Правовой режим информационных ресурсов

Вопрос 1: Правовые режимы информационных ресурсов: виды правовых режимов

Смысл понятия правовой режим заключается в возможности совершения или не совершения с объектом права определенных действий, влекущих юридический результат.

Под правовым режимом понимается совокупность правил, закрепленных в правовых нормах, регулирующих определенную деятельность людей. Правовое регулирование связано с объектами деятельности, местом, временем совершения данных действий.

Понятие правовой режим сопоставимо с понятием правовой статус. Правовой статус характеризует субъект, а правовой режим – объект, а именно деятельность субъектов, связывает с ней права и обязанности.

Правовой режим информационных ресурсов – это комплекс правил в сфере информации, информационных технологий, информационной безопасности, закрепленных юридическими нормами и обеспеченных совокупностью правовых средств.

Можно выделить такие виды правовых режимов ресурсов:

  1. Общий режим – основан на принципе свободы доступа к информации, например, в отношении массовой информации;

  2. Специальные режимы информационных ресурсов, которые связаны с ограничением прав граждан в информационной сфере.

Содержание правового режима информационных ресурсов включает в себя:

  1. Порядок документирования информации – в ст. 11 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» законодательством РФ или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации;

  2. Положения о доступе к информационным ресурсам в зависимости от их категорий;

  3. Принятие мер по охране информации.

Право собственности на информационные ресурсы возникает в случае их создания за счет средств субъектов или приобретения их на иных законных основаниях.

Субъекты, представляющие в обязательном порядке документированную информацию в органы государственной власти, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование информации, содержащейся в них.

Документированная информация, представляемая в обязательном порядке в органы государственной власти, формирует информационные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и субъектов, ее представивших.

Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами собственника, предусмотренного действующим законодательством.

Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц, в случаях отнесения данной информации к государственной тайне.

Доступ к ресурсам по общим правилам устанавливается собственником, за исключением случаев, установленных ФЗ.

Доступ к информации – возможность получения и использования информации.

ФЗ устанавливаются перечни сведений, которые не могут быть отнесены к информации с ограниченным доступом и наоборот, устанавливают перечни информации с ограниченным доступом.

Правовой режим защиты информации характеризует деятельность субъектов по защите информации от несанкционированного доступа, хищения, искажения и связывает с ней права и обязанности участников этой деятельности.

Режим защиты информации (режим секретности) определяется видом информации.

1. Понятие правового режима информационных ресурсов

Содержание правового режима информационных ресурсов не предусмотрено в действующем Законе об информации, однако данное правовое явление занимает особое место в правовых отношениях. Смысл понятия «правовой режим» заключается в возможности совершения или несовершения с объектом права определенных действий, влекущих известный юридический результат.

В зависимости от характера действий и юридических последствий их совершения или несовершения, составляющих содержание правовых режимов, различают следующие виды гражданско-правовых режимов: —

правовой режим собственности; —

режим исключительных прав; —

режим обязательственного права.

В содержание правового режима информационных ресурсов включаются: 1)

порядок документирования информации; 2)

положения о доступе к информационным ресурсам в зависимости от их категорий;

3) принятие мер по охране информации (способы охраны и порядок их применения). Следует отметить, что охрана — более широкое понятие, чем понятие «защита информации», и включает в себя также меры, направленные на предупреждение нарушения.

В свою очередь, следует отметить, что порядок защиты одинаков для всех объектов правоотношений, в том числе для информации. Различают юрисдикционный и неюрисдикционный порядок защиты. Юрисдикционный порядок защиты — это деятельность государственного органа, направленная на восстановление права и пресечение действий, нарушающих право. Юрисдикционный порядок делится, в свою очередь, на судебный и административный. Неюрисдикционный порядок имеет место при самозащите и при применении мер оперативного воздействия.

Следует отметить, что элементы правового режима информационных ресурсов закрепляются также в законодательстве субъектов РФ. Так, И.Л. Бачило говорит о том, что в законодательстве субъектов РФ насчитывается до 7 — 8 элементов правового режима информационных ресурсов, к ним, в частности, законодатель относит: порядок создания информационного продукта, стандарт его документального оформления, порядок финансирования, определение субъекта права собственности или исключительного права, установление категории доступа, правила учета и регистрации, условия обеспечения безопасности, порядок правоохранительной процедуры.

Правовой режим информационных ресурсов

Информация как предмет отношений различных субъектов является объектом внимания отраслей публичного и частного права. Многие вопросы информации и информационных ресурсов являются объектом норм международного права. Это легко прослеживается па институте права на информацию, который освещается в гл. 7 учебника.

Что касается информационных ресурсов или их отдельных элементов как предмета правовых отношений, то здесь на первом месте находится такой институт права, как правовой режим, и применяется он к самым разным сферам правового регулирования и объектам правовых отношений. Например, Конституция РФ относит к ведению Российской Федерации такие отрасли права, как гражданское, уголовное и др. Административное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это пример режима в области законотворчества. Наиболее распространен этот институт в административном праве. Большое внимание этому институту уделил в своих работах Д. Н. Бахрах. Уже в учебнике по административному праву 1993 г. он определил административно-правовой режим как «определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия, которое отражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают юридически неравные позиции…». Здесь по существу речь идет о режиме административно-правового метода регулирования применительно к отрасли права, идеологи которой считают, что административно-правовые отношения строятся на неравенстве прав государственных органов власти и других субъектов, которые обязаны выполнять предписания исполнительных органов власти, действующих от имени государства.

Но когда этот институт применен к конкретным областям отношений, то главным становится императивное установление определенного поведения всех субъектов в этой предметной области. Напомним о режиме границы, о режиме чрезвычайных ситуаций. Применительно к различного рода ресурсам (земля, недра, леса и др. природные ресурсы) могут устанавливаться определенные правовые режимы.

В Словаре административного права, изданном в 1999 г., правовой режим определен как «нормативно установленные правила относительно определенного предмета отношений или ситуаций, которые обязательно должны соблюдаться участниками отношений по поводу этого предмета (ситуации)». В отличие от правового статуса, который определяет правовое положение субъекта отношений, институт правового режима дает характеристику предмета отношений и правил обращения с этим ресурсом определенных субъектов. Этот институт применим и к информационным ресурсам.

В Федеральном законе от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» содержалась специальная гл. 2 «Информационные ресурсы», а в ст. 4 «Основы правового режима информационных ресурсов» были установлены две важные правовые нормы, раскрывающие содержание правового режима информационных ресурсов. Одна из них устанавливала включение информационных ресурсов в структуру других ресурсов Российской Федерации. Вторая определяла требования к составу, структуре правового режима этого ресурса. При этом были сформулированы нормы, которые устанавливали четыре обязательных требования, без которых информационный ресурс не может быть включен в систему правовых отношений и не может получить полноценные гарантии в процессе взаимодействия субъектов по поводу конкретных объектов данного ресурса.

В состав правового режима включались нормы, которые устанавливают: порядок документирования информации; право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы их в информационных системах; категорию информации по доступу к ней; порядок правовой защиты информации.

Закон содержал ряд статей, которые в общей форме раскрывали содержание каждого требования правового режима, что не исключало наличия специальных законов или иных нормативных актов, которые бы формулировали требования в соответствии со ст. 4 этого базового закона. На основе этих норм за годы действия первого российского закона об информации многие субъекты сформировали свои ресурсы и продолжают их пополнять и использовать. Несмотря на то что в Законе об информации этих норм нет, остановимся на краткой характеристике каждой позиции правового режима информационных ресурсов. Это важно еще и потому, что за годы применения первого Закона об информации накопилось много вопросов, которые не могут быть разрешены без детального правового регулирования этой проблемы.

Научные исследования по проблемам правового регулирования отношений, связанных с правовым режимом информационных ресурсов, все более привлекают внимание исследователей. Представляют интерес в этой области работы Л. К. Терещенко. Автор формулирует признаки правового режима информации (заметим, что не информационных ресурсов, а информации). Их пять: объект правоотношений, достижение социального эффекта, наличие правил, отражение в режиме «запретов и обязываний, льгот и дозволений». Правовой режим информации ею формулируется как «объектный режим, вводимый законодательным актом и позволяющий обеспечить комплексность воздействия посредством совокупности регулятивных, охранительных, процессуально-процедурных средств, характеризующих собой сочетание дозволений, запретов и обязываний, а также гарантии по его соблюдению». Весьма иитересными представляются тезисы, с одной стороны, о нематериальной природе информации, а с другой – о «материальном объекте» режима. Это дополняется полезными положениями о свойствах информации как объекта правоотношений, в числе которых формулируется тезис об «институциональной несамостоятельности информации». Это позволяет более глубоко заглянуть в проблему природы информации, ее связи с материальным миром, и вместе с тем решать вопросы режима информационного продукта интеллектуального творчества. В данных работах автора обострен и вопрос о функционально-целевом подходе к установлению правового режима информации (правильнее – информационного ресурса) исключительно через категорию «доступ». Как и некоторые другие авторы, Л. К. Терещенко склонна все формы проявления права на информацию по ст. 29 (ч. 4) Конституции РФ объединить понятием доступа. Однако при этом теряется такая форма, как «создание», «производство» информации. Упомянутые работы достаточно четко выявляют комплексное регулирование режима средствами публичного и гражданского права.

  • Терещенко Л. К. Правовой режим информации. М.: Юриспруденция, 2007.
  • Терещенко Л. К. Правовой режим информации: автореф, дис…. д-ра юрид. наук. М., 2011.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *