Повышение медицинской квалификации

Изменения в системе допуска к занятию медицинской деятельностью

В соответствии со ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ), до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское образование и имеющие сертификат специалиста.

Однако с 1 января 2016 года вступила в силу ст. 69 указанного ФЗ, в соответствии с которой сертификат специалиста заменяется на свидетельство об аккредитации медицинского работника. При чем право на осуществление медицинской деятельности будут иметь лица как с медицинским образованием, так и иным.

При этом законодатель предусмотрели переходный период, а именно, согласно части 1.1 Закона № 323-ФЗ переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно. Стоит отметить, что ранее не было предусмотрено подобного переходного периода. Изменения же были внесены Федеральным законом от 29.12.2015 № 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Помимо этого, изменилась и часть 2 ст. 100 Закона № 323-ФЗ, согласно которой сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока (ранее эта норма касалась сертификатов специалиста, выданных до 1 января 2016 года).

Аккредитация медицинских работников

Согласно ч. 3 ст. 69 Закона № 323-ФЗ:

Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет. Аккредитационная комиссия формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с участием профессиональных некоммерческих организаций, указанных в ст. 76 Закона № 323-ФЗ.

Во исполнение названной нормы Минздравом были утверждены:

  • Положение об аккредитации специалистов (утв. Приказом Минздрава России от 02.06.2016 № 334н);
  • Порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему (утв. Приказом Минздрава России от 06.06.2016 № 352н).

Следует отметить, что Приказом Минздрава России от 25.02.2016 № 127н утверждены сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов. С 02.02.2018 данный Приказ утратил силу. Взамен Минздрав России утвердил новые сроки и этапы аккредитации специалистов на основании Приказа от 22.12.2017 № 1043н. Более подробно с данной темой можно ознакомиться в статье «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц подлежащих аккредитации специалистов».

Требования к будущим врачам станут строже

Специалисты трактуют произошедшие изменения, как усиление законодательных требований к претендентам на занятие медицинской деятельностью. Если сейчас они работают на основании диплома и сертификации, то с 2026 г. претенденты на должность медика или фармацевта обязаны будут иметь свидетельство об аккредитации специалиста, получаемое после прохождения процедуры определения соответствия лица требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности.

Это означает, что наряду с возможностью для медицинского работника непрерывно на протяжении всей своей деятельности расширять количество допусков в зависимости от его конкретных навыков, вводятся и серьезные ограничения. Если врач обучен нескольким видам вмешательств по своему профилю, он по закону уже не имеет права в ходе деятельности применять методы сверх этого списка. Сначала ему потребуется пройти дополнительное обучение и расширить свой лист допуска.

Профессиональные стандарты

В соответствии со ст. 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

При этом с 1 июля 2016 года вступила в силу новая редакция Трудового кодекса РФ, которая устанавливает обязательность применения профессиональных стандартов работодателем если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.3 Трудового кодекса РФ). Профессиональные стандарты обязательны для применения в части, установленных требований к квалификации.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с указанными правовыми актами, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Важно также и то, что работодатели могут руководствоваться профессиональными стандартами уже с более раннего срока, не дожидаясь 01 июля 2016 года, поскольку для многих профессий стандарты уже утверждены и начали действовать.

Напоминаем, что квалификационные требования для медицинских работников с высшим образованием установлены Приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (ранее действовал Приказ Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»).

Для медицинских работников со средним медицинским образованием с 22 марта 2016 года действуют Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденные Приказом Минздрава России от 10.02.2016 № 83н.

На сегодняшний день уже действуют такие профессиональные стандарты для медицинских работников, как:

  • Профессиональный стандарт «Специалист в области медико-профилактического дела», утвержденный Приказом Минтруда России от 25.06.2015 № 399н;
  • Профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал», утвержденный Приказом Минтруда от 12.01.2016 № 2н;
  • Профессиональный стандарт «Врач-стоматолог», утвержденный Приказом Минтруда от 10.05.2016 № 227н;
  • Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый», утвержденный Приказом Минтруда России от 27.03.2017 № 306н;
  • Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденный Приказом Минтруда России от 21.03.2017 № 293н;
  • Профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья, утвержденный Приказом Минтруда России от 07.11.2017 № 768н.
  • и некоторые другие

Данные профстандарты, а также иные профстандарты, утвержденне в отношении медицинских работников, Вы можете скачать на нашем сайте по ссылке: https://www.kormed.ru/baza-znaniy/medicinskie-kadry/professionalnye-standarty/. С полным реестром утвержденных профессиональных стандартов, который ведет Минтруд РФ, можно ознакомиться по следующей ссылке: http://profstandart.rosmintrud.ru.

С информацией Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов от 05 апреля 2016 года можно ознакомиться по ссылке: http://goo.gl/pzzcQ6.

Кроме того, на сайте Факультета Медицинского Права представлен ряд аналитических статей, посвященных теме профессиональных стандартов и обязательности их применения в отношении медицинских работников:

  • «Профессиональные стандарты в сфере здравоохранения»;
  • «Особенности применения профессиональных стандартов в сфере здравоохранения»;
  • «Задумки, проблемы и ошибки законодателя на пути разработки профстандартов и допуска выпускников до занятия медицинской и фармацевтической деятельностью»;
  • «Анализ профстандартов „Врач-стоматолог“ и „Провизор“: ошибки законодателя»;
  • «Особенности применения профессиональных стандартов в государственных организациях»;
  • Особенности профессионального стандарта «врач- педиатр участковый» (новая редакция профстандарта «Специалист по педиатрии»);
  • Профессиональный стандарт «Врач- лечебник (врач-терапевт участковый)» и его особенности;
  • Главный врач в системе российских координат.

  1. 1Акулина Т.И. Проблемы образовательной подготовки медицинских работников в России // Социальное и пенсионное право. — 2012. — № 4. — С. 32 — 37.

Фармация

Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки предназначена для специалистов, имеющих среднее профессиональное образование по специальности «Фармация», дополнительное профессиональное образование по специальности «Фармация» и перерыв в стаже работы по специальности более 5 лет.

Длительность: 504 часа (3 месяца).

Форма обучения: заочная (дистанционная).

Расписание групп обучения:

3 июня 2019 г. — 7 сентября 2019 г.

1 июля 2019 г. — 5 октября 2019 г.

5 августа 2019 г. — 9 ноября 2019 г.

По результатам обучения выдается диплом о профессиональной подготовке и сертификат специалиста государственного образца сроком действия на 5 лет.

Чтобы пройти обучение дистанционно без отрыва от работы, вам нужно сделать 4 простых шага:
Шаг 1. Подайте заявку
Для того, чтобы подать заявку на обучение, вам нужно нажать на кнопку в левом нижнем углу на этой странице, заполнить форму и загрузить необходимые документы, а также выбрать способ оплаты – от физического или от юридического лица.
Важно! Проверка документов Учебным центром ДПО ООО ФЦ «Знание» занимает до 3 рабочих дней. Если вы загрузите не все документы или допустите ошибку в их заполнении, мы свяжемся с вами для уточнения информации.

Шаг 2. Оплатите самостоятельно или через вашу аптеку
Вы можете оплатить обучение самостоятельно или оформить оплату от вашей аптеки (от юридического лица). После нажатия кнопки «Подать заявку» вы сможете выбрать способ оплаты – от физического или от юридического лица.
Шаг 3. Работайте с материалами в удобное для вас время
Перед стартом обучения в своем личном кабинете вы увидите индивидуальный логин и пароль для доступа к учебным материалам. Их можно изучить в любое удобное для вас время. После изучения материалов необходимо пройти итоговое тестирование в системе дистанционного обучения и представить курсовую работу на заданную тему.
Важно! ООО ФЦ «Знание» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии лицензии серия 54Л01 № 0004424 (регистрационный номер 10863), выданной на основании приказа Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 09.04.2019 №115-Л, срок действия – бессрочно.
Шаг 4. Получите диплом о профессиональной переподготовке и сертификат специалиста государственного образца сроком действия на 5 лет
При условии успешного завершения обучения мы доставим вам диплом о профессиональной переподготовке и сертификат специалиста государственного образца сроком действия 5 лет.

Если у вас возникли вопросы, позвоните нам по телефону 8-499-213-05-00 или напишите на info@pharmznanie.ru.

Перечень документов:

  1. Копия паспорта (страницы с ФИО и действующей регистрацией)
  2. Копия документа о смене фамилии (при несоответствии фамилии в документах)
  3. Копия диплома об образовании
  4. Копия удостоверения (свидетельства) о предшествующем повышении квалификации, копия диплома о профессиональной переподготовке (при наличии), копия удостоверения (диплома) о прохождении интернатуры (ординатуры) (при наличии)
  5. Копия сертификата специалиста
  6. Копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования (СНИЛС)
  7. Копия трудовой книжки (заверенная работодателем)
  8. Заявление на зачисление и согласие на обработку персональных данных
  9. Заявка на обучение сотрудников от организации (для юридических лиц)
  10. Личная карточка слушателя
  11. Договор — оферта (https://pharmznanie.ru/oferta)

Оплачивает ли работодатель получение сертификата медработником?

Ответ на вопрос:

За счет работодателя.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что до 1 января 2016 г. право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Таким образом, сертификат специалиста удостоверяет право на занятие медицинской деятельностью.

Согласно ч. 4 ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 72 Федерального закона N 323-ФЗ медицинские работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Как указано в п. 2 ч. 1 ст. 72 Федерального закона N 323-ФЗ, медицинские работники проходят повышение квалификации за счет средств работодателя. Соответственно, на работодателе лежит обязанность направить медицинского работника на повышение квалификации и оплатить обучение работника. В том числе, именно работодатель должен отслеживать сроки действия необходимых для осуществления медицинской деятельности документов и своевременно организовывать обучение, о чем, безусловно, нужно уведомить работника.

Согласно ч. 5 ст. 196 ТК РФ работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Статьей 187 ТК РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Учебный отпуск в данном случае оформлять не нужно.

Таким образом, пока медицинский работник работает в Вашей организации, Вы должны исполнять в отношении него все обязанности, предусмотренные законодательством РФ, в том числе производить за счет собственных средств необходимое обучение.

Подробности в материалах Системы Кадры:

  1. Правовая база:

Трудовой кодекс

Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников132Комментарий Маврина и СафоноваКомментарий Филиной

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.3

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.2Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.2В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.13Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Повышение квалификации медицинского работника

Светлана Гаврилова, эксперт-юрист RosCo — Consulting & audit

Ни для кого не секрет, что практикующий врач или медицинская сестра должны постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство для качественного оказания медицинской помощи. Поэтому вопрос о повышении квалификации актуален для каждого специалиста, и является не только делом чести. Прежде всего, это требование, продиктованное законодательством РФ.

В настоящем материале рассмотрим отдельный принципиальный для медицинских работников аспект процесса повышения квалификации – расходы на обучение.

Основные положения, регулирующие вопрос повышения квалификации медицинских работников содержаться в следующих нормативных актах:

  • Трудовой кодекс РФ;

  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.;

  • Приказ Минздрава России № 66н от 03.08.2012 г. «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».

Вначале остановимся на взаимных обязательствах участников данного процесса: медицинского работника и медицинской организации – работодателя.

В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. установлена обязанность медицинского работника совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях (подп. 3 ч.1 ст. 73 Закона).

Порядок и в сроки повышения квалификации установлены Приказом Минздрава России № 66н от 03.08.2012 г. «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».

В данном Приказе говорится о том, что повышение квалификации медицинских работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности (п.4 Приказа Минздрава России № 66н от 03.08.2012 г.).

В ч.1 ст. 72 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. утверждается право медицинских работников на основные гарантии, установленные трудовым законодательством РФ и иными нормативными актами РФ. В подп. 2 ч.1 ст. 72 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. содержится правило, согласно которому повышение квалификации, равно как профессиональная подготовка и переподготовка производится за счет средств работодателя, то есть медицинской организации, в которой трудится медицинский работник.

Этим правом было бы трудно воспользоваться при отсутствии встречной обязанности медицинской организации – работодателя.

Встречная обязанность медицинской организации – работодателя установлена в законе № 323-ФЗ от 21.11.2011 г., а также Трудовом Кодексе РФ, а именно:

  • в соответствии с Законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (п.8 ч.1 ст. 79 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

  • в соответствии с Трудовым кодексом РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ).

Требования п.8 ч.1 ст. 79 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. и ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ являются универсальным. Эти требования должны исполнять медицинские организации независимо от организационно – правовой формы и формы собственности, то есть как частные, так и государственные медицинские организации.

Как сказано выше ч.4 ст. 196 Трудового кодекса РФ ставит обязанность работодателя обеспечивать повышение квалификации работников в зависимость от того, что такое повышение является условием выполнения определенного вида деятельность.

В связи с этим, скажем, что повышение квалификации медицинским работником является обязательным условием медицинской деятельности.

В соответствии с положениями Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица при одновременном соблюдении двух условий (ч.1 ст. 69, ч.1 ст. 100 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.):

  • при наличии медицинского образования, полученного в РФ;

  • при наличии свидетельства об аккредитации специалиста (или действующего сертификата специалиста).

Следовательно, наличие у медицинского работника, наряду с дипломом об образовании, свидетельства об аккредитации (действующего сертификата специалиста) является одним из существенных условий выполнения деятельности, а именно удостоверяет право на осуществление медицинской деятельности.

Соответственно, медицинский работник, у которого срок действия сертификата истек, не вправе осуществлять медицинскую деятельность и должен пройти курсы повышения квалификации для получения сертификата с новым сроком действия.

Дополнительным обоснованием необходимости продления сертификата является то, что наличие действующего сертификата у медицинского работника является одним из ключевых лицензионных требований (пп.»г» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 291 от 16 апреля 2012 г.).

Отсутствие сертификата в свою очередь может быть квалифицированно в качестве грубого нарушения лицензионных требований работодателем (пп. «д» п. 4, п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ № 291 от 16.04.2012 г.). Это является дополнительным подтверждением того, что работодатель должен быть заинтересован в наличии у медицинских работников действующих сертификатов.

В соответствии с административным законодательством РФ, нарушение лицензионных требований может стать основанием для привлечения медицинской организации к административной ответственности по ч.4 ст. 14.1 КОАП РФ.

Таким образом, медицинский работник для осуществления медицинской деятельности на легальных основаниях обязан иметь действующий сертификат. Медицинская организация, в которой трудится медицинский работник обязана обеспечить прохождение курсов повышения квалификации. Стоимость повышения квалификации должен оплатить работодатель, как лицо заинтересованное в соблюдении требований законодательства об охране здоровья граждан и лицензионных требований.

Дополнительной гарантией оплаты для работника, помимо положений подп. 2 ч.1 ст. 72 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г., будет закрепление аналогичного права в трудовом договоре (коллективном договоре), Положении об оплате труда и других локальных актах организации.

Представляется, что кадровая служба медицинской организации должна следить за истечение сроков действия сертификатов.

Приведем обоснование из правоприменительной практики арбитражных судов.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Волгоградского областного суда от 03 октября 2013 г. по делу № 33-10737/2013.

«Частью 4 ст. 196 ТК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Право медицинских работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством РФ, а также право на прохождение аттестации для получения квалификационной категории предусмотрено ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона РФ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что до 1 января 2016 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование… и имеющие сертификат специалиста.

Повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет является одним из лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, в соответствии с пп. «г» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291.

Приведенные нормы закона свидетельствуют о том, что повышение квалификации специалистов, работающих в медицинских учреждениях, является обязанностью работодателя, производится за его счет и является необходимым условием осуществления им лицензированной медицинской деятельности.

Примеры судебной практики о привлечении медицинской организации к ответственности за нарушение лицензионных требований.

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2012 № 06АП-3149/12 и от 20.02.2012 № 06АП-142/12.

Судебным актом подтверждена обоснованность привлечения медицинской организации к ответственности по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ за допуск к осуществлению медицинской деятельности врача без сертификата.

«Для выполнения медицинских работ (услуг) по стоматологии терапевтической, в соответствии со штатным расписанием ООО «Радикс — Дент», на должность врача – стоматолога — терапевта принята Сусина (Серга) Н.В., не имеющая послевузовского профессионального образования и (или) дополнительного образования и сертификата специалиста по специальности «стоматология терапевтическая». Поэтому, до окончания срока действия сертификата (в крайнем случае, по окончании срока действия) медицинская организация обязана направить медицинского работника на обучение за счет собственных средств».

Выполнение трудовой функции с обучением на курсах повышения квалификации совмещается по правилам, которые установлены Трудовым кодексом РФ, Приказом Минздрава России № 66н от 03.08.2012 г.

Из п.4 приказа Минздрава России № 66Н от 03.08.2012 г. следует, что повышение квалификации (профессиональная переподготовка и стажировка работников) проводится главным образом:

  • с отрывом от работы;

  • с частичным отрывом от работы;

  • по индивидуальным формам обучения.

Необходимость прохождения работниками повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки устанавливается работодателем.

Это требование продиктовано положениями Трудового кодекса РФ (ст. 196 ТК РФ).

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать (ст. 196 Трудового Кодекса РФ):

  • необходимые условия для совмещения работы с получением образования;

  • предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Такие гарантии установлены в ст. 187 Трудового кодекса РФ.

Так, при направлении работника на профессиональное обучение (для повышения квалификации) с отрывом от работы за ним сохраняются:

  • место работы (должность);

  • средняя заработная плата по основному месту работы;

  • работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Указанный период подлежит учету в табеле учета рабочего времени.

На практике может возникнуть ситуация, при которой работодатель отказывается направлять работника на курсы повышения квалификации, а также выплатить стоимость обучения. Для работника это время может быть квалифицировано как время простоя по вине работодателя.

Время простоя по вине работодателя подлежит оплате в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ (ч.1 ст. 157 ТК РФ).

Это время также подлежит учету в Табеле рабочего времени.

Статья актуальна на 12.12.2016

Как часто педагогические работники обязаны повышать квалификацию?

Ответ на вопрос:

При этом в соответствии с п.7 ч. 1 ст. 48 Закона об образовании педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.

Таким образом, педагогические работники обязаны повышать квалификацию не реже чем один раз в три года.

  1. Согласно п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
  2. Пунктом 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам , утв. Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499, установлено, что формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.

Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение слушателями новой компетенции (квалификации), заявленных в программе (п. 12 Порядка).

Мы рассказывали ранее о Длительном отпуске педагогических работников до 1 года в материале по ссылке.

ПРИКАЗОМ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ от 26.08.2010 № 761н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» .

К учителю предъявляются следующие требования к квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Аналогичные требования предъявляет к должности учителя профстандарт (см.: ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ от 18.10.2013 № 544н Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» ), который должен применяться с 1 января 2017 года.

Таким образом, учитель может иметь как высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», так и образование в области, соответствующей преподаваемому предмету. Соответственно, в ряде случаев можно иметь не педагогическое образование, а образование по преподаваемому предмету.

Какого-либо перечня вузов или специальностей, закончив которые можно работать учителем, нет.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Об образовании в Российской Федерации

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

Читайте о эффективном контракте с педагогическими работниками, чтобы не совершать ошибок.

7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Эксперт делится важной информацией о доплате за стаж педагогам в материале по ссылке.

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.2

Читайте о инструкциях по охране труда для педагогических работников больше информации в статье по ссылке.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.

  1. Правовая база: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  2. Правовая база: ПРИКАЗ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ от 26.08.2010 № 761н

Приказ

Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Учитель

Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *