Правовое регулирование экономической деятельности

ГОсударство в условиях рыночной экономики выполняет различные функции. Что относится к правовому регулированию экономической деятельности граждан?

2) распределение ресурсов между предприятиями;

3) правовое регулирование экономических отношений;

4) установление цен на товары и услуги.

2. Государственный бюджет — это

1) государственный орган, отвечающий за распределение финансовых средств

2) план доходов и расходов государства на год

3) разница между доходами и расходами государства

4) годовой план сбора налогов государством

3. К прямым налогам относятся

1) налоги на имущество 2) пошлины 3) акцизы 4) партийные взносы

4. Налоги — это

1) добровольные платежи, осуществляемые гражданами для обеспечения функционирования государства

2) обязательные платежи, взимаемые с граждан и предприятий в государственные и местные бюджеты

3) плата за использование государственной собственности

4) обязательные платежи, взимаемые только местными ор­ганами власти в местные бюджеты

5. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Налоги — единственный источник финансирования го­сударственных программ.

Б. Налоги — обязательные платежи граждан и хозяйствен­ных организаций, взимаемые в пользу государства.

1) верно А 2) верно В 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Дефицит государственного бюджета — это

1) снижение внешнего долга государства

2) превышение государственных расходов над доходами

3) сокращение объема денежной массы 4) уменьшение налоговых поступлений

7. Статьи государственного бюджета России включают расходы на

а) регистрацию новых политических партий и объединений

б) финансовую поддержку производственных кооперативов

в) обеспечение деятельности коммерческих банков

г) выплату социальных пособий и пенсий.

8. Государство может и должно воздействовать на рыночную экономику следующими способами:

1) путем установления рыночных цен на товары повседневного спроса;

2) через перераспределение ресурсов между предприятиями;

3) через убеждение и льготы

4) через установление необходимых объемов производства.

9. Верны ли суждения:

А. Спрос на товар уменьшается, если уменьшается цена товара.

Б. Предложение товара увеличивается, если уменьшается цена товара.

1) верно А; 2) верно Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба не верны.

10. К основным функциям государства в рыночной экономике относится:

1)установление необходимых объемов производства

2)поддержание конкуренции 3) регулирование ценообразования

4) распределение ресурсов между предприятиями.

11. Только в условиях командной экономики государство

а) вводит косвенные налоги

б) перераспределяет средства с помощью бюджета

в) является единственным собственником средств производства

г) обеспечивает законодательную защиту конкуренции

12. К каким видам (источникам) пополнения государственного бюд­жета можно отнести следующие меры властей? (к каждому варианту подберите ответ)

А) В 1917 г. в России Временное правительство во главе с Керенским
выпустило большое количество бумажных денег, население стало на­зывать их «керенками». Только в сентябре их было выпущено на сумму 1954 млн. руб.

Б) С 1922 г. власти в Советской России стали выпускать облигации
государственного займа. Они распространялись среди населения (поку­пались). Государство обещало погасить долг по этим бумагам. В итоге
государство получило от населения несколько миллиардов рублей.

13. Укажите особенность государственного бюджета России.

А) Составляется лично Президентом.

Б) Исполнение организуется правительством.

В) Не обладает юридической силой. Г) Принимается сроком на 5 лет.

14. Установите соответствие между сферами жизни общества и элементами общественной жизни.

ПРИМЕРЫ НАЛОГОВ

ВИДЫ НАЛОГОВ

1. налог на прибыль

2. пошлина

3. на недвижимость

4. на добавленную стоимость

А. прямой налог

Б. косвенный налог

15. Найдите в приведенном ниже списке факты экономи­ческой жизни общества (несколько вариантов).

1) проведение научной конференции

2) изучение экономической теории в вузе

3) разработка статей государственного бюджета

4) участие в антивоенном митинге

5) использование новой технологии в производстве

>Правовое регулирование экономической деятельности

Сущность понятия экономической деятельности

Вся история развития человечества основана на возникновении и развитии экономической деятельности человека. Зародилась эта деятельность в тот период, когда природа уже не могла обеспечить возросшие потребности человека. Для их удовлетворения человеку приходилось трудиться.

Определение 1

Экономической деятельностью называется совокупность деятельности человека по созданию материальных и духовных благ в процессе труда.

Стоимость приложенных усилий легла в первоначальную основу ценообразования. Благодаря дальнейшему развитию экономической деятельности, совершенствовались орудия труда, технология производства, увеличивалась производительность труда. Появление излишков продукции привело к возникновению классового общества и государства.

Замечание 1

Экономическая деятельность стала основой для формирования социальных отношений. Государственная политика (как внутренняя, так и международная) является лишь отражением и продолжением экономических отношений.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Правовые методы регулирования

Наиболее ярким примером методов прямого влияния является правовое регулирование экономической деятельности.

Определение 4

Правом называется совокупность норм и правил поведения, которые санкционированы и обеспечены системой государственного влияния.

Государство формирует нормативно-правовую базу, с помощью которой воздействует на экономику, регламентирует рыночные отношения и деятельность субъектов хозяйствования. Целью правового регулирования является законодательное обеспечение эффективности деятельности экономики государства, координации деятельности производителей и совмещение частных и общественных интересов.

Замечание 2

Правовое регулирование предусматривает не только нормативность, но и процедурность деятельности. Это означает, что любое действие должно иметь четкую структуру и последовательность. Кроме этого предусматриваются процедуры защиты интересов, создания предприятий, объявления банкротства и пр.

Помимо этого правовое регулирование предусматривает объективность права, его независимость и непредвзятость, наличие определенных правовых структур (органов правового производства).

Подводя итог, можно сказать, что методами правового регулирования экономической деятельности являются:

  • формирование нормативно-правовой базы;
  • создание институтов права (судебных и правоохранительных органов);
  • формирование системы правовых процедур в хозяйственной деятельности.

Билет 7 Гражданско-правовое регулирование экономической деятельности

Гражданским правом определяется правовое положение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения собственности и договорные отношения. Эти отношения иногда еще называют горизонтальными, т.е. отношениями, в основе которых лежит юридическое равенство сторон.

Гражданское право является основой частно-правового регулирования предпринимательской деятельности

Основными направлениями гражданско-правового регулирования в данной сфере являются:

— определение организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

— регулирование порядка создания и прекращения юридических лиц, установление процедуры банкротства

— регулирование внутренних отношений в коммерческих организациях

— регулирование и охрана отношений собственности и производных от них отношений (вещное право)

— регулирование и охрана договорных отношений, в которые вступают предприниматели при осуществлении предпринимательской деятельности (договорное право)

— установление оснований, форм и размера имущественной ответственности предпринимателей за гражданские правонарушения, совершенные ими в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Наиболее важные гражданско-правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, сосредоточены в ГК РФ – основном законе, имеющем приоритет перед всеми другими нормативными актами, содержащими нормы гражданского права. К таким актам относятся: федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты органов исполнительной власти федерального уровня (министерств и ведомств)

Наряду с нормативно-правовыми актами источниками гражданского права являются обычаи делового оборота, т.е. сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ). В основном обычаи делового оборота применяются в таких сферах предпринимательства, как банковское и страховое дело, а также морские перевозки.

Билет 8 Административно-правовое регулирование экономической деятельности

Основные задачи административного права состоят в том, чтобы создавать базу для эффективного воздействия государства на прогрессивное развитие всех отраслей народного хозяйства, обеспечить безопасность личности, общества и государства, а именно экономическую составляющую этой безопасности, создать правовой механизм воздействия государства на развитие экономики в интересах всего общества и каждого его члена, обеспечить такую свободу экономической деятельности, которая способствовала бы росту общественного производства, укреплению экономического и оборонного потенциала страны и в конечном счете защите прав человека и гражданина.

Функции практической реализации этих задач возложены на систему органов исполнительной власти, действующих на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.

В своей исполнительной и распорядительной деятельности органы исполнительной власти руководствуются Конституцией РФ и федеральными законами, нормы которых регулируют общественные отношения в сфере экономики.

Важную роль в процессе административно-правового регулирования экономических отношений играют нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ.

Административно-правовые нормы, регламентирующие отношения в экономической сфере, занимают значительное место в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в Федеральных законах от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и во многих других. Особое значение в сфере административно-правового регулирования экономической деятельности имеют Земельный, Лесной, Водный, Градостроительный,Налоговый, Бюджетный, Таможенный, Жилищный кодексы РФ, Федеральные законы от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.

билеты по праву (Автосохраненный)

1.понятие,ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКОН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами. Определение данного термина тесно связано с определением самой экономики. Деятельность становится экономической тогда, когда она ставит целью либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве полезных или редких. Экон деятельность-это не только произво-во и реализация продукции, но и иные стадии. Выделяют организационную-стадия до начала эксплуатации:лицензирование, согласование с гос инстанциями),эксплуатационную(само производство),послеэксплуатационную(обмен, распред-ие продукции, средств).экон деят-ть разделяется по субъектам интересов:собственники предприятий, потребитель продукции, трудовой коллектив предприятия, общество, гос-во. Классификация экон деят-ти по след-им признакам: территориальный(федеральный,региональный,местный),по масштабу(нац-ый и иност-ый), по отраслевому(помыш,с/х,строит-ый). Экон деят-ть реализ-ся на двух уровнях:микро(предприн-во отдельного хозяйствующего субъекта) и макро(бинес в масштабе всего общества). Цель экон.деят-ти- выпуск продукции и оказание услуг. Отсюда можно выделить основные признаки экон.деят-ти:1.совокупность действий,2.осущ-ие на основе профессионализма,3.удовлетворение дух и матер.потребностей человека, группы людей,4.производство, обмен, распределение матер и духов благ.

2.Субъекты экономической деятельности.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами.К субъектам экономической деятельности относятся:-юридические лица-физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателейВ отношении ИП по иному применяются нормы, регулирующие коммерческую деятельность юридических лиц. Кроме того, граждане в праве заниматься предпринимательской деятельностью( производственной или иной хозяйственной) в области с/x, без образования юридического лица на основе соглашения, о создании крестьянского (фермерского) хозяйства. Глава такого хозяйства может быть ИП.К особым субъектам экономической деятельности относятся:1.Простое товарищество, это договор о совместной деятельности, согласно которому двое или несколько лиц( товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместную деятельность без образования юридического лица для увеличения прибыли или достижения иной непротиворечущей закону, цели. Участники такого договора могут быть только ИП или коммерческие юридические лица.2.Заключение договора, коммерческой консессии, в которой предполагается предоставление правообладателем другой стороне ( пользователю) за вознаграждение право использовать в своей предпринимательской деятельности, исключительных прав. Например право на товарный знак ,знак обслуживания, коммерческие обозначения, секреты производства и так далее.3.Биржы-это юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг, производных финансовых инструментов. В качестве учредителей биржи выступают лица (юридические и физические), участвующие в ее организации (учреждении).После создания биржи учредители автоматически становятся ее членами и приобретают весь комплекс членских прав, предусмотренных уставом биржи.Членами биржи могут быть юридические и (или) физические лица, которые: а) участвуют в формировании уставного капитала биржи или являются ее учредителями; б) вносят членские взносы,в) вносят иные целевые взносы в имущество биржи и стали ее членами в порядке, предусмотренном учредительными документами биржи.Получение правового статуса члена биржи дает определенные права, которыми не обладают участники биржевой торговли, не являющиеся членами биржи. Биржи имеют право сдавать в аренду свое право на участие в биржевой торговле, однако только одному юридическому или физическому лицу. Такой договор подлежит регистрации на бирже. При этом субаренда (переуступка) права на участие в биржевой торговле не допускается.

3.понятие, признаки, формы и виды предприн деят-ти. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК, согласно которой под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Выделяют следующие признаки предпринимательской деятельности.1. Систематичность, т.е. осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода времени.2. Самостоятельность, выделяют имущ-ую(наличие обособленного собственного имущества) и организац-ую(возможность принимать самост решения в процессе предприн-ой деят-ти) самост-сть.3. Рисковый характер (сопряжена с риском).4. Самостоятельная имущественная ответственность предпринимателя.5. Легализованный характер. Предпринимательская деятельность может осуществляться только лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке в качестве предпринимателей.6. Направленность на систематическое получение прибыли. 7. Признак профессионализма предполагает наличие у предпринимателя определенных знаний и навыков. 5.правовое регулирование экон деят-ти. По виду или назначениюпредприн.деят-ть можно подразделить на производственную, коммерческую,финансовую и тд. По формам собственности имущ-во предприятия может быть частным,гос, муницип-ым, а так же в собственности общественных объединений. По количеству собственников предприн.деят-ть может быть индивидуальной и коллективной. Формы предпринимательства: организационно-правовые(товарищества,общества,кооперативы), организационно-экон(концерны,ассоциации,синдикаты,картели,финн-промыш группы) (товарищества-объединение лиц,для осущ-ия предприн деят-ти.плюс-возможность привлечения капитала;недостаток-все участники несут одинаковую ответственность. Общества- создаются по соглашению не менее двух граждан либо юр лиц путем объед-ия их вкладов. Концерны-многоотраслевое АО,контролирующее предприятия через систему участия. Ассоциация-мягкая форма добровольного объединения экон самостоят-ых предприятий, организаций,которые одновременно могут входить в другие образования.Картель-соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию,услуги и разделе рынков сбыта и тд.

4.Правовой статус субъектов предпринимательской деятельности.Субъектами предпринимательской деятельности являются физические лица (индивидуальные предприниматели) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации). Признаками правового положения индивидуального предпринимателя являются следующие:1. Гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, осуществляет предпринимательскую деятельность, выступая под своим именем, так же как коммерческая организация — под своим собственным фирменным наименованием, содержащим указание на ее организационно-правовую форму.2. Правовой статус индивидуального предпринимателя определяется исходя из того, что наряду с коммерческими организациями он является полноправным участником хозяйственного оборота, поскольку к предпринимательской деятельности граждан применяются правовые нормы, регулирующие деятельность коммерческих организаций.3. Индивидуальные предприниматели вправе заключать любые сделки и договоры, за исключением тех, в отношении которых изъятия предусмотрены непосредственно законом. 4. Дела с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, наряду с иными экономическими спорами и делами, связанными с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами 5. В случае невозможности исполнения своих обязательств индивидуальный предприниматель может быть признан несостоятельным в соответствии с нормами ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».6. По своим обязательствам индивидуальные предприниматели отвечают всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание. Это означает, что взыскание по долгам индивидуального предпринимателя может быть наложено и на его личное имущество, и на долю в общем имуществе, не принимающие участия в хозяйственном обороте. Различают два вида правоспособности юридических лиц.1. Общая (универсальная) правоспособность, что означает возможность участия юридического лица в любых правоотношениях, т.е. осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством.2. Специальная (целевая) правоспособность, которая предполагает наличие у юридического лица только таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности, определенным законом или учредительными документамиЮридические лица подразделяются на:1.Коммерческие, которые направлены на извлечение прибыли 2.Некоммерческие, не направлены на извлечение прибыли.Каждое юридическое лицо создается в организационно-правовой форме. К организационно-правовым формам коммерческих юридических лиц относятся:-хозяйственный товарищества;-хозяйственные общества;-фермерские хозяйства;-производственные кооперативы;-гос-ые и муниципальные унитарные предприятия.К организационно-правовым формам некоммерческих организаций относятся:-потребительские кооперативы(жилищные,гаражные, садоводческие)-общественные организации с политическими париями, профсоюзами, органами общественной самодеятельности, территоравльно-общественные самоуправления.-ассоциации, союзы.Например объединение работодателей, нотариальные палаты, торгово-промышленные товары.-товарищество собственников недвижимости-религиозные организации,адвокатские фирмыКорпоративная организация-юридические лица которых имеют корпоративные праваУнитарные юридически лица(муниц. И гос-ые предприятия)-их учредители не становятся участниками и не приобретают в них права членства.

5.правовое регулирование экон деят-ти. Право — это регулятор общественных отношений. Его предназначение состоит в том, чтобы упорядочить жизнь общества, обеспечить его нормальное функционирование и развитие.Правовое регулирование экономики состоит в разработ­ке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыноч­ных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпри­нимательства и коммерции, защиту прав покупателей и инте­ресов общества, равноправие рыночных субъектов и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонополь­ное законодательство» и «дефляционная политика». Антимонопольное законодательство впервые осущест­влено в США в виде знаменитых «антитрестовских законов», которые позже были восприняты всеми рыночно развитыми странами мира. Для отечественной экономики, с ее невидан­ным уровнем монополизации производства и обращения, ан­тимонопольное регулирование становится главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям.Антимонопольная политика включает меры, препятствующие монополизации про­изводства и торговли отдельными субъектами:1. жесткий контроль над ценами предприятий-монопо­листов,2 поддержку конкуренции ,3. антимонопольную экспертизу принимаемых законов.Столь же актуальна и дефляционная политика (стаби­лизация уровня цен) государства.В строго экономическом смысле инфляция есть рост цен как результат опережения объема платежеспособного спроса по сравнению со стоимостным объемом предложения. Поэто­му дефляционная политика ограничена выбором: 1.или стабилизация платежеспособного спро­са, что требует жесткого ограничения прироста денежных до­ходов населения, 2.или переход к «равновесным» (свободным) рыночные ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен,3. или увеличение предложения, что требует стимулирова­ния предпринимательской активности.Таким образом, правовое государственное регулирование — это форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права.

6.Конституционно-правовые основы организации экономической деятельности в Российской Федерации.Экономической основой конституционного строя РФ является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. РФ поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.»В Российской Федерации, — указывается в Конституции (ст. 8), — гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».Запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к: 1) установлению или поддержанию цен; 2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу4) экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками); 5) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; 6) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен на один и тот же товар; 7) сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос; 8) созданию препятствий доступу на товарный рынок 9) установлению условий членства в профессиональных и иных объединенияхФедеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных ФЗ случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: 1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; 2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; 3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в РФ, 4) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.В ФЗ предусматривается государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции: 1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства фед. органами исп. власти, органами гос. власти субъектов РФ 2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, 3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, 4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсовСоздавая социальное рыночное хозяйство, РФ стремится обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, добросовестную конкуренцию и общественную пользу. В условиях развивающейся рыночной экономики в России производство и распределение благ осуществляются как частными, так и государственными предприятиями и учреждениями. Государство в различных формах должно нести ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения населения всем необходимым; о занятости; о смягчении последствий нестабильности в экономике; о снятии внутреннего напряжения в регионах и между теми или иными сферами жизни и группами людей.

7.административно-правовое регулир экон деят-ти. В государственном регулировании экономических отношений существуют: гражданское, земельное, финансовое, бюджетное права. Административное право занимает собственную нишу в этом процессе. Основные задачи административного права — создавать базу для эффективного воздействия государства на прогрессивное развитие всех отраслей народного хозяйства, обеспечить безопасность личности, общества и государства, а именно экономическую составляющую этой безопасности. Отсюда задачи административно-правового регулирования: 1.создать правовой механизм воздействия государства на развитие экономики в интересах всего общества и каждого его члена, 2.обеспечить такую свободу экономической деятельности, которая способствовала бы росту общественного производства, укреплению экономического и оборонного потенциала страны и в конечном счете защите прав человека и гражданина.Функции реализации этих задач возложены на систему органов исполнительной власти, действующих на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.В своей органы исполнительной власти руководствуются Конституцией РФ и федеральными законами.Важную роль в процессе административно-правового регулирования экономических отношений играют нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ.Важное значение имеет государственная поддержка инвестиционных проектов. Правительство РФ утвердило Положение об Инвестиционном фонде РФ, установив порядок формирования Фонда, формы, механизмы и условия предоставления государственной поддержки для реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства. Важную роль в сфере административно-правового регулирования призван играть КоАП РФ, предусматривающий административную ответственность физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц за административные правонарушения в конкретных отраслях народного хозяйства страны. Важное значение для регулирования экономических отношений имеют утверждаемые Правительством РФ на федеральном уровне и высшими исполнительными органами субъектов РФ на региональном уровне целевые программы социально-экономического развития отдельных регионов, территорий, отраслей производства. Правовое регулирование в сфере экономики включает также систему подзаконных нормативных правовых актов федеральных министерств и органов исполнительной власти субъектов РФ, ведающих вопросами управления в указанной сфере.

8.Финансово-правовое регулирование экономической деятельности.Правовое регулирование представляет собой “единство социологического, нормативного и практического аспектов”. В нашей стране основным источником права выступают нормативно-правовые акты.Нормативно-правовые акты-это общеобязательные правила поведения , изданные компетентными правотворческими органами(гос-ым органом местного самоуправления или иным) обеспеченое принудительной силой гос-вы,в случае его неисполнения и влекущие юр-ую ответственность за его нарушение. По порядку принятия и юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на:1.Законы:-конституция рф-общепризнанные принципы и нормы -федеральные конституционные законы, кодексы(гражданский-арбитражный-процессуальный-уголовный-трудовой)-законы субъектов рф-конституции субъектов рф-уставы субъектов федерации2.Подзаконные нормативные акты:-указ президента рф-постановление правительсва рф-нормативно-правовые акты органов исполнительной власти рф,субъектов рф,органов местного самоуправления3. международные договоры и соглашения РФ.Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов, а с другой — через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов. Таким образом, финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других. Используя бюджетную, налоговую, таможенную, инвестиционную и денежно-кредитную политику, государство оптимизирует пропорции хозяйственного комплекса по видам экономической деятельности.Методами государственного финансового регулирования пропорций по видам экономической деятельности являются:- налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);- амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);- различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, , бюджетные кредиты, инвестиции и тд);- льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых организаций обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

9.гражданско-правовое регулирование гражданского оборота и экон деят-ти хозяйствующих субъектов. Гражданско-правовое регулирование-совокупность способов, приемов, средств воздействия гражданского права на общественные отношения и поведения лиц в этих отношениях. Гражданско-правовое регулирование осуществляется на базе ГК и иного гражданского законодательства. Гражданско-правовой метод характеризует юр равенство участников отношений.

10.Правотворческая деятельность органов местного самоуправления в области финансово-экономической деятельности.Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменения, отмену или дополнение. Органы местного управления и самоуправления призваны решать вопросы местного значения исходя из общегосударственных задач и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

11.гос политика и деятельность гос-ва. РФ в сфере экон и фин-сов.Государственная политика – целенаправленная деятельность органов гос власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества и его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим гос-ву достичь определенных целей в конкретной области, использую правовые, экон, админ. методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Основные виды гос политики: налоговая-налоговое регулирование, с целью установления оптимального уровня налогов в зависимости от поставлнных на данный момент макроэкон задач. экономическая-совокупность мер воздействия на экон процессы для реализации общественно важных целей. Соц-поддержание отношений между соц группами и внутри них. Экологич-ая, военная,культурная, информационная.

12.Экономическая основа местного самоуправления в Российской Федерации.Согласно Федеральному закону 2003 г., экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Состав муниципального имущества определяется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Согласно Федеральному закону 2003 г. № 131–ФЗ, в состав муниципального имущества входит:– имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, включая муниципальные земли и некоторые природные ресурсы;– имущество, предназначенное для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;– имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. Муниципальное имущество, в зависимости от его назначения, может быть разделено на две основные группы: имущество, позволяющее вести хозяйственную деятельность, производить товары и оказывать услуги, и имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных функций местного самоуправления.Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются и управляют муниципальным имуществом. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с государственной, частной и иными формами собственности.

13.формы участия гос-ва и его субъектов в предпринимательской деят-ти.

14. Единое экономическое пространство Российской Федерации.Под единым экономическим пространством страны (ЕЭП) понимается определенный территориальный континуум в границах национального хозяйства, характеризуемый общностью условий осуществления (протекания) в нем экономических процессов и явлений. В рамках ЕЭП осуществляются единые по форме и содержанию экономические отношения, то есть существуют: общая для всего пространства валюта, система экономических отношений, общие правовые нормы, регулирующие экономическую деятельность; единые на всем пространстве органы власти и фискальные органы; имеется общий внутренний рынок со свободным не ограниченным ничем движением товаров и услуг, перетоком капитала и свободным переливом рабочей силы по территории.Согласно конституции РФ ст.8ч 1: В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Экономическое пространство России представляет собой многорегиональный организм, что обусловливает направленность экономической политики на сочетание регионального многообразия с единством экономического пространства.Сохранение и укрепление России как федеративного государства с единым экономическим пространством неразрывно связано с преодолением сложившихся негативных тенденций территориального развития, системным использованием свойств и характеристик экономического пространства, их региональных особенностей для достижения общих стратегических целей социально-экономического развития страны и ее регионов.Основным свойством экономического пространства является свойство неоднородности, вытекающее, с одной стороны, из нелинейности процессов, происходящих в экономическом пространстве, с другой — из отношения процессов между собой. Различный уровень синхронизации экономического времени в основных, вспомогательных и обслуживающих процессах, различный уровень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, задействованных в этих процессах, а также их индивидуальное восприятие институциональной среды обусловливают неоднородность экономического пространства, выражающуюся в различной степени его концентрации.Существование единого экономического пространства оказывает решающее влияние на общий уровень хозяйственного развития государства, способствует динамичному экономическому росту, увеличению ВВП, что ведет к усилению экономической мощи и повышению промышленных возможностей страны.Необходимыми признаками (и условиями) единого экономического пространства являются общее экономическое (федеральное) законодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструктурных систем (энергетики, транспорта, связи). Все это невозможно без соответствующей роли государственных институтов, поддерживающих указанное единство.

Финансово-правовое регулирование экономической деятельности.

Правовое регулирование — единство социологического, нормативного и практического аспектов. В РФ основной источник права — нормативно-правовые акты. (общеобязательные правила поведения, изданные компетентными правотворческими органами, обеспеченное принудительной силой государства, в случае его неисполнения и влекущие юридическую ответственность за его нарушение). По порядку принятия и юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на: 1. Законы: — Конституция РФ — общепризнанные принципы и нормы. — ФЗ: Фед. конституционные законы, Федеральные законы (в т.ч. кодексы (гражданский, арбитражный, процессуальный, уголовный, трудовой)). — Законы СРФ — Конституции СРФ — Уставы СРФ 2. Подзаконные нормативные акты: — Указ Президента РФ — Постановления Правительства РФ — Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти РФ, СРФ, органов Мсу 3. Международные договоры и соглашения РФ. Финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других. Используя бюджетную, налоговую, таможенную, инвестиционную и денежно-кредитную политику, государство оптимизирует пропорции хозяйственного комплекса по видам экономической деятельности. Методами гос. финансового регулирования пропорций по видам экономической деятельности являются: — налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.); — амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации); — различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, бюджетные кредиты, инвестиции и т.д.); — льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых организаций обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

42. Предпринимательская деятельность: понятие и содержание.

Предпринимательская деятельность (ст. 2 ГК РФ) — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Признаки предпринимательской деятельности: 1. Систематичность, т.е. осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода времени. 2. Самостоятельность, выделяют имущественную (наличие обособленного собственного имущества) и организационную (возможность принимать самостоятельные решения в процессе предпринимательской деятельности) самостоятельность. 3. Рисковый характер (сопряжена с риском). 4. Самостоятельная имущественная ответственность предпринимателя. 5. Легализованный характер. (может осуществляться только лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке в качестве предпринимателей). 6. Направленность на систематическое получение прибыли. 7. Признак профессионализма предполагает наличие у предпринимателя определенных знаний и навыков. По виду или назначениюпредпр. деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую и т.д. По формам собственности имущество предприятия может быть частным, государственным, муниципальным, а также в собственности общественных объединений. По количеству собственников: индивидуальной и коллективной. Формы предпринимательства: организационно-правовые (товарищества, общества, кооперативы), организационно-экономические (концерны, ассоциации, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы)


43. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

Согласно ст. 3 № 294-ФЗ «О Защите прав…» основными принципами защиты являются: 1) уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности; 2) презумпция добросовестности юр. лиц, ИП; 3) открытость и доступность для юр. лиц, ИП НПА РФ, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении гос./мун. контроля (надзора), информации об организации и осуществлении гос./мун. контроля (надзора), о правах и об обязанностях органов гос./мун. контроля (надзора), их должностных лиц, за искл. информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ; 4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа гос./мун. контроля (надзора), их должностных лиц; 5) недопустимость проводимых в отношении одного юр. лица или одного ИП несколькими органами гос./мун. контроля (надзора), проверок исполнения одних и тех же обязательных требований; 6) недопустимость требования о получении юр. лицами, ИП разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами гос. власти, органами Мсу, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ 7) ответственность органов гос./мун. контроля (надзора), их должностных лиц за нарушение законодательства РФ при осуществлении гос./мун. контроля (надзора); 8) недопустимость взимания органами гос./мун. контроля (надзора) с юр. лиц, ИП платы за проведение мероприятий по контролю; 9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю. В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 294-ФЗ вред, причиненный юр. лицам, ИП вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа гос./мун. контроля (надзора), признанных в установленном законодательством РФ порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.


Понятие правового регулирования экономической деятельности и его основные направления и цели

Прежде чем дать определение понятию «правовое регулирование» необходимо рассмотреть термин «право». Право — это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения или деятельности (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного принуждения. Таким образом, право является регулятором общественных отношений. Его регулирующее воздействие направлено на упорядочение, стабилизацию жизни общества, обеспечение его нормального функционирования и развития.

Российская правовая система состоит из определенных отраслей права. Отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Каждая отрасль имеет свой предмет и метод правового регулирования, а также собственные источники и субъекты (участники регулируемых отношений).

В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. Предметом регулирования материального права выступают управленческие, имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального: конституционное, административное, гражданское, финансовое, уголовное, экологическое право и др.

Процессуальное право регулирует порядок, процедуру реализации прав и обязанностей участников общественных отношений. Оно регулирует отношения, возникающие в уголовном, гражданском, арбитражном, административном процессе (т.е. при рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских, арбитражных дел в судах), а также при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства.

К процессуальным отраслям права относятся: гражданское процессуальное право; уголовно-процессуальное право; арбитражно-процессуальное право.

Необходимо отметить, что процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль.

Таким образом, процессуальные нормы обслуживают материальные.

В составе наиболее крупных отраслей права есть подотрасли. Например, в составе гражданского права выделяется договорное, авторское, наследственное право.

Пo видам регулируемым отношений (в сфере государственной власти или в сфере частных интересов) право делится на публичное и частное.

Публичное право — это подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие публичный (общегосударственный) интерес. К отраслям публичного права относятся: конституционное, административное, муниципальное, уголовное, финансовое, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, арбитражно-процессуальное, международно-публичное право.

Частное право относится к другой подсистеме права, регулирующей отношения, обеспечивающие частные интересы (лично-имущественные, брачно-семейные), правовой статус и свободу экономической деятельности физических и юридических лиц. Состав частного права включает гражданское, семейное, трудовое, торговое, международное частное право.

Под правовым регулированием принято понимать осуществление при помощи права и всей совокупности правовых средств юридического воздействия на общественные отношения.

Целью правового регулирования является стимулирование должного поведения участников общественных отношений и блокировка деструктивных форм поведения. Правовое регулирование охватывает нормотворческую деятельность государственных органов по выработке правовых установлений и определению юридических средств обеспечения их действенности, а также деятельность непосредственных участников общественных отношений с целью установления средств юридического воздействия для их правомерного поведения.

Механизм правового регулирования рассматривается как взятая в единстве система юридических средств, при помощи которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения, поведение людей.

Из изложенного следует, что правовое регулирование формируется деятельностью государства путем выработки юридических установлений, выбора соответствующих правовых средств, обеспечения их реализации. Юридическую основу правового регулирования образуют правовые нормы, в которых моделируются общественные отношения, устанавливаются правила возможного поведения физических и юридических лиц, юридическая ответственность за их нарушения (невыполнение). Смысл и содержание правовых норм, определяющих поведение субъектов права, зависят от способов правового регулирования. В последних содержится суть юридического воздействия правовой нормы на участников управленческого воздействия.

Среди способов правового регулирования различают:

1) обязывание, т.е. возложение на физических и юридических лиц прямой обязанности совершать определенные действия;

2) запрещение — возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода;

3) дозволение — предоставление лицам права на собственные активные действия.

Таким образом, правовое регулирование экономических отношений — это процесс целенаправленного воздействия государства на экономические отношения при помощи специальных правовых средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочение.

В Российской Федерации уделяется большое внимание правовому регулированию экономических отношений, развитию рыночной экономики, предпринимательской деятельности, поддержке конкуренции.

Несмотря на наличие в рыночной экономике самостоятельности в выборе действий субъектами хозяйственной деятельности, они вступают в отношения с другими участниками экономической деятельности. С целью их упорядочения осуществляется правовое регулирование уполномоченными органами государства. Принимаются законы и подзаконные акты, которые оказывают воздействие на экономические процессы.

Основными направлениями осуществления правового регулирования на современном этапе развития экономики являются следующие:

а) реализация государственной экономической политики (приватизационной, инвестиционной, жилищной, энергетической политики и т.д.);

б) установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ экономической жизни (государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителя, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции);

в) установление порядка управления государственными предприятиями и учреждениями;

г) регулирование деятельности объектов негосударственного сектора;

д) координация функционирования государственного и негосударственного секторов экономики;

е) обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в экономической сфере и др.

Экономические отношения регулируются многими отраслями права. Основная же роль в регулировании экономической (предпринимательской) деятельности принадлежит нормам гражданского и административного права.

Гражданское право является основой частноправового регулирования экономической (предпринимательской) деятельности, а административное право — публично-правового.

Гражданским правом определяется правовое положение физических и юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения собственности и договорные отношения.

Предметомрегулирования гражданского права являются отношения в сфере имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений. Эти отношения складываются между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Гражданское право — наиболее крупная, основополагающая отрасль права, регулирующая отношения экономической деятельности предприятий и учреждений, а также гражданские правовые отношения по вопросам владения, пользования и распоряжения собственностью, ее приобретения и отчуждения, договорные отношения и т.д.

Особенностью гражданско-правовых отношений является то обстоятельство, что их участники обладают свободой выбора вариантов поведения, т.е. преобладающий метод, используемый в отрасли, — диспозитивный (метод дозволения).

Задачу публичного права составляет предупреждение возможных вредных последствий, которые могут иметь место в условиях абсолютной экономической свободы: злоупотребления на товарном рынке, в сфере предоставления работ и услуг, ограничение свободы конкуренции, периодические экономические кризисы и т.д. Поэтому нормы административного права устанавливают порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства, порядок лицензирования отдельных видов деятельности, осуществление государственного контроля и надзора в сфере экономики, полномочия органов государственного управления в сфере экономики и т.д. Эти отношения носят вертикальный характер, т.е. здесь часто доминирующий принцип — принцип власти и подчинения.

Более подробно основные направления гражданско-правового и административно-правового регулирования будут рассмотрены в последующих лекциях.

| следующая лекция ==>
Понятие, уровни и формы экономики | Нормативные правовые акты как основные источники правового регулирования отношений в сфере экономической деятельности

Дата добавления: 2018-09-24; просмотров: 2615;

Правовое регулирование экономической деятельности в РФ

С юридической точки зрения принципиально важно, что любое регулирующее воздействие государства проводится с помощью правовых инструментов. Именно посредством издания нормативно-правовых актов реализуются меры воздействия государства на рынок. Более того, именно с помощью нормативно-правовых актов можно определить ту самую меру государственного воздействия, за пределы которой государство выйти не вправе. Даже сторонники минимального воздействия государства на экономику признают, что именно на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, и контроль над их исполнением.

Итак, с юридической точки зрения государственное регулирование экономики выражается в том, что государство издает нормативно-правовые акты, опосредующие государственное воздействие на экономику, формирует законодательную основу рынка.

Правовые методы государственного регулирования экономики — это система законов и нормативно-правовых актов, регламентирующая деятельность субъектов хозяйствования. Необходимое в этом случае принуждение обеспечивается развитием общественного сознания и силой государственной власти.

Цель правового обеспечение экономики — правовыми средствами поддерживать и совершенствовать эффективность экономического механизма, экономики страны в целом, не допускать вакуума координации воспроизводства, обеспечивать балласт частных и публичных интересов. Новиков М.В. Государственное регулирование экономики: Конспект лекций / М.В. Новиков. — Таганрог: ТРТУ, 2010. — С. 16.

Основой правового регулирования экономики является разработка и юридическое закрепление законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур, предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т.д.

В Российской Федерации основы государственного регулирования экономики закреплены в Конституции. Согласно ст.71 Конституции РФ в ведении РФ находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития РФ; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и т.д. Эти и другие нормы Конституции РФ предопределяют государственное регулирование экономики и составляют фундамент правового обеспечения такого регулирования. Конституционные нормы формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности; предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления; определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы, а так же устанавливают их гарантии.

Далее следуют: Федеральные конституционные законы, раскрывающие и детализирующие основные положения Конституции РФ. Наиболее важными являются ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», которые определяют систему судебных органов, обеспечивающих защиту нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательского права.

Основную массу среди источников российского права составляют федеральные законы, среди которых особое место занимают кодексы: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс.

В настоящее время действует большое количество федеральных законов, регламентирующих отдельные аспекты предпринимательской деятельности. Условно можно выделить федеральные законы:

а) устанавливающие правовое положение отдельных видов субъектов предпринимательской деятельности;

б) устанавливающие требования к предпринимательской деятельности;

в) регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности;

г) регулирующие отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Подзаконные нормативные правовые акты, среди которых можно выделить:

а) Указы Президента РФ, призванные восполнить пробелы в законодательном регулировании, а так же при необходимости оперативно развивать законодательные положения.

б) постановления Правительства РФ, которые должны издаваться во исполнение и в развитие федеральных законов и указов Президента РФ.

в) нормативные правовые акты министерств и ведомств. Федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, детально регламентирующие отдельные вопросы предпринимательской деятельности, находящиеся в сфере ведения органа исполнительной власти.

Нормативные правовые акты субъектов РФ. Многие вопросы регулируются на уровне субъектов РФ, которые наделены полномочиями издавать нормативные правовые акты, действующие на территории субъекта, их издавшего.

Хозяйственно-правовые акты органов местного самоуправления, которые они издают, опираясь на гл.8 Конституции РФ и ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», реализуя право собственности на принадлежащие им имущественные фонды.

Локальные правовые акты регулируют отношения, возникающие внутри организации как субъекта предпринимательской деятельности. Они издаются субъектом самостоятельно и не распространяются на иных лиц. Однако положения локальных правовых актов могут играть существенную роль, например, при признании сделки, совершенной юридическим лицом, недействительной. Примерами локальных правовых актов являются: правила внутреннего трудового распорядка, положение о совете директоров акционерного общества, приказ об учетной политике организации.

Кроме того, источниками права являются обычаи делового оборота. Обычаи правового оборота применяются тогда, когда законодательно, то или иное правоотношение не урегулировано. Согласно ст.5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота не применяются, если они противоречат обязательным для участников правоотношения положениям законодательства или договору.

Составной частью правовой системы РФ является также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Рассмотрим кратко методы государственного воздействия на экономику и то, как они опосредуются в нормативно-правовых актах.

Через кредитно-денежную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, — на потребительский и инвестиционный спрос. Государство регулирует денежную массу в обращении различными методами, ведь именно оно занимается эмиссией денег. Среди инструментов регулирования денежной массы можно выделить, например, политику процентной ставки, под которую Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Когда национальный банк понижает учетную ставку, он поощряет коммерческие банки к получению ссуд, а кредиты, выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег. Повышая же учетную ставку, Центральный банк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объем выдаваемых банками кредитов и, следовательно, предложение денег.

Мощным инструментом кредитно-денежной политики является изменение нормы обязательных резервов кредитных организаций. Введение обязательной нормы обусловлено необходимостью обеспечения достаточного уровня ликвидности коммерческих банков. Даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменениям предложения денег.

Еще один способ кредитно-денежной политики — проведение операций на открытом рынке. Это покупка и продажа государственных облигаций, с одной стороны, Центральным банком, с другой — коммерческими банками, финансовыми компаниями и населением. Покупая или продавая государственные облигации, Центральный банк либо привлекает резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда.

Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, на объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Без отлаженной кредитно-денежной политики невозможна борьба с инфляцией.

Государственная кредитно-денежная политика определяется Центральным банком. Согласно ст.45 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России ежегодно представляет в Государственную Думу основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, составной частью которого является таможенная политика, также один из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, оно может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы, — влиять на экспорт и импорт. Традиционно большое значение здесь имеют таможенные пошлины, с помощью которых можно устанавливать барьеры для проникновения в страну иностранных товаров, чем поддерживать конкурентоспособность на внутреннем рынке национальных производителей.

Внешнеэкономическая, валютная и таможенная политика регламентируется в России на уровне федеральных законов. Так, таможенная политика государства определяется Таможенным кодексом и Законом РФ «О таможенном тарифе». Валютной политике посвящен ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Внешнеэкономическая политика — предмет ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Государственное предпринимательство целесообразно в сферах, где преобладают малорентабельные предприятия, и в тех отраслях хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего, отрасли экономической инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относится предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко — и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики и т.д.

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая — с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие, как оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д. Фискальная политика — важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может привести к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики. Главное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления функций государства. Налоговая политика государства отражается в Налоговом кодексе.

Отметим, что все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах требуют соответствующего изменения денежной массы; изменения в фискальной и денежной политике влияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

Степень активности государственного вмешательства может изменяться в зависимости от экономической ситуации. Оно активизируется при необходимости стимулировать экономический рост, поощрить прогрессивные сдвиги в отраслевой и региональной структуре и снижается при необходимости простого поддержания экономического равновесия. Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выйти из кризиса можно лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер обеспечения экономического роста. Однако, эффективность государственного регулирования далеко не безгранична, и избыточное присутствие государства в экономике может принести вред.