и упорядочение ценообразования на платные услуги, оказываемые МБУК; обеспечение ценовой доступности услуг МБУК для всех слоев населения муниципального образования в рамках политики в сфере культуры; стимулирование внедрения новых видов платных услуг и форм обслуживания, повышение качества оказываемых услуг.

10.4.На формирование стоимости платных услуг оказывают влияние следующие факторы:

    уровень потребительского спроса и уникальность самих услуг; конкурентоспособность; наличие потенциальных потребителей услуг; особых условий выполнения (срочности, приоритетности, сложности и т. д.); затраты на оказание услуг, срок окупаемости и экономический эффект.

10.5.Учреждение не вправе допускать возмещения расходов, связанных с предоставлением платных услуг, за счет бюджетных средств на финансирование основной деятельности.

10.6.Стоимость платных услуг формируется на основании калькуляций, составляемых с учетом:

    материальных и трудовых затрат; накладных расходов; налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных действующим законодательством; обоснованной прибыли; требований отраслевых инструкций по вопросам планирования, учета и калькуляции себестоимости услуг, нормативных правовых актов Правительства РФ, администрации города Аксая и органа местного самоуправления по вопросам ценообразования на платные услуги.

10.7.В стоимость платных услуг может включаться инвестиционная составляющая в размере не более 10% себестоимости платной услуги.

10.8.В случае, когда рассчитанная цена не удовлетворяет потребительский спрос, Учреждение вправе своим приказом в соответствии со ст. 52 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» самостоятельно установить цену в соответствии со спросом потребителей.

10.9. Изменение действующих цен на платные услуги производится самим Учреждением.

10.10.Основанием для пересмотра стоимости платных услуг являются:

    увеличение (снижение) потребительского спроса; рост ( снижение) затрат на оказание услуг, вызванный внешними факторами ; изменение в действующем законодательстве РФ системы, формы и принципа оплаты труда работников, занятых в производстве конкретных услуг.

10.11.Наличие хотя бы одного из перечисленных факторов является основанием для рассмотрения вопроса об изменении цен на платные услуги.

11.Налогообложение

11.1. От уплаты налога на добавленную стоимость освобождаются (ст.149 Налогового кодекса Российской Федерации):

11.2. Обязательным условием предоставления освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость является ведение организацией раздельного учета по операциям, облагаемым и необлагаемым налогом на добавленную стоимость.

12.Заключительные положения

12.1.Во всех случаях, не предусмотренных настоящим Положением, следует руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации.

12.2.Изменения и дополнения в Положение вносится и утверждается приказом директора МБУК АГП «ДК «Молодежный».

12.3 Настоящее Положение вступает в силу с момента его подписания и действует до принятия нового Положения.

Приложение

К Положению

«О порядке предоставления

платных услуг

МБУК АГП «ДК «Молодежный»

Перечень платных видов услуг

в МБУК АГП «ДК «Молодежный» и структурном подразделении «ДК «Дружба»

Наименование услуги

Должность

1.Школа — студия театрального искусства

Руководитель кружка

2.Занятия в танцевальном кружке

Балетмейстер

3.Занятия в изостудии

Руководитель кружка

4.Занятия в кружке прикладного творчества

Руководитель кружка

5.Детская вокальная студия

Руководитель кружка

6.Кружок «Подготовка к школе»

Руководитель кружка

7.Школа современного танца

Руководитель кружка

8.Организация и проведение игровых программ для детей

Культорганизатор

9.Предоставление концертного номера

1.Хормейстер

2.Звукорежиссер

3.Артист ансамбля-4 человека

10.Предоставление зрительного зала для культурно-досуговых мероприятий

11.Предоставление фойе для культурно-досуговых мероприятий

12.Проведение вечеров отдыха и дискотек

1.Худ. рук.

2.Звукорежиссер

3.Ведущий

4.Кассир

5.Контролер

6.Уборщица

13.Организация и проведение встреч, огоньков, балов, концертов и т. д.

1.Худ. рук.

2.Звукорежиссер

3.Ведущий

4.Кассир

5.Контролер

6.Уборщица

Приложение

К Положению

«О порядке предоставления

платных услуг

МБУК АГП «ДК «Молодежный»

МБУК АГП «ДК «Молодежный»

«Прейскурант цен на оказание платных услуг»

Наименование услуги

Единица измерения

Стоимость

2015 год

Январь-август

Танцевальный кружок

месяц

800,00

Танцевальный кружок»Жаворонок»

месяц

400,00

Кружок декоративно-прикладного творчества

месяц

800,00

Изостудия

месяц

800,00

Изостудия, индивидуальные занятия

час

300,00

Школа- студия театрального искусства

месяц

800,00

Школа- студия театрального искусства, индивидуальные занятия

час

300,00

Вокальное творчество –групповое занятие

месяц

800,00

Вокальное творчество –индивидуальное занятие

месяц

1200,00

Основы вокального мастерства –индивидуальное занятие

месяц

2400,00

Предоставление концертного номера

услуга

2000,00

Предоставление концертных номеров (Млада)

час

19500,00

Проведение вечеров отдыха и дискотек

билет

150,00

>Платные услуги в сфере культуры

Размещено на http://www.allbest.ru/

Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще — как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.

Деятельностью в сфере культуры является создание, распространение и популяризация произведений литературы и искусства, сохранение и использование культурных ценностей; эстетическое воспитание, отдыха и досуга община.

Продуцирование и реализацию культурных услуг осуществляют культурно-просветительные учреждения (клубы, библиотеки, музеи, парки, центры отдыха) выставочные залы; театрально-зрелищные организации (театры, концертные организации, цирки) учебные учреждения внешкольного эстетического образования (детские музыкальные, художественные, хореографические школы, школы искусств); высшие и средние специальные учебные заведения (консерватории институты культуры, кинематографии, хореографические училища); киносеть (кинотеатры, киноустановки, видеотеки) базы и конторы проката; киностудии; издательства; редакции газет и журналов радио, телесериале студии и телевизионные технические центры; студии звукозаписи, предприятия по производству компакт-кассет и компакт-дисков специализированные реставрационные предприятия и мастерские, предприятия по производству киноаппаратуры, музыкальных инструментов, свето- и звукотехники, аттракционов, специализированного технологического оборудования для оснащения учреждений культуры, отдыха, средств массовой информации; предприятий а народных художественных промысле.

К субъектам бизнеса в сфере культуры относят организации туризма и экскурсионного обслуживания; организации шоу-бизнеса, игорного бизнеса; модельные агентства; рекламные мастерские и агентства.

Субъектами деятельности в сфере культуры являются :

— профессиональные творческие работники, профессиональные творческие коллективы, работники культуры, отдельные граждане;

— государственные и частные учреждения, предприятия, организации и учреждения;

— творческие союзы, национально-культурные общества, фонды, ассоциации, другие общественные объединения, их предприятия;

— государство в лице его органов власти и управления.

Деятельность в сфере культуры осуществляется на профессиональной и любительской основе и в порядке, определенном законодательством Беларуси предприятиях, предпринимательской деятельности, некоммерческие организации и объединения, а также законодательством, регулирующим конкретные виды деятельности в сфере культур.

Существенной особенностью услуг в сфере культуры является невозможность приобрести их впрок (концерты, цирковые программы невозможно хранить на складе), перемещать (сыгранный на разных сценах и разными актерскими группами спектакль каждый раз является отдельным продуктом) Отдельные услуги в сфере культуры могут иметь и материальный характер (реставрация, видео и аудио-запись). Нематериальные услуги сферы культуры по функциональным особенностям классифицируют на услуги, непосредственно выполняют культурную функцию (услуги, которые предоставляют актеры, чтецы, музыканты, певцы во время концертов, шоу, спектаклей, лекций, а также услуги, предоставляемые дирижеры, балетмейстеры, хормейстеры, режиссеры и др.), и услуги, которые выполняют функцию «распространительного механизма» (выдача книг в библиотеках, показ фильмов в кинотеатрах, прокат видеокассет, театральных костюмов и реквизита, продажа предметов художественного искусства: картин, скульптур, антиквариата, изделий народных промыслов и сувениров, книг).

Материальные услуги сферы культуры по функциональному назначению подразделяются на :

а) производственные средства культуры — продукты организаций культуры и искусства, с помощью которых другие заведения или творческие работники имеют возможность создавать свои продукты (краски, кисть, мольберт; гримированные средства; театральная бутафория, реквизит, театральные костюмы; музыкальные инструменты; полиграфическая техника и др.);

б) информационные средства культуры — продукты, с помощью которых потребитель удовлетворяет различные культурные потребности (аудио-, видеотехника и др.), а также разнообразные средства массовых коммуникаций.

Учитывая функции организаций культуры и искусства, услуги в сфере культуры классифицируют на следующие группы:

— культурно-профессиональное образование (деятельность архивов, библиотек, лекториев; образовательная деятельность специальных учебных заведений, отдельные виды познавательного туризма по предоставлению соответствующих культурных услуг);

— художественное творчество (деятельность заведений искусства: театров, концертных организаций, филармоний, цирков; профессиональных художников, скульпторов, мастеров художественных народных промыслов; любительская творчество по предоставлению соответствующих культурных услуг);

— отдых и развлечения населения, которые предоставляют организации шоу-бизнеса, игорного бизнеса и другие развлекательные заведения.

>Финансовые средства должны направляться на развитие материально-технической базы, реализацию новых проектов, совершенствование сферы платных услуг, материальное стимулирование сотрудников.

Затраты себя оправдают. Накопленные на счете деньги можно потратить на еще более выгодное приобретение. Например, бильярд — очень прибыльное дело. Можно также получить разрешение на продажу воды (прохладительных напитков) и пирожков.

Мероприятия, проводимые в Витебском областном центре народного творчества, пользуются популярностью: например раскупаются билеты на фестиваль народного танца «Русские узоры». Надо сказать, что народный танец — разработанный жанр, и мероприятие получается очень красивое.

Есть смысл подумать и о совместных проектах: а мероприятие, проведенное при успешном сотрудничестве учреждений, обязательно принесет выгоду.

Важно также отметить, что в своей работе Витебский областной центр народного творчества не обходится и без поддержки спонсоров. В 2014 г. только на Международный фестиваль «И играла гармонь» откликнулся добрый десяток организаций и физических лиц, которые помогли финансовыми и материальными средствами.

Таким образом, собирая по крупицам услуги, можно реально улучшить состояние материально-технической базы учреждения, расширить и совершенствовать сферу платных услуг.

>Деятельность учреждения, приносящая доход, отмечена в Уставе центра.

Претензии и споры, возникающие между потребителем услуг и исполнителем, разрешаются по соглашению сторон или судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Рост экономических показателей не является самоцелью для учреждений культуры. Существенная часть возложенных на них функций должна быть обеспечена стабильным бюджетным финансированием. Однако степень необходимой бюджетной поддержки может быть различна у разных типов учреждений. Многие из них в состоянии привлекать и зарабатывать значительные средства для своего развития. Эту работу необходимо совершенствовать и расширять. Задачи, в рамках данного направления:

— повышение уровня доходов работников культуры ;

— создание условий для карьерного и профессионального роста в сфере культуры;

— укрепление связей и расширение взаимодействия между организациями культуры и образовательными учреждениями, формирующими управленческие кадры для сферы культуры;

— внедрение передового европейского и мирового опыта управления культурными процессами;

— формирование современной системы повышения квалификации работников культуры;

— повышение доходов учреждений культуры от предоставления платных и дополнительных услуг;

— привлечение в сферу культуры негосударственных источников финансирования: средств инвесторов, предпринимателей, благотворительных фондов и физических лиц. Одним из средств, повышающих эффективность предоставления культурных услуг, позволяющих спрогнозировать ожидаемые и оценить достигнутые результаты, является внедрение на всех уровнях системы показателей эффективности.

Предлагается использовать следующие показатели эффективности развития предпринимательской деятельности в сфере культуры:

— востребованность;

— доступность;

— статусность;

— динамизм;

— устойчивость;

— эффективность.

Соответствующие этим ориентирам задачи формулируются следующим образом:

1. Повышение внимания к интересам населения в процессе формирования и предоставления услуг в сфере культуры.

2. Повышение доступности культурных услуг для всех категорий и групп населения Горнозаводского района Пермского края.

3. Повышение престижа культуры и культурной деятельности.

4. Поддержка многообразия и богатства творческих процессов в пространстве культуры Горнозаводского района Пермского края.

5. Сохранение уникальных ресурсов культуры Горнозаводского района Пермского края и их развитие с учетом традиционных особенностей и типовых черт. 6. Повышение эффективности управления процессами в сфере культуры.

С учетом поставленных задач предлагаются следующие основные направления развития культурной сферы Горнозаводского района Пермского края.

1. Модернизация услуг в сфере культуры в интересах всех групп и слоев населения Витебского Областного центр.

2. Повышение образовательной роли культуры.

3. Обеспечение доступности культурных услуг и творческой деятельности для лиц с ограниченными физическими возможностями и малообеспеченных слоев населения.

4. Совершенствование информационного пространства культуры Витебского Областного центр.

5. Поддержка процессов, способствующих росту престижа культуры среди населения Витебского Областного центр и за рубежом.

7. Содействие росту многообразия и богатства творческих процессов.

8. Сохранение культурно-исторического наследия Витебского Областного центра и поддержка устойчивого развития сферы культуры.

9. Совершенствование управления и финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры.

Деятельностью в сфере культуры является создание, распространение и популяризация произведений литературы и искусства, сохранение и использование культурных ценностей; эстетическое воспитание, отдыха и досуга община.

К субъектам бизнеса в сфере культуры относят организации туризма и экскурсионного обслуживания; организации шоу-бизнеса, игорного бизнеса; модельные агентства; рекламные мастерские и агентства.

Субъектами деятельности в сфере культуры являются:

— профессиональные творческие работники, профессиональные творческие коллективы, работники культуры, отдельные граждане;

— государственные и частные учреждения, предприятия, организации и учреждения;

— творческие союзы, национально-культурные общества, фонды, ассоциации, другие общественные объединения, их предприятия;

— государство в лице его органов власти и управления.

Деятельность в сфере культуры осуществляется на профессиональной и любительской основе и в порядке, определенном законодательством Беларуси предприятиях, предпринимательской деятельности, некоммерческие организации и объединения, а также законодательством, регулирующим конкретные виды деятельности в сфере культур.

Учитывая функции организаций культуры и искусства, услуги в сфере культуры классифицируют на следующие группы:

— культурно-профессиональное образование (деятельность архивов, библиотек, лекториев; образовательная деятельность специальных учебных заведений, отдельные виды познавательного туризма по предоставлению соответствующих культурных услуг);

— художественное творчество (деятельность заведений искусства: театров, концертных организаций, филармоний, цирков; профессиональных художников, скульпторов, мастеров художественных народных промыслов; любительская творчество по предоставлению соответствующих культурных услуг);

— отдых и развлечения населения, которые предоставляют организации шоу-бизнеса, игорного бизнеса и другие развлекательные заведения.

Платные формы деятельности культурно-досуговых учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательство, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование. Изменения в составе финансовых средств и неопределенность в расходовании финансовых ресурсов потребовали разработки Постановления от №609 «Об утверждении положения об основах хозяйственной деятельности финансирования организаций культуры и искусства». В соответствии с данным Положением были упорядочены формы культурной деятельности, изменен порядок формирования специальных фондов, утвержден состав плановых документов и создана методика разработки цен на платные услуги и продукцию. Принятие Положения потребовало пересмотра действующего в государственных учреждениях культуры порядка хозяйствования и финансирования.

Задачи формулируются следующим образом:

1. Повышение внимания к интересам населения в процессе формирования и предоставления услуг в сфере культуры.

2. Повышение доступности культурных услуг для всех категорий и групп населения Горнозаводского района Пермского края.

3. Повышение престижа культуры и культурной деятельности.

4. Поддержка многообразия и богатства творческих процессов в пространстве культуры Горнозаводского района Пермского края.

5. Сохранение уникальных ресурсов культуры Горнозаводского района Пермского края и их развитие с учетом традиционных особенностей и типовых черт. 6. Повышение эффективности управления процессами в сфере культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *