Предпринимательская деятельность образовательного учреждения

Содержание

Правовое регулирование предпринимательской деятельности государственных образовательных учреждений

Уруков Владислав Николаевич, зав. кафедрой гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Чувашского госуниверситета, доктор юридических наук, профессор. Специалист в области вексельного и предпринимательского права.

Родился 29 ноября 1959 г. в Чувашской АССР. Трудовую деятельность начал с военной службы в Советской Армии, окончив в 1981 г. Энгельсское высшее зенитно-ракетное командное училище; в 1984 — 1994 гг. служил в органах военной контрразведки КГБ, МБ. В 1994 г. окончил МГЮА. С 1994 г. преподает в Чувашском госуниверситете.

Автор более 70 публикаций, в том числе учебных пособий: «Торговое (коммерческое) право», 1997; «Предпринимательское право», 1997; «Вексельное право», 1998; «Правовые основы несостоятельности (банкротства)», 1999; «Субъекты предпринимательского права», 2000; а также монографии «Российское вексельное законодательство и практика его применения», 2000.

В условиях перехода к рыночной экономике в России коренным образом изменился не только правовой статус государственных образовательных учреждений, но и порядок их участия в гражданском обороте.

Практика показывает, что государственные образовательные учреждения, в особенности в сфере высшего образования, успешно занимаются не только образовательной деятельностью в пределах выделенных бюджетом средств, но и сами активно зарабатывают деньги путем внедрения коммерческого образования, оказания всевозможных образовательных платных услуг, предложения продуктов инновационной деятельности хозяйствующим субъектам, подготовки высококвалифицированных кадров на договорной основе для коммерческих организаций и т.д. В связи с этим как в теории права, так и на практике возникает вопрос: является ли вышеназванная дополнительная деятельность образовательных учреждений предпринимательской? Каковы правомочия образовательных учреждений по распоряжению доходами, полученными от такой деятельности?

Легальное понятие предпринимательской деятельности, данной в норме ст. 2 Гражданского кодекса РФ, на мой взгляд, не в полной мере выделяет все признаки, присущие предпринимательской деятельности.

Неправильное понимание предпринимательской деятельности создает предпосылки для конфликтных ситуаций между субъектами права, а в отдельных случаях — злоупотреблений. Например, для рядового налогового инспектора, проверяющего правильность ведения торговли на рынке, нет разницы в правовом статусе между индивидуальным предпринимателем, торгующим товарами на профессиональной основе, и лицом, продающим подержанную или не подошедшую вещь. Как показывает практика, последний часто наказывается за торговую деятельность без соответствующей регистрации как предприниматель.

Признаки предпринимательской деятельности

Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ главным признаком предпринимательской деятельности является ее цель — извлечение прибыли. Именно цель выделяет предпринимательскую деятельность из более широкого понятия хозяйственной деятельности как деятельность по производству и реализации материальных благ. Это предполагает, что в эту деятельность должен быть вложен первоначальный капитал, в процессе этой деятельности должно произойти приращение первоначального капитала, называемое прибылью. Например, торговец купил товар на 1 тыс. руб., т.е. вложил для покупки товара первоначальный капитал в указанной сумме; продав товар и вычтя все расходы по его реализации, получил чистый доход в размере 500 рублей. Но если лицо, скажем каменщик, по договору или иным основаниям построило для другого лица дом на его средства и при этом получило доход в определенном размере, то такая деятельность не может являться предпринимательской, поскольку не было вложения первоначального капитала в хозяйственную деятельность, и следовательно, каменщик не мог получить прибыль. В этом случае полученный им доход является не предпринимательским — это результат продажи своей рабочей силы. Прибыль представляет собой сумму, составляющую разницу, на которую доход превышает затраты. В данном примере каменщик не несет каких-либо затрат в строительстве дома и не может являться предпринимателем даже в случаях, если он, например, строительством домов занимается на постоянной, профессиональной основе.

Другими признаками предпринимательской деятельности являются осуществление ее субъектом предпринимательской деятельности от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность. Это означает, что, вложив в деятельность первоначальный капитал, лицо в определенных ситуациях может не получить ожидаемый доход, а наоборот, может остаться в убытках, т.е. несет имущественную ответственность по своим обязательствам в полном объеме, без наличия, как правило, вины, что отличает его от других участников гражданского оборота. Последнее утверждение следует из нормы п. 3 ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо вследствие неисполнения обязательства или его ненадлежащего исполнения при осуществлении предпринимательской деятельности несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, если иное не предусмотрено законом или договором.

К одному из важных признаков предпринимательства можно отнести осуществление предпринимательской деятельности на постоянной (профессиональной) основе. Нельзя говорить о предпринимательстве при единичном или эпизодичном изготовлении товаров (оказании услуг, выполнении работ).

Следующий признак — осуществление предпринимательской деятельности лицами, прошедшими в установленном порядке государственную регистрацию.

Таким образом, если в деятельности любого субъекта присутствуют одновременно все указанные признаки, то такая деятельность является предпринимательской. Следовательно, предпринимательская деятельность — это зарегистрированная установленным законом образом самостоятельная и инициативная деятельность по производству товаров, оказанию услуг, выполнению работ в целях извлечения прибыли и осуществляемая на профессиональной основе от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность, за исключением таких видов деятельности, как адвокатская, нотариальная и иных видов, которые отнесены федеральным законом к непредпринимательской деятельности. Термин «самостоятельная деятельность» предполагает, что вмешательство в предпринимательскую деятельность органов государства и местного самоуправления допускается только в пределах и объемах, установленных законом.

Предпринимательская деятельность образовательных учреждений

Образовательное учреждение как некоммерческая организация имеет специальную правоспособность (п. 1 ст. 49, п. 1 и 3 ст. 50 ГК РФ). Действующее гражданское законодательство (п. 3 ст. 50 ГК РФ) разрешает образовательным учреждениям заниматься предпринимательской деятельностью, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Таким образом, можно полагать, что деятельность образовательных учреждений по получению доходов в результате использования своего имущества является предпринимательской, т.е. такая деятельность содержит все признаки предпринимательской деятельности. Следовательно, правовой режим субъектов предпринимательской деятельности в полной мере должен распространяться и на образовательные учреждения, включая режим налогообложения.

Каковы правовой статус имущества образовательных учреждений, участвующих в предпринимательской деятельности, и правомочия образовательного учреждения по распоряжению результатами от предпринимательской деятельности? В этой связи актуальна проблема разделения между собственником и образовательным учреждением долгов, плодов и продукции, полученных в результате использования имущества. Неудовлетворительное финансирование государственных образовательных учреждений, особенно в 90-е годы прошлого века, вызывало нехватку учебного и научного оборудования и других материалов, обеспечивающих учебный процесс, недостаток опытных профессорско-преподавательских кадров ввиду оттока из-за низкой заработной платы.

Государственное образовательное учреждение в гражданском обороте выступает в отдельных случаях как субъект предпринимательских правоотношений, поскольку его правовой статус в этом случае не отличается от коммерческих организаций и его деятельность направлена на получение прибыли. Между тем для государственного образовательного учреждения получение прибыли от деятельности не является основной целью, т.к. основная функция, к примеру, для высшего профессионального образования (ст. 8 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании») — реализация программы высшего образовательного учреждения.

В этом случае образовательное учреждение выступает в гражданском обороте как учреждение — юридическое лицо от своего имени (п. 1 ст. 48 ГК РФ) в целях достижения уставных задач. Образовательное учреждение выступает в гражданском обороте участником различных гражданских правоотношений. Так, оно выступает в договорных отношениях с различными хозяйствующими субъектами — коммерческими организациями по поводу тепло-, энергоснабжения, проведению различных подрядных работ по поддержанию зданий и сооружений в надлежащем порядке или по строительству новых учебных корпусов, зданий и т.п., а также совершает сделки по приобретению материалов, оборудования. В последнем случае образовательное учреждение не выступает субъектом предпринимательской деятельности, а его правовой статус в этом случае иной: оно выступает в имущественных отношениях с другими субъектами только с одной целью — обеспечение выполнения своей функции по реализации учебных программ (трудно представить учебное заведение без тепла, воды, электроснабжения, современного учебного оборудования и т.д.). Следовательно, образовательное учреждение — юридическое лицо в гражданском обороте выступает в двух ипостасях: как субъект предпринимательской деятельности и как юридическое лицо — некоммерческая организация. В обоих случаях государственное образовательное учреждение выступает как юридическое лицо, которое имеет в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность государственных образовательных учреждений, содержатся в федеральных законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Главную роль играют нормы Гражданского кодекса РФ, определяющие организационно-правовую форму государственных образовательных учреждений и правовой статус их имущества, ответственность по гражданско-правовым обязательствам.

Из нормы п. 2 ст. 48 ГК РФ следует, что государственные образовательные учреждения являются юридическим лицом, на имущество которых их учредители имеют право собственности. Согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ государственное образовательное учреждение является юридическим лицом — некоммерческой организацией, поскольку его основной целью не является извлечение прибыли и оно не распределяет полученную прибыль между участниками. В силу п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и прекращается в момент завершения его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Важное значение для образовательных учреждений в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности имеют нормы ст. 296, 299 ГК РФ о праве оперативного управления, ст. 120 ГК РФ о понятии учреждения и ответственности учреждения по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а также субсидиарной ответственности по его обязательствам собственника.

Следующим в иерархии законов, регламентирующих предпринимательскую деятельность государственных образовательных учреждений, является Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп.). В соответствии со ст. 2 данного Закона некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих целей, в целях сохранения здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных материальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Пункт 3 ст. 2 Закона гласит о том, что некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных и религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, социальных благотворительных фондов, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральным законом.

Безусловно, государственная образовательная организация в силу ст. 9 Закона является учреждением, поскольку таковым признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социальных, культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником: имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с гражданским законодательством РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь потому, что это служит достижением задач, ради которых она создана. Далее законодателем определяются пределы осуществления ими предпринимательской деятельности. Так, некоммерческая организация вправе заниматься приносящим прибыль производством товаров и услуг, отвечающим целям создания некоммерческой организации, а также приобретением и реализацией ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участием в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика. Таким образом, некоммерческая организация фактически вправе вести почти любую приносящую прибыль деятельность, что неоправданно, особенно для государственных образовательных учреждений, как с точки зрения практики, так и гражданского оборота. При этом учреждения участвуют в предпринимательских отношениях без какого-либо согласия собственника, а ответственность наступает субсидиарно по его долгам, в том числе в связи с предпринимательской деятельностью (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Поэтому целесообразно уточнить нормы данной статьи применительно к государственным образовательным учреждениям и дополнить абз. 1 п. 2 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» фразой следующего содержания: «Государственные образовательные учреждения вправе осуществлять только те виды предпринимательской деятельности и в тех пределах, которые установлены собственником учреждений».

Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп.) впервые разрешил ведение предпринимательской деятельности образовательным учреждениям. Так, на основании ст. 47 данного Закона образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. К предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся:

реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

торговля покупными товарами, оборудованием;

оказание посреднических услуг;

приобретение акций, облигаций и иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и их реализацией.

Кроме того, в силу ст. 58 данного Закона образовательным учреждениям разрешается самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных организациях.

Федеральным законом «О высшем и послевузовском образовании» расширены права высших учебных заведений во внешнеэкономической деятельности. Так, согласно ст. 33 Закона высшее учебное заведение вправе участвовать в международном сотрудничестве РФ в области высшего и послевузовского профессионального образования, в этих целях вправе заключать с иностранными партнерами договоры о совместной деятельности и т.д.

Помимо названных Законов нормы предпринимательской деятельности образовательных учреждений содержатся в подзаконных актах, таких, как типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264); типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (Постановление Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160) и т.д.

Вопрос о пределах распоряжения образовательными учреждениями доходами, полученными ими в результате использования имущества, на практике оставался долгое время открытым, несмотря на то что нормой п. 2 ст. 299 ГК РФ установлено, что плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящиеся в оперативном управлении, поступают в оперативное управление учреждения. Это положение, как правило, образовательные учреждения игнорировали, прикрываясь различными актами, главным образом уставами, и тратили заработанные средства по своему усмотрению, что приводило к множественным правонарушениям и преступлениям, связанным с разбазариванием, бесконтрольным использованием имущества, заработанного образовательными учреждениями. Учредители, лица соответствующих государственных органов фактически самоустранялись от контроля за использованием средств. Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 28 сентября 2004 г. N 5804/04 указал следующее.

Государственное образовательное учреждение «Пермский колледж экономики, статистики и информатики Госкомстата России» (далее — образовательное учреждение, колледж) обратилось в Арбитражный суд Пермской области с исковыми требованиями к Государственному комитету Российской Федерации по статистике о признании права собственности на нежилое помещение площадью 831,6 кв. м, находящееся на первом этаже общежития, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Мира, д. 98, и признании недействительной государственной регистрации за образовательным учреждением права оперативного управления указанным помещением.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Пермская регистрационная палата.

В обоснование заявленных требований истец сослался на следующее: по договору купли-продажи от 17 декабря 1998 г. N 1, заключенному с открытым акционерным обществом «Стройсинтез», он на собственные средства приобрел названное помещение в собственность и на основании п. 7 ст. 39 Закона РФ «Об образовании» является его собственником. Однако Пермская регистрационная палата 27 января 1999 г. необоснованно вместо регистрации перехода к образовательному учреждению права собственности на данное недвижимое имущество зарегистрировала за ним право оперативного управления этим имуществом.

Определением от 21 августа 2003 г. суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Департамент имущественных отношений Пермской области.

Решением суда первой инстанции от 4 сентября 2003 г. исковые требования удовлетворены: за колледжем признано право собственности на спорное нежилое помещение, а также признана недействительной произведенная 27 января 1999 г. государственная регистрация права оперативного управления этим помещением.

Суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со ст. 39 Закона РФ «Об образовании» образовательному учреждению принадлежит право собственности на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы имущественные объекты; спорное помещение приобретено колледжем на доходы от предпринимательской деятельности, разрешенной его уставом.

Постановлением от 4 ноября 2003 г. суд апелляционной инстанции отменил решение и в удовлетворении исковых требований отказал со ссылкой на то, что в силу ст. 296, 298 Гражданского кодекса РФ у государственного образовательного учреждения, созданного государственным органом на базе имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, не возникает права собственности на недвижимое имущество, приобретенное в результате образовательной деятельности.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа Постановлением от 12 февраля 2004 г. отменил постановление суда апелляционной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции по следующим мотивам: колледж, будучи государственным образовательным учреждением, созданным как некоммерческая организация, которой по уставу разрешено вести предпринимательскую деятельность и распоряжаться доходами от этой деятельности, является собственником приобретенного на такие доходы объекта недвижимого имущества в соответствии с п. 7 ст. 39 Закона об образовании, ст. 27 Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и ст. 2, 25 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Суд кассационной инстанции указал, что колледж, имея доходы от оказания платных образовательных услуг, на эти доходы приобрел в собственность объект недвижимого имущества по договору купли-продажи от 17 декабря 1998 г. N 1, который в судебном порядке не оспорен и не признан недействительным.

В поданном в Высший Арбитражный Суд РФ заявлении о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и постановления суда кассационной инстанций Пермская регистрационная палата просила отменить названные судебные акты и оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что у государственного образовательного учреждения, использующего в своей деятельности государственное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, не могло возникнуть права собственности на спорный объект, приобретенный на доходы от такой деятельности. Этот объект является федеральной собственностью и правомерно зарегистрирован за колледжем на праве оперативного управления.

Проверив обоснованность доводов заявителя, Президиум признал, что решение суда первой и постановление суда кассационной инстанций подлежат отмене, постановление суда апелляционной инстанции — оставлению без изменения по следующим основаниям.

Выводы судов первой и кассационной инстанций основаны на неправильном применении норм материального права.

Колледж создан как некоммерческое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования по Приказу Государственного комитета РФ по статистике от 3 июля 1998 г. N 109, который явился единственным учредителем этого образовательного учреждения.

Согласно п. 5.2 устава колледжа в целях осуществления образовательной деятельности за ним закреплено государственное имущество на праве оперативного управления.

Пунктом 5.8 устава предусмотрены источники формирования имущества колледжа и финансирования его деятельности: материальные и денежные средства, поступающие за обучение от юридических и физических лиц; материальные и денежные средства учредителей, собственников, лиц, уполномоченных собственником; средства, получаемые от осуществления различных видов деятельности; кредиты банков и иных кредиторов; добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц.

На основании п. 5.11 и 5.12 устава колледж может оказывать дополнительные платные образовательные услуги сверх основных образовательных программ по договорам с предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, а также вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную уставом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Конкретные же виды возможной предпринимательской деятельности образовательного учреждения его уставом не предусмотрены.

По общему принципу, изложенному в п. 2 ст. 299 Гражданского кодекса РФ, доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Пунктом 2 ст. 298 Гражданского кодекса РФ, регулирующим вопрос о распоряжении учреждением имуществом, приобретенным им на доходы от деятельности, осуществляемой в соответствии с учредительными документами, не предусмотрено возникновение у учреждения права собственности на такое имущество.

Согласно п. 3 ст. 120 Кодекса особенности правового положения отдельных государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Пункт 7 ст. 39 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (изложенного в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ, действовавшей в спорный период) и ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», на которые сослался суд кассационной инстанции, содержат общие положения и конкретно не определяют возникновение у образовательного учреждения, созданного в форме государственного некоммерческого учреждения, права собственности на объекты, приобретенные за счет доходов, полученных от использования в своей деятельности государственного имущества, переданного ему на праве оперативного управления собственником в лице его правомочного государственного органа (учредителя).

Содержащиеся в названных законодательных нормах общие положения регулируют отношения собственности в системе образования и относятся к образовательным учреждениям, созданным в иной организационно-правовой форме.

При указанных обстоятельствах выводы судов первой и кассационной инстанций о возникновении у государственного образовательного учреждения права собственности на спорное нежилое помещение, приобретенное по договору купли-продажи, не могут быть признаны обоснованными и соответствующими законодательству.

Таким образом, решение суда первой инстанции и постановление суда кассационной инстанции нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в соответствии с п. 1 ст. 304 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежат отмене.

Поскольку при рассмотрении спора суд апелляционной инстанции сделал обоснованные выводы на основании материалов дела и правильно применил нормы права, его постановление следует оставить без изменения.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 303, п. 5 ч. 1 ст. 305 и ст. 306 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ постановил:

решение первой инстанции Арбитражного суда Пермской области от 4 сентября 2003 г. по делу N А50-15058/2003-Г-5 и Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 февраля 2004 г. по тому же делу отменить.

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области от 4 ноября 2003 г. по указанному делу оставить без изменения <*>.

<*> Вестник ВАС РФ. 2005. N 1. С. 36 — 39.

Из названного Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ следует важный вывод о том, что государственные образовательные учреждения не вправе самостоятельно распоряжаться доходами, полученными в результате предпринимательской и иной деятельности, поскольку имущество им принадлежит на праве оперативного управления. Следовательно, образовательные учреждения на основании ст. 296 ГК РФ осуществляют распоряжение доходами от предпринимательской деятельности в пределах, установленных законом, и с согласия собственника, а не учредительными документами образовательных учреждений. Эти доходы поступают в собственность учредителя государственного образовательного учреждения.

Предпринимательская деятельность образовательного учреждения

Образовательное учреждение как некоммерческая организация может вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. Образовательное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность в следующих формах: реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества; торговля покупными товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг; долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций; приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним; ведение приносящих доход иных внереализационных операций. Образовательное учреждение может участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ) и других организаций, но только той частью имущества, которая представляет его собственность. Имущество, используемое образовательным учреждением на правах оперативного управления, может направляться на ведение предпринимательской деятельности только с согласия учредителя и выплаты ему части дохода. Деятельность образовательного учреждения рассматривается как предпринимательская только в том случае, если получаемый от нее доход не направляется на выполнение уставной деятельности. Учредитель или органы местного самоуправления осуществляют контроль за предпринимательской деятельностью образовательного учреждения. Она может быть приостановлена, если наносится ущерб основной образовательной деятельности. Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет его высшее должностное лицо (заведующий, директор, ректор). В негосударственном образовательном учреждении эту функцию выполняет его учредитель или попечительский совет.

Особенности предпринимательской деятельности в сфере образования

Размещено на http://www.allbest.ru/

Особенности предпринимательской деятельности в сфере образования

Рубцова О.Л.

доцент кафедры экономической теории и экономического образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), кандидат экономических наук

В статье проанализированы правовая основа предпринимательской деятельности образовательных организаций и основные подходы к содержанию и видам предпринимательской деятельности в сфере образования в современной России

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, приносящая доход деятельность, коммерческая деятельность в сфере образования, предпринимательский университет

Предпринимательская деятельность является важнейшей чертой современной экономки. Основными её характеристиками являются: инициативность, самостоятельность, систематичность, новаторство, риск. Цель такой деятельности — получение прибыли. В настоящее время в России предпринимательство развивается в различных сферах, имея в каждой сфере свои особенности.

Целью данного исследования является анализ особенностей предпринимательства в сфере образования. Эти особенности связаны, прежде всего, с тем, что образование относится к отраслям социальной сферы. Образовательные организации создаются в основном, как некоммерческие организации и получение прибыли не может выступать целью их деятельности, в т.ч. и предпринимательской. В то же время, в условиях ограничения бюджетного финансирования, бюджетные образовательные организации вынуждены находить различные виды деятельности, которые приносят им доход. Внедрение рыночных принципов в работу образовательных организаций позволяет снижать бюджетные расходы по их содержанию, обеспечивать развитие качества и объема оказываемых услуг. Расширяется самостоятельность образовательных организаций. Конкуренция побуждает повышать качество образования, внедрять различные инновации. Это обуславливает необходимость предпринимательской деятельности в образовательных организациях, которая становится необходимым условием их развития, повышения конкурентоспособности, улучшения материально-технической базы, увеличения заработной платы педагогов и сотрудников.

Правовая основа. Правовые возможности для предпринимательской деятельности образовательных организаций обозначены в Гражданском кодексе РФ, Федеральных законах «О некоммерческих организациях», «Об автономных учреждениях», «Об образовании в Российской Федерации». Однако понятие такой деятельности законодательством чётко не определено. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» нет понятия предпринимательской деятельности образовательной организации, как нет и понятия «приносящая доход деятельность», не обозначены и виды предпринимательской деятельности, которые могут осуществляться в сфере образования. В главе «Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования» речь идёт о более широких аспектах деятельности образовательных организаций, чем предпринимательская деятельность. Осуществление образования за счет средств физических и юридических лиц рассматривается в качестве одного из видов экономической деятельности в образовании. Для него установлены определённые правила . Законодательство предоставляет право образовательным организациям самостоятельно определять виды платных образовательных услуг, но они должны быть зафиксированы в уставе образовательной организации прямым перечислением.

В настоящее время большинство образовательных организаций, действующих в Российской Федерации, созданы в форме учреждений (государственных, муниципальных, частных), иногда используется такая форма как автономная некоммерческая организация. Образовательные организации функционируют как некоммерческие организации. Некоммерческая организация согласно федеральному закону «О некоммерче¬ских организациях» может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, постольку это служит достижению целей, ради которых она создана . Критерии соответ¬ствия предпринимательской деятельности уставным целям для некоммерческих организаций законодательно не определены. В данном законе встречаются понятия «предпринимательская деятельность» и «приносящая доход деятельность», поэтому возникает вопрос о дифференциации этих понятий. В то же время по своей сути приносящая доход деятельность является предпринимательской, т.к. её осуществление связано с активным стремлением образовательной организации занять свои позиции на рынке образовательных услуг .

Согласно ст. 298 Гражданского кодекса РФ автономные и бюджетные образовательные учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение указанных учреждений . При этом бюджетное финансирование не зависит от доходов учреждения, полученных в рамках приносящей доход деятельности.

В качестве основной цели деятельности образовательных организаций выступает образовательная деятельность по реализации различных образовательных программ. Можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность образовательных организаций должна служить образовательной деятельности. Следует отметить, что образовательная деятельность невозможна без выполнения целого ряда дополнительных видов деятельности, таких как, управление учреждением, материально-техническое и хозяйственное обеспечение, бухгалтерское обслуживание и др. Если обратиться к уставам образовательных организаций, то можно увидеть, что там перечислен немалый перечень видов деятельности, приносящей доход. Возникает вопрос о соответствии их целям образовательной организации. На наш взгляд, было бы целесообразно законодательно определить понятие и виды предпринимательской деятельности, которыми вправе заниматься образовательная организация. Можно согласиться с теми исследователями, которые считают, что нужна правовая доработка законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность в сфере образования, с учетом всех особенностей данной сферы .

Таким образом, чёткие границы предпринимательства в сфере образования законодательством не определены. Необходимо отметить, что свобода предпринимательской деятельности образовательных организаций ограничена.

Помимо организаций образовательную деятельность могут осуществлять индивидуальные предприниматели. Образовательную деятельность, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, можно рассматривать как предпринимательскую. Законодательство допускает возможность ведения образовательной деятельности как непосредственно индивидуальным предпринимателем, так и с привлечением педагогических работников. При этом закон «Об образовании в Российской Федерации» предъявляет особые требования к осуществлению индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности .

Прибыль от предпринимательской деятельности. Целью предпринимательской деятельности, как известно, является получение прибыли. В предпринимательской деятельности в сфере образования нельзя рассчитывать на получение большой прибыли. Некоторые исследователи считают, что предпринимательство в сфере образования относится к одному из видов социального предпринимательства . Социальное предпринимательство не предполагает высокой рентабельности и поэтому является не очень привлекательным. Для образовательной организации целью предпринимательской деятельности выступает получение средств, которые используются для развития данной организации. Полученная прибыль не может распределяться между учредителями образовательной организации, а направляется на реализацию целей, зафиксированных в её уставе.

Средства, получаемые за счёт предпринимательской деятельности, направляются на:

? выплату заработной платы привлекаемым для выполнения работ и оказания услуг педагогам и сотрудникам образовательной организации;

? ремонт помещений;

? приобретение оборудования, инструментов и материалов для обеспечения учебного процесса;

? покупку научной и учебно-методической литературы;

? организацию различных мероприятий по вопросам совершенствования образования, в том числе семинаров и конференций.

Содержание и виды предпринимательской деятельности в сфере образования. Существуют разные подходы к определению содержания предпринимательской деятельности в сфере образования. На наш взгляд, неправильно сводить предпринимательскую деятельность образовательной организации только к одному из способов дополнительного финансирования. Такой подход представляется слишком узким, т.к. предпринимательская деятельность в образовательной сфере многогранна.

Деятельность образовательной организации можно разделить на предпринимательскую деятельность по:

? форме, понимая ее как в определенной степени самостоятельную, соответствующую уставу образовательной организации и не запрещенную законом деятельность с целью получения прибыли для обеспечения образовательного процесса.

? содержанию, определяя ее как хозяйственную деятельность, направленную на повышение качества образовательных услуг в результате управления эффективностью использования ресурсов .

Такой подход к предпринимательской деятельности образовательной организации представляется вполне оправданным. Тем более, что и сущность предпринимательства можно рассматривать с различных сторон.

На наш взгляд, правильно рассматривать вместе с предпринимательской и инновационную деятельность образовательных организаций. Основу современного подхода к исследованию предпринимательства заложил австрийский экономист Йозеф Шумпетер, обосновавший представления об инновационной деятельности как основной характеристике предпринимательства . Инновационная деятельность основана на поиске и реализации новых идей. Функция предпринимателей заключается в том, что они реализуют нововведения. Следует отметить, что в концепции предпринимательского университета присутствует инновационная составляющая. Раскрывая смысл понятия «предпринимательский университет», исследователи делают акцент на новаторском содержании деятельности менеджмента, его ориентации на постоянный поиск, активизацию, развитие и рациональное использование ресурсов .

Предпринимательская функция университета, в свою очередь, реализуется через такие показатели, как:

? генерация малых инновационных предприятий и предпринимателей;

? развитие предпринимательских образовательных программ для студентов и сотрудников;

? трансфер знаний (патентов, технологий и т.д.);

? получение патентов;

? публикация совместных статей с сотрудниками предприятий .

Организация коммерциализации научно-исследовательской деятельности может рассматриваться как направление предпринимательской деятельности университета. В последние годы много внимания уделялось малым инновационным предприятиям (МИП), которые создавались при вузах в целях коммерциализации результатов научно-интеллектуальной деятельности преподавателей, аспирантов и студентов. Одним из ключевых факторов успеха при создании субъектов малого предпринимательства на базе вузов является ресурсоёмкость систем высшего образования. Ресурсы вуза обеспечивают снижение управленческих и финансовых рисков на всех этапах создания и работы МИПа, по сравнению с «независимым» предпринимательством, при этом подструктуры вузов, например, бизнес-инкубаторы становятся средой развития предпринимательства, значительно повышающей конкурентоспособность своих резидентов . Однако, на практике создание и развитие МИПов встретило много трудностей, и в 2016-2017 гг. рост МИПов затормозился .

Кроме предоставления платных образовательных услуг, предпринимательская деятельность университета организуется в таких направлениях, как проведение научно-исследовательских и проектных работ по хозяйственным договорам, просветительская деятельность, издательская деятельность и др.

Предпринимательская деятельность университета реализуется в инновационной инфраструктуре: технопарках, бизнес-инкубаторах, молодёжных инновационных центрах (МИЦ). Целью МИЦ выступает развитие инновационного предпринимательства среди студентов, аспирантов и молодых преподавателей, содействие в реализации предпринимательских инициатив посредством оказания информационной, методической и консультационной поддержки.

Таким образом, на практике предпринимательская деятельность университета тесно связана с инновационной.

Вполне оправдано в предпринимательской деятельности образовательной организации выделять образовательные услуги и иную деятельность, приносящую доход . Основным видом предпринимательской деятельности в образовании является предоставление разного рода платных образовательных услуг, например реализация различных образовательных программ. Предоставление в аренду помещений, услуги общежитий и т.п. можно рассматривать как иную деятельность, приносящую доход образовательной организации.

На наш взгляд, следует разделять предпринимательскую деятельность частных образовательных организаций и государственных. Представляется, что у частных образовательных организаций больше возможностей для предпринимательской деятельности, т.к. меньше ограничений.

Выводы. Таким образом, предпринимательская деятельность в сфере образования имеет свои особенности. Понятие такой деятельности законодательством чётко не определено, но свобода предпринимательской деятельности в сфере образования имеет ограничения. Предпринимательство в сфере образования достаточно многообразно. Существуют разные подходы к определению его содержания и классификации. На практике предпринимательская деятельность университетов тесно связана с инновационной, а инновационная деятельность является необходимым условием и определяющим фактором предпринимательства в сфере образования.

предпринимательский образование коммерциализация научный

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017). . Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/3b8eaaf84b59c73761e963046f96813d55b45d9b/ (дата обращения 12.09.17)

2. Федеральный закон от 29.12.12 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации». . Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/6435040c38bb1f7667a3151d7470eb0be25c36cd/ (дата обращения: 12.09.17).

3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях». . Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/70c0a8cdc34b8e2d7e7ef698488d51acc556dc7e/ (дата обращения: 12.09.17).

4. Постановление правительства российской федерации от 15 августа 2013 г. № 706. «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // http://base.garant.ru/70436460/ (дата обращения: 12.09.17).

5. Авилкина С.В., Леонтьева Л.С. Система высшего образования как ресурс развития предпринимательской среды //Российское предпринимательство. — 2017. — Т.18. — № 3. — С. 427-437.

6. Балашов А.Е. Предпринимательская деятельность в сфере образования. . Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_24407574_33926522.pdf (дата обращения: 12.09.17).

7. Василенко Н.В., Линьков А.Я. Экономика образования: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 413 с.

8. Волошина Т.А. Предпринимательство в образовании: Учебное пособие. Ч.1. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015. — 56 с.

9. Дьяков И.И Особенности предпринимательской деятельности организаций высшего образования: теоретический аспект. . Режим доступа: http://scjournal.ru/articles/issn_1993-5552_2016_12_12.pdf (дата обращения: 12.09.17).

10. Ивинский Д.В., Чепурова И.Ф. Предпринимательская деятельность вуза как элемент рыночной экономики // Социально-экономические явления и процессы. — 2014 — № 3 (061). — С.31-36.

11. Сюбарева И.Ф. Унификация понятий в сфере экономической деятельности в образовании: правовой аспект // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2014. — Вып.3. — С. 137-142.

12. Каменских М.А. Исследование концепции предпринимательского университета и институциональных факторов его деятельности // Вестник УрФу. Сер. Экономика и управление. — 2016. — Т.15. — № 3. — С.420-433. . Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_26525761_21829202.pdf (дата обращения: 12.09.17).

13. Шумпетер И.А. Теория экономического развития. — М.: Экомо, 2007. — 864 с.

15. https://mip.extech.ru/index.php — сайт ФГБНУ «Научно-исследовательский институт — Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы». Учёт и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы. (дата обращения: 12.09.17).

Размещено на Allbest.ru

Понятие предпринимательства в образовании

Переход экономики страны на рыночные условия хозяйствования привел к появлению предпринимательства в системе образования.

Предпринимательство в системе образования – это инновационная, креативная, инициативная деятельность образовательного учреждения, направленная на формирование и развитие образовательного потенциала общества, и достижение тем самым социально-экономического эффекта на микро- и макроуровнях . Основой предпринимательской деятельности в образовании является согласова­ние экономических интересов всех участников и обеспечение движения услуг от производителя к потребителю.

Предпринимательство, определяемое как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, имеет ряд общих признаков, которые отражены в п.1 ст.2 части первой Гражданского кодекса РФ. Основные признаки предпринимательской деятельности представлены на схеме (рис. 8.8).

Рисунок 8.8 — Необходимые признаки предпринимательской деятельности

Главным признаком среди них является самосто­ятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Предприниматель свободен в принятии решений, не противоречащих законодательству. В области производства образовательных программ и услуг этот признак несет определенную долю условности, так как полная самостоятельность образовательного учреждения при отсутствии контролирующих органов может в перспективе породить фрагментарность и бессистемность полученных знаний. Поэтому свобода предпринимательства в сфере образования должна сопровождаться аккредитацией и лицензированием, а также проведением независимых экспертиз.

Необходимо отметить, что предпринимательство в образовании связано не только с деятельностью самих образовательных учреждений, но и иных организаций, которые оказывают консалтинговые, информационные, методические, учебные услуги в системе образования. И поэтому они необходимы развивающемуся рынку образовательных услуг.

В условиях рыночных отношений предпринимательская деятельность в системе образования проявляется во всех направлениях данной деятельности: от оказания собственно образовательных услуг до обеспе­чения эффективного функционирования отрасли в целом.

Закон РФ «Об образовании» в ст.47 «Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения» определяет права на осуществление такой деятельности, предусмотренной его уставом.

Следует отметить, что учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом этого учреждения, до решения суда по этому вопросу.

Согласно закону РФ «Об образовании» к предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

Ø торговля покупными товарами, оборудованием;

Ø оказание посреднических услуг;

Ø долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

Ø приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

Ø ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Таким образом, образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства. Эти средства поступают образовательному учреждению за счет оказания платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и иностранных юридических лиц. При этом привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя.

В обобщенном виде некоторые направления деятельности образовательного учреждения можно представить на следующей схеме (рис. 8.9).

Рисунок 8.9 — Предпринимательская деятельность учреждения среднего профессионального образования

В соответствии с законодательством государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. К ним можно отнести:

Ø обучение по дополнительным образовательным программам;

Ø обучение по действующим учебным планам лиц, зачислен­ных сверх контрольных цифр приема на договорной основе;

Ø обучение на подготовительных курсах;

Ø преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

Ø занятия с обучающимися углубленным изучением предметов;

Ø занятия в спортивных секциях сверх учебной программы в помещениях образовательного учреждения;

Ø профессиональная переподготовка и повышение квалифи­кации работников других организаций и обучающихся в других образовательных учреждениях;

Ø платные целевые тематические курсы и семинары;

Ø консультирование по определенным проблемам.

3.8. Предпринимательская деятельность образовательных учреждений

  • •127282, Москва, ул. Полярная, д. 31в.
  • •Глава 1
  • •1.1. Сущность предпринимательства
  • •1.2. Определение сущности предпринимательской деятельности в законодательных актах
  • •1.3. Предпринимательство как явление и как процесс
  • •1.4. Функции предпринимательства
  • •Глава 2
  • •2.1. Краткая характеристика теорий о предпринимательстве в XVIII—XIX вв.
  • •2.2. Выводы из классической экономической теории о предпринимательстве
  • •2.3. Развитие учения о предпринимательстве в хх в.
  • •Глава 3
  • •3.1. Классификация предпринимательства
  • •3.2. Незаконное предпринимательство и лжепредпринимательство
  • •3.3. Типы и виды предпринимательства
  • •3.4. Предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг
  • •3.5. Предпринимательская деятельность на рынке банковских услуг
  • •3.6. Предпринимательская деятельность на рынке страховых услуг
  • •3.7. Посредническое предпринимательство
  • •3.8. Предпринимательская деятельность образовательных учреждений
  • •Глава 4
  • •4.1. Сущность предпринимательской среды
  • •4.2. Экономическая свобода — ведущий элемент предпринимательской среды
  • •4.3. Внешняя предпринимательская среда
  • •4.4. Сокращение административных барьеров, регулирующих деятельность субъектов предпринимательства
  • •4.5. Рынок — среда существования предпринимателей
  • •4.6. Внутренняя предпринимательская среда
  • •Глава 5 субъекты предпринимательской деятельности
  • •5.1. Физические лица — субъекты предпринимательства
  • •5.2. Юридические лица — субъекты предпринимательства
  • •5.3. Права предпринимателей
  • •5.4. Обязанности предпринимателей
  • •5.5. Личностные качества предпринимателей
  • •Глава 6
  • •6.1. Кто может стать индивидуальным предпринимателем?
  • •6.2. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей
  • •6.3. Отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя
  • •6.4. Внесение изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей
  • •6.5. Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя
  • •6.6. Банкротство (несостоятельность) индивидуального предпринимателя
  • •Глава 7
  • •7.1. Хозяйственные товарищества
  • •7.1.1. Полное товарищество
  • •7.1.2. Товарищество на вере (коммандитное товарищество)
  • •7.2. Общество с ограниченной ответственностью
  • •7.3. Общество с дополнительной ответственностью
  • •7.4. Акционерные общества
  • •7.5. Производственный кооператив
  • •7.6. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
  • •7.7. Филиалы и представительства хозяйственных обществ
  • •7.8. Дочерние и зависимые общества
  • •7.9. Простое товарищество
  • •7.10. Ассоциации (союзы) предпринимательских организаций
  • •Глава 8
  • •8.1. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства
  • •8.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства
  • •8.3. Роль малого предпринимательства в экономике
  • •8.4. Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства
  • •8.5. Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства
  • •8.6. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства
  • •Глава 9
  • •9.1. Общие условия создания собственного дела
  • •9.2. Некоторые принципы создания собственного дела
  • •9.3. Этапы создания собственного дела
  • •9.4. Идея и цель создания собственного дела
  • •9.5. Приобретение действующего предприятия
  • •9.6. Аренда предприятия с последующим выкупом
  • •9.7. Франчайзинг — форма организации предпринимательской деятельности
  • •9.8. Государственная регистрация организаций
  • •9.9. Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации
  • •9.10. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц
  • •9.11. Постановка создаваемой организации на налоговый учет
  • •9.12. Регистрация организаций в качестве страхователей в территориальном органе пенсионного фонда рф
  • •9.13. Открытие счетов в кредитных организациях
  • •9.14. Лицензирование отдельных видов деятельности, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями
  • •9.15. Фирменное наименование организации
  • •9.16. Разработка и регистрация товарного знака
  • •9.17. Наименование места происхождения товара
  • •9.18. Коммерческое обозначение организации
  • •9.19. Применение субъектами предпринимательства контрольно-кассовой техники
  • •Глава 10
  • •10.1. Общие положения
  • •10.2. Общая характеристика организации (резюме)
  • •10.3. Характеристика товаров (услуг)
  • •10.4. Рынок сбыта товаров (работ, услуг)
  • •10.5. Конкуренция на рынках сбыта
  • •10.6. План маркетинга
  • •10.7. План производства
  • •10.8. Организационный план
  • •10.9. Риски в деятельности организации
  • •10.10. Финансовый план
  • •10.11. Приложения к бизнес-плану
  • •Глава 11
  • •11.1. Сущность сделок и их виды
  • •11.2. Недействительность сделок
  • •11.3. Сущность договоров
  • •11.4. Виды договоров
  • •11.5. Виды договоров по предмету соглашения сторон
  • •11.6. Заключение договоров
  • •11.7. Изменение и расторжение договоров
  • •Глава 12
  • •12.1. Основные права и обязанности работника
  • •12.2. Основные права и обязанности работодателя
  • •12.3. Заключение, изменение и прекращение трудового договора
  • •12.4. Рабочее время и время отдыха
  • •12.5. Оплата труда работников
  • •Глава 13
  • •13.1. Общая характеристика системы налогообложения
  • •13.2. Виды налогов и сборов в российской федерации
  • •13.3. Условия установления налогов и сборов. Элементы налогообложения
  • •13.4. Права и обязанности налогоплательщиков
  • •13.5. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
  • •13.6. Налог на прибыль организаций
  • •13.7. Налог на добавленную стоимость
  • •13.8. Акцизы
  • •13.9. Единый социальный налог
  • •13.10. Налог на имущество организаций (предприятий)
  • •13.11. Водный налог
  • •13.12. Транспортный налог
  • •13.13. Земельный налог
  • •13.14. Налог на добычу полезных ископаемых
  • •13.15. Уплата государственной пошлины
  • •Глава 14
  • •14.1. Упрощенная система налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей
  • •14.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
  • •Глава 15
  • •15.1. Сущность культуры предпринимательства
  • •15.2. Культура предпринимательских организаций
  • •15.3. Предпринимательская этика и этикет
  • •Глава 16
  • •16.1. Сущность предпринимательской тайны
  • •16.2. Формирование сведений, составляющих предпринимательскую тайну
  • •16.3. Основные элементы механизма защиты предпринимательской тайны
  • •16.4. Коммерческая тайна
  • •Глава 17
  • •17.1. Сущность предпринимательского риска
  • •17.2. Классификация предпринимательских рисков
  • •17.3. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска
  • •17.4. Управление предпринимательскими рисками
  • •17.5. Основные элементы механизма нейтрализации предпринимательских рисков
  • •Глава 18
  • •18.1. Формы ликвидации предпринимательских организаций
  • •18.2. Реорганизация предпринимательских организаций
  • •18.3. Несостоятельность (банкротство) организаций
  • •18.3.1. Досудебная санация
  • •18.3.2. Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде
  • •18.3.3. Характеристика процедуры наблюдения
  • •18.3.4. Финансовое оздоровление организации должника
  • •18.3.5. Внешнее управление организацией-должником
  • •18.3.6. Конкурсное производство
  • •18.3.7. Очередность удовлетворения требований кредиторов
  • •18.3.8. Мировое соглашение
  • •18.3.9. Ответственность за нарушение законодательства о банкротстве
  • •Глава 19
  • •19.1. Сущность и виды ответственности предпринимателей
  • •19.2. Условия возникновения гражданской ответственности предпринимателей
  • •19.3. Способы обеспечения исполнения предпринимателями своих обязательств
  • •19.4. Уголовная ответственность предпринимателей
  • •19.5. Административная ответственность за совершение правонарушений в области предпринимательской деятельности
  • •19.6. Ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за совершение налоговых правонарушений
  • •19.6.1. Сущность налогового правонарушения и его виды
  • •19.6.2. Формы и виды ответственности за совершение налоговых правонарушений
  • •19.6.3. Уголовная ответственность налогоплательщиков за нарушение законодательства о налогах
  • •Глава 20
  • •20.1. Основные положения об осуществлении правосудия в предпринимательской и иной экономической сфере арбитражными судами
  • •20.2. Форма и содержание искового заявления, подаваемого в арбитражный суд
  • •20.3. Цена иска
  • •20.4. Обеспечительные меры арбитражного суда
  • •20.5. Производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел
  • •20.6. Рассмотрение арбитражным судом дел о взыскании обязательных платежей и санкций
  • •20.7. Исполнение судебных актов арбитражных судов
  • •Глава 1
  • •Глава 7
  • •Глава 8
  • •Глава 9
  • •Глава 10
  • •Глава 11
  • •Глава 12
  • •Глава 13
  • •Глава 14
  • •Глава 19
  • •Глава 20

Успешное функционирование учебных заведений во многом зависит не только от профессионализма сотрудников. Хорошее финансирование значительно улучшает материально-техническую базу любого образовательного учреждения. Может ли образовательное учреждение вести предпринимательскую деятельность? И какие виды предпринимательской деятельности образовательного учреждения предусматривает законодательство? В статье 47 «Предпринимательская деятельность образовательного учреждения» прописаны все нюансы данного вопроса, что помогает получить четкое представление о правилах ведения данной деятельности.

Образовательные учреждения часто испытывают острую нехватку финансирования со стороны государства. Это приводит к ухудшению качества образования, дефициту необходимого инвентаря и учебных пособий, сложностям в процессе работы с учащимися. Чтобы решить подобный вопрос, учебное заведение может начать вести предпринимательскую деятельность. Выполнять все манипуляции без ошибок и нарушений законодательства можно, ознакомившись с соответствующими нормативно-правовыми актами.

Понятие предпринимательской деятельности в учебных учреждениях

Когда за учебным заведением закрепляется определенное имущество, необходимо вносить средства в его финансирование для нормального функционирования. Из-за нехватки финансов со стороны государства есть риск заметного ухудшения работы учебного заведения. Предпринимательская деятельность способна быстро улучшить финансовое положение любого учреждения.

Как запланировать приносящую доход деятельность?

Отвечает Маргарита Смирнова, начальник отдела внутреннего контроля и аудита средней общеобразовательной школы № 170 им. А.П. Чехова г. Москвы

Многие руководители школ и других заведений не знаю, может ли образовательное учреждение вести предпринимательскую деятельность. В статье 47 предпринимательская деятельность образовательного учреждения прописаны все нюансы данной деятельности.

Данные манипуляции выполняются с целью получения дохода, который можно использовать для финансирования учреждения.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

— Антикоррупционная политика образовательной организации: от разработки до реализации (важно)

Требования, которые предъявляются к ведению деятельности предпринимательского характера, следующие.

Скачать в .docx

Требование

1. Деятельность, которую ведет образовательное заведение, обязана полностью способствовать главной цели данной сферы. Например, в образовательных заведениях доход, полученных от предпринимательства, может распределяться на финансирование основного и оборотного фондов учреждения. Также данные финансы могут быть использованы для выплаты заработной платы сотрудникам заведения, для оплаты расходов в служебных командировках, обучающих курсах.

2. Предпринимательская деятельность, которую ведет учебное заведение, должна всецело соответствовать целям, для которых она ведется. Деятельность должна быть подобна основным и дополнительным целям данных манипуляций. Поскольку в Законе об образовании сказано о праве заниматься образовательной деятельностью в виде реализации программ по образованию, этой деятельности соответствует только образование на платной основе. Однако с ней нельзя соотносить, например, посредничество или торговлю основными средствами.

Статья 47 о ведении предпринимательской деятельности

Статья 47 предпринимательская деятельность образовательного учреждения содержит основные критерии, по которым оценивается законность проведения данных манипуляций.

Образовательное заведение имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, если соблюдает предусмотренный устав.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа «Менеджмент общего образования (экспресс-курс)». За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Занимаясь одним из видов предпринимательской деятельности образовательного учреждения, стоит учитывать некоторые правила.

  1. Предпринимательская деятельность учебного заведения является таковой только в той части, полученные финансы от которой не вносятся в это заведение на потребности обеспечения и улучшения качества функционирования учреждения, выплаты заработной платы сотрудникам.
  2. Во время занятия предпринимательством учебное заведение становится равным предприятию и должно подчиняться законодательным актам, созданным специально для предпринимателей.
  3. Если данная деятельность начинает ухудшать качество образовательной сферы в заведении, директор либо органы местного управления имеют право прекратить эту деятельность, пока суд не примет соответствующее решение.

Касательно вопроса налогообложения предпринимательства в учебных заведениях, статья предусматривает следующий выход. Если образовательное учреждение не является государственным и предоставляет платные услуги образования в качестве предпринимательской деятельности, эти услуги не будут рассмотрены как предпринимательство. Это происходит только при условии использование дохода, который получает учреждение, на покрытие затрат, необходимых для полноценного образовательного процесса. К этому пункту относится и выплата зарплаты сотрудникам образовательного заведения.

Если директор учреждения либо органы управления фиксируют, что ведение предпринимательской деятельности негативно влияет на учебный процесс, они имеют право ее приостановить. Однако приостановка этих действий не предусматривается действующим законодательством страны, поскольку в нем прописаны другие гарантии соблюдения ограничений деятельности, которые влияют на работу некоммерческих заведений. Если сделка, которую заключает некоммерческое заведение, выходит за границы ее прав, она будет признана ничтожной. Если предпринимательство ведется на постоянной основе и противоречит действующему законодательству и целям некоммерческого учреждения, ее принудительно остановят на заседании суда.

Соблюдение всех правил и предписаний, которые содержатся в законодательных документах, гарантирует ведение правомерной предпринимательской деятельности с учетом всех требований к данной сфере. При этом занятие различными видами предпринимательства гарантирует возможность быстро и эффективно наполнить основной либо дополнительный фонд любого образовательного заведения. Это позволяет обеспечить качественное образование в комфортных для учащихся заведения и преподавателей условиях.

Статья 47. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения. 1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.

2. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:
реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;
торговля покупными товарами, оборудованием;
оказание посреднических услуг;
долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
3. Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.
4. В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.
5. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.
Комментарий к статье 47
§ 1. Статья устанавливает право на предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, а также правила реализации этого права, конкретизирует право образовательного учреждения, установленное в ст. 32 настоящего Закона.
Предпринимательская деятельность, в отличие от платных образовательных услуг, осуществляется образовательным учреждением с одной целью — получить дополнительный доход.
§ 2. Разрешение на реализацию своего права на предпринимательскую деятельность образовательному учреждению не требуется. Виды деятельности обязательно должны быть указаны в уставе. Этот перечень можно изменять, изменяя устав.
Предпринимательская деятельность образовательного учреждения — это самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск. Она направлена на систематическое получение прибыли (ст. 2 ГК РФ).
§ 3. Виды предпринимательской деятельности названы в ст. 2 ГК. Это: пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Согласно ст. 2 ГК РФ предприниматель должен быть зарегистрирован в этом качестве.
Регистрация образовательного учреждения дает ему право заниматься предпринимательской деятельностью.
Виды предпринимательской деятельности образовательного учреждения перечислены в ст. 47 Закона.
§ 4. Нередко органы управления образованием, общественность с осуждением оценивают предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, что является большой ошибкой. Закон наделил образовательное учреждение таким правом в целях восполнения им недостатка финансовых средств для реализации различных педагогических проектов.
§ 5. Образовательное учреждение может использовать для осуществления предпринимательской деятельности свои помещения, а также арендовать другие помещения. Например, в школе открыли три магазина, а также арендовали еще пять помещений для осуществления торговли в разных районах города.
§ 6. Реализацию своего права на предпринимательскую деятельность образовательному учреждению целесообразно самоурегулировать, разработав положение о предпринимательской деятельности. В положении можно дать определение предпринимательской деятельности, перечислить их цели, порядок распределения полученных доходов.
§ 7. Предпринимательская деятельность требует определенной подготовки и способностей, поэтому нередко во многих образовательных учреждениях принимают на работу заместителя руководителя по предпринимательской или коммерческой деятельности. Такое право есть у образовательного учреждения, согласно ст. 32 настоящего Закона оно самостоятельно устанавливает штатное расписание. Оплата работы этого заместителя осуществляется из полученных доходов. Таких заместителей может быть несколько, по разным направлениям коммерческой деятельности. Нередко на эту должность принимаются профессионалы, имеющие опыт и успехи в этой деятельности. В этом случае педагогический персонал не участвует в предпринимательской деятельности.
§ 8. Учредитель или органы местного самоуправления имеют право приостанавливать предпринимательскую деятельность образовательного учреждения своим предписанием при условии, что она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом. Например, образовательное учреждение сдало в аренду столько помещений, что в результате ухудшились условия обучения.
Приостанавливая деятельность образовательного учреждения, следует учитывать его обязательства и имущественную ответственность по договорам.
Образовательное учреждение имеет право обжаловать предписание о приостановлении его деятельности в суд.

Статья 47. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения. 1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.

2. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:
реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;
торговля покупными товарами, оборудованием;
оказание посреднических услуг;
долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
3. Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.
4. В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.
5. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

Следующая статья «
К тексту закона «

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *