Правовое регулирование малого предпринимательства

Нормативно-правовое регулирование малого бизнеса

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Волгин В.В. Индивидуальный предприниматель: Практическое пособие. — М., 2008. — с.497

Анализ предмета регулирования и содержания Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» позволяет сделать вывод о том, что специальные нормативно-правовые акты о малом и среднем предпринимательстве следует отнести к сфере административного законодательства, которое согласно ст.72 Конституции РФ относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, вопросы развития малого и среднего предпринимательства призваны регулировать как федеральное, так и региональное законодательство. С учетом этого обстоятельства к числу нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы развития малого и среднего предпринимательства, относятся следующие То же:

  • · Конституция РФ, которая закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности, устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен, закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
  • · Федеральный закон N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и другие федеральные законы. Правовые основы деятельности малого и среднего предпринимательства во многом определяются Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, КоАП РФ и др.

Помимо кодифицированных актов издано значительное число иных федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность:

  • · Федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:
  • — ФЗ от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»- регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  • — ФЗ от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»- регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности;
  • — ФЗ от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании»-регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее — продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

оценке соответствия.

  • · Федеральные законы, определяющие основные принципы рыночной экономики:
    • — ФЗ от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции»определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
    • — ФЗ от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»-регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
  • · Федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:
  • — ФЗ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • — ФЗ от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • — ФЗ от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ «О производственных кооперативах»;
  • — ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» — позволяет приобрести в собственность предпринимателям арендуемую у государства недвижимость.
  • · Федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:
    • — ФЗ от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»- целями данного закона являются: развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга) (далее — лизинг), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования.
    • — ФЗ от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе» -целями данного закона являются: развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
  • · Иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, принимаемые в соответствии с перечисленными федеральными законами.Такие как:
  • — Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»);
  • — Постановления Правительства РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 года N 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»);
  • · Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, которые издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст.71-73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.
  • · Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. К их числу относятся уставы муниципальных образований, а также иные нормативно-правовые акты, виды, порядок принятия, официального опубликования и вступления в силу которых определяются уставом.
  • · В условиях расширения сотрудничества отечественных предпринимателей с иностранными хозяйствующими субъектами важную роль в регулировании предпринимательских отношений играют также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность можно назвать следующие:

  • -Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве в1956 году)- применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции.
  • -Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене в1980 году)- применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах.
  • -Евразийская патентная конвенция 1994 года. Конвенцией учреждена Евразийская патентная система и Евразийская патентная организация. Государства — участники Конвенции в лице Правительств руководствовались желанием укрепить сотрудничество в области охраны изобретений и стремлением создать межгосударственную систему получения такой охраны на основе единого патента, действующего на территории всех Договаривающихся Государств. Евразийское ведомство выдает евразийский патент на изобретение, которое является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Срок действия евразийского патента составляет 20 лет с даты подачи евразийской заявки.

Перечень нормативно-правовой базы очень многообразен. В данной работе рассмотрены основные нормативно-правовые акты, касающиеся вопроса регулирования малого бизнеса.

Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

108

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017, № 6, с. 108-113

УДК 343.1

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

© 2017 г. П.С. Мамонов

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

Н. Новгород

nortonov@rambler.ru

Поступила в редакцию 01.11.2017

На основе формально-логического анализа действующего российского законодательства исследуются особенности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Рассматриваются существующие правовые режимы малого и среднего предпринимательства. Осуществлен анализ специфических мер государственной поддержки. Предлагаются пути совершенствования механизма реализации права на предпринимательскую деятельность.

Ключевые слова: право на предпринимательскую деятельность, субъекты малого предпринимательства, экономика, государство, государственная поддержка, налоговый режим.

Система правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства состоит из правовых актов различной юридической силы и уровня принятия. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства представляет собой иерархичную систему актов, состоящую из семи элементов:

— международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права;

— Конституция РФ 1993 г. ;

— кодексы и иные федеральные законы: Гражданский кодекс РФ , Трудовой кодекс РФ , Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и др.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и нормативные правовые акты министерств и ведомств РФ;

— нормативные правовые акты субъектов РФ;

— корпоративные нормативные акты;

— обычаи делового оборота.

В данной работе проведен анализ специальных законодательных и подзаконных нормативных правовых актов о малом и среднем предпринимательстве. Общий правовой режим осуществления предпринимательской деятельности нашел отражение в целом ряде научных и учебных изданий.

Легальное определение субъекта малого и среднего предпринимательства закреплено в ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно данному акту субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соот-

ветствии с условиями, установленными Законом о малом и среднем предпринимательстве, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Условия касаются средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства, выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовой стоимости активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год.

Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определяет цели государственной политики в области развития рассматриваемой категории хозяйствующих субъектов. Для реализации указанных целей законом предусматриваются особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — субъекты МСП).

1. К мерам поддержки субъектов МСП в сфере налогов и сборов Федеральный закон № 209-ФЗ относит специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, а также упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий. Специальные налоговые режимы установлены НК РФ и предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов субъектами МСП. К специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налого-

обложения (УСН); система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД); система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; патентная система налогообложения.

2. Для субъектов малого предпринимательства предусмотрены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий. При этом хозяйствующий субъект имеет возможность самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета (вне зависимости от применения других упрощенных способов). Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины субъекта и других соответствующих факторов. Дополнительно микропредприятию при формировании учетной политики предоставлено право предусмотреть возможность ведения бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

3. Федеральным законом № 209-ФЗ закреплен упрощенный порядок составления субъектами МСП статистической отчетности. Во исполнение данного законодательного положения приказами Росстата систематически утверждаются специальные формы федерального статистического наблюдения за субъектами МСП с указаниями по их заполнению.

4. Оказание мер имущественной поддержки субъектам МСП заключается в передаче им во владение или в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, нежилых помещений, оборудования, транспортных средств, инвентаря и т. п., на возмездной или безвозмездной основе либо на льготных условиях в соответствии с государственными и муниципальными программами. В отношении такого имущества установлены законодательные ограничения в виде запрета на его последующую продажу, переуступку прав пользования, внесения в уставный капитал и т.п.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести и публиковать перечни имущества, свободного от прав третьих лиц, в целях предоставления его во владение или в пользование на долгосрочной (не менее пяти лет) основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) только субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Субъект МСП наделен преимущественным пра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вом на приобретение арендуемого имущества в пределах 1000 кв. м. Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной или муниципальной собственности такого имущества, в том числе особенности участия субъектов МСП в приватизации арендуемого имущества, регулируются специальным Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Данным законом предусмотрен льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами МСП государственное и муниципальное имущество. При этом право выбора порядка оплаты (единовременно или в рассрочку) приобретаемого арендуемого имущества, а также срока рассрочки в установленных пределах принадлежит субъекту МСП. Срок рассрочки оплаты приобретаемого имущества определяется законами субъектов РФ, но не должен составлять менее пяти лет.

5. В целях расширения доступа малого бизнеса к закупкам законодательством предусмотрены особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также особенности участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственные и муниципальные заказчики, а также бюджетные учреждения обязаны осуществлять закупки у субъектов МСП в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. В этих целях должны проводиться конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений, в которых участниками закупок могут быть только субъекты МСП. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцати миллионов рублей. Кроме того, заказчик вправе установить требование к поставщику о привлечении к исполнению контракта соисполнителей из числа субъектов МСП.

Отдельные виды юридических лиц (государственные корпорации, государственные компании, бюджетные учреждения, субъекты естественных монополий, организации, осуществ-

ляющие регулируемые виды деятельности, и т.п.) при осуществлении закупок товаров, работ и услуг должны соблюдать требования Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в отношении субъектов МСП. На основании данного закона Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема. Установлено, что годовой объем закупок, в которых участвуют субъекты МСП, должен составлять не менее чем 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных только с субъектами МСП, должен быть не менее 10%.

Федеральным законом от № 223-ФЗ также установлена обязанность конкретных заказчиков осуществлять закупку инновационной и высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов МСП. Перечень заказчиков и годовой объем таких закупок утверждается Правительством РФ. Заказчики, включенные в указанный перечень, при формировании плана закупки должны отражать информацию о закупке инновационной высокотехнологичной продукции у субъектов МСП.

6. Значимые для субъектов МСП меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора) основываются на Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» . Помимо общих положений, связанных с основными гарантиями для бизнеса при проведении проверок, данный закон содержит специальные нормы, касающиеся только субъектов МСП. Так, в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 50 часов в отношении малых предприятий и 15 часов для микропредприятий.

В 2015 году по инициативе Президента РФ, изложенной в Послании Федеральному собра-

нию от 4 декабря 2014 г., в указанный Федеральный закон была введена специальная статья 26.1 «Особенности организации и проведения в 2016-2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства». Основная цель нововведений заключается в предоставлении малому бизнесу «надзорных каникул». Теперь по общему правилу с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещено проводить любые плановые проверки субъектов малого предпринимательства, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих некоторые виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной сфере.

7. Оказание мер информационной поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов МСП в сети Интернет и информационно-телекоммуникационных сетей. Эти ресурсы функционируют в целях обеспечения субъектов МСП различной информацией: о реализации государственных программ поддержки субъектов МСП; о количестве субъектов МСП и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах МСП; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами МСП, и их финансово-экономическом состоянии; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, условиях и порядке оказания ими такой поддержки; о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни в целях предоставления его во владение или в пользование субъектам МСП; об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки; иной необходимой для развития субъектов МСП информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической, информацией в области маркетинга и т.п.). Указанная информация свободно размещается в сети Интернет, должна быть круглосуточно доступной, регулярно обновляемой и открытой для копирования.

8. Оказание мер консультационной поддержки субъектам МСП органами государ-

ственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде: (1) создания и обеспечения деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП и оказывающих консультационные услуги таким субъектам; (2) компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами МСП, на оплату консультационных услуг. Несмотря на двоякое толкование последнего положения, на практике компенсация применяется в отношении затрат по оплате консультационных услуг, оказываемых только организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Компенсация затрат на консультационную поддержку субъектов МСП может рассматриваться и как особый вид их финансовой поддержки .

Таким образом, в России имеются все формальные предпосылки для успешного развития малого бизнеса на всех уровнях управления. Но фактическое состояние малого бизнеса представителями заинтересованных сторон оценивается как неудовлетворительное. Почему так происходит? Это зависит от многих факторов. Таких, как несовершенство налогообложения, нестабильность нормативно-правовой базы, административные барьеры, несогласованность действий федеральных и региональных властей, высокие ставки по кредитам, недостаточность объемов финансирования программ различного уровня, бюрократизм и взяточничество чиновников.

Исследователи проблем развития малого бизнеса в России на первое место ставят налоговое бремя . Действительно, чрезмерная жесткость сегодняшней налоговой системы оказывает негативное влияние на развитие деловой среды малого предпринимательства. Здоровое совершенствование налоговой системы, направленное не только на формирование бездефицитного бюджета, но и на стимулирование роста производства, развитие субъектов малого предпринимательства должно быть важной задачей настоящего временного периода.

Нельзя не сказать о тарифах на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, которые работодатели платят исходя из начисленной заработной платы работников. С 1 января 2014 г. размер страховых взносов для субъектов, применяющих общую систему налогообложения, составляет 32%. Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), — 20%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом повышенные тарифы на страховые взносы очень значительны для малого бизнеса. Малый бизнес, в отличие от крупного, в большей степени подвержен банкротству. Так, по

данным Всемирного банка, из вновь организованных малых предприятий через год действуют около 50%, через три года — 7-8%, а через пять лет — лишь 3% .

Такая система страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в совокупности с налогами становится неподъемной для малого бизнеса и ведет к уходу его в «тень», т.е. к возвращению практики «серых» зарплат, сокрытию оборотов. Что, в свою очередь, приводит к полной незащищенности наемных работников (сокращение, уменьшение начисленной заработной платы), увеличению безработицы, а также к росту фиктивной безработицы, когда люди, работающие без оформления трудовых договоров, имеют возможность стоять на учете как безработные и получать соответствующие пособия. Будет увеличиваться и количество малообеспеченных граждан, имеющих право на субсидии на коммунальные услуги, на самом деле получающих зарплату «в конвертах» .

Установленные тарифы вряд ли будут способствовать существенному пополнению бюджета. Надо сделать так, чтобы предпринимателю было выгодно развивать свое производство, а не вытаскивать деньги из бизнеса. Существующая налоговая система не способствует развитию малого бизнеса, росту благосостояния и снижению социального расслоения среди населения. Российская система налогообложения позволяет легко уклоняться от уплаты налогов и даже провоцирует на это.

При совершенствовании налоговой системы нужно учитывать опыт стран с развитой рыночной экономикой, но с расчетом на специфику нашего государства. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что налоговый механизм является эффективным рычагом экономического стимулирования деятельности малого предпринимательства. Весьма важное значение при этом имеют налоговые льготы, действующие в сфере малого бизнеса, в том числе дифференцированные ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость (Япония, Великобритания, Германия), пониженные ставки по подоходному налогу (Германия) и местным налогам (Япония). Интересно отметить, что в Швеции предприятия имеют право производить не облагаемые налогом отчисления в резерв из прибылей в пределах 40% величины чистой прибыли до вычета налогов. В Германии применяются такие льготы, как создание резерва не облагаемой налогом прибыли для категорий малого предпринимательства в зависимости от вида деятельности , освобождение малого предприятия в первые два года существования от всех выплат .

Кстати сказать, по данным немецкого Федерального статистического ведомства, с каждым

годом все больше и больше российских предпринимателей выбирают Германию страной для ведения своего бизнеса. Германия улучшила свое отношение к иммигрантам. Иностранные предприниматели сегодня имеют преимущество перед другими категориями иностранных граждан. Зарегистрировав фирму в ФРГ, они могут получить вид на жительство и избавить себя от постоянного трудоемкого процесса получения виз .

Известно, что социально-экономическое развитие субъектов РФ тесно взаимосвязано с развитием в них малого бизнеса. В этой связи федеральным и региональным органам власти следует обратить внимание на субъекты РФ, где слабо развивается малый бизнес. Для стимулирования предпринимательской активности населения таких регионов государству нужно более эффективно оказывать различные формы поддержки, включая финансовую, имущественную, информационно-консультационную, а также помощь в обучении и переобучении кадров. Кроме этого, в таких субъектах РФ видится целесообразным применение германского, шведского опыта, заключающегося в создании резерва не облагаемой налогом прибыли на малых предприятиях, освобождении от всех видов налогов в первые несколько лет существования малых предприятий.

Отметим, что в индустриально развитых странах до 90% предприятий относится к малому бизнесу. На их долю приходится примерно до 50% производимого в стране валового национального продукта и примерно 70% создаваемых новых рабочих мест. В Российской Федерации на сегодня к малому бизнесу относятся только 30% от всех предприятий .

Изменение форм и методов государственного регулирования вопросов малого бизнеса, включая здоровое реформирование налоговой системы, географическое расширение активности предпринимательской деятельности по субъектам РФ, будет способствовать экономическому развитию России .

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. № 238-239. 08.12.1994.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.

4. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2017) // Российская газета. № 164. 31.07.2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 01.07.2017) // Российская газета. № 158. 25.07.2008.

6. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. № 80. 12.04.2013.

7. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ред. от 07.06.2017) // Российская газета. № 159. 22.07.2011.

8. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ред. от 20.05.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 22.12.2014. № 51. Ст. 7438.

9. Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 30.10.2017) // Парламентская газета. № 90. 31.12.2008.

10. Вайпан В.А. Основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Право и экономика. 2015. № 12. С. 4-19.

11. Бурцев Г. Современные проблемы развития малого бизнеса в России // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2011. № 2. С. 156.

12. Малый бизнес России: проблемы и перспективы развития. М.: РАРМП, 1997. С. 216.

13. Ларина Т. Государство приготовило малому бизнесу в 2011 г. очередной налоговый сюрприз // Ваше дело. 2010. 28 сентября.

14. Романенко Е.В. Государство и малое предпринимательство: особенности взаимодействий в современных условиях: Монография. М.: Экономика, 2010. С. 196-198.

15. Чепуренко А. Улучшению предпринимательского климата в России будут способствовать макроэкономические факторы и интересы новых элит, а вовсе не «добрая воля» нынешней бюрократии // Бизнес-журнал. 2011. № 5. С. 44-48.

16. Люксенбург Н. Все о бизнесе в Германии. СПб.: Питер, 2007. С. 11-12.

17. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. С. 16.

18. Гвоздева О.М. К вопросу о развитии малого бизнеса в России // Право и бизнес: Сборник статей I ежегодной Международной научно-практической конференции, приуроченной к 80-летию со дня рож-

дения профессора В.С. Мартемьянова / Под ред. rabot, uslug otdel’nymi vidami yuridicheskih lic» (red. ot

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

LEGAL REGULATION OF ACTIVITIES OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP SUBJECTS:

THEORY AND PRACTICE

P.S. Mamonov

Keywords: right to entrepreneurial activity, small business entities, economy, state, state support, tax regime.

И.В. Ершовой. М.: Юрист, 2012. С. 54-60.

2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast’ pervaya) (red. ot 29.07.2017) // Rossijskaya gazeta. № 238-239. 08.12.1994.

3. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii (red. ot 29.07.2017) // Rossijskaya gazeta. № 256. 31.12.2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20.05.2017) // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 22.12.2014. № 51. St. 7438.

12. Malyj biznes Rossii: problemy i perspektivy razvitiya. M.: RARMP, 1997. S. 216.

16. Lyuksenburg N. Vse o biznese v Germanii. SPb.: Piter, 2007. S. 11-12.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *