Порядок учета газа

СОГЛАШЕНИЕ
между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Республику Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь

(с изменениями на 2 марта 2020 года)

Ратифицировано
Федеральным законом РФ
от 30 декабря 2012 года N 299-ФЗ

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Беларусь, далее именуемые Сторонами,
принимая во внимание положения Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года,
с учетом положений Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, Соглашения о Таможенном союзе от 20 января 1995 года, Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года,
основываясь на Протоколе о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики, являющегося приложением N 22 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.,
(Абзац в редакции, введенной в действие Международным протоколом от 13 апреля 2017 года, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

принимая во внимание взаимную заинтересованность в создании равных условий деятельности для хозяйствующих субъектов государств Сторон,
согласились о нижеследующем:

Статья 1

Для целей настоящего Соглашения используются следующие основные понятия:
«газ» — горючая смесь газообразных углеводородов и других газов, состоящая, в основном, из метана, транспортируемая в сжатом газообразном состоянии по газотранспортным системам;
«внутренние потребности» — объемы газа, необходимые для потребления на территории Республики Беларусь, включая собственные нужды и технологические потери газа при его транспортировке, а также создания необходимого объема газа в подземных хранилищах газа на территории Республики Беларусь;
«цены на газ для Республики Беларусь» — цены на газ, поставляемый для удовлетворения внутренних потребностей Республики Беларусь, сформированные на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь на основе настоящего Соглашения;
«транспортировка газа» — перемещение газа по расположенным на территории Республики Беларусь газопроводам по территории Республики Беларусь и (или) через территорию Республики Беларусь за ее пределы;
«базовые тарифы» — тариф на услуги по транспортировке газа, перемещаемого через территорию Республики Беларусь за ее пределы по газопроводам открытого акционерного общества «Белтрансгаз» (без учета стоимости газа на собственные нужды и технологические потери по газопроводам открытого акционерного общества «Белтрансгаз»), и (или) тариф по транспортировке газа по белорусской части газопровода Ямал — Европа (без учета арендной платы, стоимости газа на собственные нужды и технологические потери по газопроводу Ямал — Европа);
«цена на газ для потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа» -определенная в российских рублях в установленном в Российской Федерации порядке регулируемая оптовая цена на газ, добываемый открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям, расположенным на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, за исключением населения и конечных потребителей, впервые заключивших договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 года или приобретающих газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам) (далее — население и прочие потребители);
«величина инфляции» — величина, равная числовому значению изменения потребительских цен (CPI-U), публикуемому Бюро статистики труда Департамента труда США на его сайте под заголовком «CPI for АLL Urban Consumers (CPI-U) for US City Average for All Items (1982-84 = 100), Unadjusted percent change to… from-» (для целей расчета деленному на 100 и увеличенному на единицу), за предшествующий период протяженностью 12 месяцев начиная с ближайшего опубликованного значения по состоянию на 1-й рабочий день 3-й декады декабря в году, предшествующем расчетному.

Статья 2

С 1 января 2012 года цены на газ для Республики Беларусь, а также тарифы на транспортировку газа через территорию Республики Беларусь определяются в контрактах между хозяйствующими субъектами государств Сторон в соответствии с настоящим Соглашением и устанавливаются в долларах США.
Тариф на транспортировку газа по территории Республики Беларусь для внутреннего потребления определяется в соответствии со статьей 4 настоящего Соглашения и законодательством Республики Беларусь.

Статья 3

Цена на газ для Республики Беларусь на период с 1 января по 31 декабря 2012 года устанавливается в размере 165,6 доллара США за 1 тыс.куб. метров и пересчитывается на фактическую теплотворную способность.
Цена на газ для Республики Беларусь с 1 января 2013 года определяется сложением принимаемой в расчет цены на газ для потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа и удельных стоимостей транспортировки газа от мест добычи газа в Ямало-Ненецком автономном округе до границы Российской Федерации и Республики Беларусь, стоимости хранения газа в подземных хранилищах газа Российской Федерации, расходов открытого акционерного общества «Газпром» по реализации газа. Полученная цена газа пересчитывается на фактическую теплотворную способность.
Для расчета цены на газ для Республики Беларусь на 2013 год принимаются следующие базовые значения, которые индексируются на 1 января 2013 года на величину инфляции:
удельная стоимость транспортировки газа от мест добычи газа в Ямало-Ненецком автономном округе до границы Российской Федерации и Республики Беларусь исходя из ставки транспортного тарифа 2,7 доллара США за 1 тыс.куб. метров на 100 километров расстояния и среднего расстояния транспортировки, принимаемого равным 3262 километрам;
удельная стоимость хранения газа в подземных хранилищах газа Российской Федерации в размере 6,2 доллара США за 1 тыс. куб. метров;
удельная величина расходов открытого акционерного общества «Газпром» по реализации газа в размере 1 доллара США за 1 тыс.куб. метров.
С 1 января 2014 года указанные удельные стоимости и удельная величина подлежат ежегодной индексации на 1 января каждого года на величину инфляции по отношению к их значениям предшествующего года.
Для расчета цены на газ для Республики Беларусь с 1 января 2013 года принимается цена на газ для потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа в ее значениях и с дат ее введения (начала применения), аналогичных значениям и датам изменения цен на газ для потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа, кроме населения и прочих потребителей. При этом с даты подписания настоящего Соглашения цена на газ для потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа будет вводиться (применяться) таким же образом, как и для других потребителей Российской Федерации (кроме населения и прочих потребителей): с тех же календарных дат (периодов регулирования) и такими же темпами (в том числе среднегодовыми с возможным отклонением в диапазоне 0,5 процентного пункта), определяемыми Правительством Российской Федерации.
Пересчет цены на газ для потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа, принимаемой в расчет цены на газ для Республики Беларусь, в доллары США осуществляется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на 1 января каждого года и (или) дату изменения цены на газ для потребителей Российской Федерации (кроме населения и прочих потребителей).
Абзац исключен с 1 января 2015 года — Международный протокол от 13 апреля 2017 года..

Абзац исключен с 1 января 2015 года — Международный протокол от 13 апреля 2017 года..
Абзац исключен с 1 января 2015 года — Международный протокол от 13 апреля 2017 года..
Цена на газ для Республики Беларусь с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2020 г. включительно определяется Протоколом между Правительством Республики Беларусь и публичным акционерным обществом «Газпром.
(Абзац дополнительно включен Международным протоколом от 13 апреля 2017 года, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017года; в редакции, введенной в действие c 13 марта 2020 года Международным протоколом от 2 марта 2020 года, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

Статья 4

Тарифы на услуги по транспортировке газа по территории Республики Беларусь для внутреннего потребления регулируются в соответствии с законодательством Республики Беларусь, но в любом случае не могут быть ниже суммы соответствующих затрат и экономически обоснованного размера прибыли открытого акционерного общества «Белтрансгаз».
С 1 января по 31 декабря 2012 года тарифы на услуги по транспортировке газа, перемещаемого через территорию Республики Беларусь за ее пределы по газопроводам открытого акционерного общества «Белтрансгаз», и базовый тариф по транспортировке газа по белорусской части газопровода Ямал — Европа устанавливаются на уровне соответствующих тарифов в порядке, действующем с 1 января по 31 декабря 2011 года.
С 1 января 2013 года базовые тарифы подлежат ежегодной индексации на 1 января каждого года на величину инфляции по отношению к величине тарифа предшествующего года.
С 1 января 2013 года для целей расчета тарифа на услуги по транспортировке газа, перемещаемого по газопроводам открытого акционерного общества «Белтрансгаз» через территорию Республики Беларусь за ее пределы, к значению проиндексированного базового тарифа прибавляется удельная стоимость газа на собственные нужды и технологические потери по газопроводам открытого акционерного общества «Белтрансгаз» исходя из его удельного расхода в объеме 2,5 куб. метра при транспортировке 1 тыс.куб. метров газа на 100 километров расстояния и цены на газ для Республики Беларусь, действующей в соответствующем периоде расчета, пересчитанной на фактическую теплотворную способность.
При этом базовый тариф по газопроводам открытого акционерного общества «Белтрансгаз» определяется путем вычитания из действующего на дату подписания настоящего Соглашения тарифа на услуги по транспортировке газа, перемещаемого по газопроводам открытого акционерного общества «Белтрансгаз» через территорию Республики Беларусь за ее пределы, удельной стоимости газа на собственные нужды и технологические потери, рассчитанной исходя из его удельного расхода в объеме 2,5 куб. метра при транспортировке 1 тыс. куб. метров газа на 100 километров расстояния и цены на газ для Республики Беларусь, установленной на 2012 год, пересчитанной на фактическую теплотворную способность.
Для целей расчета стоимости услуг по транспортировке газа, перемещаемого через территорию Республики Беларусь за ее пределы по белорусской части газопровода Ямал — Европа, к стоимости транспортировки, рассчитанной с учетом проиндексированного базового тарифа по газопроводу Ямал — Европа, прибавляется величина арендной платы, а также стоимость газа на собственные нужды и технологические потери, рассчитанная исходя из фактического расхода газа на указанные цели и цены на газ для Республики Беларусь в соответствующем периоде расчета, пересчитанной на фактическую теплотворную способность.

Статья 5

Координация выполнения настоящего Соглашения осуществляется следующими уполномоченными органами:
от Российской Федерации — Министерство энергетики Российской Федерации;
от Республики Беларусь — Министерство энергетики Республики Беларусь и Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
(Абзац в редакции, введенной в действие Международным протоколом от 13 апреля 2017 года, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
В случае замены уполномоченных органов Стороны уведомляют об этом друг друга по дипломатическим каналам.

Статья 6

Российская Сторона подтверждает, что на дату подписания настоящего Соглашения отсутствуют нормативные правовые акты и иные документы Российской Федерации ограниченного доступа, которые могут повлиять на порядок формирования цены на газ для Республики Беларусь, предусматриваемый настоящим Соглашением.
В случае если вследствие действий Российской Стороны или открытого акционерного общества «Газпром» не заключаются контракты между открытым акционерным обществом «Газпром» и открытым акционерным обществом «Белтрансгаз» об объемах и условиях поставки природного газа в Республику Беларусь и транспортировки газа через территорию Республики Беларусь в соответствии с настоящим Соглашением, Российская Сторона обеспечивает компенсацию Белорусской Стороне всех убытков, которые возникнут у нее в случае незаключения указанных контрактов, а также обеспечит непрерывную поставку природного газа в объемах, необходимых для удовлетворения внутренних потребностей, и по цене, определенной статьей 3 настоящего Соглашения.

Статья 7

В связи с деятельностью, осуществляемой в рамках реализации настоящего Соглашения, и со спорами, связанными с его реализацией, Стороны настоящим безусловно и безотзывно отказываются от любых иммунитетов, которыми они пользуются в соответствии с международным правом или законодательством какого-либо государства в отношении себя и своей собственности (включая любые доходы, активы и имущество). Указанный отказ от иммунитетов включает (но не ограничивается) отказы от иммунитета от юрисдикции национальных судов любого государства или международных судебных (арбитражных) инстанций, иммунитета от принудительных мер до вынесения судебного (арбитражного) решения (в том числе таких, как обращение взыскания или арест в отношении собственности), иммунитета от принудительных мер после вынесения судебного (арбитражного) решения (в том числе таких, как обращение взыскания, арест и исполнение решения).
Этот отказ от иммунитета не наносит ущерба привилегиям и иммунитетам, которыми в соответствии с международным правом пользуются Стороны в отношении осуществления функций их дипломатических представительств, консульских учреждений, представительств при международных организациях или делегаций в органах международных организаций или на международных конференциях и относящихся к ним лиц, а также иммунитетам, предоставляемым в соответствии с международным правом главам государств.

Статья 8

Споры между одной Стороной и хозяйствующими субъектами государства другой Стороны, касающиеся применения и выполнения обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, разрешаются путем переговоров. Если в течение 6 месяцев в результате таких переговоров спор не будет разрешен, то такой спор подлежит разрешению в международном арбитраже ad hoc в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) в редакции 2010 года. Заседание арбитражного суда будет происходить в г.Стокгольме и вестись на русском языке. Решение суда по арбитражному спору будет являться окончательным и обязательным для Стороны и хозяйствующих субъектов.
Споры между Сторонами относительно толкования и применения настоящего Соглашения разрешаются путем переговоров.
Если таким способом спор не урегулирован в течение 6 месяцев с даты начала переговоров, то по требованию любой Стороны он передается на рассмотрение третейского суда.
Третейский суд создается для каждого отдельного случая, для чего каждая Сторона назначает по одному члену третейского суда в течение 2 месяцев с даты получения уведомления о третейском разбирательстве. Затем эти 2 члена суда в течение месяца с даты своего назначения избирают гражданина третьего государства, который с одобрения обеих Сторон назначается председателем третейского суда.
Если в сроки, указанные в абзаце четвертом настоящей статьи, необходимые назначения не произведены, то при отсутствии иной договоренности любая Сторона может обратиться к председателю Международного Суда с просьбой произвести такие назначения. Если председатель Международного Суда является гражданином государства одной из Сторон или по другим причинам не может выполнить указанную просьбу, то произвести необходимые назначения предлагается заместителю председателя Международного Суда. Если заместитель председателя Международного Суда также является гражданином государства одной из Сторон или по другим причинам не может выполнить указанную просьбу, то произвести необходимые назначения предлагается следующему за ним по старшинству члену Международного Суда, который не является гражданином государства ни одной из Сторон.
Третейский суд выносит свое решение большинством голосов. Такое решение является окончательным и обязательным для Сторон. Каждая Сторона несет расходы, связанные с деятельностью назначенного ею члена третейского суда и со своим представительством в третейском разбирательстве. Расходы, связанные с деятельностью председателя третейского суда, а также прочие расходы Стороны несут в равных долях. Однако третейский суд может предусмотреть в своем решении, что одна из Сторон будет нести большую долю расходов, и такое решение будет обязательным для обеих Сторон.
Третейский суд определяет порядок своей работы самостоятельно.

Статья 9

По договоренности Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются протоколами.
Прекращение действия настоящего Соглашения не затрагивает любые права и обязательства, вытекающие из контрактов, заключенных на основании и в соответствии с его условиями.
Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок, временно применяется с даты подписания и вступает в силу с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, одновременно со вступлением в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества «Белтрансгаз» от 25 ноября 2011 года. Действие настоящего Соглашения прекращается одновременно с прекращением действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества «Белтрансгаз» от 25 ноября 2011 года.
Совершено в г.Москве 25 ноября 2011 года в двух экземплярах на русском языке.

За Правительство
Российской Федерации
За Правительство
Республики Беларусь

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Учет расхода газа организуется с целью:

— осуществления взаимных финансовых расчетов между поставщиком газа, газораспределительной организацией и потребителем газа;

— контроля за расходными и гидравлическими режимами систем газоснабжения; — составления баланса приема и отпуска газа; — контроля за рациональным и эффективным использованием газа.

Требования к узлам учета и средствам измерений расхода газа:

Узел учета газа- комплект средств измерений и устройств, обеспечивающий учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров.

Средство измерений — техническое средство, предназначенное для измерений.

1. При учете расхода газа к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями Федерального закона об обеспечении единства измерений, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений

2. В состав обязательных требований к средствам измерений включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. 3. Учет природного газа проводится для стандартных условий*. а) температура 20 °С (293,15 °К); б) давление 760 мм рт. ст. (101325 Н/м);

*Следовательно, все узлы учета газа должны быть оснащены: счетчиком (первичным преобразователем), датчиком температуры, датчиком давления и вычислителем (корректором) объема газа.(узлы учета газа должны быть оснащены: счетчиком газа (первичным преобразователем), датчиком температуры, датчиком давления и вычислителем (корректором) объема газа).

4. Все измерения при учете расхода газа должны выполняются по аттестованным методикам (методам) измерений.

Проверку соответствия средств измерений узла учета газа проводит аккредитованная в соответствующем порядке организация, результатом проверки является «Акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований методики измерений».

5. Ответственность за техническое состояние средств измерений учета газа несут организации и лица, которым принадлежат средства измерений. Поверка средств измерений
Поверка средств измерений (далее также — поверка) — совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

1. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации — периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели, и собственники нежилых помещений обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

2. Результаты поверки действительны в течение межповерочного интервала.

3. Срок действия результатов поверки СИ устанавливается: для СИ, на которые выдается свидетельство о поверке с нанесенным знаком поверки, — до даты, указанной в свидетельстве о поверке СИ.

4. В добровольном порядке владельцы СИ могут представлять на периодическую поверку СИ чаще установленного межповерочного интервала.

5. В случае утраты оформленного по результатам поверки свидетельства о поверке по заявлению владельца СИ ему выдается Дубликат свидетельства о поверке. Дубликат свидетельства о поверке выдается только аккредитованным юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, выполнившим поверку.

6. Ответственность за поверку средств измерений учета газа несут организации и лица, которым принадлежат средства измерений.

Неисправность узлов учета газа:

1. Неисправность — состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований, установленных в документации на него. Отсутствие поверительного клейма, либо истечение срока поверки средства измерения, является неисправностью.

2. При отсутствии либо неисправности средств измерений у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерений, либо иным методом по согласованию Сторон.

3. В случае неисправности средств измерений организациям и лицам, которым принадлежат средства измерения необходимо обратиться в отдел метрологии и АСКУГ по тел. 40-20-40.

Согласование проектов газоснабжения в части узлов учета газа:
1. Расход газа определяется средствами измерений с измерительными функциями, определенными проектной документацией.

2. Учет расхода газа должен осуществляться при входе на газопотребляющий объект (по единому узлу учета).

3. ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ! Согласование проектов в части узлов учета газа необходимо производить ДО закупки оборудования по спецификации.

Монтаж средств измерений:
Монтаж средств измерений должен производиться специализированной организацией. Приемка средств измерений в эксплуатацию:
Приемка в эксплуатацию средства измерений — документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.

1. Документы, которые необходимо предоставить при приемке в эксплуатацию:

— Проект газоснабжения, согласованный в отделе метрологии и АСКУГ;

— Копии паспортов на средства измерения с отметками о поверке;

— Копии свидетельств о поверке;

— Паспорта на газоиспользующее оборудование (котлы, плиты и т.д.);

ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ! при использовании турбинных, ротационных, вихревых и ультразвуковых расходомеров и счетчиков:

Акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований методики измерений. Для получения акта необходимо обращаться в территориальный орган Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или иному юридическому лицу, аккредитованному на право аттестации методик (методов) измерений.

Бланк заявки на приемку в эксплуатацию

Действия при замене узла учета газа:
1. Внесение изменений в проект газоснабжения (выполняется проектной организацией);

2. Согласование проекта в отделе метрологии;

3. Закупка средств измерений (счетчика, корректора и т.д.);

4. Монтаж средств измерений специализированной организацией;

5. Опломбировка средств измерений, приемка в эксплуатацию узла учета газа.

Информационное письмо о своевременном проведении поверки средств измерений

Информационное письмо о замене средств измерений в связи с их несоответствием требованиям к узлам учета газа.

По вопросам, связанным с согласованием проектов, приемкой узлов учёта газа в эксплуатацию необходимо обращаться к сотрудникам отдела метрологии и АСКУГ по телефонам:

Начальник отдела Орлов Дмитрий Анатольевич – телефон – (4922) 40-20-40

Заместитель начальника отдела Алешина Наталья Викторовна – телефон – (4922) 40-20-40

Телефоны сотрудников:

Александровский район

Адоньева Мария Сергеевна

8-961-250-85-53

Кольчугинский район

Шемякин Александр Сергеевич

8-961-250-85-82

Киржачский район

Шемякин Александр Сергеевич

8-961-250-85-82

Петушинский район

Никулина Татьяна Сергеевна

8-960-724-57-75

Владимир

Погонин Алексей Васильевич

Архипов Сергей Дмитриевич

8-961-250-85-59

Максименков Кирилл Андреевич

8-961-250-56-66

Суздальский район

8-905-617-63-68

Юрьев-Польский район

8-905-617-63-68

Собинский район

8-905-617-63-88

Судогодский район

8-905-617-63-55

Ковровский район

Данилюк Александр Петрович

8-960-722-22-06

Биглов Виталий Айратович

8-961-113-25-32

Камешковский район

Биглов Виталий Айратович

8-961-113-25-32

Данилюк Александр Петрович

8-905-617-63-42

Вязниковский район

Семенова Марина Сергеевна

8-961-250-85-66

Гороховецкий район

Семенова Марина Сергеевна

8-905-617-63-96

Гусь-Хрустальный район

Кукушкин Дмитрий Федорович

8-961-250-85-72

Муромский район, Селивановский район

Иванов Юрий Федорович

8-960-722-21-93

Савина Юлия Викторовна

Меленковский район

Потопнина Галина Александровна

8-905-617-63-43

Нормативные документы: Договор поставки газа, Раздел 4. Порядок учета газа Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений http://fundmetrology.ru/ 2.Правила поставки газа в РФ.

Об утверждении Правил учета газа

Проект

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Правил учета газа

1. Утвердить прилагаемые Правила учета газа.

2. Признать утратившими силу Правила учета газа, утвержденные заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации В.В.Бушуевым 14 октября 1996 года (зарегистрированы Минюстом России 15 ноября 1996 года, регистрационный N 1198).

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минэнерго России
от «___»__________2013 года N____

Правила учета газа

1.1. Настоящие Правила устанавливают порядок учета количества (объема) добытой, транспортируемой, перерабатываемой, хранимой и потребляемой газообразной смеси, состоящей преимущественно из метана и содержащей более тяжелые углеводороды, азот, диоксид углерода, водяные пары, серосодержащие соединения, инертные газы, а также следовые количества других компонентов (далее — природный газ), смеси углеводородных и неуглеводородных газов и паров, находящихся в свободном или растворенном состоянии, извлекаемой из месторождений нефти или выделяющаяся из нефти в процессе ее добычи или подготовки (далее — попутный (нефтяной) газ).

1.2. При проведении учета природного газа и попутного (нефтяного) газа осуществляется упорядоченный сбор, регистрация и обобщение информации о количественных и (или) о количественных и качественных их показателях в натуральном выражении, о наличии и движении путем документального оформления всех операций, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением и потреблением (далее — учет природного и попутного (нефтяного) газа).

1.3. Последовательно выполняемые действия по сбору, накоплению и составлению информации об учете природного газа и попутного (нефтяного) газа и ее отражению в первичных учетных документах (далее — учетные операции) должны предусматривать совокупность операций, выполняемых для определения количественных значений объемов природного газа и попутного (нефтяного) газа или их количественных и качественных показателей (далее — измерение), регистрацию, а при необходимости расчет его количественных и (или) количественных и качественных показателей.

1.4. Правила распространяются на юридические лица независимо от организационно-правовой формы, места нахождения и места происхождения капитала, индивидуальных предпринимателей и физические лица.

1.5. Юридические лица, индивидуальные предприниматели и население, осуществляющие учет природного газа и попутного (нефтяного) газа в установленном законодательством Российской Федерации порядке, обеспечивают должностным лицам государственного метрологического надзора доступ к средствам измерений и (или) техническим системам и устройствам с измерительными функциями.

1.6. Средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета природного газа и попутного (нефтяного) газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации по обеспечению единства измерений.

1.7. Показатели точности измерений объемов газа определяются проектной документацией на объекты транспортировки, хранения и (или) потребления газа.

1.8. Средства измерения и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями должны быть защищены от несанкционированного вмешательства.

II. Учет количественных и (или) качественных показателей природного газа и попутного (нефтяного) газа

2.1. Целями учета являются:
формирование достоверной информации об объемах природного газа и попутного (нефтяного) газа;
формирование балансов добычи, транспортировки, переработки, хранения и потребления природного газа и попутного (нефтяного) газа;
определения фактических потерь природного газа и попутного (нефтяного) газа;
проведения взаимных расчетов между сдающей и принимающей сторонами.

2.2. Учету подлежит природный газ и попутный (нефтяной) газ:

2.2.1. при добыче:
добытый природный газ и попутный (нефтяной) газ;
поставленный организациям;
расходуемый на обеспечение собственных нужд, в том числе, на технологические нужды, на жилищно-коммунальные и бытовые нужды (далее — собственные производственно-технологические нужды) (в том числе, в качестве топлива);
сожженный на факельных установках;
поставленный иными организациями;

2.2.2. при транспортировке:
принимаемый от грузоотправителя для транспортировки;
сдаваемый грузополучателю;
передаваемый одной организацией трубопроводного транспорта другой организации трубопроводного транспорта;

2.2.3. при переработке:
поставленный на газоперерабатывающий объект;
сожженный на факельных установках;
при выходе из газоперерабатывающего объекта;

2.2.4. при хранении:
принимаемый в места хранения;
в местах хранения;
отпускаемый с мест хранения;

2.2.5. при потреблении:
при входе на газопотребляющий объект.

2.3. При добыче, транспортировке, переработке, хранении и потреблении природного газа и попутного (нефтяного) газа для учета их количества применяется единица измерения объема — кубический метр (м), приведенный к следующим стандартным условиям:
температура 20°С (293,15 К);
абсолютное давление 760 мм. рт.ст.(101325 Па);
абсолютная влажность 0 г/м.

2.4. В целях формирования достоверной информации при учете объема газа определяются:
технологические объекты и места на технологической схеме, где производятся измерения объема газа для учётных операций;
перечень показателей газа, подлежащих измерению;
состав средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями и параметры измерений.

2.5. Измерения объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерений.

2.6. При приеме-передаче газа его объем измеряется средствами измерений и (или) техническими системами и устройствами с измерительными функциями, определенными проектной документацией на объекты транспортировки, хранения и (или) потребления.
При поставках газа газотранспортной организацией газораспределительной организации объем газа измеряется по средствам измерений и (или) техническим системам и устройствам с измерительными функциями газотранспортной организации.

2.7. Объемы газа ежемесячно с начала года учитываются в форме баланса газа.

III. Особенности учета природного газа

3.1. Учет природного газа при добыче.

3.1.1. При добыче учет природного газа должен проводиться по окончании отчетного периода в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

3.1.2. Учет добытого природного газа проводится для стандартных условий независимо от теплотворной способности газа и других параметров, определяющих качественные характеристики природного газа.

3.1.3. Объем природного газа, приведенного к стандартным условиям, подготовленного и по своему качеству соответствующего национальному, региональному, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов — стандарту организации, по месторождению за отчетный период в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее — количество добытого природного газа), определяется как сумма количества природного газа, измеренного и переданного для транспортировки, измеренного и переданного сторонним организациям, измеренного и израсходованного на собственные производственно-технологические нужды, количества фактических потерь природного газа при добыче.
Количество добытого природного газа определяется с учетом его остатков во внутрипромысловых газопроводах.

3.1.4. Фактические потери природного газа при добыче определяются недропользователем по каждому конкретному месту их образования и оформляются актами.

3.1.5. По итогам деятельности за отчетный период организация составляет баланс добычи природного газа на основании актов приёма-сдачи количества добытого, переданного для транспортировки и другим организациям, принятого от других организаций, сожженного на факельных установках, использованного на собственные производственно-технологические нужды, с учетом фактических потерь.

3.1.6. При контроле параметров технологического процесса сбора и подготовки природного газа организация ведет учет природного газа в составе извлекаемой из недр газовой смеси, не относящийся к сфере государственного регулирования (далее — оперативный учет).
Регистрация показаний средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями о показателях природного газа в составе извлекаемой из недр газовой смеси при оперативном учете осуществляется в эксплуатационных документах.
Порядок ведения оперативного учета определяется газодобывающей организацией в соответствии с принятой схемой и технологией разработки месторождения, проектом обустройства месторождения или плана пробной эксплуатации скважин.

3.2. Учет природного газа при транспортировке.

3.2.1. Количественные и качественные показатели природного газа при приеме-передаче для транспортировки, а также в процессе распределения измеряются на границе балансовой принадлежности.

3.2.2. Фактические потери природного газа при транспортировке определяются по каждому конкретному месту их образования на основании технологических карт процесса транспортировки газа.

3.3. Учет природного газа при переработке.

3.3.1. Учет природного газа при переработке осуществляется при входе на газоперерабатывающий объект, при сжигании на факельных установках и на выходе из него.

3.3.2. Фактические потери природного газа при переработке определяются по каждому конкретному месту их образования на основании технологических карт процесса переработки газа.

3.4. Учет природного газа при хранении.

3.4.1. Фактические потери природного газа при закачке и отборе из средств хранения определяются по каждому конкретному месту их образования на основании технологических карт процесса хранения газа.

3.5. Учет природного газа при потреблении.

3.5.1. При отсутствии либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у газораспределительной организации количество поданного природного газа поставщиком определяется по данным средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями поставщика газа.

3.5.2. При отсутствии либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.

3.5.3. Учет количества природного газа, реализуемого населению, производится по средствам измерений.
При отсутствии средств измерений газа количество природного газа, реализуемое населению определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 25, ст.2733).

3.6. Учет попутного (нефтяного) газа при добыче.

3.6.1. Количество попутного (нефтяного) газа за отчетный период учитывают раздельно по каждому лицензионному участку недр по результатам измерений средствами измерений и (или) техническими системами и устройствами с измерительными функциями лицензионного участка.
Отбор попутного (нефтяного) газа без учета его объема не допускается.

3.6.2. Количество добытого попутного (нефтяного) газа за отчетный период определяют по сумме количества добытого попутного (нефтяного) газа по каждому лицензионному участку недр в отчетном периоде, с учетом фактических потерь, количества отпущенного (полученного) сторонней организации (от сторонней организации) и использования на собственные производственно-технологические нужды.

3.6.3. По результатам измерений принятого (переданного) количества попутного (нефтяного) газа от сторонних организаций оформляется акт приема-сдачи попутного (нефтяного) газа.

3.6.4. Количество попутного (нефтяного) газа, направленного на сжигание, определяют только по показаниям средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.

3.6.5. В целях учета попутного (нефтяного) газа фактические потери попутного (нефтяного) газа определяются и учитываются недропользователем по каждому конкретного месту их образования.

3.6.6. По завершению отчетного периода организация составляет баланс добычи попутного (нефтяного) газа.

3.6.7. При контроле параметров технологического процесса сбора и подготовки попутного (нефтяного) газа организация ведет учет попутного (нефтяного) газа в составе извлекаемой из недр нефтегазоводяной смеси, не относящийся к сфере государственного регулирования (далее — оперативный учет).
Регистрация показаний средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями о показателях попутного (нефтяного) газа в составе извлекаемой из недр нефтегазоводяной смеси при оперативном учете осуществляется в эксплуатационных документах.
Порядок ведения оперативного учета определяется нефтегазодобывающей организацией в соответствии с принятой схемой и технологией разработки месторождения, проектом обустройства месторождения или плана пробной эксплуатации скважин.

3.7. Учет попутного (нефтяного) газа при транспортировке.

3.7.1. Фактические потери попутного (нефтяного) газа при транспортировке определяются по каждому конкретному месту их образования на основании технологических карт процесса транспортировки.

3.8. Учет попутного (нефтяного) газа при переработке.

3.8.1. Учет попутного (нефтяного) газа при переработке осуществляется при входе на газоперерабатывающий объект, на факельных установках и на выходе с газоперерабатывающего объекта.

3.8.2. Технологические потери попутного (нефтяного) газа при переработке должны определяться по каждому конкретному месту их образования на основании технологических карт процесса переработки.

3.9. Учет попутного (нефтяного) газа при хранении.

3.9.1. Технологические потери попутного (нефтяного) газа при закачке и (или) отборе из газохранилищ должны определяться по каждому конкретному месту их образования на основании технологических карт процесса закачки и отбора.

3.10. Учет попутного (нефтяного) газа при потреблении.

3.10.1. Учетные операции при потреблении попутного (нефтяного) газа должны предусматривать измерение и регистрацию его количественных и качественных показателей на входе в газопотребляющий объект.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт Минэнерго России
http://minenergo.gov.ru

по состоянию на 02.08.2013

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» №162 от 5.02.1998 г)

п. IV. Условия, сроки и порядок исполнения договоров

12. Поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа.
12(1). В договоре поставки газа определяются месячные, квартальные и годовые объемы поставки газа и (или) порядок их согласования, а также порядок изменения определенных договором объемов поставки газа.
(п. 12(1) введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 311)
13. Поставщик обязан поставлять, а покупатель получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости — по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику.
Неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца допускается в случаях, предусмотренных договором.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 311)
В договоре поставки газа, которым предусматривается неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца, должны быть определены минимальные и максимальные суточные объемы поставки газа. При этом минимальный суточный объем поставки газа не должен быть более чем на 20 процентов ниже, а максимальный суточный объем поставки газа не должен быть более чем на 10 процентов выше среднесуточной нормы поставки газа.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 311)
14. Неравномерность поставки газа по месяцам допускается в следующих случаях:
если это предусматривается согласованным сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерским графиком;
если поставка газа осуществляется для коммунально-бытовых нужд, для котельных и тепловых электростанций в объемах, обеспечивающих потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций и населения;
если поставка газа осуществляется для генерирующих объектов, с использованием которых в электроэнергетике оказываются услуги по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2005 г. N 738 и в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определен объем электрической энергии, обязательный для производства при неравномерном графике их загрузки в течение суток.
(п. 14 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 311)
15. При перерасходе газа покупателем поставщик вправе проводить принудительное ограничение его поставки до установленной суточной нормы поставки газа по истечении 24 часов с момента предупреждения об этом покупателя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
16. Невыборка газа не дает покупателю право требовать впоследствии увеличения поставок газа свыше суточной нормы.
17. При перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента:
с 15 апреля по 15 сентября — 1,1;
с 16 сентября по 14 апреля — 1,5.
Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями.
18. Предусмотренное договорами поставки газа и его транспортировки давление газа поддерживается при условии выборки его покупателем в пределах суточной нормы поставки газа.
19. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают графики:
перевода потребителей на резервные виды топлива при похолодании и порядок ввода этих графиков в действие в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку газа для государственных нужд, экспортных контрактов по международным обязательствам, договоров поставки газа для коммунально-бытовых нужд и населения;
ограничения снабжения газом покупателей и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии.
Указания о введении в действие упомянутых графиков и соответствующем изменении суточного объема передаваемого покупателям газа дает Центральный производственно-диспетчерский департамент открытого акционерного общества «Газпром».
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.11.2011 N 973)
Такие указания Центрального производственно-диспетчерского департамента открытого акционерного общества «Газпром» о режиме транспортировки, поставки и отбора газа являются обязательными для поставщиков, газотранспортных и газораспределительных организаций и покупателей газа.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.11.2011 N 973)
Порядок подготовки указаний о введении в действие упомянутых графиков утверждается Министерством энергетики Российской Федерации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.11.2011 N 973)
20. При отсутствии у поставщика возможности непосредственной поставки газа покупателю договором поставки определяется сторона, заключающая договор транспортировки газа с газотранспортной (газотранспортными) и (или) газораспределительной организациями.

п.34.ст. VIII Права и обязанности сторон по договору

34. Поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.

Подробно об условиях ограничения поставки газа говорится в постановлении Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. N 1245 О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации

Ограничение подачи газа осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 N 1245 «О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа») (далее — Правила).

Настоящие Правила устанавливают порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее — потребители).

Полное или частичное ограничение подачи газа (но не ниже брони газопотребления) производится поставщиком.

Поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи газа (кроме случаев, предусмотренных Правилами).

В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения (кроме случаев, предусмотренных Правилами).

Основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются:

а) угроза жизни и (или) здоровью человека и (или) причинение вреда окружающей среде;

б) авария на газораспределительной (газотранспортной) сети и (или) сети газопотребления, посредством которых осуществляется транспортировка газа до потребителя, или угроза ее возникновения, а также проведение работ по предотвращению, локализации такой аварии или устранению ее последствий;

в) ремонт газораспределительной (газотранспортной) сети, посредством которой осуществляется транспортировка газа до потребителя, за исключением ремонта, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил;

г) отсутствие правовых оснований для подачи и отбора газа, а также использование газоиспользующего оборудования с нарушением положений законодательства Российской Федерации;

д) введение в действие графиков перевода потребителей на резервные виды топлива при похолоданиях и (или) графиков аварийного газоснабжения, которыми в отношении соответствующего потребителя предусмотрено полное ограничение подачи и отбора газа;

е) полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

Основаниями для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются:

а) ремонт газораспределительной (газотранспортной) сети, посредством которой осуществляется транспортировка газа до потребителя, если такой ремонт сопровождается понижением давления в газораспределительной (газотранспортной) сети (ее участке);

б) пользование газом с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований к техническому состоянию отдельного газоиспользующего оборудования потребителя;

в) введение в действие графиков перевода потребителей на резервные виды топлива при похолоданиях и (или) графиков аварийного газоснабжения, которыми в отношении соответствующего потребителя предусмотрено частичное ограничение подачи (поставки) газа;

г) полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев.

Ограничение подачи газа в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее — абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных Правилами.

В случае погашения потребителем задолженности по оплате поставляемого газа дальнейшее ограничение его подачи не производится, а уже введенное ограничение подлежит отмене не позднее 3 рабочих дней со дня погашения задолженности при условии оплаты потребителем расходов, понесенных в связи с проведением работ по введению и снятию ограничения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *