Содержание
- Предыстория
- Способы оплаты отопления
- Формулы расчета
- Оплата отопления ИКУ в РСО
- Постановление Правительства РФ от 13.04.2019 N 452 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. N 127»
- Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (ред. от 22.05.2019) «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации»)
- Оплата тепловой энергии — основная обязанность абонента по договору теплоснабжения
Предыстория
Напомним – Правилами 354 в Правила 307 были внесены изменения, согласно которым с 01 сентября 2012 года утратили силу положения Правил 307 в отношении всех коммунальных услуг за исключением отопления. Поскольку Правила 354 предусматривали расчет за коммунальную услуг по отоплению по факту потребления (то есть исключительно в отопительный период – либо по приборам учета, либо по нормативам потребления), а Правила 307 предусматривали оплату отопления в течение года ежемесячными равными платежами с проведением один раз в год корректировки платы, Правительство РФ предоставило субъектам РФ право принять решение о выборе способа оплаты отопления – либо по Правилам 354, либо по Правилам 307. При этом существование двух вариантов оплат отопления декларировалось как временное, установленное на некий «переходный период», необходимый для отказа от норм Правил 307 и установления порядка оплаты отопления, предусмотренного Правилами 354. В качестве даты окончания такого «переходного периода» была установлена дата 31 декабря 2014 года, после которой на всей территории РФ должен был действовать единый и единственный порядок оплаты отопления, регламентированный Правилами 354.
Однако, значительная часть субъектов РФ не пожелали применять на своих территориях новый порядок оплаты отопления, сохранив круглогодичную оплату отопления, и буквально за неделю до планируемого истечения срока действия Правил 307 было обнародовано постановление Правительства РФ от 17.12.2014 N1380 (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 22 декабря 2014 года, вступило в силу 30 декабря 2014 года). Надо отметить, что такой «новогодний подарок» весьма ощутимо увеличил расходы тех организаций, которые (как это, собственно, и должно быть при ответственном подходе к делу) провели мероприятия по подготовке к переходу на Правила 354 – установили новое программное обеспечение, провели корректировку платы за отопление (Правилами 354 такая корректировка не предусматривалась, ее надо было провести в период действия Правил 307), осуществили ряд других действий. Но запланированной ранее отмены Правил 307 не произошло, и все подготовительные мероприятия оказались напрасными. Интересно, что органы госвласти подавляющей части субъектов РФ, в которых действовали Правила 307, даже не планировали принимать какие-либо региональные нормативные правовые акты, соответствующие новому порядку оплаты отопления, утвержденному Правилами 354 (например, НПА устанавливающие нормативы потребления теплоэнергии на отопление именно в месяцы отопительного периода, другие необходимые НПА).
ПП РФ от 17.12.2014 N1380 продлило действие Правил 307 до 30 июня 2016 года. О дальнейшем продлении действия Правил 307 Правительство РФ не заявляло, но продление действия норм Правил 307 все же произошло. Само постановление от 23.05.2006 N307, как и планировалось, утратило силу с 01.07.2016, но нормы, предусматривающие возможность оплаты отопления равными частями в течение всего года, были внесены в Правила 354. В отличие от декабря 2014 года в июне 2016 года постановление Правительства РФ, которым внесены такие поправки, было обнародовано не за неделю, а непосредственно в последний день действия Правил 307, то есть 30 июня 2016 года, и в этот же день ПП РФ от 29.06.2015 N603 вступило в силу.
Способы оплаты отопления
Согласно пункту 42.1 Правил 354 в новой редакции «оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года».
Сразу необходимо отметить, что правом принятия решения о выборе способа оплаты отопления обладают исключительно органы государственной власти субъектов РФ. Пункт 2 постановления Правительства РФ от 29.06.2015 N603 устанавливает:
«2. Установить, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня его принятия».
Необходимо особо отметить, что ни органы местного самоуправления, ни общее собрание собственников помещений не наделены полномочиями по выбору способа оплаты отопления – такими полномочиями обладают только органы госвласти субъекта РФ.
Поскольку ПП РФ 603 было принято 29 июня, а 30 июня обнародовано и в этот же день вступило в силу, Правительство РФ предусмотрело продление действующего на момент вступления в силу постановления N603 способа оплаты отопления. Пункт 3 ПП РФ от 29.06.2016 N603 устанавливает:
«3. Установить, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления».
При этом абзац 1 пункта 42.2 Правил 354 устанавливает: «42.2. Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года — с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа».
Таким образом, до принятия органами госвласти субъекта РФ решения об изменении способа оплаты отопления действует тот способ, который был установлен на дату 30.06.2016. Органы госвласти субъекта РФ имеют право принять решение об изменении действующего способа – такое решение может приниматься один раз в год, в срок до 1 октября. Реализуется указанное решение только в году, следующем за годом принятия такого решения – либо с 01 июля (при переходе на равномерную оплату в течение года), либо с начала отопительного периода (при переходе на оплату в отопительный период).
Формулы расчета
Рассмотрим порядок оплаты отопления в 4 типовых случаях:
1. Дом не оборудован общедомовым прибором учета (ОПУ), при этом техническая возможность оборудования ОПУ отсутствует;
2. Дом не оборудован ОПУ, при этом техническая возможность оборудования ОПУ имеется;
3. Дом оборудован ОПУ, но не все помещения дома оборудованы индивидуальными приборами учета (ИПУ);
4. Дом оборудован ОПУ, и все помещения дома оборудованы ИПУ.
Представим формулы для каждой из приведенных ситуаций в виде таблицы, с разделением на два варианта:
1) Оплата отопления осуществляется в течение отопительного периода;
2) Оплата отопления осуществляется равномерно в течение календарного года.
В таблице используются следующие обозначения:
ОПУ – коллективный (общедомовой) прибор учета;
ИПУ – индивидуальный прибор учета;
МКД – многоквартирный дом;
Pi – размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении МКД (размер корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении МКД).
Наличие/отсутствие приборов учета |
Оплата в течение отопительного периода |
Оплата равномерно в течение года |
Отсутствует ОПУ тепловой энергии в МКД (ИПУ в жилом доме) при отсутствии технической возможности установки прибора учета |
Формула 2 Приложения 2 Правил 354: Pi = Si × NT × TT, где: |
Формула 2.1 Приложения 2 Правил 354: Pi = Si × (NT × K) × TT, где: |
Отсутствует ОПУ тепловой энергии в МКД при наличии технической возможности установки ОПУ |
Формула 2.2 Приложения 2 Правил 354: Pi = Si × NT × Kпов × TT, где: |
Формула 2.3 Приложения 2 Правил 354: Pi = Si × (NT × K) × Kпов × TT, где: |
МКД оборудован ОПУ, не все помещения МКД оборудованы ИПУ |
Формула 3 Приложения 2 Правил 354: где: |
1) Формула 3.1 Приложения 2 Правил 354: Pi = Si × VТ × TT, где: 2) Один раз в год производится корректировка платы за отопление по формуле 3.2: , где: |
МКД оборудован ОПУ, все помещения МКД оборудованы ИПУ |
Формула 3.3 Приложения 2 Правил 354: , где: , где: |
1) Формула 3.3 Приложения 2 Правил 354: , где: , где: 2) Один раз в год производится корректировка платы за отопление по формуле 3.4: , где: , где: |
Еще одна формула, на которую стоит обратить внимание — это формула 6.1 Приложения 2 Правил 354.
Согласно абзацу 2 пункта 42.2 Правил 354: «В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6.1 приложения N 2 к настоящим Правилам».
Пункт 6.1 Приложения 2 Правил 354 устанавливает:
«6.1. В случаях, предусмотренных пунктом 42.2, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме или в жилом доме корректируется по формуле 6.1:
,
где:
Pk.пр – размер платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год в многоквартирном доме, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме или в жилом доме, определенный исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии, а при отсутствии указанных приборов учета — из нормативов потребления;
Si – общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
Pfn.i – общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в МКД за прошедший год.».
Логика здесь довольно понятная. В случае изменения способа оплаты отопления в течение календарного года применяется два способа оплаты: в начале года один способ, в конце года – другой. Вследствие наличия двух способов возможно появление расхождений между объемом отопления, предъявленным потребителям к оплате в течение года, и фактически потребленным объемом. Для ликвидации этих расхождений в I квартале года, следующего за годом, в котором вступило в силу решение об изменении способа оплаты, проводится корректировка платы за тот год, в котором был изменен способ оплаты. Не следует путать такую корректировку с корректировкой платы за отопление, проводимой при равномерной оплате отопления в течение года.
Оплата отопления ИКУ в РСО
Ранее был рассмотрен расчет платы за отопление, которую потребители услуг оплачивают исполнителю коммунальных услуг (ИКУ). С учетом того, что ПП РФ от 29.06.2016 N603 внесены изменения не только в Правила 354, но и в ПП РФ от 14.02.2014 N124 (далее – Правила 124), необходимо отметить несколько существенных моментов, касающихся порядка и размера оплаты отопления ИКУ в пользу ресурсоснабжающей организации (РСО).
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N603 пункт 22 Правил 124 дополнен подпунктом «е», устанавливающим:
«е) при наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии размер платы за тепловую энергию, поставленную в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленную в многоквартирный дом по истечении 2 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), размер платы за поставленную тепловую энергию при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году устанавливается в размере, равном 1,4, а с 1 января 2017 г. — 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт».
То есть, в случае отсутствия ОПУ при наличии технической возможности установки ОПУ при расчетах ИКУ с РСО за коммунальный ресурс по отоплению применяется такой же повышающий коэффициент, как и при расчетах потребителей с ИКУ.
Кроме того, Правила 124 дополнены пунктами 25.1 – 25.2, устанавливающими:
«25.1. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, определяется:
а) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, — исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний — исходя из норматива потребления). При этом объем тепловой энергии, поставляемый в многоквартирный дом, жилой дом, фиксируется двусторонними актами исходя из текущих показаний приборов учета, а объем, подлежащий оплате в текущем месяце, корректируется ресурсоснабжающей организацией один раз в год;
б) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета, — исходя из норматива потребления коммунальной услуги с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию;
в) в случае поставки коммунального ресурса в домовладение, не оборудованное индивидуальным прибором учета, — исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной в жилом помещении, и норматива потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию.
25.2. Коэффициент периодичности внесения платы за тепловую энергию определяется путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году».
Приведенные нормы упорядочивают взаимодействие ИКУ с РСО при расчетах за коммунальный ресурс по отоплению. Теперь исключена ранее существовавшая неопределенность, при которой РСО требовали от ИКУ оплату отопления по факту потребления (по ОПУ), несмотря на установленный в субъекте РФ порядок оплаты отопления потребителями по среднемесячному объему потребления равномерно в течение года. Подпункт «а» пункта 25.1 Правил 124 прямо указывает на необходимость оплаты отопления от ИКУ в РСО по среднемесячному объему потребления с проведением корректировки один раз в год. Введение указанной нормы позволит прекратить многочисленные споры, связанные со взысканием с ИКУ в пользу РСО пеней с задолженности, являющейся разницей между стоимостью среднего объема отопления, предъявляемого к оплате потребителям, и фактически потребленного объема отопления, определенного по ОПУ.
Подпункт «в» пункта 25.1 и пункт 25.2 Правил 124 исключают споры, связанные с попытками РСО в случае выбора способа оплаты равномерно в течение года применять в расчетах с ИКУ норматив, установленный для способа оплаты в отопительный период.
**********************************************************
Внимание! Часть разъяснений в настоящей статье утратила актуальность (в связи с поправками, внесенными ПП РФ от 27.02.2017 N232).
Актуальные варианты расчета стоимости отопления приведены в статье (дата публикации 26.02.2018).
**********************************************************
****************************************************************************************
Актуальные статьи по теме отопления из цикла «Мифы ЖКХ»:
«Кто имеет право начать отопительный период?»
«Кто выбирает способ оплаты отопления?»
«Почему норматив потребления отопления измеряется в Гкал на кв.метр?»
****************************************************************************************
Статья формате pdf размещена
Нифонтов Д.Ю. Понравилась статья? Оформите подписку, чтобы узнавать об актуальных статьях и важнейших новостях ЖКХ.
Постановление Правительства РФ от 13.04.2019 N 452 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. N 127»
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2019 г. N 452
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 8 ФЕВРАЛЯ 2018 Г. N 127
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. N 127 «Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 8, ст. 1204).
2. Субъектам критической информационной инфраструктуры — государственным органам и государственным учреждениям утвердить до 1 сентября 2019 г. перечень объектов критической информационной инфраструктуры, подлежащих категорированию.
3. Рекомендовать субъектам критической информационной инфраструктуры — российским юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям утвердить до 1 сентября 2019 г. перечень объектов критической информационной инфраструктуры, подлежащих категорированию.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 апреля 2019 г. N 452
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 ФЕВРАЛЯ 2018 Г. N 127
1. В Правилах категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением:
а) пункт 3 дополнить словами «в областях (сферах), установленных пунктом 8 статьи 2 Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»;
б) пункт 6 после абзаца второго дополнить абзацем следующего содержания:
«В случае если объект критической информационной инфраструктуры по одному из показателей критериев значимости отнесен к первой категории, расчет по остальным показателям критериев значимости не проводится.»;
в) абзац первый пункта 8 изложить в следующей редакции:
«8. В отношении создаваемого объекта критической информационной инфраструктуры, в том числе в рамках создания объекта капитального строительства, категория значимости определяется при формировании заказчиком, техническим заказчиком или застройщиком требований к объекту критической информационной инфраструктуры с учетом имеющихся исходных данных о критических процессах субъекта критической информационной инфраструктуры.»;
г) пункт 9 дополнить абзацем следующего содержания:
«Категорирование объектов критической информационной инфраструктуры, в составе которых используются программные и (или) программно-аппаратные средства, принадлежащие и эксплуатируемые иными государственными органами, государственными учреждениями, российскими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляется субъектом критической информационной инфраструктуры с учетом данных о последствиях нарушения или прекращения функционирования указанных программных и (или) программно-аппаратных средств, представляемых этими государственными органами, государственными учреждениями, российскими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.»;
д) подпункт «г» пункта 10 после слова «паспорт» дополнить словом «безопасности», после слова «паспорта» дополнить словом «безопасности»;
е) абзац первый пункта 11 после слова «создается» дополнить словами «постоянно действующая»;
ж) дополнить пунктами 11(1) — 11(3) следующего содержания:
«11(1). По решению руководителя субъекта критической информационной инфраструктуры в состав комиссии могут быть включены работники не указанных в пункте 11 настоящих Правил подразделений, в том числе финансово-экономического подразделения.
11(2). По решению руководителя субъекта критической информационной инфраструктуры, имеющего филиалы, представительства, могут создаваться отдельные комиссии по категорированию объектов критической информационной инфраструктуры в этих филиалах, представительствах.
Координацию и контроль деятельности комиссий по категорированию в филиалах, представительствах осуществляет комиссия по категорированию субъекта критической информационной инфраструктуры.
11(3). Комиссия по категорированию подлежит расформированию в следующих случаях:
а) прекращение субъектом критической информационной инфраструктуры выполнения функций (полномочий) или осуществления видов деятельности в областях (сферах), установленных пунктом 8 статьи 2 Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»;
б) ликвидация, реорганизация субъекта критической информационной инфраструктуры и (или) изменение его организационно-правовой формы, в результате которых были утрачены признаки субъекта критической информационной инфраструктуры.»;
з) в пункте 14:
в подпункте «в» слова «а также готовит предложения для включения в перечень объектов» заменить словами «готовит предложения для включения в перечень объектов, а также оценивает необходимость категорирования вновь создаваемых информационных систем, автоматизированных систем управления, информационно-телекоммуникационных сетей»;
в подпункте «д» слова «и уязвимости» исключить;
подпункт «е» дополнить словами «, определяет значения каждого из показателей критериев значимости или обосновывает их неприменимость»;
и) дополнить пунктами 14(1) — 14(3) следующего содержания:
«14(1). При проведении работ, предусмотренных подпунктами «г» и «д» пункта 14 настоящих Правил, должны быть рассмотрены наихудшие сценарии, учитывающие проведение целенаправленных компьютерных атак на объекты критической информационной инфраструктуры, результатом которых являются прекращение или нарушение выполнения критических процессов и нанесение максимально возможного ущерба.
14(2). В случае если функционирование одного объекта критической информационной инфраструктуры зависит от функционирования другого объекта критической информационной инфраструктуры, оценка масштаба возможных последствий, предусмотренная подпунктом «е» пункта 14 настоящих Правил, проводится исходя из предположения о прекращении или нарушении функционирования вследствие компьютерной атаки объекта критической информационной инфраструктуры, от которого зависит оцениваемый объект.
14(3). В случае если осуществление критического процесса зависит от осуществления иных критических процессов, предусмотренная подпунктом «е» пункта 14 настоящих Правил оценка проводится исходя из совокупного масштаба возможных последствий от нарушения или прекращения функционирования всех выполняемых критических процессов.»;
к) пункт 15 изложить в следующей редакции:
«15. Перечень объектов утверждается субъектом критической информационной инфраструктуры. Перечень объектов подлежит согласованию с государственным органом или российским юридическим лицом, выполняющим функции по разработке, проведению или реализации государственной политики и (или) нормативно-правовому регулированию в установленной сфере в части подведомственных им субъектов критической информационной инфраструктуры.
По мере необходимости указанный перечень может быть изменен в порядке, предусмотренном для его разработки и утверждения.
Максимальный срок категорирования не должен превышать одного года со дня утверждения субъектом критической информационной инфраструктуры перечня объектов (внесения изменений в перечень объектов).
Перечень объектов в течение 10 рабочих дней после утверждения направляется в печатном и электронном виде в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры.
В перечень объектов в том числе включаются объекты критической информационной инфраструктуры филиалов, представительств субъекта критической информационной инфраструктуры.»;
л) в пункте 16:
абзац первый изложить в следующей редакции:
«16. Решение комиссии по категорированию оформляется актом, который должен содержать сведения об объекте критической информационной инфраструктуры, сведения о присвоенной объекту критической информационной инфраструктуры категории значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий.»;
после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:
«Допускается оформление единого акта по результатам категорирования нескольких объектов критической информационной инфраструктуры, принадлежащих одному субъекту критической информационной инфраструктуры.»;
м) в пункте 17:
абзац первый после слов «в течение 10» дополнить словом «рабочих»;
подпункт «з» дополнить словами «, содержащие полученные значения по каждому из рассчитываемых показателей критериев значимости с обоснованием этих значений или информацию о неприменимости показателей к объекту с соответствующим обоснованием»;
н) пункт 18 после слова «направляются» дополнить словами «в печатном и электронном виде»;
дополнить абзацем следующего содержания:
«По вновь создаваемым объектам критической информационной инфраструктуры сведения, указанные в подпунктах «а» — «в» и «з» пункта 17 настоящих Правил, направляются в течение 10 рабочих дней после утверждения требований к создаваемому объекту критической информационной инфраструктуры, а сведения, указанные в подпунктах «г» — «ж» и «и» пункта 17 настоящих Правил, — в течение 10 рабочих дней после ввода объекта критической информационной инфраструктуры в эксплуатацию (принятия на снабжение).»;
о) пункт 21 изложить в следующей редакции:
«21. Субъект критической информационной инфраструктуры не реже чем один раз в 5 лет, а также в случае изменения показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры или их значений осуществляет пересмотр установленных категорий значимости или решений об отсутствии необходимости присвоения указанным объектам таких категорий в соответствии с настоящими Правилами. В случае изменения категории значимости сведения о результатах пересмотра категории значимости направляются в федеральный орган, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры.».
2. Перечень показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений, утвержденный указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
«Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 февраля 2018 г. N 127
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 13 апреля 2019 г. N 452)
ПЕРЕЧЕНЬ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ КРИТЕРИЕВ ЗНАЧИМОСТИ ОБЪЕКТОВ КРИТИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ИХ ЗНАЧЕНИЙ
Показатель | Значение показателя | |||
III категория | II категория | I категория | ||
I. Социальная значимость | ||||
1. | Причинение ущерба жизни и здоровью людей (человек) | более или равно 1, но менее или равно 50 | более 50, но менее или равно 500 | более 500 |
2. | Прекращение <1> или нарушение функционирования <2> объектов обеспечения жизнедеятельности населения <3>, оцениваемые: | |||
а) на территории, на которой возможно нарушение обеспечения жизнедеятельности населения; | в пределах территории одного муниципального образования (численностью от 2 тыс. человек) или одной внутригородской территории города федерального значения | выход за пределы территории одного муниципального образования (численностью от 2 тыс. человек) или одной внутригородской территории города федерального значения, но не за пределы территории одного субъекта Российской Федерации или территории города федерального значения | выход за пределы территории одного субъекта Российской Федерации или территории города федерального значения | |
б) по количеству людей, условия жизнедеятельности которых могут быть нарушены (тыс. человек) | более или равно 2, но менее 1000 | более или равно 1000, но менее 5000 | более или равно 5000 | |
3. | Прекращение <1> или нарушение функционирования <2> объектов транспортной инфраструктуры, оцениваемые: | |||
а) на территории, на которой возможно нарушение транспортного сообщения или предоставления транспортных услуг; | в пределах территории одного муниципального образования (численностью от 2 тыс. человек) или одной внутригородской территории города федерального значения | выход за пределы территории одного муниципального образования (численностью от 2 тыс. человек) или одной внутригородской территории города федерального значения, но не за пределы территории одного субъекта Российской Федерации или территории города федерального значения | выход за пределы территории одного субъекта Российской Федерации или территории города федерального значения | |
б) по количеству людей, для которых могут быть недоступны транспортные услуги (тыс. человек) | более или равно 2, но менее 1000 | более или равно 1000, но менее 5000 | более или равно 5000 | |
4. | Прекращение <1> или нарушение функционирования <2> сети связи, оцениваемые по количеству абонентов, для которых могут быть недоступны услуги связи (тыс. человек) | более или равно 3, но менее 1000 | более или равно 1000, но менее 5000 | более или равно 5000 |
5. | Отсутствие доступа к государственной услуге, оцениваемое в максимальном допустимом времени, в течение которого государственная услуга может быть недоступна для получателей такой услуги (часов) | менее или равно 24, но более 12 | менее или равно 12, но более 6 | менее или равно 6 |
II. Политическая значимость | ||||
6. | Прекращение <1> или нарушение функционирования <2> государственного органа в части невыполнения возложенной на него функции (полномочия) | прекращение <1> или нарушение функционирования <2> органа государственной власти субъекта Российской Федерации или города федерального значения | прекращение <1> или нарушение функционирования <2> федерального органа государственной власти | прекращение <1> или нарушение функционирования <2> Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации |
7. | Нарушение условий международного договора Российской Федерации, срыв переговоров или подписания планируемого к заключению международного договора Российской Федерации, оцениваемые по уровню международного договора Российской Федерации | нарушение условий договора межведомственного характера (срыв переговоров или подписания) | нарушение условий межправительственного договора (срыв переговоров или подписания) | нарушение условий межгосударственного договора (срыв переговоров или подписания) |
III. Экономическая значимость | ||||
8. | Возникновение ущерба субъекту критической информационной инфраструктуры, который является государственной корпорацией, государственным унитарным предприятием, государственной компанией, стратегическим акционерным обществом <4>, стратегическим предприятием <4>, оцениваемого в снижении уровня дохода (с учетом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных обязательных платежей) по всем видам деятельности (процентов от годового объема доходов, усредненного за прошедший 5-летний период) | более или равно 1, но менее или равно 10 | более 10, но менее или равно 20 | более 20 |
9. | Возникновение ущерба бюджетам Российской Федерации, оцениваемого в снижении выплат (отчислений) в бюджеты Российской Федерации, осуществляемых субъектом критической информационной инфраструктуры (процентов прогнозируемого годового дохода федерального бюджета, усредненного за планируемый 3-летний период) | более 0,001, но менее или равно 0,05 | более 0,05, но менее или равно 0,1 | более 0,1 |
10. | Прекращение <1> или нарушение <2> проведения клиентами операций по банковским счетам и (или) без открытия банковского счета или операций, осуществляемых субъектом критической информационной инфраструктуры, являющимся в соответствии с законодательством Российской Федерации системно значимой кредитной организацией, оператором услуг платежной инфраструктуры системно и (или) социально значимых платежных систем или системно значимой инфраструктурной организацией финансового рынка, оцениваемые среднедневным (по отношению к числу календарных дней в году) количеством осуществляемых операций (млн. единиц) (расчет осуществляется по итогам года, а для создаваемых объектов — на основе прогнозных значений) | более 3, но менее или равно 70 | более 70, но менее или равно 120 | более 120 |
IV. Экологическая значимость | ||||
11. | Вредные воздействия на окружающую среду <5>, оцениваемые: | |||
а) на территории, на которой окружающая среда может подвергнуться вредным воздействиям; | в пределах территории одного муниципального образования (численностью от 2 тыс. чел.) или одной внутригородской территории города федерального значения, с выходом вредных воздействий за пределы территории субъекта критической информационной инфраструктуры | выход за пределы территории одного муниципального образования (численностью от 2 тыс. чел.) или одной внутригородской территории города федерального значения, но не за пределы территории одного субъекта Российской Федерации или территории города федерального значения, с выходом вредных воздействий за пределы территории субъекта критической информационной инфраструктуры | выход за пределы территории одного субъекта Российской Федерации или территории города федерального значения, с выходом вредных воздействий за пределы территории субъекта критической информационной инфраструктуры | |
б) по количеству людей, которые могут быть подвержены вредным воздействиям (тыс. человек) | более или равно 2, но менее 1000 | более или равно 1000, но менее 5000 | более или равно 5000 | |
V. Значимость для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка | ||||
12. | Прекращение <1> или нарушение функционирования <2> (невыполнение установленных показателей) пункта управления (ситуационного центра), оцениваемые в уровне (значимости) пункта управления или ситуационного центра | прекращение <1> или нарушение функционирования <2> пункта управления или ситуационного центра органа государственной власти субъекта Российской Федерации или города федерального значения | прекращение <1> или нарушение функционирования <2> пункта управления или ситуационного центра федерального органа государственной власти или государственной корпорации | прекращение <1> или нарушение функционирования <2> пункта управления государством или ситуационного центра Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации |
13. | Снижение показателей государственного оборонного заказа, выполняемого (обеспечиваемого) субъектом критической информационной инфраструктуры, оцениваемое: | |||
а) в снижении объемов продукции (работ, услуг) в заданный период времени (процентов заданного объема продукции); | более 0, но менее или равно 10 | более 10, но менее или равно 15 | более 15 | |
б) в увеличении времени выпуска продукции (работ, услуг) с заданным объемом (процентов установленного времени выпуска продукции) | более 0, но менее или равно 10 | более 10, но менее или равно 40 | более 40 | |
14. | Прекращение <1> или нарушение функционирования <2> (невыполнение установленных показателей) информационной системы в области обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка <6>, оцениваемые в максимально допустимом времени, в течение которого информационная система может быть недоступна пользователю (часов) | менее или равно 4, но более 2 | менее или равно 2, но более 1 | менее или равно 1 |
Полное прекращение выполнения критического процесса.
Отклонение значений параметров критического процесса, в том числе временных параметров и параметров надежности, от проектных (штатных) режимов функционирования.
Объекты, обеспечивающие водо-, тепло-, газо- и электроснабжение населения.
Включен в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ».
Ухудшение качества воды в поверхностных водоемах, обусловленное сбросами загрязняющих веществ, повышение уровня вредных загрязняющих веществ, в том числе радиоактивных веществ, в атмосфере, ухудшение состояния земель в результате выбросов или сбросов загрязняющих веществ или иные вредные воздействия.
Не распространяется на системы технических средств для обеспечения оперативно-разыскных мероприятий.».
Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (ред. от 22.05.2019) «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации»)
- Постановление
- Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации
- I. Общие положения
- II. Критерии, порядок присвоения статуса единой теплоснабжающей организации и требования к ее деятельности
- III. Договор теплоснабжения
- Существенные условия договора теплоснабжения
- Порядок расчетов по договору теплоснабжения
- Порядок заключения договора теплоснабжения
- Порядок заключения договора теплоснабжения в случае, если помещения, находящиеся в одном здании, принадлежат 2 и более лицам или используются ими
- IV. Особенности заключения договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя
- Особенности заключения договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя между владельцем источника тепловой энергии и единой теплоснабжающей организацией
- Особенности заключения договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя между единой теплоснабжающей организацией и теплосетевыми организациями в целях компенсации потерь
- V. Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя
- Порядок заключения и исполнения договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя
- Существенные условия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя
- Порядок расчетов по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя
- VI. Порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям
- Общие положения об ограничении и прекращении подачи тепловой энергии потребителям
- Порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а также нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок
- Порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии при прекращении обязательств по договору теплоснабжения и выявлении фактов бездоговорного потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя
- Порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии при возникновении (угрозе возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения
- VII. Порядок предоставления беспрепятственного доступа представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам
- VIII. Порядок организации заключения договоров между теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, функционирующими в пределах одной системы теплоснабжения
- IX. Заключение теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, осуществляющими свою деятельность в одной системе теплоснабжения, соглашения об управлении системой теплоснабжения
- X. Определение системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов
- X(1). Особенности исполнения обязательств по обеспечению соблюдения значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в ценовых зонах теплоснабжения
- Параметры качества теплоснабжения и параметры, отражающие допустимые перерывы в теплоснабжении, их значения и пределы разрешенных отклонений
- Порядок снижения единой теплоснабжающей организацией размера платы за тепловую энергию (мощность) при несоблюдении значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении
- Оценка надлежащего технического состояния тепловых сетей потребителя, расположенных между точкой поставки и точкой учета тепловой энергии (мощности)
- Порядок предъявления регрессных требований единой теплоснабжающей организацией
- XI. Порядок рассмотрения органами местного самоуправления обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения, а также разногласий, возникающих между единой теплоснабжающей организацией и потребителем тепловой энергии при определении в договоре теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в ценовых зонах теплоснабжения
- Порядок рассмотрения органами местного самоуправления обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения
- Порядок рассмотрения органами местного самоуправления разногласий, возникающих между единой теплоснабжающей организацией и потребителем тепловой энергии при определении в договоре теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в ценовых зонах теплоснабжения
- XII. Договоры оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, заключаемые на территориях, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения
- XIII. Порядок определения потребителей тепловой энергии и теплоснабжающих организаций, обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, поставляемых по договорам теплоснабжения, договорам теплоснабжения и поставки горячей воды, договорам поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, и порядок предоставления указанного обеспечения
- Приложение N 1. Расчет величины снижения размера платы за тепловую энергию (мощность), поставляемую в жилые и многоквартирные дома в целях оказания коммунальной услуги по отоплению населению и приравненным к нему категориям потребителей, при несоблюдении единой теплоснабжающей организацией включенных в договор теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в ценовых зонах теплоснабжения
- Приложение N 2. Расчет величины снижения размера платы за тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, за исключением случаев поставки тепловой энергии в жилые и многоквартирные дома в целях оказания коммунальной услуги по отоплению населению и приравненным к нему категориям потребителей, при несоблюдении единой теплоснабжающей организацией включенных в договор теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в ценовых зонах теплоснабжения
- Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
Открыть полный текст документа
Оплата тепловой энергии — основная обязанность абонента по договору теплоснабжения
Головкина Д.В., старший преподаватель кафедры цивилистических дисциплин НОУ «Западно-Уральский институт экономики и права», соискатель кафедры гражданского права и процесса Пермского государственного университета.
Основной обязанностью абонента является своевременная оплата полученной тепловой энергии по установленным тарифам. «Абонентская плата позволяет покрыть условно-постоянные затраты по обеспечению доставки тепла и воды, включая поддержание основных фондов (сетей и сооружений) в гарантированно работоспособном состоянии» <1>.
<1> Минц И.Г. Новые подходы к организации оплаты коммунальных услуг // Жилищное право. 2003. N 3.
На протяжении последнего десятилетия большой проблемой стало неисполнение абонентами обязанности по оплате потребленной тепловой энергии. К сожалению, все чаще приходится сталкиваться с сообщениями в средствах массовой информации о том, что у ряда предприятий существуют огромные задолженности по оплате тепловой энергии. Причинами многих топливно-энергетических кризисов являлись в большинстве случаев именно неплатежи, возможность не допустить которые зависит от наличия разумной денежно-расчетной политики.
Нормативную базу в области регулирования тарифов на тепловую энергию составляют: Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Федеральный закон «Об электроэнергетике», Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Постановление Правительства РФ «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации». Данными нормативными актами установлена двухуровневая система регулирования тарифов (цен): на федеральном уровне — Федеральная служба по тарифам РФ, на региональном — уполномоченные субъектом РФ органы исполнительной государственной власти. Установление государством тарифов является одним из случаев вмешательства государства в гражданский оборот и ограничения свободы договора <2>.
<2> См.: Медолазов В.Л. Правовой аспект государственного регулирования тарифов (цен) в условиях рыночной экономики // Юрист. 2004. N 11.
Оплата по договору на снабжение тепловой энергией производится за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ, ч. 8 ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»). Оплата за тепловую энергию производится в соответствии с тарифами, устанавливаемыми органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов. Однако в силу разных причин муниципальные власти порой не придерживаются данной нормы. Подтверждением тому может служить информация из письма Уполномоченного по правам человека в Пермской области от 20 июля 2004 г. N 945. Данное письмо является разъяснением на заявление жителей поселка Карьер-Известняк Александровского района, в котором они просили Уполномоченного помочь им. Суть дела заключалась в том, что городская Дума своим решением от 18 июля 2003 г. N 171 установила самые высокие тарифы за тепло. Тарифы были повышены для граждан, проживающих на территории указанного поселка. Данное решение было принято с превышением полномочий и в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» и подлежит отмене.
Как указывалось выше, одной из основных проблем, возникающих при реализации договора на снабжение тепловой энергии, является несвоевременная оплата полученного ресурса. «Неисполнение абонентами обязанности по оплате потребленных товаров, снабжение которыми осуществляется через присоединенную сеть, является головной болью снабжающих организаций на протяжении последних пятнадцати лет. Нередки случаи, когда дебиторская задолженность во многом превышает кредиторскую, подрывая финансовое благополучие данных организаций, от бесперебойной деятельности которых зависит жизнеобеспечение населения, промышленная и экологическая безопасность» <3>. Указом Президента РФ от 18 сентября 1992 г. N 1091 «О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса» было установлено, что расчеты с потребителями, кроме бюджетных организаций и населения, за отпускаемую энергоснабжающими организациями тепловую энергию производятся на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов без акцепта плательщика. Введение такого порядка списания денежных средств со счета абонента сыграло положительную роль в работе с недобросовестными потребителями без применения таких мер, как ограничение или прекращение подачи тепла. Однако Гражданский кодекс РФ существенно ограничил сферу императивного регулирования гражданских правоотношений. Это коснулось и порядка расчетов между лицами. В ст. 854 ГК РФ установлены следующие основания для списания денежных средств с банковского счета без распоряжения его владельца: решение суда, случаи, установленные законом или предусмотренные договором между банком и клиентом. В результате чего энергоснабжающие организации столкнулись с отказами банков в списании денежных средств со счетов абонентов ввиду отсутствия распоряжения клиента на данное действие. Судам не раз приходилось разрешать дела по данному поводу. Энергоснабжающие организации обращались в суды с исками к потребителям тепловой энергии и банкам о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами. Суды зачастую выносили решение не в пользу энергоснабжающих организаций, руководствуясь ст. 854 ГК РФ, при этом неправильно истолковывая положения ст. 4 Федерального закона от 26 января 1996 г. «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которым, по их мнению, Указ Президента РФ от 18 сентября 1992 г. N 1091 не применяется. Однако в п. 2 ст. 4 Вводного закона установлено правило, согласно которому изданные до введения в действие части второй ГК РФ и применяемые на территории России нормативные акты Президента РФ по вопросам, которые согласно части второй ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. Кроме того, разъяснение по этому поводу было дано в письме ВАС РФ от 1 октября 1996 г. N 8 «О некоторых вопросах списания денежных средств, находящихся на счете, без распоряжения клиента», где уточнялось, что изданные до введения части второй Гражданского кодекса нормативные акты Президента РФ по вопросам, которые могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. Однако Указом Президента РФ от 8 июля 2004 г. N 857 в Указ Президента РФ от 18 сентября 1992 г. N 1091 были внесены изменения, касающееся порядка расчета, а именно было исключено словосочетание «без акцепта плательщика». Таким образом, законодательство утратило внутреннее противоречие. Но это, пожалуй, единственный положительный момент в данном случае, так как был утрачен довольно продуктивный способ воздействия энергоснабжающих организаций на недобросовестного абонента, и теперь в качестве меры борьбы с такими потребителями тепловой энергии осталось только ограничение и прекращение подачи последней, что, в свою очередь, может привести к неблагоприятным последствиям. При отключении предприятий неплательщиков тепловой энергии отключенными могут оказаться не только сами предприятия, но и жилые дома, в результате чего могут пострадать добросовестные плательщики.
<3> Блинкова Е.В. Порядок расчетов по долгам абонентов из обязательства снабжения товарами через присоединенную сеть // Банковское право. 2004. N 3.
Важными также являются вопросы о сроках и порядке оплаты тепловой энергии. Арбитражный суд Ульяновской области рассмотрел разногласия между муниципальным предприятием «Левый берег» (далее — МУП) и ОАО «Ульяновскэнерго» (далее — ОАО) <4>. Наиболее важными для сторон были разногласия по срокам и порядку оплаты тепловой энергии и горячей воды. В соответствии с договором оплата должна была осуществляться следующим образом: до 10-го числа расчетного месяца — первый платеж в размере 45% стоимости фактически потребленной тепловой энергии и теплоносителя аналогичного периода прошлого года, до 20-го числа расчетного месяца — второй платеж 45% стоимости фактически потребленной тепловой энергии и теплоносителя аналогичного периода прошлого года, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, — окончательный расчет за фактическое потребление тепловой энергии и теплоносителя расчетного периода с исключением суммы промежуточных платежей расчетного периода и прочие платежи по платежным требованиям теплоснабжающей организации с акцептом абонента. Суд данное условие принял в редакции ОАО, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2000 года N 294 «Об утверждении Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ» и ст. 426 ГК РФ. В соответствии с указанным Постановлением оплата потребителями — юридическими лицами, кроме бюджетных организаций, тепловой энергии осуществляется с применением авансовых платежей в порядке, установленным соглашением сторон. Нормы об авансе применяются, если иное не установлено договором. В предложенном договоре речь идет не об авансе, а о предварительной оплате 90% всей подлежащей оплате суммы. В отличие от предварительной оплаты, т.е. полной стоимости товара, работ, услуг, аванс составляет часть подлежащей оплате в будущем суммы и засчитывается в счет этой суммы. В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ суммы авансовых платежей должны учитываться при оплате поданной тепловой энергии. В договоре за расчетный период принимается один календарный месяц, поэтому указанные сроки до окончания месяца являются авансовыми, а не оплатой за потребленную энергию. В соответствии с чем можно сделать вывод, что нормы договора о порядке оплаты тепловой энергии не соответствуют указанному Постановлению. Кроме того, суд не учел, что конечными потребителями тепловой энергии, приобретаемой МУП, является население, которое производит оплату тепловой энергии до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Таким образом, в данном споре суд занял позицию теплоснабжающей организации, а должен был учитывать нормы Законов «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О естественных монополиях», запрещающие навязывать контрагентам невыгодные для последних условия <5>.
<4> Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-252/04-17/12.
<5> Клейн Н.И. Применение арбитражными судами антимонопольного законодательства при рассмотрении споров, возникающих в процессе заключения и исполнения договоров энергоснабжения // Комментарий судебно-арбитражной практики. Выпуск 11 / Под ред. В.Ф. Яковлева. М., 2004.
Еще одной проблемой данного спектра можно считать неурегулированность вопросов по поводу нахождения жилых домов на балансе того или иного предприятия. Дело в том, что в последнее время довольно часто можно столкнуться с ситуацией отказа предприятий явочным порядком от своего жилого фонда. Проблема здесь заключается в том, что город, как правило, не торопится принимать его. В свою очередь, предыдущий владелец считает, что он освобожден от данного жилого фонда и отношения с энергоснабжающими организациями по этому поводу его уже не связывают. Например, Арбитражный суд Рязанской области, рассмотрев апелляционную жалобу ОАО «Рязаньгоргражданстрой» (далее — ОАО) на решение от 6 февраля 2002 г. по делу N А54-4271/01-С6 Арбитражного суда Рязанской области, установил, что им с ОАО в пользу муниципального унитарного предприятия «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (далее — МУП) взыскана задолженность за потребленную тепловую энергию. Не соглашаясь с принятым решением, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, ответчик ОАО в апелляционной жалобе просил решение отменить и в удовлетворении исковых требований отказать. В жалобе заявитель указывал на то, что жилой дом является муниципальной собственностью, не вошел в состав приватизированного ответчиком имущества, договор на снабжение тепловой энергией прекратил свое действие, поэтому обязательства по оплате тепловой энергии отсутствуют. Апелляционная коллегия не нашла оснований для отмены или изменения решения суда. Жилой дом и внутридомовые тепловые сети находились в спорный период на балансе ответчика, именно последний, а не граждане, как ошибочно полагал ответчик, являлся потребителем тепловой энергии, передаваемой истцом. Односторонний отказ от содержания этого дома без оформления в установленном порядке передачи объекта собственнику не предусмотрен законодательством. Кроме того, ответчик добровольно принял на себя обязательства по оплате тепловой энергии перед истцом <6>.
<6> См.: Постановление Арбитражного суда Рязанской области от 21 марта 2002 г. N А54-4271/01-С6.
Многие жильцы уверены, что в подобной ситуации невозможно найти ответственное лицо, а порой жители не знают в такой ситуации, куда и кому платить за коммунальные услуги. Однако в соответствии со ст. 236 ГК РФ отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом, то есть до принятия жилого фонда в городскую собственность.
Кроме того, у рядовых граждан часто возникает вопрос, почему приходится платить в течение всего года. Ответ на него содержится в пункте 2.4 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1099 (далее — Правила). Данным пунктом Правил предусмотрено, что плата за услуги теплоснабжения вносится равномерно в течение года, если иное не оговорено договором. В настоящее время в условиях создания товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов есть возможность в договоре предусмотреть иной порядок оплаты, т.е. исключить из периода внесения оплаты за тепловую энергию летние месяцы. Но в любом случае, у конечных потребителей может возникнуть вопрос, а оплачивают ли они действительно потребленное ими количество тепловой энергии. Выходом в такой ситуации могло бы стать введение теплосчетчиков. С их помощью возможно автоматизировать процесс регулирования подачи тепла на отопление и усовершенствовать систему расчетов за тепловую энергию. Однако установка теплосчетчиков у потребителей не приветствуется теплоснабжающей организацией, так как «ранее она все, что производила, делила между потребителями, включая свои потери при производстве и транспорте тепловой энергии. Когда же потребители установили у себя теплосчетчики, они справедливо хотят расплачиваться по их показаниям. Но, как правило, сумма показаний всех теплосчетчиков, установленных у потребителей, ниже показания теплосчетчика у производителя, и последний оказывается в проигрыше» <7>.
<7> Ливчак В.И. Использование теплосчетчиков — стимул к наведению порядка в системах производства и передачи тепловой энергии // www.rosteplo.ru.
Размер оплаты за полученную тепловую энергию определяется исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний приборов учета. В случае отсутствия индивидуальных приборов учета в помещениях многоквартирного жилого дома для осуществления размера оплаты за коммунальные услуги в таком доме будут использоваться показания коллективных приборов учета. В этом случае размер общей платы делится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг между всеми потребителями. Если же все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета, суммарные показания этих приборов будут меньше показаний общего прибора из-за потерь во внутридомовых инженерных сетях и расходов тепловой энергии на общие домовые нужды.
В настоящее время в жилищном фонде индивидуальные приборы регулирования и учета потребления тепловой энергии практически отсутствуют. Поэтому в случае нарушения теплоснабжающей организацией своих обязанностей по поддержанию в жилых помещениях требуемой температуры воздуха потребитель может только воспользоваться механизмом снижения платы за отопление. А учитывая, что это довольно длительная процедура и требует больших затрат сил, на это идут не все потребители, в результате чего теплоснабжающая организация может получить плату за ресурсы, которые она недопоставила.
Таким образом, в настоящее время существует достаточно проблем, связанных с оплатой тепловой энергии, которые требуют решения.