Предоставление бюджетных кредитов

В-32. Бюджетный кредит: понятие и порядок предоставления

Бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету БС РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах

Бюджетный кредит может быть предоставлен РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц — также по обязательным платежам в БС РФ, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено БК РФ или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные договором.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является РФ или субъект РФ, Внешэкономбанк.

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита.

В некоторых случаях бюджетный кредит может быть предоставлен муниципальному образованию без предоставления им обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита, уплате процентных и иных платежей.

Бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет.

В случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных СНР, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

Местным бюджетам из бюджета субъекта РФ могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет.

В случае, если предоставленные местным бюджетам из бюджета субъекта РФ бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта РФ, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных СНР, подлежащих зачислению в местный бюджет.

В-35. Бюджетные инвестиции: понятие и порядок предоставления.************

В бюджетах БС РФ, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной).

Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий, или уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.

Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности РФ, государственной собственности субъекта РФ, муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.!!!!!!!

Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности РФ, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении:

— федеральных государственных учреждений стоимостью 1,5 миллиарда рублей и более, а также федеральных государственных загранучреждений и федеральных государственных унитарных предприятий независимо от стоимости принимаются в форме НПА Правительства РФ!!!!!!!!!!;

— федеральных государственных учреждений стоимостью менее 1,5 миллиарда рублей в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ, принимаются в форме правовых актов главных распорядителей средств федерального бюджета (органов управления государственными внебюджетными фондами РФ).

Органам государственной власти (государственным органам), органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, предоставляется право передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (далее — соглашение о передаче полномочий) бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых указанные органы осуществляют функции и полномочия учредителей, или государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, в отношении которых указанные органы осуществляют права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.!!!!!!!!!!

Условия передачи полномочий и порядок заключения соглашений о передаче полномочий в отношении объектов государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов РФ, муниципальной собственности устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями муниципальных образований.

Не допускается при исполнении соответствующего бюджета предоставление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, по которым принято решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ. Оформление доли РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета принимаются соответственно в форме НПА Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальных правовых актов местной администрации муниципального образования в определяемом ими порядке.

Бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи (за исключением бюджетных инвестиций, указанных в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи), утверждаются законом (решением) о бюджете в качестве отдельного приложения к данному закону (решению) с указанием юридического лица, объема и цели предоставляемых бюджетных инвестиций.

Договор между Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченными ими федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, а также местной администрацией муниципального образования и юридическим лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, об участии соответственно РФ, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций оформляется в течение трех месяцев после дня вступления в силу закона (решения) о бюджете.

Требования к договорам, заключенным в связи с предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для непредоставления бюджетных инвестиций.

>
newinspire

Особенности и способы обеспечения бюджетного кредита

Рассмотрим особенности и способы обеспечения бюджетного кредита.

Бюджетный кредит предоставляется на договорной основе юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями или бюджетными учреждениями, при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита.

Способами обеспечения обязательств по возврату бюджетного кредита служат:

— банковские гарантии;

— поручительства;

— залог имущества;

— залог акций, ценных бумаг и т. д.

Обязательными условиями предоставления банковского кредита являются:

— проведение предварительной проверки финансового состояния получателя кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом;

— 100% оплата гарантий, поручительства или залогового фонда;

— проверка целевого использования кредита.

Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Платежи за счет средств бюджетного кредита осуществляются заемщиком самостоятельно в соответствии с целями его получения с подтверждением соответствующих документов.

В законе о бюджете на очередной финансовый год указываются цели, условия, порядок предоставления и лимиты бюджетного кредита. К отчету об использовании бюджета прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов.

Бюджетные кредиты могут быть процентные и беспроцентные. Они предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных соответствующим бюджетом.

Бюджетные кредиты предоставляются юридическим лицам, не имеющим простроченной задолженности по ранее предоставленным кредитам на возвратной основе. Получатели бюджетного кредита на договорной основе берут на себя обязательства по его возврату и уплате процентов в установленные сроки.

Бюджетная ссуда представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету нижестоящего уровня на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Бюджетная ссуда расширяет возможности перераспределения денежных средств в рамках бюджетной системы. За счет ссуд покрываются временные потребности территориального образования в денежных средствах в моменты между поступлениями доходов в бюджет.

Вопрос 9.2.Бюджетные кредиты

Основы бюджетного кредитования в России регламентируй и ст. 93.2—93.5 и главой 15 БК РФ, а правоотношения сторон, вытекающие из кредитного договора, — гражданским законодательством.

Бюджетный кредит — это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных и муниципальных учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.

В Российской Федерации бюджетные кредиты по направлениям и заемщикам делятся на две большие группы:

1) внутренние бюджетные кредиты, в том числе:

■ межбюджетные кредиты (предоставляются одним бюджетом другому бюджету),

■ бюджетные кредиты (предоставляются юридическим липам, в том числе инвестиционный налоговый кредит);

2) внешние государственные кредиты (внешние долговые требования Российской Федерации), в том числе:

■ бюджетные кредиты иностранным государствам,

■ бюджетные кредиты иностранным юридическим лицам

В свою очередь внутренние бюджетные кредиты по источники и заемных средств подразделяются:

■ на кредиты федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;

■ кредиты бюджетов субъектов РФ местным бюджетам (допускается возможность их предоставления федеральному бюджету)

­■ кредиты бюджетов муниципальных районов бюджетам город­ских и сельских поселений;

■ бюджетные кредиты за счет средств целевых иностранных кре­дитов (заимствований) субъектам РФ, муниципальным обра­зованиям и юридическим лицам.

Внутренний бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующими законами (решениями) о бюджете.

При этом одним из ос­новных условий для субъекта РФ, муниципального образования юридического лица является отсутствие у них просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц — по обязательным платежам в бюджетную систему.

Бюджетные кредиты субъектам РФ, муниципальным образовани­ям и юридическим лицам могут предоставляться за счет целевых иностранных кредитов (заимствований).

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности (если иное не предусмотрено БК РФ или законом о бюджете) и воз­вратности.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и в сроки, предусмотренные условиями предоставления кредита и (или) договором. Цели, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигно­вания для этих целей (в пределах финансового года и на срок, выходя­щий за пределы финансового года), ограничения по получателям кре­дитов (заемщикам) устанавливаются при утверждении бюджета на очередной год и плановый период.

Бюджетный кредит предоставляется только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита, за исключением случаев, когда заемщиком выс­тупает Российская Федерация или субъект РФ.

Способами обеспече­нии кредита юридическим лицом и муниципальным образованием мо­гут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные и муниципальные гарантии, залог высоколиквидного имущества ( не менее 100% предоставляемого кредита). При этом гарантии и поручители не должны иметь просроченных задолженностей по обязательным платежам в бюджетную систему и по денежным обязательствам перед бюджетом.

К юридическим лицам (поручителям и г|арантодателям) предъявляется еще одно требование: величина их чистых активов должна быть не меньше трехкратной суммы предоставляемого кредита.

Еще одним обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение уполномоченным органом предварительной проверки финансового состояния этого лица, а также финансового состояния его гаранта и поручителя. Кроме того, уполномоченный орган (или уполномоченное им лицо) обязан осуществлять постоянный контроль финансового состояния юридического лица — заемщика (его гаранта или поручителя), вести учет его основных средств и обеспечительных обязательств до момента полного выполнения кредитных обязательств. Параллельно органами публичной власти осуществляется проверка целевого использования кредита. При выявлении у заемщика недостаточности обеспечения возврата кредита или существенного ухудшения финансового состояния, его гаранта или поручителя, обеспечение исполнения обязательств заемщика подлежит полной или частичной замене.

Если заемщик не способен выполнить условия, а также в случае нецелевого использования заемных средств бюджетный кредит подлежит досрочному возврату.

Предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и из регионального бюджета местным бюджетам осуществляется на срок до одного года, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных (заимствований), в случае реструктуризации задолженности кредиты предоставляются в пределах бюджетных ассигнований.

Если предоставленные бюджетные кредиты не были погашены в установленные сроки, остаток непогашенных ссуд, включая штрафы и пени, взыскивается за счет межбюджетных трансфертов (дотаций и субсидий из вышестоящего бюджета) и за счет отчислений от федеральных и региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

В аналогичном порядке предоставляются бюджетные кредиты бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов.

Средства от возврата предоставленных бюджетных кредитов, включая плату за пользование ими, зачисляются в соответствующие бюджеты.

Нужно отметить, что особую форму в составе внутренних бюджетных кредитов юридическим лицам составляет инвестиционный налоговый кредит, порядок предоставления которого регламентируется

НК РФ (ст. 66—68). Он представляет собой изменение срока уплаты

налога, при котором юридические лица на основе договора имеют возможность в течение определенного времени (от одного года до 5 лет) и в определенных пределах (не более 50% общей суммы налога) уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, по региональным и местным налогам с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется организациям при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

— Проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ,

— технического перевооружения собственного производства (в размере не более 30% стоимости приобретаемого оборудования);

— осуществление внедренческой или инновационной деятельности; —

— выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию. Проценты по этому кредиту устанавливаются в границах от 50 % до 70% ставки рефинансирования Банка России.

Внешние бюджетные кредиты выступают в форме внешних долговых требований Российской Федерации, т.е. финансовых обязательств иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, включая долговые требования, возникающие в связи с предоставлением банком — агентом Правительства РФ государственных экспортных кредитов иностранным заемщикам или их банкам-кредиторам.

БК РФ (глава 15) выделяет следующие формы внешних бюджетных кредитов (внешних долговых требований):

■ государственный финансовый кредит;

■ государственный экспортный кредит;

■ государственные гарантии иностранного государства по возврату государственного экспортного кредита.

Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства.

Государственный экспортный кредит — это форма бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика-импортера, в объеме и на условиях, предусмотренных соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства, а также договором между банком — агентом Правительства РФ и иностранным заемщиком-импортером или его банком-кредитором при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита.

В любом случае платежи в погашение и за обслуживание экспортного кредита осуществляется в пользу Российско Федерации (зачисляются в федеральный бюджет).

Государственная гарантия иностранного государства по возврату государственного экспортного кредита, предоставляемого банком —агентом Правительства РФ иностранному заемщику-импортеру или его кредитору, предусматривает обязательство о безусловной уступке (полностью или частично) российским юридическим лицом-экспортером или банком — агентом Правительства РФ своих прав по гарантии Правительству РФ.

Внешние бюджетные кредиты (долговые требования) Российской Федерации образуют внешний долг иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией. Общий ее размер включает в себя номинальные суммы:

■ долга иностранных государств и юридических лиц по предо­ставленным бывшим СССР и Российской Федерацией креди­там за счет бюджетных средств;

■ долга иностранных юридических лиц, возникшего до 1 января 1991 г. в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг за счет средств бюджета СССР;

■ долга иностранных государств и юридических лиц, по которо­му у Российской Федерации имеются права требования по до­говорам об уступке прав требования;

■ долга иностранных юридических лиц по предоставленным им банком-агентом Правительства РФ государственным экспор­тным кредитам.

Сведения о номинальной сумме внешнего долга перед Российской Федерацией предоставляются в составе документов к отчету об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год.

Предоставление внешних бюджетных кредитов осуществляется в соответствии с программой предоставления государственных финан­совых и экспортных кредитов. Названная программа представляет coбой перечень государственных финансовых и экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период.

По каждому из таких бюджетных кредитов в программе указываются: наименование иностранного государства и иностранного юридического лица — получа­теля государственного кредита; наименование гаранта возврата государственного кредита, если условиями договора предусматривается е гарантии; цели предоставления кредита; общая сумма государственного кредита на весь срок использования; процентная ставка по кредиту; срок погашения государственного кредита; прогноз объема бюджетных средств, направляемых на оплату товаров и услуг для го­сударственного экспортного кредита; прогноз объема предоставления денежных средств для государственного финансового кредита.

Программа предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов утверждается при рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной плановый период.

В отдельных случаях может осуществляться реструктуризация долга иностранного государства и иностранного юридического лица, под которой понимается пересмотр условий погашения внешнего перед Российской Федерацией.

Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием сумм основного долга и начислении процентов. Договор о реструктуризации внешнего долга перед Российской Федерацией подлежит ратификации, за исключением: 1) реструктуризации и (или) списания долга в рамках участия Российской Федерации в международных финансовых организациях и финансовых клубах; 2) реструктуризации и (или) списания долга, предусмотренных законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

Сущность и функции бюджетных кредитов

Бюджетным кредитом называют средства, предоставляемые юрлицам либо иному бюджету при условии их возврата или возмещения. Подобного рода кредитные отношения регулируются Бюджетным Кодексом РФ (действует с 01.01.2000 года).

Основной задачей займов бюджетного вида является централизованное перераспределение финансов в стране.

Подобное кредитование характеризуется тремя функциями:

  • Фискальной.
  • Регулирующей.
  • Контролирующей.

Бюджетный кредит способен:

  1. Финансировать бюджетный дефицит.
  2. Выровнять уровень условий жизни россиян с точки зрения социально-экономического вектора.
  3. Отрегулировать экономическое функционирование регионов.
  4. Поддержать муниципальные образования в аспекте решения различных задач (социальных, экономических).
  5. Оказать содействие приоритетным экономическим секторам и видам деятельности.

Таким образом, еще одной функцией бюджетного кредита является стимулирование (сдерживание) экономического развития. В Российской Федерации подобная форма кредитования применяется не так давно – после перехода экономики страны к рыночным принципам.

Какие виды бюджетных кредитов существуют в РФ: отличие муниципальных от государственных

Если говорить о понятии «государственного кредита» (о его сути), то данный термин употребляется в более широком смысле, нежели «бюджетное кредитование»:

  1. Государство может быть должником (заемщиком), если привлекает средства кредиторов. К таким отношениям на основе соответствующих договоров относят: госзаймы, кредиты, полученные от кредитных организаций, зарубежных государств, международных организаций.
  2. Государство может являться кредитором – предоставлять средства из бюджета с условием возврата. То есть выдавать бюджетные кредиты субъектам РФ, предоставлять займы другим странам, юрлицам и так далее.

Правильней рассматривать бюджетное кредитование как особую разновидность госкредитов. Различают несколько видов бюджетных займов.

Они предназначены для разных просителей:

Мнение эксперта Михаил Адамов Юрист консультант по финансовым вопросам Посмотреть Я подобрал для посетителей нашего сайта лучшие кредитные предложения апреля 2019 года.

  • Юридических лиц, не имеющих статуса госпредприятия или организации муниципального значения.
  • Государственных либо муниципальных учреждений (предприятий).
  • Разноуровневых бюджетов из бюджетной системы России.
  • Иностранных юрлиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *