Министерство труда и социального развития
Российской Федерации
СОГЛАСОВАНЫ Федерацией независимых профсоюзов России письмом от 6 января 1998 г. № 109/1
|
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999г. № 18
|
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта
(напольный безрельсовый колесный транспорт)
ПОТ РМ-008-99
Правила вводятся в действие с 1 февраля 2000 г.
УДК 658.286:331.45
ББК 39.9Н
М43
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), далее — Правила, разработаны во исполнение постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 12 октября 1994 г. № 937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации» по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Правила разработаны Инженерным Центром обеспечения безопасности в промышленности с использованием материалов Научного Центра социально-производственных проблем.
Правила разработаны на основе действующего федерального законодательства, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, государственных стандартов, норм, правил и других нормативных правовых и технических актов по условиям, охране и безопасности труда, введенных в действие в установленном порядке.
Правила разработаны в соответствии с требованиями «Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда» и «Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда», утвержденных постановлением Минтруда России от 1 июля 1993 г. № 129, постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
Правила в государственной регистрации (письмо Минюста России от 30 декабря 1999 г.) не нуждаются.
Правила устанавливают единые требования к условиям, охране и безопасности труда при эксплуатации напольного безрельсового колесного транспорта в организациях всех видов деятельности и форм собственности и действуют на всей территории Российской Федерации.
С введением в действие настоящих Правил подлежат пересмотру стандарты предприятий, инструкции и другие нормативные технические документы организаций по охране и безопасности труда при эксплуатации напольного безрельсового колесного транспорта и не применяются аналогичные правила и положения министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР.
НПАОП 63.12-1.05-79
ПРАВИЛА Техники безопасности При эксплуатации
Внутризаводского транспорта
(Утверждены постановлением Президиума ЦК профсоюзов рабочих,
Минэлектронпром СССР протокол № 40 от 24.12.1979, с изм. 19.08.81)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие правила обязательны при эксплуатации средств внутризаводского безрельсового напольного транспорта: электрокар, электротягачей, электропогрузчиков, электроштабелеров, ручных тележек-штабелеров, грузовых и такелажных тележек.
1.2. При эксплуатации внутризаводского и внутрицехового транспорта и аккумуляторных батарей должны также соблюдаться требования: — отраслевых «Общих правил техники безопасности и производственной санитарии», инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации и ремонту соответствующих транспортных средств и других руководящих материалов, регламентирующих безопасность работ.
1.3. Содержание и эксплуатация транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания на предприятии должны производиться в соответствии с действующими «Правилами по охране труда на автомобильном транспорте».
1.4. Эксплуатация железнодорожного транспорта на предприятии должна производиться в соответствии с «Правилами техники безопасности для железнодорожного транспорта промышленных предприятий».
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К СОТОЯНИЮ ДОРОГ, ПРОЕЗДОВ, ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ ПЛОЩАДОК
2.1. Дороги, проезды, проходы и площадки для погрузочно-разгрузочных работ на территории предприятия должны соответствовать требованиям действующих Строительных норм и правил (СНиП), утвержденных Госстроем СССР.
Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть обозначены знаками безопасности в соответствии с ГОСТ 12.4.026-76 «Цвета сигнальные и знаки безопасности» и оборудованы всем необходимым для безопасного ведения работ.
2.2. Дороги, включая мосты, переходы, проезды, подъезды и проходы к производственным зданиям и погрузочно-разгрузочным площадкам, должны постоянно содержаться в исправном состоянии и чистоте.
В летнее время они должны поливаться водой, а в зимнее время – очищаться от снега и льда, при гололеде должны посыпаться песком.
2.3. Погрузочно-разгрузочные площадки должны находиться в стороне от главного потока движения, быть достаточными для обеспечения безопасных радиусов поворота, установки и разъезда применяемых транспортных средств.
2.4. Постоянные места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть с твердыми покрытиями на прямых и горизонтальных участках и соответствовать требованиям к погрузочно-разгрузочным площадкам, предусмотренным «Правилами по охране труда на автомобильном транспорте».
2.5. Дороги, проезды и проходы не должны загромождаться и использоваться для складирования сырья, материалов, изделий, деталей, тары и отходов производства. Запрещается устанавливать и оставлять в проходах, хотя бы временно, транспортные средства.
2.6. Во всех местах выезда транспорта из помещений должны быть установлены предупреждающие световые табло (знаки). Выезды из зданий в направлении к железнодорожным путям должны иметь ограждающие барьеры.
2.7. С наступлением темноты или недостаточной видимости места движения транспорта и производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть обеспечены освещением согласно действующим «Строительным нормам и правилам. Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования» (СНиП П-4-79).
2.8. Движение всех транспортных средств на территории предприятия должно отвечать «Правилам дорожного движения» и регламентироваться настоящими Правилами и Инструкциями по безопасности труда для водителей соответствующих транспортных средств.
Движение всех транспортных средств на территории предприятия, в местах производства погрузочно-разгрузочных работ и внутри помещений должно осуществляться в соответствии с утвержденной руководителем предприятия схемой, указывающей разрешенное направление движения конкретного вида транспорта, его поворотов, допускаемых остановок, выездов и съездов, а также места стоянки транспортных средств, регулироваться указателями и дорожными знаками в соответствии с ГОСТ 10807-78 «Знаки дорожные. Общие технические условия», а также знаками, принятыми на железнодорожном транспорте.
Скорости движения автомобильного транспорта, электротранспорта и других транспортных средств на территории и в цехах устанавливаются приказом руководителя предприятия в зависимости от вида и типа транспорта, состояния покрытий, ширины и профиля дорог и проездов, протяженности территории, напряженности движения транспорта и т.п., но не более — в производственных помещениях и на территории предприятия.
2.9. В соответствии с технологическими связями отдельных цехов и служб предприятия должны быть разработаны маршруты движения средств внутризаводского транспорта: — электротранспорта, автопогрузчиков, грузовых мотороллеров и мотоциклов с учетом схемы движения, указанной в п. 2.8, настоящих Правил. Маршруты движения должны быть доведены до сведения всех водителей этих транспортных средств.
2.10. Габариты проездов и проходов внутри цехов должны быть четко обозначены сплошными белыми линиями шириной не менее . Ограничительные линии не должны приближаться к оборудованию и стенам помещения менее, чем на .
2.11. Ширина главного проезда и дверных проемов для проезда транспорта, должна устанавливаться с учетом движения транспортных средств в одну сторону (при одностороннем движении) или в обе стороны (при двустороннем движении). Ширина проезда при двустороннем движения должна обеспечивать гарантийную зону безопасности для транспортных средств и переходов: между транспортными средствами не менее и свободные проходы с двух сторон пути движения транспорта не менее .
3. ПОМЕЩЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ
ДЛЯ ЗАРЯДКИ И АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
3.1. Устройство и содержание помещений для зарядки аккумуляторных батарей должно отвечать требованиям ГОСТ 12.1.005-76 «ССБТ. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования»; «Правил устройства электроустановок»; «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правил техники безопасности эксплуатации электроустановок потребителей».
3.2. Помещение для зарядки аккумуляторных батарей (зарядная станция), как правило, должно быть расположено вблизи с помещением (площадкой) стоянки электротранспорта. Электрооборудование в помещении зарядной станции должно быть во взрывозащищенном исполнении.
3.3. На дверях аккумуляторного помещения должны быть надписи: «аккумуляторная», «огнеопасно», «курение воспрещается», указания категории помещения по взрыво- пожаробезопасности и в соответствии с ГОСТ 12.4.026-76 «Цвета сигнальные и знаки безопасности» нанесены знаки, запрещающие курить и пользоваться открытым огнем.
3.4. В помещении зарядной станции должна быть оборудована приточно-вытяжная вентиляция с удалением загрязненного воздуха из верхних и нижних зон помещения, обеспечивающая 5-10 кратный воздухообмен при щелочных и 10-15 кратный воздухообмен при кислотных аккумуляторах. Места подзарядки аккумуляторов должны быть оборудованы местной вытяжной вентиляцией во взрывобезопасном исполнении.
При устройстве приточной вентиляции, обслуживающей другие помещения, в воздуховоде на входе в помещение зарядки аккумуляторов должны быть установлены огнезадерживающие устройства (клапаны).
Вытяжные вентиляционные системы от помещений зарядки кислотных и щелочных батарей должны быть разделены.
Включение зарядного устройства должно быть сблокировано с пуском вытяжной вентиляции иной системы.
3.5. Искусственное освещение аккумуляторных помещений должно выполняться во взрывозащищенном исполнении. Помещение должно быть оборудовано аварийным освещением.
3.6. Аккумуляторные батареи и зарядные устройства должны эксплуатироваться в соответствии с «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей», «Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» и требованиями инструкций заводов-изготовителей зарядных устройств и аккумуляторов.
3.7. Зажимы и наконечники, соединяющие аккумуляторные батареи, при зарядке должны иметь надежный электрический контакт, исключающий искрообразование.
3.8. Хранение кислот и щелочей, а также хранение и приготовление электролитов должно производиться в вытяжных шкафах в изолированном помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией. Вытяжные вентиляционные системы от мест хранения кислот и щелочей должны быть раздельными. Твердые щелочи должны храниться в герметически закрытых сосудах.
Хранение кислот и жидких щелочей должно производиться в таре с деревянной или пластмассовой обрешеткой. Тара должна иметь плотно закрывающиеся пробки (крышки), исключающие выделение паров и выплескивание содержимого. На таре для хранения кислот и щелочей должны иметься четкие надписи, указывающие название, дату изготовления и концентрацию. Запрещается хранение без надписи, даже временно, химических веществ.
3.9. Розлив кислот, щелочей в емкости должен быть механизированным, исключающим вероятность ожога и других вредных воздействий.
3.10. Места хранения и производства работ с кислотами и щелочами должны быть оборудованы водопроводом и канализацией.
У умывальников должно быть мыло, вата (в упаковке), полотенце и в закрытых сосудах нейтрализующие средства: — растворы борной и уксусной кислоты и питьевой соды.
3.11. Приготовление электролита для никелево-железных батарей должно производиться в железных банках или деревянных ящиках со вставленным внутрь резиновым мешком. Баки и ящики должны плотно закрываться крышками.
3.12. На зарядных станциях должно быть:
3.12.1. Оборудование:
— зарядный агрегат;
-паспортизированные и маркированные стеллажи;
— переносной вольтметр постоянного тока;
— нагрузочная вилка;
— аэрометры и термометры для измерения плотности и температуры электролита;
— переносная герметичная плита напряжением не свыше 12 В с предохрани-тельной сеткой или аккумуляторный фонарь;
— фарфоровая или пластмассовая кружка для заливки электролита.
3.12.2. Средства индивидуальной защиты:
— от действия химических опасных и вредных факторов: перчатки резиновые, фартук из кислото- и щелочестойких материалов, сапоги резиновые, очки защитные закрытого типа;
— от действия электрического тока: коврики диэлектрические, инструмент с изолированными ручками и др.
3.12.3. Аптечка первой медицинской помощи, укомплектованная необходимыми медикаментами.
3.12.4. Нормативно-технологическая документация:
— инструкции по эксплуатации и ремонту зарядного агрегата, аккумуляторных батарей, технический паспорт установленного оборудования, инструкции по безопасности труда и пожарной безопасности, перечень необходимых химических веществ с указанием максимального количества, допустимого для хранения.
3.13. Данные о работе аккумуляторной батареи (заряды, разряды, подзаряды и перезаряды батарей, поведение отдельных аккумуляторов, доливка аккумуляторов, меры, принимаемые для устранения отдельных ненормальных явлений в батарее и т.п.) должны заноситься в специальный журнал, который ведет аккумуляторщик.
3.14. К обслуживанию аккумуляторных установок допускаются лица (аккумуляторщики): не моложе 18 лет, прошедшие обучение по специальным программам при работе с химическими веществами и на электроустановках, имеющие квалификационную группу не ниже в соответствии с «Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей».
4. ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТУ
И ГРУЗОВЫМ РУЧНЫМ ТЕЛЕЖКАМ
4.1. Техническое состояние электротранспорта, ручных грузовых тележек должно соответствовать требованиям инструкций (паспортов) заводов-изготовителей.
4.2. Электротранспорт: электрокары, электропогрузчики, электротягачи должны быть снабжены быстродействующими тормозами, сигнализацией, осветительными приборами и выключателями с замочным устройством, исключающим пользование ими посторонними лицами.
4.3. Тормозной путь электротранспорта с номинальной нагрузкой на сухом дорожном покрытии горизонтального участка дороги должен быть:
— при скорости не более ;
— при скорости не более ;
— при скорости не более .
4.4. Тормоз электрокара, электропогрузчика должен удерживать транспорт с номинальной нагрузкой на уклоне дороги с сухим дорожным покрытием, подъем на который допускает инструкция завода-изготовителя.
4.5. Электротранспорт должен иметь звуковой сигнал, отличающийся от общего производственного шума.
4.6. На электропогрузчике со стрелой должна быть таблица с указанием грузоподъемности в зависимости от вылета стрелы.
4.7. Для работы в помещениях и других устройствах, где по условиям работы возможно образование взрывоопасных смесей, должен применяться электро-транспорт во взрывозащищенном исполнении.
4.8. На электропогрузчиках и автопогрузчиках должна быть табличка (бирка, надпись) с ясно указанной датой следующего испытания.
4.9. Транспортные средства, предназначенные для транспортировки легковоспламеняющихся и горючих веществ, должны быть оборудованы устройством отвода зарядов статистического электричества в соответствии с «Правилами защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности», введенные приказом Минрадиопрома от 24.08.1973 № 477.
4.10. Изготовление всех грузовых тележек должно производиться по утвержденным в установленном порядке чертежам. Каждая тележка должна быть снабжена эксплуатационной документацией в соответствии с требованиями отраслевого стандарта.
4.11. Каждая грузовая ручная тележка должна иметь табличку (бирку, надпись) с ясно указанной на них датой испытания, грузоподъемностью, инвентарным номером, номером подразделения (цеха, отдела) – владельца.