Понятие таможенного администрирования

И. В. Мильшина. Понятие и содержание таможенного администрирования в ЕАЭС

УДК 342.5

Понятие и содержание таможенного администрирования в Евразийском экономическом союзе

И. В. Мильшина

Мильшина Ирина Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры таможенного, административного и финансового права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, milshina_irina@mail.ru

Введение. Современные реалии требуют от таможенных органов улучшения качества таможенного администрирования. Однако, несмотря на широкое использование этого понятия, его содержание до сих пор четко не определено ни на уровне законодательства, ни в научной литературе. Цель. Основная цель работы состоит в исследовании понятия и содержания таможенного администрирования, что особенно актуально в условиях функционирования Евразийского экономического союза. Результаты. Изучение института таможенного администрирования способствует правильному закреплению рассматриваемого понятия в научной, справочной литературе и законодательстве. Заключение. Таможенное администрирование рассматривается как такое функционирование системы управления в области таможенного дела, при помощи которого реализуются правоохранительная и фискальная функции таможенных органов, повышаются надежность и качество совершения таможенных формальностей. Предложены возможные пути совершенствования рассматриваемого института. Ключевые слова: таможенное администрирование, Евразийский экономический союз, таможенные органы.

Р^: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-1 -97-100

Введение

Развитие внешнеторговой деятельности, реформирование таможенного законодательства Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС), унификация и упрощение порядка перемещения товаров через таможенную границу невозможны без дальнейшего совершенствования таможенного администрирования. И это касается не только названного интеграционного объединения, но и любых других союзов и отдельно взятых стран.

Создание интеграционного объединения не только позволило упростить таможенные формальности и сократить время на их совершение, но и способствовало увеличению товарооборота стран-участниц, повышению качества таможенных услуг и повышению конкурентоспособности товаров ЕАЭС на мировом рынке.

Сложившаяся ситуация оказала непосредственное влияние на таможенные органы, поставив перед ними в качестве приоритетной за-

дачи «максимальное содействие внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования» .

Цель

Исследование понятия и содержания таможенного администрирования представляется особенно актуальным в условиях непрерывных интеграционных процессов создания стабильных экономических отношений между государствами Евразийского экономического союза с сохранением их независимости и своеобразия в социально-политической, культурной и иных сферах.

Результаты

Изучение института таможенного администрирования способствует правильному закреплению рассматриваемого понятия в научной, справочной литературе и законодательстве. В словарях под администрированием понимают управление посредством приказов и распоряжений, часто без учета конкретных условий работы, существа, дела, управление чем-нибудь бюрократически , преобладание в управлении формальных, чисто административных, приказных форм и методов .

Часто понятия «администрирование» и «административно-государственное управление» рассматривают как тождественные, характеризуя их как особую функцию государства, при помощи которой реализуются интересы всего общества , а государственное администрирование — как деятельность профессиональных служащих по осуществлению общественной политики .

Таможенное администрирование рассматривается как такое функционирование системы управления в области таможенного дела, при помощи которого реализуются правоохранительная и фискальная функции таможенных органов, повышаются надежность и качество совершения таможенных формальностей.

Анализ научной литературы показывает различные подходы к содержанию данной категории. Различные толкования термина «таможенное администрирование» обусловлено,

© /Мильшина И. В., 2019

во-первых, многогранностью данной категории, изучаемой представителями различных отраслей науки, во-вторых, отсутствием официального закрепления данной терминологии в нормативных актах, как международных, так и национальных. Так, в законодательстве ЕАЭС также не дается четкого определения понятия «таможенное администрирование», однако в нормативных актах оно встречается. Например, в Решениях Евразийской экономической комиссии таможенное администрирование рассматривается или как предметная область, или как сфера . Что касается ТК ЕАЭС, то в данном документе термин не нашел своего закрепления.

В Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данное понятие также встречается несколько раз. Например, п. 10 ч. 2 ст. 254 относит к принципам деятельности таможенных органов внедрение прогрессивных методов таможенного администрирования. Пункт 3 ч. 2 ст. 10 закрепляет возможность участия в оценке эффективности применения мер таможенного администрирования для некоммерческих организаций и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. В ч. 14 ст. 67 идет речь об администрировании таможенными органами денежный средств, к которым относятся как таможенные платежи, так и денежный залог.

В Указе Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» в качестве одного из направлений и мер реализации государственной политики в области научно-технологического развития РФ названо упрощение налогового и таможенного администрирования (абз. «д» п. 34 Стратегии).

Совершенствованию таможенного администрирования посвящен План мероприятий «дорожной карты», утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 29 июня 2012 г. № 1125-р . Все запланированные мероприятия направлены на упрощение порядка перемещения товара через таможенную границу, таможенных операций и таможенных процедур и сокращение времени их совершения.

Отсутствие легального закрепления понятия «таможенное администрирование» позволяет сделать следующие предположения. Представляется, что поставленные перед таможенными органами задачи и функции и составляют содержание таможенного администрирования.

Специфика таможенного администрирования отражается в следующих признаках:

— функции по администрированию таможенные органы осуществляют в рамках единого механизма системы органов государственной власти, ориентируясь на приоритетные задачи, поставленные государством;

— таможенное администрирование проявляется в процессе реализации таможенными органами имеющихся у них государственно-властных полномочий;

— деятельность таможенных органов по администрированию направлена на исполнение законов и не может им противоречить, сочетает в себе правоприменение с правоустановлением;

— таможенное администрирование характеризуется строгой подчиненностью, иерархией и соблюдением дисциплины.

Опираясь на положения Стратегии развития таможенной службы, можно предположить, что таможенное администрирование осуществляется по следующим основным направлениям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— администрирование порядка перемещения товаров, помещения их под таможенные процедуры и совершения в отношении них таможенных операций;

— администрирование таможенных платежей;

— администрирование контрольно-надзорной деятельности;

— администрирование правоохранительной деятельности;

— администрирование таможенной инфраструктуры.

Заключение

Таможенное администрирование рассматривается как такое функционирование системы управления в области таможенного дела, при помощи которого реализуются правоохранительная и фискальная функции таможенных органов, повышается надежность и качество совершения таможенных формальностей.

Ежегодно в Российской Федерации реализуется ряд мероприятий, направленных на упрощение условий ведения бизнеса и улучшение предпринимательского климата. Назовем лишь некоторые из них, направленные на совершенствование таможенного администрирования:

— во всех таможенных органах созданы технические условия, обеспечивающие возможность удаленной уплаты таможенных и иных платежей. Доля таможенных и иных платежей, уплаченных с применением технологии удаленной уплаты, в общем объеме платежей, уплаченных с использованием современных информационных технологий, ежегодно растет;

— проводятся мероприятия по централизации учета таможенных и иных платежей, от-

Научный отдел

И. В. Мильшина. Понятие и содержание таможенного администрирования в ЕАЭС

крываются единые лицевые счета участников внешнеэкономической деятельности;

— внедрена технология выдачи электронных банковских гарантий, благодаря которой участники внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) могут обеспечивать свои обязательства электронными гарантиями без предоставления бумажных документов;

— продолжается работа по совершенствованию и развитию применяемой субъектно ориентированной модели системы управления рисками, основанной на распределении участников ВЭД по категориям уровня риска в зависимости от оценки вероятности нарушения ими права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле;

— снижается количество форм таможенного контроля в отношении участников ВЭД низкого уровня риска, перенося их на этап после выпуска товаров, что способствует ускорению проведения таможенного контроля, сокращению времени совершения таможенных операций и снижению издержек добросовестных участников ВЭД;

— сокращается срок проведения камеральной таможенной проверки и модернизуются программные средства для обеспечения при ее проведении электронного обмена документами с проверяемым лицом через «Личный кабинет участника ВЭД».

Список литературы

1. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от

10.02.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 2, ст. 109 ; 2018. № 8, ст. 1254.

2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2004. 814 с.

3. РайзбергБ. А., Лозовский Л. Ш., СтародубцеваЕ. Б. Современный экономический словарь. М., 2006. 495 с.

4. Щекин Г. В. Теория социального управления. М., 2006. 213 с.

6. О плане мероприятий («дорожной карте») по присоединению Кыргызской Республики к Таможенному союзу Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации : решение Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. № 74 // Евразийский экономический союз : . URL http://www.eaeunion.org/, 30.05.2014 (дата обращения: 20.08.2018).

7. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 03.09.2018 № 289-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 32 (ч. 1), ст. 5082.

Образец для цитирования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Concept and Content of Customs Administration in the Eurasian Economic Union

I. V. Milshina

1. On the Strategy for the Development of the Customs Service of the Russian Federation until 2020. Order of

Право

4. Schekin G. V. Teoriya sotsial’nogo upravleniya . Moscow, 2006. 213 p. (in Russian).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *