Положение о закупках ТМЦ на предприятии

1. Термины и определения

Аукцион – понимаются торги на право заключить договор по наиболее низкой цене;

Заказчик – Муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал» Муниципального образования «Муниципальный район «Печора»;

Закупка – приобретение для нужд заказчика товаров, работ и услуг за рубежом или внутри страны в необходимом количестве в соответствие с Планом Закупок;

Запрос котировок – понимаются торги, на право заключить договор;

Исполнитель закупки — лицо, которому Руководителем предприятия поручены функции по организации и подготовке конкурсной документации для проведения торгов (по профилю);

Комиссия — постоянный или временный орган, создаваемый руководителем или организатором для организации и проведения закупки;

Конкурс – понимаются торги, на право заключить договор по наилучшим предложенным критериям, предусмотренных в документации о закупе;

Конкурсная документация — комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объекта и предмета торгов, а также об условиях и процедуре торгов, проект договора;

Лот – партия товара, работа, услуга сформированная Заказчиком в плане закупок;

Начальная цена торгов – начальная (максимальная) цена договора (цена лота);

Объект торгов — производственный или непроизводственный объект, к которому относится предмет торгов;

Предмет торгов — конкретные виды работ и услуг, закуп ТМЦ;

Торги — конкурсная форма проведения закупки товаров, работ и услуг, представляющая собой соревнование представленных претендентами предложений с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в конкурсной документации (на основе конкурса, аукциона или запросом котировок);

Участник закупки – юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающие на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо физическое лицо или несколько физических лиц, выступающие на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающие на стороне одного участника закупки, которые соответствуют установленные настоящим положением требованиям. – лицо, имеющее право принимать участие в торгах, в их подготовке, проведении, утверждении результатов, а также претендующее на заключение договора (контракта) в случае признания его победителем торгов в установленном настоящем Положением порядке.

2. Предмет и цели регулирования.

1.1. Положение о закупке регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

1.2. Настоящее положение регламентирует отношения, связанные с размещением заказов на:

— строительство, реконструкцию и капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения;

— выполнение проектных, инженерно-изыскательских, конструкторских, строительных, монтажных, пусконаладочных и других видов работ;

— поставку комплектного технологического оборудования;

— поставку продукции производственно-технического назначения и товарно-материальных ценностей;

— управление проектом, консультирование, надзор;

— другие услуги в рамках финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

1.3. Настоящее положение не регулирует отношения, связанные с:

— куплей-продажей ценных бумаг и валютных ценностей;

— приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле;

— закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором Российской Федерации, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;

— осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

1.4. Основные принципы закупки товаров работ и услуг:

— информационная открытость закупки;

— равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

— целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

— отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

1.5. Настоящий Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года.

Целями настоящего Положения являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

3. Требования к участникам закупки

3.1. Перечень документов, предъявляемых участниками закупки необходимых для идентификации и участия в закупке.

Юридические лица:

1. Устав организации, учредительный договор (если более одного учредителя).

2. Решение (протокол) о назначении единоличного исполнительного органа – генерального директора, директора, руководителя и т.п.

3. Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ

4. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе

5. Свидетельства о внесении изменений и дополнений (при наличии) в учредительные документы юридического лица.

6. Информационное письмо об учете в ЕГРПО (о присвоении кодов статистики ОКПО, ОКОНХ).

8. Выписка из ЕГРЮЛ, срок действия которой не превышает 6 (Шесть) месяцев на дату предоставления.

9. Доверенность на лицо, подписывающее договор (если договор подписывается не единоличным исполнительным органом).

10. Лицензии и сертификаты на производство работ, документы об участии в СРО, иная документация (оказание услуг и пр.)

11. Бухгалтерский баланс за последний отчетный период (форма №1).

12. Отчет о прибылях и убытках за последний отчетный период (форма №2)

Обособленные подразделения юридических лиц (филиалы, представительства и т.п.), кроме документов для юридических лиц дополнительно предоставляют:

13. Уведомление ИФНС о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения.

14. Положение об обособленном подразделении.

15. Доверенность на руководителя обособленного подразделения.

Физические лица:

1. Копия паспорта физического лица (все страницы)

2. Копия свидетельства о постановке на налоговый учет

3. Копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования

Индивидуальные предприниматели:

1. Свидетельство о внесении записи в ЕГРИП

2. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе

3. Паспорт

4. Лицензии и сертификаты на производство работ, оказание услуг и документы об участии в СРО, иная документация.

5. Сданная декларация за последний отчётный период.

Выше перечисленные документы предоставляются участниками закупки в электронном виде. Победитель торгов предоставляет копии вышеперечисленных документов на бумажном носителе, пакет документов должен быть прошит и заверен.

4. Порядок подготовки закупки.

4.1. Заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей.

4.2. Настоящим положением устанавливаются следующие способы закупок:

— конкурс;

— аукцион;

— запрос котировок;

— закупка у единственного поставщика.

4.3. Способ закупки определяется на основании приказа руководителя предприятия в зависимости от предмета закупки и его спецификации, срочности закупки, ее объема и стоимости, требований к квалификации Участников закупки, наличия на рынке предложений требуемых товаров, работ, услуг, иных обстоятельств, при которых совершается закупка.

4.4. Заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров работ, услуг на срок не менее чем один год. (в связи с тем, что порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения на официальном сайте такого плана, требования к форме такого плана будут устанавливаться Правительством Российской Федерации дополнительно, соответственно критерии указанного плана установить не возможно)

4.5. С целью реализации плана закупки товаров, работ, услуг, Заказчик по каждому лоту размещает на официальном сайте извещение о закупке.

Извещение размещается на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок.

4.6. В извещении о закупке должны быть указаны следующие сведения:

4.6.1. Способ закупки (конкурс, аукцион, запрос котировок)

4.6.2. Наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика.

4.6.3. Предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг (Проект договора/контракта).

4.6.4. Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

4.6.5. Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).

4.6.6. Срок, место и порядок предоставления документации о закупке.

4.6.7. Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

4.6.8. Необходимая экономическая, техническая и технологическая документация;

4.6.9. Возможность участника закупки дополнительно предоставить любые другие документы, касающиеся его деятельности, и позволяющие, по мнению участника, положительно повлиять на его рейтинг (краткое резюме о фирме – история создания и развития, планы развития, характеристику персонала, «историю успехов» фирмы, рекомендации и т.д.);

4.7. Порядок внесения изменении в извещение о закупке

В случае необходимости внесения изменений в извещение о закупе и в документацию о закупе, связанных с уменьшением и/или увеличением цены договора, объема поставки, объема выполнения работ, оказания услуг, сроках и порядка оплаты договора, критериев и порядка сопоставления заявок на участие в закупке. Заказчик обязан не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений разместить изменения на официальном сайте. В случае внесения изменений менее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в закупке продлевается не менее чем на пятнадцать дней и исчисляется с момента размещения внесенных изменений на официальном сайте.

В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

5. Документация о закупке.

5.1. Документация о закупке должна содержать следующие требования:

5.1.1. Требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы.

5.1.2. Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

5.1.3. Требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

5.1.4. Место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5.1.5. Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

5.1.6. Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

5.1.7. Порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

5.1.8. Порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

5.1.9. Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

5.1.10. Формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

5.1.11. Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

5.1.12. Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

5.1.13. Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

5.1.14. Отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года., и в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

6. Конкурсная документация

6.1. Конкурсная документация состоит из следующих разделов:

— Извещение о закупке;

— Документация о закупке;

— Проект договора;

— Заявка на участие в закупе (с приложением полного пакета документов, предусмотренного в извещении о закупке и документации о закупке);

— Копии документов предусмотренные в разделе 3 настоящего положения;

— Необходимая экономическая, техническая и технологическая документация;

— Участник имеет право на свое усмотрение дополнительно предоставить любые другие документы, касающиеся его деятельности, и позволяющие, по мнению участника, положительно повлиять на его рейтинг (краткое резюме о фирме – история создания и развития, планы развития, характеристику персонала, «историю успехов» фирмы, рекомендации и т.д.);

7. Процедура закупа

7.1. Закуп должен происходить в день, час и месте, указанном в извещении о закупе.

7.2. В закупе могут принимать участие по приглашению комиссии эксперты и иные специалисты без права голоса.

7.3. Заказчик проверяет соответствие представленных документов требованиям, содержащимся в конкурсной документации. В случае, если представленные документы не соответствует требованиям, содержащимся в конкурсной документации, Заказчик вправе запросит отсутствующий пакет документов, в случае если Участник закупки не предоставит необходимый пакет документов предложение сделанное Участником закупки не подлежит рассмотрению, что фиксируется в протоколе.

7.4. Участники закупки или их представители не вправе присутствовать при оценке предложений в случае проведения торгов по форме конкурса или запроса котировок.

7.5. При оценке предложений отдельно оцениваются техническая и коммерческая части.

— Оценка коммерческой части предложения проводится исходя из сопоставимости цен по коммерческим условиям.

— Оценка технической части предложения проводиться исходя из сопоставимости качества, технических характеристик товара, работ, услуг, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работы.

7.6. Подрядные торги могут быть объявлены Заказчиком не состоявшимися, если до момента окончания срока закрытия торгов не поступило ни одного предложения;

7.7. В случае, если самая низкая цена, предложенная Участниками закупки, значительно превышает расчетную цену, определенную экспертами с учетом статистических и прогнозируемых индексов цен, Заказчик может отклонить все предложения и провести повторные торги.

7.8. Заказчик выбирает победителя закупки, предложение которого наиболее полно отвечает всем требованиям, содержащимся в конкурсной документации.

Результаты проведения торгов оформляются протоколом.

7.9. Последствиями торгов могут быть следующие действия:

— подписание договора (контракта) между Заказчиком и победителем;

— проведение повторных торгов.

7.10. В случае, если в результате проведения торгов договор (контракт) между победителем и Заказчиком не заключен. Заказчик назначает повторные торги на тот же самый объект с тем же предметом торгов.

7.11. Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются Заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

8. Заключение договора

8.1. После утверждения победителя между Заказчиком и победителем торгов заключается договор (контракт) на условиях, содержащихся в конкурсной документации. Для подписания договора по взаимному согласию в него могут быть внесены и иные условия, не изменяющие условия, содержащиеся в конкурсной документации и предложении победителя.

В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

8.2. Для заключения договора победитель должен обязательно предоставить копии заверенных учредительных документов в соответствии с перечнем, предусмотренным в разделе 3 настоящего положения и др. документы предусмотренные в конкурсной документации.

9. Осуществление закупок, выполнение работ (услуг) из единственного источника.

9.1. Осуществление закупок товаров, выполнение работ (услуг) из единственного источника проводятся исключительно в следующих случаях:

  • поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с законодательством о естественных монополиях;
  • Организатором в плане закупок товаров, работ, услуг указано с соответствующим обоснованием, что по соображениям стандартизации и унификации, обеспечения совместимости с ранее закупленной продукцией, технико-экономическим показателям продукции закупки должны быть произведены у определенного поставщика;
  • осуществляется оказание услуг теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • заключение договоров на услуги связи;
  • заключение договора аренды недвижимого имущества;
  • выполнение работ по мобилизационной подготовке;
  • возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно государственными органами или органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями или подведомственными им учреждениями, предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующего уровня, уставами, положениями;
  • возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, чрезвычайных и аварийных ситуаций (в том числе на сетях водоснабжения и водоотведения), в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом договор на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для устранения чрезвычайной и аварийной ситуации, ликвидации её последствий;
  • производство товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации;
  • оказание услуг осуществляется учреждениями, подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • представлена только одна заявка на участие в конкурсе, заявка на участие в аукционе или котировочная заявка;
  • только один участник закупки, подавший заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, признан участником конкурса или участником аукциона в соответствии с настоящим Положением;
  • участвовал только один участник аукциона в соответствии с настоящим Положением;
  • конкурс или аукцион признан несостоявшимся и договор не заключен в соответствии с настоящим Положением;
  • при повторном размещении заказа путем запроса котировок (запроса цен в электронной форме) не подано ни одной котировочной (ценовой) заявки в соответствии с настоящим Положением;
  • возникла потребность у Заказчика или специализированной организации в опубликовании в официальном печатном издании извещения о проведении открытого конкурса, извещения о проведении открытого аукциона, запроса котировок;
  • в случае если не было подано ни одной заявки на участие в торгах, или если ни один из участников размещения заказа не был допущен к участию в торгах.
  • осуществляется размещение заказов на приобретение произведений литературы и искусства определенных авторов, исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд Заказчика;
  • осуществляется размещение заказа на оказание услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства соответствующими авторами;
  • осуществляется размещение заказа на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания);

в других случаях, установленных законодательством о закупках (размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг).

9.2. Под чрезвычайными обстоятельствами понимаются обстоятельства непреодолимой силы, которые нельзя было предусмотреть заранее, а также любые другие обстоятельства, создающие опасность для нормальной жизнедеятельности жителей МО МР «Печора», срыва производственных планов, влекущих за собой нарушение технологического цикла.

9.3. Заказчик освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств закрепленных настоящим положением, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших в результате непредвиденных и непредотвратимых событий. Под такими событиями понимаются, стихийные бедствия природного характера, объявленная или необъявленная война, террористические акты, внутренние вооруженные конфликты, массовые гражданские беспорядки, саботаж, бойкот или локаут любых видов, решения, постановления, а также принудительные действия органов государственной власти и управления, если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего положения.

9.4. Заказчик, с целью оперативного устранения неисправностей и аварий, вправе не применять настоящее положение в случае наступления аварийной ситуации на объектах жилищно-коммунального хозяйства, при отсутствии материально-технических ресурсов обеспечивающих устранение аварийной ситуации.

9.5. По итогам проведения закупок товаров, выполнение работ (услуг) из единственного источника и в случаях наступления обстоятельств непреодолимой силы, аварийной ситуации, Заказчик обязан оформить и опубликовать протокол, с указанием наличия критериев способствовавших установлению вышеуказанных обстоятельств.

10. Заключительные положения

10.1. Утверждение и введение в действие настоящего Положения устанавливается приказом руководителя предприятия.

10.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся приказом руководителя предприятия и подлежат обязательному размещению на официальном сайте в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

10.3. Не допускается предъявлять к участникам закупки, требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в настоящем положении о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

10.4. Участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействия) Заказчика при закупке товаров, работ, услуг, не позднее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола.

При стратегических поставках ключевой вопрос формулируется так: как служба поставок и цепь поставок могут реально вносить вклад в достижение целей организации и реализацию ее стратегии? Кроме того, есть еще один важный вопрос: как цели и стратегии организации могут точно отражать вклад и возможности цепи поставок? Стратегия — это план действий, разработанный для достижения конкретных долгосрочных целей и задач. Стратегия должна уделять достаточно внимания ключевым факторам, необходимым для достижения успеха, и определить те основные действия, которые должны быть выполнены сейчас, чтобы нужные результаты были получены в будущем. Это процесс определения взаимоотношений между организацией и окружающей ее средой, долгосрочных целей и создание желательных взаимоотношений с помощью эффективного и производительного распределения ресурсов.

Стратегия закупок — это план деятельности службы закупок, предназначенный для достижения заданных целей и решения поставленных задач. При правильной разработке стратегия связывает компанию с окружающей ее средой, применяя для этого процесс долгосрочного планирования. Общая стратегия закупок состоит из следующих шести основных категорий:

1. Стратегии гарантии поставок. Они разрабатываются для гарантированного обеспечения будущих потребностей в поставках, где основное внимание уделяется качеству и количеству. Стратегии гарантии поставок должны учитывать изменения, как в предложении, так и в поставках. Большая часть работ, связанных с исследованиями в сфере закупок, направлена на получение необходимой информации.

2. Стратегии снижения затрат. Они разрабатываются для снижения затрат, на приобретение нужных товаров или услуг или общих затрат на использование, то есть затрат на протяжении всего жизненного цикла продукта. При изменениях в окружающей среде и технологиях могут стать доступными альтернативные варианты, позволяющие снизить общие операционные затраты организации — через замену материалов, источников, методов и характера взаимоотношений покупателей и поставщиков.

3. Стратегии поддержки цепей поставок. Они предназначены для повышения знаний и необходимых характеристик у членов цепей поставок для закупающей организации. Например, для своевременного извещения друг друга об изменениях и о том, что запасы и цели производства соответствуют потребностям, требуются более совершенные системы коммуникаций между покупателями и продавцами. Членам цепи поставок также нужны хорошие взаимоотношения для достижения более высокого качества и более совершенных систем.

4. Стратегии изменения окружающей среды. Они разрабатываются в предвидении изменений в общей окружающей среде (экономической, организационной, кадровой, правовой, регулирующих положений и контроля органов власти, а также наличия систем), и поэтому закупающая организация может использовать эти составляющие для получения долгосрочного преимущества.

5. Стратегии обеспечения конкурентоспособности. Они нужны для использования рыночных возможностей и сильных сторон организации, чтобы благодаря им она смогла добиться значительного конкурентного преимущества. В государственном секторе термин «конкурентное преимущество» обычно можно интерпретировать, как высокие результаты при достижении целей.

6. Стратегии управления рисками. Данные стратегии направлены на эффективное управление следующими рисками: 1) риском нарушения потока товаров или услуг; 2) риском существенного изменения цены приобретаемой продукции; 3) репутационным риском.

8 шагов

Шаг 1. Определите финансовые и рыночные цели компании на долгосрочную (видение), среднесрочную и краткосрочную (1 год) перспективу

Куда идет компания?

Каждая компания имеет свое видение, даже если оно не записано и не сформулировано. Если спросить владельцев и топ-менеджеров о том, какой они видят в далеком будущем свою компанию, то вы узнаете то самое видение – образ будущего своей компании:

  • какой будет деятельность организации,
  • какое место она будет занимать на рынке,
  • какой продукт производить,
  • с какими клиентами будет работать,
  • какой будет культура производства,
  • какого размера будет компания,
  • какие будут в ней работать сотрудники,
  • с кем она будет конкурировать и т.п.

Это будущее создается уже сейчас и немаловажную роль в этом созидании играет отдел закупок. Для тщательного анализа и проверки целей примените Модель 5 сил конкуренции Портера — этот инструмент позволяет определить структуру отрасли, понять природу отраслевой конкуренции и выявить возможности получения прибыли с учетом существующей конфигурации 5 сил, выбрав уникальную модель бизнеса.

Задать вопрос

Всегда лучше определять настоящее с позиции будущего, чтобы вы из текущего состояния (точки А) прошли в ожидаемое будущее состояние (точку Б), а не в состояние «ЁПэРэСэТэ». Как вы будете идти к этому будущему: интенсивно (а), поэтапно (b) или постепенно (c)?

Стратегические цели снабжения.

Рисунок. Стратегия

Каким должно быть снабжение на этом пути? Какова его роль? Какую роль сыграют поставщики?

Чего добивается компания в этом году?

Разработайте финансовые и рыночные цели компании. Определите потенциал для достижения успеха и выберите ключевое направление развития в этом году. Запишите все это в стратегическую карту целей, отрывок из которой представлен ниже на рисунке.

Стратегическая карта целей. Фрагмент,

Очень полезно будет провести SWOT — анализ снабжения, оценить сильные и слабые стороны снабжения, проверить и скорректировать (при необходимости) цели и составить план стратегических мероприятий.

Видео с разъяснениями и шаблонами представления стратегии смотрите внизу.

Шаг 2. Определите цели процесса закупок.

Проверьте, нет ли противоречия в целях. Например, при рыночной цели, подразумевающей региональную экспансию, невозможно поставить закупочную цель – снижение издержек. Безусловно, закупки всегда должны снижать издержки, но в качестве цели снижение издержек в данном случае не подойдет – невозможно будет добиться основной рыночной цели и цели закупок, они противоречат друг другу.

Цели обязательно должны быть конкретны, измеримы, обеспечены внутренними ресурсами и внешними возможностями, ограничены во времени, принимаемы исполнителями. Сверьте темпы движения к цели – интенсивно, поэтапно или постепенно – они тоже должны обеспечивать выбранный общеорганизационный темп.

Заказать стратегическую сессию

Шаг 3. Определите структуру – централизованные или децентрализованные закупки

Идеальной организационной формы закупок не существует. В каждом отдельном случае и на каждом этапе развития рынка и компании необходимо принимать взвешенное решение.

Следует распределить снабженческие задачи по организационным подразделениям так, чтобы:

  • эффективнее проходили заказы от внешнего и внутреннего потребителя к поставщику,
  • минимизировалось разнообразие закупаемой продукции,
  • минимизировалось количество поставщиков одной продукции,
  • сокращались расходы на процессы закупки и поставки,
  • был выигрыш по снижению цены на объемы,
  • обеспечивалась оборачиваемость товарного запаса и не повышались расходы на хранение,
  • обеспечивалась скорость и гибкость реакции на изменение спроса и появление новых высокотехнологичных материалов,
  • была возможность обеспечить интеграцию ноу-хау поставщиков.

Три правила:

1. для централизованного снабжения оставить то, что другие не могут выполнить;

2. обычные задачи регламентировать, автоматизировать и передать на выполнение неспециалистам;

3. инновационные и стратегические задачи оставить в руках специалистов

Шаг 4. Определите собственную долю участия в создании стоимости – «делай или покупай»

Компания должна принципиально разделить задачи с поставщиками. Выбор между полным производством своими силами и получением материалов со стороны является стратегическим решением, которое принимается с учетом четырех параметров: цели предпринимательской деятельности, возможностей рынка снабжения, технологической сложностью продукции и основной компетентностью предприятия.

Для определения основной компетенции предприятия необходимо проанализировать затраты, способность удовлетворять клиентов, конкурентоспособность (сложность при копировании) и инновационность (интеллектуальный капитал и коллективные умения). Основная компетентность предприятия является чаще набором умений, а не технологий. Сможет ли компания быстро выпустить на рынок новый качественный продукт, оптимально организовать логистическую цепочку от поставок сырья до конечного продукта, предложить минимальную цену и донести свою продукцию до потребителя?

Принимать решение «делай или покупай» необходимо как можно раньше, определив ответственных за это решение, обдумывать и принимать решение командой, подключать поставщиков на раннем этапе, создавать мощную логистику и постоянно проверять правильность принятого решения, уметь вовремя изменить решение.

Шаг 5. Определите роли и поведение: отдел снабжения будет основным игроком или специалистом

Все процессы реализуются людьми и от их способностей, мотивации и этики зависит успех снабжения. Снабженцы должны стать основными игроками, высококлассными специалистами, обладающими широкими знаниями и большим количеством умений. Задача снабженца состоит в том, чтобы собрать специалистов внутри предприятия и специалистов поставщиков, объединить их знания и обеспечить интеграцию ноу-хау. Квалификация снабженцев начинается со знания материала и распространяется на все предпринимательские процессы внутри компании и между организациями – на логистику, расчет затрат, снижение издержек, инжиниринг, обслуживание, консультирование, разработку новой продукции, интеграцию.

Из простого оператора по размещению заказа снабженец превращается в управляющего процессами и поставщиками, т.е. сфера его ответственности переросла простую функциональную задачу, где показателем качества работы и квалификации было отсутствие претензий по наличию продукции.

Читать подробнее о структуре закупочного подразделения

@Ваш отдел снабжения основной игрок или рядовой специалист?

Шаг 6. Определите рынок снабжения – глобальные, локальные или местные закупки

Этот вопрос, пожалуй, наиболее спорный. Где и у кого покупать материалы, продукцию и услуги? По всему миру существует тенденция к глобальным закупкам, даже если внутренний рынок позволяет обеспечивать потребности компании. В России более или менее крупные компании стремятся также к поставкам всех материалов от прямого, желательно крупного, производителя, даже если объемы закупок являются слишком маленькими для данного поставщика.

Глобальные закупки являются стратегическим мероприятием с долгосрочным эффектом воздействия, что требует на начальном этапе довольно серьезных инвестиций: создание альянсов с поставщиком, интеграция процессов, совместные разработки, согласование структур прибыли и затрат, перемещение мест расположения производства и т.д.

То есть такие закупки выгодно применять только по отношению к стратегическим или дефицитным материалам с высоким уровнем технологичности. И важно учитывать все риски при глобальных закупках, особенно, логистические затраты, таможенные вопросы и, как правило, увеличивающиеся сроки и объемы поставок, что ведет к большим запасам. А с другой стороны в нашей стране мало производителей, способных предоставлять круглогодично необходимые объемы, стабильное должное качество и оптимальную цену. Решением будет «выращивание» собственного поставщика – партнера, но к этому вопросу надо подходить очень внимательно.

Заказать звонок

Шаг 7. Определите политику управления поставщиками

Этому вопросу необходимо уделить особое внимание – от того, какие отношения вы будете строить с поставщиками, как будете к ним относиться, зависит будущих успех закупок. Сейчас почти все увлеклись конкурсными закупками и политикой давления на поставщика, если размер закупок позволяет, хотя бы отчасти, оказывать давление на поставщика. На многих рынках это привело к снижению цены, но обратной стороной медали оказалось резкое снижение качества и без того не самого лучшего качества российской продукции.

Шаг 8. Разработайте стандарты и процедуры

Сделав все предыдущие шаги, вам необходимо будет разработать «Политику снабжения», регламенты и стандартные процедуры по всему процессу закупок, а также показатели, позволяющие оценить качество процесса. Пренебрежение регламентами и стандартами приведет к постоянным сбоям в процессе и бесконечному «тушению пожаров». Вариативность решений, возникающих в нестандартизированном процессе, не позволит добиться намеченных целей. Стандартизация и совершенствование процесса закупок – важный принцип снабжения и основа для его эффективности.

Наталья Уразова

Менеджер по закупкам – это специалист, благодаря которому любая торгующая компания или предприятие бесперебойно выполняют свою главную функцию – удовлетворяют спрос потребителей на определенную продукцию.

Средняя заработная плата: 50000 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность 78% Оплачиваемость 46% Конкуренция 51% Входной барьер 60% Перспективы 61% Именно этот сотрудник оформляет документацию на приобретаемые фирмой товары или сырье, организует перевозку, иногда сопровождает грузы и отвечает за то, что они прибудут в целости и вовремя. Менеджеру по закупкам нередко приходится иметь дело и с форс-мажорными обстоятельствами, когда товар, например, оказывается бракованным, и его нужно заменить, или когда надо осуществить внеплановую закупку. Такова эта профессия в общих чертах. Теперь познакомимся с ней поближе.

История

Ближе всего к сегодняшнему менеджеру по закупкам в Советском Союзе стояла профессия снабженца. Он занимался поиском и приобретением необходимых предприятию товаров и сырья. Ему нередко приходилось ездить в далекие командировки и прикладывать массу усилий, чтобы в условиях дефицита найти все что требовалось. Цена в те времена мало волновала и самих снабженцев, и их руководителей, поскольку все предприятия были государственными, зато к качеству порой предъявлялись завышенные требования.

В эпоху перестройки работа снабженца стала несколько хаотичной. В изменившихся обстоятельствах, в условиях нестабильности и неопределенности специалистам по закупкам сложно было найти то сырье или товар, которые удовлетворят потребителя. Проблемы возникали и с отпускной стоимостью материалов, которая менялась каждый час, и с транспортировкой приобретенных товаров к месту назначения.

Сегодня работа менеджера по закупкам упорядочена и подчинена международным стандартам. Это ответственная, уважаемая в обществе профессия, и ее популярность и востребованность еще долго будут оставаться стабильно высокими.

Описание и характеристика профессии

За все, что связано со снабжением, несет ответственность менеджер по закупкам. От правильно налаженной работы с поставщиками сегодня во многом зависит прибыль производственного предприятия или торговой компании. Эта должность есть в большинстве средних и практически во всех крупных фирмах – без нее совершенно не обойтись, менеджеры по закупкам нужны даже в ресторанах.

Именно этот сотрудник делает все необходимое, чтобы найти наиболее выгодные для компании предложения и пополняет склады качественным и недорогим сырьем и товарами, которые нужны для бесперебойной работы предприятия. Он должен разбираться в специфике деятельности таможни, вопросах права и стратегиях ценообразования, знать иностранные языки, без которых не обойтись во время переговоров с зарубежными партнерами, иметь ясное представление обо всей логистической цепочке.

От менеджера по закупкам напрямую зависит нормальная деятельность компании. Это важный для фирмы специалист, к которому предъявляются высокие требования.

Специальности, вузы и предметы ЕГЭ

Для работы в этой области понадобится высшее образование в сфере менеджмента. Такие программы есть практически в любом российском вузе, несколько примеров:

  1. НИУ «МЭИ» (Москва), Инженерно-экономический институт – программа бакалавриата «Логистические системы в экономике и управлении».
  2. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Байкальский государственный университет (Иркутск) – бакалавриат по профилю «международная логистика и управление поставками».
  3. Подготовку в бакалавриате по специальности «организация и управление бизнесом в сфере торговли» предлагают СПбПУ Петра Великого (Санкт-Петербург), ХГУЭП (Хабаровск) и СГТУ (Саратов).

Варианты обучения по разным профилям направления «менеджмент» (код специальности 38.03.02), так или иначе связанным с организацией закупок, на сегодняшний день предлагают десятки вузов страны, среди них есть такие крупные, как:

  • Российский университет дружбы народов (Москва);
  • НИУ «Высшая школа экономики» (Москва, Санкт-Петербург);
  • Оренбургский государственный университет;
  • Алтайский государственный университет (Барнаул);
  • Дальневосточный федеральный университет (Владивосток);
  • Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону).

В этих университетах студенты направления «менеджмент» помимо прочих специальных предметов изучают управление закупками и запасами, цепями поставок, логистику снабжения и другие профессиональные дисциплины, необходимые для эффективной работы в должности менеджера по закупкам.

Для поступления на любую связанную с менеджментом специальность в российский вуз потребуется сдать ЕГЭ по математике, обществознанию, русскому языку и, как правило, еще и по английскому. Проходные баллы в топовые университеты высокие – в сумме по четырем предметам – от 350 (в среднем больше 87 за один).

Не меньший интерес для работодателя представляют кандидаты с опытом в торговле и высшим образованием, совпадающим по профилю с родом деятельности компании: например, с фармацевтическим, если вакансия менеджера по закупкам открыта в аптеке, или с техническим, если специалиста ищут в автомобильный салон. Если фирма международная, просто необходимо выучить соответствующий иностранный язык, причем важна не «корочка», а реальные знания, поэтому высшее образование в этой сфере необязательно, можно пойти в любую языковую школу. Главное, чтобы знаний хватало для делового общения и переписки.

Сегодня можно найти массу бизнес-академий и учебных центров, которые предлагают курсы менеджеров по закупкам. К сожалению, от подобного обучения будет мало практической пользы, если нет опыта работы по профессии. В качестве серьезного базового образования учебу на таких курсах большинство работодателей всерьез не воспринимает. Но дополнительная прокачка может быть полезной тем, кто уже успешно трудится в торговле и хочет повысить квалификацию или освоить смежные компетенции.

Обязанности

Менеджер по закупкам должен:

  • контролировать качество продукции;
  • следить за тем, чтобы склад своевременно пополнялся, а товары или сырье всегда были в наличии;
  • составлять договоры и следить за тем, чтобы их условия исправно выполнялись всеми сторонами;
  • искать поставщиков, среди всей массы потенциальных партнеров выбирать наиболее выгодных для компании по критериям цены и качества;
  • вести переговоры с поставщиками;
  • планировать закупки.

Это базовый набор обязанностей менеджера по закупкам. В международных компаниях сотрудник на этой должности занимается еще и вопросами таможни и сопроводительной документацией.

Кому подходит профессия

Менеджер по закупкам должен обладать аналитическим складом ума, быть коммуникабельным, стрессоустойчивым и уже иметь хотя бы минимальный опыт работы в логистике или торговле до того, как он начнет свой путь в конкретной сфере. Чтобы претендовать на эту должность, нужно:

  • уметь эффективно вести переговоры;
  • быть юридически подкованным – знать основы коммерческого и гражданского права;
  • иметь навык составления договоров купли-продажи;
  • быстро и успешно работать с большими объемами информации.

Часто необходимо еще и знать специализированное программное обеспечение, например, 1С.

Заработная плата

Уровень дохода напрямую зависит не только от опыта и квалификации, но и от товарооборота компании. Средняя зарплата менеджера по закупкам в России по статистике за 2018 год составила 40–50 тысяч рублей.

Больше всего вакансий по этой специальности за прошедший год было открыто в Москве и Московской области – примерно треть от общего числа. На втором месте находятся Санкт-Петербург и Ленинградская область, в этом регионе работает 15 % всех менеджеров по закупкам. При этом по уровню зарплат Северная столица на шестом месте.

Лучше всего труд менеджеров по закупкам оплачивается в Москве и Ямало-Ненецком автономном округе, за ними идут Вологодская и Амурская области.

По данным за начало 2019 года:

  • 40 % работодателей согласны платить менеджеру по закупкам от 30 до 50 тысяч рублей;
  • более 30 % предлагают зарплату до 65 тысяч рублей;
  • и только 15 % могут дать на 12–30 тысяч рублей больше.

Как строить карьеру

Молодому специалисту, который пришел в профессию сразу после вуза, первые пару лет доверят заниматься составлением заказов и оформлением документов. Скорее всего, будут поручать несложные задачи, такие как контроль заполненности складов, или приставят в качестве ассистента к более опытному закупщику.

Стартовать в профессии также можно из смежных областей. Например, после работы менеджером по продажам, специалистом по логистике или ассистентом-переводчиком отдела продвижение по карьерной лестнице будет идти легче и быстрее.

Если карьера будет развиваться успешно, со временем есть шанс занять пост менеджера по закупкам, который ведет ключевых клиентов компании, или директора отдела.

Больше всего перспектив для профессионального развития и самые интересные условия предлагают компании, которые работают с зарубежными контрагентами. Самый большой стресс ждет менеджера по закупкам в розничных сетях – там ассортимент меняется ежедневно и работать в этих условиях трудно. Несколько менее напряженной будет работа на производстве, где приходится закупать сырье, или в сегменте В2В, однако там и зарплаты ниже.

Перспективы профессии

Люди производят и потребляют товары, и вряд ли в обозримом будущем это изменится. В условиях рыночной экономики профессия менеджера по закупкам всегда останется актуальной, и по мере экономического подъема будет расти и ее востребованность. Зарплата хорошего специалиста, который приносит прибыль своей компании, также будет увеличиваться.

Однако прежде чем остановить свой выбор на специальности «менеджер по закупкам», нужно всерьез задуматься о том, подходит ли эта работа конкретно вам. Не стоит думать только о стабильности и уровне заработной платы, оцените свои персональные качества. Если вы, к примеру, застенчивы или больше склонны к творчеству, чем к анализу, работа менеджера по закупкам будет вам в тягость и не принесет удовлетворения. Чтобы объективно оценить свои карьерные перспективы, пройдите тест на профориентацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *