Понятие движимого и недвижимого имущества

19 февраля — предельный срок представления отчетности по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, за 2020 год. В этом году владельцы недвижимости отчитываются по форме Налоговой декларации по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, утвержденной приказом Минфина от 10.04.2015 г. № 408 (далее — Декларация), в редакции от 18.01.2019 (т.е. с учетом изменений, внесенных в форму отчетности приказом Минфина от 15.11.2018 г. № 897). Многие налогоплательщики будут заполнять обновленную Декларацию впервые (ведь в прошлом году контролеры принимали в т.ч. Декларации, составленные по форме в предыдущей редакции). Ввиду этого предлагаем ознакомиться с общими правилами заполнения отчетности, в частности с учетом нововведений

Отчетность по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, составляют и представляют только юридические лица. Исчисление суммы налога по объекту/объектам нежилой недвижимости, находящимся в собственности физических лиц (в т.ч. физических лиц — предпринимателей!), осуществляется контролирующим органом. Соглашаются с этим и фискалы. Так, в категории 106.01 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua) размещено разъяснение, согласно которому:

«Поскольку ст. 266 НКУ не определен такой плательщик, как физическое лицо — предприниматель, то данный плательщик — владелец объектов жилой и нежилой недвижимости уплачивает налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, согласно нормам, предусмотренным для физических лиц».

Обратите внимание

В случае если субъект хозяйствования является владельцем жилой и/или нежилой недвижимости и у него есть документальное подтверждение отнесения данного объекта к категориям, определенным пп. 266.2.2 НКУ, то такой субъект хозяйствования освобождается от обязанности представлять Декларацию (разъяснение из категории 106.07 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).

При этом если субъект хозяйствования приобрел и продал объект недвижимости в пределах одного месяца, то при наличии документального подтверждения, свидетельствующего о переходе прав собственности от продавца к покупателю, он освобождается от обязанности уплаты и представления Декларации (разъяснение из категории 106.07 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).

К тому же стоит сказать: если сельский, поселковый, городской совет или совет объединенных территориальных общин, созданных согласно закону и перспективному плану формирования территорий общин, не приняли решение об установлении ставок налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, то минимальной ставкой такого налога является 0%.

В описанной ситуации, по мнению контролеров, нулевые налоговые обязательства нужно декларировать на общих основаниях (разъяснение специалистов ГУ ГФС в Днепропетровской области).

А сейчас перейдем к самому заполнению формы.

Напомним

В случае незаполнения отдельных строк/граф из-за отсутствия значения — в них ставятся прочерки (при подаче в бумажном виде) или они не заполняются (при представлении средствами электронной связи).

Заголовочная часть Декларации

Прежде всего плательщику налога на недвижимость необходимо путем проставления отметки «х» указать тип представляемой Декларации. Если Декларация представляется впервые (в т.ч. и в случае, когда плательщик впервые представляет отчетность с опозданием), указывают тип «звітна».

Если после представления Декларации за отчетный период налогоплательщик представляет новую Декларацию с исправленными показателями до истечения предельного срока представления Декларации за такой же отчетный период, т.е. в период по 19 февраля включительно, тип такой Декларации — «звітна нова».

Декларацию с исправленными показателями, которая будет представлена после 19 февраля (при условии, если ранее за этот же отчетный период уже представляли «звітну» (или «звітну» и «звітну нову») Декларацию), следует обозначить как «уточнююча».

Вместе с тем обратим внимание на ситуацию, когда в течение отчетного года возникает право собственности на новый объект недвижимости.

Итак, если местонахождение вновь приобретенной недвижимости соответствует коду органа местного самоуправления, по которому Декларацию уже представляли, налоговые обязательства следует задекларировать в отчетности с пометкой «звітна нова» или «уточнююча» — в зависимости от того, до или после 19.02.2020 будет представляться отчетность.

В свою очередь, в случае, когда недвижимость приобретена на территории новой административно-территориальной единицы, представить отчетность необходимо будет, подав «звітну» Декларацию, даже если это произойдет после 19 февраля.

Напомним

Что касается вновь созданного (нововведенного) объекта жилой и/или нежилой недвижимости, декларацию юридическое лицо — плательщик представляет в течение 30 к.дн. со дня возникновения права собственности на такой объект, а налог уплачивает начиная с месяца, в котором возникло право собственности на данный объект (пп. 266.7.5 НКУ).

Относительно поля «починаючи з», то согласно разъяснению контролеров из категории 106.07 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua), оно заполняется (арабскими цифрами) в случаях:

— представления Декларации по вновь созданным (нововведенным) объектам жилой и/или нежилой недвижимости (проставляется месяц, с которого возникают налоговые обязательства);

— при переходе права собственности на объект жилой и/или нежилой недвижимости в течение отчетного года (приобретен/продан объект недвижимости) (проставляется месяц, с которого возникают/прекращаются налоговые обязательства);

— уточнения налоговых обязательств (указывается месяц, с которого осуществляется уточнение показателей).

В строке «порядковий №», учитывая примечание, должен указываться номер Декларации арабскими цифрами, начиная с единицы, последовательно в порядке возрастания количества представленных с начала года Деклараций.

Вместе с тем в своих разъяснениях (разъяснение из категории 106.07 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)) контролеры уточняют: нумерация осуществляется отдельно по каждому типу Декларации.

Например, если это первая Декларация в отчетном году, то представляют «звітну» Декларацию, в строке «порядковий №» которой указывают 1, а в поле «звітна» — отметку Х.

В случае если плательщик налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, представляет в контролирующий орган по местонахождению объекта налогообложения первую «уточняющую» Декларацию, где уточняется начисленная сумма налога после наступления предельного срока представления декларации, то в поле «уточнююча» проставляется отметка Х, а в строке «порядковий №» — 1.

При представлении в течение года второй уточняющей Декларации, где уточняется налоговое обязательство по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в строке «порядковий №» проставляется 2 и т.д.

Обратите внимание

Если плательщик представляет Декларации в несколько контролирующих органов, то должна вестись отдельная нумерация Деклараций по каждому из таких органов. То есть если плательщик, например, представит по одной «уточнюючій» Декларации по двум кодам органов местного самоуправления, порядковый номер каждой из них будет 1.

Строка 2 «Податковий період» предусматривает обязательное указание года, за который представляют отчетность: в нашем случае (при представлении «звітної» Декларации) — 2020 год.

Строка 3 — указывается полное наименование плательщика согласно данным, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (далее — ЕГР): в отведенном поле необходимо без сокращений и аббревиатур указать организационно-правовую форму и название юридического лица (например, «Товариство з обмеженою відповідальністю «Абетка»).

Налоговым номером юрлиц в общем случае является код ЕГР (пп. 1 п. 2.2 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588).

Налоговым номером юрлиц-нерезидентов, не имеющих код по ЕГР, является регистрационный (учетный) номер налогоплательщика, который присваивается контролирующими органами.

Код вида экономической деятельности (КВЭД) следует указывать тот, который значится основным согласно данным ЕГР.

Налоговым адресом юридического лица является местонахождение такого юридического лица, сведения о чем содержатся в ЕГР (п. 45.2 НКУ).

В частности, в соответствующем поле должны быть указаны улица, № дома, № офиса, город (населенный пункт), район (если населенный пункт не является райцентром) область (если город не является областным центром). Общепринятыми являются также сокращение «вул.» вместо «вулиця», «буд.» вместо «будинок» и др.

Электронный адрес указывается по желанию плательщика. А вот поля для указания почтового индекса, междугороднего кода и телефона/факса предусмотрены как обязательные для заполнения (на случай, если городского телефона юрлицо не имеет, советуем в поле, отведенном для номера телефона, указать контактный мобильный номер, который значится в ЕГР как информация для осуществления связи с юридическим лицом).

Строка 4 — указывают наименование соответствующего контролирующего органа, в который представляется Декларация. Примечание к соответствующей строки содержит напоминание: в соответствии с пп. 266.7.5 НКУ плательщик налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, представляет Декларации в соответствующие контролирующие органы по местонахождению объекта(ов) налогообложения, в которых состоит на учете плательщиком данного налога (по основному и/или основному месту учета).

В случае создания объединенной территориальной общины, в которую входят территориальные общины административно-территориальных единиц, расположенных в разных районах, Декларация представляется в соответствующий орган по местонахождению административного центра объединенной территориальной общины.

При указании наименования контролирующего органа не будет считаться ошибкой, если название контролирующего органа указать с сокращениями (например, «ДПІ у Дарницькому районі ГУ ДПС у м. Києві»).

Обратите внимание

Юридическим лицам, являющимся владельцами объектов жилой и/или нежилой недвижимости на территории АР Крым и г. Севастополя, налоговики рекомендуют представлять отчетность в контролирующий орган по месту своего нахождения и уплачивать налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в местный бюджет по месту своего нахождения (разъяснение из категории 106.07 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)). Соответственно, в данном случае в строке 4 необходимо указывать территориальный орган ГНС, где юрлицо учитывается по основному месту учета.

Юрлица, включенные в Реестр крупных налогоплательщиков, налоговую отчетность за объекты недвижимости, расположенные в пределах населенного пункта местонахождения территориальных управлений Офиса КПН (города Киев, Днепр, Одесса, Львов, Запорожье, Харьков), представляют в территориальное управление Офиса КПН такого города (разъяснение из категории 106.07 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).

Указывать код органа местного самоуправления по местонахождению объекта/объектов жилой и/или нежилой недвижимости по КОАТУУ в заголовочной части формы Декларации сейчас не требуется (для этого отведены отдельные поля в приложениях, о которых речь пойдет далее).

Сразу же подчеркнем: в случае существования объектов недвижимости, находящихся на территории административно-территориальных единиц, которые соответствуют разным кодам по КОАТУУ органов местного самоуправления, но обслуживаются одним соответствующим контролирующим органом, представляется одна Декларация с несколькими приложениями соответствующего типа. Количество приложений определенного типа должно соответствовать количеству кодов по КОАТУУ органов местного самоуправления, соответствующих административно-территориальным единицам, на территории которых расположен объект(ы) недвижимости соответствующего вида.

Основная (табличная) часть Декларации

В отличие от предыдущей редакции формы Декларации, сегодня никаких расчетов налоговых обязательств в основной части Декларации не делают: для этого есть приложения.

Фактически в табличную часть Декларации переносятся из приложений обязательства за текущий период, начисленные к уплате, а также в случае представления уточненной отчетности — суммы налоговых обязательств, начисленных до увеличения/уменьшения, и суммы штрафов и пени. Акцентируем внимание: перечисленные показатели декларируются для объектов жилой и нежилой недвижимости отдельно.

Следовательно, при представлении отчетной декларации налогоплательщику достаточно заполнить только одну или две строки основной части декларации (т.е. строки 5.1, 6.1 — в зависимости от того, имеет ли такой плательщик в собственности объект(ы) только жилой, только нежилой недвижимости или обоих видов), а также указать в строке 7 количество приложений соответствующего типа, представляемых вместе с декларацией.

К тому же при необходимости — если налогоплательщик считает, что форма Декларации вопреки НКУ увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства, соответствующие суждения могут быть изложены в составленном в произвольной форме дополнении, которое будет считаться неотъемлемой частью Декларации (п. 46.4 НКУ). В случае представления соответствующего дополнения напротив поля «Доповнення до Податкової декларації (заповнюється і подається відповідно до пункту 46.4 статті 46 глави 2 розділу II Податкового кодексу України)» необходимо поставить отметку Х. Ну и, конечно, Декларацию необходимо подписать, поставив дату заполнения.

Приложения

Как уже упоминалось, основную часть сведений налогоплательщики должны указывать именно в приложениях (расчетах). В частности, последних формой декларации предусмотрено два:

— Расчет в части объектов жилой недвижимости (приложение 1), далее — Расчет 1;

— Расчет в части объектов нежилой недвижимости (приложение 2), далее — Расчет 2.

Обратите внимание

Приложения являются неотъемлемой частью Декларации. Соответствующий тип приложения обеспечивает исчисление налогового обязательства по соответствующему виду объекта(ов) налогообложения. При отсутствии у плательщика соответствующего вида объекта налогообложения тип приложения, в котором исчисляется налоговое обязательство для данного вида объекта налогообложения, к Декларации не прилагается.

По содержанию Расчеты 1 и 2 похожи, поэтому одновременно рассмотрим оба, акцентируя внимание на отдельные различия.

Заполнение каждого из расчетов начинается с указания порядкового номера Декларации (он должен быть идентичен порядковому номеру, зафиксированному в заголовочной части Декларации) и номера расчета.

Что касается номера расчета — в примечании объясняется: порядковый номер расчета необходимо указывать арабскими цифрами, начиная с единицы, последовательно по порядку возрастания. Общее количество расчетов/приложений равно строке 7 основной части Декларации и зависит от количества органов местного самоуправления, на территории административно-территориальных единиц которых расположены объекты недвижимого имущества. И, конечно же, Расчеты 1, 2 следует нумеровать отдельно.

Далее в расчете указывается код по КОАТУУ органа местного самоуправления, поле для которого ранее было отведено в заголовочной части Декларации. В соответствующей строке фиксируется код по КОАТУУ органа местного самоуправления, полномочия которого распространяются на административно-территориальную единицу, на территории которой расположен объект(ы) недвижимости. При создании объединенной территориальной общины отмечается код по КОАТУУ органа местного самоуправления, отвечающего административному центру объединенной территориальной общины. По каждому такому коду по КОАТУУ составляется отдельное приложение.

Структурно как Расчет 1, так и Расчет 2 состоят из двух отдельных таблиц:

— І. Расчет налогового обязательства;

— ІІ. Уточнение налогового обязательства.

На заполнении таблицы, предназначенной для расчета налоговых обязательств, остановимся подробнее.

В колонке 2 должен быть указан код тип объекта.

Как помним, при заполнении декларации в предыдущей редакции мы пользовались условными кодами, предусмотренными в примечании. Однако сегодня код типа объекта следует указывать в соответствии с Государственным классификатором зданий и сооружений ДК 018-2000, утвержденным приказом Госстандарта Украины от 17.08.2000 г. № 507 (далее — Классификатор). Если в правоустанавливающих документах на объект недвижимости не указан код согласно Классификатору, из Классификатора избирается код, который больше всего соответствует типу недвижимости, зафиксированному в правоустанавливающих документах.

В колонке 3 должен указываться код по КОАТУУ административно-территориальной единицы по месту расположения объекта(ов) недвижимости.

В колонке 4 необходимо указать регистрационный номер объекта недвижимости, т.е. индивидуальный номер, который присваивается каждому индивидуально определенному объекту недвижимого имущества при проведении государственной регистрации права собственности на него впервые, не повторяется на всей территории Украины и остается неизменным в течение всего времени существования данного объекта (ч. 1 ст. 15 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» от 01.07.2004 г. № 1952-IV).

В колонках 5 и 6 должны указывать даты регистрации права собственности и прекращения права собственности соответственно.

Колонку 7 должны заполнять плательщики, владеющие объектами недвижимости не единолично: в данной колонке должен указываться размер доли/разделения общей площади объекта недвижимости, находящийся в совместной частичной, общей совместной собственности (например, 1/2).

В колонке 8 фиксируется общая площадь объекта налогообложения — в метрах квадратных с двумя знаками после запятой.

При условии нахождения объекта налогообложения в общей собственности указывается размер (площадь), принадлежащий декларанту такого объекта.

В колонках 9–12 плательщики должны указывать количество месяцев нахождения объекта недвижимости в собственности плательщика в каждом из 4 кварталов отчетного года соответственно.

При этом в примечании к соответствующей колонке прописано напоминание: в случае перехода права собственности на объект налогообложения от одного владельца к другому в течение календарного года для предыдущего владельца не учитывается месяц, в котором прекратилось право собственности на указанный объект, а для нового владельца учитывается месяц, в котором он получил право собственности (пп. 266.8.1 НКУ).

Колонка 13 предназначена для ставки налога, которую необходимо указывать в процентах.

В примечании к колонке 13 уточняется: если решение органа местного самоуправления, которым определена ставка налога, принято по форме, утвержденной постановлением КМУ «Об утверждении форм типовых решений об установлении ставок и льгот по уплате земельного налога и налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка» от 24.05.2017 г. № 483 (далее — Типовая форма), указывается ставка, отвечающая соответствующему коду объекта недвижимого имущества. А при условии, когда решение органа местного самоуправления принято не по Типовой форме и ставки налога определены без применения кодов согласно Классификатору, фиксируется ставка, определенная для объекта недвижимого имущества, который наиболее соответствует типу недвижимости, указанному в правоустанавливающих документах.

Вместе с тем поскольку ставки налога на недвижимость устанавливаются в процентах от размера минимальной зарплаты, определенной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 кв.м базы налогообложения (пп. 266.5.1 НКУ), в колонке 14 должен фиксироваться именно размер минимальной заработной платы на 1 января отчетного года (в 2020 году — 4723 грн).

Обратите внимание

В категории 106.03 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua) контролери предложили юридическим лицам — владельцам объектов недвижимости на территории АР Крым и г. Севастополя представлять в контролирующий орган по своему местонахождению налоговые декларации и уплачивать налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка по ставкам, установленным сельским, поселковым или городским советами по местонахождению данного юридического лица.

Колонка 15 Расчета 1 заполняется в случае, если на налогоплательщика распространяет свое действие пп. «ґ» пп. 266.7.1 НКУ. Согласно последнему при наличии в собственности налогоплательщика объекта (объектов) жилой недвижимости, в т.ч. его доли, находящейся в собственности физического или юридического лица — налогоплательщика, общая площадь которого превышает 300 кв.м (для квартиры) и/или 500 кв.м (для дома), сумма налога, рассчитанная в соответствии с подпунктами «а» – «г» пп. 266.7.1 НКУ, увеличивается на 25000 грн в год за каждый такой объект жилой недвижимости (его долю).

Следовательно, во время заполнения Расчета 1 в колонке 15 при необходимости нужно указать 25000. В то же время если пп. «ґ» пп. 266.7.1 НКУ на декларанта не распространяется, в ячейке ничего не указывают.

К слову: поскольку пп. «ґ» пп. 266.7.1 НКУ касается только объектов жилой недвижимости, Расчет 2 аналогичной колонки не содержит. В связи с этим дальнейшая нумерация колонок Расчетов 1 и 2 не будет совпадать.

В колонке 16 Расчета 1 (в колонке 15 Расчета 2) следует указывать годовую сумму налога, в гривнах с копейками с двумя знаками после запятой, по каждому задекларированному объекту.

Формулы для исчисления необходимой суммы приведены в примечаниях к соответствующим колонкам.

Так, годовая сумма налога за объекты жилой недвижимости рассчитывается по формуле:

к. 8 р. 2.n × к. 13 р. 2.n × к. 14 р. 2.n : 100 + к. 15 р. 2 n,

где: n — порядковый номер строки.

В свою очередь, для расчета годовой суммы налога за объекты нежилой недвижимости стоит воспользоваться формулой:

к. 8 р. 2.n × к. 13 р. 2.n × к. 14 р. 2.n : 100,

где: n — порядковый номер строки.

Например, если в собственности юридического лица находится квартира площадью 350 кв.м (колонка 8 строки 2.1 Расчета 1) а ставка налога для соответствующего объекта недвижимости равна 1,5% (колонка 13 строки 2.1 Расчета 1), то при заполнении отчетной декларации за 2020 год показатель колонки 16 Расчета 1 составит:

350,00 × 1,5 × 4723 : 100 + 25000 = 49795,75 грн.

Колонки 17–19 Расчета 1 (колонки 16–18 Расчета 2) предназначены для внесения «льготной» информации, а именно кода льготы, размера льготы и суммы льготы соответственно (конечно, если льготы были установлены).

Напомним

Согласно с пп. 266.4.2 НКУ органы местного самоуправления должны до 25 декабря года, предшествующего отчетному, предоставить в соответствующий контролирующий орган по местонахождению объекта жилой и/или нежилой недвижимости информацию о ставках и предоставленных льготах юридическим и/или физическим лицам по уплате налога на недвижимое имущество. Действующим Справочником льгот № 95/1 предусмотрен код соответствующей льготы — 18010402. Именно этот код должен попасть в колонку 17 Расчета 1 (в колонку 16 Расчета 2).

Размер льготы указывают в процентах (предположим, 100), а сумму — в гривнях с копейками с двумя знаками после запятой.

Сумма льготы рассчитывается пропорционально к количеству месяцев нахождения недвижимого имущества в собственности (формула для расчета суммы — в примечаниях к соответствующим колонкам — к колонке 19 Расчета 1 и колонке 18 Расчета 2).

Например, если годовая сумма налога (колонка 15 строки 2.1 Расчета 2) составляет 60000 грн, в первом квартале объект недвижимости находился в собственности плательщика 2 месяца (колонка 9 строки 2.1 Расчета 2), а остальные кварталы (графы 10–12 строки 2.1 Расчета 2) — по 3 месяца, размер льготы (колонка 17 строки 2.1 Расчета 2) равен 50%, то сумма льготы (колонка 18 строки 2.1 Расчета 2) составит:

60000,00 / 12 х 11 х 50 / 100 = 27500 грн.

В колонках 20–24 Расчета 1 и колонках 19–23 Расчета 2 указывают сумму налоговых обязательств к уплате — всего, а также авансовых взносов — за каждый квартал.

Общая сумма налогового обязательства к уплате («усього») рассчитывается по формулам, приведенным в примечаниях к колонкам 20 Расчета 1 и 19 Расчета 2, и указывается в гривнях с копейками с двумя знаками после запятой.

Например, если годовая сумма налога (колонка 15 строки 2.1 Расчета 2) составляет 60000 грн, в первом квартале объект недвижимости находился в собственности плательщика 2 месяца (колонка 9 строки 2.1 Расчета 2), а остальные кварталы (графы 10–12 строки 2.1 Расчета 2) — по 3 месяца, сумма льготы (колонка 18 строки 2.1 Расчета 2) равна 27500 грн, то общая сумма налогового обязательства к уплате (колонка 19 строки 2.1 Расчета 2) составит:

60000,00 : 12 × 11 – 27500,00 = 27500,00 грн.

Для исчисления размеров квартальных авансовых взносов также предусмотрены формулы, за которыми следует обращаться к примечаниям.

Например, если общая сумма налогового обязательства к уплате (колонка 19 строки 2.1 Расчета 2) составляет 27500 грн, а всего в течение отчетного года объект недвижимости будет находиться в собственности юридического лица 11 месяцев (в 1 квартале — 2 месяца (колонка 9 строки 2.1 Расчет 2), а остальные кварталы (графы 10–12 строки 2.1 Расчета 2) — по 3 месяца), то размеры квартальных авансовых взносов будут равны:

— за І квартал (колонка 20 строки 2.1 Расчета 2) = 27500,00 : 11 × 2 = 5000,00 грн;

— за ІІ квартал (колонка 21 строки 2.1 Расчета 2) = 27500,00 : 11 × 3 = 7500,00 грн;

— за ІІІ квартал (колонка 22 строки 2.1 Расчета 2) = 27500,00 : 11 × 3 = 7500,00 грн;

— за IV квартал (колонка 23 строки 2.1 Расчета 2) = 27500,00 – (5000,00 + 7500,00 + 7500,00) = 7500,00 грн.

В строке 3 расчетов должна быть просуммирована и указана сумма налоговых обязательств к уплате (всего и авансовых взносов — за каждый квартал) по всем объектам недвижимости.

Что касается таблицы, предназначенной для уточнения налоговых обязательств, то она заполняется в случае представления уточняющего расчета, содержащего исправленные показатели, в составе уточняющей Декларации за налоговый (отчетный) период, который уточняется, или в составе отчетной или отчетной новой Декларации за какой-либо следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены налогоплательщиком.

В строке 4 должны быть указаны суммы, начисленные по данным ранее представленного расчета (их следует перенести со строки 3 приложения 1 к Декларации, которая уточняется, или строки 6 Декларации в ее предыдущий редакции).

В строках 5 и 6 указываются суммы, начисленные к увеличению или уменьшению налогового обязательства за год, который уточняется, соответственно.

Строка 7 предназначена для указания размера штрафной санкции, применяемой в случае занижения в ранее представленной Декларации суммы налоговых обязательств, которая самостоятельно согласуется плательщиком, определенной согласно нормам пп.пп. «а» или «б» абз. 3 п. 50.1 НКУ: если сумма недоплаты определена Декларацией с отметкой «звітна», «нова звітна» — применяется штраф в размере 5%, если с отметкой «уточнююча» — штраф в размере 3%.

В строке 8 плательщик должен указать сумму пени, начисленную им самостоятельно в соответствии с пп. 129.1.3 и абз. 2 п. 129.4 НКУ.

Алена ГАРНИК,

эксперт-аналитик компании ЛІГА:ЗАКОН

Определение понятия «движимое имущество»

Согласно статье 130 ГК РФ все вещи делятся на недвижимые и движимые.

Определение движимого имущества производится по принципу исключения: к движимому имуществу относятся все вещи, которые не являются недвижимыми, в том числе деньги и ценные бумаги (п. 2 ст. 130 ГК РФ). То есть все, кроме земли и того, что с ней связано (здания, сооружения, земельные участки, объекты незавершенного строительства и т.п., а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские судна, суда внутреннего плавания, космические объекты).

Таким образом, легальное определение движимых вещей в законодательстве отсутствует.

Словари дают следующие определения понятий движимое имущество (движимость).

Движимость — имущество, в противоположность недвижимости, не связанное с землей, не прикрепленное к ней. К движимости относятся вещи, которые могут сами передвигаться (животные). Движимостью являются также деньги, обязательные права требования, ценные бумаги, долговые свидетельства (закладные), исполнительные листы (Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003).

Критерии отнесения имущества к движимому. Отличия движимого имущества от недвижимого

1) Прочная связь с землей. Критерием отнесения имущества к движимому является прочная связь с землей. Суть его заключается в следующем: если имущество можно переместить без несоразмерного ущерба его назначению, то оно движимое, если нельзя — недвижимость.

Статья 130 ГК РФ прямо называет объекты, относящиеся к недвижимому имуществу: земельные участки, участки недр, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, жилые и нежилые помещения, машино-места.

Вместе с тем, некоторые виды имущества, несмотря на отсутствие прочной связи с землей и простоту их перемещения, относятся к недвижимому имуществу в силу прямого указания закона. Речь идет о воздушных и морских судах, судах внутреннего плавания (абз. 3 п. 1 ст. 130 ГК РФ).

2) Индивидуальная определенность. Движимое имущество может быть индивидуализировано, например, предметом сделки может являться конкретный автомобиль, произведение искусства (картина, рукопись, скульптура). Но движимое имущество не всегда индивидуально определено. Например, предметом сделки может быть 10 килограммов муки, 10 тонн сахарной свеклы или 100 тонн ячменя. Наличие дополнительных критериев к сортам и качеству указанной продукции не будет свидетельствовать об индивидуальной определенности имущества, являющегося предметом договора. Недвижимость же всегда определена четко (например, у здания есть в том числе адрес, кадастровый номер и технические характеристики — площадь, этажность и др.).

Например, к движимому имуществу относятся:

  • транспортное средство. Транспортные средства не отнесены законом к объектам недвижимости, в связи с чем относятся к движимому имуществу. При отчуждении транспортного средства право собственности у приобретателя возникает согласно общему правилу — в момент передачи транспортного средства. При этом регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности. Отсутствуют в законодательстве и нормы о том, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, если прежний собственник не снял его с регистрационного учета («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017).
  • рекламная конструкция, размещенная на земельном участке, несмотря на прочную связь с землей является движимой вещью, поскольку рекламная конструкция всегда устанавливается на определенный срок и демонтируются (перемещаются) без несоразмерного ущерба назначению их как технических средств. При демонтаже рекламной конструкции (движимой вещи) ее собственник лишается не своего имущества в виде рекламной конструкции, а места, на котором такая конструкция была установлена (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 N 8263/10; Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 N 5798/14 по делу N А50-6337/2013).
  • государственные награды РСФСР и СССР являются движимым имуществом (Письмо Росимущества от 24.08.2017 N 06/33327ж).

Не относятся ни к движимому, ни к недвижимому имуществу:

  • ограждение, колодец, асфальтовое покрытие, инженерная инфраструктура судебная практика зачастую вообще не признает ни движимыми, ни недвижимыми вещами. Эти объекты не имеют самостоятельного значения, поэтому их рассматривают как принадлежность вещи или как вспомогательную (составную) часть недвижимой вещи. Для отнесения вещи к движимому или недвижимому имуществу, данная вещь должна быть отдельным объектом гражданского оборота, следовательно, такой объект может являться и объектом гражданских прав, имуществом, вещью (ст. 128, п. 2 ст. 130 ГК РФ).
  • имущество, являющееся частью имущественного комплекса. Если движимые вещи включаются в качестве составной части в имущественный комплекс (например, предприятие), относящийся к недвижимости, то они автоматически на период подобного включения утрачивают качество движимого имущества.

Отличия движимого от недвижимого имущества в правовом регулировании

Разная материальная и правовая природа движимого и недвижимого имущества часто предопределяет разницу в порядке приобретения, реализации и защиты прав на такое имущество.

Можно выделить, в частности, следующие отличия:

Государственная регистрация. Регистрация прав на движимые вещи не требуется за исключение случаев, предусмотренных законом (например, регистрация транспортного средства, оружия, выпуска ценных бумаг и т.д.). Вещные права на недвижимость, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение нужно регистрировать (п. 1 ст. 131 ГК РФ). Подлежит государственной регистрации право собственности, хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами;

Форма сделки. Для сделки с движимым имуществом нужна простая письменная форма. В то же время для большинства сделок с недвижимостью предусмотрена письменная форма в виде одного документа. Несоблюдение этого требования влечет недействительность договора. Например, это справедливо для купли-продажи или аренды недвижимого имущества (ст. 550, п. 1 ст. 651 ГК РФ);

Место исполнения обязательства. По местонахождению недвижимости, в отличие от движимого имущества, определяется место исполнения некоторых обязательств (п. 1 ст. 316 ГК РФ);

Залог движимого имущества регистрировать не нужно, поскольку такой залог не относится к случаям обязательности регистрации, предусмотренным статьей 339.1 ГК РФ. Залог недвижимого имущества (ипотека) подлежит регистрации в ЕГРН (ст. 19 Закона об ипотеке);

Срок приобретательской давности. В случае приобретения прав на имущество в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ) для движимого имущества установлен срок владения 5 лет, для недвижимого — 15 лет;

Право собственности на бесхозяйные вещи. Различен порядок приобретения права собственности на бесхозяйные движимые и недвижимые вещи (ст. 225 ГК РФ). Основание возникновения права собственности на движимые бесхозяйные вещи — истечение срока приобретательной давности (п. 1 ст. 234 ГК РФ). Для признания права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество дополнительно предусмотрен особый порядок приобретения прав.

Место открытия наследства по месту нахождения движимости и недвижимости. При определении места открытия наследства после смерти наследодателя, последнее место жительства которого неизвестно или находится за пределами РФ, состав движимого и недвижимого имущества имеет существенное правовое значение (ст. 1115 ГК РФ). Место нахождения недвижимого имущества в таком случае является местом открытия наследства. В случае если имущество находится в разных местах, местом открытия наследства является место нахождения наиболее ценной части недвижимого имущества. В случае если такого имущества нет, место открытия наследства определяется по месту нахождения движимого имущества (или наиболее ценной его части);

Исключительная подсудность спора. Споры о правах на недвижимость рассматриваются судами по месту ее нахождения (ч. 1 ст. 38 АПК РФ, ч. 1 ст. 30 ГПК РФ). Иные споры, по общему правилу, рассматриваются по месту жительства ответчика (физического лица) или по адресу юридического лица.

ФНС России в письме от 01.10.2018 № БС-4-21/19038@ рассказала, какими критериями должны руководствоваться компании и налоговые органы на местах, чтобы определить, к какому виду имущества (движимому или недвижимому) относится основное средство в целях обложения налогом на имущество.

Порядок обложения налогом на имущество зависит от того, является объект движимым или недвижимым имуществом.

Так, движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств (за исключением полученного при реорганизации и ликвидации, а также от взаимозависимых лиц), освобождено от налогообложения (п. 25 ст. 381 НК РФ). Напомним, что с 1 января 2018 г. эта льгота применяется на территории субъекта РФ в случае принятия им соответствующего закона (п. 1 ст. 381.1 НК РФ). А с 1 января 2019 г. движимое имущество вообще не будет признаваться объектом налогообложения. Налогом будет облагаться только недвижимость (п. 1 ст. 374 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ). Таким образом, компании важно четко понимать, какое имущество относится к движимому, а какое — к недвижимому.

Что есть движимое, а что — недвижимое

Определения понятий движимого и недвижимого имущества Налоговый кодекс не содержит. Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ их следует применять в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства.

О том, что такое недвижимое имущество, сказано в п. 1 ст. 130 ГК РФ. Согласно этой норме к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Также недвижимостью являются:

  • подлежащие госрегистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания;

  • жилые и нежилые помещения, предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

В пункте 1 ст. 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам законом может быть отнесено и иное имущество.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

Здание, сооружение, помещение

Как уже было указано выше, здания, строения, а также жилые и нежилые помещения относятся к недвижимости. В комментируемом письме ФНС России разъяснила, что при определении понятий «здание», «сооружение», «помещение» следует руководствоваться Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Закон № 384-ФЗ).

Так, согласно подп. 6 п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ зданием считается результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

Обратите внимание, в письме Минпромторга России от 23.03.2018 № ОВ-17590/12 (доведено письмом ФНС России от 28.03.2018 № БС-4-21/5834@) сказано, что в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и водоотведения со всеми устройствами и оборудованием; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, подъемники и лифты.

Под сооружением понимается результат строительства в виде объемной, плоскостной или линейной строительной системы, имеющей наземную, надземную и (или) подземную части, состоящей из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенной для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (подп. 23 п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ). А помещение — это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями (подп. 14 п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ).

Минфин согласен с тем, что при определении состава недвижимого имущества, относящегося к зданиям и сооружениям, в целях исчисления налога на имущество нужно руководствоваться Законом № 384-ФЗ.

В письме от 24.08.2017 № 03-05-05-01/54266 финансисты указали, что под объектом недвижимого имущества (зданием, сооружением) понимается единый конструктивный объект капитального строительства, включающий в себя совокупность указанных в п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно.

Регистрация объекта как признак недвижимости

Статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации. Возникает вопрос: относится ли имущество к недвижимости, если права на нее не зарегистрированы?

В комментируемом письме налоговики указали, что в этом случае нужно учитывать выводы, содержащиеся в Определении Верховного суда РФ от 07.04.2016 по делу № 310-ЭС15-16638. Суд отметил, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания законодательства, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей. При этом государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости. Аналогичные разъяснения содержатся в Определении Верховного суда РФ от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520.

Исходя из этого, налоговики привели следующий алгоритм действий для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости.

В первую очередь нужно установить, есть ли запись об объекте в ЕГРН. Если есть, то такой объект признается недвижимостью.

Если записи в ЕГРН нет, нужно проверить наличие оснований, подтверждающих прочность связи объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Например, в отношении объектов капитального строительства исследованию подлежат документы технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т.п.

Налоговики также обратили внимание на постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13, в котором сказано, что по смыслу гражданского законодательства права могут быть зарегистрированы лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

Нюансы признания имущества движимым

Как мы уже говорили, если объект не удовлетворяет критериям признания недвижимости, он считается движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Между тем на практике с определением «движимости» имущества зачастую возникают проблемы.

Связь с фундаментом

Некоторые виды промышленного оборудования монтируются на фундаменте. А поскольку одним из критериев признания имущества недвижимостью является его связь с землей, возникает вопрос: к какому виду имущества относится такое оборудование?

Разъяснения на этот счет содержатся в упомянутом ранее письме Минпромторга России от 23.03.2018 № ОВ-17590/12.

Минпромторг как федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию промышленной политики, считает необоснованным отнесение оборудования, машин и иных основных средств промышленного производства к недвижимому имуществу. Объясняется это тем, что недвижимость участвует в гражданском обороте только в комплексе с земельным участком (правами на земельный участок), на котором она расположена. Поэтому к объекту недвижимого имущества кроме самого земельного участка могут быть отнесены только здание, сооружение, объекты незавершенного строительства, которые возведены на земельном участке и выступают в гражданском обороте с ним единым объектом.

Специалисты ведомства указали, что технологическое оборудование промышленных предприятий, несмотря на то что оно может быть смонтировано на фундаменте, не может быть квалифицировано в качестве недвижимого имущества, поскольку выступает в гражданском обороте самостоятельно именно в качестве оборудования. Для него возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов оборудования без потери его технических свойств и технологических функций.

Минпромторг России также отметил, что поименованные в разделе 330.00.00.00.000 «Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты» ОКОФ машины и оборудование (расположенные как внутри, так и вне зданий) не являются составными элементами зданий, поскольку предназначены не для обслуживания зданий, а для изготовления готовой продукции либо обслуживания производственного процесса.

Самостоятельное использование

Еще один момент, на который нужно обратить внимание, — это возможность использовать объект отдельно от недвижимого имущества. В письме от 24.08.2017 № 03-05-05-01/54266 Минфин России указал, что технологическое оборудование признается движимым имуществом, если:

  • оно учитывается как отдельный инвентарный объект в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;

  • может использоваться по своему функциональному назначению вне объекта недвижимого имущества;

  • демонтаж оборудования не причиняет несоразмерного ущерба объекту недвижимости независимо от того, входит ли соответствующее оборудование в состав зарегистрированного объекта недвижимого имущества согласно техническому паспорту на объект.

Обратите внимание: если без оборудования объект недвижимости не может функционировать по своему назначению, оборудование нельзя признать движимым имуществом. К такому выводу пришел Верховный суд в Определении от 24.09.2018 № 307-КГ18-14515.

В этом деле компания заменила на плавучей буровой установке палубные краны на более мощные. Поскольку краны можно демонтировать и установить на другое судно, компания учла их как отдельные инвентарные объекты и для целей налога на имущество рассматривала краны как движимое имущество, не подпадающее под обложение данным налогом.

Однако суды выяснили, что без кранов буровая установка неработоспособна. Старые краны числились в составе установки и составляли вместе с ней единый объект. Исходя из этого, суды пришли к выводу, что палубные краны являются неотъемлемой технологической (функциональной) частью буровой установки и, соответственно, также признаются недвижимым имуществом. Верховный суд этот вывод поддержал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *