Правовое регулирование банковского кредитования

Правовое регулирование банковского кредитования

Соколова Эльвира Дмитриевна, профессор кафедры налогового права Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», доктор юридических наук, профессор.

В статье исследуются вопросы правового регулирования банковского кредитования как важнейшего направления финансовой деятельности, обеспечивающего стабильность и эффективность функционирования финансовой системы России.

Ключевые слова: банковский кредит, банковское кредитование, банковская деятельность, кредитная система, кредитные организации, небанковские кредитные организации.

Legal regulation of bank crediting

E.D. Sokolova

Изучая литературу по финансовому праву за последние 60 лет, нельзя не отметить, что трудно найти какую-либо подотрасль, институт финансового права, который не был бы предметом изучения Н.И. Химичевой. Она исследовала не только общетеоретические вопросы науки финансового права, бюджетное и налоговое право как важнейшие подотрасли финансового права, но и правое регулирование банковского кредита и банковской системы <1>.

<1> Ученый, Наставник, Личность… / Под ред. Е.В. Покачаловой. Саратов: Издательство ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», 2013. С. 34.

В юридической науке банковский кредит рассматривается в двух аспектах: как экономическая категория и как правовая форма проявления соответствующих экономических отношений в области кредитования. Как экономическая категория банковский кредит является одной из форм движения ссудного капитала, при которой временно свободные денежные средства государства, муниципальных образований, юридических и физических лиц, аккумулированные кредитными организациями, предоставляются хозяйствующим субъектам (а также гражданам) на условиях возвратности, платности, срочности. Банковское кредитование создает необходимые условия, при которых имеется возможность восполнить за счет средств других субъектов недостаток собственных денежных средств для различных потребностей, требующих дополнительных денежных средств <2>.

<2> Агарков М.М. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах. М., 1994. С. 80 — 84.

В процессе осуществления банковской деятельности, в том числе и банковского кредитования, кредитные организации создают различные фонды денежных средств, которые, по мнению большинства ученых, занимающихся проблемами финансового права, включаются в финансовую систему России. В литературе имеется и иная точка зрения, согласно которой банковская система кредитования не входит в финансовую систему Российской Федерации <3>. Данная позиция вряд ли приемлема. Исключать фонды денежных средств кредитных организаций из финансовой системы общества даже при ликвидации государственной монополии в сфере банковской деятельности необоснованно, так как данные фонды кредитных организаций обеспечивают сбалансированное движение соответствующих денежных потоков в процессе воспроизводства общественного продукта. При недостаточности собственных финансовых ресурсов (прибыли, амортизационных отчислений) хозяйствующие субъекты активно привлекают созданный кредитными организациями ссудный капитал, без которого немыслимо функционирование всего общественного производства. Необходимо учитывать при этом и фонды денежных средств Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и иных кредитных организаций, функционирующих на праве государственной или муниципальной собственности, которые включаются соответственно в государственные или местные финансы.

<3> Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М., 1999. С. 36; Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М., 2000. С. 20.

Переход к рыночным отношениям в России кардинально изменил отношения в области банковского кредитования. Была ликвидирована государственная монополия и в данной сфере общественной жизни. Банковское кредитование, т.е. размещение привлеченных денежных средств физических и юридических лиц, стали осуществлять различные кредитные организации независимо от форм собственности. Отмена государственной монополии при осуществлении банковского кредитования и других банковских операций не исключала, а предполагала сохранение государственного регулирования банковской деятельности, но иными методами и в иных формах, чем это было в условиях плановой экономики. Финансовый кризис, постигший Россию в августе 1998 г., расшатавший, подорвавший банковскую систему и доверие граждан к ней и к государству в целом, подтвердил бесспорность положения о необходимости усиления государственного регулирования экономики страны, в том числе и банковской деятельности.

В последующие годы руководство Российской Федерации обеспечило создание необходимых условий для укрепления финансовой системы страны, ликвидировало дефицит федерального бюджета, сформировало необходимые резервные фонды денежных средств и т.д. Это позволило минимизировать отрицательные последствия международного финансового кризиса, начавшегося в 2008 г., что не привело к тем разрушительным последствиям, которые наблюдались после кризиса 1998 г.

Государственное регулирование банковской деятельности, в том числе банковского кредитования, остается важнейшим направлением финансовой деятельности государства и муниципальных образований, обеспечивающим стабильность и эффективность функционирования всей финансовой системы России, в структуру которой в качестве ее звена входят фонды банковского кредита.

При осуществлении финансовой деятельности государство и муниципальные образования соответственно контролируют денежные потоки, возникающие между фондами банковского кредита и иными фондами денежных средств, входящими в финансовую систему России, и в первую очередь бюджетной системы, обеспечивая своевременное и полное поступление доходов в соответствующие бюджеты.

Общественные отношения по банковскому кредитованию регламентируются нормами права и поэтому приобретают правовую форму. Воздействие права на общественные отношения осуществляется различными способами, в своей совокупности образующими метод правового регулирования тех или иных общественных отношений. Сложность, разноплановость общественных отношений, возникающих при банковском кредитовании, требуют применения при их правовом регулировании разнородных методов, присущих различным отраслям российского права: метода юридического равенства сторон, присущего гражданскому праву, и метода власти и подчинения, применяемого административным правом и с определенной спецификой финансовым правом.

Общественные отношения, возникающие при банковском кредитовании, в зависимости от их сущности, требующей применения соответствующего метода правового регулирования, регламентируются нормами различных отраслей российского права: конституционного, административного, финансового и гражданского.

В научной литературе были высказаны различные точки зрения по вопросу о сущности банковского кредитования как правовой категории. М.Л. Коган рассматривал совокупность правовых норм, регулирующих банковское кредитование, как отдельный институт финансового права, взаимодействующий с другими финансово-правовыми институтами. Банковский кредит как финансово-правовой институт, по мнению М.Л. Когана, регулирует отношения, связанные с образованием кредитными организациями ссудных фондов и предоставлением юридическим и физическим лицам денежных средств в форме банковских ссуд <4>. Некоторые ученые предлагают рассматривать банковский кредит как самостоятельную отрасль права <5>. Следует согласиться с мнением О.Н. Горбуновой о несвоевременности постановки этого вопроса <6>.

<4> Коган М.Л. Правовые основы банковского кредитования (глава 23) // Советское финансовое право: Учебник. М.: Юридическая литература, 1987. С. 381.
<5> Тосунян Г.А. Место банковского права в системе российского права // Юридический мир. 1998. N 8. С. 8.
<6> Горбунова О.Н. Выделять банковское право в отдельную отрасль права пока рано // Юридический мир. 1998. N 8. С. 15.

Более того, представляется, что концепция о выделении норм, регулирующих банковскую деятельность, в самостоятельную отрасль права, недостаточно обоснованна, поскольку произойдет объединение норм различных отраслей права, применяющих кардинально противоположные методы правового регулирования. При правовом регулировании общественных отношений, возникающих в банковской сфере, нормы финансового права применяются при необходимости реализации принципа власти и подчинения в указанной области общественной жизни. В случае необходимости реализации иного принципа — принципа равенства сторон — законодатель для урегулирования таких банковских отношений устанавливает нормы гражданского права. Поэтому нормы, регулирующие банковские отношения, не выделяются ни в самостоятельную отрасль права, ни в межотраслевой институт права, а остаются правовым институтом соответственно финансового или гражданского права. Изучение банковского кредита как правовой категории осуществляется комплексно в рамках различных учебных дисциплин: финансового, гражданского, предпринимательского, банковского права.

Конституционные основы банковской деятельности, в том числе и банковского кредитования, закреплены в п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации, согласно которому кредитное регулирование и федеральные банки находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование банковского кредитования осуществляется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» <7>, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» <8>, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. В регулировании банковского кредитования значительное место принадлежит также деловым обыкновениям и банковским обычаям.

<7> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
<8> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 2013. N 40 (ч. III). Ст. 5036.

Банковское кредитование осуществляется в соответствии с определенными принципами — основными руководящими положениями, закрепленными в нормах права. Основными принципами банковского кредитования являются: срочность, возвратность, платность, обеспеченность, целенаправленность. В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» (ст. 1) установлено, что банк имеет право от своего имени и за свой счет размещать привлеченные во вклады денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности. Предоставление банковского кредита под различные формы обеспечения предусмотрено в ст. 33 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», согласно которой кредиты могут обеспечиваться залогом недвижимого и движимого имущества, в том числе государственных и иных ценных бумаг, банковскими гарантиями и иными способами, предусмотренными федеральными законами или договорами. Реализация принципа возвратности банковского кредита означает, что денежные средства, полученные в виде кредита, служат для заемщика лишь временным источником финансовых ресурсов и должны быть возвращены банку или небанковской кредитной организации. Из принципа возвратности банковского кредита вытекает принцип его срочности. Кредиты подлежат возврату в установленные сроки, нарушение которых влечет за собой применение определенных санкций. Осуществление принципа платности банковского кредитования основывается на возмездном характере услуг, оказываемых кредитными организациями при предоставлении кредита. За предоставление банковского кредита, как правило, взимается определенная плата в виде процента. Размер процентной ставки определяется сторонами по кредитному договору самостоятельно. В условиях рыночных отношений размер процентной ставки за банковский кредит в конечном итоге зависит от спроса и предложения денежных средств на кредитном рынке.

Налоговым кодексом Российской Федерации <9> предусмотрена норма, существенно влияющая на размер устанавливаемых процентов за пользование кредитами, в том числе и банковским кредитом. В соответствии со ст. 269 НК РФ к расходам кредитной организации, на сумму которых уменьшаются полученные ею доходы при уплате налога на прибыль, относятся сумма от тех процентов, которые существенно не отклоняются от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях. При невозможности установления среднего уровня процентов за предельную величину процентов, включаемых в расходы кредитной организации, принимается ставка рефинансирования Банка России, увеличенная в 1,1 раза, — при оформлении кредита в рублях, и на 15% — по кредитам в иностранной валюте. При предоставлении кредитной организацией клиенту кредита за счет централизованных кредитных ресурсов процентная ставка для включения полученной платы за кредит в расходы кредитной организации не должна превышать установленного размера (так называемая принудительная маржа). Денежные средства, полученные кредитными организациями в виде процента за предоставленный кредит, служат источником образования их собственных доходов.

<9> СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340; 2013. N 30 (ч. I). Ст. 4084.

Законодательство предусматривает возможность предоставления кредита без соответствующего обеспечения (так называемый бланковый кредит). Бланковые кредиты, как правило, получают клиенты, имеющие тесные связи с кредитной организацией, проводящие все свои банковские операции через нее.

Банковский кредит выделяется строго на определенные цели, использование ссуды не по целевому назначению нарушает принцип целенаправленности банковского кредита и влечет за собой применение соответствующих санкций. В юридической литературе к названным принципам банковского кредитования предлагается и такой принцип, как дифференцированность, что означает необходимость при выдаче кредита учитывать кредитоспособность клиента, его финансовое положение, создающее у кредитной организации уверенность в способности заемщика возвратить кредит в установленный договором срок. Принципы банковского кредитования, закрепленные в нормах права, отражают экономическую сущность кредитных отношений, соответствуют объективным экономическим законам, действующим в сфере движения ссудного капитала, и должны соблюдаться в практической деятельности.

В зависимости от срока, на который выдан кредит, и объекта кредитования банковский кредит подразделяется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В условиях наличия определенных отрицательных тенденций развития экономики России кредитные организации в основном предоставляют краткосрочные кредиты.

На развитие банковского кредита направлен Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях» <10>, в соответствии с которым были созданы бюро кредитных историй. Данные бюро собирают и хранят информацию о банковском кредитовании, имеющую немалое значение для принятия решений о вступлении в кредитные отношения. Положительную роль в развитии банковского кредитования сыграл также Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» <11>, в соответствии с которым банки обязаны страховать вклады физических лиц.

<10> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 44; 2013. N 30 (ч. 1). Ст. 4084.
<11> СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. I). Ст. 5029.

Когда в литературе рассматривается банковское кредитование, необходимо иметь в виду, что в этом случае речь идет о кредитах, выдаваемых не только банками, но и небанковскими кредитными организациями.

Правовое регулирование кредитных отношений

Порядок предоставления кредита физическим регулируется законодательными актами Российской Федерации, нормативными и иными актами Банка России (в том числе изданными совместно с федеральными органами), к числу которых относятся:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации;

3. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Банк России имеет право следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями: предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами; предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более одного года российским кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня.

Обеспечением кредитов банка России могут выступать: золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках; иностранная валюта; векселя, номинированные в российской или иностранной валюте; государственные ценные бумаги.

Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются решением Совета директоров

4. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»;

5. Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

6. Федеральный закон Российской Федерации «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;

7. Федеральный закон «О кредитных историях»;

В данном законе определяются понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, регулируется связанная с этим деятельность бюро кредитных историй, устанавливаются особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй, а также принципы их взаимодействия с источниками формирования кредитной истории, заемщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России.

Целями закона «О кредитных историях» являются создание и определение условий для формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита), повышения защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышения эффективности работы кредитных организаций.

8. Указание Банка России от 13.05.2008 № 2008-У «О порядке расчета и доведения до заемщика — физического лица полной стоимости кредита»;

9. Положение Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженностям»;

10. Положение Банка России от 31.08.1998 № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»;

11. Письмо Банка России от 05.05.2008 № 52-Т «О Памятке заемщика по потребительскому кредиту»;

Данное письмо включает в себя информацию о потребительском кредите, а также условиях его погашения оно является памяткой заёмщика по погашению кредита и создано в целях обеспечения законности в сфере потребительского кредитования, а также повышения финансовой грамотности населения в данной памятке содержится информация, которая может помочь заёмщику при принятии решения о получении потребительского кредита

Потребительский кредит — это кредит, предоставляемый банком на приобретение товаров (работ, услуг) для личных, бытовых и иных непроизводственных нужд.

Получение кредита предполагает обязанность вернуть в установленные кредитным договором сроки основную сумму долга (сумму, которая была получена от банка), а также уплатить проценты за пользование кредитом.

Часто условиями кредитного договора также предусматривается необходимость осуществления иных платежей, связанных с получением и погашением кредита, в пользу банка (комиссии за рассмотрение документов на получение кредита, открытие и ведение банковского счета, осуществление переводов денежных средств и т.п.), а также в пользу третьих лиц (платежи, связанные с договорами страхования, залога, перевода средств через отделения связи или иные банки и т.п.).

Если какие-либо предусмотренные кредитным договором платежи не осуществляются или осуществляются несвоевременно и/или не в полном объеме, банком может быть предъявлено требование об уплате неустойки (штрафа, пени).

12. Письмо Банка России от 29.12.2007 № 228-Т «По вопросу осуществления потребительского кредитования»;

13. Письмо ФАС России и Банка России от 26.05.2005 № ИА/7235 и № 77-Т «О рекомендациях по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов».

Общие положения о кредитных обязательствах и кредитном договоре установлены в параграфе 2 главы 42 «Заем и кредит» ГК РФ, если иное не вытекает из существа кредитного договора. Согласно статье 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Исходя из вышеизложенного следует отметить, что система кредитования базируется на трех элементах:

1) субъектах кредита,

2) обеспечении кредита и 3) объектах кредитования.

Базовые элементы системы кредитования неотделимы друг от друга. Успех в деятельности банка по кредитованию приходит только в том случае, если каждый из них дополняет друг друга, усиливает надежность кредитной сделки. С другой стороны, попытка разорвать их единство неизбежно нарушает всю систему, подрывает ее, может привести к нарушению возвратности банковских ссуд.

Банковское кредитование осуществляется при строгом соблюдении определенных принципов, которые являются главным элементом системы кредитования, поскольку отражают сущность и содержание кредита. Совокупное применение на практике всех принципов банковского кредитования позволяет соблюсти как общегосударственные интересы, так и интересы обоих субъектов кредитной сделки: банка и заемщика.

Законодательство в области кредитных отношений можно подразделить на несколько уровней:

  • — международные документы в области банковского дела, ратифицированные РФ (Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью Базельского комитета по банковскому регулированию «Базельская конвенция»);
  • — основополагающие документы в области банковской деятельности (ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; ФЗ «О банках и банковской деятельности»; 1. Гражданский кодекс РФ);
  • — нормативные акты, разъяснительного характера (Положение ЦБ РФ от 31.08.1998 №54″О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»; Письмо ЦБ РФ от 29.05.03 №05-13-5/1941 и т.д.)
  • — нормативные акты, устанавливающие ответственность за правонарушения в области банковского кредитования, а также правоприменительные нормы (Уголовный кодекс РФ; различные постановления и разъяснения судебных инстанций);
  • — внутренние нормативные акты банковских учреждений (Инструкция о кредитовании юридических лиц учреждениями сберегательного банка российской федерации № 26-р от 26.10.1993).

Одними из основных источников правовых норм, регулирующих кредитные отношения и банковскую деятельность, является Гражданский Кодекс Российской Федерации. В соответствии со ст. 819 «Кредитный договор» Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Так же, исходя из этой статьи, можно сделать вывод, что кредитный договор — это особая, самостоятельная разновидность отношений займа (к отношениям по кредитному договору применяются правила и нормы, действующие в отношении займов). По своей юридической природе он является консенсуальным, то есть вступает в силу с момента достижения сторонами соответствующего соглашения до реальной передачи денег заемщику (тем более что такая передача может производиться периодически, а не однократно). Следовательно, при наличии такого соглашения заемщик может принудить займодавца к выдаче ему кредита. Последний может, однако, отказаться от выдачи кредита полностью или в части при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о невозможности возврата суммы кредита в срок, например при неплатежеспособности заемщика. С другой стороны, и заемщик не может быть принужден к получению кредита (и его возврату с установленными процентами), если иное прямо не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором. Таким образом, классический консенсуальный характер этого договора значительно ослаблен и сближен с реальным по своей юридической природе договором займа.

В роли займодавца по кредитному договору может выступать только банк или иная кредитная организация. Предметом кредитного договора могут быть только деньги, но не иное имущество (вещи). Более того, выдача большинства кредитов осуществляется в безналичной форме, то есть предметом кредитных отношений становятся права требования, а не деньги (в виде денежных купюр). Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме под страхом его недействительности (ничтожности), что вовсе необязательно для отношений займа.

Закон «О банках и банковской деятельности» устанавливает список банковских операций, осуществляемых кредитными организациями на территории РФ. Среди прочих, к ним относиться и размещение денежных средств, привлеченных у физических и юридических лиц во вклады, от своего имени и за свой счет. Осуществление любых банковских операций подлежит лицензированию ЦБ РФ. В этой же статье указывается, что все банковские операции и услуги (в том числе и кредитование) производятся в рублях, а при наличии соответствующей дополнительной лицензии Банка России — в иностранной валюте. Банковское кредитование в иностранной валюте, так же как и другие операции, регулируется законом «О валютном регулировании и контроле». Еще один аспект банковского кредитования, регулируемый данным законом — это процентная ставка за кредит. Согласно ст. 29: процентная ставка за кредит устанавливается кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральными законами. Кредитные организации не вправе в одностороннем порядке изменять данные процентные ставки и сроки кредитных договоров, если иное также не предусмотрено федеральным законодательством.

Базельская Конвенция, в свою очередь, уделяет особое внимание управлению кредитными рисками. Предоставление кредитов является важнейшей функцией большинства банков. Кредитная деятельность требует от банков умения оценивать кредитоспособность своих заемщиков. Эту оценку не всегда удается произвести точно, тем более что кредитоспособность заемщика может со временем понижаться по разным причинам. Поэтому основным риском в банковской сфере является риск неспособности контрагента исполнить свои договорные обязательства. Этот риск возникает в отношении не только кредитов, но и других балансовых и забалансовых статей, таких, как банковская гарантия, акцепт, вложения в ценные бумаги. У банков возникали серьезные проблемы из-за того, что они не могли вовремя выявить ухудшение качества активов, создать резервы под их списание и временно приостановить выплату процентного дохода, если это было возможно. Крупные ссуды, выданные одному заемщику или группе связанных заемщиков, часто являются причиной возникающих у банков проблем, состоящих в концентрации кредитного риска. Большие концентрации риска могут возникать и при кредитовании предприятий одной отрасли, сектора экономики, одного географического региона или большого количества заемщиков с другими общими характеристиками, которые делают их уязвимыми при воздействии одних и тех же неблагоприятных факторов (так называемые сделки с большим мультиплицирующим эффектом).

Поэтому весьма важным элементом любой системы надзора является независимая оценка политики, практики банка и применяемых им процедур, связанных с кредитованием и размещением инвестиций, а также с текущим управлением портфелями займов и инвестиционными портфелями.

Органы банковского надзора должны убедиться в том, что подход к кредитованию и инвестированию в конкретном банке объективен и рационален. Наличие разумной методологии кредитования, оформленной в письменной форме, процедур получения административного согласия на предоставление кредита, соответствующей кредитной документации — все это неотъемлемые элементы управления кредитными операциями банка. Для надзорного органа также важно убедиться в том, что решения банка о предоставлении кредитов принимаются при отсутствии конфликта интересов и давления со стороны третьих лиц. У банков должна быть хорошо отлаженная система мониторинга текущих кредитных отношений, включая мониторинг финансового положения заемщиков. Ключевым элементом любой управленческой информационной системы должна быть база данных, содержащая необходимые сведения о состоянии кредитного портфеля банка, включая информацию о внутреннем рейтинге и системе классификации кредитов.

Если предыдущие источники права, рассмотренные в данной работе, устанавливают лишь общие принципы кредитования, то Положение ЦБ РФ от 27.07.2001 г. «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)», можно считать ключевым документом в этой области. В частности, данный документ регулирует следующие вопросы банковского кредитования:

  • 1. Порядок предоставления (размещения) денежных средств клиентам банка;
  • 2. Возврат клиентом-заемщиком предоставленных ему средств и уплата процентом по ним;
  • 3. Бухгалтерский учет операций по кредитованию.

Уголовный Кодекс устанавливает конкретные виды правонарушений в области кредита и банковской деятельности и ответственность за их совершение.

Злостное уклонение руководителя организации или гражданина от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или от оплаты ценных бумаг после вступления в законную силу соответствующего судебного акта — наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев; либо лишением свободы на срок до двух лет.

Нужно отметить, что законодательная база банковского кредитования нуждается в значительном расширении и систематизации. В Государственной Думе уже в течение ряда лет находятся законопроекты о банкротстве, залоге, лизинге, страховании и многие другие. С целью создания в стране благоприятного инвестиционного климата необходимы законы, стимулирующие приток капиталов (в том числе из банковской сферы) для финансирования приоритетных отраслей и предприятий, гарантирующие от экспроприации и национализации и др.

В то же время, как было отмечено в послании Президента РФ Федеральному собранию, уже принятые и действующие законы еще далеки от совершенства. Они изобилуют отсылочными нормами, что создает обширное поле для подзаконного нормотворчества. Законы фактически перестают быть актами прямого действия. Значительное место занимает внесение не всегда необходимых изменений и дополнений в действующее законодательство.

По мнению Президента РФ, наведение порядка в законотворчестве должно быть подкреплено жесткой дисциплиной ведомственного нормотворчества. Однако на деле еще сильна инерция прошлого — издание лишних нормативных ведомственных актов, которые либо повторяют нормы законов, указов Президента и постановлений Правительства, либо противоречат им, извращают их суть. Не искоренена практика, когда ведомственными актами вводятся дополнительные обязанности граждан, и таким образом появляется основа для ведомственного произвола. Необходимо, чтобы все инструктивные документы были доступны для исполнителей, и отвечать за это должны сами ведомства.

Методы государственного регулирования банковского кредитования юридических лиц в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Методы государственного регулирования банковского кредитования юридических лиц в Российской Федерации

Methods of state regulation of bank crediting of corporate person in Russian

Сизинцева Алина Сергеевна

Аспирант

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет Кафедра Финансов и банковского дела

alina_s_t@mail.ru Sizintseva Alina Sergeevna

Postgraduate of the Saint-Petersburg State

University of Engineering and Economics

Аннотация. В статье рассматриваются основные методы государственного регулирования кредитной деятельности банков в Российской Федерации.

Ключевые слова: государственные методы регулирования, банковское кредитование юридических лиц, кредитная система.

Keywords: methods of state regulation, bank crediting of corporate person, credit system.

Особенностью экономической функции современной России является необходимость поиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах, налаживания эффективного государственного

регулирования банковской деятельности, использования рыночных механизмов и новых форм косвенного управления ею.

Кредитное регулирование включает в себя совокупность методов, выбор которых зависит от объекта и цели регулирования, а также от степени зрелости рыночных отношений. В процессе воздействия на работу коммерческих банков объектом регулирования Банка России становятся определенные макроэкономические характеристики использования кредита, позволяющие, с одной стороны, влиять на экономику в целом, а с другой, -обеспечивать ликвидность банковской системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо разбивки методов банковского регулирования на прямые и косвенные различают также общие и селективные способы осуществления денежно-кредитной политики центральных банков. Общие методы, являясь преимущественно косвенными, касаются кредитного рынка в целом. Селективные методы направлены на конкретные виды кредита. Их назначение связано с расширением частных задач (скажем, ограничение выдачи некоторым банкам ссуд или выдачи отдельных видов последних).

Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков. Эти же меры применяются государством для сжатия (расширения) денежной массы.

С глобальной точки зрения совокупность методов государственного регулирования банковского кредитования юридических лиц целесообразно разделить на две группы — это экономические методы и организационноправовые методы воздействия.

Со времени зарождения российской банковской системы одной из основных задач, стоящих перед Правительством Российской Федерации и Банком России, является повышение уровня конкуренции, транспарентности и рыночной дисциплины, что побуждает кредитные организации ориентироваться на результаты в долгосрочной перспективе. Развитие

конкурентной среды и рыночной дисциплины положительно сказывается на повышении эффективности систем управления, а также качества управления рисками в российских банках.

Задачи государства по поддержанию национальной банковской системы заключаются не только в оказании финансовой помощи кредитным организациям в стрессовых ситуациях и принятии экстренных мер для обеспечения системной стабильности банковского сектора, но и создание благоприятной среды для удовлетворения интересов всех участников рынка, что возможно только в условиях высокоэффективного банковского сектора.

Неотъемлемой частью в вопросе создания конкурентной среды в российском банковском секторе является создание и внедрение комплекса антимонопольных мер. Государственную политику в сфере антимонопольного регулирования осуществляет Федеральная Антимонопольная Служба, функции и полномочия которой определены Федеральным законом от 26 июля 2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции». В задачи Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации помимо прочих входит осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, пресечение недобросовестной конкуренции, а также контроль за иностранными инвестициями.

Становлению развитой конкуренции на рынке банковских услуг также способствует привлечение иностранных инвестиций в банковской сектор, также являющееся подконтрольной Федеральной Антимонопольной Службе сферой.

Среди экономических методов государственного регулирования кредитной сферы банковского сектора особую роль играет установление процентных ставок. Учетная ставка является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов (и в зависимости от его состояния может меняться в течение года). В условиях рыночных

отношений централизованное регулирование уровня учетной ставки придает определённую направленность движению кредита по горизонтали (банк-заёмщик) и по вертикали (центральный банк — коммерческий банк). Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок, а её изменение по предоставленным центральным банком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.

Исходя из учетной ставки определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Повышение (в антиинфляционных целях) учетного процента, т.е. политика «дорогих денег» ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в Центральном банке и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика «дешевых денег», наоборот, выступает фактором развёртывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития.

Манипулирование процентными ставками во многих странах является важнейшим инструментом контроля над денежной массой. Рост процентных ставок, удорожание кредита, например, побуждают сокращать кассовые остатки, снижают объем заимствований; соответственно сокращается потребность в платежных средствах и в то же время создается дополнительный стимул ускорения оборота денег. Центральный банк, исходя из нужд денежной политики, предпринимает соответствующие шаги в области процентных ставок, прежде всего по краткосрочным заимствованиям. Политика высоких процентных ставок применяемая в течение длительного времени может создать определенные затруднения в

развитии торговли, не оказав при этом стабилизирующего воздействия на инфляционные процессы.

Ряд правительственных мероприятий нацелен на управление потоками ссудного капитала, направляемого банковскими институтами за рубеж. Они сводятся в основном к введению определенных лимитов на экспорт капитала в регионы рискованного инвестирования.

Так как объектом официальных регулирующих мероприятий является не только рынок ссудных капиталов, взятый в целом, но и отдельные кредитно-финансовые институты, государство использует целый ряд инструментов воздействия на последние. Уполномоченные государственные органы осуществляют их ревизии, изучают качество банковских активов, определяют степень надежности того или иного банка; в случае необходимости государство использует специальные меры для стабилизации положения отдельных кредитных учреждений (официальные гарантии платежеспособности, финансовая поддержка и т.п.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственному контролю могут подлежать структура собственности кредитно-финансовых институтов и масштабы их деятельности.

Одним из методов государственного регулирования деятельности кредитных организаций является установление норм обязательного резервирования. В разрезе регулирования кредитной деятельности коммерческих банков устанавливаются нормы отчисления в создаваемые резервы на возможные потери по ссудам. Этот метод регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке.

Рис. Классификация методов регулирования деятельности кредитных организаций

Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к сдерживанию или ограничению кредита — кредитной рестрикции коммерческих банков, а снижение норм резервированию — к кредитной экспансии. В условиях падения производства и увлечения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить перегрев конъюнктуры при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

Политика регулирования нормы резервов распространяется главным образом на все виды банков, которые определяют процентные ставки по кредитам. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций). Повышение (снижение) норм обязательных резервов сокращает (расширяет) кредитный потенциал коммерческих банков, а значит, их способность вести активные операции. Выполнение резервных требований Центробанка означает для коммерческих банков замораживание средств, отрицательно сказывающееся на их деятельности в условиях высокой инфляции. Данный метод можно отнести как к группе экономических, так и организационно-правовых, так как нормы обязательного резервирования закрепляются законодательно нормативно-правовыми актами Центрального Банка Российской Федерации.

Еще одним экономическим методом регулирования государством кредитной системы являются операции на открытом рынке — это купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением затем обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров. Продавая государственные облигации, центральный банк тем самым уменьшает

денежные ресурсы банков и других кредитно-финансовых институтов и таким образом способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты согласно законодательству покупать определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета и государственный долг. Продажа ценных бумаг при операциях на открытом рынке ведет к уменьшению денежной массы в обращении.

Методом регулирования является также прямое государственное воздействие на кредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев центральный банк осуществляет контроль за крупными кредитами, лимитирование банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени — на другие кредитно-финансовые институты.

Один их методов регулирования — налоговая политика. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Как правило, последние облагаются налогом на прибыль, как и все прочие юридические лица, действующие в определенных экономических условиях. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок. Наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное регулирование деятельности кредитной системы. В данном аспекте регулирование проводится Правительство Российской Федерации совместно с Федеральной Налоговой Службой Российской Федерации.

Рефинансирование банков — это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. Банк России

устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки — к удешевлению кредитов и росту массы денег. Ставка рефинансирования устанавливается на уровне ставок финансового рынка.

Прямые количественные ограничения — установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями

отдельных банковских операций. Практическим примером данного метода может выступать выдача ломбардных, внутридневных и однодневных расчетных кредитов Банком России коммерческим банкам в пределах установленного лимита. Другим примером могут служить ограничения на проведение валютных операций. Валютные операции могут производить только уполномоченные банки, получившие от Банка России лицензию на проведение таких операций. При этом различают три типа лицензий: генеральные, расширенные и внутренние. Генеральная лицензия дает право проводить валютные операции на внутреннем и мировом рынках, открывать корреспондентские счета в иностранных банках без ограничения их

количества. Расширенная лицензия дает право иметь корреспондентские отношения с шестью иностранными банками и бывшими заграничными банками СССР. Внутренняя лицензия дает право работать на внутреннем валютном рынке и выходить на внешний рынок при условии открытия

корреспондентских счетов в любом другом банке, имеющем генеральную

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лицензию.

Другим регулирующим методом кредитной системы является участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направления: приобретение части кредитных институтов государством путем национализации; организация новых учреждений как дополнение к частным; долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и, таким образом, создание смешанных институтов.

Посредством данного метода государство оказывает достаточно эффективное воздействие на функционирование всей кредитной системы. Участие в капиталах крупных кредитных организаций позволяет государству оперативно и эффективно решать проблему государственного долга путем продажи правительственных ценных бумаг своим кредитным институтам и за счет последних финансировать крупные инвестиционные проекты национальных масштабов. Кроме того, при наличии государственных и полугосударственных кредитных учреждений осуществляется воздействие на спрос и предложение ссудного капитала, динамику его рынка, процентные ставки.

При проведении государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности банковской деятельности крайне важным аспектом является система страхования вкладов. Осуществляет государственную политику в данном направлении государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», созданное в январе 2004 года на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». В результате изменений в банковском законодательства 27 октября 2008 года был принят Федеральный закон № 175-Ф3 «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года», согласно которому Агентство было наделено еще и функциями по предупреждению банкротства банков и финансовому оздоровлению банков. Эта мера возложила на Агентство в том числе и функцию поддержания стабильности российского банковского сектора.

Организационно-правовые методы государственного регулирования деятельности коммерческих банков, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации связаны с нормотворческими функциями Центрального Банка и Правительства Российской Федерации.

Федеральным законодательством Центральный Банк Российской Федерации наделен полномочием лицензирования банковской деятельности,

ведения реестра кредитных организаций, а также отзыва лицензии в случаях, предусмотренных соответствующими нормативно-правовыми актами.

Важнейшим прямым организационно-правовым методом является банковский контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций,ю осуществляемый Центральным Банком.

Контроль по отдельным видам кредитов часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить ссудные капиталы в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объём потребительского спроса.

Регулирование риска и ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных положениях (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.), регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

Опыт России показывает, что без разумного государственного регулирования банковская деятельность не обеспечивает баланса интересов государства и общества, кредитных организаций и их клиентов (государства, юридических лиц, частных предпринимателей).

Правовое регулирование банковского кредитования

Кредитование является не просто традиционной, но одной из основополагающих банковских операций (наряду с приемом депозитов). Как пишет по этому поводу Росс Кранстон, «кредитование находится в самом центре банковского бизнеса. На банковском жаргоне кредиты являются банковскими активами».

Сфера кредитования традиционно являлась сферой очень существенной договорной свободы. Практически это означало, что кредиты оформлялись договорами, условия которых либо определялись банком по своему усмотрению, либо согласовывались между сторонами в зависимости от их экономических позиций, но государство вмешивалось в сферу договорного оформления кредитной сделки в минимальной степени. Другое проявление свободы кредитования может быть замечено в широком наборе кредитных продуктов, предлагаемых банками.

Отмеченные выше черты подверглись определенным модификациям в современном банковском бизнесе и праве. В настоящее время было бы, скорее всего, не совсем правильно считать кредиты основным банковским активом — вернее говорить о диверсификации активов банков. Сказанное не должно пониматься как то, что кредитование можно не рассматривать в настоящее время как одну из основополагающих банковских операций. Напротив, в подтверждение традиционной важности этой операции уместно сослаться хотя бы на «общеевропейское» определение кредитного института — согласно банковским директивам профессиональная предпринимательская деятельность кредитного института состоит именно в приеме депозитов и предоставлении кредитов, другие операции в собственно определении кредитного института не упоминаются. Что же касается договорной свободы при осуществлении банковского кредитования, то она также подвергается заметным ограничениям в современном банковском праве. Это прежде всего проявляется в сфере потребительского кредитования, где законодатель вмешивается в само содержание кредитного договора, равно как и в процесс его подготовки и заключения. В сфере бизнес-кредитования такое вмешательство, естественно, имеет место в гораздо меньшей степени, однако и эта сфера не избежала определенного законодательного и регулятивного воздействия, вследствие которого кредитные институты следуют ряду нормативных ограничений, направленных как на защиту интересов заемщиков, так и на снижение кредитного риска.

Отличительной особенностью банковского кредитования является то, что оно осуществляется за счет привлеченных средств. Это принципиальное отличие банковского кредитования от иной передачи денежных средств (в том числе под проценты и даже в систематическом порядке) неоднократно подчеркивалось в отечественной литературе по банковскому праву. Например, как пишет по этому поводу А.Я. Курбатов, «основным критерием разграничения банковского и небанковского кредитования является источник размещаемых денежных средств. Банковским кредитованием является размещение денежных средств, привлеченных в виде банковских вкладов (депозитов) и в виде поступления на банковские счета клиентов. Именно размещение денежных средств, полученных из данных источников, требует получения разрешения Банка России». О.М. Олейник указывает, что исключительной банковской деятельностью является осуществление кредитования за счет привлеченных денежных средств, в то время как кредитование за счет собственных средств «лежит полностью в пределах частноправового регулирования, предполагающего максимальную степень свободы воли субъектов правоотношений».

Утверждение о том, что отличительной особенностью банковского кредитования является кредитование за счет привлеченных денежных средств, подтверждается и банковским законодательством, как российским, так и зарубежным, а также доктриной.

Необходимо отметить, что банковское кредитование с точки зрения своего юридического содержания отличается еще одной существенной чертой (помимо отмеченного ранее использования в качестве кредитных ресурсов привлеченных в депозиты денежных средств). Эта существенная черта суть кредитный комплайенс. Речь идет о том, что банковское кредитование — это не просто гражданско-правовая сделка — это кредитный договор. С точки зрения банковского права дело предстает таким образом, что кредитование — это гражданско-правовые сделки, заключаемые с соблюдением банковско-правовых (законодательных и регулятивных) норм о кредитовании. Эти нормы могут предусматривать соблюдение экономических нормативов, создание резервов, соблюдение регулятивных требований к качеству кредитной документации, использованию средств снижения кредитного риска, а в ряде случаев и требования к содержанию соответствующего кредитного договора (как, например, в случае потребительского кредита).

Нужно сказать, что кредитные продукты различались и различаются разнообразием. При этом, несмотря на это разнообразие, в банковском праве всегда существовала тенденция к их классификации, которая сводила все это многообразие к нескольким типам кредитования.

Хотя кредитный договор представляет собой в значительной степени сферу «свободного правотворчества» заинтересованных субъектов, прежде всего банка, предоставляющего кредит, эта договорная практика выработала в каждой стране набор общепринятых конструкций, входящих в ее содержание. Поскольку договор выражает волю стороны и поскольку ведущей стороной при формировании условий кредитного договора является в большинстве случаев банк, то не удивительно, что в современном банковском обороте кредитный договор защищает прежде всего интересы именно банка-кредитора. Интерес банка-кредитора может быть представлен как стремление к получению прибыли вследствие кредитной сделки. В свою очередь, для обеспечения того, чтобы прибыль имела место, договор должен закрепить две группы условий:

1) условия, предоставляющие банку право потребовать прибыли (т.е. возврата основной суммы долга и уплаты процентов),

2) условия, снижающие риск неполучения предусмотренной договором прибыли.

Другими словами, кредитный договор формализует волю банка на получение прибыли и снижение кредитного риска. Сейчас мы хотели бы обратить внимание главным образом на второй аспект — снижение кредитного риска, поскольку он обнаруживает интересную тенденцию в современном банковском праве — тенденцию, состоящую в конвергенции частноправовых и публично-правовых интересов в современном банковском праве. Действительно, публично-правовой интерес при регулировании кредитных операций состоит в сохранении финансовой устойчивости кредитного института в процессе осуществления им банковского кредитования. Это достигается прежде всего вниманием к вопросу кредитного риска — соответственно этому риску от кредитного института требуется поддержание адекватного уровня достаточности капитала, а в ряде случаев (превышение определенных экономических нормативов) кредитование оказывается запрещенным пруденциальными нормами. В то же время частноправовая сфера также не игнорирует данный аспект — как только что было сказано, одна из основных целей кредитного договора состоит в снижении кредитного риска средствами договорного права.

По кредитному договору банк или иная кредитная организация обязуются предоставить денежные средства заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить на нее проценты (ст. 819 ГК РФ). Этому обязательству посвящен § 2 гл. 42 ГК.

Родовая принадлежность кредитного договора к договору займа обусловила возможность применения к нему положений § 1 гл. 42 ГК в части, не противоречащей правилам § 2 гл. 42 ГК и существу кредитного договора. Во- вторых, кредитный договор имеет нормообразующую специфику, которая выражается в следующем. Договор займа сформулирован как реальный. Однако для тех возмездных заемных отношений, в которых на стороне заимодавца выступает банк или иная кредитная организация, а предметом являются деньги, конструкция реального договора оказывается узкой и требуется применение конструкции консенсуального договора. В связи с этим закон сформулировал специальные нормы, отражающие особенности консенсуального договора займа, и установил, в каких случаях стороны вправе заключить консенсуальный договор займа по поводу денег.

Правила § 2 гл. 42 ГК имеют унифицированное значение, отражающее консенсуальность любого заемного обязательства независимо от иных признаков (фигуры заимодавца, предмета займа). Такие нормы применимы ко всем заемным правоотношениям, сформулированным в ГК как консенсуальные. Не случайно в ст. 822 ГК, посвященной договору товарного кредита, предусмотрена возможность применения к нему правил о кредитном договоре в части, не противоречащей специфике товарного кредита.

В ст. 819 ГК предусмотрено, что консенсуальный договор займа, предметом которого являются деньги, может быть заключен, когда на стороне заимодавца участвует банк или иная кредитная организация, а сам заем носит возмездный характер. Таким образом, квалифицирующими признаками кредитного договора являются: 1) участие на стороне заимодавца банка или иной кредитной организации; 2) денежные средства как предмет займа; 3) возмездность обязательства. Отсутствие любого из перечисленных признаков исключает квалификацию обязательства как кредитного договора и, соответственно, его консенсуальный характер. Иными словами, договор денежного займа может быть консенсуальным, но только когда заимодавцем выступает банк или иная кредитная организация, а заем является возмездным (процентным).

На практике возник вопрос о квалификации договора, по которому банк обязался беспроцентно выдать взаймы денежную сумму. Можно ли считать такой договор заключенным до выдачи денег? В юридической литературе высказывается мнение о том, что отношений по беспроцентному займу с участием банка-заимодавца в принципе быть не может, поскольку это противоречит природе договора с участием заимодавца — кредитной организации. В связи с этим делается вывод о том, что любой договор беспроцентного займа с участием банка (как реальный, так и консенсуальный) является ничтожным.

На наш взгляд, беспроцентный заем не противоречит отношениям с участием банка-заимодавца. В частности, в обязательстве, по которому банк выдает беспроцентный заем своему работнику, нет ничего противозаконного, и такой договор должен регламентироваться общими нормами о займе. Другое дело, что безвозмездность противоречит природе консенсуального договора: нельзя принудительно требовать деньги у беспроцентного заимодавца. Поэтому договор беспроцентного займа не может быть консенсуальным. Он должен считаться заключенным лишь в момент реальной передачи денег.

Четкое представление о квалифицирующих признаках кредитного договора имеет значение для правильного применения норм § 2 гл. 42 ГК. Так, в судебной практике возник вопрос о том, может ли банк, выдавший денежную сумму по кредитному договору, уступить свои права по этой сделке третьему лицу, не являющемуся кредитной организацией.

В некоторых случаях суды признавали такие соглашения недействительными на том основании, что согласно ст. 819 ГК заимодавцемпо кредитному договору может быть только банк или иная кредитная организация. На первый взгляд эта практика не соответствует специфике кредитного договора. Участие банка или иной кредитной организации на стороне заимодавца имеет значение для специальной регламентации консенсуального договора. Консенсуальная обязанность по выдаче кредита может возникнуть только у профессионального заимодавца (банка или иной кредитной организации), поэтому замена банка на некредитную организацию в договоре, по которому кредит еще не выдан, не допускается. Если же обязанность по предоставлению кредита исполнена банком, правоотношения теряют кредитную специфику, обусловившую особенности кредитного института, в силу чего с этого момента стороной на месте заимодавца может стать любое лицо.

Однако необходимо учитывать, что «банки имеют собственные средства, но немного. В основном же в кредит они выдают чужие деньги, заемные. Банк — это финансовый посредник, он собирает деньги у вкладчиков и выдает эти деньги взаймы своим должникам. Таким образом, он распоряжается чужими деньгами, выдает в кредит чужие деньги»15. Иными словами, банк является специфическим заимодавцем, и эта специфика, требующая правового отражения, сохраняется также после выдачи кредита. В связи с этим В.Ф. Яковлев обоснованно отмечает, что при решении вопроса о законности уступки банками своего права требования по выданному кредиту необходим взвешенный и дифференцированный подход, основанный на том, что уступка права требования не должна наносить вреда вкладчикам.

Фигура кредитора-банка приобретает существенное значение. Практика показала, что уступка права требования невозвращенных кредитов организациям, специализирующимся на взыскании долгов, нередко приводила к недопустимым формам и методам работы с должниками. В связи с этим Пленум ВС РФ указал на незаконность уступки права требования по кредитному договору с потребителем-гражданином лицам, не имеющим лицензии на осуществление банковской деятельности, если иное не установлено законом или договором.

Квалифицирующие признаки кредитного договора предопределяют особенности применения к кредитным правоотношениям общих положений гражданского права и родовых норм о займе, в частности правил о возмещении убытков.

Между банком (кредитором) и предприятием (заемщиком) 27 мая 2010 г. был заключен кредитный договор, по условиям которого кредитор предоставил заемщику кредитную линию на срок с 27 мая 2010 г. по 30 сентября 2015 г. с уплатой процентов за пользование кредитными средствами. Ссылаясь на нарушение заемщиком обязанностей по погашению кредита и процентов, банк предъявил иск о досрочном взыскании основного долга по кредитному договору и процентов за пользование кредитными средствами, начисленных до конца договорного срока.

При разрешении спора суды обосновали противоположные позиции о взыскании процентов за пользование кредитными средствами. Суд первой инстанции счел, что по правилам ч. 2 ст. 811 ГК под причитающимися кредитору процентами следует понимать те проценты, которые подлежат начислению за весь срок предоставления кредита, согласованный в договоре. Апелляционный суд пришел к выводу, что взыскание процентов за пользование кредитом за период, когда заемные средства уже возвращены, влечет неосновательное обогащение кредитора.

Президиум ВАС РФ отметил следующее. В соответствии с п. 2 ст. 811 ГК заимодавец вправе при досрочном истребовании займа получить причитающиеся проценты. Эта норма возлагает на заемщика обязанность по возмещению кредитору убытков в виде неполученных доходов. Как указано в п. 2 ст. 819 ГК, к кредитному договору применяются общие правила о займе, если иное не предусмотрено нормами о кредите и не вытекает из существа кредитного договора. Под существом кредитного договора понимаются правовые особенности, отличающие его от договора займа, в том числе касающиеся субъектного состава. Поскольку одной из сторон кредитного договора является банк или иная кредитная организация, имеющие лицензию на осуществление соответствующей деятельности, то применять нормы, регулирующие заемные отношения, следует с учетом того, что в рассматриваемом договоре участвует профессиональный заимодавец. При досрочном истребовании кредита убытки банка представляют собой сумму неполученных доходов, т.е. упущенную выгоду, которую банк получил бы при исполнении договора в пределах установленного в нем срока. Между тем банк, получив досрочно сумму кредита, имеет возможность разместить эти денежные средства на условиях возвратности, срочности и платности другому заемщику. При таких обстоятельствах взыскание с заемщика процентов за период, в течение которого он уже не пользуется кредитом вследствие его возврата и эти денежные средства могут быть размещены банком в виде предоставления кредита другому лицу, влечет неосновательное обогащение банка. Проценты подлежат начислению до момента фактического возврата кредита, а также за период, соответствующий разумному сроку, требующемуся банку для размещения досрочно взысканного кредита иным заемщикам.

Нормативно-правовое регулирование кредитных отношений в РФ

На современном этапе развития законодательной базы в Российской Федерации не создано специального кодифицированного банковского, а тем более кредитного законодательства. но выделить нормативно-правовые акты, регулирующие кредитные отношения полностью или частично, представляется возможным.

Представим систему законодательства, регулирующего кредитные отношения, в виде традиционной схемы нормативно-правовых актов, построенной по иерархическому признаку (рис. 1.1.).

Рис.1.1. Система нормативного регулирования кредитных отношений в Российской Федерации

Во главе системы нормативно-правового регулирования стоит Конституция РФ , обладающая высшей юридической силой, прямым действием, а также применяемая на всей территории РФ. Кроме этого, все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Конституция содержит ряд положений, касающихся кредитных отношений. В ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки . На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств . Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации, основной функцией которого является защита и обеспечение устойчивости рубля .

Второй уровень принадлежит Федеральным законам, которые принимаются в соответствии с Конституцией РФ и регулируют многообразные и сложные отношения, возникающие в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Центральным, основным федеральным законом, регулирующим гражданско-правовые отношения, является Гражданский кодекс РФ . В первой части ГК РФ раскрыты общие положения, регулирующие порядок образования юридических лиц, которыми являются кредитные организации, способы обеспечения обязательств, в частности кредитных, принципы построения договорных отношений. Понятие кредитного договора, его основные условия и порядок заключения, взаимоотношения кредитора и заемщика отражены во второй части ГК РФ, 42 глава которой называется «Займ и кредит», а параграф 2 целиком посвящен кредиту.

Для более детального урегулирования различных сторон финансово-хозяйственной деятельности кредитных организаций применяется целый ряд других федеральных законов.

Статус, цели деятельности, функции и полномочия единого и независимого субъекта первого уровня банковской системы РФ — Центрального банка РФ закреплены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» . Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляющим постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России и установленных ими обязательных нормативов . Применительно к кредитным отношениям Банк России может устанавливать обязательные для выполнения кредитными организациями нормативы, в том числе применительно к кредитным отношениям и рискам кредитной организации по кредитам, а также предъявлять иные требования к деятельности кредитных организаций.

Следующим важным законом, регулирующим кредитные отношения выступает Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» . . Данный закон среди прочих банковских операций определяет такую банковскую операцию, как размещение денежных средств от своего имени и за свой счет, что выражается фактически в предоставлении кредитов юридическим и физическим лицам . Также в данном законе определены общие положения и требования к осуществлению деятельности кредитными организациями, видам, порядку осуществления банковских операций и сделок, требования к уставному капиталу, учредительным документам, управлению в кредитной организации, порядку регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций, требования к кредитным организациям в отношении обязательного резервирования, осуществления защиты интересов клиентов кредитных организаций, обслуживания клиентов, а также взаимоотношения между кредитными организациями и общие положения о бухгалтерском учете в кредитных организациях.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, призван регулировать Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» . В нем определены основные условия договора потребительского кредита и порядок его заключения , раскрыт порядок расчета полной стоимости потребительского кредита , закреплено право заемщика на отказ от получения потребительского кредита (займа) и досрочный возврат потребительского кредита (займа) .

При оценке кредитоспособности и благонадежности потенциальных заемщиков кредитные организации могут воспользоваться услугами Бюро кредитных историй, деятельность которых регулируется Федеральным законом «О кредитных историях» .

Существует еще ряд федеральных законов, регулирующих взаимоотношения между кредитной организацией и заемщиком, однако эти их можно отнести к регулированию кредитных отношений только косвенно. Среди них можно выделить следующие законы:

ФЗ «Об акционерных обществах» — в части одобрения заемщиком совершения крупных сделок, в том числе займа, кредита, залога, поручительства или нескольких взаимосвязанных сделок;

ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» — в части государственного регулирования, процедуры и регистрации ипотеки, как способа обеспечения кредитного обязательства;

ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» — в части предоставления кредитов в иностранной валюте и кредитных взаимоотношений между резидентами РФ и нерезидентами;

ФЗ «Об исполнительном производстве» — в части осуществления принудительного исполнения обязательств должников перед кредиторами, в том числе должников по кредитным обязательствам.

Особое место в системе нормативно-правового регулирования кредитных отношений занимают акты Центрального банка РФ. Они располагаются в иерархии обособленно, так как ЦБ РФ не включен в состав федеральных органов исполнительной власти, а значит формально органом исполнительной власти не является. Таким образом, Банк России является особенным самостоятельным органом, выполняющим свои функции в зависимости от прямо предусмотренных требований законодательства. Центральный банк по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц .

В сфере регулирования кредитных отношений можно привести следующие акты ЦБ РФ:

Положение ЦБ РФ «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» , устанавливающее порядок осуществления операций по предоставлению (размещению) банками денежных средств клиентам — юридическим и физическим лицам, в том числе другим, и возврату (погашению) клиентами банков полученных денежных средств, а также порядок ведения бухгалтерского учета указанных операций.

Положение ЦБ РФ «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» , определяющее единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями на территории России.

Инструкция «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» , закрепляющая порядок регистрации кредитной организации при ее создании, а также при ее реорганизации, создания филиалов и иных подразделений кредитной организации, получения лицензий на осуществление банковских операций, внесения изменений в учредительные и иные документы кредитной организации, согласования руководителей кредитной организации.

Указание ЦБ РФ «О порядке определения Банком России категорий потребительских кредитов (займов) и о порядке ежеквартального расчета и опубликования среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа)» .

Следующий уровень системы нормативно-правового регулирования кредитных отношений представлен документами, носящими подзаконный характер: Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.

Среди Указов Президента, регулирующих кредитные отношения, можно выделить Указ «О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам» . Данный Указ устанавливает порядок и условия предоставления гарантий или поручительств Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам, различным юридическим лицам.

В сфере регулирования кредитных отношений можно выделить Постановление Правительства РФ «О порядке организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов» , устанавливающее порядок определения и получения кредитов в иностранной валюте для государственных нужд, а также цели и направления использования указанных кредитов.

В отношении получения кредитов на определенные цели и уплаты процентов по кредитам, полученным организациями различных отраслей промышленности и деятельности в российских кредитных организациях, действуют правила возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, которые определяются Правительством РФ в постановлениях. Такое возмещение осуществляется путем предоставления субсидий ежемесячно или в ином порядке в пределах необходимых сумм при условии использования кредита на определенные Правительством РФ цели, своевременной уплаты начисленных процентов и своевременного погашения кредита в соответствии с кредитными договорами. В частности, такие правила устанавливаются применительно к организациям легкой и текстильной промышленности, сельскохозяйственным производителям, организациями агропромышленного комплекса, фермерскими хозяйствами и организациями потребительской кооперации и иных организаций.

Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти РФ, то есть министерств и ведомств, также применяются в сфере регулирования кредитных отношений и занимают пятый уровень в системе. Они традиционно обладают наименьшей юридической силой и должны соответствовать и применяться в части, не противоречащей иным актам, указанным выше.

В качестве примера актов, принятых в сфере регулирования кредитных отношений, можно привести:

Письмо Минфина РФ от 18.06.1996 г. № 313 «Об установлении единой процентной ставки за пользование кредитами коммерческих банков под поручительства Минфина России»;

Письмо Минфина РФ от 22.09.2003 г. № 15-05-29 / 1018 «О валютных операциях между резидентами по выдаче коммерческих кредитов и займов в иностранной валюте».

Кроме этого, нельзя не принимать во внимание различные Соглашения, заключенные Российской Федерацией с другими государствами в сфере регулирования финансовых, экономических, банковских, и в частности — кредитных отношений. Среди международных актов, регулирующих кредитные отношения, можно выделить Соглашение стран СНГ «О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства». Указанное Соглашение определяет осуществление расчетов в соответствии с международной торговой и банковской практикой, и порядок регулирования денежно-кредитной политики в государствах рублевой зоны, а также государствами, не входящими в рублевую зону.

Между ЦБ РФ и национальными банками различных государств были подписаны соглашения об организации расчетов, в которых одним из полномочий банков-участников соглашений является взаимное кредитование в национальных валютах и в свободно конвертируемых валютах в соответствии с принятой международной банковской практикой и законами, действующими на территориях банков-участников соглашений. Это позволяет отдельным кредитным организациям различных государств организовывать корреспондентские отношения для обеспечения интересов своих клиентов. В качестве примера можно привести Соглашение между ЦБ РФ и Национальным банком Республики Беларусь, между ЦБ РФ и Национальным банком Таджикистана, а также иные соглашения.

Также, в части регулирования кредитных отношений, в некоторых случаях применяются обычаи делового оборота, которые наряду с вышеперечисленными актами являются источниками права . В настоящее время обычаи имеют незначительный удельный вес в массиве источников. К числу немногих примеров обычаев можно отнести обычаи по проведению определенных моделей кредитования, например овердрафт.

В рассматриваемую систему нормативно-правовых актов, возможно включение и локальных актов, определяющих порядок деятельности тех или иных подразделений кредитной организации, а также формы и условия их взаимодействия с клиентами кредитной организации, в том числе при установлении кредитных отношений. Данные акты не являются нормативно-правовыми, так как не имеют признака общеобязательности. Они не обнародуются, а лишь доводятся до сведения уполномоченных и заинтересованных лиц в случае необходимости. Упоминание о таких актах целесообразно включать в кредитный договор, также может быть предусмотрена обязанность кредитной организации в информировании клиентов о принятии локальных актов, касающихся кредитования, за исключением локальных актов, определяющих общую политику, лимиты кредитования (в том числе составляющих коммерческую тайну), которые не затрагивают права и интересы клиентов кредитной организации.

К локальным актам кредитной организации, затрагивающим кредитные отношения можно отнести: правила обслуживания клиентов, положения, инструкции, правила о подразделениях кредитной организации (например, положение о кредитном комитете, кредитная политика, инструкции о порядке предоставления кредитов юридическим и физическим лицам и т.д.); положения о филиалах кредитной организации; приказы, распоряжения, решения уполномоченных органов кредитной организации.

Таким образом, рассмотрев систему нормативно-правовых актов, регулирующих кредитные отношения, можно сделать вывод о многообразии законодательных актов в данной сфере, а также необходимости поставить проблему кодификации банковского законодательства и выделения сектора кредитного законодательства для детального и четкого регулирования кредитных отношений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *