Пользователи бухгалтерской отчетности должны трактовать мнение аудитора

1. Пользователи бухгалтерской отчетности должны трактовать мнение аудитора как:

а) подтверждение достоверности отчетности во всех существенных аспектах;

б) полное отсутствие ошибок;

в) полную гарантию будущей жизнеспособности.

2. Аудитор имеет право при аудите финансовой отчетности:

а) проверять фактическое наличие имущества, учтенного в документах;

б) требовать применения бухгалтерских программ, которыми владеет аудитор;

в) привлекать эксперта без согласования с экономическим субъектом.

3. При разработке внутрифирменных аудиторских стандартов аудиторская организация обязана руководствоваться:

а) только рекомендациями аккредитованных профессиональных аудиторских объединений;

б) только кодексом профессиональной деятельности;

в) нормативными актами, регулирующими аудиторскую деятельность, а также учитывать рекомендации аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

4. Аудитору необходимо принимать во внимание существенность:

а) только при оценке последствий искажений;

б) только при определении характера, сроков проведения, объема аудиторских процедур;

в) при определении характера, сроков проведения, объема аудиторских процедур, а также оценке последствий искажений.

5. Аудитору необходимо получить достаточное понимание процедур контроля в целях:

а) общения с руководством аудируемого лица;

б) разработки плана аудиторской проверки;

в) получения разъяснений от руководства аудируемого лица.

6. Начальные сальдо должны отражать учетную политику, применявшуюся в предыдущих отчетных периодах:

а) да;

б) нет;

в) данный вопрос решается по профессиональному суждению аудитора.

7. Аудитор должен получить доказательства признания руководством аудируемого лица:

а) только ответственности за достоверность финансовой отчетности;

б) только подписания финансовой отчетности;

в) ответственности за достоверность финансовой отчетности и ее подписания.

8. Аудиторские доказательства более убедительны, если они получены:

а) только из одного источника;

б) в результате опроса персонала аудируемого лица;

в) из различных источников, обладают различным содержанием и при этом не противоречат друг другу.

9. Начисление амортизации по основным средствам и нематериальным активам производится:

а) независимо от результатов хозяйственной деятельности аудируемого лица в отчетном периоде;

б) только в случае, если получена прибыль по итогам отчетного периода;

в) по усмотрению руководителя аудируемого лица.

10. Модифицированное аудиторское заключение с факторами, влияющими на аудиторское мнение, может быть:

а) с отрицательным мнением или с отказом от выражения мнения;

б) только с оговоркой;

в) с оговоркой, отказом от выражения мнения, отрицательным.

Обязательный Аудит

Мы предлагаем заказчикам два варианта взаимодействия:

  • Аудиторская проверка за периодфинансово-хозяйственной деятельности заказчика;
  • Аудиторское сопровождение Заказчика в течение года с выдачей аудиторского заключения по итогам года.

Аудиторское сопровождение включает в себя аудиторскую проверку в несколько этапов — по итогам деятельности организации за 6 (9) и 12 месяцев, а также консультирование заказчика по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения в течение года. В отличие от аудиторской проверки за период аудиторское сопровождение позволяет заказчику своевременно исправить в течение года допущенные ошибки и организовать эффективную систему бухгалтерского и налогового учета и систему внутреннего контроля, снижающую вероятность появления ошибок в будущем.

По результатам аудиторской проверки руководству и бухгалтерской службе Клиента предоставляются следующие документы:

  • аудиторское заключение;
  • аудиторский отчет по итогам аудиторской проверки;
  • письменная информация руководству проверяемого предприятия по резуль- татам аудиторской проверки.

Аудиторское заключение — выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемого предприятия и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Аудиторский отчет итогам аудиторской проверки — подробный аналитический документ об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского и налогового учета, отчетности, а также соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Аудиторский отчет включает все выявленные недостатки и нарушения с обязательным подробным обоснованием позиции аудитора со ссылками на действующее законодательство, а также рекомендации по дальнейшему отражению операций в учете и исправлению каждого из нарушений.

Налоговый аудит

Налоговый аудит – это комплексная независимая проверка учета, отражения в отчетности и уплаты налогов, оценка налоговых рисков предприятия.

Проведение налогового аудита стало актуальным вследствие постоянно меняющегося и во многом противоречивого налогового законодательства, значительного объема неурегулированных ситуаций.

Основной целью проведения налогового аудита является предупреждение штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам.

Налоговый аудит проводится по следующим направлениям:

  • Проверка правильности формирования налоговой базы;
  • Проверка точности налоговых расчетов;
  • Проверка обоснованности использования налоговых льгот;
  • Проверка применяемых схем оптимизации налогообложения;
  • Проверка правильности составления налоговых деклараций;
  • Рекомендации по исправлению допущенных неточностей/нарушений;
  • Оценка налоговых рисков (возможных последствий неисправления выявленных нарушений).

По итогам проведенного налогового аудита заказчик получает Отчет, содержащий подробное описание выполненных работ, выявленных неточностей/нарушений в налоговом учете и рекомендации по их исправлению и не допущению в последующей работе, а также описание возможных налоговых рисков.

По желанию заказчика проводится комплексный налоговых аудит по всем видам налогов и сборов либо аудит по конкретным видам налогов.

В случае предъявления претензий к заказчику со стороны налоговых органов после налогового аудита, выполненного специалистами Компании БИЗНЕСЭКСПЕРТИЗА, наша компания несет полную материальную ответственность за результаты своей работы.

Инициативный аудит

Инициативный аудит – проведение независимой аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия или отдельного участка бухгалтерского (налогового) учета по инициативному заданию заказчика.

Инициативный аудит, как правило, проводится:

  • по инициативе учредителя (собственника) предприятия (например, перед проведением проверки государственными органами);
  • при смене руководителя или главного бухгалтера компании заказчика.

Целью инициативного аудита является минимизация финансовых, налоговых и юридических рисков собственника.

Содержание, характер и объем работы, а также форма представления результатов по итогам инициативного аудита предварительно оговариваются в техническом задании. Техническое задание может предусматривать выполнение следующих работ:

  • полный аудит финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • проверку отдельных статей бухгалтерской отчетности;
  • выполнение комплексных ревизий имущества и обязательств;
  • анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности;
  • юридическую экспертизу хозяйственных договоров;
  • анализ расчетов с бюджетом по налогам и сборам ;
  • анализ эффективности управления предприятием, использования финансовых и материальных средств.

Результатом проведенного инициативного аудита станет Отчет с подробным описанием выявленных недостатков системы бухгалтерского и налогового учета, результаты юридической экспертизы и анализа финансового состояния предприятия, а также рекомендации по повышению эффективности деятельности проверяемого предприятия.

Аудит по специальным заданиям

Аудит по специальным заданиям — услуга, используемая в случаях, когда проводится аудит не по организации в целом, а по отдельному проекту или направлению деятельности, которые ведет данная организация, отдельным хозяйственным операциям:

  • Аудит совместной деятельности, т.е. аудиту подлежит совместный проект нескольких организаций;
  • Аудит консолидированной отчетности;
  • Аудит отдельных финансово-хозяйственных операций (сделок с ценными бумагами, внешнеэкономической деятельности и т.п.);
  • Аудит целевого использования средств;
  • Аудит системы внутреннего контроля организации и др.

Содержание, характер и объем заданий, а также форма представления результатов по итогам аудита предварительно оговариваются в техническом задании.

Результат данной работы оформляется, как правило, в виде отчета с подробным описанием проведенных аудиторских процедур, выявленных недостатков (нарушений) и рекомендаций по их исправлению.

См. начало:
CFA — Роль финансовой отчетности и анализа финансовой отчетности.

Годовые финансовые отчеты компаний, как правило, должны быть проверены (аудированы) независимой аудиторской фирмой в соответствии с установленными стандартами аудита.

Затем независимый аудитор составляет письменное заключение о финансовой отчетности. Такой отчет, содержащий мнение аудитора, также упоминается как аудиторский отчет, отчет аудитора или аудиторское заключение (англ. ‘audit report’).

Аудиторские отчеты могут различаться в разных странах, но минимальные компоненты отчета, в том числе специальный раздел, содержащий мнение аудитора, аналогичны.

Проведение аудита финансовой отчетности может потребоваться в рамках договорного соглашения, действующего законодательства или регулирования.

МСА, Международные стандарты аудита (ISA, International standards on auditing), были разработаны Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность (IAASB, International Auditing and Assurance Standards Board).

Этот орган возник из МФБ, Международной федерации бухгалтеров (IFAC, International Federation of Accountants).

МСА (ISA) были приняты во многих странах и упоминаются в аудиторских отчетах, выданных в этих странах.

Другие страны, такие как Соединенные Штаты, принимают свои собственные стандарты аудита. С принятием Закона Сарбейнса-Оксли в 2002 году в Соединенных Штатах, стандарты аудита для публичных компаний устанавливаются Советом по надзору за бухгалтерским учетом в публичных компаниях (PCAOB, Public Company Accounting Oversight Board).

В соответствии с международными стандартами аудита (МСА), основными целями аудитора при проведении аудита финансовой отчетности являются:

(a) получить разумную уверенность в том, что финансовая отчетность в целом свободна от существенного искажения как по причине недобросовестных действий, так и вследствие ошибки, чтобы аудитор оказался в состоянии выразить соответствующее мнение относительно того, действительно ли финансовая отчетность подготовлена во всех существенных отношениях в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности;

(b) подготовить аудиторское заключение о финансовой отчетности и представить его с учетом требований Международных стандартов аудита в соответствии с теми выводами, к которым пришел аудитор.

См. параграф ISA 200:11.

Публичные компании (т.е., компании, чьи ценные бумаги допущены к свободной торговле на биржах) могут также попадать под требования, установленные регулирующими органами или фондовыми биржами, такие как назначение независимого Комитета по аудиту в Совете директоров компании для наблюдения за процессом проведения аудита.

Процесс проведения аудита (или аудиторские процедуры, англ. ‘audit process’) обеспечивает основу для выражения независимым аудитором мнения о достоверном отражении в финансовой отчетности финансового положения, результатов деятельности, а также денежных потоков компании в соответствии с применяемыми компанией стандартами бухгалтерского учета.

Аудиторские проверки разрабатываются и проводятся с использованием выборочного метода, а также сумм статей финансовой отчетности, которые могут быть основаны на бухгалтерских оценках и допущениях. Это означает, что аудиторы не могут выражать мнение, которое обеспечивает абсолютную уверенность в точности финансовой отчетности.

Вместо этого, независимый аудиторский отчет обеспечивает разумную уверенность (англ. ‘reasonable assurance’) в том, что финансовая отчетность представлена достоверно (англ. ‘fairly presented’), а это означает, что существует высокая вероятность того, что проаудированные финансовые отчеты не содержат существенных искажений как по причине недобросовестных действий, так и вследствие ошибки (англ. ‘material error, fraud, or illegal acts’), которые оказывают непосредственное влияние на финансовую отчетность.

Выражение мнения в аудиторском заключении.

Независимое аудиторское заключение выражает мнение аудитора о достоверности проаудированной финансовой отчетности, при этом в нем указываются проаудированные финансовые отчеты, отчитывающаяся организация и дата.

Немодифицированное или положительное мнение без оговорок (англ. ‘unqualified audit opinion’, ‘unmodified audit opinion’ или ‘clean opinion’) в аудиторском заключении указывает на то, что финансовая отчетность «дает правдивое и достоверное представление» (по ISA, англ. ‘give true and fair view’) или «достоверно представлена» (по ISA и PCAOB, англ. ‘fairly presented’) в соответствии с применимыми стандартами бухгалтерского учета.

Положительное мнение аудитора — это то мнение, которое аналитики хотели бы видеть в аудиторском заключении финансового отчета.

Есть несколько других типов модифицированных мнений.

Мнение с оговоркой или условно положительное мнение аудитора (англ. ‘qualified audit opinion’) — это мнение, в котором есть некоторые исключения или расхождения со стандартами бухгалтерского учета.

Исключения описываются в аудиторском заключении дополнительными пояснительными пунктами, так, чтобы аналитик мог определить важность исключения.

Отрицательное мнение (англ. ‘adverse audit opinion’) выражается в заключении, когда аудитор определяет, что финансовая отчетность существенно отходит от стандартов учета и не достоверно представлена.

И, наконец, отказ от выражения мнения (англ. ‘disclaimer of opinion’) имеет место, когда по какой-либо причине, например, из-за ограничения объемов аудита (т.е. наложения ограничений на аудитора при проведении проверки), аудиторы не могут выразить свое мнение.

В аудиторском заключении также описывается основание для выражения мнения аудитора (англ. ‘basis for opinion’), а для публичных компаний, заключение также включает в себя раздел с обсуждением ключевых вопросов аудита (стандарты ISA — ‘Key Audit Matters’, стандарты PCAOB — ‘Critical Audit Matters’).

Обсуждение ключевых вопросов аудита (Key Audit Matters) в отчете аудитора требуется в соответствии со стандартом МСА (ISA) 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении», выпущенным IAASB и вступившим в силу в 2017 году.

Обсуждение критических вопросов аудита (Critical Audit Matters) также требуется стандартом AS 3101, выпущенным PCAOB и вступившим в силу в июне 2019 года.

Ключевые вопросы аудита определены как вопросы, которые аудитор считает наиболее важным, например, те, которые связаны с более высоким риском искажения, требуют использования руководством значительных суждений, или отражения последствий существенных сделок на протяжении отчетного периода.

Критические вопросы аудита (Critical Audit Matters) определены как вопросы, которые предполагают использование аудитором «особенно субъективных или сложных суждений» и аналогичным образом несут в себе более высокий риск искажения или требуют использования руководством значительных суждений и оценок.

Иллюстрация 10 представляет Отчет независимого аудитора для Volkswagen. Следует отметить, что Volkswagen получил немодифицированное аудиторское заключение (т.е., положительное, без оговорок) от PricewaterhouseCoopers за 2017 финансовый год.

Иллюстрация 10. Отчет независимого аудитора для Volkswagen.

После проведения аудиторской проверки, мы сделали следующее аудиторское заключение без оговорок, 23 февраля 2018.

Этот отчет изначально был подготовлен на немецком языке. В случае неясностей немецкая версия имеет преимущественное значение:

Для VOLKSWAGEN AKTIENGESELLSCHAFT, Wolfsburg (далее Компания). Аудиторское заключение о проверке консолидированной финансовой отчетности и отчета руководства группы.

Мнение.

Мы провели аудит консолидированной финансовой отчетности VOLKSWAGEN AKTIENGESELLSCHAFT, Wolfsburg, и ее дочерних компаний (далее Группа). Отчетность включает в себя отчет о прибылях и убытках и отчет о совокупном доходе, балансовый отчет, отчет об изменениях в собственном капитале и отчет о движении денежных средств за финансовый год с 1 января по 31 декабря 2017 года, а также примечания к консолидированной финансовой отчетности, включая краткое изложение основных положений учетной политики.

Кроме того, мы провели аудит отчета руководства Группы VOLKSWAGEN AKTIENGESELLSCHAFT, который сочетает в себе отчет руководства Компании, за финансовый год с 1 января по 31 декабря 2017 года.

Мы не проводили аудит частей отчета руководства Группы, перечисленных в разделе «Прочие сведения» нашего аудиторского заключения, в соответствии с требованиями немецкого законодательства.

По нашему мнению, на основе сведений, полученных в ходе проверки,

  • прилагаемая консолидированная финансовая отчетность соответствует во всех существенных отношениях МСФО (IFRS), принятым в ЕС, а также дополнительным требования немецкого коммерческого права в соответствии с § 315e Abs. 1 HGB и, в соответствии с этими требованиями, дает правдивое и достоверное представление об активах, обязательствах, а также финансовом положении Группы по состоянию на 31 декабря 2017 года, а также о ее финансовых результатах за финансовый год с 1 января по 31 декабря 2017 года, и
  • сопроводительный отчет руководства Группы в целом обеспечивает соответствующее представление о позиции Группы. Во всех существенных аспектах, этот отчет соответствует консолидированной финансовой отчетности, немецким правовыми требованиями и в нем соответствующим образом представлены возможности и риски будущего развития Группы. Наше аудиторское заключение по отчету руководства Группы не распространяется на содержание части отчета руководства Группы, перечисленные в разделе «Прочие сведения» нашего аудиторского заключения.

В соответствии с § 322 Abs. 3 Satz 1 HGB, мы заявляем, что наша проверка не привела к каким-либо оговоркам в отношении правового соответствия консолидированной финансовой отчетности и отчета управления Группы.

Основание для выражения мнения.

Мы провели аудит консолидированной финансовой отчетности и отчета управления Группы в соответствии с § 317 HGB и Правилами регулирования аудита ЕС (№ 537/2014, упоминаемые ниже как «Правила регулирования») и в соответствии с немецкими общепринятыми стандартами аудита финансовой отчетности, опубликованными Institut der Wirtschaftsprufer (IDW).

Наши обязанности в соответствии с этими требованиями и принципами дополнительно описаны в разделе «Обязанности аудитора по аудиту консолидированной финансовой отчетности и отчета управления Группа» нашего аудиторского заключения.

Мы независимы от компаний Группы в соответствии с требованиями европейского права и коммерческого и профессионального права Германии, и мы выполнили другие немецкие профессиональные обязанности аудитора в соответствии с этими требованиями.

Кроме того, в соответствии со Статьей 10 (2) пункт (f) Правил регулирования, мы заявляем, что мы не оказывали неаудиторских услуг, запрещенных в соответствии со статьей 5 (1) Правил регулирования. Мы считаем, что полученные нами аудиторские являются достаточными, чтобы служить основанием для нашего мнения о финансовой отчетности и отчета управления Группы.

Привлечение внимания — дизельная проблема.

Мы обращаем внимание на представленную информацию и заявления, сделанные в разделе «Ключевые события» примечаний к консолидированной финансовой отчетности и в разделе «Дизельная проблема» отчета руководства Группы, в отношении дизельной проблемы, включая информацию о лежащих в основе проблемы причинах, непричастности членов Совета директоров, а также влияние на данную финансовую отчетность.

Основываясь на результатах различных действий, принятых с целью изучения вопроса, которые лежат в основе консолидированной финансовой отчетности и отчета управления группы, мы делаем вывод о том, что до сих пор нет доказательств того, что члены Совета директоров были осведомлены о преднамеренной манипуляции программным обеспечением дизельных двигателей, до лета 2015 года.

Тем не менее, если в результате продолжающегося расследования будут получены новые твердые подтверждения, показывающие, что члены Совета директоров были ранее осведомлены о дизельной проблеме, это в конечном счете может оказать влияние на консолидированную финансовую отчетность и отчет управления Группы за 2017 финансовый год и предыдущие годы.

Оценочные обязательства, касающиеся гарантий и юридических рисков, отраженные в учете до сих пор, основаны на представленных на текущий момент подтверждениях. Из-за неизбежных неопределенности, связанных с текущим и ожидаемым судебным процессом, нельзя исключать, что оценка будущих рисков может быть различной.

Наше мнение о консолидированной финансовой отчетности и отчета руководства Группы не изменилось в отношении этого вопроса.

Источник: Годовой отчет Volkswagen за 2017 год.

В Соединенных Штатах, в соответствии с Законом Сарбейнса-Оксли, аудиторы должны также выразить свое мнение о системах внутреннего контроля компании. Эта информация может быть представлена ​​в виде отдельного заключения или включена в качестве параграфа в заключение о финансовой отчетности.

Система внутреннего контроля (англ. ‘internal control system’) является внутренней системой компании, которая предназначена, среди прочего, для того, чтобы обеспечить качественный процесс подготовки финансовой отчетности. Хотя руководство всегда несет ответственность за поддержание эффективной системы внутреннего контроля, закон Сарбейнса-Оксли значительно повышает ответственность руководства за демонстрацию того, что система внутреннего контроля компании являются эффективной.

В настоящее время регуляторы рынка ценных бумаг в США требуют от руководства публичных компаний явно брать на себя ответственность за эффективность системы внутреннего контроля, оценку эффективности внутреннего контроля с использованием соответствующих критериев контроля, обеспечение оценки достаточными компетентными доказательствами, и представления отчета о внутреннем контроле.

Хотя эти отчеты представляют собой определенные гарантии для аналитиков, они не являются непогрешимыми.

Финансовый аналитик должен всегда обладать здоровым скептицизмом при анализе финансовой отчетности.

Прочие источники информации для финансового аналитика.

Информация, описанная выше, в разделах посвященным основным финансовым отчетам и примечаниям к отчетности, как правило, предоставляется акционерам по крайней мере ежегодно.

Кроме того, компании также предоставляют информацию о вознаграждении своего руководства и руководителя, эффективности акций компании, а также любых потенциальных конфликтах интересов, которые могут существовать между управлением, Советом директоров и акционерами.

Эта информация может появиться в годовом отчете компании или других общедоступных документах. Государственные компании часто предоставляют эту информацию в уведомлениях о голосовании (англ. ‘proxy statement’), которые распространяются среди акционеров по вопросам, которые должны быть поставлены на голосование на ежегодном (или специальном) собрании акционеров.

Промежуточные отчеты (англ. ‘interim reports’) также предоставляются компанией два раза в год или ежеквартально, в зависимости от применяемых нормативных требований. Промежуточные отчеты обычно содержат четыре основных финансовых отчета и сокращенные примечания, но не проверяются аудиторами.

Эти промежуточные отчеты представляют обновленную информацию о деятельности и финансовом положении компании с момента последнего годового периода.

Компании также предоставляют текущую уместную информацию на своих сайтах, в пресс-релизах, а также в записях совещаний с аналитиками и инвесторами.

Одним типом пресс-релиза, который аналитики часто считают особенно важным, является периодическое объявление о финансовых результатах или прибыли (англ. ‘earnings announcement’).

Объявление финансовых результатов часто появляется задолго до того, как компания представит свои официальные финансовые отчеты. Такие объявления часто следуют после телеконференции, в которой старшие руководители описывают вопросы деятельности компании и отвечают на вопросы от участников телеконференции.

После конференции, Отдел по связям с инвесторами может опубликовать на веб-сайте компании запись (стенограмму) совещания в сопровождении слайдов и дополнительной обсуждавшейся информации.

При проведении анализа финансовой отчетности, аналитики должны рассмотреть все эти источники компании информации, а также информацию из внешних источников, касающуюся экономического окружения, отрасли, самой компании и аналогичных (сопоставимых) компаний.

Информация об экономике, отрасли и компаниях-аналогах полезна при использовании финансовых показателей компании в перспективе и в оценке будущего положения компании. В большинстве случаев информация из внешних источников (помимо самой компании) имеет решающее значение для эффективности анализа.

Например, аналитик, изучающий ориентированные на розничного потребителя компании, как правило, стремится изучить ее продукцию непосредственно (попробовать пищу или напитки, использовать шампунь или мыло, посетить магазины или гостиницу).

Аналитик, занимающийся сильно регулируемой отраслью, будет изучать существующие и ожидаемые правила регулирования.

Аналитик, занимающийся технической отраслью, получит соответствующую экспертизу лично или запросит ее у технического специалиста.

В целом, тщательное исследование отрасли выходит за рамки анализа финансовых отчетов.

В следующем разделе мы рассмотрим структурную основу (фреймворк) для использования всей этой информации в анализе финансовой отчетности.

См. далее:

CFA — Общий процесс проведения анализа финансовой отчетности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *