Содержание
- Учет ресурсов по закону.
- Виды приборов учета многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов.
- Плательщик и порядок оплаты работ по установке приборов учета (индивидуальных и общедомовых).
- Льготы на установку приборов учета для отдельных категорий граждан.
- Порядок установки приборов учета.
- Организации, осуществляющие установку приборов учета.
- Стоимость приборов учета.
- Основные требования, предъявляемые к принимаемым к коммерческому учету приборам учета.
- Ответственность за несоблюдение требований по установке приборов учета в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах.
Учет ресурсов по закону.
В целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, согласно статье 13 Федеральноого закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года (далее — Федеральный закон «Об энергосбережении»), все потребляемые энергоресурсы (вода, тепло, эл.энергия, газ) подлежат обязательному учёту с применением приборов учета, установленных за счет собственников объектов.
Виды приборов учета многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов.
В многоквартирном доме установке подлежат следующие приборы учета: индивидуальные и общедомовые (коллективные):
Общедомовые (коллективные) приборы — это приборы, которые учитывают потребление коммунальных ресурсов всего многоквартирного дома, то есть потребление коммунальных ресурсов всеми собственниками и пользователями помещений (жилых или нежилых), плюс потребление на общедомовые нужды (ОДН): «средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом» (п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
Индивидуальные приборы учета — это приборы, которые учитывают личное потребление коммунальных ресурсов собственником помещения (жилого или нежилого): «средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении» (п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
В индивидуальном жилом доме установке подлежат индивидуальные приборы учета.
Плательщик и порядок оплаты работ по установке приборов учета (индивидуальных и общедомовых).
Согласно требованиям Федерального закона «Об энергосбережении» (статья 13, часть 5) обязанность по обеспечению оснащения своих домов, помещений (жилых или нежилых) в МКД приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников объектов.
Кроме того, согласно требованиям Жилищного кодекса (ст. 158): «Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения».
Таким образом, все расходы по установке как индивидуальных, так и общедомовых приборов учета несет собственник помещения (жилого или нежилого). При этом за установку индивидуальных приборов учета собственник оплачивает полную сумму от стоимости прибора учета плюс стоимости работ на его установку согласно счету, выставленному выбранной таким собственником монтажной организацией, а при установке общедомового прибора учета — только часть суммы от общей стоимости приборов плюс стоимости работ на его установку, пропорционально доле такого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Доля собственника помещения в праве общей собственности на общее имущество в этом многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении» ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора на установку приборов учета. Цена договора с ресурсоснабжающий организацией определяется соглашением сторон, а оплата собственником помещения — гражданином — осуществляется равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если такой потребитель выразил намерение оплатить цену единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При предоставлении рассрочки цена договора увеличивается на сумму процентов за рассрочку, но не более чем в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении»: граждане-собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане-собственники помещений в многоквартирных домах, не установившие в установленный срок приборы учёта, если это потребовало от ресурсоснабжающих организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов («принудительная установка»), оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы еди-новременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предостав¬ления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Ввод в эксплуатацию и опломбирование установленных приборов учета выполняются бесплатно.
Льготы на установку приборов учета для отдельных категорий граждан.
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении»: «Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы. В случае установки этих приборов учета за счет бюджетных средств лица, для расчетов с которыми предназначены эти приборы учета, освобождаются от исполнения данной обязанности в соответствующей части».
Для получения льгот необходимо обратиться в органы соцзащиты.
Порядок установки приборов учета.
Общий порядок установки индивидуальных приборов учета в жилых помещениях:
1.Осмотр места установки прибора учета. 2.Комплектация узла учета. 3.Установка прибора учета (врезка в действующие сети). 4.Пуско-наладочные работы. 5.Сдача установленного прибора учета для коммерческого учета в ресурсоснабжающую организа¬цию и/или управляющую компанию.
Общий порядок установки общедомовых приборов учета в МКД:
1.Осмотр места установки прибора учета. 2.Получение технических условий на проектирование узла учета (в ресурсоснабжающей организации и/или управляющей компании). 3.Разработка проектно-сметной документации на узел учета (специализированной проектной организацией). 4.Согласование проектной документации на узел учета с ресурсоснабжающей организацией. 5.Комплектация узла учета в соответствии с проектной документацией. 6.Установка прибора учета (врезка в действующие сети). 7.Пуско-наладочные работы. 8.Сдача установленного прибора учета для коммерческого учета в ресурсоснабжающую организацию.
Организации, осуществляющие установку приборов учета.
Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении»: «Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий»: •Ресурсоснабжающие организации; •Управляющие компании; •Коммерческие монтажные организации, имеющие разрешительный документ на производство данного вида работ (в противном случае оборудование может быть снято с гарантии завода-изготовителя и / или может быть не допущено в эксплуатацию из-за нарушений в монтаже). •Застройщик в строящихся многоквартирных домах.
Стоимость приборов учета.
Сегодня на рынке города Липецка и Липецкой области работают десятки организаций, осуществляющих установку общедомовых и индивидуальных приборов учета. Ассортимент и стоимость приборов учета и оборудования разнообразны.
Стоимость общедомовых приборов учета зависит от принимаемой проектной организацией принципиальной схемы узла учета и может значительно изменяться в зависимости от количества входящих в узел учета средств измерений.
Ориентировочно стоимость выполняемых АО «ЛГЭК» работ по установке индивидуальных приборов учета воды (холодной/горячей), включая стоимость самих приборов учета, составляет:
-при диаметре ИПУ 15 мм — от 1 260 до 2 006 рублей (с НДС).
Разбег цен зависит от комплектности монтируемого узла учета: с установкой/без установки фильтра, крана шарового.
В целях обеспечения установки индивидуальных приборов учета воды (горячей, холодной) специалистами АО «ЛГЭК» и / или уточнения стоимости работ собственнику помещения необходимо обратиться по телефону: +7-904-687-65-86.
Основные требования, предъявляемые к принимаемым к коммерческому учету приборам учета.
1.Приборы учета должны иметь сертификат утвержденного типа Госстан¬дарта России и должны быть зарегистрирован в Государственном реес¬тре средств измерений. 2.Приборы учета должны быть опломбированы органами метроло¬гической службы и иметь действующую отметку (печать) о государ¬ственной поверке. 3.Приборы учета, у которых истек срок действия поверки, не допускаются к эксплуатации в качестве расчетных. Приборы учета, у которых истек срок действия сертификации, а также исключенные из реестра средств измерений, но выпущенные в период действия сертификата, могут при¬меняться при наличии действующего клейма государственной поверки. 4.Проектирование, монтаж и эксплуатация приборов учета производится в соответствии с требованиями нормативно-технических документов Госстандарта России, Госстроя России, инструкция¬ми изготовителей средств измерений с учетом специфики устанавлива¬емых приборов учета.
Ответственность за несоблюдение требований по установке приборов учета в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах.
Согласно части 5 и 6 статьи 13 Федерального закона об «Энергосбережении» обязанность установки приборов учета закреплена за собственником помещения.
Существует судебная практика (в т.ч. и по городу Липецку), обязывающая собственников выполнить такую установку за свой счет и компенсировать судебные издержки, с которой можно ознакомиться здесь — Судебные и нормативные акты РФ. Дело № 2-2517/2014 от 23.07.2014 Октябрьского районного суда г. Липецка.
Кроме того частью 12 статьи 13 Федерального закона об «Энергосбережении» предусмотрена возможность «принудительной» установки приборов учета с отнесением всех связанных с этим затрат на собственника.
При этом, «В случае отказа от оплаты расходов на установку приборов учета в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания».
Заказать услугу и уточнить стоимость работ Вы можете
- позвонив по телефону (4742)23-66-93
- написав заявку по адресу: kosarev_an@lgek.ru
Стоимость установки приборов учета
1. Настоящий документ применяется к соглашениям между хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство и (или) реализацию сахара белого и (или) свекловичного сахара-сырца, предметом которых является экспорт сахара белого и (или) свекловичного сахара-сырца за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (далее — соглашение, участники соглашения).
Для целей применения настоящего документа под реализацией понимается реализация сахара белого или свекловичного сахара-сырца, произведенного участником соглашения или лицом, входящим с ним в одну группу лиц.
2. Соглашение признается допустимым в случае, если в совокупности выполняются следующие обязательные условия для обеспечения конкуренции:
а) соглашение, а также планируемые в рамках реализации соглашения объемы экспорта сахара белого и (или) свекловичного сахара-сырца предварительно согласованы с Федеральной антимонопольной службой в порядке, установленном статьей 35 Федерального закона «О защите конкуренции»;
б) объем экспорта сахара белого и свекловичного сахара-сырца, предполагаемый к вывозу за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза в рамках реализации соглашения, в совокупности с объемом экспорта сахара белого и свекловичного сахара-сырца за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, осуществляемого участниками соглашения самостоятельно, в период действия настоящего документа не превышает допустимый совокупный объем вывоза сахара белого и свекловичного сахара-сырца за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, установленный Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
в) совокупный объем производства сахара белого и свекловичного сахара-сырца участниками соглашения с учетом объемов производства указанной продукции лицами, входящими с ними в одну группу лиц, в течение срока действия соглашения составляет не менее 70 процентов общего совокупного объема производства сахара белого и свекловичного сахара-сырца на территории Российской Федерации;
г) в период действия соглашения участники соглашения или лица, входящие с ними в одну группу лиц, реализуют на российской бирже регулярно с равномерным распределением по торговым сессиям объемов сахара белого и (или) свекловичного сахара-сырца не менее 10 процентов общего объема произведенной участниками соглашения и лицами, входящими с ними в одну группу лиц, указанной продукции в период действия соглашения;
д) в период действия соглашения участники соглашения или лица, входящие с ними в одну группу лиц, или лица, уполномоченные указанными лицами, в течение 3 рабочих дней после заключения ими контрактов и (или) договоров о реализации сахара белого и (или) свекловичного сахара-сырца на экспорт представляют в Федеральную антимонопольную службу заверенные в установленном порядке копии соответствующих документов, а также после отгрузки сахара белого и (или) свекловичного сахара-сырца — копии таможенных деклараций;
е) в период действия соглашения участники соглашения ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, информируют Федеральную антимонопольную службу об объемах производства и реализации на внутреннем рынке ими и (или) лицами, входящими с ними в одну группу лиц, сахара белого и (или) свекловичного сахара-сырца, а также об объемах реализованного на российской бирже сахара белого и (или) свекловичного сахара-сырца за отчетный период.
3. Не могут быть признаны допустимыми следующие условия соглашения:
а) условия, ограничивающие возможность участников соглашения или лиц, входящих с ними в одну группу лиц, самостоятельно определять цену, объем и территорию реализации сахара белого и (или) свекловичного сахара-сырца на внутреннем рынке;
б) условия, предусматривающие сокращение или прекращение участниками соглашения или лицами, входящими с ними в одну группу лиц, производства сахара белого и (или) свекловичного сахара-сырца;
в) условия, предусматривающие отказ участников соглашения или лиц, входящих с ними в одну группу лиц, от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;
г) условия, ограничивающие возможность участников соглашения или лиц, входящих с ними в одну группу лиц, самостоятельно осуществлять вывоз сахара белого и (или) свекловичного сахара-сырца, в том числе в режиме экспорта, за пределы таможенной территории Российской Федерации, и (или) условия, ограничивающие возможность участников соглашения или лиц, входящих с ними в одну группу лиц, самостоятельно определять цену, объем и территорию реализации сахара белого и (или) свекловичного сахара-сырца при осуществлении их самостоятельного вывоза, в том числе в режиме экспорта, за пределы таможенной территории Российской Федерации.
14.1. Правила учета электрической энергии
Расчеты за потребляемую электроэнергию являются одной из основополагающих позиций договорных взаимоотношений между потребителем и энергоснабжающей организацией, учитывающих интересы обеих сторон.
Требования к расчетным приборам учета электроэнергии являются многогранными и включают в себя достоверность и точность определения расхода электроэнергии с учетом ее потерь в электрических сетях, открытости и доступности результатов измерений на всех этапах производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии.
Эти вопросы находятся в центре внимания на самом высоком государственном уровне и отражены в ряде законодательных правительственных документов, в том числе:
в Законе Российской Федерации «Об энергосбережении» № 28-ФЗ, принятом Государственной Думой 13 марта 1996 г., в котором указана необходимость обеспечения обязательного приборного учета всего объема производимых и потребляемых энергоресурсов;
в статьях 541, 543 и 544 Гражданского кодекса, в которых подчеркивается, что количество переданной электрической энергии определяется в соответствии с данными приборов учета о ее фактическом потреблении и т. д.;
в постановлении Правительства Российской Федерации от 02.11.95 № 1087 «О неотложных мерах по энергосбережению», на базе которого действуют Правила учета электрической энергии ;
в Законе Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», который устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации, регулирует отношения государственных органов управления РФ с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики РФ от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;
в Законе Российской Федерации «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 10 марта 1995 г., который определяет экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ;
в других законодательных, правовых и подзаконных актах, а также в государственных стандартах и ряде нормативно-технической документации.
Настоящие Правила учета электрической энергии определяют общие требования к организации ее учета и взаимосвязь между основными нормативно-техническими документами, действующими в этой области.
Допускается на основании действующих правовых и нормативно-технических документов ведомствами разрабатывать и утверждать в установленном порядке в пределах своей компетенции ведомственные нормативно-технические документы в области учета электроэнергии, не противоречащие утвержденным Правилам учета электрической энергии. Если эти документы содержат требования межведомственного характера, они должны быть согласованы в установленном порядке с Ростехнадзором.
Правила учета электрической энергии являются обязательными при:
осуществлении производства, передачи, распределении и потреблении электрической энергии;
выполнении проектных, монтажных, наладочных и ремонтных работ по организации учета электрической энергии;
обеспечении эксплуатации средств учета электрической энергии.
Основной целью учета электроэнергии является получение достоверной информации о ее производстве, передаче, распределении и потреблении на оптовом и розничном рынках для решения следующих основных технико-экономических задач:
финансовых расчетов за электроэнергию и мощность между энергоснабжающими организациями и потребителями электроэнергии с учетом ее качества;
определения и прогнозирования технико-экономических показателей производства, передачи и распределения электроэнергии в энергетических системах;
определения и прогнозирования технико-экономических показателей потребления электроэнергии на предприятиях промышленности, транспорта, сельского хозяйства, коммунально-бытовым сектором и др.;
обеспечения энергосбережения и управления электропотреблением.
Учет активной электроэнергии должен обеспечивать определение количества электроэнергии (и в необходимых случаях средних значений мощности):
выработанной генераторами электростанций;
потребленной на собственные и хозяйственные нужды (раздельно) электростанций и подстанций, а также на производственные нужды энергосистемы;
отпущенной потребителям по линиям, отходящим от шин электростанций непосредственно к потребителям;
переданной в сети других собственников или полученной от них;
отпущенной потребителям из электрической сети;
переданной на экспорт и полученной по импорту.
Организация учета активной электроэнергии должна обеспечивать возможность:
определения поступления электроэнергии в электрические сети различных классов напряжения энергосистем;
составления балансов электроэнергии для хозрасчетных подразделений энергосистем и потребителей;
контроля за соблюдением потребителями заданных им режимов потребления и балансов электроэнергии;
расчетов потребителей за электроэнергию по действующим тарифам, в том числе многоставочным и дифференцированным;
управления электропотреблением.
Учет реактивной электроэнергии должен обеспечивать возможность определения количества реактивной электроэнергии, полученной потребителем от электроснабжающей организации или переданной ей, если по этим данным производятся расчеты или контроль соблюдения заданного режима работы компенсирующих устройств.
Учет электроэнергии производится на основе измерений с помощью счетчиков электрической энергии и информационно-измерительных систем.
Для учета электроэнергии должны использоваться средства измерений, типы которых утверждены Госстандартом России и внесены в Государственный реестр средств измерений.
К средствам учета относится совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационно-измерительные системы и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме.
Организация учета электроэнергии на действующих, вновь сооружаемых, реконструируемых электроустановках должна осуществляться в соответствии с требованиями действующей НТД в части:
мест установки и объемов средств учета электроэнергии на электростанциях, подстанциях и у потребителей;
классов точности счетчиков и измерительных трансформаторов;
размещения счетчиков и выполнения электропроводки к ним.
Учет активной и реактивной энергии и мощности, а также контроль качества электроэнергии для расчетов между энергоснабжающей организацией и потребителем производится, как правило, на границе балансовой принадлежности электросети.
Для повышения эффективности учета электроэнергии в электроустановках рекомендуется применять автоматизированные системы учета и контроля электроэнергии, создаваемые на базе электросчетчиков и информационно-измерительных систем.
Лица, выполняющие работы по монтажу и наладке средств учета электроэнергии, должны иметь лицензию на проведение данных видов работ, т. е. документ, удостоверяющий право заниматься указанными видами деятельности, выдаваемый юридическим и физическим лицам органом государственной метрологической службы.
Средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений.
Организация эксплуатации средств учета электроэнергии должна вестись в соответствии с требованиями действующих НТД и инструкций заводов-изготовителей.
Эксплуатационное обслуживание средств учета электроэнергии должно осуществляться специально обученным персоналом.
При обслуживании средств учета электроэнергии должны выполняться организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности работ в соответствии с действующими правилами.
На основании действующих правовых и нормативно-технических документов ведомства могут разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции ведомственные НТД в области учета электроэнергии, не противоречащие настоящим правилам.
В сроки, установленные Госстандартом России, необходимо производить периодическую проверку средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества. Перестановка, замена или изменение схем включения средств учета осуществляется с согласия энергоснабжающей организации.
Помимо Правил учета электрической энергии действует Типовая инструкция по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении (РД 34.09.101-94), которая содержит основные положения по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении, устанавливает требования к организации, составу и правилам эксплуатации систем учета электроэнергии и мощности. Типовая инструкция предназначена для персонала акционерных обществ энергосистем, проектных организаций и потребителей электроэнергии.
Представители Ростехнадзора имеют право доступа к приборам учета электроэнергии, измерительным комплексам и системе учета в целом на всех электростанциях, подстанциях и предприятиях, расположенных в зоне обслуживания, для выполнения инспекционных и регламентных работ с участием персонала соответствующего энергообъекта (электроустановки).
Каждый измерительный комплекс учета электроэнергии, введенный по нормальной или временной схеме размещения приборов расчетного и технического учета электроэнергии, должен иметь технический паспорт-протокол следующей формы.
ПАСПОРТ-ПРОТОКОЛ
измерительного комплекса
Настоящие Правила учета электрической энергии согласованы с Госстандартом России, Главгосэнергонадзором России и РАО «ЕЭС России» и утверждены в Минтопэнерго Российской Федерации и в Минстрое Российской Федерации.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке22 июля 2016
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 ноября 2010 г. N Ф09-9277/10-С5 по делу N А34-9216/2009
Дело N А34-9216/2009
ГАРАНТ:
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 мая 2009 г. N 18АП-2171/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сирота Е.Г., судей Гайдука А.А., Макарова В.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Энергосбыт» (далее — общество «Энергосбыт») на решение Арбитражного суда Курганской области от 13.05.2010 по делу N А34-9216/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2010 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества «Энергосбыт» — Акимов А.И. (доверенность от 31.12.2009 N 99-10).
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее -общество «РЖД»), общество с ограниченной ответственностью «Электрон» (далее — общество «Электрон») о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество «Энергосбыт» обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском к обществу «РЖД» о взыскании задолженности по договору энергоснабжения от 25.11.2003 N 60108567 в размере 5719106 руб. 13 коп., образовавшейся за период с августа 2008 г. по апрель 2009 г.
Определением Арбитражного суда Курганской области от 12.04.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество «Электрон».
В кассационной жалобе общество «Энергосбыт» просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, на неправильное применение норм ст. 309, 310, 417, 545, 522 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике). По мнению заявителя, ответчик одновременно является потребителем электроэнергии в отношении энергоресурса, приобретенного по договору с истцом для собственных нужд, и покупателем в отношении объема электрической энергии, передаваемой субабонентам. Заявитель считает, что вступившие в 2006 г. в силу все положения Закона об электроэнергетике и Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее — Правила N 530), не являются основанием для изменения условий договора, в связи с чем, исходя из условий п. 4.2 договора энергоснабжения, полагает, что стороны не исключили из объема потребленной электроэнергии, количество энергоресурса, поставляемого в сети закрытого акционерного общества «Коммунэлектро» (далее — общество «Коммунэлектро»), являющееся по отношению к обществу «РЖД» абонентом, к обществу «Энергосбыт» — субабонентом, объем электроэнергии потребляемый которым в силу п. 4.2 договора предъявлялся истцом к оплате ответчику. Поскольку изменения, кроме тех, что внесены дополнительным соглашением от 27.06.2006 относительно сторон договора, касающиеся порядка определения потребляемого объема электрической энергии, сторонами в договор энергоснабжения не вносились, заявитель указывает на то, что объем электроэнергии, потребленной в электроустановках общества «РЖД» и его субабонентов, должен оплачиваться ответчиком, а общество «Коммунэлектро», являясь в спорных правоотношениях субабонентом общества «РЖД», обязано производить взаиморасчеты за поставленную электроэнергию с ответчиком. Кроме того, по мнению заявителя, общество «РЖД» вправе самостоятельно реализовать обществу «Коммунэлектро» объем электрической энергии, поставленной в его электроустановки, поскольку ответчик как субъект хозяйственной деятельности входит в перечень хозяйствующих субъектов, на которые общие правила, установленные ст. 6 Федерального закона от 26.03.2006 N 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее — Федеральный закон N 36-ФЗ), не распространяются. Заявитель считает, что вывод суда первой инстанции о том, что ответчик не является потребителем объема электрической энергии, со ссылкой на судебные акты по делу N А34-3688/2008, необоснован, поскольку по данному делу рассматривался спор сетевых организаций, касающийся отношений по передаче электрической энергии по их сетям. Ссылки судов на Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.2008 N 13052/2008, по мнению заявителя, несостоятельна, поскольку общество «РЖД» не принимало участия в рассмотрении данного дела. Также заявитель полагает, что судами необоснованно не применена норма ст. 522 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» следует читать как 26 марта 2003 г. Номер Определения Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 октября 2008 г. следует читать как «N 13052/08»
Общество «»РЖД» в письменном отзыве на кассационную жалобу пояснило, что считает доводы кассатора несостоятельными, обжалуемые судебные акты — законными и обоснованными, просит их оставить без изменения, жалобу — без удовлетворения.
Законность судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях на кассационную жалобу, в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между открытым акционерным обществом «Курганэнерго» (далее — общество «Курганэнерго») (энергоснабжающая организация) и обществом «РЖД» (абонент) заключен договор энергоснабжения от 25.11.2003 N 60108567, в соответствии с которым энергоснабжающая организация подает абоненту через присоединенную сеть электрическую энергию, а абонент принимает и оплачивает ее по одноставочному тарифу в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором. Границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон устанавливаются актами разграничения (приложение N 1), в которых фиксируется категория надежности электроснабжения абонента. Перечень субабонентов, присоединенных к сети абонента, приведен в приложении N 3, 2 к договору.
Между обществами «Курганэнерго», «Энергосбыт», «РЖД» 27.06.2006 подписано соглашение о замене стороны (энергоснабжающей организации) по договору энергоснабжения от 25.11.2003 N 6018567 в пункте 1 которого стороны пришли к соглашению о том, что с 01.07.2006 права и обязанности по договору энергоснабжения от 25.11.2003 N 6018567, заключенному между обществом «Курганэнерго» и обществом «РЖД», переходят от общества «Курганэнерго» к обществу «Энергосбыт».
Пунктом 3 указанного соглашения сторонами согласовано, что общество «РЖД» несет обязанность по оплате потребленной с июля 2006 г. электрической энергии перед обществом «Энергосбыт».
Кроме того, общество «Энергосбыт» обязалось в интересах общества «РЖД» заключить с обществом «Курганэнерго» договор оказания услуг по передаче электрической энергии (пункт 6 соглашения).
Полагая, что ответчиком в период с августа 2008 г. по апрель 2009 г. ненадлежащим образом исполняются обязательства по оплате потребленной электрической энергии, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности в сумме 5719106 руб. 13 коп.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой и апелляционной инстанции исходили из того, что в объем фактически потребленной обществом «РЖД» электрической энергии должно быть включено количество электрической энергии, потребленной ответчиком для собственных нужд.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Фактически разногласия сторон в рассматриваемом споре возникли по объему потребленной ответчиком в спорном периоде электрической энергии, включая количество потребленной ответчиком электрической энергии в 2007 г., в оплату которой отнесены поступившие в 2008 г. от общества «РЖД» платежи.
Истец считает, что ответчик в соответствии с условиями договора энергоснабжения от 25.11.2003 N 60108567 (в том числе п. 4.2) обязан оплачивать не только электроэнергию, полученную для собственных нужд, но и объем электроэнергии, получаемый субабонентами и иными потребителями, технически присоединенными к сети общества «РЖД». Ответчик строит свою позицию на том, что в соответствии с действующим законодательством в обязанности общества «РЖД» не входит оплата спорного объема электроэнергии, поскольку общество «РЖД» не является покупателем данного объема и данный объем энергоресурса не потреблен обществом для собственных нужд.
Согласно п. 4.2. договора энергоснабжения величина потребления энергии за учетный период определяется по показаниям расчетных счетчиков электрической энергии, перечисленных в Приложениях N 3.1 к договору, снятым на 24 ч. последних суток месяца. Из общего объема электроэнергии, учтенного расчетными счетчиками, минусуется объем электроэнергии, поставленной в электросети общества «Курганэнерго», объем электроэнергии Курганской таможни по договору N 60108459 и Государственного унитарного предприятия Учреждения ОФ 73/2 по договору N60108460, оставшийся объем электроэнергии выделяется с учетом дифференциации по уровням напряжения: для нужд ЮУЖД — в точке подключения основного потребителя (абонента) к электрическим сетям общества «Курганэнерго»; для нужд субабонентов (конечных потребителей) — в точке подключения субабонентов к электрическим сетям основного потребителя. При установке расчетных средств учета энергии не на границе раздела электрических сетей по балансовой принадлежности сторон, количество учтенной счетчиками энергии увеличивается (уменьшается) на величину потерь до границы балансовой принадлежности. Величина потерь определяется расчетным путем (приложение N 6). Уточнение расчетных величин потерь производится сторонами не позднее 15 января текущего года в соответствии с фактом прошлого года. Потребление электроэнергии субабонентами определяется по показаниям соответствующих приборов учета (Приложение N 3.2). Потребление электроэнергии по транзитным фидерам ОАО «Курганэнерго» определяется по показаниям соответствующих приборов учета (приложение N 3.3) договора величина потребления энергии.
Из материалов дела следует, что общество «Энергосбыт» является гарантирующим поставщиком, обеспечивающим поставку электрической энергии для потребителей Курганской области, и в соответствии с п. 61 Правил N 530 гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности, а также принять на обслуживание граждан при отсутствии их обращения в случаях, установленных разделом VI настоящих Правил.
Судами установлено, что договор энергоснабжения от 25.11.2003 N 60108567 был заключен сторонами в период, когда общество «РЖД» само являлось энергоснабжающей организацией для потребителей, присоединенных к его электрическим сетям. Продажа электрической энергии являлась одним из основных видов деятельности ответчика.
В связи с этим общество «РЖД» с момента заключения договора и до 01.01.2007 вместе с объемом собственного потребления покупало объем электроэнергии, подлежащий перепродаже субабонентам.
Оценив по правилам ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации условия дополнительного соглашения о перемене стороны по договору энергоснабжения от 27.06.2006, суды пришли к выводу о том, что подписав названное соглашение, стороны не установили волеизъявление ответчика на принятие обязательств по покупке объема, превышающего собственное потребление. Напротив, определили, что в связи с приобретением электрической энергии у гарантирующего поставщика, которым является истец, ответчик оплачивает только потребляемую электрическую энергию (п. 4 соглашения).
Истолковав условия п. 4.2. договора энергоснабжения с учетом дополнительного соглашения от 27.06.2006, суды сделали вывод о том, что сторонами согласован порядок, устанавливающий определение количества непотребленной обществом «РЖД» электрической энергии, и потребляемой для нужд общества «РЖД», что обусловлено спецификой электрических сетей общества «РЖД», имеющих технологическое присоединение с иными юридическими лицами. При этом исполнение договора было возможным как до подписания дополнительного соглашения от 27.06.2006 о перемене стороны по договору энергоснабжения, так и после его подписания, поскольку порядок определения объема электрической энергии, относящегося на собственные нужды общества «РЖД» не изменяется.
Общее количество непотребленной электрической энергии общества «РЖД» определяется путем вычитания из общего объема электрической энергии, поступившей в сеть, объема общества «Курганэнерго», объема электроэнергии Курганской таможни по договору N 60108459 и Государственного унитарного предприятия Учреждения ОФ 73/2 по договору N 60108460, объема для нужд субабонентов.
Исходя из изложенного и принимая во внимание п. 3 дополнительного соглашения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что обязательство общества «РЖД» по оплате обществу «Энергосбыт» потребленной электроэнергии, порядок определения которой установлен договором N 60108567 от 25.11.2003, существует в отношении объема электроэнергии, потребленного на собственные производственные нужды, что соответствует требованиям ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, договору энергоснабжения.
Кроме того, действующее законодательство прямо устанавливает порядок определения объема покупки электроэнергии сетевой организацией на собственные нужды.
Согласно ст. 3 Закона об электроэнергетике потребители электрической энергии — лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
В соответствии с п. 2 Правил N 530 покупателем электрической энергии признаются потребители, гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, исполнители коммунальных услуг и производители электрической энергии, приобретающие электрическую энергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг), а также сетевые организации, приобретающие электрическую энергию для собственных нужд и для компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании электрических сетях.
Обязательство по оплате электроэнергии, не являющейся собственным потреблением, установлено для сетевой организации п. 120 Правил 530, а также п. 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, в отношении электроэнергии, составляющей фактические потери электроэнергии, возникающие в принадлежащих сетевой организации объектах сетевого хозяйства.
Проанализировав названные нормы права применительно к рассматриваемой ситуации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что сетевая организация, к которой относится общество «РЖД», несет обязательства по оплате электроэнергии, как потребитель электроэнергии — в отношении объема потребления на собственные нужды, а также как сетевая организация — в отношении объема, необходимого для компенсации фактических потерь в принадлежащих ей электрических сетях. Иного основания покупки электрической энергии законодательство для сетевой организации не предусматривает.
Поскольку предметом настоящего иска является взыскание задолженности за потребленную электроэнергию по договору энергоснабжения, сторонами которого являются истец и ответчик, правоотношения сторон, связанные с исполнением или ненадлежащим исполнением обществом «РЖД» обязанностей как сетевой организации, судами не рассматривались как не относящиеся к предмету спора.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Ответчиком в обоснование своей позиции представлены: контррасчет за период с 01.08.2008 по 31.03.2009 (т. 2, л.д. 87-90) к расчету истца потребленной электроэнергии общества «РЖД» за октябрь 2008 г., январь 2009 г., март 2009 г. (т. 2, л.д. 3-38), объяснения к контррасчету, содержатся в отзыве от 04.02.2010 (т. 2, л.д. 84-86); подробный расчет разногласий по объему покупки электроэнергии обществом «РЖД» по договору энергоснабжения N 60108567 за 2007-2009 годы (т. 7, л.д. 54-55), в котором отразил письменные доказательства, на которых основаны его расчеты; письменные разногласия от 09.08.2007 N 456 по счету-фактуре N 50292 от 31.07.2007, копии отчетов о получении и реализации электроэнергии за март 2007 г. тяговых подстанций Варгаши, Введенское, Просвет; копии отчетов о получении и реализации электроэнергии за май 2007 г. тяговых подстанций Варгаши, Введенское, Просвет, перечень субабонентов, присоединенных к сетям Абонента (ЭЧ-5) (т. 6, л.д. 153-159, перечень субабонентов, присоединенных к сетям 11-ой дистанции электроснабжения ст. Шадринск, акты снятия контрольных показаний приборов учета электроэнергии; копию приложения N 3.2. к договору N 60108567 от 25.11.2003 (т. 6, л.д. 163-168); копию договора N ЭЛ-3/3074 от 01.01.2004 на электроснабжение между ОАО «РЖД» и ОАО «Центральные коммунальные электрические сети» с перечнем точек учета электроэнергии, акты разграничения балансовой принадлежности; копию акта передачи обязательств по энергоснабжению абонентов ОАО «РЖД» на территории Курганской области, копии актов снятия контрольных показаний электросчетчиков ОАО «ЦКЭС» по тяговым подстанциям Варгаши, Введенское, Просвет (т. 6, л.д. 142-168, т. 7, л.д. 1-13).
Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе документы и расчеты, представленные обеими сторонами, принимая во внимание то обстоятельство, что факт отпуска электроэнергии в смежную электрическую сеть через сети общества «РЖД» и ее объем в период с июня 2007 г. по декабрь 2007 г. подтверждается вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 10.02.2009 по делу N А34-3688/2009, которым в пользу общества «РЖД» взыскана стоимость оказанных услуг по передаче электрической энергии, объем которой при рассмотрении данного дела истцом включен в собственное потребление ответчика, а также платежные поручения, реестры потребителей, представленные обществом «Электрон», и, свидетельствующие о наличии объема электроэнергии, потребленной иными абонентами, суды пришли к выводу о том, что спорный объем электроэнергии на сумму 5223089 руб. 75 коп. принят потребителями общества «Энергосбыт», а также передан в смежную с ответчиком электрическую сеть общества «Коммунэлектро» и потреблен энергопринимающими устройствами потребителей, присоединенными к этой сети.
Учитывая, что в объем фактически потребленной ответчиком электрической энергии не должно быть включено количество электрической энергии, потребленной иными потребителями электрической энергии (лицами, приобретающими электрическую энергию для собственных или бытовых нужд), а также количество электрической энергии, переданной в сеть смежной сетевой организации, и принимая во внимание то обстоятельство, что разногласия по объему электрической энергии на сумму 496016 руб. 42 коп. ответчиком не подтверждены, суды обоснованно удовлетворили требования истца в указанной сумме.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что общество «РЖД» является покупателем в отношении объема электроэнергии, передаваемой потребителям, присоединенным к его электрическим сетям, и передаваемой в сеть смежной сетевой организации, а лица, имеющие технологическое присоединение к сетям общества «РЖД», являются его субабонентами, со ссылкой на нормы §6 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку основан на неверном толковании норм права.
В силу ч. 4 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Структура договорных связей между сторонами соответствует Правилам N 530.
Довод заявителя кассационной жалобы, основанный на том, что изменения, касающиеся порядка определения потребляемого объема электрической энергии сторонами в договор энергоснабжения не вносились, объем электроэнергии, потребленной в электроустановках общества «РЖД» и его субабонентов, должен оплачиваться ответчиком, а общество «Коммунэлектро», являясь в спорных правоотношениях субабонентом общества «РЖД», обязано производить взаиморасчеты за поставленную электроэнергию с ответчиком, судом кассационной инстанции отклоняется.
Как установлено судами до 01.01.2007 общество «РЖД» само являлось энергоснабжающей организацией для потребителей, присоединенных к его электрическим сетям, продажа электрической энергии являлось одним из основных видов деятельности, в связи с чем с момента заключения договора энергоснабжения и до 01.01.2007 общество «РЖД» вместе с объемом электроэнергии для собственного потребления покупало объем электроэнергии, подлежащий перепродаже субабонентам.
Согласно абз. 14 ст. 6 Федерального закона N 36-ФЗ запрещается с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.
Поскольку абз. 14 ст. 6 Федерального закона N 36-ФЗ установлен запрет на совмещение функций сбыта с функциями по передаче электроэнергии, порядок определения объема электроэнергии, составляющего потребление ответчика, изменился.
Заключая дополнительное соглашение о перемене стороны по договору энергоснабжения от 27.06.2006, стороны в п. 3 установили, что ответчик несет обязанность по оплате только потребленной электроэнергии. Волеизъявления ответчика на принятие обязательств по покупке объема, превышающего собственное потребление, названное соглашение не устанавливает.
В соответствии с п. 75 Правил N 530 договоры энергоснабжения (договоры купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенные до вступления Правил в силу, могут быть продлены при условии приведения их в соответствие с Правилами.
Кроме того, в силу п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
При этом абонент обязуется оплачивать принятую от энергоснабжающей организации энергию, количество которой определяется в соответствии с данными об ее фактическом потреблении. Соглашением сторон может быть предусмотрена оплата энергии в ином порядке. В данном случае, имеется ввиду возможность определения количества энергии не по приборам учета, а например расчетным способом.
Взимание платы с ответчика не за фактически потребленное количество электрической энергии, а за отпущенное в его сеть и потребленное иными потребителями, не соответствует природе отношений из договоров энергоснабжения. Плата по договору связана именно с потреблением энергии. Поэтому положение п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации не может быть истолковано как допускающее установление соглашением сторон платы не за фактически потребленное количество энергии, а за отпущенное в сеть, но не потребленное.
Возражения заявителя относительно неприменения судами ст. 522 Гражданского кодекса Российской Федерации судом кассационной подлежат отклонению, поскольку, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, в данном случае суть спора заключается не в распределении платежей по периодам в соответствии с назначением платежа, указанного в платежном поручении, а в отнесении платежа в оплату объема электрической энергии, факт потребления которой ответчиком оспаривается.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения и постановления (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба — без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 13.05.2010 по делу N А34-9216/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Энергосбыт» — без удовлетворения.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Вместо применяемых ранее Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью (утвержденных приказом Минздрава России от 10 декабря 1996 г. N 407 и отмененных в соответствии с приказом Минздрава России от 14 сентября 2001 г. N 361) вводятся новые Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека.
Правила устанавливают порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, при проведении судебно-медицинской экспертизы.
К квалифицирующим признакам тяжести вреда, причиненного здоровью человека, Правила в соответствии с положениями УК РФ относят: вред, опасный для жизни человека; потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций; прерывание беременности; психическое расстройство; неизгладимое обезображивание лица; заболевание наркоманией либо токсикоманией; значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть; утрату профессиональной трудоспособности. В отношении вреда средней тяжести закрепляются квалифицирующие признаки: длительное расстройство здоровья; значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть. В отношении легкого вреда здоровью в качестве таких признаков рассматриваются: кратковременное расстройство здоровья; незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.
Для определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, достаточно наличия одного из квалифицирующих признаков. При наличии нескольких признаков тяжесть вреда определяется по тому признаку, который соответствует большей степени тяжести вреда.
Степень тяжести вреда определяется в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения врачом — судебно-медицинским экспертом. Объектом экспертизы может являться живое лицо либо труп (его части), а также материалы дела и медицинские документы. Кроме того, при необходимости эксперт вправе составлять ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов, по получении которых проведение судебно-медицинской экспертизы возобновляется.
Степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, выразившегося в неизгладимом обезображивании его лица, определяется судом. Производство судебно-медицинской экспертизы ограничивается лишь установлением неизгладимости указанного повреждения.
Закреплены особенности определения степени тяжести вреда здоровью при наличии: повреждений, возникших от неоднократных травмирующих воздействий; множественных повреждений, взаимно отягощающих друг друга; повреждений разной давности возникновения.