Правовое положение обособленных подразделений

Обособленные подразделения: правовые и организационные основы деятельности

Компании, имеющие в своем составе обособленные подразделения, часто сталкиваются с проблемами вследствие нормативной неурегулированности финансово-хозяйственной деятельности таких организаций. Это касается и различий в трактовке обособленных подразделений в отдельных отраслях права, и противоречий налогового законодательства.

Система учета в организациях, имеющих филиалы и обособленные подразделения, обусловлена такими факторами, как ведение раздельного учета и выделение на отдельный баланс.

Обособленность подразделения проявляется не только в том, что оно географически удалено от места нахождения создавшего его юридического лица, но и в признаках самостоятельности, к которым можно отнести наличие собственного штата сотрудников, собственного имущества, учитываемого (или не учитываемого) на отдельном балансе в рамках баланса головной организации.

Проблема, связанная с нормативным регулированием создания и деятельности обособленных подразделений, состоит в том, что гражданское и налоговое законодательство оперируют разными понятиями.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным считается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Местом нахождения обособленного подразделения считается место осуществления организацией деятельности через него.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленного подразделения, а также по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. По всем созданным на территории Российской Федерации обособленным подразделениям организация должна представлять в налоговый орган по месту учета информацию об их создании либо ликвидации, причем согласно п. 2 ст. 23 НК РФ информация должна быть представлена не позднее одного месяца со дня их создания.

Итак, основными признаками обособленного подразделения по налоговому законодательству считаются:

наличие стационарного рабочего места, созданного на срок более одного месяца. Статьей 209 ТК РФ определено, что рабочее место — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. На основании п. 2 ст. 11 НК РФ рабочие места должны быть оборудованными, т.е. снабжены необходимыми устройствами, приспособлениями, приборами, механизмами и т.п. Таким образом, факт заключения с работником трудового договора или заключения договора аренды не приводит к созданию обособленного подразделения, так как под оборудованием рабочего места подразумевается все-таки создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само их исполнение (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2002 N А26-3503/02-02-07/160);

территориальная обособленность. Подразделение является территориально обособленным от организации, если находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете.

Гражданское законодательство, в свою очередь, выделяет в качестве обособленных подразделений представительства и филиалы. Согласно ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства, а под представительством понимается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители обособленных подразделений назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Основными признаками филиала и представительства в рамках гражданского законодательства являются:

наличие утвержденных положений о филиале и представительстве;

отражение в учредительных документах информации о филиале или представительстве.

Исходя из изложенного филиал и представительство являются особой группой структурных подразделений с особыми юридическими последствиями и более узкими понятиями по отношению к понятию «обособленное подразделение». Таким образом, НК РФ оперирует более широким понятием обособленного подразделения, чем ГК РФ.

Для целей налогообложения различия в правовом режиме представительства и филиала не имеют значения.

Обособленное подразделение считается созданным с момента создания стационарных рабочих мест, что подтверждается судебной практикой (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.2005 N А33-6795/04-С4-Ф02-1820/05-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 15.08.2005 N Ф04-5174/2005(13808-А27-35), ФАС Северо-Западного округа от 15.07.2005 N А56-48067/04). Соответственно, когда организация проводит только подготовительные мероприятия, направленные на оборудование рабочих мест, т.е. издание приказа об открытии обособленного подразделения (внесение в устав данных об учреждении филиала или представительства), принятие на работу руководителя подразделения, заключение договора аренды не влечет за собой обязанности постановки на налоговый учет.

Следует заметить, что создание одного стационарного рабочего места также признается созданием обособленного подразделения (Письмо МНС России от 29.04.2004 N 09-3-02/1912).

С момента создания рабочего места отсчитывается месячный срок, отведенный п. 4 ст. 83 НК РФ для подачи заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Факт создания рабочего места целесообразно зафиксировать в письменной форме, например в акте. При этом специально утвержденной формы акта нет, поэтому организация самостоятельно ее разрабатывает.

Алгоритм создания обособленного подразделения следующий:

издание приказа о создании обособленного подразделения;

составление акта об оборудовании рабочего места;

заключение трудового договора;

постановка организации на учет по месту нахождения обособленного подразделения;

извещение налогового органа по месту налогового учета о созданном обособленном подразделении.

После прохождения регистрации в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения последнему присваивается код причины постановки на учет (КПП), в котором зашифрованы в том числе местонахождение и признак обособленного подразделения. При этом остается идентификационный номер налогоплательщика головной организации. ИНН и КПП указываются в уведомлении о постановке на учет обособленного подразделения.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, представляются в государственные внебюджетные фонды в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации. Регистрационные действия по месту нахождения обособленного подразделения осуществляются организацией самостоятельно.

Во внебюджетных фондах (ФОМС, ФСС РФ, ПФР) обособленное подразделение подлежит постановке на учет в следующих случаях (п. 11 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»):

имеет отдельный баланс;

имеет расчетный счет;

производит начисления и выплаты в пользу физических лиц.

Руководители обособленных подразделений назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Соответствующие полномочия руководителя представительства должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о представительстве, либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала (Постановление Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Доверенность, выдаваемая руководителю филиала или представительства, должна быть оформлена с соблюдением правил ст. 185 ГК РФ, а именно:

иметь подпись руководителя головной организации или иного лица, уполномоченного на это уставом головной организации;

содержать необходимые данные (например, дату выдачи, без которой она признается недействительной);

должна быть удостоверена печатью головной организации.

Доверенность руководителя и положение об обособленном подразделении должны обязательно содержать указание на сделки, которые он вправе совершать. При наличии такого указания сделки, совершенные руководителем филиала (представительства), следует считать заключенными от имени юридического лица.

На основании п. 2 ст. 188 ГК РФ юридическое лицо, выдавшее доверенность руководителю обособленного подразделения, вправе в любое время отменить доверенность или передоверие, а руководитель обособленного подразделения, которому доверенность выдана, — отказаться от нее.

Обособленное подразделение при его создании может быть наделено правом на открытие расчетных счетов.

Для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации, для совершения операций его обособленным подразделением (филиалом, представительством) в банк представляются (Инструкция Банка России от 14.09.2006 N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам и депозитам»):

а) свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

б) учредительные документы юридического лица;

в) положение об обособленном подразделении юридического лица;

г) документы, подтверждающие полномочия руководителя обособленного подразделения юридического лица;

д) документ, подтверждающий постановку на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения.

Как уже упоминалось, обособленные подразделения можно классифицировать по следующим признакам:

выделенные на отдельный баланс;

не имеющие отдельного баланса.

Каким образом устанавливается наличие у подразделения отдельного баланса, налоговым законодательством не определено. В связи с этим существуют различные точки зрения на вопрос, что включает в себя понятие «отдельный баланс» и какими документами организации регламентируется процедура его формирования.

Гражданским законодательством не предусмотрен порядок формирования отдельного баланса, а также способа его объективного представления. В то же время в положении об обособленном подразделении может определяться перечень функций, осуществление которых возлагается на подразделение, полномочия руководителя, территория, в границах которой подразделение вправе осуществлять свою деятельность, а также и степень выделения обособленного подразделения на отдельный баланс.

Понятие «отдельный баланс» ранее содержало ПБУ 4/96 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина России от 08.02.1996 N 10, ПБУ 4/96 утратило силу, однако данное в нем определение продолжает использоваться в разъяснениях контролирующих органов.

В Письме Минфина России от 02.06.2005 N 03-06-01-04/273 указано, что «выделение филиала (представительства) организации на отдельный баланс определяется учредительными документами организации, в том числе его уставом и положением о филиале (представительстве)». При этом в Письме Минфина России от 29.03.2004 N 04-05-06/27 под отдельным балансом понимается перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс. Судебные органы признают, что налогоплательщик вправе руководствоваться данным разъяснением, поскольку иное определение в законодательстве отсутствует (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.08.2006 N Ф03-А51/06-2/2306). Таким образом, и официальные разъяснения контролирующих органов, и арбитражная практика указывают на необходимость анализа положений учетной политики организации подразделением с целью установления возможности самостоятельного исполнения обязанности по исчислению налогов.

Второй признак — это наличие у филиала расчетного счета.

Для отнесения филиала к категории обособленных подразделений, имеющих отдельный расчетный счет, следует анализировать в совокупности положение о филиале, доверенность, выданную руководителю филиала, основания заключения договора банковского счета. Если положение о подразделении предусматривает, что операции осуществляются через отдельный расчетный счет и при этом его руководитель в соответствии с доверенностью, выданной обществом, наделен правом первой подписи в целях осуществления операций по расчетному счету, а договор банковского счета заключен, можно говорить о том, что обособленное подразделение имеет расчетный счет. То обстоятельство, что в договоре банковского счета предусмотрен особый правовой режим расчетного счета для обособленного подразделения юридического лица (например, ограничение круга возможных операций), не изменяет квалификации этого счета в качестве расчетного банковского счета.

Третьим признаком считается самостоятельное начисление филиалом вознаграждений в пользу физических лиц.

Таким образом, категория «отдельный баланс» представляет собой перечень показателей, характеризующих финансовое положение обособленного подразделения по состоянию на отчетную дату, формировать которые представительство уполномочивает и обязывает учетная политика общества путем группировки данных бухгалтерского учета.

Т.Липкина

К. э. н.

Правовое положение обособленных подразделений

1. Понятие филиала, его отличие от представительства. Понятие филиала дано в ст. 55 ГК РФ: филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Здесь же дается понятие представительства: представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Указанная норма ГК РФ говорит, таким образом, о двух разновидностях территориально обособленных подразделений юридических лиц — филиалах и представительствах.

Отличие этих подразделений друг от друга заключается в круге решаемых ими задач.

Чтобы показать это различие, рассмотрим основные этапы осуществления предпринимательской деятельности:

а) обеспечение предстоящей деятельности всем необходимым: сырьем, материалами, оборудованием и пр. На этом этапе заключаются договоры на снабжение организации соответствующими ресурсами, осуществляется фактическая работа по их исполнению, например, транспортировка ресурсов собственным транспортом, сортировка, хранение, подготовка к переработке и пр. Филиал может вести всю эту деятельность, включая правовую: руководитель филиала вправе совершать сделки, но от имени юридического лица. Руководитель представительства только совершает сделки от имени юридического лица, но в исполнении сделок представительство не участвует;

б) производство товара, подготовка его к продаже. Эту деятельность вправе вести филиал, но не представительство;

в) заключение договоров по отчуждению продукта (товара), например, по договору поставки. Эти юридические действия совершает как руководитель филиала, так и представительства;

г) исполнение договоров о реализации товаров, например, оформление товаросопроводительных документов, передача товара покупателю непосредственно или передача и оформление передачи товара для доставки покупателям различными видами транспорта и пр. Эту деятельность ведет филиал, но не представительство.

Итак, согласно ст. 55 ГК РФ представительскую (правовую) функцию юридического лица реализуют как филиалы, так и представительства, а производственную — только филиалы.

Филиалы и представительства — это организации, не имеющие статуса юридического лица. Они возглавляются руководителями, назначаемыми юридическим лицом. Руководители филиалов и представительств, представляя интересы работодателя, в пределах своих полномочий пользуются правом найма и увольнения работников, заключают от имени работодателя коллективные договоры. Статья 7 ТК РФ определяет, что коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях (обратим внимание, что ТК РФ, в отличие от ГК РФ, говорит о возможности существования и других, помимо филиалов и представительств, обособленных подразделений юридического лица).

Филиалы и представительства действуют на основе положений о них, утвержденных юридическим лицом. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом. Филиалы могут иметь отдельный баланс, расчетный счет в банке. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

2. О возможности коммерческих организаций создавать иные обособленные подразделения. В силу общедозволительного метода регулирования гражданских правоотношений на основе принципа «разрешено все, что не запрещено» коммерческие организации создают и другие территориально обособленные от него подразделения, т. е. не обладающие всеми признаками филиала, представительства, указанными в ст. 55 ГК РФ. На практике они именуются по-разному: агентства, отделения, конторы, бюро и пр. Организация, имеющая обособленные подразделения, обязана встать на налоговый учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). При этом НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место признается стационарным, если оно создается на срок более месяца (ст. 11 НК РФ).

В налоговых целях для признания подразделения обособленным и возникновения обязанности юридического лица встать на налоговый учет в связи с деятельностью этого подразделения, не имеет значения, отражено или не отражено его создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Не имеет значения и количество рабочих мест.

Например, хозяйственное общество, находящееся в Москве, арендует в Нижнем Новгороде помещение, осуществляет завоз туда своих товаров и их оптовую продажу в розничную торговую сеть города. Этой работой постоянно заняты три работника общества, проживающие в Нижнем Новгороде. С точки зрения ГК РФ здесь нет организации-филиала, хотя реализуется часть функций юридического лица, характерных с позиций ст. 55 ГК РФ именно для филиала. Однако по НК РФ налицо обособленное подразделение московской организации, действующей через него в Нижнем Новгороде.

Итак, можно констатировать, что существуют два вида территориально обособленных структурных подразделений коммерческой организации:

1) филиалы и представительства;

2) другие подразделения.

3. Основной критерий для отграничения филиала от другого подразделения юридического лица в практике налоговых органов. Как мы уже отметили, для налоговых целей признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено ли его создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации и от полномочий, которыми наделяется подразделение. Вместе с тем в ряде статей НК РФ говорится о специфике налоговых правоотношений в связи с деятельностью именно филиалов (ст. 19, 89 НК РФ). В таких случаях для отнесения подразделения к филиалу решающее значение придается тому, соблюдена ли процедура оформления подразделения в качестве филиала, т. е. указан ли он в учредительных документах организации, как того требует ст. 55 ГК РФ.

Так, в силу ст. 89 НК РФ налоговые органы вправе проверять филиалы независимо от проведения проверок самого налогоплательщика, а выездные проверки иных подразделений возможны только при проверках юридического лица. Самостоятельные проверки этих иных подразделений НК РФ не предусмотрены.

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 1064 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Многие компании, преследующие цель расширения бизнеса, на практике сталкиваются с проблемами выбора правильной формы закрепления юридического статуса дополнительного офиса или цеха.

Что следует выбрать — филиал или представительство? Каковы отличия между ними и чем эти формы отличаются от иных обособленных подразделений? А может, это одно и то же? Понять отличия между филиалами, представительствами, иными обособленными подразделениями, выделить их основные признаки и помочь выбрать правильную форму ведения бизнеса, не забывая о специфике режима налогообложения компании поможет настоящая статья.

Прежде всего оговоримся, что состав терминологии гражданского и налогового права различается. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) отсутствует определение понятия филиал, равно как и понятие представительства. В то же время статья 11 НК РФ определяет, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Поэтому указанные термины мы будем применять для целей налогообложения именно в том значении, в котором они используются в гражданском законодательстве.

Понятия «филиал» и «представительство» приведены в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Согласно положениям данной нормы представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Исходя из определений, можно сделать вывод, что главное отличие филиала и представительства друг от друга состоит в их функциональном назначении: представительство лишь представляет интересы юридического лица в его взаимоотношениях с участниками гражданского оборота, например, выполняет функции ведения переговоров и последующего заключения сделок, а также защиты интересов организации в судебных органах.

Филиал также представляет интересы юридического лица, т.е. в том числе выполняет функции представительства. Однако, помимо этого филиал осуществляет все или часть функций юридического лица. Иначе говоря, филиал не только ведет переговоры и совершает от имени юридического лица сделки, но и выполняет фактические действия, направленные на исполнение заключенных договоров, т.е. ведет производственную, торговую или иную деятельность, осуществлением которой занимается само юридическое лицо. При этом филиал может выполнять все виды деятельности организации либо некоторые из них.

Рассмотрев оба понятия, мы можем выделить признаки, схожие как для филиала, так и для представительства. Первый и самый, пожалуй, определяющий признак сводится к тому, что ни филиал, ни представительство не являются юридическими лицами, т. е. самостоятельными участниками гражданского оборота, а вступают в гражданские, трудовые, налоговые и иные правоотношения от имени юридического лица, их создавшего. На практике этот признак находит свое отражение в следующем:

-сделки от имени филиала или представительства заключает само юридическое лицо;

-оно же несет ответственность по обязательствам, возникшим в связи с их деятельностью;

-филиалы и представительства не могут выступать в качестве истцов и ответчиков в суде, т.е. не могут самостоятельно от своего имени участвовать в судебных процессах. Вот как регламентирует этот вопрос Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее — ВАС РФ) в Информационном письме от 14.05.98 г. N 34 «О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц»: «…обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, может предъявлять иск только от имени юридического лица … К исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность (или ее копия) юридического лица, подтверждающая его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица.

При отсутствии такой доверенности исковое заявление возвращается без рассмотрения на основании п. 2 ч. 1 ст. 108 АПК РФ».

Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В силу п. 9 данного Постановления филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

Руководствуясь данной правовой позицией, ФАС Московского органа в своем Постановлении от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/1708-09 отметил, что филиалы не являются субъектами налоговых правоотношений, следовательно, не могут быть привлечены к налоговой ответственности, поскольку к ответственности за действия (бездействия) филиалов может быть привлечено только юридическое лицо.

Территориальная обособленность, или расположение вне места нахождения организации, также является важным определяющим признаком как филиала, так и представительства. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.

В отношении понятия «место нахождения юридического лица» в современной юридической литературе сложились разные мнения. Одни склонны считать, что местом нахождения юридического лица является конкретный адрес, т.е. населенный пункт, улица, дом, офис, по которому расположен постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, или в случае его отсутствия — иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). В соответствии с этом предположением территориальная обособленность означает, что если дополнительный офис компании располагается в одном населенном пункте, на одной улице и даже в одном доме с создавшим их юридическим лицом, но в отличном от него помещении, они смело могут относиться по данному признаку к филиалу или представительству.

В соответствии с противоположной теорией, под местом нахождения юридического лица следует считать не конкретный почтовый адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, а принадлежность к определенному субъекту Российской Федерации (например, Санкт-Петербург). Следуя логике этого предположения территориальная обособленность как признак филиала или представительства означает, что создать их юридическое лицо может лишь вне места своего нахождения, т.е. в ином субъекте Российской Федерации. Однако, на практике можно заметить, что налоговые органы, руководствуясь по большей части Налоговым кодексом и не углубляясь в теоретические аспекты гражданского законодательства, не ограничивают налогоплательщиков в праве создавать филиалы и представительства в том же субъекте Российской Федерации, где располагается само юридическое лицо.

Имущественная обособленность филиалов и представительств как следующий важный их признак означает, что во-первых, они вправе иметь имущество, выделенное юридическим лицом на отдельный баланс, а во-вторых, вправе иметь отдельный расчетный счет. При этом, согласно Письму УМНС РФ по г. Москве от 09.06.2004 N 23-10/1/38453 выделение филиала или представительства на отдельный баланс определяется учредительными документами организации, в том числе ее уставом и положением о данном филиале или представительстве. Однако на это имущество и денежные средства филиалы и представительства не обладают правом собственности, оперативного ведения или хозяйственного управления – вещными и обязательственными правами на них обладает само юридическое лицо, а филиал или представительство лишь фактически владеют и пользуются ими.

Филиалы и представительства организационно обособлены от создавшего их юридического лица. Это означает, что их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности. О важности доверенности как документа, определяющего полномочия руководителя филиала или представительства, говорится в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ», где в частности, указано:

«Необходимо иметь в виду, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснять, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица.

Необходимо также учитывать, что руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных статьей 187 Кодекса».

Филиалы и представительства действуют на основании отдельного документа (Положения), который является внутренним документом организации (т.е. не подлежит государственной регистрации) и утверждается органом, в компетенцию которого входит принятие решения о создании филиала или представительства. Отметим при этом, что какие-либо требования к содержанию Положения законодательством не установлены.

Сведения о филиалах и представительствах должны быть отражены в учредительных документах создавшего их юридического лица. Об этом говорят, например, п. 5 ст. 5 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 6 ст. 5 Федерального закона «Об акционерных обществах», п. 5 ст. 5 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Налогоплательщики нередко спрашивают, имеет ли смысл вносить сведения о филиале или представительстве в новую редакцию Устава, принимаемую в соответствии с требованиями Федерального закона № 312-ФЗ от 30.12.2008г. На этот вопрос однозначно ответил Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в своем постановлении от 17 декабря 2009 г. N Ф04-7560/2009 по делу N А03-6220/2009: сведения о филиале должны быть отражены и в новой редакции Устава общества.

Мы рассмотрели основные признаки, характеризующие филиалы и представительства и отличающие их от юридических лиц. Теперь обратимся к вопросу закрепления правового статуса филиала и представительства — поговорим о регистрации их создания.

Компании часто забывают о том, что принятия одного решения о создании филиала или представительства и постановки их на налоговый учет недостаточно. Необходимо также внести соответствующие изменения в учредительные документы организации. Итак, для открытия филиала или представительства необходимо пройти следующие шаги:

-принять решение о создании филиала/представительства компетентным органом, определенным законом и уставом;

-внести в учредительные документы организации соответствующие изменения в части указания сведений о конкретном филиале или представительстве, решение о создании которого принято;

-наконец, поставить организацию на налоговый учет по месту нахождения созданного филиала/представительства.

Еще совсем недавно налогоплательщикам необходимо было пройти все три этапа процедуры самостоятельно, обивая пороги кабинетов налоговых органов с целым томом документов, подтверждающих факт создания филиала или представительства и внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы. Этот порядок был упрощен в части постановки на налоговый учет Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ, который вступил в силу 2 сентября 2010 года. Теперь постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения филиала и представительства осуществляются на основании сведений ЕГРЮЛ. Это означает, что после внесения изменений в ЕГРЮЛ и в учредительные документы в связи с созданием филиала или представительства регистрирующий орган передает файл, содержащий соответствующие сведения в налоговый орган по месту нахождения организации, а тот в свою очередь – в налоговый орган по месту создания филиала или представительства. Последнему отводится пять дней для постановки на налоговый учет организации по месту нахождения ее филиала или представительства. Налогоплательщику остается лишь получить в этом налоговом органе Уведомление о постановке на налоговый учет.

Однако хочется добавить, что упрощение на первый взгляд данной процедуры требует разработки детального механизма для отлаживания процесса взаимодействия налоговых органов. К примеру, на сегодняшний день далеко не показательный пример дает МИФНС № 46 по Москве – регистрирующий орган, в практике которого встречались случаи непредставления данных о созданном филиале в налоговый орган по месту нахождения организации, что существенно затягивало процесс постановки филиала на налоговый учет. Для исключения подобных ситуаций рекомендуем налогоплательщикам не дожидаться исполнения Межрайонной инспекцией своих функций, а после внесения сведений в ЕГРЮЛ самостоятельно обращаться в налоговую инспекцию по своему месту нахождения и лоббировать направление соответствующего запроса в регистрирующий орган.

С какого момента следует считать созданным филиал или представительство? Ответ на этот вопрос можно найти в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-541: датой создания филиала (представительства) организации является дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о нем.

Мы рассмотрели сходства между филиалом и представительством и различия между ними, определили порядок постановки их на учет. Теперь стоит поговорить еще об одном понятии, используемом в законодательстве и на практике, а именно обособленное подразделение юридического лица.

Смысловое содержание понятия «обособленное подразделение», используемое в налоговом законодательстве шире, чем в гражданском. В соответствии со статьей 11 НК РФ обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ выделяет еще один вид обособленного подразделения юридического лица, отличный от филиала и представительства.

Мы определили, что филиалы и представительства обладают целым рядом признаков, отличающих их не только от юридических лиц, но и от иных обособленных подразделений, а именно:

1) расположение вне места нахождения организации;

2) наделение имуществом создавшей их организацией;

3) наличие о них сведений в учредительных документах юридического лица и в ЕГРЮЛ;

4) наличие отдельного документа (Положения), утвержденного надлежащим образом, на основании которого они действуют;

5) назначение их руководителей компетентным органом организации и осуществление их полномочий на основании доверенности, выданной организацией;

6) осуществление всех функций организации или их части (для филиала);

7) представление интересов организации и осуществление их защиты (для представительств).

Причем судебные органы исходят из того, что для квалификации обособленного структурного подразделения в качестве филиала или представительства необходимо наличие непременно всех признаков, приведенных в ст. 55 ГК РФ (см. Постановление ФАС Московского округа от 04.07.2007 N КА-А41/5937-07-П). И отсутствие хотя бы одного из них означает, что такое подразделение юридического лица не может быть признано филиалом или представительством.

Исходя их определения, приведенного в НК РФ, обособленное подразделение характеризуется для целей налогообложения следующими признаками: наличие рабочих мест, которые являются стационарными, оборудованными, созданными вне места нахождения самой организации на срок более месяца, по месту нахождения которых осуществляется деятельность этой организации.

Наличие рабочих мест – вот основополагающий признак любого обособленного структурного подразделения, позволяющий определить, имеется ли у организации обязанность поставить его на учет. Аналогичный вывод содержится и в Письме Минфина РФ от 4 мая 2007г. N 03-02-07/1-214: «Из смысла указанных положений п. 2 ст. 11 НК РФ во взаимосвязи со ст. 16, 20, 22 и 209 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) следует, что основным признаком обособленного подразделения организации является осуществление этой организацией деятельности в РФ вне места ее нахождения посредством стационарного рабочего места, оборудованного для своего работника». Ст. 209 ТК РФ определяет рабочее место как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Основываясь на данной норме, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в своих письмах не раз указывал, что если организация не создала для своих сотрудников хотя бы одно стационарное рабочее место, которое прямо или косвенно находится под контролем этой организации, основания для постановки на налоговый учет этой организации по месту осуществления деятельности отсутствуют (см. Письмо от 5 августа 2005 г. N 03-02-07/1-211 и Письмо от 8 августа 2006 г. N 03-02-07/1-212).
Различия между филиалами и представительствами и иными обособленными структурными подразделениями юридического лица приобретает важное практическое значение для целей налогообложения самой организации.

Дело в том, что согласно пп. 1 п.3 ст. 346.13 НК РФ организации, имеющие филиалы и/или представительства теряют право на применение упрощенной системы налогообложения. Однако этот запрет не распространяется на иные обособленные подразделения, созданные с соблюдением норм налогового законодательства. Поэтому налогоплательщик, заинтересованный в наличии у него права на применение упрощенной системы налогообложения, должен иметь в виду это правило при создании структурного подразделения.

Примечательно, что несмотря на видимые признаки, факт создания филиала, а не обособленного подразделения, налогоплательщикам удавалось оспорить в суде, отстаивая свое право на применение желаемой «упрощенки». При рассмотрении подобных дел суды исходили из следующего.

В целях применения норм об упрощенной системе налогообложения недостаточно одного закрепления решения о создании филиала или представительства на бумаге. Общество должно совершать конкретные фактические действия, направленные на осуществление деятельности через свой филиал или представительство. Например, по одному делу суд заметил, что общество не утверждало Положения о филиале, не назначало его руководителя, филиалу не передавалось никакого имущества, для его функционирования не оборудовано ни одного рабочего места, на налоговый учет по месту нахождения филиала общество не вставало. Помещение для размещения филиала по адресу, указанному в дополнениях в учредительные документы Общества, в пользование обществу собственником не передавалось, договор аренды также не заключался. Кроме того, суд пояснил, что из положений пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ следует, что право применения упрощенной системы налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые фактически имеют обособленные подразделения, наделенные всеми функциями филиала и образованные в соответствии с требованиями гражданского законодательства. В данном случае указанное в учредительных документах общества подразделение фактически не существует, а потому общество не может считаться имеющим филиал. Внесение дополнений в учредительные документы, касающихся создания филиала, в случае, когда филиал фактически не создан, само по себе не может свидетельствовать о несоответствии общества требованиям, установленным в пп. 1 п. 3 ст.346.12 НК РФ (см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июля 2009 г. N А56-40765/2008).

В другом случае суд пришел к выводу, что созданное обществом обособленное подразделение, по существу, не обладает признаками филиала, определенными статьей 55 ГК РФ, поскольку не представляет интересы общества, учредители общества не наделили его функциями и полномочиями, предусмотренными названной статьей (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 августа 2010 г. по делу N А32-4638/2010).

Помимо отсутствия оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, у обособленных подразделений, в отличие от филиалов и представительств, есть еще одно преимущество. Заключается оно в том, что постановка на учет обособленного подразделения значительно проще, нежели филиала или представительства. Во-первых, для этого не требуется оформления соответствующего решения. Во-вторых, нет необходимости внесения сведений об обособленном подразделении в учредительные документы и в ЕГРЮЛ. Достаточно лишь встать на налоговый учет по правилам ст. 83 НК РФ. Это исключение приобретает особую актуальность в случае поочередного создания нескольких обособленных подразделений в течение небольшого промежутка времени, что позволяет сэкономить и время, отведенное регистрирующему органу для исполнения государственной функции, и госпошлину. Особенно в тех субъектах, где механизм передачи данных о создании филиалов и представительств в соответствии с новыми правилами еще не отработан и она происходит с большими задержками.

В любом случае, даже несмотря на всю организационную простоту оформления и деятельности обособленного подразделения, не забывайте о том, что современные обычаи делового оборота диктуют актуальные правила ведения бизнеса и требуют от его участников юридически правильного закрепления формы построения предпринимательских отношений.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

11. Обособленные подразделения юридического лица

В Гражданском кодексе РФ сказано, что юридическое лицо может открывать обособленные подразделения (филиалы и представительства) вне места своего нахождения. Принятие решения о создании филиала и представительства принимается компетентным органом юридического лица. Помимо принятия решения о создании обособленного подразделения (филиала и представительства), необходимо внести изменения в учредительные документы организации.

Понятие обособленного подразделения

Основным документом, регулирующим деятельность филиалов и представительств является Гражданский кодекс РФ. Специальные вопросы в этой сфере могут быть урегулированы другими нормативными актами о деятельности хозяйствующих субъектов той или иной формы собственности. Деятельность филиалов и представительств акционерных обществ установлена статьями 5 и 12 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», а для обществ с ограниченной ответственностью – статьями 5 и 12 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В Гражданском кодексе РФ даны понятия только двух видов обособленных подразделений организаций – представительства и филиала (ст.55 ГК РФ).

Представительство – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Филиал и представительство различны, их отличие состоит в объеме и характере функций того и другого. Функциональная деятельность филиала шире, чем у представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами.

Главное отличие представительства от филиала состоит в том, что представительство лишь представляет интересы юридического лица в его взаимоотношениях с иными участниками гражданского оборота (функции ведения переговоров, закл. сделок, заключения сделок, защиты интересов юридического лица в судебных органах. Филиал также представляет интересы юридического лица (т.е. выполняет функции представительства), однако, и осуществляет функции юридического лица (все или их часть), то есть совершает фактические действия, направленные на исполнение договоров, т.е. ведет производственную или иную деятельность, осуществлением которой занимается само юридическое лицо. При этом на филиал может быть возложено осуществление всех видов деятельности юридического лица либо некоторых из них.

Признаки филиала и представительства, отличающие их от юридического лица

Филиалы и представительства не являются юридическими лицами и характеризуются следующими общими для них признаками, отличающими их от юридического лица:

1) Территориальная обособленность филиала или представительства от создавшего их юридического лица.

2) Филиалы и представительства не являются самостоятельными участниками гражданского оборота и вступают в гражданские и иные правоотношения от имени создавшего их юридического лица. Это означает следующее:

— во-первых, стороной по сделкам (договорам), заключенным филиалом или представительством, является само юридическое лицо, их создавшее; — во-вторых, трудовые договоры с работниками филиала или представительства заключаются от имени юридического лица, то есть работодателем лиц, трудоустраивающихся по месту нахождения филиала или представительства, является юридическое лицо; — в-третьих, ответственность по обязательствам, возникшим в связи с деятельностью филиала или представительства, несет создавшее их юридическое лицо, причем — всем своим имуществом, а не только тем имуществом, которое закреплено за соответствующим филиалом или представительством; — в-четвертых, филиалы (представительства) не обладают процессуальной правоспособностью, вследствие чего не могут быть истцами или ответчиками в суде, участвовать в судебных процессах от своего имени. 3) Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности. 4) Филиалы и представительства действуют на основании утвержденных юридическим лицом положений. Положение о филиале (представительстве) является внутренним документом юридического лица и должно быть утверждено юридическим лицом, в частности — тем органом юридического лица, в компетенцию которого входит принятие решения о создании филиала или представительства. 5) Для нормального осуществления своей деятельности филиалы и представительства нуждаются в соответствующей материальной (имущественной) базе (помещения, предметы офисной мебели, организационная техника, оборудование и т.п.). Указанным имуществом филиалы и представительства наделяются создавшим их юридическим лицом. 6) Филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах юридического лица.

Признаки обособленного подразделения

Одним из основных отличительных признаков, присущих обособленному подразделению организации, является его территориальная обособленность от самой организации.

5. Филиалы и представительства юридических лиц

Для осуществления юридическим лицом части своих функций за пределами места нахождения оно может создать территориально обособленные структурные подразделения.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п.1 ст.55 ГК РФ).

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства(п.2 ст.55 ГК РФ).

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Такие положения не распространяются на Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства согласно п.10 ст. 2 ФЗ РФ от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Согласно п.20 Постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 ГК РФ» соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц (п.3 ст. 55 ГК РФ).

6.1. Формы реорганизации

П.1 Ст. 57 ГК РФ, ст. 58 ГК РФ выделяет следующие формы реорганизации юридического лица:

1) слияние нескольких юридических лиц в одно, при котором все ранее существовавшие юридические лица прекращаются. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

2) присоединение одного юридического лица к другому, при котором прекращается присоединяемое юридическое лицо, а присоединяющее продолжает действовать. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

3) разделение на несколько юридических лиц, при котором разделяемое юридическое лицо прекращает существование. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.

4) выделение из состава юридического лица нового, когда ранее существовавшее юридическое лицо также продолжает действовать. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

5) преобразование одного юридического лица в другое посредством изменения его организационно-правовой формы. При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Согласно п.1 ст. 57 ГК РФ допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта. Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если ГК РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм. Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *