Постановление правительства о миграционном учете иностранных граждан

Согласно Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан в Российской Федерации» и требований Федерального закона от 18.07.2006 № 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» недопустимо нарушение режима миграционного пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации. Принимающая сторона, указавшая в уведомлении о прибытии иностранного гражданина заведомо ложные сведения о месте пребывания иностранных граждан по месту своей регистрации на территории Российской Федерации, при этом фактически не предоставляющая свое жилье для временного пребывания иностранных граждан, признается нарушившей требования постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан в Российской Федерации» и требований Федерального закона от 18.07.2006 № 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и может быть привлечена к ответственности за свои действия.

Фиктивная постановка на миграционный учет иностранных граждан по месту пребывания в Российской Федерации лишает возможности ОМВД России осуществлять контроль за соблюдением указанными иностранными гражданами правил миграционного учета и их передвижения в Российской Федерации. За данное преступление предусмотрено наказание по ст.322.3 Уголовного Кодекса российской Федерации:

Статья 322.3.УК РФ — Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации

Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания в Российской Федерации на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов, либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания в Российской Федерации в помещении без их намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. № 246 «О внесении изменений в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» вступило в силу 20 марта 2019 г. (далее — постановление Правительства № 246).

В рамках реализации Федеральных законов от 27 июня 2018 г. № 163-ФЗ, от 29 июля 2018 г. № 257-ФЗ и от 11 октября 2018 г. № 366-ФЗ постановлением Правительства № 246 внесены в отдельные нормативные предписания Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 (далее — Правила), корреспондирующие изменения, а также уточнен порядок постановки на учет по месту пребывания отдельных категорий иностранных граждан.

В частности, Правила дополнены положениями, в соответствии с которыми в уведомлении о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее — уведомление о прибытии, иностранный гражданин соответственно) принимающая сторона или иностранный гражданин дополнительно должны указать наименование и реквизиты документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

До внесения необходимых изменений в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации соответствующие данные о таком документе необходимо указывать на свободном месте оборотной стороны уведомления о прибытии перед словами «Пожалуйста, заполняйте форму на русском языке».

Вместе с этим, принимающая сторона к уведомлению о прибытии обязана дополнительно прилагать копию документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину (далее — правоустанавливающий документ). Наличие у лица, подающего уведомление о прибытии, права пользования жилым или иным помещением определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации (договор, свидетельство о праве на собственность либо иной документ).

Если лицо, подающее уведомление о прибытии, представило документ, подтверждающий факт своей регистрации по месту жительства по адресу жилого помещения, заявленному в уведомлении о прибытии, то такой документ может рассматриваться в качестве правоустанавливающего документа. В данном случае в ранее определенном месте на лицевой стороне уведомления о прибытии указываются вид такого документа (например: паспорт гражданина Российской Федерации или вид на жительство) и его реквизиты (серия, номер, дата выдачи и срок действия). Также к принятому уведомлению о прибытии приобщается копия данного документа.

В случае фактического проживания иностранного гражданина в помещении, принадлежащем нескольким собственникам, для достижения целей миграционного учета уведомление о прибытии такого иностранного гражданина может быть представлено (направлено) в территориальный орган МВД России одним из собственников. При этом представления документов, подтверждающих согласие остальных собственников, не требуется.

Следует отметить, что собственник помещения либо организация, выступающие в качестве принимающей стороны, в случаях, предусмотренных пунктом 284 Правил, вправе не представлять (не направлять) в территориальный орган МВД России копию правоустанавливающего документа.

С учетом внесенных изменений в Правила принимающая сторона к уведомлению о прибытии трудящегося государства — члена Евразийского экономического союза (далее — трудящийся ЕАЭС) и членов его семьи, представляемому (направляемому) в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, обязана дополнительно прилагать копии документов, предусмотренных пунктом 282 Правил. При этом постановка на учет по месту пребывания данных иностранных граждан осуществляется на срок, указанный в уведомлении о прибытии, но не превышающий срок действия трудового или гражданско-правового договора трудящегося ЕАЭС.

В соответствии с новой редакцией пункта 42 Правил при изменении сведений об иностранном гражданине1, в частности, изменение срока его временного пребывания в Российской Федерации в связи с осуществлением им трудовой деятельности по патенту, принимающей стороне или непосредственно иностранному гражданину в случае, предусмотренным частью 31 стати 22 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, предоставлена возможность сообщить об этом в территориальный орган МВД России через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр), представив письменное заявление в произвольной форме с приложением к нему заполненного бланка уведомления о прибытии и копии документов, подтверждающих указанные изменения.

При этом работник многофункционального центра, принявший уведомление о прибытии от заявителя, после сверки указанных в нем сведений с представленными документами незамедлительно проставляет отметку о приеме уведомления и возвращает заявителю отрывную часть бланка уведомления о прибытии1.

1 Пункты 1-9 и 12 части I статьи 9 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства. Далее — Федеральный закон

При заключении соглашений с многофункциональными центрами предусмотреть, что в случае отсутствия технической возможности передачи в территориальный орган МВД России электронной копии уведомления

о прибытии и прилагаемых к нему документов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия либо единой информационно-технологической инфраструктуры Государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, уведомление о прибытии и прилагаемые к нему копии документов должны направляться многофункциональным центром в территориальный орган МВД России на бумажном носителе в течение 1 рабочего дня, следующего за днем приема указанного уведомления многофункциональным центром.

В силу новой редакции пункта 45 Правил изменен порядок уведомления территориального органа МВД России об убытии иностранного гражданина из организации (учреждения), указанной в части 10 статьи 22 Федерального закона.

До издания приказа МВД России, утверждающего форму уведомления об убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из места пребывания, перечня содержащихся в нем сведений, требований к его оформлению, порядка его направления в орган миграционного учета, в том числе в форме электронного документа, уведомление соответствующего территориального органа МВД России об убытии иностранного гражданина из такой организации (учреждения) осуществляется администрацией соответствующей организации (учреждения) не позднее 12 часов дня, следующего за днем убытия иностранного гражданина, путем направления (передачи) уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания (далее — уведомление об убытии) по временной форме, предусмотренной приложением к указанию МВД России от 28 августа 2018 г. № 1/9932. При этом такое уведомление должно быть подано в отношении каждого иностранного гражданина в отдельности.

Уведомление территориального органа МВД России администрациями указанных организаций и учреждений об убытии иностранного гражданина из места пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.

В уведомлении о прибытии или уведомлении об убытии при указании наименования и адреса организации допускается использование аббревиатур и сокращение слов.

Также Правила дополнены пунктом 462, в соответствии с которым для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина в возрасте до 1 года, родившегося на территории Российской Федерации, Пункт 103 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 23 ноября 2017 г. № 881 не выезжавшего за пределы территории Российской Федерации и не имеющего паспорта иностранного гражданина либо иного документа, удостоверяющего его личность (далее — иностранный ребенок), в качестве документа, удостоверяющего личность, может представляться свидетельство о рождении этого иностранного гражданина, в том числе выданное компетентным органом Российской Федерации.

Постановку на учет иностранного ребенка следует осуществлять на срок, заявленный в уведомлении о прибытии, но не более чем на срок временного пребывания данного иностранного гражданина в Российской Федерации, установленный Федеральным законом от 27 июля 2002 г. № 115-ФЗ

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» или международными договорами Российской Федерации».

При этом определение срока законного пребывания иностранного ребенка или лица без гражданства, родившегося в Российской Федерации, должно производиться с учетом всех фактических обстоятельств дела, в том числе правового статуса и разрешенного срока пребывания в Российской Федерации его законных представителей, принятых (принимаемых) мер по получению в компетентных органах страны его гражданской принадлежности документа, удостоверяющего личность и гражданскую принадлежность иностранного ребенка, порядка (режима) въезда в Российскую Федерацию законных представителей иностранного ребенка.

«7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона), — гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации;»;

Федеральный закон принят Государственной Думой 27 мая 2020 года и одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом предусматривается расширить круг иностранных граждан, имеющих право выступать в качестве принимающей стороны, установив такую возможность для всех категорий иностранных граждан, имеющих в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации. При наличии у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, он в случае фактического проживания в данном помещении может заявить такое помещение в качестве своего места пребывания.

Федеральным законом устанавливается возможность для граждан Российской Федерации, иностранных граждан, иностранных юридических лиц и других иностранных организаций, находящихся за пределами территории Российской Федерации и владеющих на праве собственности жилыми или иными помещениями на территории Российской Федерации, предоставлять эти помещения для проживания иностранным гражданам или лицам без гражданства. При этом иностранный гражданин, которому предоставлены для проживания указанные помещения, обязан лично уведомить орган миграционного учёта о своём прибытии в место пребывания, дополнительно приложив нотариально удостоверенное согласие принимающей стороны на его проживание.

Порядок осуществления учёта по месту пребывания отдельных категорий иностранных граждан, а также формы уведомлений о прибытии или об убытии в эти места указанных лиц, перечни необходимых документов, сроки и места их хранения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Федеральным законом устанавливается, что иностранные граждане – участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, переселяющиеся совместно с ними в Российскую Федерацию, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учёт по месту пребывания на срок, не превышающий тридцати дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания.

В случае если жилое или иное помещение, предоставленное иностранному гражданину для фактического проживания (временного пребывания), принадлежит на праве собственности гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему за пределами Российской Федерации, иностранному гражданину, иностранному юридическому лицу или иной иностранной организации, находящимся за пределами территории Российской Федерации, иностранный гражданин обязан лично уведомить орган миграционного учёта о своем прибытии в место пребывания, дополнительно приложив нотариально удостоверенное согласие принимающей стороны на фактическое проживание (нахождение) у неё иностранного гражданина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *