Представительство в Казахстане

Открытие представительств и филиалов иностранных компаний в Казахстане

Большинство национальных компаний в определенный период своего развития ставят одной из своих задач выведение выпускаемой продукции либо выполняемых работ и оказываемых услуг на внешние рынки, что может быть сделано, в том числе, посредством расширения своего фактического географического присутствия вне страны учреждения компании либо нахождения головного офиса. Данный процесс закономерный и прогнозируемый, за исключением разве что деятельности компаний, имеющих узкую нишевую направленность, в строгой привязке к определенной юрисдикции либо географической территории.

Конечно же, в условиях постоянного развития и совершенствования глобальных информационных технологий и телекоммуникаций, а также всемирной сети территориальные границы государств в их традиционном понимании стираются, становясь в большинстве случаев условными, однако юридическое и фактическое присутствие подразделений компании вне территории ее учреждения приобретает в наше время актуальную значимость, являясь неотъемлемым элементом финансового, налогового и стратегического планирования.

Более того, в широком смысле для большинства бизнес-структур (головных компаний) важно не столько ведение (осуществление) ими непосредственно коммерческой деятельности в той либо иной юрисдикции, сколько актуально сохранение контроля над своим бизнесом в той или иной стране, обеспечение единых стандартов качества, гарантийной и информационной поддержки своих потребителей и контрагентов, а также возможность оперативного участия в бизнес-процессах.

К основным инструментам в осуществлении вышеуказанных задач традиционно принято относить открытие представительств и филиалов иностранных компаний вне страны их первичного учреждения (регистрации).

Законодательство Республики Казахстан достаточно четко определяет порядок открытия и деятельности представительств и филиалов иностранных коммерческих организаций на территории Республики Казахстан (далее – иностранные компании).

Представительства и филиалы являются обособленными подразделениями иностранной компании в Казахстане и не имеют статута юридического лица.

Различия между представительствами и филиалами заключаются в том, что представительства могут осуществлять защиту и представительство интересов иностранной компании, а также совершать от ее имени сделки и иные правовые действия на территории Казахстана, а филиалы правомочны осуществлять всю или часть функций иностранной компании на территории Казахстана, в том числе функции представительства.

Иными словами, законодательство не позволяет представительствам иметь возможность непосредственно осуществлять хозяйственную или иную коммерческую деятельность на территории Казахстана в отличие от деятельности филиалов, которым подобные функции юридически предоставлены.

Тем не менее, необходимо отметить, что, несмотря на вышесказанные различия, для целей налогообложения представительства и филиалы иностранной компании по налоговому законодательству Республики Казахстан имеют статус постоянного учреждения и являются налогоплательщиками.

В большинстве случаев основными задачами представительств и филиалов после принятия решения об их открытии являются:

  • прямой выход и работа на казахстанском рынке;
  • расширение круга клиентов головной компании;
  • содействие в поиске партнеров по совместным проектам и их консультации;
  • выполнение не только определенных поручений иностранной компании, но также и организация технического и бытового обеспечения переговоров, встреч, других мероприятий и заключение сделок;
  • обработка предложений от потенциальных инвесторов и передача сведений иностранной компании, разработка рекламных мероприятий, изучение конъюнктуры, обобщение информации и предложений по созданию совместных производств и многое другое.

Свою деятельность представительства и филиалы осуществляют на основании утвержденных головной компанией положений, а их руководители (глава, директор) назначаются головной компанией и действуют на основании выданных им доверенностей.

Необходимо отметить, что руководителем представительства и филиала может быть назначен как иностранный гражданин, так и гражданин Республики Казахстан. При этом для иностранного гражданина – руководителя представительства и филиала получение разрешения на привлечение иностранной рабочей силы не требуется, что является во многих случаях определяющим фактором при выборе способа начала ведения бизнеса в Казахстане путем открытия представительства либо филиала, особенно для субъектов малого бизнеса.

Согласно Закону Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» (от 17.04.1995г. № 2198), открытие представительства и филиала иностранной компании в Республике Казахстан осуществляется путем их учетной регистрации в Министерстве юстиции РК и его территориальных органах (далее – регистрирующий орган). Процедура учетной регистрации и для представительств, и для филиалов идентична.

Для учетной регистрации представительства и филиала иностранной компании необходимо представить в регистрирующий орган следующие документы:

1. Заявление об учетной регистрации по утвержденной Министерством юстиции РК форме. Такое заявление должно быть подписано лицом, уполномоченным иностранной компанией, создающей представительство (филиал), и скреплено печатью данной компании;

2. Положение о представительстве (филиале) в трех экземплярах на казахском и русском языках, которое должно быть утверждено иностранной компанией. В нем необходимо отразить следующие сведения:

  • наименование и местонахождение (юридический адрес) представительства (филиала) и создавшей его иностранной компании;
  • срок деятельности представительства (филиала);
  • цель создания и полномочия представительства (филиала);
  • порядок управления представительством (филиалом) и назначения его должностных лиц;
  • условия прекращения деятельности представительства (филиала) и порядок передачи его имущества головной компании;

3. Доверенность, выданная иностранной компанией будущему руководителю представительства (филиала);

4. Решение (или выписка из решения) иностранной компании о создании представительства (филиала);

5. Легализованная (апостилированная) выписка из торгового реестра или другой легализованный (апостилированный) документ, удостоверяющий, что данная иностранная компания, открывающая представительство (филиал) в Республике Казахстан, является юридическим лицом по законодательству своей страны;

6. Копия учредительных документов (устав и учредительный договор) иностранной компании;

7. Документ, подтверждающий налоговую регистрацию в стране инкорпорации иностранной компании, с указанием номера налоговой регистрации (или его аналога);

8. Квитанция или платежное поручение, подтверждающие уплату в бюджет сбора за учетную регистрацию представительства (филиала). Размер сбора зависит от того, относится ли иностранная компания, открывающая представительство (филиал), к субъектам малого, среднего или крупного предпринимательства согласно критериям, установленным законодательством Республики Казахстан, и составляет:

  • для иностранных компаний, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, – 2 МРП1 (т.е. 3 462,0 тенге);
  • для иностранных компаний, отнесенных к субъектам среднего и крупного предпринимательства, – 6,5 МРП (т.е. 11 251,5 тенге).

Вышеуказанные документы иностранной компании (кроме заявления об учетной регистрации, положения о представительстве (филиале) и квитанции/платежного поручения) представляются в регистрирующий орган с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки.

Процедура учетной регистрации представительств (филиалов) включает в себя проверку регистрирующим органом соответствия документов, представленных на учетную регистрацию, законодательным актам Республики Казахстан.

Регистрирующий орган при соответствии представленных документов требованиям законодательства РК в течение одного рабочего дня осуществляет учетную регистрацию представительства (филиала) и выдает Справку об учетной регистрации представительства (филиала). В процессе учетной регистрации он одновременно осуществляет постановку на учет представительства (филиала) в налоговых органах Республики Казахстан.

Справка об учетной регистрации представительства (филиала) содержит информацию о дате ее выдачи, бизнес-идентификационном номере (БИН), дате учетной регистрации, наименовании и месте нахождения представительства (филиала), наименовании иностранной компании, создавшей представительство (филиал).

После учетной регистрации представительства (филиала) назначенный руководитель может заказать изготовление печати и открыть банковский счет представительства (филиала).

УТВЕРЖДЕНО
решением совета директоров
публичного акционерного
общества «Альфа»
(протокол
от «1» октября 201_ г. № 1)

ПОЛОЖЕНИЕ
о представительстве публичного акционерного общества «Альфа»
в городе Санкт-Петербурге

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. «Представительство публичного акционерного общества «Альфа» в городе Санкт-Петербурге» (в дальнейшем именуемое «Представительство») открыто по решению совета директоров публичного акционерного общества «Альфа» (в дальнейшем именуемого «Общество») 1 октября 2014 года (протокол от 1 октября 2014 г. № 1) в соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса РФ, статьей 5 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и является обособленным структурным подразделением Общества.

1.2. Место нахождения Общества: 123451, г. Москва, ул. Петрозаводская, д. 28.

1.3. Место нахождения Представительства: 125008, г. Санкт-Петербург, ул. Михалковская, д. 20.

1.4. Представительство действует в соответствии с гражданским законодательством, другими нормативными актами Российской Федерации и города Санкт-Петербурга, иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, уставом Общества, решениями его органов управления и настоящим положением.

1.5. Представительство не является юридическим лицом, имеет баланс в составе баланса Общества и пользуется счетом в банке на территории города Санкт-Петербурга.

Представительство вправе от имени Общества совершать сделки и иные юридические акты, выступать в интересах и от имени Общества на основании доверенности истцом и ответчиком в суде, в арбитражном и третейском судах по делам, связанным с деятельностью Представительства или Общества в целом.

1.6. Право на совершение действий, указанных в пункте 1.5 настоящего положения, возникает у Представительства с момента согласования вопроса о его размещении в порядке, установленном законодательством.

2. ФУНКЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

2.1. Основной целью открытия Представительства является представление интересов Общества и осуществление их защиты.

2.2. Для достижения своей основной цели Представительство, руководствуясь законодательством, осуществляет следующие функции:

– заключение от лица Общества договоров, направленных на реализацию его продукции.

3. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

3.1. Представительство самостоятельно с учетом планов Общества планирует свою деятельность.

3.2. Представительство устанавливает формы, системы и размеры оплаты труда, а также другие виды доходов его работников по согласованию с генеральным директором Общества.

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОБЩЕСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВУ

4.1. Общество имеет право:

– участвовать в управлении делами Представительства в порядке, определяемом законодательством, уставом Общества, решениями общего собрания акционеров Общества, внутренними документами Общества и настоящим положением;

– получать информацию о деятельности Представительства, в том числе знакомиться с данными бухгалтерского учета и отчетности и другой документацией Представительства по первому требованию;

– принять решение о прекращении деятельности Представительства.

4.2. Общество обязано:

– принимать участие в финансировании и материально-техническом обеспечении деятельности Представительства в порядке, размерах и способами, предусмотренными настоящим положением и решениями органов Общества;

– соблюдать правила, установленные в настоящем положении;

– исполнять принятые на себя в установленном порядке обязательства по отношению к Представительству;

– оказывать Представительству содействие в осуществлении им своих полномочий.

5. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОМ. ОХРАНА ТРУДА

5.1. Представительство возглавляет директор, который назначается генеральным директором Общества. Срок полномочий директора Представительства определяет генеральный директор Общества при назначении директора Представительства на должность.

5.2. В вопросах организации работы Представительства его директор действует на основе единоначалия.

5.3. Директор Представительства:

– обеспечивает выполнение решений органов Общества, касающихся деятельности Представительства;

– самостоятельно решает все вопросы деятельности Представительства, отнесенные настоящим положением к ведению Представительства;

– на основании доверенности Общества совершает сделки и другие юридические акты, стороной в которых от имени Общества выступает Представительство, представляет его интересы в отношениях с государственными и муниципальными органами, организациями и гражданами;

– осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению законодательством или возложенные на него Обществом.

5.4. Директор Представительства издает приказы и дает указания, обязательные для лиц, относящихся к персоналу Представительства, и других лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях.

5.5. Для реализации решений органов управления Общества, приказов и указаний директора Представительства в целях обеспечения нормальной работы Представительства директор самостоятельно формирует персонал Представительства.

5.6. На всех работников Представительства распространяются трудовые и социальные гарантии, а также требования по охране труда и технике безопасности, установленные трудовым законодательством Российской Федерации и соответствующими нормативными актами города Санкт-Петербурга.

6. ИМУЩЕСТВО, ФИНАНСЫ И ОТЧЕТНОСТЬ

6.1. Имущество Представительства составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, закрепленные за ним Обществом, стоимость которых отражается в сводном балансе Общества.

6.2. Источниками формирования имущества Представительства являются денежные и иные материальные средства, закрепленные за ним Обществом.

6.3. Представительство не вправе без согласия Общества отчуждать другим лицам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно в постоянное или временное пользование либо взаймы закрепленные за ним здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности, а также списывать их с баланса, если иное не предусмотрено решениями органов Общества.

6.4. Общество уплачивает в установленном порядке налоги в бюджет и обязательные платежи во внебюджетные фонды, основанием уплаты которых является деятельность Представительства.

6.5. Представительство осуществляет учет результатов своей деятельности, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в соответствии с законодательством, настоящим положением и решениями органов Общества.

6.6. Финансовые документы Представительства подписываются директором и главным бухгалтером Представительства либо лицом, уполномоченным надлежаще оформленной доверенностью, подписанной директором и главным бухгалтером Представительства.

7. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

7.1. Прекращение деятельности Представительства может осуществляться по решению совета директоров Общества и иным основаниям, установленным законодательством.

7.2. При прекращении деятельности Представительства увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством.

35-42 IV. Таможенный Союз. Новости

Бизнес в Казахстане

Как открыть бизнес в Казахстане

Самостоятельное открытие фирмы или ИП в Казахстане иностранцами и лицами без гражданства Республики Казахстан (РК), каковыми и являются граждане России, возможно при соблюдении ряда положений местного законодательства. Однако нужно сразу оговориться, что ст. 6 ЗРК «О правовом положении иностранцев» с июля 2009 года запрещает регистрацию ИП в любой форме для временно прибывших иностранных граждан при отсутствии вида на жительство (ВНЖ) и регистрации. В то же время, получив ВНЖ РК или имея в российском паспорте отметку о постоянной регистрации на территории РК, гражданин России приобретает статус постоянного жителя РК, а вместе с этим право на регистрацию ИП.

Что касается, регистрации иностранцем ТОО (товарищества с ограниченной ответственностью) или иного типа юридического лица в Казахстане, то в этом случае все намного проще и ВНЖ РК не требуется. Иными словами, любой россиянин может открыть фирму Казахстан в порядке, установленном для регистрации юридических лиц Республики Казахстан. Согласно ст.4 ЗРК «О государственной регистрации юридических лиц…» (с изменениями на 19.03.2010 г.) государственную регистрацию юридических лиц и осуществляют органы юстиции РК. Правда есть поправка о том, что в городе Алматы – региональной финансовой столице, регистрацию осуществляет специальный уполномоченный орган непосредственно подчиненный Президенту РК.

Что касается налогообложения фирм в Казахстане, то с этой точки зрения, для иностранца выгоднее всего открывать именно ТОО со 100% иностранным участием. В этом случае, в течение 3-х лет платится корпоративный подоходный налог с доходов, полученных в РК — 20% и налог на чистый доход 15%. Спустя 3 года, когда ТОО начнет получать и распределять прибыль, то часть чистого дохода (дивиденды) учредителя-иностранца не будут облагаться налогами, аналогично учредителям-гражданам Казахстана.

Для того, чтобы открыть фирму Казахстан нерезиденту (иностранцу), необходимо выполнить ряд действий в следующем порядке.

Шаг 1. Определиться с местонахождением юридического лица (юридический адрес), установить уставной капитал (УК) для вашего ТОО, заблаговременно уточнить код основного вида экономической деятельности, придумать название фирмы.

Шаг 2. Подготовить пакет учредительных документов на русском и государственном языке РК, в 3-х экземплярах каждый, бланки документов можно скачать в интернете или получить в территориальном регистрирующем органе РК. В число документов, необходимых для регистрации ТОО входят:

1) Заявление о государственной (учетной) регистрации юридического лица по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан, подписанное учредителем или другим, уполномоченным учредителем лицом, в котором нужно указать:

а) наименование юридического лица (название фирмы);

б) место нахождения юридического лица;

в) состав и количество учредителей;

г) код страны (для иностранного юридического лица);

д) код основного вида экономической деятельности;

е) размер уставного капитала фирмы;

ж) ожидаемая (примерная) численность занятых человек и т.п.

2) Учредительный устав ТОО (его необходимо прошнуровать и подписать учредителю (или учредителями) с указанием количества листов и даты подписания). Если учредители ТОО решили осуществлять свою деятельность на основе типового устава, то учредительный устав не нужен;

3) Учредительный договор, (прошнуровать и подписать, как указано выше) требуется только в том случае, если учредителей несколько, соответственно, если вы единственный учредитель, то он не нужен.

4) Документ, подтверждающий место нахождения фирмы (договор аренды, свидетельство о собственности или другое);

5) Финансовый документ (квитанция или платежное поручение) подтверждающий факт оплаты государственной пошлины, в соответствии с НК РК. Ставка сбора может изменяться в соответствии с размером месячного расчетного показателя, который устанавливается на каждый финансовый год в бюджете РК.

Шаг 4. Передать пакет документов в территориальный орган юстиции по месту временного пребывания в Республике Казахстан, получить расписку о получении и уточнить дату получения готовых документов. Согласно законодательству РК регистрация субъектов малого предпринимательства выполняется в течение 3-х рабочих дней.

Шаг 5. Прийти в территориальный орган юстиции и получить:

— свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

— свидетельство БИН (аналог российского ИНН);

— свидетельство налогоплательщика;

— статистическую карточку.

Получив эти документы, вы приобретаете статус предпринимателя и имеете право на осуществление заявленной вами экономической деятельности на территории Казахстана. В случае отказа в государственной регистрации, вам выдадут мотивированный отказ в письменном виде, со ссылкой на несоответствие представленных учредительных документов требованиям законодательства Республики Казахстан.

Деятельность и регистрация нерезидентов в Республике Казахстан

Могут ли иностранные компании и граждане непосредственно осуществлять свою деятельность на территории Республики Казахстан? Требуется ли им для этого получение каких-либо разрешений или регистрация? Что и в какие сроки нужно сделать для регистрации нерезидента в Казахстане?

Имеют ли право нерезиденты осуществлять предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан?

Казахстанское законодательство в большинстве случаев не ограничивает нерезидентов в осуществлении деятельности на территории Республики Казахстан.

Ограничения для некоторых видов деятельности должны быть прямо закреплены в законодательстве. В связи с этим нерезиденту перед началом деятельности рекомендуется изучить законодательство, регулирующее соответствующую отрасль предпринимательской деятельности.

Например, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об охранной деятельности» иностранные юридические лица не вправе осуществлять все виды охранной деятельности.

Требуется ли регистрация нерезидентов в органах юстиции?

Для осуществления деятельности в Казахстане нерезидент, зарегистрированный в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя по законодательству своего государства, не должен проходить регистрацию в казахстанских регистрирующих органах.

Исключением являются филиалы и представительства иностранных юридических лиц, которые подлежат учетной регистрации в органах юстиции (статьи 3, 6-1 Закона Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»).

Требуется ли налоговая регистрация нерезидентов?

В соответствии с пунктом 8 статьи 191 Налогового кодекса Республики Казахстан нерезидент, осуществляющий предпринимательскую деятель­ность в Республике Казахстан, приводящую к образованию постоянного учреждения, обязан зарегистрироваться в качестве налогоплательщика в налоговом органе независимо от регистрации в органе юстиции. У нерезидента, не имеющего постоянного учреждения в Казахстане такая обязанность отсутствует.

Дата начала деятельности нерезидента в Казахстане

Дата начала деятельности имеет значение для определения момента регистрации нерезидента в налоговых органах.

Согласно пункту 11 статьи 191 Налогового кодекса Республики Казахстан датой начала осуществления деятельности нерезидентом в Республике Казахстан признается дата:

  • заключения одного из следующих контракта (договора, соглашения) на:

  • выполнение работ, оказание услуг в Республике Казахстан;

  • предоставление полномочий на совершение от его имени действий в Казахстане;

  • приобретение товаров в Республике Казахстан в целях реализации;

  • выполнение работ, оказание услуг в Республике Казахстан в рамках договора о совместной деятельности;

  • приобретение работ, услуг в целях выполнения работ, оказания услуг в Республике Казахстан;

  • заключения первого трудового договора или иного договора гражданско-правового характера с физическим лицом в Республике Казахстан либо дата прибытия в Республику Казахстан работника для выполнения условий контракта, указанного выше. При этом дата начала осуществления деятельности нерезидента не может быть более ранней, чем одна из первых дат, указанных в данном подпункте;

  • вступления в силу документа, удостоверяющего право нерезидента на осуществление деятельности по добыче полезных ископаемых или эксплуатации трубопровода.

В случае наличия нескольких условий датой начала осуществления деятельности в Республике Казахстан признается наиболее ранняя из дат.

Порядок налоговой регистрации нерезидента

Данный порядок установлен статьей 562 Налогового кодекса.

Срок, в течение которого необходимо зарегистрироваться:

  • если деятельность в Казахстане осуществляется через постоянное учреждение — в течение 30 календарных дней с даты начала деятельности через постоянное учреждение;

  • если местом эффективного управления (местом нахождения фактического органа управления) является Республика Казахстан — в течение 30 календарных дней со дня принятия решения об этом;

  • если нерезидент, становится налоговым агентом и должен удерживать и перечислять налог на имущественный доход при приобретении им имущества в Республике Казахстан — до приобретения имущества;

  • если нерезидент осуществляет совместную деятельность в Казахстане — в течение 30 календарных дней с даты начала деятельности;

  • при открытии счетов в банках-резидентах — до открытия счета;

  • если физическое лицо-нерезидент получает доход в Казахстане, не подлежащий налогообложению у источника выплаты — с течение 30 календарных дней с момента начала деятельности;

Место регистрации — налоговый орган по месту нахождения постоянного учреждения.

Необходимые документы:

  • налоговое заявление о постановке на регистрационный учет;

  • нотариально засвидетельствованные копии следующих документов:

  • удостоверяющих личность физического лица-нерезидента;

  • учредительных документов юридического лица-нерезидента;

  • подтверждающих государственную регистрацию в стране инкорпорации нерезидента, с указанием номера государственной регистрации (или его аналога);

  • подтверждающих налоговую регистрацию в стране инкорпорации нерезидента, с указанием номера налоговой регистрации (или его аналога) при его наличии;

  • протокола собрания совета директоров или аналогичного органа управления (для юридических лиц, место эффективного управления которых находится в Казахстане);

  • договора о совместной деятельности (при регистрации в связи с ее осуществлением);

Срок регистрации — в течение трех рабочих дней.

Результатом регистрации является выдача нерезиденту свидетельства по установленной форме.

Регистрация ТОО в Казахстане

Регистрация ТОО – это закрепленная законодательством Казахстана юридическая процедура создания коммерческой организации как самостоятельной единицы. С моменты внесения ТОО в Единый государственный реестр юридических лиц, организация считается зарегистрированной и налогооблагаемой. Единый государственный реестр юридических лиц открыт для общего ознакомления. Данные, внесенные в ЕГРЮЛ, такие как, фирменное наименование, размер уставного капитала, состав учредителей и исполнительных органах товарищества, местонахождение не составляют коммерческую тайну товарищества. Проводится регистрация с целью придания юридической силы той деятельности, которой предполагает заниматься созданное товарищество с ограниченной ответственностью.

Закон Республики Казахстан от 22.04.1998 N 220-1 «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» регламентирует основной порядок регистрации.

Для государственной регистрации ТОО учредителями должны быть представлены следующие документы:

  • заявление о создании товарищества, подписанное лицом, уполномоченным учредителями на создание товарищества;

  • устав товарищества (ст. 17 настоящего закона);

  • документ, подтверждающий внесение сбора за государственную регистрацию юридического лица.

Если ТОО создается на основе Типового Устава ТОО (п.6 ст.17 настоящего закона), то предоставление устава для регистрации не требуется.

В заявлении должно быть указано:

  • название товарищества, его местонахождение;

  • общий размер уставного капитала товарищества;

  • полный список членов товарищества с указанием их данных: паспорт, ИНН, банковские реквизиты;

  • уточнение, что товарищество будет осуществлять свою деятельность на основе Типового Устава.

На заявлении, нотариально заверенном, должны стоять подписи всех лиц, указанных в списке.

Требование предоставления иных документов для регистрации ТОО незаконно.

Государственная регистрация юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, а также юридических лиц, являющихся субъектами среднего и крупного предпринимательства и осуществляющих свою деятельность на основании типового устава, и учетная регистрация их филиалов и представительств производится не позднее одного рабочего дня, а государственная (учетная) перерегистрация — не позднее трех рабочих дней, следующих за днем подачи заявления с приложением необходимых документов.

Государственная регистрация (перерегистрация) юридических лиц, являющихся субъектами среднего и крупного предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на основании устава, не являющегося типовым, и учетная регистрация (перерегистрация) их филиалов и представительств производитсяне позднее семи рабочих дней, следующих за днем подачи заявления с приложением необходимых документов.

В указанные сроки государственной (учетной) регистрации (перерегистрации) юридических лиц, филиалов и представительств не входят сроки регистрации в органах государственной статистики и налоговых органах.
В случаях представления неполного пакета документов, наличия в них недостатков, необходимости получения по учредительным документам заключения эксперта (специалиста), а также по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан, срок государственной (учетной) регистрации и перерегистрации прерывается.

В случае объявления перерыва срока регистрации (перерегистрации) не возвращаются документы, содержащие нарушение действующего законодательства, явившееся основанием для перерыва срока регистрации (перерегистрации). После перерыва течение срока начинается заново: время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

Для регистрации юридического лица в регистрирующий орган предоставляются:
• заявление по установленной форме;

• устав, за исключением субъектов малого, среднего, крупного предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на основании Типового устава (Учредительные документы представляются на государственном и русском языках, и заявление субъекта малого, среднего и крупного предпринимательства, осуществляющего свою деятельность на основании Типового устава, представляются в прошнурованном и пронумерованном виде, в трех экземплярах и удостоверяются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан)

• документ, подтверждающий место нахождения;

• квитанция или документ, подтверждающий уплату в бюджет сбора за государственную регистрацию юридических лиц и учетную регистрацию филиалов и представительств.

• копии документов, удостоверяющих личность руководителя и учредителей юридического лица, их свидетельств налогоплательщика.

Для регистрации юридического лица, исключительным видом деятельности которого является организация обменных операций с иностранной валютой, дополнительно требуется разрешение Национального Банка Республики Казахстан на государственную регистрацию в органах юстиции.

В случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, для регистрации юридического лица, предметом деятельности которого является оказание финансовых услуг, дополнительно требуется разрешение уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

Государственная регистрация субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке, а также государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилиированных с ними лиц, которые будут осуществлять свою деятельность на территории Республики Казахстан, за исключением случаев, когда такое создание прямо предусмотрено законами Республики Казахстан, осуществляется регистрирующим органом с предварительного согласия антимонопольного органа.

Антимонопольный орган представляет в регистрирующие органы реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке, и перечень государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилиированных с ними лиц, созданных с согласия антимонопольного органа. Государственная регистрация субъектов естественных монополий осуществляется регистрирующим органом с предварительного согласия уполномоченного органа, осуществляющего руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках.

В случаях, когда учредителем юридического лица является другое юридическое лицо, то в регистрирующий орган вместе с учредительными документами, предоставляется справка налогового органа об отсутствии (наличии) у учредителя — юридического лица налоговой задолженности и копии свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации), свидетельство налогоплательщика.

Регистрация юридических лиц с иностранным участием производится в порядке, установленном для регистрации юридических лиц Республики Казахстан (см. выше ответ на вопрос по документам для регистрации ТОО). Кроме документов, предусмотренных этим порядком, если иное не установлено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, дополнительно должны быть представлены:

1) легализованная выписка из торгового реестра или другой легализованный документ, удостоверяющий, что учредитель — иностранное юридическое лицо является юридическим лицом по законодательству иностранного государства, с нотариально засвидетельствованным переводом на государственном и русском языках;

2) копия паспорта или другой документ, удостоверяющий личность учредителя — иностранного физического лица, с нотариально засвидетельствованным переводом на государственном и русском языках.

Документами, подтверждающими место нахождения юридического лица, могут быть: договор аренды, купли-продажи, документ, подтверждающий право на недвижимое имущество с проставленным штампом о произведенной регистрации прав на недвижимое имущество либо нотариально засвидетельствованные копии этих документов и иной документ, предусмотренный гражданским законодательством. В случае если владельцем помещения является физическое лицо, то предоставляется нотариально засвидетельствованное согласие физического лица о предоставлении помещения в качестве места нахождения юридического лица. Государственные предприятия, государственные учреждения, и акционерные общества со стопроцентным участием государства в качестве документа, подтверждающего местонахождение, представляют справку уполномоченного органа по управлению республиканской, коммунальной собственностью.

Обязательно ли присутствие учредителя ТОО, являющегося физическим лицом нерезидентом Республики Казахстан, в Казахстане при регистрации ТОО?

Ответ: Необходимо личное присутствие (обязательно) такого учредителя при подаче документов на регистрацию.
При этом необходимо правильно оформить въезд нерезидента на территорию Республики Казахстан. Это зависит от наличия, либо отсутствия визового режима со страной его резидентства, а так же от других особенностей.

Вопрос: Может ли нерезидент Республики Казахстан стать директором ТОО? Если такой директор сам же и является учредителем ТОО?

Ответ: Если нерезидент является резидентом страны Таможенного Союза (РК, РФ, РБ), то может. Если нерезидент является резидентом другой страны, то не может без соответствующего Разрешения. Это связано с тем, что для трудоустройства нерезидента РК, если страна его резидентства не входит в Таможенный Союз, в штат ТОО, требуется получение «Разрешения на привлечение иностранной рабочей силы».
Приведенная аргументация применяется и к директорам, которые являются одновременно учредителями этой ТОО.

Перечень необходимых документов для регистрации филиала / представительства:

  • заявление согласно установленной формы;

  • решение юридического лица о создании филиала/представительства, скрепленное печатью юридического лица;

  • положение о филиале/представительстве в трех экземплярах на государственном и русском языках, в прошнурованном и пронумерованном виде, утвержденное уполномоченным органом юридического лица и скрепленное печатью юридического лица;

  • копии устава (положения) и свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица,

  • доверенность юридического лица (за исключением общественных и религиозных объединений), выданная руководителю филиала/ представительства;

  • квитанция или документ, подтверждающий уплату в бюджет сбора за учетную регистрацию филиала/представительства;

  • документ, подтверждающий место нахождения филиала/представительства. Документом, подтверждающим место нахождения филиала /представительства, является один из следующих документов: нотариально засвидетельствованная копия договора аренды, купли-продажи, документа, подтверждающего право на недвижимое имущество с проставленным штампом о произведенной регистрации прав на недвижимое имущество, или иной документ, предусмотренный гражданским законодательством Республики Казахстан. В случае, если владельцем помещения является физическое лицо, то представляется нотариально засвидетельствованное согласие физического лица о предоставлении помещения в качестве места нахождения филиала /представительства;

  • копии документов, удостоверяющих личность руководителя филиала/представительства и учредителей юридического лица (в случае, если они являются физическими лицами), их свидетельств налогоплательщика;

  • для филиала государственного предприятия также необходимо документ о согласии собственника или уполномоченного им органа на создание филиала.

Для регистрации филиала/ представительства иностранного юридического лица кроме вышеперечисленных документов необходимо представить:

  • легализованную/апостилированную выписку из торгового реестра;

  • учредительные документы или другой легализованный документ иностранного юридического лица, подтверждающие, что иностранное юридическое лицо, создающее филиал/представительство, является юридическим лицом по законодательству иностранного государства;

  • документ, подтверждающий налоговую регистрацию в стране инкорпорации иностранного юридического лица, с указанием номера налоговой регистрации (или его аналога).

Документы иностранного юридического лица, создающего филиал /представительство, представляются с нотариально засвидетельствованным переводом на государственный и русский языки.

ВНИМАНИЕ!

Согласно Закон РК от 21.06.2012г. №19-V, ТОО (др. ЮЛ) и ИП, занимающиеся торговой деятельностью и работающие в сфере оказания услуг, c 01.01.2013г. обязаны обеспечить установку в местах осуществления своей деятельности оборудование, предназначенное для приема платежей с использованием платежных карточек, а также принимать платежи с использованием платежных карточек. Исключение составляют ТОО ( др.ЮЛ) и ИП применяющие специальные налоговые режимы (упрощенка, патент), для них данный закон вводится в действие с 01.01.2014г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *