Правовой статус КФХ

Гражданско-правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств

Одним из первых субъектов предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве на постсоветском пространстве стало крестьянское (фермерское) хозяйство, статусным законодательным актом в отношении которых стал Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», определивший крестьянское (фермерское) хозяйство как самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования отдельным гражданином, семьей или группой граждан находящейся в их собственности или арендованной ими земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции (п. 1 ст. 1).

Теория юридического лица в то время недалеко ушла от примата социалистических организаций, учреждений и колхозов, практически исчерпывающих перечень организационно-правовых форм. Уже появились признанные законодателем кооперативы, сельское хозяйство требовало признания первых частных субъектов, роль которых отведена законодателем крестьянскому (фермерскому) хозяйству.

Очередная редакция приведенной нормы несколько изменила дефиницию, но с неизменной сутью крестьянского (фермерского) хозяйства как самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица, представленного отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков (в ред. Закона РСФСР от 27 декабря 1990 г. № 461-1). Указание на права юридических лиц — требование времени, необходимое для зарождающегося рыночного налогового законодательства. Таким образом, первые крестьянские хозяйства создавались как юридические лица.

В обоих приведенных дефинициях речь идёт о самостоятельном хозяйствующем субъекте, то есть, отличном от его субстрата, обособленном в обороте. Представим себе самый простой вариант, вытекающий из понятия, предложенного законодателем: отдельным гражданином представлен самостоятельный (другой, независимый от того же гражданина) хозяйствующий субъект, с правами юридического лица. Такое понятие, предложенное законодателем в 1990 году, можно понять в силу явной неразвитости теории юридического лица, требуемой зарождаемыми рыночными условиями.

За это время понятие юридического лица было предложено рядом актов, последним из которых явился Гражданский кодекс РФ, Часть первая (п. 1 ст. 48). Теперь, с 8 декабря 1994 г. (дата вступления в силу главы 4 Кодекса) не имел права на жизнь фразеологизм «с правами юридического лица», так как лица могли быть лишь юридическими и физическими.

При кодификации законодатель не нашёл в системе юридических лиц должного места крестьянскому (фермерскому) хозяйству. Получилось, что основными нормами о хозяйстве стали правила об имуществе, принадлежащем его членам по общему правилу на праве общей совместной собственности (ст.ст. 257 — 259 ГК РФ). Напротив, служебную роль заняли нормы о правовом статусе хозяйства. В частности, п. 2 ст. 23 ГК РФ предусмотрел, что с момента регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства его глава признаётся индивидуальным предпринимателем. Хорошо, хоть о правах юридического лица более не упоминалось. Но члены хозяйства, как и само хозяйство, чёткий правовой статус не обрели.

Соответственно, с начала 1995 года (ст. 23 ГК РФ вступила в силу с 01.01.1995 г.) крестьянские (фермерские) хозяйства стали регистрироваться в новом статусе. Теперь субъектом правовых отношений выступал глава хозяйства, который являлся индивидуальным предпринимателем.

Стало понятно лишь одно: вновь создаваемые хозяйства — некое договорное объединение, порождающее по общему правилу право общей совместной собственности на имущество, регистрируемое в качестве хозяйства, а его главе автоматически присваивается статус индивидуального предпринимателя. Позднее в Постановлении Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630 будет изложено обратное требование, но абсолютно логичное: государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Таким образом, никакой регистрации хозяйства нет, это простая регистрация индивидуального предпринимателя, с выдачей особого свидетельства, где есть слова «глава крестьянского (фермерского) хозяйства», а глава с членами хозяйства заключает договор.

Возник закономерный вопрос о правовой судьбе ранее зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйствах «с правами юридических лиц». Таким хозяйствам предоставлялось право (а не обязанность!) приведения правового статуса в соответствие с новыми нормами. Какие-либо сроки не были установлены. Здесь практика выявила два пути: одни хозяйства остались юридическими лицами, преобразовавшись в одну из предусмотренных Гражданским кодексом РФ организационно-правовую форму коммерческих организаций; другие никаких статусных изменений не производили; участники третьих ликвидировали юридические лица и регистрировали хозяйство путём государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Следует обратить внимание на то, что законодатель лишь предоставил право осуществить указанные действия. Поэтому единичные хозяйства привели свой статус в соответствие с Кодексом, а большинство статус не изменило.

Очередной этап начался 17 июня 2003 года, когда вступил в силу новый Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее по тексту — «новый Закон»), который признал утратившим силу прежний Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Новый Закон определил крестьянское (фермерское) хозяйство как объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Далее, на основании положений ГК РФ, уточняется: фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. И снова «хозяйство», «объединение граждан», но без образования юридического лица.

В рассматриваемый период продолжают действовать крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные до 1995 года «с правами юридических лиц».

С принятием нового Закона ожидалось исключение одновременного существования разнородных по правовой природе крестьянских (фермерских) хозяйств. Для этого в п. 3 ст. 23 ФЗ нового Закона предусмотрели, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года. Но на такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы нового законодательства по общему правилу уже распространялись с 2003 года. Полагаем, что речь идёт не о статусе, а об особенностях участия хозяйств в гражданском обороте.

Достичь поставленной цели до указанного срока не удалось. Законодатель вынужден был продлить данный срок до 1 января 2013 года.

Накануне этой даты в очередной раз стало ясно, что цель недостижима, по крайней мере, в ближайшее время. Поэтому Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. № 263-ФЗ «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»» указанный в предыдущем абзаце срок продлён до 1 января 2021 г.

Через неделю после принятия названного Закона № 263-ФЗ принимается Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым новые правила подлежат применению к ранее созданным К(Ф)Х — юридическим лицам и их последующая перерегистрация не требуется. При этом не требовалось ожидание вступления в силу всего Закона, так как нормы новой статьи 86.1 ГК РФ подлежали применению к названным хозяйствам уже с 31.12.2012 года — со дня официального опубликования Федерального закона № 302-ФЗ в Собрании Законодательства Российской Федерации (п. 7 ст. 2 данного Закона).

В Федеральном законе № 302-ФЗ решена судьба правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства на ближайшее время.

Теперь законодатель нашёл место рассматриваемым хозяйствам в числе юридических лиц — коммерческих организаций. Более того, Кодекс обогатился статьёй 86.1 (сначала в параграфе 2 главы 4 «Хозяйственные товарищества и общества»; в настоящее время — подпараграфе 3.1 (после подпагарафов 2 и 3, посвящённых полному товариществу и товариществу на вере), заняв промежуточное положение между названными типами коммерческих организаций. Соответственно, с 1 марта 2013 года утратил силу пункт 2 ст. 23 ГК РФ, в соответствии с которым глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признаётся предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Пролить свет на природу участия в крестьянских (фермерских) хозяйствах — юридических лицах поможет отнесение их законодателем к числу корпоративных организаций. Участники таких юридических лиц обладают правом участия (членства) в них и в совокупности формируют их высший орган (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Соответственно, в связи с участием в корпоративной организации её участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица (п. 2 ст. 65.1 ГК РФ), детальный перечень которых закреплён законодателем в ст. 65.2 ГК РФ.

Такой подход кардинально отличается от концепции, лежащей в основе Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», довольно успешно «работавший» в практике почти 10 лет. Учитывая последний фактор, законодатель пришёл к парадоксальному выводу. В частности, статья 23 ГК РФ дополнена пунктом пятым, признающим большинство существующих в настоящее время крестьянских (фермерских) хозяйств договорными объединениями граждан. Новая норма закрепляет право граждан заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой такого хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. крестьянский фермерский хозяйство правовой

Полагаем, что в последнем правиле законодатель допустил излишнюю осторожность, так как соответствующая норма сформулирована способом, позволяющим с одинаковым успехом использовать противоположные интерпретации. В частности, если бы было указано, что главой хозяйства может быть лишь индивидуальный предприниматель, то такое указание поставило бы точку в части определения субъекта правовых отношений. Если же интерпретировать норму иным образом, получим возможность любого дееспособного физического лица стать главой хозяйства, не исключая такую возможность для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Автору статьи наиболее импонирует первая точка зрения, так как рассматриваемая норма находится в ст. 23 ГК РФ, специально посвящённой основам правового регулирования предпринимательской деятельности граждан. Именно в соответствии с данной статьёй могут быть созданы крестьянские (фермерские) хозяйства как договорные объединения граждан. Но этот договор, в силу места норм о нём в статье о предпринимательской деятельности, а также в силу характера самой деятельности, является направленным на совместное осуществление предпринимательской деятельности. Обратившись на этом этапе рассуждений к аналогии с самым близким институтом совместной деятельности, получаем запрет заключения направленного на осуществление предпринимательской деятельности договора о такой деятельности между или даже с участием лиц, не являющихся специальными субъектами предпринимательской деятельности (см. п. 2 ст. 1041 ГК РФ). Получается, что в обороте от имени такого хозяйства, не наделённого гражданской правосубъектностью, должно выступать определённое лицо, обладающее ею. Само же соглашение о создании хозяйства должно регулировать отношения членов хозяйства внутри самого хозяйства. Соответственно, лицом, выступающим от имени крестьянского (фермерского) хозяйства — договорного объединения граждан, может быть лишь индивидуальный предприниматель. Полагаем, что законодателю следует дополнить абзац второй пункта 5 ст. 23 ГК РФ частицей «лишь» перед словами «гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя» — для исключения иных возможностей и достижения законодательной цели, которая не ограничивается лишь рассматриваемой статьёй Гражданского кодекса РФ, а должна служить также основой, в частности, для правильного применения налоговых, иных административно-правовых норм.

Предыдущий абзац предрешает ответ на вопрос о правовой судьбе крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных посредством регистрации главы хозяйства как индивидуального предпринимателя: они продолжают существовать в своём статусе.

Кроме того, законодателем допускается создание новых крестьянских (фермерских) хозяйств как договорных объединений граждан — на основании п. 5 ст. 23 ГК РФ и продолжающего действие Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Правовой основой деятельности таких хозяйств будет договор — соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенное в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. А главой такого хозяйства может стать гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя.

Теперь законодатель позволил подвести черту: «договорное хозяйство» является первичной формой крестьянского (фермерского) хозяйства. Эта форма может остаться незыблемой, а может стать базой для создания крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица. Правомерен и обратный вывод: нельзя создать крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо, минуя первичную (договорную) форму.

Итак, любое действующее крестьянское (фермерское) хозяйство, не являющееся юридическим лицом, с 1 марта 2013 года может быть облечено в форму юридического лица по решению его участников.

Такое юридическое лицо определено законодателем как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов. Законодатель в очередной раз осторожно отнёсся к правовой природе рассматриваемых хозяйств, расположив нормы о них между хозяйственными товариществами и хозяйственными обществами, имеющими значительные отличия.

Личное участие членов корпорации в осуществляемой ею предпринимательской деятельности могло бы отнести соответствующую организацию к хозяйственному товариществу или производственному кооперативу. Но место, отведённое рассматриваемым организациям в системе юридических лиц, однозначно относит их к разновидности хозяйственных товариществ.

Юридические лица названной группы являются собственниками внесённого его членами имущества. Какие-либо особенности для крестьянских (фермерских) хозяйств не устанавливаются.

Примечательно, что гражданин может участвовать одновременно в нескольких хозяйствах первого уровня (договорных); а в К(Ф)Х — юридическом лице — только в одном, что аналогично требованию лишь к полным товарищам во всех хозяйственных товариществах, с тем лишь отличием, что к члену К(Ф)Х не предъявляется требование наличия статуса индивидуального предпринимателя. Последнее не позволяет квалифицировать хозяйство как товарищество. Видимо, действительно, законодатель включил промежуточную (между обществами и товариществами) модель коммерческой организации. Правила же об ответственности юридического лица строятся как в хозяйственных товариществах: отвечает по обязательствам само хозяйство, а субсидиарную ответственность по обязательствам хозяйства несут его члены.

В «статусных» нормах статьи 86.1 ГК РФ законодатель решил учесть максимум особенностей крестьянского (фермерского) хозяйства, предусмотрев, что при обращении взыскания кредиторов хозяйства на находящийся в собственности последнего земельный участок, участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.

Этим решён важнейший экономический вопрос распадающегося крестьянского (фермерского) хозяйства: сохраняется (при необходимости) целостность и целевое использование земельного участка.

Иные особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются федеральным законом. Полагаю, что плодить количественно законы о крестьянском (фермерском) хозяйстве нет смысла, а более детальные правила составят комплекс изменений в действующий ФЗ от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», где одновременно будут нормы как о договорных хозяйствах первого уровня, так и о хозяйствах — юридических лицах.

Суммарно перечисленные признаки, которыми законодатель наделил крестьянские (фермерские) хозяйства, являющиеся юридическими лицами, позволяют условно отнести их к особой разновидности полных товариществ, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства, членство в которых не требует приобретения статуса индивидуального предпринимателя.

Литература

  • 1. Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1990. — № 26. — Ст. 324.
  • 2. Ведомости СНД и ВС РСФСР. — 1991. — № 1. — Ст. 5.
  • 3. СЗ РФ. — 2003. — № 24. — Ст. 2249.
  • 4. О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»: Федеральный закон от 30 октября 2009 г. № 239-ФЗ // СЗ РФ. — 2009. — № 44. — Ст. 5168.
  • 5. СЗ РФ. — 2012. — № 53. — Ст. 7588.
  • 6. СЗ РФ. — 2012. — № 53. — Ст. 7627.

Проблемы определения правового статуса крестьянского фермерского хозяйства

Библиографическое описание:

Михайлова А. А. Проблемы определения правового статуса крестьянского фермерского хозяйства // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 115-117. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11416/ (дата обращения: 04.06.2019).



Как известно, самой распространенной формой ведения деятельности в сельском хозяйстве всегда было и есть крестьянское фермерское хозяйство, которое признается особым субъектом права.

Как отмечает Суюндукова А. Ю., крестьянское (фермерское) хозяйство — особый субъект права, представленный одним или несколькими физическими лицами, связанными родством или свойством и (или) общей собственностью, на основании личного участия осуществляющий предпринимательскую деятельность в сельском хозяйстве . Интересным представляется утверждение Т. А. Абовой, считающей крестьянское хозяйство, занимает особое место в ГК РФ, гражданско-правовой статус хозяйства нельзя определять «через призму его главы или через юридическую личность» .

ФЗ от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в 1 статье дает нам понятие данного хозяйствующего субъекта- это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии . Согласно пункту 3 этой же статьи данная форма хозяйства может осуществлять предпринимательскую деятельность и без образования юридического лица с применением правил гражданского законодательства.

Для того, чтобы понять и учесть некоторые правовые недоработки и пробелы в законодательстве, на мой взгляд, необходимо провести краткий экскурс в историю о ранее принятых актах, регулирующих вопросы деятельности и организации КФХ.

Впервые крестьянские (фермерские) хозяйства в России стали создаваться после принятия 22 ноября 1990 года закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Согласно п.1 статьи 1 закона, с последующими изменениями, КФХ рассматривалось как самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица,представленного отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков . Такая формулировка рассматриваемого хозяйства, содержащая отчетливое представление о правовом положении КФХ в качестве юридического лица, определялась вплоть до 17 июня 2003 года.

После введения в действие с 1 января 1995 года части первой Гражданского кодекса РФ КФХ стало определяться как вид индивидуального предпринимательства без образования юридического лица, а глава КФХ признавался в качестве индивидуального предпринимателя . Немаловажным является тот факт, что запрет на регистрацию КФХ в качестве организаций исключил возможность распространения на них норм о юридических лицах. Однако те КФХ, которые были созданы до вступления в силу ГК РФ, как юридические лица, продолжили своё существование параллельно с новой формой деятельности. Следовательно, ясность правового статуса КФХ не была достигнута в данном вопросе.

17 июня 2003 года вступил в силу принятый 11 июня 2003 года новый Федеральный закон, признавший прежний закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» утратившим силу. Он определил КФХ, как объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии . Также крестьянское (фермерское) хозяйство в соответствии со ст. 3 п.3 осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Статьей 23 ч. 3 этого же закона было предусмотрено, что КФХ, созданные в соответствии с Законом РСФСР N 348–1 вправе сохранить статус юридического лица до 1 января 2010 года. Так как достичь в срок поставленной цели не удалось, законодатель вынужден был продлить его до 1 января 2013 года, согласно ФЗ от 30 октября 2009 г. N 239-ФЗ. На данный момент этот срок продлен до 2021 года. Несомненно, реформирование данного вопроса влечет за собой изменение и гражданского законодательства, предусматривающего некоторые вопросы о КФХ.

В период активной работы по совершенствованию гражданского законодательства в России 2010–2012 годов, 30 декабря 2012 года Президент РФ подписал ФЗ N 302 «О внесении изменений в главы 1,2,3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», который кардинально изменил правовое положение КФХ. Теперь они (КФХ) рассматривались в числе юридических лиц- коммерческих организаций. В частности, статья 23 ГК РФ была дополнена п.5, согласно которому КФХ признаются как договорные объединения граждан. Эта норма закрепила право граждан заниматься хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о КФХ; главой такого хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя .

Из вышесказанного можно сделать вывод, что правовой основой деятельности таких хозяйств становится договор, а именно, соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенное в соответствии с законом о КФХ. Такое соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства и должно содержать следующий сведения, согласно статье 4 ФЗ от 11 июня 2003 года:

‒ о членах фермерского хозяйства;

‒ о признании главойфермерскогохозяйства, о его полномочиях и порядке управлением фермерским хозяйством;

‒ о правах и обязанностях членов фермерского хозяйства;

‒ о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

‒ о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;

‒ о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

К соглашению обязательно должны прикладываться копии документов, подтверждающих родство граждан, которые создают фермерское хозяйство.

Таким образом, соглашение о создании КФХ является основным юридическим документом для возникновения и дальнейшего существования фермерского хозяйства. Следует отметить, что при создании фермерского хозяйства одним человеком заключение соглашения не требуется.

Итак, с 1 марта 2013 года КФХ занимают промежуточное положение между хозяйственными товариществами и общественными и признаются одним из необходимых субъектов предпринимательской деятельности . Те КФХ, созданные в качестве юридических лиц на основе Закона РСФСР N 348–1 подлежат применению согласно статье 86.1 ГК РФ, которая гласит, что «Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство. Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов». Перерегистрация ранее созданных КФХ не требуется. Следовательно, любое действующее крестьянское (фермерское) хозяйство, не являющееся юридическим лицом, с 1 марта 2013 года может стать юридическим лицом по решению его участников.

Очевидно, что внесенные положения об изменении правового положения КФХ имеют большое значение не только для сельскохозяйственной деятельности в целом и АПК страны, но и вообще для всей рыночной экономики. Возможность выступления КФХ в качестве юридических лиц в гражданском обороте создает основу для увеличения числа субъектов предпринимательской деятельности АПК и стабильного существования такой формы хозяйствования, а также для развития валютно-финансового сегмента экономики России .

Государственная поддержка КФХ осуществляется путем предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. Согласно последним новостям, в августе этого года Минсельхоз закончил принятие предложений сельхозпроизводителей по поводу их видения распределения «единой» субсидии для аграриев на 2017 год. Со следующего года в России будут действовать новые правила предоставления господдержки производителям — вместо 54 видов субсидий будет 7, кроме того, между производителями их распределят регионы. Мнения ведущих 20 союзов Минсельхоз собирал до 17 августа для того, чтобы позже сформировать свою позицию по этому вопросу. Этот новый вид поддержки в 2017 году будет выделяться в рамках одной из подпрограмм по развитию сельского хозяйства — «Развитие подотраслей сельского хозяйства», согласно проекту ведомства. В настоящее время в рамках этой подпрограммы выделяется 30 видов субсидий, которые получают производители. Вопрос по данной теме остается все еще открытым.

Вернемся к насущным проблемам. Как мы уже выяснили, КФХ не является в полной мере юридическим лицом, и индивидуальным предпринимателем. Это нечто среднее, требующее дальнейшего анализа и развития. Не могу не согласиться с высказыванием В. В. Устюковой о том, что «особенности крестьянского хозяйства могут быть адекватно отражены в законодательстве лишь в том случае, если отношения по его созданию и деятельности буду регулироваться всесторонне, что возможно только с позиций аграрного права как комплексной отрасли российского права» .

Таким образом мы приходим к выводу о необходимости в дальнейшем совершенствовании нормативного закрепления гражданско-правового положения КФХ как юридического лица и как отдельной договорной формы хозяйствования.

Литература:

  1. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
  2. Закон РСФСР от 22.11.1990 N 348–1 (ред. от 21.03.2002) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
  3. Сафин З. Ф. Новое в гражданско-правовом положении крестьянских (фермерских) хозяйств//Ученые записки Казанского Университета. Серия Гуманитарные науки.-2013.-№ 4.-С.151–155.
  4. Устюкова В. В. Правовое положение КФХ и личного подсобного хозяйства в РФ: автореф. Дис … д-ра юрид. Наук.-М.,2002.-45с.
  5. Абова Т. Е. Субъекты гражданского права/ ответ. ред. Т. Е. Абова. М., 2000. С. 5.
  6. Суюндукова А. Ю. Гражданско-правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2011. С. 2.

Основные термины (генерируются автоматически): юридическое лицо, фермерское хозяйство, сельское хозяйство, хозяйство, личное участие, предпринимательская деятельность, хозяйственная деятельность, гражданское законодательство, индивидуальный предприниматель, общая собственность.

Раздел 1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения

Отраслевая целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы» (далее — Программа) должна стать инструментом реализации государственной стратегии устойчивого развития крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – КФХ) и малых форм хозяйствования (далее – МФХ) в АПК России. Повышение производительности КФХ и МФХ, а также их устойчивое развитие позволит увеличить долю обрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения, увеличить объемы сельскохозяйственного производства, повысить уровень жизни сельского населения, а также решить социально-экономические проблемы развития села, относящиеся к приоритетным целям развития АПК России, на достижение которых направлена деятельность Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Программа разработана в развитие и дополнение «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2011 гг.», которая утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446.

Анализ ситуации и потенциал развития КФХ и МФХ
В настоящее время государственная поддержка КФХ осуществляется в рамках постановления Правительства Российской Фе¬дерации от 4 февраля 2009 г. № 90 «О распределении и предоставлении в 2009 – 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года № 90 крестьянские (фермерские) хозяйства могут получать субсидии по кредитам и займам, полученным:

— после 1 января 2005 г. на срок до 8 лет – на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, в том числе тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, машин и оборудования, используемых для животноводства, птицеводства, кормопроизводства, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо и для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, в соответствии с перечнем, утверждаемым Минсельхозом России, а также на приобретение племенных сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала), строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства, кормопроизводства и объектов по переработке льна и льноволокна, строительство и реконструкцию прививочных комплексов для многолетних насаждений и на закладку многолетних насаждений и виноградников, при условии, что общая сумма кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 10 млн. рублей на одно хозяйство;

— после 1 января 2007 г. на срок до 2 лет – на приобретение горючесмазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ в соответствии с перечнем, утверждаемым Минсельхозом России, а также на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции, при условии, что общая сумма кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 5 млн. рублей на одно хозяйство;

— после 1 января 2008 г. на срок до 5 лет – на развитие направлений, связанных с развитием туризма в сельской местности (сельский туризм), включая развитие народных промыслов, торговли в сельской местности, а также с бытовым и социально — культурным обслуживанием сельского населения, заготовкой и переработкой дикорастущих плодов, ягод, лекарственных растений и других пищевых и недревесных лесных ресурсов, в соответствии с перечнем, утверждаемым Минсельхозом России.

Субсидии представляются заемщикам из бюджетов субъ¬ектов Российской Федерации ежемесячно в размере 95% от затрат на уплату процентов, но не более 95% от ставки рефинансирования (учетной ставки) Цент¬рального банка Российской Федерации, действующей на дату предоставления кредита, при условии свое¬временного погашения кредита и уплаты заемщиком процентов, начисленных в соответствии с кредитными договорами, заключенными с банками.

За время проведения рыночных реформ КФХ и МФХ стали неотъемлемой частью сельского хозяйства.
К важным отличительным особенностям фермерского хозяйственного уклада в России следует отнести, прежде всего:
принадлежность к малому сельскому предпринимательству;
высокая социально-экономическая мотивация фермеров к труду на земле;
полная экономическая и юридическая ответственность за результаты своей деятельности;
самостоятельность в обеспечении производственными ресурсами;
ограниченное использование наемной рабочей силы.

Несмотря на недостаточную государственную поддержку, слабую социальную защищенность фермеров, в целом фермерство нашло свою социально-экономическую нишу в многоукладном аграрном производстве.
Развитие крестьянских хозяйств — сложный исторический процесс и пока этот процесс происходит неравномерно и противоречиво: сказывается психологическая, нравственная, материально-техническая и правовая неподготовленность общества к многоукладной экономике на селе, а также низкий производственной, сбытовой и социальной инфраструктуры и системы хранения.

Основные факторы, препятствующие развитию КФХ и МФХ

Сектор КФХ и других МФХ в России обладает определенным потенциалом для развития. Но есть определенные проблемы, которые препятствуют повышению производительности и устойчивому развитию КФХ и МФХ.

Поэтому задача государства – создать экономические и институциональные условия, а также снять барьеры, препятствующие повышению производительности КФХ и МФХ.

Необходимость разработки особой программы по МФХ на селе обусловлена следующими факторами:
Во-первых, Россия как самое крупное по размерам территории страна в мире вынуждена иметь многоукладное сельское хозяйство.

Во-вторых – с развитием КФХ и МФХ связана стратегическая задача государства по устойчивому развитию сельских территорий.

В-третьих – малые формы хозяйствования на селе – это не просто бизнес или коммерческая деятельность, это формы социальной организации в сельской местности.

В связи с этим наряду с экономическими целями (повышение производительности и устойчивости КФХ и других МФХ) Программа направлена на решение определенных социальных целей.

Эффективное развитие КФХ и МФХ сталкивается с рядом институциональных проблем, по которым целесообразно разработать механизмы и предложения, обеспечивающие рост данных форм хозяйствования.

1. Одна из наиболее значимых проблем для любого КФХ – невозможность реализовать свою продукцию.
При этом основным ограничителем выступает не отсутствие спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, а отсутствие инфраструктуры сбыта. Поэтому фермер осенью вынужден продавать по себестоимости свою продукцию посредникам. Данная проблема связана как с отсутствием сбытовых структур, действующих в интересах производителей, так и инфраструктуры первичной переработки сельскохозяйственной продукции и инфраструктуры хранения и транспортировки.

2. Применение инноваций в совокупности с такими факторами как высокая квалификация менеджмента, применение высокопродуктивных животных и высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур.
Производительность труда в сельском хозяйстве России в 5-6 раз уступает европейским показателям. Это касается как растениеводства, так и животноводства. Основной фактор высокой производительности сельского хозяйства в европейских странах – инновации.

3. Институциональная база крестьянской (фермерской) деятельности по многим позициям также не соответствуют современным реалиям. Институт КФХ, введенный Гражданским кодексом Российской Федерации в начале 90-х годов и закрепленный Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», не стимулирует сельхозпроизводителей иметь статус крестьянского (фермерского) хозяйства. Как следствие, количество КФХ с середины 90-х годов неуклонно снижается. Многим фермерам выгоднее работать в форме личного подсобного хозяйства (далее — ЛПХ), чем иметь статус КФХ.
Устранение институциональных дефектов за счет совершенствования законодательства было бы выгодно и фермерам (возможность получения кредитов для развития бизнеса), и государству (устранение искажений статистики).

4. Для решения всех выше поставленных задач следует обратить внимание на возможность облегчения доступа МФХ и КФХ к финансовым ресурсам. Решения такого острого вопроса позволит КФХ и МФХ приобрести высокопродуктивные породы животных и высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур.

Выше обозначенные проблемы непосредственно влияют на тенденцию сокращения КФХ. Данные проблемы не могут решаться отдельно сообществом фермеров без участия государства.
Способы и механизмы решения каждой из вышеуказанных проблем составляют содержание данной Программы.

Целью Программы является создание экономических и институциональных условий для повышения производительности и устойчивого развития КФХ и других МФХ.

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Крестьянские (фермерские) хозяйства занимают особое место в системе организационно-правовых форм ведения предпринимательской деятельности.

Конституционной основой организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств служат ст. 8, 9, 34, 36 Конституции РФ. Кроме этого, их деятельность регламентируется ЗК РФ, ГК РФ, Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

Закон определяет, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К его деятельности применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

В то же время ст. 86.1 ГК РФ устанавливает, что граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.

Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном уча- стии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.

При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.

Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.

Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.

В связи с этим положения ст. 86.1 ГК РФ необходимо учесть в Федеральном законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Однако до сегодняшнего дня этого не сделано.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа им к финансовым и иным ресурсам. Вмешательство данных органов в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением установленных случаев.

Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

Членами фермерского хозяйства могут быть:

  • 1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет;
  • 2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.

Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство. Оно подписывается всеми членами фермерского хозяйства. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение.

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации.

Важно знать!

В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

Определено, что имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное. Доли членов фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между ними.

Члены фермерского хозяйства сообща владеют, пользуются и распоряжаются имуществом фермерского хозяйства в соответствии с порядком, определенным соглашением. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, оно отвечает своим имуществом.

В Законе определены правовые последствия выхода членов из фермерского хозяйства. Установлено, что при выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.

В то же время гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется но взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие нс достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.

Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.

При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства.

Наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с ГК РФ.

Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий. Порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается ЗК РФ. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, устанавливаются законами субъектов РФ.

Гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности.

В фермерское хозяйство могут приниматься новые члены. Их прием осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме. Членство в фермерском хозяйстве прекращается при выходе из членов фермерского хозяйства или в случае смерти члена фермерского хозяйства. Выход осуществляется но его заявлению в письменной форме.

Члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей.

Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства.

Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является его главой. Он должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов. Глава фермерского хозяйства: организует деятельность фермерского хозяйства; без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; выдает доверенности; осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение; организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства; осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.

В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают но взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена.

Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства. Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.

Важно знать!

Перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд, считаются перевозки: сырья, кормов; произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции; сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней; семян; удобрений; горюче-смазочных материалов; иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.

Фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут но договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.

Установлены случаи прекращения существования фермерского хозяйства:

  • а) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;
  • б) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;
  • в) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;
  • г) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;
  • д) на основании решения суда.

Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке. Прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам ГК РФ.

2.2 Основные проблемы отечественного фермерского хозяйства на современном этапе развития

Сейчас в России более 300 тыс. ферм, среди которых немало высокодоходных, есть фермеры-миллионеры, но в своей общей массе это пока слабые, технически плохо оборудованные, недостаточно обустроенные хозяйства. Иногда разорение фермерских хозяйств происходит из-за непрофессионального менеджмента. Между тем начинают действовать рыночные механизмы и в деревне. Прежде всего, начинает работать конкуренция. Уже есть устоявшиеся на рынке фермеры, которые способны конкурировать между собой. Вопреки прогнозам о том, что такие государственные формы хозяйств как колхозы и совхозы, отойдут в прошлое, государственные образования продолжают работать и зачастую в некоторых местах, при наличии хорошего руководителя хозяйства, государственные предприятия развиваются лучше частных фермерских хозяйств, находящихся на той же территории43.

Если рассматривать фермерское хозяйство по отраслям, то наиболее динамично сегодня развивается растениеводство, поскольку, оно не требует таких дополнительных средств, как загоны для скота, пастбища, корма на зиму и т.д. Но в результате того, что места на рынке растениеводства практически все заняты, происходит переход капитала в животноводческую сферу производства. Она, конечно требует больших затрат и менее медленно окупается, в отличие от растениеводства, но эти две ветви сельскохозяйственного производства не могут работать друг без друга.

Тем не менее, несмотря на постепенное развитие фермерства, в отрасли достаточно много проблем, основные из которых мы рассмотрим подробнее:

– одна из основных проблем общая как для фермерства, так и для сельского хозяйства в целом – высокие цены на горючее, которые делают невозможным высокорентабельное производство сельскохозяйственной продукции44. Было предложение перевести тракторы и комбайны на газ, что по расчетам специалистов, позволяет снизить затраты на горючее в трое. Однако сам парк сельскохозяйственных машин в большинстве своем выработал весь свой ресурс. Во-вторых, переоборудование самоходной техники на газ также требует затрат. Пути решения этой проблемы в общих чертах намечены. Правительство признает, что дальнейшая поддержка технологической модернизации сельского хозяйства. Она включает приобретение новой техники, освоение комплексных, а также ресурсосберегающих агротехнологий. В российских условиях они сразу в 3 – 4 раза снижают себестоимость продукции. Конечно, следует не только субсидировать процентные ставки по банковским кредитам, но и компенсировать часть затрат на приобретение таких техники и технологий по перечню, который должен быть формализован.

– проблема притока капитала в отрасли стоит также остро, как и десять лет назад. Несмотря на то, что с введением в действие национального проекта резко расширилось льготное кредитование фермерских хозяйств, этого пока явно не достаточно. Частные банки предлагают для фермеров высокие кредитные ставки (15 – 16%, а в ряде случаев и до 20% годовых) и объем кредитования в годы кризиса резко снизился. Банки не могут снизить процентные ставки, т. к. они не уверены в возврате кредитов, поскольку в сельском хозяйстве, где также господствуют частники, еще продолжается передел собственности, идет очередная волна сгона крестьян с земли, прямых захватов, поглощений и умышленных банкротств предприятий. Уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство остается низким. В 2008 году объем инвестиций в основной капитал отрасли составил около 4 процентов их объема в экономике страны45. В основном это связано с тем, что сельское хозяйство – отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне инвестиционной привлекательности. В настоящее время проводятся ряд мероприятий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, улучшению состояния почв, а также повышению их плодородия.

– высокие таможенные пошлины на сельскохозяйственную технику и незащищенный внутренний рынок от демпинговых поставок продуктов питания из-за границы46. Даже северные страны Западной Европы отличаются от России гораздо более благоприятными природно-климатическими условиями. Там дольше период произрастания растений, намного менее суровая зима и пр. У нас строения должны быть более капитальными, расходы на обогрев помещений много выше. Поэтому состязаться с западными производителями по эффективности сельскохозяйственного производства при прочих равных условиях российским фермерам невозможно;

– еще одна серьезная проблема стоящая как перед фермерством в частности, так и перед сельским хозяйством в целом – взаимоотношения с торговлей. Крупные торговые сети расширяют экспансию в регионы. После их укоренения местные жители в полной мере почувствуют власть таких монополистов. Это уже не посредники, не объекты инфраструктуры, которая доводит товар до потребителя. Они могут пытаться влиять на соотношение и размещение производительных сил в регионе. Рычаг у любого монополиста в торговле продовольствием и идеальный, срабатывает в течении одного-двух дней. Прекратили поставку товаров – и местные жители оказываются почти в безвыходном положении. Такие монополии исключительно опасны для мелкого и среднего фермерства.

– социальные проблемы сельских жителей47: необходимо строительство жилья на селе, улучшение социальных условий для крестьян. Хозяевами на селе стали крупные корпорации, не заинтересованные в процветании села. Сегодня в селе царит одна корпорация, завтра она, учитывая изменение конъюнктуры рынка, продаст свои акции. Отвлекать на жилищное строительство средства, которые можно эффективнее вложить в производство, экономически нецелесообразно; В этом плане, конечно, необходимо отметить ряд подвижек, которые наметились в связи с принятием федерального закона «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе». За 2007–2008 годы более 32 000 молодых специалистов получили жилье, однако этих объемов в масштабах страны пока не достаточно;

– Еще одна проблема, значительно затрудняющая развитие российского фермерства – это несовершенство земельной политики. 92% земель сельскохозяйственного назначения в России находятся в частном владении, но из них только 30% оформлены юридически должным образом48. Проблема земельных долей, особенно в Центральной России, стоит очень остро. Появился новый вид рейдерства: приезжает группа лиц с юристами, собирают дольщиков и едут с ними регистрировать их земельную собственность, оформляют внесение долей в уставный капитал некого акционерного общества и тут же эти акции выкупают. Новые «владельцы» сообщают директору хозяйства, что земля уже не его, и на ней намечено осуществить другие планы. В этой связи необходимо законодательно ужесточить процедуру перевода земель сельхозназначения в иные категории, чтобы если не прекратить, то ограничить покупку земель с целью последующей продажи под дачи, гостиницы или зоны отдыха. Кроме того, законодательства важно совершенствовать таким образом, чтобы тот, кто работает на земле, имел преимущество.

Таковы основные проблемы, которые стоят перед российским фермерством. Как мы видим, даже довольно краткое их перечисление представляет собой довольно внушительный список, в отличие от проблем фермерства развитых зарубежных стран Европы и Северной Америки.

Конечно, фермерство и сельское хозяйство сейчас находятся в гораздо более лучшем положении, чем в начале 90-х. Правительство на сегодняшний день стало все больше уделять внимание отраслям АПК. Его главная заслуга – разработка приоритетного национального проект «Развитие АПК», который уже дал свои первые плоды. Благодаря ему в России стали решаться проблемы жилья в селе, привлечения молодежи в село, разработки торговой политики АПК, кредитование АПК и др. Можно сделать прогноз о том, что при последовательном продолжении этой политики сельское хозяйство в целом и фермерство в частности будет развиваться.

Для эффективного функционирования сельского хозяйства необходимо осуществлять мероприятия по созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, в том числе поддержке почвенного плодородия, разработке технических регламентов, определяющих требования к основным и оборотным средствам сельскохозяйственного производства и готовой продукции, созданию единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса, обеспечению отрасли квалифицированными кадрами и проведению научных исследований по приоритетным направлениям отрасли сельского хозяйства

Конечно, российское фермерство при условии устойчивого развития не застраховано от «большой фермерской проблемы» запада, тем более что определенные отголоски этих проблем уже ощущаются российскими фермерами.

Таким образом, сделаем несколько общих, для данной главы выводов:

– фермерство в России, так же как и за рубежом, имеет свою историю; она начинается с реформ П.А. Столыпина 1907–1908 гг. Однако, несмотря на ряд сдвигов в положительную сторону, сделать Россию страной фермеров П. Столыпину не удалось; второй этап истории начинается с принятием в РСФСР закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в 1990 году;

– в 1990 годы в России формируется частный сектор в аграрном комплексе. Уже к концу 1999 года в стране функционировало 280 тыс. фермерских хозяйств, за которыми закреплено более 12 млн. га земли, однако большинство из этих хозяйств находились в условиях перманентного кризиса, из-за ряда нерешаемых на тот момент проблем;

– во второй половине 2000-х годов начинает действовать приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Мероприятия в его рамках привели к определенным подвижкам в позитивную сторону. Однако говорить о каком-либо коренном переломе еще рано, так как фермерское хозяйство производит лишь около 7,5% всей продукции российского сельского хозяйства;

– к основным проблемам российского фермерства на настоящий момент можно отнести: высокие цены на горючее; проблема притока капитала; высокие таможенные пошлины на сельскохозяйственную технику и незащищенный внутренний рынок от демпинговых поставок продуктов питания из-за границы; социальные проблемы общие для всех жителей села (как следствие – кадровый голод) и несовершенство земельной политики.

– фермерство и сельское хозяйство сейчас находятся в гораздо более лучшем положении, чем в начале 90-х. Правительство на сегодняшний день стало все больше уделять внимание отраслям АПК. Благодаря национальному проекту «Развитие АПК» в России стали решаться проблемы жилья в селе, привлечения молодежи в село, разработки торговой политики АПК, кредитование АПК и др. Можно сделать прогноз о том, что при последовательном продолжении этой политики сельское хозяйство в целом и фермерство в частности будет развиваться.

На наш взгляд российскому фермерству в решении его проблем может значительно пригодится передовой мировой опыт взаимоотношений фермерских хозяйств с государством и рынком. В этом контексте наиболее перспективным нам кажется опыт и достижения фермерства Великобритании, о которых мы говорили на предыдущих страницах настоящей работы.

Заключение

Целью настоящей курсовой работы было изучить и определить основные проблемы становления и развития фермерских хозяйств на основе мирового и отечественного опыта. Настоящая цель выполнялась нами путем выполнения ряда задач, которые вытекали из поставленной цели. Таким образом, мы пришли к следующим общим выводам:

Нынешняя система зарубежного фермерства складывалась, многие десятилетий. В странах, где производилась колонизация или захват свободных земель (США и др.), хозяйства фермеров получили наиболее раннее развитие. В Европе первые фермерские хозяйства появились в Британии, и распространились во в.п. XIX – п.п. XX века. Основные тенденции в фермерском хозяйства XX века – укрупнение фермерских хозяйств. Именно крупные фермерские хозяйства являются основными поставщиками сельскохозяйственной продукции в ряде зарубежных стран.

Процесс формирования фермерства зарубежных стран выявил краткосрочную и долговременную проблемы. Первая, связана с нестабильностью фермерских доходов в различные годы. Вторая, касается факторов, которые способствовали отставанию фермерских цен и доходов от изменения цен и доходов в экономике в целом.

Изучив положение фермерства в ряде развитых зарубежных стран, мы выявили сходные и различные моменты для каждой отдельной страны, так в США, фермер менее защищен государством, чем в ЕС, однако, эффективность с.х. в США выше, чем во многих странах ЕС; во Франции с.х. является наиболее опекаемой государством отраслью: финансовая помощь фермерству связывается с необходимостью достижения самообеспеченности по основным продуктам; в Великобритании распространение получили средние фермерские хозяйства, производство на которых характеризуется высочайшей культурой. Государство не предоставляет фермерам помощи, однако для банков фермерство является надежным видом бизнеса с малой степенью риска.

Фермерство в России, также имеет свою историю; она начинается с реформ П.А. Столыпина. Однако, на тот период времени, сделать Россию страной фермеров не удалось; второй этап начинается с принятием закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в 1990 году. В 1990 годы в России формируется частный сектор в аграрном комплексе. Уже к концу 1999 года в стране функционировало 280 тыс. фермерских хозяйств, однако большинство из них находились в условиях кризиса. Во в.п. 2000-х годов начинает действовать приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Мероприятия в его рамках привели к подвижкам в позитивную сторону. Однако говорить о каком-либо коренном переломе еще рано, так как фермеры производят на настоящий момент лишь около 7,5% всей продукции российского сельского хозяйства. К основным проблемам российского фермерства на современном этапе можно отнести: высокие цены на горючее; проблему притока капитала; таможенные пошлины на с.х. технику и незащищенный внутренний рынок от демпинговых поставок продуктов питания из-за границы; социальные проблемы и несовершенство земельной политики.

В целом фермерство и сельское хозяйство сейчас находятся в гораздо более лучшем положении, чем в 90-х годах. Благодаря национальному проекту «Развитие АПК» стали решаться проблемы жилья в селе, привлечения молодежи в село, кредитование АПК и др. Можно сделать прогноз о том, что при продолжении этой политики сельское хозяйство в целом и фермерство в частности будет развиваться.

На наш взгляд российскому фермерству в решении его проблем может значительно пригодится мировой опыт взаимоотношений фермерских хозяйств с государством и рынком. В этом контексте наиболее перспективным нам кажется опыт и достижения фермерства Великобритании.

Список использованной литературы

  1. Официальные издания

1. О крестьянском (фермерском) хозяйстве. Федеральный закон №74-ФЗ от 11.06.2003. С изменениями на 1 июля 2009 года. Официальный текст. М., Юридическая литература, 2009.

2. О крестьянском (фермерском) хозяйстве. Закон РСФСР №348–1 от 22.11.1990. Утратил силу. Официальный текст. М., Юридическая литература, 2001.

3. Российский статистический ежегодник. М., Росстат, 2000;

4. Российский статистический ежегодник. М., Росстат, 2008;

  1. Научные монографии

  1. Бачикина Е.И. Формы управления сельского хозяйства и продовольствия за рубежом. М., Дело-С, 2006. – 318 с.

  2. Валова Д.В. Экономика абсурдов и парадоксов: Очерки – размышления. М., Политиздат, 2005. – 302 с.

  3. Войтех В. Влияние государства на рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия. М., Эконом и К, 2008. – 207 с.

  4. Грей К. Роль государства в аграрном секторе США. СПб., Инфа, 2005. – 309 с.

  5. Иохин В.Я. Экономическая теория. Введение в рынок и микроэкономический анализ. М., ИНФРА-м, 2008. – 404 с.

  6. Кучуков Р. Ценообразование в АПК стран с развитой экономической экономикой. Воронеж, Легион, 2007. – 259 с.

  7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т. 1. – Таллин, Экономика, 2006. – 390 с.

  8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т. 2. – Таллин, Экономика, 2006. – 405 с.

  9. Михайленко И. АПК в Великобритании. СПб., Инфа, 2007. – 180 с.

  10. Приходько Т. Управление сельским хазяйством во Франции. СПб., Инфа, 2007 – 250 с.

  11. Экономика мира. Основные направления сельского хозяйства и промышленности мировой экономики. Глобальные проблемы человечества. – М.: АСТ, 2006. – 380 с.

  1. Статьи из журналов

1. Боробов В.Г. Рынок технологий в АПК // Экономист, 2006 – №12. С. 26–38.

2. Руцкой А. Радугин Н. Продовольственная безопасность: зарубежный опыт // АПК: экономика управления, 2008 – №2. С. 12–24.

3. Чирков Е. Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства // АПК: экономика управления, 2008 – №7. С. 34–45.

1 Бачикина Е.И. Формы управления сельского хозяйства и продовольствия за рубежом. М., Дело-С, 2006. С. 13.

2 Там же, стр. 16.

3 Там же, стр. 21.

4 Грей К. Роль государства в аграрном секторе США. СПб., Инфа, 2005. С. 32.

5 Там же, стр. 94.

6 Кучуков Р. Ценообразование в АПК стран с развитой экономической экономикой. Воронеж, Легион, 2007. С. 12.

7 Там же, стр. 56.

8 Там же, стр. 73.

9 Там же, 86-88.

10 Бачикина Е.И. Формы управления сельского хозяйства и продовольствия за рубежом. М., Дело-С, 2006. С. 13.

11 Грей К. Роль государства в аграрном секторе США. СПб., Инфа, 2005. С. 15.

12 Валова Д.В. Экономика абсурдов и парадоксов: Очерки –размышления. М., Политиздат, 2005. С. 105.

13 Там же, стр. 106-107.

14 Там же, стр. 109.

15 Макконнелл К.Р., Брю С.Л.. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2т.: Пер. с англ. Т. 1. –Таллин, Экономика, 2006. –С. 105.

16 Там же, стр. 120.

17 Грей К. Роль государства в аграрном секторе США. СПб., Инфа, 2005. С. 151.

18 Там же, стр. 15.

19 Там же, стр. 19-20.

20 Там же, стр. 76.

21 Там же, стр. 81.

22 Там же, стр. 8.

23 Бачикина Е.И. Формы управления сельского хозяйства и продовольствия за рубежом. М., Дело-С, 2006. С. 43.

24 Валова Д.В. Экономика абсурдов и парадоксов: Очерки –размышления. М., Политиздат, 2005. С. 109.

25 По: Приходько Т. Управление сельским хозяйством во Франции. СПб., Инфа, 2007. С. 12-18.

26 Там же, стр. 58.

27 Там же, стр. 106.

28 По: Михайленко И. АПК в Великобритании. СПб., Инфа, 2007. С. 17-28.

29 Там же, стр. 34.

30 Там же, стр. 11.

31 Там же, стр. 108-109.

32 Иохин В.Я. Экономическая теория. Введение в рынок и микроэкономический анализ. М., ИНФРА-м, 2008. С. 129.

33 По: О крестьянском (фермерском) хозяйстве. Закон РСФСР № 348-1 от 22.11.1990. Утратил силу. Официальный текст. М., Юридическая литература, 2001.

34 Чирков Е. Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства //АПК: экономика управления, 2008 — №7. С. 36.

35 Данные по: Российский статистический ежегодник. М., Росстат, 2000.

36 Чирков Е. Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства //АПК: экономика управления, 2008 — №7. С. 37.

37 Там же, стр. 39.

38 Там же, стр. 41.

39 Там же, стр. 41.

40 Руцкой А. Радугин Н. Продовольственная безопасность: зарубежный опыт //АПК: экономика управления, 2008 — №2. С. 13.

41 Чирков Е. Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства //АПК: экономика управления, 2008 — №7. С. 42.

42 Приводятся по: Российский статистический ежегодник. М.,Росстат, 2008;

43 Чирков Е. Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства //АПК: экономика управления, 2008 — №7. С. 44.

44 Боробов В.Г. Рынок технологий в АПК //Экономист, 2006 – № 12. С. 35.

45 Валова Д.В. Экономика абсурдов и парадоксов: Очерки –размышления. М., Политиздат, 2005. С. 289.

46 Экономика мира. Основные направления сельского хозяйства и промышленности мировой экономики. Глобальные проблемы человечества. — М.: АСТ, 2006. С. 12.

47 Чирков Е. Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства //АПК: экономика управления, 2008 — №7. С. 39.

48 Руцкой А. Радугин Н. Продовольственная безопасность: зарубежный опыт //АПК: экономика управления, 2008 — №2. С. 14.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *