Предмет взятки

Содержание

На сегодняшний день борьба с коррупцией в нашей стране, по-прежнему остается важной государственной задачей. В условиях продолжающегося финансового и экономического кризиса вполне прогнозируем рост коррупционных проявлений. В этой связи все большую актуальность приобретает деятельность по разъяснению антикоррупционного законодательства. Одной из наиболее распространённых форм повышения уровня антикоррупционных знаний, является курсы повышения квалификации. В настоящее время, на базе ставропольского филиала РАНХиГС проходит обучение очередная группа сотрудников правоохранительных органов.

— Каждый раз, заходя в аудиторию, вне зависимости от слушателей: будь то студенты, или более «солидная публика», имеется ввиду в зависимости от статуса и занимаемой должности, например, как у слушателей курсов повышения квалификации, проходящих на базе Ставропольского филиала РАНХиГС, вопросы касающиеся коррупции, всегда одни и те же. Видимо тема до сих пор животрепещущая и вызывает острую реакцию и интерес, — по мнению ведущего доцента кафедры уголовно-правовых дисциплин Дианы Берсей.

В этой связи, интересным на наш взгляд, являются наиболее часто задаваемые слушателями вопросы.

Что такое коррупция? Какие действия можно отнести к коррупционным правонарушениям?

Понятие коррупции раскрывается в части 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Так установлено, что коррупция – это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Исходя из трактовки федерального закона, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также интересах близких или доверительных лиц.

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния:

— злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

— превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);

— незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

— получение взятки (ст. 290 УК РФ);

— дача взятки (ст. 291 УК РФ);

— провокация взятки (ст. 304);

— служебный подлог и внесение заведомо ложных сведений (ст. 292 УК РФ и ст. 285.3 УК РФ);

— присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);

— мошенничество с использованием своих служебных полномочий (ст. 159 УК РФ);

— воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);

— неправомерное присвоение или иное нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ);

— регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);

— халатность (ст. 293 УК РФ).

Что является предметом взятки?

Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть, незаконное оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.).

Какие действия можно считать вымогательством взятки?

Под вымогательством взятки или предмета коммерческого подкупа следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).

Может ли посредник во взяточничестве быть привлечён к уголовной ответственности?

Да, может. Взятка может быть получена и дана через посредника (третье лицо). Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно получает или передает определенные ценности, заменяя тем самым взяткополучателя или взяткодателя. Действия посредника могут характеризоваться отсутствием личной заинтересованности и личной инициативы. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве (соучастника деяния) в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 Уголовного кодекса РФ.

Если же третье лицо (посредник) получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи их должностному лицу в качестве взятки, но заведомо решает присвоить их, то содеянное им деяние квалифицируется как мошенничество. Действия владельца ценностей (взяткодателя) в таком случаи относятся к категории «покушение на дачу взятки».

Возвращаются ли взяткодателю денежные средства и иные ценности, ставшие предметом взятки?

Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании пункта 4 части третьей статьи 81 УПК РФ как нажитые преступным путем.

Освобождение взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.

Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.

Предмет взятки и характеристика обстановки совершения взяточничества (статья)

27.03.2011 16884

Предмет взятки — это любые материальные ценности и услуги материального характера, переданные (оказанные) должностному лицу за совершение служебных действий (бездействия) в интересах дающего.

Предметом взятки, наряду с деньгами и иным имуществом могут быть услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате, и определенные материальные выгоды, под которыми следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и т.д.

В материалах уголовного дела должны содержаться документально подтвержденные данные о денежной оценке таких выгод и услуг имущественного характера. При предоставлении выгод или услуг имущественного характера родным или близким должностного лица с его согласия, необходимы достаточные доказательства того, что взяткополучатель знал об этом, не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.

Также в материалах дела должно быть максимально подробное описание индивидуальных свойств и характеристик предмета взятки. Если предмет взятки — деньги, должно быть установлено, какая сумма была передана, в какой валюте, какими купюрами, каковы индивидуальные признаки купюр, их номера, индивидуальные признаки упаковки.

Для товарно-материальных ценностей — их наименование, количество, форма, размер, цвет, объем, вес, материал, из которого они изготовлены, наличие клейм, маркировка, индивидуальные признаки, дефекты, характеристика упаковки, место и время приобретения, источник средств на приобретение предмета взятки.

При оказании услуг или выполнении работ, в том числе по договорам -объект услуги или работы, их документальное оформление, кем исполнялось, средства выполнения работ, оказания услуг, иные обстоятельства, связанные с исполнением. К числу услуг относятся не только предоставление путевок, организация зарубежных поездок, деловых визитов не только с оплатой поездки, но и с выдачей денег в валюте и др.

Таким образом, предмет взятки может быть различным, но, независимо от его материальной сущности, должно быть известно его стоимостное выражение.

К материалам уголовного дела должна быть приобщена справка о минимальном размере оплаты труда (МРОТ), на момент передачи предмета взятки, поскольку стоимость предмета взятки более 300 МРОТ образует квалифицирующий признак состава получения взятки в крупном размере. Следует отметить, что в соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс РФ» от 08.12.2003 г. крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, превышающая 150 тысяч рублей.

Прокурором при изучении материалов дела или в ходе судебного заседания может быть установлено, что имеющиеся в материалах уголовного дела доказательства, относящиеся к определению вида и стоимости предмета взятки и (или) его индивидуальных свойств и характеристик, оспариваются защитой. Наиболее вероятно такое ходатайство при установлении факта получения взятки в крупном размере. Также может быть поставлен вопрос о том, что эти доказательства получены с нарушением требований закона, либо не в полной мере отражают истинную стоимость предмета взятки и (или) его особенности. В этих случаях государственному обвинителю следует решить вопрос о возможности истребования и представления в суде недостающих доказательств. В случае возникновения сомнений в истинной стоимости предмета взятки, особенно если в качестве последнего выступают услуги или имущество, необходимо заявить ходатайство о назначении товароведческой, бухгалтерской или иного рода экспертизы, позволяющей сделать однозначный вывод о денежной стоимости предмета взятки.

По результатам изучения дел о взяточничестве, в качестве предмета взятки выступали деньги (по 86% уголовных дел); имущество (по 9% уголовных дел); услуги имущественного характера (по 5% уголовных дел).

Характеристика обстановки совершения взяточничества.

Преступная деятельность субъекта определенным образом запрограммирована обстановкой, которая «вынуждает» его действовать или поступать единственно возможным в конкретной ситуации образом.. Н.П. Яблоков определяет обстановку совершения преступления как систему взаимосвязанных между собой объектов, явлений и процессов. Он пишет:. «Различные взаимодействующие между собой до и в момент преступления объекты, явления и процессы, характеризующие место, время, вещественные, природно-климатические, производственные, бытовые и иные условия окружающей среды, особенности поведения участников противоправного события, психологические связи между ними и другие факторы объективной реальности, определяющие возможность, условия и иные обстоятельства совершения преступления».»Субъекты взяточничества сами выбирают время, место, способ совершения преступления, но в то же время ограничены обстановкой, которая либо затрудняет, либо даже делает невозможной преступную деятельность. Между действиями виновных и обстановкой существует прямая и обратная связь: преломляясь через сознание виновного, обстановка влияет на его преступное поведение; действия виновного в свою очередь отображаются в обстановке в виде разного рода следов».Во взяточничестве обстановка приобретает особое значение и обязательно должна быть исследована как на следствии, так и в судебном заседании. Разрабатывая методику расследования преступлений, совершаемых должностными лицами, А.В. Дулов указывает на важность изучения системы, в которой осуществляет свою деятельность субъект должностного преступления. При этом он особо выделяет такие аспекты обстановки как организационная, технологическая структура, документооборот и др.Г.А. Густов обращает внимание и на такое важное обстоятельство, характерное для взяточничества, как влияние на поведение виновного обстановки не только в конкретной организации, где совершается преступление, но и в других, используемых виновным, а так же в целом в местности и в регионе. Для взяточничества существенное значение имеют экономическое положение взяткодателя, сложившаяся преступная практика в регионе, особенности регулирования экономических и других общественных отношений и пр.

Мы разделяем позицию С.Г. Евдокимова о том, что обстановка преступления — это система различного рода взаимодействующих между собой до совершения преступления, в момент совершения преступления и после совершения преступления объектов, явлений и процессов, определяющих возможность, условия и иные обстоятельства его совершения. Обстановка совершения взяточничества, влияющая на выбор достижения преступного результата, складывается из целого ряда объективных и субъективных условий, в которых действуют субъекты взяточничества..К субъективным условиям совершения взяточничества можно отнести уже рассмотренную ранее характеристику самих взяточников, их личностных и мотивационных характеристик.

Основываясь на исследованиях обстановки совершения хищений в сфере экономической деятельности, можно выделить следующие объективные условия, влияющие на выбор способа достижения преступного результата:

— Отрасль, профиль органа, учреждения, где находится на службе должностное лицо, структура органа и место в ней должностного лица.

— Полномочия должностного лица (какие блага может предоставить, какие неблагоприятные последствия может предотвратить).

— Система документооборота, сопровождающего деятельность органа или учреждения, а также принятие решений.

— Система учета и контроля, пробелы в них, бесконтрольность на определенных участках службы.

— Режим работы, процедура принятия решений (коллегиально или единолично, кто и каким образом готовит рассмотрение вопросов, очередность их решения и прочие особенности функционирования органа или учреждения).

— Производственные, договорные, деловые и иные связи с другими органами и организациями; подчиненность и подконтрольность, личные и иные внеслужебные связи должностного лица, прежние места работы.

— Недостатки деятельности органа (бюрократизм, волокита, преступные традиции, недостатки в учете, отсутствие контроля и т.п.).

Особенности законодательного регулирования деятельности должностного лица, в частности пробелы в нормативной регламентации.

— Возможность принятия решений по усмотрению должностного лица, отсутствие отчетности и контроля, в том числе морального в виде кодексов чести и поведения должностных лиц и пр.

Установление обстановки совершения взяточничества возможно путем: получения информации от лиц, работающих в указанном органе или учреждении, исследования нормативных документов, регулирующих эту деятельность, изъятия и изучения документов, отражающих функционирование органа или учреждения и принятие решений их должностными лицами.

Исходя из объективных и субъективных условий, в которых действуют субъекты взяточничества, применительно к обстановке в конкретной организации, где работает взяткополучатель, необходимо различать общие и частные условия, определяющие как поведение взяткополучателя, так и поведение взяткодателя.

С учетом объективных условий, в которых действуют субъекты преступления, можно выделить несколько групп условий, которые способствуют совершению взяточничества, например:

— отсутствие четко определенных должностных прав и обязанностей персонала организации;

отсутствие системы внутреннего контроля, законностью и целесообразностью действий, исполнительской дисциплиной сотрудников;

— работа на должностях, связанных с выполнением контрольно-ревизионных или иных функций лиц, без надлежащего контроля за их деловыми и моральными качествами;

— низкий уровень организации делопроизводства или бухгалтерского учета;

— отсутствие независимого последующего контроля финансовой или иной деятельности организации.

К частным условиям можно отнести, например:

— выполнение (невыполнение) в организации, учреждении определенных действий, в совершении которых может быть заинтересован взяткодатель (выдача разрешений, проведение проверок и т.д.);

— частота совершения определенных действий, в которых заинтересован взяткодатель должностным лицом указанной организации, учреждения;

— состояние контроля за действиями и решениями, принимаемыми должностным лицом, в том числе внутриорганизационного, так и внешнего;

— деловые и моральные качества непосредственного исполнителя, к которому надлежит со своей просьбой обратиться взяткодателю.

Таким образом, государственный обвинитель может почерпнуть необходимые ему сведения об обстановке совершения взяточничества, анализируя совокупность внутренних и внешних связей элементов криминалистической характеристики указанного преступления, поскольку «в характеристике элементов системы преступления описывается не как таковой объект действительности, а отображаются те его криминалистически значимые качества, свойства, признаки, которые, с одной стороны, определяют место данного субъекта в системе преступления (например, как он влияет на поведение субъекта посягательства и результаты его деятельности), а, с другой стороны, как информация об этом объекте может помочь надлежащей организации расследования (или поддержания государственного обвинения — прим. авт.), установлению истины (например, с какими другими объектами он связан, как отражается в обстановке, насколько его можно идентифицировать)». Между действиями виновных и обстановкой существует прямая и обратная связь: преломляясь через сознание виновного, обстановка влияет на его преступное поведение; действия виновного, в свою очередь, отображаются в обстановке в виде различного рода следов. Установление и анализ обстановки позволяет прокурору определить те отклонения от установленных правил осуществления деятельности государственного органа в целом и должностного лица в частности, которые могут указывать на превышение субъектом своих полномочий или использование их в интересах взяткодателя за вознаграждение.

Только при подробном анализе обстановки в материалах уголовного дела, государственный обвинитель может оценить собранные доказательства по каждому из обстоятельств, подлежащих доказыванию и спрогнозировать возможные версии защиты и способы их опровержения. Также, в случае установления государственным обвинителем в ходе ознакомления с материалами уголовного дела того факта, что в деле недостаточно сведений, характеризующих обстановку взяточничества, ему следует решить, каким образом он будет восполнять пробел следствия: дополнительно выясняя у свидетелей и подсудимого необходимые сведения, в том числе и ходатайствуя о вызове дополнительных свидетелей, и/или необходимо будет затребовать иные доказательства (документы, материалы проверок и т.п.). Знание обстановки совершения преступления позволит государственному обвинителю свободнее ориентироваться в материалах уголовного дела и облегчает возможность поиска дополнительных доказательств, в том числе и опровергающих надуманные версии защиты.

В связи с этим полагаем необходимым привести ряд примеров из практики рассмотрения дел о взяточничестве судами Ленинградской области.

Определением кассационной коллегии Верховного Суда РФ по кассационному протесту обвинителя был отменен приговор в отношении М., осужденного по ст.30 ч.3 и ст. 159 ч.3 п.Б УК РФ, поскольку суд не усмотрел в его действиях состава преступления, предусмотренного ч.4 ст. 290 УК РФ. Свое решение суд обосновал следующим образом: М., занимая должность специалиста 1 категории Тихвинского МО ФСНП, неоднократно требовал от К., генерального директора ООО «Сокил», деньги в сумме 6 ООО долларов США за общее покровительство, обещая не проводить налоговых проверок, в противном случае угрожая ход якобы имеющейся у него оперативной информацией о противоправной деятельности фирмы. Поскольку ООО «Сокил» был зарегистрирован в Новгороде, суд сослался на ст.83 Налогового Кодекса РФ, в соответствии с которой налогоплательщик подлежит постановке на налоговой учет по месту регистрации. Также суд указал, что филиалов на территории района ООО не регистрировало. Таким образом, законных оснований для проведения проверок в отношении фирмы М. не имел и, соответственно, проверок таких не проводил, о чем не мог не знать заявитель. Также М. в принципе не мог содействовать фирме, поэтому его действия носили характер мошенничества.

В определении кассационной коллегии было указано, что суд исходил из того, что М., как должностное лицо, не обладал правомочиями по проверке фирмы, но при этом оставил без внимания другую сторону его полномочий: деятельность и возможности М. при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и их реализации и ту часть показаний М. и свидетеля К., где М. угрожал дать ход наработанному оперативному материалу, хотя эти вопросы имели существенное значение для решения вопроса о квалификации действий подсудимого, поэтому приговор в отношении М. подлежит отмене.

Однако по другому уголовному делу по обвинению в вымогательстве взятки оперуполномоченного уголовного розыска В., угрожавшего в противном случае свидетелю К., что с помощью служебного положения будет притеснять последнего, обещая негативные последствия, поскольку имел сведения, что К. производит водку на дому, суд не усмотрел признаков получения взятки.

Судом действия В. Были переквалифицированы по п. В ч.2 ст. 159 УК РФ, в том числе на основании отказа государственного обвинителя от поддержания обвинения по ст.290 УК РФ и квалификации им действий В. как мошенничества. Свое решение суд обосновал тем, что в обязанности В. не входило вмешательство в предпринимательскую деятельность К., а попустительства и покровительства, связанного со служебным положением В. оказывать не мог и намеренно создавал преувеличенное впечатление о своих полномочиях.

Вместе с тем суд так же оставил без внимания, что в правомочия В., как сотрудника милиции, входило пресечение любой преступной деятельности, независимо от того связана она с предпринимательской или любой иной деятельностью, в частности ст. 143 УПК РФ при выявлении признаков преступления требует от сотрудника милиции составления рапорта о выявленном правонарушении, и решение о порядке проведения проверки указанной в рапорте информации принимается начальником органа дознания соответствующего подразделения. Мы полагаем, что в обоих случаях подобное решение суда было, во многом обусловлено слабой или недостаточно активной позицией государственного обвинителя, не принявшего достаточных мер по доказыванию и обоснованию предъявленного органами следствия обвинения. Нам представляется, что обоснованный анализ обстановки совершения преступления в содержании обвинительной речи мог сделать позицию государственного обвинителя по данным делам более убедительной.

Мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ)

  • Мелкое взяточничество (ст. 2912 УК).

    Мелкое взяточничество отграничивается от иных видов взяточничества только размером предметом взятки, который не превышает 10 тыс. руб. Все остальные объективные и субъективные признаки совпадают с таковыми для составов получения и дачи взятки. Привлекая А. к уголовной ответственности но ч. 3 ст….
    (ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ)

  • Мелкое взяточничество отграничивается от иных видов взяточничества только размером предметом взятки, который не превышает 10 тыс. руб. Все остальные объективные и субъективные признаки совпадают с таковыми для составов получения и дачи взятки. Привлекая А. к уголовной ответственности но ч. 3 ст….
    (УГОЛОВНОЕ ПРАВО)
  • Регулярные закупки мелкими партиями

    В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Преимущества таковы: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия складских помещений;…
    (Маркетинг)

  • Взяточничество: понятие и юридическая характеристика

    Взяточничество — это предусмотренное ст. 290- 2911 УК умышленное общественно опасное активное поведение, подрывающее авторитет органов власти (управления), интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления. Указанные действия одновременно отражают как минимум два преступления:…
    (Уголовное право)

  • Институциональная структура предпринимательства: мелкий, средний, крупный бизнес

    США явно превосходят Европу, Японию, Германию и любую другую страну мира по уровню развития предпринимательства: устойчивости бизнес-структур, их конкурентоспособности. Этим в немалой мере объясняется более стабильное развитие американской экономики в два последние десятилетия по сравнению с другими…
    (Мировая экономика)

  • Специальные форматы — мелкие форматы

    Небольшие форматы дают большое количество дополнительных возможностей благодаря позиционированию, например: o последовательное размещение (размещение 1/3 справа па нескольких полосах подряд, справа на правой полосе и слева на левой на одном развороте, по 2 и по Уз по центру на развороте); o размещение…
    (Реклама и связи с общественностью)

  • Некапиталистическая мотивация и устойчивость мелкого крестьянского хозяйства

    Центральной в чаяновской концепции семейно-трудового хозяйства является категория трудопотребительного баланса — соразмерности напряжения годового труда со степенью удовлетворения потребностей хозяйствующей семьи. В отличие от капиталистического предприятия, не стремление к максимизации денежного дохода…
    (История экономических учений)

  • Мелкие фирмы

    В рыночной экономике наряду с крупными компаниями ежегодно появляются сотни тысяч мелких фирм (хотя тенденция к их укрупнению является достаточно долгосрочной). В развитых странах есть немало успешно работающих мелких компаний, среди которых как производственные фирмы, так и предприятия розничной торговли….
    (Микроэкономика в вопросах и ответах)

  • «Мелкий бес» (1907)

    Сегодня роман оценивают как «пограничное» произведение золотого и серебряного века русской литературы. Автор уходит от характерного для классики композиционного равновесия теневого и светлого, он отображает кризис сознания, гиперболизирует духовную аберрацию утратившего ценностные ориентиры…
    (История русской литературы)

Закон содержит указание на ее разновидности в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.

Раздел 4

С субъективной стороны преступление характеризуется исключительно прямым умыслом. Как уже говорилось, виновный осознает, что получает незаконную имущественную выгоду за совершение действия (бездействия) либо покровительство или попустительство с использованием своего служебного положения в пользу взяткодателя и желает ее получить. Умысел взяткополучателя охватывает также сознание того, что взяткодатель осведомлен о незаконности получаемого должностным лицом вознаграждения и что получается оно за действия (бездействия) в пользу взяткодателя с использованием виновным своего служебного положения. Если этого нет, то нельзя говорить о наличии состава преступления получения взятки. Для примера можно привести дело старшего инспектора Скворцова, осужденного московским городским судом по ч. 2 ст. 171, ч. 2 ст. 173 УК РСФСР 1960 г.

Он признан виновным в том, что, являясь должностным лицом, занимающим ответственное положение, получил взятку, сопряженную с вымогательством, и, кроме того, в превышении власти, сопровождающемся насилием и действиями, оскорбляющими личное достоинство граждан.

Старший инспектор Скворцов, дежурный 122-го отделения милиции Киевского РУВД г. Москвы в декабре 1981 года, около 22 часов 30 мин., не предприняв необходимых мер по поводу сделанного Данцигер Л. и Чешевой Л. заявление о совершении в отношении них хулиганских действий, с превышением своих служебных полномочий, сопровождавшимся насилием и оскорбляющими личное достоинство потерпевших, задержал их в отделении милиции.

Около 24 часов Скворцов пригласил Чешеву и Данцигер из дежурной части в отдельную комнату, и там под видом уплаты штрафа стал вымогать у них взятку, заявив, что просто так он их отпустить не может, надо заплатить штраф.

Видя, что Чешева согласна “заплатить штраф”, Скворцов выпроводил из комнаты Данцигер и, получив от Чешевой 50 рублей и, взяв от нее заявление о том, что она ни к кому претензий не имеет, отпустил домой ее и впоследствии супругов Данцигер.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор оставила без изменения.

Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос о переквалификации действий Скворцова, связанных с получением от Чешевой денег, с ч.2 ст.173 УК РСФСР (получение взятки, совершенное должностным лицом, занимающим ответственное положение) на ч.1 ст.170 УК (злоупотребление властью или служебным положением).

Президиум Верховного Суда РФ протест удовлетворил, указав следующее:

“Как установлено судом, Скворцов, задержав потерпевших, потребовал от них деньги не в качестве взятки, а для уплаты штрафа. При этом он заявил, что “просто так он их отпустить не может, надо заплатить штраф”. Получив деньги, он отпустил потерпевших домой, а деньги присвоил. При таких данных действия Скворцова следует квалифицировать как злоупотребление служебным положением, а не вымогательством взятки”.

Так как для состава преступления получения взятки необходимо наличие у взяткодателя и получателя обоюдного осознания того, незаконные имущественная выгода передается за действия (бездействия) должностного лица в пользу взяткодателя, то в данном случае, отсутствие такого осознания у Чешевой Н. не дает оснований квалифицировать данное преступление как получение взятки; здесь присутствует состав преступления злоупотребление служебными полномочиями.

Субъектом данного преступления является только должностное лицо, которое кроме общих признаков субъекта преступления обладает рядом специальных. Они относятся к характеру осуществляемых лицом постоянно, временно или по специальному полномочию функций, вытекающих из его служебного положения или должности, на которую он назначен специальным поручением вышестоящего начальника.

Субъектом рассматриваемого преступления могут быть четыре категории работников:

Раздел 6

Квалифицированные виды получения взятки (ст. 290 УК РФ).

Опасность получения взятки повышается за счет: а) получения взятки за незаконные действия (ч. 2 ст. 290 УК РФ) и б) получения взятки, совершенного лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч.3 ст.290).

Первый квалифицирующий признак следует понимать двояко: 1) должностное лицо за взятку совершает неправомерные действия, не являющиеся преступлением (внеочередное предоставление квартиры, попустительство в связи с допущенными подчиненным прогулами, появлением на работе в нетрезвом состоянии и т.д.). Такие действия повышают опасность взяточничества, но не требуют дополнительной квалификации. Содеянное полностью охватывается ч. 2 ст. 290 УК РФ.

2) За взятку должностное лицо совершает преступное деяние. В упоминавшемся Постановлении Пленума Верховного Суда СССР 1990 г. по делам о взяточничестве разъясняется, что ответственность за взяточничество не исключает одновременно привлечения лица к уголовной ответственности за деяния, хотя и связанные с взяточничеством, но образующие самостоятельные преступления (злоупотребление служебными полномочиями, соучастие в хищении имущества). В подобных случаях содеянное квалифицируется по совокупности преступлений.

Второй квалифицирующий признак существенно повышает опасность преступления, если взятка получается лицом, занимающим особо ответственное положение — государственную должность российской федерации или государственную должность субъекта РФ в соответствии с законом “Об основах государственной службы в Российской Федерации”, а равно должность главы местного самоуправления (ч. 3 ст. 290)

Раздел 7

Особо квалифицированными видами получения взятки является:

а) получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) неоднократность ее получения; в) вымогательство взятки; г) крупный размер взятки (ч. 4 ст. 290 УК).

а) Первый признак подразделяется на две формы взяточничества. Получение взятки по предварительному сговору группой лиц будет тогда, когда взятка получается двумя или более числом должностных лиц, если между ними до получения взятки достигнуто соглашение о ее совместном получении. Для наличия этого признака необходим ряд условий:

1) между двумя или большим числом должностных лиц должно состояться соглашение о получении взятки (или взяток); 2) это соглашение должно предшествовать получению взятки; 3) каждое из участвующих в сговоре лиц должно совершить конкретные действия или бездействия с использованием своего служебного положения в пользу взяткодателя (или хотя бы часть их); 4) каждое из должностных лиц получает часть взятки (взяток). При этом следует иметь в виду, что должностное лицо, получившее без предварительной договоренности с другим должностным лицом взятку, а затем передавшее последнему часть ее в интересах взяткодателя, несет ответственность по совокупности преступлений за получение и дачу взятки.

Получение взятки организованной группой отличается от предыдущей формы тем, что в соответствии с законом для ее получения (либо получения нескольких взяток) должностные лица объединяются в устойчивую группу (ст. 45 УК РФ!). Все остальные признаки, присущие получению взятки группой лиц по предварительному сговору, относятся и к получению ее организованной группой. При этом, если участники организованной группы получили несколько взяток, либо группа вообще была создана для систематического взяточничества, в соответствии с законом лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ею, подлежит уголовной ответственности за ее организацию и руководство ею в случаях, предусмотренных Особенной частью УК, а также за все преступления, совершенные участниками группы, если они охватывались его умыслом (ч. 5 ст. 35 УК РФ).

б) Второй признак — неоднократность — истолковывался применительно к УК 1960 г. двояко: как получение взятки не менее двух раз, если не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности за предыдущее получение взятки, либо одновременное получение взятки от нескольких лиц, если в интересах каждого из взяткодателей совершается отдельное действие.

Неоднократность отсутствует, если взятка получалась в несколько приемов за выполнение (или невыполнение) одного действия в пользу взяткодателя, а равно получение ее от нескольких лиц, однако за совершение одного и того же действия (бездействия).

в) Третий признак — вымогательство взятки налицо в тех случаях, когда должностное лицо требует взятку под угрозой совершения действий, нарушающих законные интересы взяткодателя или когда последний ставиться в такие условия, при которых он вынужден дать взятку для того, чтобы прекратить или предотвратить нарушение его правоохраняемых интересов. Таким образом, вымогательство взятки осуществляется в одной из двух форм: открытой и завуалированной. Первая форма предполагает непосредственное требование со стороны виновного дать взятку, которое подкрепляется открытой угрозой, используя служебные полномочия, нарушить законные интересы и права взяткодателя. При этом содержание угрозы включает как совершение незаконных действий, так и не совершение законных действий. Вымогатель, к примеру, может требовать взятку, угрожая отказать в приеме на работу специалисту при наличии вакантного места, уволить с работы при отсутствии законных оснований, перевести на нижеоплачиваемую работу. Вторая (завуалированная) форма вымогательства отличается от первой тем, что здесь нет прямого требования взятки и неприкрытой угрозы нарушить законные интересы взяткодателя. Однако принуждение и в этой ситуации налицо. Виновный совершает такие действия (либо бездействует), которые ставят потерпевшего перед необходимостью дать взятку для ограждения своих законных интересов от действий виновного. В этом случае типична необоснованно длительная затяжка при решении жизненно важных для потерпевшего лица вопросов (получение жилья, работы). При этом для той и другой формы возможно разное сочетание требования взятки (или поставления лица в условия, вынуждающие дать взятку) и нарушения правоохраняемых интересов потерпевшего. Требование может предшествовать нарушению, либо сначала имеет место нарушение законных интересов потерпевшего, а затем требование для прекращения фактического нарушения. Вымогательство взятки будет отсутствовать, если взяткополучатель требует взятку, угрожая совершить законные действия в отношении взяткодателя (например, сообщить в правоохранительные органы о совершенном хищении имущества, уволить за неоднократную явку на работу в нетрезвом состоянии). Не будет вымогательства и в тех случаях, когда взяткополучатель требует взятку, не подкрепляя это требование реальной угрозой нарушить законные интересы взяткодателя.

г) Четвертый признак — крупный размер взятки — непосредственно определен в примечании к ст. 290 УК РФ. Согласно ему крупным размером взятки следует признавать сумму денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающих триста минимальных размеров оплаты труда, установленного законодательством РФ на момент совершения преступления.

Раздел 8

Дача взятки — ст. 291 УК РФ.

В УК РФ содержание данного преступления не раскрывается. Диспозиция нормы, предусматривающей его, является простой. Закон определяет данное посягательство как дачу взятки должностному лицу лично или через посредника. Родовой и видовой объекты полностью совпадают с аналогичными признаками состава получения взятки.

Объективная сторона дачи взятки заключается в передаче должностному лицу лично или через посредника предмета взятки или в предоставлении ему выгод имущественного характера за выполнение (или невыполнение) последним в интересах взяткодателя действий с использованием своего служебного положения. Состав этого преступления является формальным, т.е. оно признается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части материальных ценностей, если взятка передается в несколько приемов. Оставление, например, денег в конверте на столе должностного лица, которые однако, им не были приняты, образует покушение на дачу взятки.

Закон говорит о том, что взятка может быть вручена лично или через посредника. В этой связи возникает вопрос о квалификации действий посредника, так как в отличие от УК РСФСР 1960 года новый УК не предусматривает в качестве самостоятельного преступления посредничество во взяточничестве. По сути, здесь возможны два варианта. Если посредник не осведомлен о характере и назначении передаваемой(ых) вещи(ей) (например, передача по чьей-либо просьбе денег в качестве возврата долга), то вопрос о его ответственности отпадает. Если он действовал осведомленно, его действия образуют соучастие в даче взятки. Как правило, интересы взяткодателя носят личный характер. Однако в ряде случаев взятка дается в интересах организации, учреждения, предприятия. По этому поводу Пленум Верховного Суда РСФСР в постановлении от 30.03.90 применительно к УК 1960 г. дал разъяснение, что должностное лицо, предложившее подчиненному ему по службе работнику добиваться желаемого действия или бездействия путем дачи взятки другому должностному лицу (по-видимому, из другой организации, ведомства), несет ответственность как взяткодатель, а работник, договорившийся о выполнении за взятку определенных действий и вручивший взятку, должен нести ответственность как соучастник взятки. Здесь надо учитывать, что подчиненный должностному лицу работник действовал не в собственных интересах, а в интересах организации, и поэтому предложение должностного лица дать взятку квалифицируется как дача взятки, а не соучастие. Однако, если работник, зная о характере поручения, лишь передает взятку, его действия подлежат квалификации как посредничество (соучастие) во взяточничестве.

Субъективная сторона этого преступления выражается только прямым умыслом. Виновный сознает, что передает выгоду имущественного характера должностному лицу за совершение действий (бездействий) в пользу взяткодателя с использованием должностных полномочий и желает передать взяткополучателю незаконное вознаграждение для удовлетворения своих интересов.

Мотивы данного преступления не влияют на его квалификацию. Это может быть стремление удовлетворить свои интересы, решить чьи-либо вопросы незаконным путем за счет взятки.

Субъектом дачи взятки может быть любое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет.

Квалифицированными видами дачи взятки являются: а) дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий; б) неоднократность дачи взятки (ч.2 ст. 291). Первый квалифицирующий признак имеет два варианта:

1) лицо (взяткодатель) дает взятку взяткополучателю за совершение им незаконных действий, являющихся видом правонарушения, не образующего преступление. В этом случае ответственность наступает только за квалифицированный вид дачи взятки.

2) Если же незаконные действия взяткополучателя образуют дополнительный состав преступления, взяткодатель несет ответственность за дачу взятки и соучастие в совершенном преступлении.

Второй квалифицирующий признак, неоднократность — аналогичен по содержанию неоднократности в получении взятки.

УК РФ устанавливает два основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: а) при наличии вымогательства взятки со стороны взяткополучателя и б) при наличии добровольного заявления взяткодателя о факте дачи взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело (прим. к ст. 291 УК).

Суть вымогательства была раскрыта при анализе состава получения взятки. В такой ситуации воля взяткодателя подавляется действиями и угрозами взяткополучателя, он действует вынужденно и для того, чтобы таким образом защитить свои законные интересы. При этом инициатором преступления является должностное лицо, решившее с помощью своего должностного положения получить имущественную выгоду. Эти обстоятельства делают нецелесообразным привлечение взяткодателя к уголовной ответственности.

Для освобождения от ответственности взяткодатель может добровольно сообщить в орган, имеющий право возбуждать уголовное дело, о факте дачи взятки. Для этого необходимо наличие указанных в законе условий. Во-первых, заявление должно быть добровольным, то есть, сделано не по принуждению, не вследствие того, что уже возбуждено уголовное дело, а по собственному желанию. При этом мотивы заявления не влияют на освобождение от ответственности. Во-вторых, лицо освобождается от уголовной ответственности лишь тогда, когда заявление о факте дачи взятки сделано органу, который по закону имеет право возбуждать уголовное дело (прокуратура, суд, органы следствия и дознания).

По смыслу закона при добровольном заявлении о совершении преступления от уголовной ответственности освобождаются не только взяткодатели, но и их соучастники.

Освобождение взяткодателя от уголовной ответственности по вышеуказанным мотивам не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных им в виде взятки.

Поскольку добровольное заявление о даче взятки одновременно является и заявлением о получении взятки должностным лицом, то, как указал Пленум Верховного Суда, заявитель в случае заведомого ложного доноса будет привлечен к законной ответственности.

Размещено на Allbest.ru

Взяточничество: понятие взятки, виды взятки, уголовно-правовая характеристика.

Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы, деньги, услуги, иная имущественная выгода) за действие либо бездействие в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.

Получение взятки (ст. 290 УК).

Уголовный кодекс определяет этопреступление как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1 ст. 290).

Ответственность повышается (ч. 2 ст. 290) при получении должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). ак же, как и другие преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, получение взятки является посягательством на нормальную деятельность публичного аппарата управления. Однако с учетом характера преступления можно отметить некоторые специфические особенности его непосредственного объекта.

Предметом взятки могут быть любые материальные ценности (деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные ценности, ценные бумаги, продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество и др.), а также различного рода услуги (выгоды) имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или явно по заниженной стоимости. Это может быть предоставление санаторных или туристических путевок; проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных, реставрационных и других работ и т. д.

Объективная сторона получения взятки состоит в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки за один из следующих вариантов служебного поведения:

1) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящие в служебные полномочия должностного лица (ч. 1 ст. 290);

2) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но последний в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (ч. 1);

3) за общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1);

4) за незаконные действия (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц (ч. 2).

Дача взятки (ст. 291 УК) состоит в незаконном вручении, передаче материальных ценностей или предоставлении выгод имущественного характера должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам (ч. .1 ст. 291 УК), а равно за незаконные действия (бездействие) должностного лица по службе (ч. 2 ст. 291 УК).

Дача взятки неразрывно связана с ее получением. Получение взятки не может состояться, если не было дачи взятки. Соответственно, не может состоятьсяоконченное преступление дачи взятки, если материальные ценности или выгоды имущественного характера, являвшиеся предметом взятки, не были приняты должностным лицом.

Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранный гражданин и лицо без гражданства. Уголовная ответственность за дачу взятки наступает с 16-летнего возраста. В качестве взяткодателя могут выступать частные лица, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, и должностные лица, что не имеет значения для квалификации дачи взятки. Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику добиваться желаемого действия или бездействия путем дачи взятки, несет ответственность как взяткодатель, а работник, договорившийся о выполнении за взятку обусловленных действий и вручивший взятку, должен нести ответственность как соучастник дачи взятки.

Ссубъективной стороны дача взятки совершается спрямым умыслом. В содержание умысла преступника входит то, что он предоставляет должностному лицу незаконное вознаграждение (выгоду) имущественного характера именно как взятку, т. е. за действие или бездействие последнего с использованием служебных полномочий либо за .способствование в силу должностного положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом или за общее покровительство или попустительство по службе.

Если субъект добросовестно заблуждается относительно оснований передачи, полагая, что это не вознаграждение, или не осознавая его неправомерность, состав дачи взятки отсутствует. Мотивы дачи взятки и цели, которых добивается взяткодатель с помощью взятки, могут быть разными. Это и корыстные побуждения, и побуждения личного порядка, желание обойти закон, освободиться от ответственности, желание отблагодарить должностное лицо за принятое им решение, удовлетворяющее интересы взяткодателя, и т. д.

В примечании к ст. 291 УК предусмотрены два самостоятельных основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности:

1) если в отношении его стороны должностного лица имело место вымогательство взятки или

2) если он после дачи взятки добровольно сообщил о случившемся органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

При выявлении любого из этих обстоятельств органы предварительного следствия, прокурор или суд обязаны освободить взяткодателя от уголовной ответственности. Вымогательство взятки как основание, влекущее освобождение взяткодателя от уголовной ответственности, понимается точно так же, как и вымогательство, являющееся квалифицирующим признаком получения взятки.

Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве (введена Федеральным законом от 04.05.2011 N 97-ФЗ)

1. Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, — наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения — наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

3. Посредничество во взяточничестве, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, — наказывается штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве — наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или штрафом в размере от двадцати пяти тысяч до пятисот миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.

Примечание. Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

Крим. характеристика взяточничества – совокупность сведений полученных в результате научного обобщения типичных признаков и особенностей, присущих раскрытию и расследованию фактов дачи взятки и ее получения.

Структурными элементами крим. хар-ки выступают:

1. Обстановка совершения взяточничества.

2. Данные о способе подготовки, совершения, сокрытия взяточничества.

3. Характерные следы преступления.

4. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании взяточничества.

5. Данные о личности вероятного взяточника и взяткодателя.

6. Обстоятельства, способствующие преступлению.

Взяточничеству может быть подвержен любой человек обладающий дискриционнной властью. Главный стимул – возможность получения эконом. прибыли (ренты), связанная с использованием властного положения, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения.

Раскрытие и расследование фактов взяточничества, судебное рассмотрение у.д. об этих преступлениях сопряжено с рядом сложностей:

1. Большинство случаев взяточничества совершатся в отсутствии очевидцев

2. Все участники преступления заинтересованы в сокрытии факта его совершения.

3. Все участники взяточничества должны нести у. о. за содеянное, поэтому получить от них правдивое показание довольно сложно

4. Если взяточничество сопровождается совершением законных действий, то здесь отсутствуют материальные следы преступления, что существенно осложняет доказывание факта дачи и получения взятки.

5. При расследовании дел о взяточничестве обвинение строится на косвенных доказательствах, оценка которых с позиции их достаточности для разрешения дела по существу представляет определенную сложность.

6. Отсутствие фактического равенства граждан перед законом и судом.

7. Несовершенство существующего механизма реализации властных функций должностными лицами.

8. Отсутствие стандартов многих гос. услуг.

9. Терпимость населения к коррумпированному поведению должностных лиц.

Между действиями взяточников и обстановкой совершения преступления существует прямая и обратная связь.

Подготовка к преступлению выражается в действиях:

1. Создание должностным лицом надуманных препятствий при решении вопроса, отнесенного к его компетенции.

2. Использование нормативных и управленческих документов, содержащих правовые пробелы, позволяющие лицу решать важные вопросы по своему усмотрению.

3. Проведение внезапных ревизий или проверок по надуманному или незначительному поводу.

4. Умышленное создание должностным лицом неблагоприятной финансовой ситуации.

5. Преднамеренное создание псих. дискомфорта у взяткодателя.

6. Приискание предмета взятки.

7. Проведение предварительных переговоров с возможными соучастниками.

Наиболее распространенными способами являются:

1. Вымогательство должностным лицом определенной суммы денег и требование их передачи в качестве платы за определнные действия или бездействия.

2. Получение лицом ценных бумаг, имущества, выгод имущественного характера за действия.

3. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника за совершение законных или заведомо незаконных действий или бездействий.

Для сокрытия преступных действий взяточники могут осуществлять следующее:

1. Совершать другие преступления.

2. Оказывать покровительство участникам преступления.

3. Создавать видимость правомерности своих действий.

4. Фальсифицировать документы.

5. Принимать административные меры для устранения подозрений.

6. Уничтожать следы преступления.

Следы взяточничества:

1. Предмет взятки.

2. Документы, составленные в связи с подготовкой или совершением преступления.

3. Следы пальцев рук на предмете взятки.

4. Следы присутствия взяточников на месте совершения преступления.

5. Совершение должностным лицом действий или бездействий искомым взяткодателем.

Предмет взятки – любые материальные ценности и услуги материального характера, переданные или оказанные должностному лицу за совершение служебных действий или бездействий в интересах дающего. Предметом взятки на ряду с деньгами, ц.б., имуществом, могут быть услуги имущественного характера, оказанные безвозмездно, но подлежащие оплате, а также имущественные выгоды, выраженные в заведомо заниженной стоимости.

Если предметом взятки явл. деньги в инвалюте, то следователь устанавливает какую сумму, но уже в российских рублях составил предмет взятки на день его вручения.

Предмет может быть различным по своим особенностям, но независимо от его материальной сущности следователем д/б достоверно установлено его точно стоимостное выражение.

Если в качестве предмета взятки передавались товарно-материальные ценности, то в ходе предварительного расследования устанавливается их наименование, количество, качество, форма, размер, цвет, объем, вес, индивидуальные признаки, номера, дефекты, данные о времени и месте приобретения, данные об источнике средств для их приобретения, наличие клейм, маркировки, характеристика упаковки и другие признаки, имеющие криминалистическое значение.

При выполнении работ в интересах взяткополучателя или оказания ему услуг требуется установить, что являлось объектом услуги или работы, как это было оформлено, кто исполнитель, время и место работы, на какие средства выполнены работы и иные условия.

Оценивая подношения должностному лицу, под видом подарка, следует исходить из мотивов действий подносителя.

Введение

Современный этап развития российского общества характеризуется глобальными переменами экономического, организационного и идеологического характера, системным реформированием государственного аппарата. В связи с этим становятся приоритетными вопросы соблюдения законов и борьбы с преступностью. Особую криминогенную остроту и политическую значимость приобретает противодействие коррупции. В ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ неизменно акцентируется внимание на улучшении системы предупреждения и пресечения коррупционных процессов и преступлений.

В качестве наиболее опасной и широко распространенной формы проявления коррупции выступает взяточничество. При этом данное явление относится к числу безусловных лидеров по степени высоколатентности и замаскированности. С 1997 года — момента вступления в действие нового Уголовного Кодекса РФ число зарегистрированных фактов взяточничества в России увеличилось в 1,6 раза.

Следует подчеркнуть, что официальная статистика не отражает в полной мере уровень и динамику развития преступных посягательств, характеризуемых как получение и дача взятки. По оценкам некоторых специалистов, в последние годы процент выявляемых дел о взяточничестве составляет 0,1 % от общего количества совершаемых преступлений в сфере взяточничества, а дел, закончившихся вынесением обвинительного приговора, и того меньше. Именно поэтому исследование проблемы взяточничества как негативного социально-политического, экономического и правового явления в обществе является особенно актуальным. Совершение рассматриваемой группы преступлений не только оказывает разрушительное влияние на имидж государственного служащего, но и подрывает авторитет государственной службы в целом. Важность комплексного исследования вопросов взяточничества обусловлена также рядом следующих обстоятельств: в настоящее время не только у граждан нашего государства существует снисходительное отношение к фактам взяточничества, но и сотрудники правоохранительных органов не уделяют им достаточного внимания при расследовании данной группы преступлений, что затрудняет последующее рассмотрение этих дел в суде.

Цель данной контрольной работы – раскрыть сущность взяточничества, охарактеризовать субъект, объект, предмет и состав данного преступления, а также охарактеризовать виды ответственности за него.

Взятка: объект, субъект, предмет преступления

Взятка — наиболее характерное, опасное и распространенное преступление, пожалуй, во всей гл. 30 УК, ибо является типичным проявлением коррупции. Высокая степень общественной опасности получения взятки заключается еще и в том, что это преступление подрывает основы государственной власти и управления, дискредитирует авторитет этой власти в глазах населения, значительно ущемляет законные интересы и права граждан.

Объект преступления — противоправные должностные посягательства на основанную на законе деятельность государственного аппарата и авторитет органов власти и управления.

Взятки могут быть классифицированы по различным основаниям (Рис. 1).

Рис. 1. Виды взяток

По предмету взятки делятся на три вида1:

  • деньгами (валюта) и ценными бумагами. Под деньгами понимаются как российские, так и иностранные денежные знаки, находящиеся в официальном денежном обращении;

  • предметами, имеющими материальную ценность. При передаче валютных ценностей в виде драгоценных камней и драгоценных металлов мы имеем дело с идеальной совокупностью преступлений: дачей-получением взятки (ст. 290-291 УК) и незаконным оборотом драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК), так как перечисленные предметы используются здесь как средство платежа в нарушение правил;

  • выгодами, услугами имущественного характера, например предоставление путевок, проездных билетов, квартир, ремонт и строительство домов и квартир, отзыв имущественного иска из суда, уничтожение долговых расписок, оплата долга и т.п.

Действия неимущественного характера не могут выступать в качестве предмета взятки (например, положительная характеристика, рекомендация, статья в газете и т.п.).

По способу вручения различают два вида взяток2:

а) явная, при которой, вручая предмет взятки должностному лицу, оговаривают те деяния, которые от него требуются;

б) завуалированная, которую маскируют под передачу денег в долг, подарок к торжественным датам, фиктивно оформленную страховку, проигрыш в карты и т.п. Классические образцы этого вида взяток описаны Н.В. Гоголем в «Ревизоре».

По времени вручения выделяют два вида взяток3:

а) взятка-подкуп, вручаемая до совершения должностным лицом желаемого деяния;

б) взятка-благодарность, которая передается после выполнения обусловленных действий. Однако, передачу такого вознаграждения можно признать взяткой лишь в случае, если она была заранее оговорена между взяткодателем и взяткополучателем.

Любой вид взятки обладает следующими признаками4:

а) это должно быть имущественное вознаграждение;

б) оно вручается должностному лицу государственного органа или органа местного самоуправления;

в) передача вознаграждения обусловлена совершением либо несовершением в интересах дающего каких-либо действий, которые входят в компетенцию данного должностного лица.

Объект преступления – общественные отношения, связанные с осуществлением в соответствии с законом деятельности публичного аппарата власти и управления.

Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.), различные услуги (выгоды) имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые взяткополучателю безвозмездно либо по явно заниженной стоимости (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковским кредитом и т.д.). Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).

Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 ст. 290 УК РФ указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку:

  • совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица;

  • совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом;

  • общее покровительство по службе;

  • общее попустительство по службе.

Под действиями (бездействием), входящими в служебные полномочия должностного лица, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями. Это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что получает незаконное вознаграждение за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц определенных действий (бездействия), за способствование их совершению другими лицами либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает получить это вознаграждение.

Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий. Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК РФ.

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ, надлежит признавать, при наличии к тому оснований, и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе. В приговоре следует указывать, в чем конкретно выразились такие действия (бездействие).

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности.

Не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

Проблема взяточничества как основного ядра коррупции в настоящее время стоит достаточно остро. Несмотря на то, что законодателем предпринимаются попытки усовершенствования правовых механизмов противодействия этому крайне негативному социальному явлению, оно проявляется все в более изощренных формах. Взяточничество является одним из самых распространенных преступлений коррупционной направленности, опаснейшим криминальным явлением, которое подтачивает основы государственной власти, дискредитируя и подрывая ее авторитет в глазах населения.

Базовыми актами, регулирующими вопросы квалификации взяточничества и противодействия ему, являются Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

Глава 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» предусматривает три состава преступления, связанные со взяточничеством: «Получение взятки» (ст.290 УК РФ), «Дача взятки» (ст.291 УК РФ), «Посредничество» (ст.291.1 УК РФ).

По данным ГИАЦ МВД России за 2013 год, из числа выявленных преступных деяний, предусмотренных главой 30 УК РФ, 11,5 тыс. (+18.1%) относятся к взяточничеству. На 44,6% больше выявлено таких фактов, совершенных в крупном или особо крупном размерах. Предварительно расследованы уголовные дела по 10,9 тыс. (+38,8%) преступлений, к уголовной ответственности привлечено 6,7 тыс. (+50,3%) лиц. Причастность организованных групп и преступных сообществ установлена по 365 (+18%) раскрытым фактам взяточничества.

Средний размер взятки, выявленной правоохранительными органами, составил 100,3 тыс. рублей (+35,0%).

Взяточничество – это умышленная преступная деятельность. Данное преступление характеризуется следующими признаками:

1. Совершается специальным субъектом (должностным лицом или лицом, занимающим государственную должность);

2. Совершение преступления возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению лиц с использованием служебных полномочий;

3. Нарушает нормальную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, функционирования государственного аппарата в целом.

1. Предмет взяточничества

Предметом преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 УК РФ, является взятка. Предмет данной группы преступлений неоднороден.

Взяткой могут являться:

1. Элементы материального мира (деньги, ценные бумаги, иное имущество);

2. Элементы, не относящиеся к материальной сфере, но имеющие имущественную природу (незаконное оказание услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или, попустительство по службе).

Также помимо денег, ценных бумаг, иного имущества к предмету взятки относится и предоставление имущественных прав – предоставление должностному лицу любых имущественных выгод в качестве взятки, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами). Предметом взятки также могут являться результаты интеллектуальной деятельности (п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24).

2. Признаки взятки

Пленум Верховного Суда Российской Федерации выделяет следующие признаки взятки:

1. Имущественный характер предоставляемого блага;

2. Незаконность его предоставления;

3. Предоставление такой выгоды за совершение действий (бездействия), связанных с использованием служебного положения должностного лица;

4. Получение ее должностным лицом.

3. Объект взяточничества

Родовым объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти, видовым – общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

4. Объективная сторона взяточничества

Объективная сторона получения взятки выражается в получении должностным лицом взятки лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Объективная сторона дачи взятки выражена в виде передачи взятки должностному лицу лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Объективная сторона посредничества во взяточничестве выражена в виде опосредованной передачи взятки от взяткодателя взяткополучателю через посредника.

Получение, дача взятки либо посредничество во взяточничестве считаются оконченными с момента принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей. При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться и распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.

В тех случаях, когда предметом получения, дачи взятки или посредничества во взяточничестве является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия взяткополучателя действий, непосредственно направленных на получение им имущественных выгод.

5. Субъект взяточничества

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ «Получение взятки», являются: должностное лицо, лицо, занимающие государственную должность Российской Федерации либо государственную должность субъекта Российской Федерации, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Согласно примечанию 1 к статье 285 УК РФ должностные лица — это лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно примечанию 2 к статье 285 УК РФ лица, занимающие государственные должности Российской Федерации — это лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, также могут являться субъектом преступления, относящегося к взяточничеству.

Организационно-распорядительные функции включают в себя полномочия по управлению коллективом или отдельными работниками.

Административно-хозяйственные функции содержат полномочия по управлению имуществом.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ «Дача взятки» и ст. 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве», является любое физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности (16 лет).

б. Субъективная сторона взяточничества

Субъективная сторона получения, дачи взятки, а также посредничества во взяточничестве выражена в форме прямого умысла. Должностное лицо осознает общественную опасность своих действий по принятию взятки и тем не менее желает ее принять. Для квалификации содеянного в качестве взяточничества не имеет значения, было ли лицо намерено в момент получения взятки выполнить то действие, за которое дана взятка. Определяющим является то, что взяткополучатель желает получить предмет взятки и осознает, что получает взятку.

Взяткодатель осознает общественную опасность своих действий по даче взятки и выгоду от этих действий. Это значит, что его цель весьма ясна и конкретна, что говорит о наличии прямого умысла на совершение данного преступления.

Посредник осознает общественную опасность своих действий по передаче взятки и личную выгоду от этих действий. Это говорит о наличии прямого умысла.

Правовой отдел УМВД России по Ярославской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *