Пожарная безопасность 01 03

Говоря об опасности объектов, чаще всего имеют в виду развлекательные заведения типа ночных клубов, торгово-развлекательных центров. Это не удивительно, ведь все помнят пожары со страшными последствиями, а пожарная безопасность в общественных местах такого назначения на многих объектах до сих пор не обеспечена в соответствии с противопожарными нормами. При этом часто без внимания остаются административные здания, которые в течении года для решения своих проблем посещают миллионы людей, поэтому стоит узнать, какие к ним требования.

Помещение административного здания

Нормы и требования

Обеспечение пожарной безопасности объектов административного назначения невозможно без строгого соблюдения противопожарных требований официальных нормативных документов как на стадии проектирования, возведения, так и в ходе длительной эксплуатации; внутренних перепланировок этажей, помещений; текущих, капитальных ремонтов, реконструкции зданий:

  • СНиП 31-05-2003 (СП 117.13330.2011) – об общественных зданиях административного назначения.
  • СП 118.13330.2012* – об общественных объектах, являющийся актуализированной редакцией СНиП 31-06-2009.
  • СНиП 21-01-97*, устанавливающий требования пожарной безопасности к зданиям, сооружениям любого вида, назначения.
  • СП 12.13130.2009, в котором даны методики определения категории по взрывопожарной опасности помещений объектов, в том числе в административных зданиях.
  • СП 7.13130.2013, устанавливающий требования ПБ к системам вентиляции зданий, в том числе в части создания систем противодымной защиты объектов.
  • СП 31.13330.2012, являющийся актуальной версией СНиП 2.04.02-84, в части обеспечения наружного противопожарного водоснабжения административных зданий.
  • СП 10.13130.2009 – о внутреннем противопожарном водопроводе зданий, являющимся одним из основных элементов внутреннего противопожарного водоснабжения объектов административного назначения.
  • СП 1.13130.2020 – об эвакуационных путях, выходах.
  • СП 3.13130.2009 – о требованиях ПБ к системам оповещения, управления эвакуацией из зданий (СОУЭ).
  • СП 5.13130.2009 – о проектировании установок пожаротушения, сигнализации.
  • СП 113.13330.2016, служащий актуальной редакцией СНиП 21-02-99* – о стоянках автомобилей, которые не редкость в современных зданиях административного назначения.
  • ПУЭ, устанавливающие в том числе правила пожарной безопасности при размещении, эксплуатации электроустановок, электрооборудования в общественных зданиях.
  • НПБ 240-97 – о приемосдаточных, периодических испытаниях противодымной защиты объектов, в том числе систем дымоудаления, подачи свежего воздуха в помещения на пути эвакуации из зданий.
  • НПБ 245-2001 – о требованиях, испытаниях всех типов пожарных лестниц, а также наружного типа эвакуационных лестниц.
  • ГОСТ Р 51844-2009 – о требованиях к пожарным шкафам, в которых в административных зданиях размещают не только комплекты пожарных рукавов, стволов с соединительными головками; но и водные, воздушно-пенные, порошковые огнетушители.
  • ГОСТ 12.4.026-2015, устанавливающий требования к сигнальной расцветке, форме, размерам знаков ПБ, необходимых к размещению в административных зданиях.

Документом, обязательным к изучению, руководством по проведению инструктажей по пожарной безопасности, по программам обучения ПТМ для ответственных за ПБ объектов административного назначения служат НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», которые утверждены Приказом МЧС РФ № 645 от 26.12.2007.

Необходимы инструкции о мерах пожарной безопасности и их образцы?

Переходите к следующему материалу:

Инструкция о мерах пожарной безопасности: требования, образцы, кем разрабатывается и утверждается

Противопожарное инженерно-техническое обеспечение

Любое эксплуатируемое административное здание, а также каждый его пожарный отсек, при делении объектов большой площади противопожарными перегородками, стенами с установленными в их проемах противопожарными дверьми, шторами, окнами, люками, согласно требованиям норм должно быть защищено комплексом инженерно-технического оборудования автоматической противопожарной защиты:

  • Установками сигнализации, преимущественно с использованием датчиков дыма, эффективно обнаруживающих очаги возгорания всех видов пожарной нагрузки, характерных для основных отсеков зданий административного назначения, но для отдельных помещений также допустимо использовать тепловые пожарные извещатели максимального или максимально-дифференциального типа.
  • Стационарными системами пожаротушения. Большинство помещений защищают водяными установками пожаротушения, с установленными на разводящих трубопроводах спринклерными, реже дренчерными оросителями. Для защиты помещений серверных, архивов с особо важной документацией, носителями информации также используют газовые или порошковые системы пожаротушения, практически не наносящие вреда защищаемым ценностям.
  • В составе противодымной защиты здания, чрезвычайно важной для организации безопасной эвакуации, кроме противопожарных преград и заполнений проемов них, систем дымоудаления, подачи чистого воздуха, еще используют огнезадерживающие клапаны, противопожарные вентиляционные решетки, устанавливаемые на коробах вентиляционных систем здания.
  • И также в зависимости от архитектурных, объемных решений административного здания используют зенитные фонари дымоудаления, противопожарные фрамуги, позволяющие за короткое время удалить из помещений огромное количество летучих токсичных продуктов горения органических материалов отделки, обстановки, имущества.
  • Для оповещения сотрудников, посетителей, управления эвакуационными потоками людей административное здание должно быть оборудовано световыми табло, указателями; речевыми, звуковыми пожарными извещателями; а также микрофонной консолью, средствами записи, воспроизведения тревожных сообщений, установленных в помещении пожарного поста, охраны или диспетчерской.

Для того чтобы все оборудование, компоненты противопожарных систем, установок административного здания постоянно находились в работоспособном состоянии, а при необходимости оперативно проводился их ремонт, необходимо заключение договоров со специализированными предприятиями, оказывающими услуги по техническому сервису на основании лицензий, выданных МЧС России.

Требования пожарной безопасности

К объектам административного назначения относятся как здания органов федерального, краевого (областного), местного муниципального управления, так государственных, корпоративных, частных предприятий; общественных, хозяйственных организаций и других учреждений кабинетного, офисного типа, не связанных в этих зданиях деятельностью по производству какой бы то ни было товарной продукции, материальных ценностей, оказания услуг населению.

Типовая планировка административных зданий:

  • Ячеистая, при которой кабинеты (офисы) размещены по одной или обеим сторонам коридора.
  • Коридор, как правило, с обоих торцов здания заканчивается одним из типов эвакуационных лестниц – внутренней, размещенной в лестничной клетке, или наружной, ведущей по маршам вниз на территорию, прилегающую к зданию.
  • На первом этаже обычно находится вестибюль, размещен гардероб.
  • Залы для заседаний/собраний обычно расположены на первом или верхнем этаже административного здания, имея минимум 2 эвакуационных выхода, в том числе допускается выход наружу, выполненный согласно норм.
  • Технические, хозяйственные, вспомогательные помещения – от электрощитовых, вентиляционных камер, насосных станций пожаротушения до складов, мастерских, как правило, размещают в цокольном, подвальном этаже административного здания.
  • Для обслуживания многоэтажных зданий устанавливают грузовые, пассажирские, в том числе пожарные лифты.

Такая планировка, устройство административных зданий позволяет провести быструю эвакуацию людей при пожаре, тем более что сотрудники организаций, размещенных в административных зданиях, чаще всего работают там годами, прекрасно знают планировку, особенности своего места работы, способны помочь посетителям, впервые оказавшихся там.

Но, для этого необходимо неукоснительно выполнять меры пожарной безопасности, изложенные в Федеральном законе РФ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях ПБ» и ППР-2012, а именно:

  • Собственник или руководитель организации, которой принадлежит административное здание, должен разработать декларацию пожарной безопасности, являющуюся формой оценки противопожарного состояния объекта.
  • Должен быть разработан, изготовлен полный комплект документов по пожарной безопасности для объекта, в том числе общая инструкция ПБ, в которой с учетом специфики здания, режима работы организации должны найти отражения как требования по организации противопожарного режима, так действия при пожаре сотрудников, позволяющие ликвидировать очаг возгорания, правильно провести эвакуацию.
  • Необходимо проведение точного расчета необходимого количества огнетушителей, в том числе углекислотных для тушения очагов возгорания в помещениях электрощитовых, компьютеров, офисной оргтехники.
  • Необходимо регулярное – не реже, чем дважды в году проведение тренировок по практической эвакуации всех сотрудников, технического персонала из административного здания, организованных на основе инструкций по действиям при пожаре; существующих, развешанных на всех этажах планов эвакуации людей при пожаре.

Первичные средства пожаротушения

Нарушение требований пожарной безопасности в административных зданиях носят типичный характер, это как правило:

  • курение вне отведенных мест;
  • оставление включенным в сеть после окончания работы различного электрического оборудования – от компьютерной оргтехники до нагревательных приборов;
  • перепланировка помещений, затрудняющая эвакуацию, сужающая нормативную ширину проходов; или полностью отсекающая возможность воспользоваться двумя выходами;
  • загромождение, захламление проходов, лестничных клеток запасных эвакуационных выходов из здания, отслужившей свой срок мебелью, оргтехникой; штабелями документации, которой не нашлось места в архиве;
  • закрытые двери выходов, без оборудования их противопожарной фурнитурой, в том числе противопожарными дверными ручками, позволяющими без наличия ключей открывать их изнутри, что называется, одним движением.

Однако при надлежащем исполнении ответственным за пожарную безопасность административного здания своих обязанностей, своевременном информировании руководства, эти проблемы решаемы, причем без значительных затрат. Если в здании соблюдаются основные требования норм, то ни проверка МЧС России, ни возникший очаг возгорания, скорее всего, не смогут привести к значительным неприятным последствиям.

При размещении парикмахерских в жилых домах, помещения должны иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания.

Допускается устройство одного эвакуационного выхода из помещений учреждений общественного назначения, размещаемых в первом и цокольном этажах при общей площади не более 300 м2 и числе работающих не более 15 человек.

Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.

В каждой организации должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности.

Все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.

Во всех помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

Правила применения на территории организаций открытого огня, проезда транспорта, допустимость курения и проведения временных пожароопасных работ устанавливаются общеобъектовыми инструкциями о мерах пожарной безопасности.

В каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе:

определены и оборудованы места для курения;

установлен порядок уборки горючих отходов и пыли;

определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

регламентированы:

порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;

порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

действия работников при обнаружении пожара;

определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

При единовременном нахождении в помещениях более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Работники организаций должны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим;

выполнять меры предосторожности при пользовании газовыми приборами, предметами бытовой химии, проведении работ с легковоспламеняющимися (далее ?ЛВЖ) и горючими (далее ?ГЖ) жидкостями, другими опасными в пожарном отношении веществами, материалами и оборудованием;

в случае обнаружения пожара сообщить о нем в подразделение пожарной охраны и принять возможные меры к спасению людей, имущества и ликвидации пожара.

Противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т. п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств).

При аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий.

В организаций запрещается:

хранение и применение в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, пороха, взрывчатых веществ, баллонов с газами, товаров в аэрозольной упаковке, целлулоида и других взрывопожароопасных веществ и материалов, кроме случаев, оговоренных в действующих нормативных документах;

использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;

устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток;

снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. Производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией). Уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации или автоматической установки пожаротушения в результате перепланировки допускается только при дополнительной защите объемов помещений, исключенных из зоны действия указанных выше автоматических установок, индивидуальными пожарными извещателями или модульными установками пожаротушения соответственно;

загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы;

проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;

оставлять неубранным промасленный обтирочный материал;

устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке;

устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы. Под лестничными маршами в первом и цокольном этажах допускается устройство только помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитовых, выгороженных перегородками из негорючих материалов;

Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся в организации, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;

устраивать в тамбурах выходов сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;

устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;

применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости);

фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их;

остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;

заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг.

При эксплуатации действующих электроустановок запрещается:

использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;

пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями;

обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;

применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;

размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.

Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.

Установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации.

Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения из расчета 1 порошковый 2-х литровый огнетушитель на 100 кв. м. помещений и не менее 1-ог на помещение.

При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п.):

незамедлительно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);

принять по возможности меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.

Нормативные ссылки:

СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения».

СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».

СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование».

СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация».

СНиП 2.09.04-87* «Административные и бытовые здания».

СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий».

НПБ 151-00 «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний».

НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией».

НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях».

ГОСТ Р 12.1.004-91* «Пожарная безопасность. Общие требования».

ГОСТ Р 12.2.143-2002 «Системы фотолюминисцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля».

ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».

ГОСТ 28130-89 (СТ СЭВ 6301-88) «Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения условные графические».

ГОСТ 12.1.033-81 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Термины и определения».

ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации».

Нежелание задумываться о пожарной безопасности может влететь организации «в копеечку». Какая ответственность предусмотрена действующим российским законодательством за нарушение требований пожарной безопасности?

В современных условиях проведение практически любой проверки соблюдения требований пожарной безопасности (как плановой, так и внеплановой) в организациях заканчивается выявлением тех или иных нарушений. Указанные нарушения делятся на две большие группы и могут носить режимный либо нережимный характер.

Нарушения требований пожарной безопасности

К нарушениям требований пожарной безопасности режимного характера относятся нарушения, связанные с непосредственной деятельностью организации, для устранения которых не требуется изменения конструктивных особенностей зданий (сооружений), а также значительных материальных затрат. Другими словами, это нарушения организационного характера.

Например, в данную группу входят такие нарушения, как:

  • загромождение путей эвакуации;
  • допуск к работе лиц, не прошедших обучение мерам пожарной безопасности;
  • отсутствие инструкций о мерах пожарной безопасности;
  • ненадлежащий учет состояния и наличия огнетушителей и других первичных средств пожаротушения на объекте защиты и т. п.

К нарушениям нережимного характера, в свою очередь, относятся нарушения, связанные с необходимостью внесения изменений в конструктивные особенности зданий (сооружений) и значительными материальными затратами, требующимися для их устранения.

Например, в данную группу входят такие нарушения, как:

  • отсутствие требуемого количества эвакуационных выходов с этажа или из здания в целом;
  • превышение допустимой площади пожарного отсека в пределах этажа здания;
  • отсутствие систем автоматической противопожарной защиты и т. д.

Безусловно, с учетом вышесказанного устранить нарушения режимного характера проще, поэтому на их ликвидацию обычно отводится меньше времени (скажем, месяц).

Устранение же нарушений нережимного характера, как правило, требует не только серьезных капиталовложений, но и большого количества времени, поэтому в выданном организации предписании об устранении нарушений требований пожарной безопасности государственный инспектор по пожарному надзору, принимая во внимание данные обстоятельства, устанавливает более отдаленную дату внеплановой проверки исполнения пунктов предписания.

К сожалению, на практике это иногда приводит к тому, что организация, пользуясь предоставленной отсрочкой, не спешит приводить используемые помещения в надлежащее противопожарное состояние. Так, ресторан вполне может продолжать обслуживать посетителей и приносить хозяину доход, несмотря на грозящую гостям заведения опасность.

Единственным средством борьбы с подобными недобросовестными организациями является принятие государственным инспектором по пожарному надзору решения о временном запрете деятельности объекта защиты, возможность которого предусмотрена ст. 27.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Например, основанием для приостановки деятельности объекта защиты может послужить такое грубое нарушение требований пожарной безопасности, как отсутствие систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре.

Однако временный запрет деятельности действует лишь до рассмотрения дела судом.

Между тем, по сложившейся практике, судебный процесс, инициированный органом государственного пожарного надзора, может растянуться на месяцы и все это время возобновивший работу опасный объект будет функционировать, создавая угрозу для здоровья и жизни людей. Представляется, что эта проблема требует скорейшего решения.

Конечно, большинство организаций являются более ответственными и выполняют выданные им государственным инспектором по пожарному надзору предписания в срок.

Тем не менее, «вредная привычка» предпринимателей задумываться о пожарной безопасности только после проведения проверки и получения предписания зачастую чревата серьезными последствиями.

Например, несколько лет назад в Москве имел место пожар в здании гостиницы, переоборудованной под офисы, где незадолго до ЧП в ходе плановой проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Причем пожар случился как раз в тот день, когда соответствующие материалы должны были быть переданы в суд для принятия решения о приостановлении или о продолжении деятельности объекта. В ходе пожара из горящего здания были спасены и эвакуированы в общей сложности почти 200 человек, один человек погиб.

Следует отметить, что КоАП РФ предусматривает отдельную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Оно влечет наложение административного штрафа:

Внимание!

Для переноса сроков исполнения выданного ранее предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности необходимо в установленные сроки обратиться с мотивированным письмом в соответствующий орган государственного пожарного надзора.

При этом невыполнение в установленный срок предписания на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан – в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – в размере от 5 тыс. до 6 тыс. руб. (к должностному лицу также может быть применена дисквалификация на срок до трех лет);
  • на юридических лиц – в размере от 90 тыс. до 100 тыс. руб. Повторное совершение указанных административных правонарушений влечет наложение административного штрафа: • на граждан – в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб. (альтернатива – дисквалификация на срок до трех лет);
  • на юридических лиц – в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

Наиболее часто в ходе проверок выявляются следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1. загромождение эвакуационных путей и выходов. Подпункт «б» п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее – Правила № 390), запрещает:

  • загромождать эвакуационные пути и выходы (в т. ч. проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами;
  • блокировать двери эвакуационных выходов;

2. нахождение систем автоматической противопожарной защиты (пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и т. п.) в неисправном состоянии. Пункт 61 Правил № 390 требует от руководителя организации:

  • обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта:
      • автоматических (автономных) установок пожаротушения;
      • автоматических установок пожарной сигнализации;
      • установок систем противодымной защиты;
      • системы оповещения людей о пожаре;
      • средств пожарной сигнализации;
      • противопожарных дверей;
      • противопожарных и дымовых клапанов;
      • защитных устройств в противопожарных преградах;
  • организовывать не реже одного раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки;

3. изменение в ходе эксплуатации здания (помещений) объемно-планировочных решений (перепланировка), из-за которых оказывается ограниченным доступ к пожарным кранам, первичным средствам пожаротушения, уменьшается зона действия систем автоматической противопожарной защиты, а также нарушаются проектные решения по путям эвакуации:

  • подп. «е» п. 23 Правил № 390 запрещает производить изменение объемнопланировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией);
  • п. 33 Правил № 390 требует от руководителя организации при эксплуатации эвакуационных путей и выходов обеспечить соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в т. ч. по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с положениями ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» .

Между тем, основными причинами возникновения пожара в организациях являются:

  • неправильная эксплуатация электроустановок;
  • аварийный режим работы отдельных бытовых электроприборов.

Зачастую возникновению пожара способствует так называемый человеческий фактор.

С нарушением правил устройства и эксплуатации электрооборудования связано 65% всех пожаров в организациях, 15% пожаров обусловлено неосторожным обращением людей с огнем, в т. ч. при курении.

Например, известно, что электропроводка в зданиях рассчитана на определенную нагрузку, в российских условиях в помещениях часто отсутствует необходимое заземление. При этом сотрудники организаций об этом, как правило, не задумываются и включают в электрическую сеть очень мощные электроприборы или в нарушение требований заводов-изготовителей используют для питания электроприборов электрические сети без соответствующего заземления.

Полезно знать

На практике встречаются случаи, когда даже правильная эксплуатация электроприборов приводит к их переходу в аварийный режим работы, что нередко заканчивается возникновением пожара.

При этом следует отметить, что общие положения Правил № 390, посвященные безопасной эксплуатации электроустановок и электроприборов, запрещают, в частности:

  • оставлять по окончании рабочего времени не обесточенными электроустановки и бытовые электроприборы в помещениях, в которых отсутствует дежурный персонал, за исключением дежурного освещения, систем противопожарной защиты, а также других электроустановок и электротехнических приборов, если это обусловлено их функциональным назначением и (или) предусмотрено требованиями инструкции по эксплуатации;
  • эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;
  • пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
  • обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
  • пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;
  • применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;
  • оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в т. ч. находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, и др.

Наказание за нарушения требований пожарной безопасности

КоАП РФ предусматривает четыре вида административных наказаний за нарушение требований пожарной безопасности:

  1. предупреждение;
  2. административный штраф;
  3. административное приостановление деятельности;
  4. дисквалификация.

Применение такого вида наказания, как предупреждение, разрешается российским законодательством при определенных обстоятельствах, если соответствующее нарушение допущено впервые. Если же оно допущено не в первый раз, то назначается административный штраф. Тот факт, что лицо в течение года уже привлекалось за подобное нарушение и оно выявлено повторно, является основанием для применения максимально возможного административного наказания, вплоть до административного приостановления деятельности.

Конкретный размер административной ответственности зависит от наличия либо отсутствия смягчающих и отягчающих ее обстоятельств. Безусловно, при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности учитывается опасность допущенных нарушений в смысле возникновения пожара, а также его возможных последствий.

Важно!

Уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности действующим законодательством не предусмотрена. Исключение составляют случаи возникновения пожара, повлекшего гибель людей или крупный материальный ущерб, если будет установлена причинно-следственная связь между произошедшим пожаром и нарушением требований пожарной безопасности.

Смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства определены КоАП РФ, который к числу смягчающих обстоятельств относит:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
  • добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
  • оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
  • добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, КоАП РФ признаются:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное совершение однородного административного правонарушения, т. е. совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • совершение административного правонарушения группой лиц;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

При этом судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать соответствующее обстоятельство отягчающим.

Административной ответственности, применяемой при нарушении требований пожарной безопасности, посвящена ст. 20.4 КоАП РФ (ее положения не касаются нарушений правил пожарной безопасности в лесах и нарушений требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, которые предусмотрены ст. 8.32 и ст. 11.16 КоАП РФ соответственно).

Так, согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности влечет следующее административное наказание:

  • для граждан – в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – в виде предупреждения или штрафа в размере от 6 тыс. до 15 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – в виде предупреждения или штрафа в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

В соответствии с ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения предусмотрено следующее административное наказание:

  • для граждан – в виде штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – в виде штрафа в размере от 6 тыс. до 15 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – в виде штрафа в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

Часть 4 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Нарушения такого рода наказываются штрафом:

  • для граждан – в размере от 3 тыс. до 4 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

В соответствии с ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ при повторном нарушении требований пожарной безопасности штрафные санкции увеличиваются (штраф, накладываемый на организацию в этом случае, может достигать 400 тыс. руб.), а административные материалы на юридическое лицо могут передаваться в суд для принятия решения об административном приостановлении деятельности объекта защиты на срок до 90 суток.

Самое суровое наказание предусмотрено ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 600 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на организацию в целом, так и на ее руководителя, а также лиц, назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Допустивший нарушение сотрудник организации может быть подвергнут административному наказанию в виде предупреждения или штрафа, а ее руководитель в дополнение к этому может быть дисквалифицирован и лишен права занимать руководящие должности на срок до трех лет.

Следует отметить, что, несмотря на то, что последний раз административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности ужесточалась еще несколько лет назад, ее нынешний размер представляется вполне адекватным и предпосылок для усиления ответственности пока не наблюдается.

Важно знать!

Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена и на рядового сотрудника организации в случае, если он совершит противоправные действия прямо на глазах у государственного инспектора по пожарному надзору (например, будет курить в неустановленном месте).

Организации, не согласные с назначенным им административным наказанием, имеют возможность обжаловать постановление о его назначении в порядке, предусмотренном КоАП РФ, а также Арбитражным процессуальным кодексом РФ (в случае, если дело обжалуется в Арбитражном суде г. Москвы или иных арбитражных судах).

Лицо, возражающее против вынесенного в отношении него постановления о назначении административного наказания, имеет право в течении 10 суток с момента получения копии постановления обжаловать его вышестоящему должностному лицу федерального государственного пожарного надзора МЧС России или в судебном порядке. Правда, такое обжалование редко бывает успешным.

Например, в течение 2014 г. были удовлетворены заявления об обжаловании 225 постановлений о назначении административных наказаний, что составляет всего 1% от общего количества вынесенных должностными лицами органов государственного пожарного надзора постановлений, связанных с нарушением требований пожарной безопасности.

Источник: Журнал «Справочник специалиста по охране труда”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *