Предпринимательская деятельность иностранных граждан

Согласно п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Как указано в ч. 1 ст. 23 ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Из содержания ст. 2 ГК РФ следует, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Аналогичные положения содержатся в абз. 14 п. 1 ст. 2, ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ).

РЕГИСТРАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РФ (2 ЧАСТЬ)

Таким образом, иностранные граждане обладают той же правоспособностью, что и граждане Российской Федерации. Поэтому иностранные граждане вправе осуществлять на территории России предпринимательскую деятельность и регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.

Данный вывод подтверждается и судебной практикой.

ООО, ФИЛИАЛ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

НАПРИМЕР

ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 27.01.2003 N Ф03-А04/02-2/2865 указал, что отказ в регистрации иностранных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей по признаку отсутствия у них постоянного места жительства в Российской Федерации противоречит Конституции РФ. По мнению суда, это связано с тем, что такой отказ ограничивает права иностранных граждан на осуществление ими предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 23.06.2003 N А11-7159/2002-К2-Е-2844/134 также указал на незаконность довода администрации о том, что иностранный гражданин, не имея постоянного места жительства на территории Российской Федерации и вида на жительство, не может быть зарегистрирован в качестве предпринимателя.

Одновременно с государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя иностранный гражданин должен получить разрешение на работу (абз. 15 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ООО ОТ ИП

Требования к государственной регистрации иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя

При государственной регистрации иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя следует руководствоваться общим порядком регистрации индивидуальных предпринимателей независимо от гражданства, который установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ).

Государственная регистрация иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в налоговой инспекции по месту жительства (п. 3 ст. 8 Закона N 129-ФЗ). При этом местом жительства иностранца признается адрес временного проживания (регистрации), который указывается на отметке (штампе) установленного образца в документе, удостоверяющем личность (вкладыше), либо в отдельном документе.

При государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган (ФНС России) представляются:

  • заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
  • копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;
  • копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения;
  • копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ подтверждением права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации является разрешение на временное проживание. Данное разрешение оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Вид на жительство является документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации;
  • подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства в Российской Федерации;
  • документ об уплате государственной пошлины. За государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя — 800 руб. (пп. 6 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).


Документы для регистрации предприниматель может представить непосредственно в налоговую инспекцию либо направить по почте ценным письмом с описью вложений. Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме тех, которые установлены Законом N 129-ФЗ. После подачи документов регистрирующим органом выдается расписка, в которой приводится перечень представленных документов и дата их получения.

Представляемые для государственной регистрации документы, составленные на иностранном языке, должны быть легализованы, переведены на русский язык и нотариально заверены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом переводу на русский язык подлежит как сам документ, так и отметка о его легализации.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов является дата их получения регистрирующим органом, указанная в расписке о получении.

По факту государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя налоговый орган выдает свидетельство о государственной регистрации по установленной форме. Свидетельство выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в государственный реестр.

РЕГИСТРАЦИЯ ФИРМ В МОСКВЕ

Отказ в государственной регистрации

  • непредставления необходимых для государственной регистрации документов;
  • представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
  • если не утратила силу государственная регистрация иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью;
  • несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
  • подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Перечень оснований для отказа в регистрации является исчерпывающим. Следовательно, по другим основаниям физическому лицу не может быть отказано в регистрации в качестве предпринимателя.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения и принято в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Отказ в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке — в арбитражный суд (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11).

РЕГИСТРАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Светлана Гаврилова, эксперт — юрист компании «РосКо – Консалтинг и аудит», специально для «ФИНАНСОВАЯ ГАЗЕТА»N 16 , 2011 года

Особенности предпринимательской деятельности иностранных граждан

29.01.2016

В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г. N 105-З (далее – Закон) иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, не вправе осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Также в соответствии с частью 4 статьи 11 Закона, иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, вправе осуществлять разовую реализацию товаров на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах по специальным разрешениям.

В соответствии с абзацем 3 подпункта 1.2 пункта 1 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2015 года «О внесении изменения и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2005 г. №415 и от 16 июля 2014 г. № 686 иностранные граждане и лица без гражданства временно пребывающие или временно проживающие на территории Республики Беларусь, в праве осуществлять торговлю на следующий перечень продукции:
— произведения живописи, графики, скульптуры, предметы народных промыслов;
— продукции растениеводства и пчеловодства.

Такая торговля может осуществляться не более пяти дней в каждом календарном месяце.
Таким образом, осуществление иностранцами, временно пребывающими в Республике Беларусь, розничной торговли на торговых местах на рынках и (или) иных местах (например, ярмарках, выставках-продажах и т.д.) должно осуществляться не более пяти дней в каждом месяце при наличии специального разрешения.

Также иностранцам запрещается реализация товаров заранее не определенному кругу лиц на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, за исключением реализации товаров на товарных местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах.

Пунктом 12.8 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» ( с изменениями и дополнениями), определен перечень документов, представляемых иностранцем, для получения специального разрешения или его дубликата.

Для выдачи специального разрешения иностранцем представляется в подразделение по гражданству и миграции органа внутренних дел по месту регистрации следующий перечень документов:
— Заявление;
— документ для выезда за границу;
— две цветные фотографии, соответствующие его возрасту, размером 40х50 мм;
— документ, подтверждающий внесение платы (1 базовая величина, в случаи выдачи дубликата – бесплатно)

В случае установления факта осуществления иностранцем, временно пребывающим в Республике Беларусь, розничной торговли без специального разрешения возможно его привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 23.55 КоАП Республики Беларусь за нарушение порядка занятия розничной торговли, установленного Правилами торговли на рынках Республики Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2014 г. № 686.

Начальник отделения по гражданству и миграции
Ленинского РОВД г. Могилева
Елена Кравцова

Добавить в «Нужное»

Обновление: 6 апреля 2020 г.

Трудовой кодекс определяет, какие условия в обязательном порядке должны прописываться в трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ). Одно из таких обязательных условий трудового договора – это место работы. Посмотрим, как его правильно указать.

Место работы в трудовом договоре

В Трудовом кодексе сказано, что в трудовом договоре следует указать место работы сотрудника. А если сотрудник будет работать в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, то место работы в трудовом договоре отражается с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения (ст. 57 ТК РФ).

Иногда кадровики путают место работы и рабочее место. Рабочее место – это место, где работник должен находиться или куда он должен явиться в связи с работой. Рабочее место прямо или косвенно контролируется работодателем (ст. 209 ТК РФ).

А место работы — это находящаяся в определенной местности (населенном пункте) организация, куда работник принимается на работу. Либо это филиал, представительство, иное обособленное подразделение организации (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утв. Президиумом ВС РФ 26.02.2014). То есть некорректно указывать в качестве места работы в трудовом договоре, к примеру, адрес офиса. Это, скорее, рабочее место.

Почему еще не рекомендуется указывать в трудовом договоре точный адрес места, где будет трудиться работник? Причина проста – при любом изменении этого адреса придется вносить изменения в трудовой договор. А любые изменения вносятся в трудовой договор по соглашению с работником.

Отметим также, что постоянное или временное изменение структурного подразделения, в котором трудится работник, при условии, что оно указано в трудовом договоре, будет являться переводом на другую работу. А по общему правилу перевод допускается только с письменного согласия работника (ст. 72, 72.1, 72.2 ТК РФ).

Кроме того, переименование структурного подразделения организации потребует внесения изменений в трудовой договор с работником.

Место работы в трудовом договоре: что указывать

В ТК не раскрывается, как правильно указать место работы в трудовом договоре. По сложившейся практике, в трудовом договоре обычно указывают (ст. 54 ГК РФ):

  • наименование юридического лица;
  • его организационно-правовую форму;
  • место нахождения (место государственной регистрации).

К примеру, можно указать так:

Место работы: ООО «Ромашка», г. Москва.

Место работы в трудовом договоре с дистанционным работником

В договоре с дистанционным работником в общем порядке должно быть указано место работы сотрудника (ст. 57 ТК РФ). Это место, в котором дистанционный работник непосредственно исполняет обязанности, возложенные на него трудовым договором. При этом, как мы уже сказали выше, уточнения до конкретного адреса не требуется. Достаточно указать наименование населенного пункта, где будет трудиться дистанционный работник.

Отметим, что дистанционный работник имеет право на гарантии и компенсации, которые должны предоставляться по конкретному месту работы (повышенная оплата, дополнительный отпуск и т.д. (ст. 312.1 ТК РФ)).

Иностранная рабочая сила в экономике России

А.Д. Попов
(Опубликовано в: Миграция населения и перспективы демографического развития России // Международная научно-практическая конференция 22 ноября 2002 года. Москва, 2003, с. 145-148)

Заметное и с тенденцией к расширению использование иностранной рабочей силы — одна из характерных черт занятости в современной российской экономике.

Зарубежная рабочая сила оказывается в России по двум каналам. Первый из них — это официальное ее привлечение российскими предприятиями и организациями, осуществляемое, как правило, при посредничестве миграционной службы, которая после ряда изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти ныне находится в ведении Министерства внутренних дел. Второй канал — нелегальная трудовая миграция.

Официальное привлечение работников из-за рубежа вызвано рядом причин. Во-первых, появляются массовые рабочие места, которые в сложившихся на данной территории и в данное время социально-экономических условиях оказываются малопривлекательными для местных жителей и не обеспечиваются притоком рабочей силы из других регионов страны. Во-вторых, растет число предприятий с участием иностранного капитала. В 2001 году на них было занято 1,7 миллиона человек, в числе которых среди руководителей и специалистов трудятся иностранцы. В-третьих, сохраняется практика деятельности иностранных компаний на территории России в форме реализации ими договоров Подряда, по которым в 2001 году трудились 39% привлеченных.

Учет официального привлечения иностранной рабочей силы ведется с 1994 года. Его сведения дают представление, сколько привлекается работников, из каких стран, каков их половозрастной состав, как они распределяются по отраслям экономики и территории России.
Рабочая сила в эти годы привлекалась из более 100 стран. Из суммарного числа привлеченных (1,9 миллиона человек) 48,8% составили граждане стран — участников СНГ и 51,2% — из других государств. Бесспорный лидер по официальному предоставлению иностранной рабочей силы среди всех стран (32,6%) и в еще большей мере среди стран СНГ (66,8%) — Украина. В совокупности остальных стран за период в целом лидирует Турция, но, начиная с 2000 года, ее обошел Китай, а в 2001 году вплотную к ней приблизился Вьетнам.

Привлекаемая рабочая сила специфична по своему половозрастному составу. На протяжении всех лет около 90% ее составляли мужчины, причем 59-69% из них были в возрасте до 40 лет, тогда как среди занятых в российской экономике на долю мужчин приходилось 52%, из которых 40 лет не достигали 53-55%.

Главной сферой привлечения иностранцев выступает строительство (1995 год — 55%, 1998 — 51,5 и 2001 — 39%). В 2001 году в данной отрасли использовано 90% рабочей силы, привлеченной из республик бывшей Югославии, 79% — из Турции, 65% из Армении, 55% — из КНДР и 45% — из Украины. На второе место в последние годы вышла торгово-коммерческая деятельность (23% в 2001 году). В ней концентрируется большинство мигрантов из Вьетнама и Китая, которые в 2001 году составили 65% общего официального привлечения в эту сферу экономики.

Крупнейшими импортерами рабочей силы являются 5 регионов России (Москва, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Приморский край и Московская область), на которые в последние годы приходится более половины общего привлечения.

Приведенные данные, однако, касаются лишь относительно небольшой части иностранной рабочей силы, поскольку основным ее источником, как свидетельствует изучение реальной ситуации, является нелегальная трудовая миграция.

В связи с этим Госкомстат РФ, начиная с 1998 года, дает ежегодную оценку использования иностранной рабочей силы с учетом нелегальной миграции. Делается это в рамках баланса трудовых ресурсов, где введена новая составляющая трудовых ресурсов под названием «работающие граждане других государств».

В 1998 году по данным Госкомстата в России работали 549 тысяч иностранцев, в 1999 — 706, в 2000 — 699 и в 2001 году — 675 тысяч. Причем эти цифры относятся к среднегодовой численности, тогда как сведения миграционной службы касаются физических лиц. Учитывая сезонный характер значительной части трудовой миграции, можно считать, что 700 тысяч работников в среднегодовом исчислении соответствуют 1,5-2 миллиона физических лиц.

Госкомстат пока ограничивается общей цифрой работающих иностранцев без распределения их по отраслям экономики. По нашей оценке, это распределение по своей структуре может отличаться от соответствующих данных миграционной службы, скорее всего, в сторону усиления доли строительства и особенно торгово-коммерческой деятельности.

В территориальном распределении работающих граждан других государств гораздо сильнее, чем в рамках учета официальной миграции, выделяется Москва. В 2001 году по оценке Госкомстата Москва «отхватила» 64,3% иностранной рабочей силы (по данным миграционной службы только 29,2%) и в результате иностранцы составили более 8% занятых в экономике Москвы.

Хотя сведения Госкомстата о привлечении иностранной рабочей силы значительно масштабнее данных миграционной службы, они, вероятнее всего, занижены. Об этом, в частности, свидетельствует сравнение соответствующих цифр по ряду регионов. Например, в Московскую область официально в 2001 году было привлечено 11,5 тысячи иностранцев, а согласно балансу трудовых ресурсов в среднегодовом исчислении общее число привлеченных оказалось 8,8 тысячи. В Приморском крае — соответственно 14,8 и 12,9 тысячи. Балансовая цифра по Москве в 5,3 раза превышает официальное привлечение иностранцев. Но и она не бесспорна <…>.

Россия притягивает нелегальных мигрантов по двум причинам: они вообще не могут найти работу в своей стране или считают, что в России могут заработать существенно больше. Выгодны они и российским предпринимателям, которые существенно экономят на заработной плате путем снижения ее величины (по сравнению со сложившейся на местном рынке труда) и выплаты черным «налом», позволяющей избежать обложения оплаты труда подоходным и единым социальным налогом.

Особо притягательной зоной для нелегальной трудовой миграции служат масштабность и распространенность в российской экономике неформального сектора. В 2001 году, согласно балансу трудовых ресурсов, в нем было занято около 12,5 миллионов человек, из которых только 4,5 миллиона индивидуальных предпринимателей состояли на учете в налоговых органах. Остальные 8 миллионов — это незарегистрированные предприниматели и работающие по найму у физических лиц. Соответственно у мигрантов-нелегалов существуют достаточно большие возможности бесконтрольно заниматься строительством индивидуальных домов, ремонтом этих домов и квартир, работать по найму на вещевых и продовольственных рынках, заниматься уличной торговлей. Сокращение этих возможностей напрямую связано с усилением финансового контроля над неформальным сектором.

В целом первостепенная и весьма непростая задача заключается в том, чтобы нелегальную трудовую миграцию свести к минимуму. Но это вовсе не значит, что ее следует легализовать в полном объеме, составляющем, по наиболее распространенной оценке, около 4 миллионов физических лиц. Оптимизации внешней трудовой миграции и контролю над ней много места отведено в законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который действует с 1 ноября 2001 года. Теперь дело за конкретными механизмами которые должны обеспечить реализацию поставленных целей. Особое внимание здесь должно быть уделено установлению квот на иностранную рабочую силу и мерам наказания за использование нелегальных трудовых мигрантов.

Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;

8-1) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций ;

8-2) прибывших в Российскую Федерацию не более чем на тридцать дней для осуществления гастрольной деятельности (организации и проведения на основании гражданско-правовых договоров на возмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества) (подпункт 8-2 введен Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 343-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 48, ст. 6709);

8-3) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве медицинских, педагогических или научных работников в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера (подпункт 8-3 введен Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 27, ст. 3951);

9) являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 106-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 19, ст.2311);

10) осуществляющих трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных частью четвертой статьи 63 и статьей 348-8 Трудового кодекса Российской Федерации (подпункт 10 введен Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 204-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4037);

11) признанных беженцами на территории Российской Федерации, — до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца (подпункт 11 введен Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 127-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 19, ст.2332);

12) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, — до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища (подпункт 12 введен Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 127-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 19, ст. 2332).

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами) (пункт 4-2 введен Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 110-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3286; в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 203-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4036; Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 48, ст. 6638; Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 409-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 49, ст. 6918).

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:

1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13-2 настоящего Федерального закона;

3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13-2 настоящего Федерального закона;

4) обучаются в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию;

5) привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13-5 настоящего Федерального закона (подпункт 5 введен Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 390-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6955).

Организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства иностранного гражданина обязаны уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Порядок представления уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина на территории Российской Федерации и его форма устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее-Закон) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Согласно Приказа МВД России от 04.06.2019 N 363 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган МВД России на региональном уровне в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином (лицом без гражданства) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Уведомление заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машинки, компьютера) на русском языке. При заполнении уведомления не допускаются: зачеркивания, использование сокращенных слов (кроме официальных), аббревиатур (кроме официальных) и исправления.

В уведомлении указываются сведения о каждом иностранном работнике, с которым работодатель или заказчик работ (услуг) заключил или прекратил (расторг) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг).

В уведомлении должны быть заполнены все соответствующие поля.

В случае недостаточности знакомест в соответствующем поле уведомления заполняются дополнительный лист(ы) к уведомлению (приложение N 1 к настоящему Порядку) с обязательным указанием в нем порядкового номера и наименования поля, в которое вносится недостающая информация, а также фамилии, имени, отчества (при наличии) иностранного гражданина (лица без гражданства), в отношении которого представляется уведомление.

Уведомление и дополнительный лист(ы) к нему, состоящие из двух и более листов, прошиваются и пронумеровываются, о чем на обороте последнего листа соответствующего уведомления или дополнительного листа соответственно делается заверительная запись.

Уведомление может быть представлено на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа на региональном уровне, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru).

При направлении уведомления в электронной форме используется усиленная квалифицированная электронная подпись.

Уведомление может представляться на бумажном носителе в территориальные органы МВД России на районном уровне в случае принятия соответствующего решения начальником (руководителем) территориального органа на региональном уровне.

Приказ МВД России от 4 июня 2019 г. N 363 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *