Превышение ПДК сточных вод

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 г. N 525 г. Москва «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод»

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4 и частью 1 статьи 30 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Прим. ред.: текст постановления опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации», 01.07.2013, N 26, ст. 3347.

Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод

I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией (далее — организация, осуществляющая водоотведение) контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения (далее соответственно — абоненты, контроль состава и свойств сточных вод), в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод.
2. При осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — нормативы допустимых сбросов) и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — лимиты на сбросы), указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения (далее — декларация о составе и свойствах сточных вод).
3. Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя:
а) отбор проб сточных вод;
б) последующий анализ отобранных проб сточных вод.
II. Программа контроля состава и свойств сточных вод
4. Программа контроля состава и свойств сточных вод разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей водоотведение, и согласовывается территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее — территориальный орган).
Срок действия программы контроля состава и свойств сточных вод составляет не менее 3 лет.
5. Программа контроля состава и свойств сточных вод включает:
а) перечень абонентов;
б) указание периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод и основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод;
в) указание мест отбора проб сточных вод.
6. Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал, за исключением случая, указанного в пункте 7 настоящих Правил, и не может быть реже 1 раза в год.
7. Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в месяц в случае, когда за последние 3 года, предшествующие году начала реализации программы контроля состава и свойств сточных вод, был выявлен сброс сточных вод, осуществляемых сверх установленных нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы, с нарушением декларации о составе и свойствах сточных вод.
8. В случаях когда при применении в отношении абонента периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод, предусмотренной пунктом 7 настоящих Правил, в течение 6 месяцев не был установлен сброс сточных вод с нарушением декларации о составе и свойствах сточных вод, в отношении абонента устанавливается периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.
9. Основаниями для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод являются:
а) возникновение аварий, повреждение или выход из строя централизованной системы водоотведения или отдельных сооружений, оборудования и устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водоотведения;
б) обнаружение несоответствия показателей состава сточных вод показателям, указанным в декларации о составе и свойствах сточных вод, в том числе обнаружение сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения;
в) обнаружение осуществления абонентом сбросов сточных вод без применения локальных очистных сооружений либо работы указанных сооружений с нарушениями условий их эксплуатации;
г) получение организацией, осуществляющей водоотведение, от органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), предписаний об устранении нарушений условий использования водных объектов в части сбросов в водные объекты сточных вод, не соответствующих нормативам допустимых сбросов и (или) лимитам на сбросы, либо нарушений, повлекших или создающих угрозу причинения ущерба окружающей среде, имуществу юридических, физических лиц или здоровью населения.
III. Порядок разработки и согласования программы контроля состава и свойств сточных вод
10. Программа контроля состава и свойств сточных вод представляется организацией, осуществляющей водоотведение, в территориальный орган по месту ее нахождения по форме, приведенной в приложении N 1.
11. Территориальный орган рассматривает программу контроля состава и свойств сточных вод в течение 30 рабочих дней со дня ее получения и принимает решение о ее согласовании или об отказе в ее согласовании. Территориальный орган уведомляет организацию, осуществляющую водоотведение, о принятом решении любым способом, позволяющим подтвердить факт получения организацией, осуществляющей водоотведение, указанного решения.
12. Основаниями для отказа территориального органа в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод являются:
а) несоответствие программы контроля состава и свойств сточных вод форме, приведенной в приложении N 1 к настоящим Правилам;
б) несоответствие периодичности отбора проб сточных вод положениям, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящих Правил;
в) неуказанные места отбора проб сточных вод;
г) несоответствие срока действия программы контроля состава и свойств сточных вод положениям, предусмотренным пунктом 4 настоящих Правил.
13. Территориальный орган в случае принятия решения об отказе в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод направляет в организацию, осуществляющую водоотведение, письменный отказ с указанием мотивированных оснований, по которым принято это решение, в том числе с указанием конкретных данных и (или) разделов, содержащихся в программе контроля состава и свойств сточных вод, не соответствующих положениям настоящих Правил.
14. При получении отказа в согласовании программы контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, дорабатывает программу контроля состава и свойств сточных вод и не позднее чем через 15 рабочих дней со дня получения отказа в ее согласовании представляет ее на согласование в территориальный орган по месту нахождения организации, осуществляющей водоотведение.
15. Согласование доработанной программы контроля состава и свойств сточных вод осуществляется территориальным органом в порядке и сроки, которые предусмотрены пунктами 11 и 13 настоящих Правил.
16. Основанием для внесения организацией, осуществляющей водоотведение, изменений в программу контроля состава и свойств сточных вод в течение срока ее действия является изменение перечня абонентов, включенных в утвержденную территориальным органом программу контроля состава и свойств сточных вод, и (или) нормативов допустимых сбросов.
Указанные изменения в программу контроля состава и свойств сточных вод представляются организацией, осуществляющей водоотведение, на согласование в территориальный орган по месту ее нахождения по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящим Правилам.
17. Территориальный орган рассматривает изменения в программу контроля состава и свойств сточных вод в течение 30 рабочих дней в порядке, предусмотренном пунктами 11 и 13 настоящих Правил.
IV. Отбор проб сточных вод и анализ отобранных проб сточных вод
18. Отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение.
19. Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента.
20. Абоненты обязаны:
а) обеспечить возможность проведения отбора проб сточных вод в любое время суток;
б) содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и отбор их проб;
в) обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод;
г) обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод;
д) обеспечить идентификацию мест отбора проб сточных вод (наличие различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки места отбора проб сточных вод и позволяющих определить их на местности).
21. Организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления.
22. Отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод.
23. Отбор проб сточных вод при наличии такой возможности осуществляется вне зон действия подпора со стороны централизованной системы водоотведения из лотка канализационного колодца или падающей струи. При отсутствии такой возможности отбор пробы сточных вод осуществляется в нескольких местах по сечению потока (или колодца), после чего составляется средняя (смешанная) проба.
24. В случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб сточных вод в связи с неисполнением абонентом своих обязанностей, указанных в пункте 20 настоящих Правил, отбор проб сточных вод осуществляется из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента. В этом случае показатели состава и свойств сточных вод отобранной пробы считаются показателями состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения.
25. Объем пробы сточных вод определяется организацией, осуществляющей водоотведение, исходя из количества, необходимого для проведения исследований.
26. Организация, осуществляющая водоотведение, и абонент при отборе проб сточных вод вправе осуществлять фото- и видеофиксацию процедуры отбора проб сточных вод.
27. По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
28. При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой «абонент от подписи отказался». В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой «абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился». Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.
29. При отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе одновременно произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
30. При параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы.
31. Разделение пробы на параллельные и резервную проводится организацией, осуществляющей водоотведение, на месте отбора проб сточных вод.
32. Емкости с пробами должны быть промаркированы организацией, осуществляющей водоотведение. Пробы сточных вод должны быть опломбированы одноразовыми пломбами организацией, осуществляющей водоотведение. Ответственность за соблюдение условий транспортировки проб в аккредитованные лаборатории несут организация, осуществляющая водоотведение, или абонент, осуществляющие их транспортировку.
33. Параллельная и резервная пробы не могут быть использованы для определения содержания веществ (показателей), которые изменяются при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени (рН, растворенные газы), а также веществ, не смешивающихся с водой.
34. Резервная проба хранится в организации, осуществляющей водоотведение, для разрешения возможных разногласий.
35. Результаты отбора параллельных и резервной проб сточных вод указываются в акте отбора проб сточных вод, составленном по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам, в 3 экземплярах, которые подписываются организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом в течение 1 рабочего дня со дня отбора проб. Третий экземпляр такого акта хранится вместе с резервной пробой. Абонент при несогласии с содержанием акта отбора пробы сточных вод обязан подписать его с изложением особого мнения не позднее 1 рабочего дня со дня отбора проб.
36. Результаты анализов отобранных параллельных проб сточных вод в течение 24 часов со дня их получения направляются абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, для проведения оценки сопоставимости результатов. Если результаты сопоставимы (отличаются более чем на погрешность метода измерения по более чем 90 процентов измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб 2 аккредитованных лабораторий.
37. В случае если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение 1 рабочего дня проводится анализ резервной пробы. При наличии такой возможности анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод. За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы.
38. Результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод.
V. Результаты контроля состава и свойств сточных вод
39. Организация, осуществляющая водоотведение, ведет журнал контроля состава и свойств сточных вод абонентов по форме, приведенной в приложении N 3.
40. Результаты анализов отобранных проб сточных вод заносятся организацией, осуществляющей водоотведение, в журнал контроля состава и свойств сточных вод абонентов в электронном и бумажном виде. Ведение журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов в электронном виде (использование специализированной базы данных) является обязательным для организаций, осуществляющих водоотведение в населенных пунктах с численностью населения более 50 тыс. человек (с 1 января 2015 г. — с численностью более 10 тыс. человек).
41. Организация, осуществляющая водоотведение, в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов анализов сточных вод направляет абоненту выписку из журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов любым способом, позволяющим подтвердить факт получения выписки адресатом.
42. В случаях нарушения абонентом нормативов допустимых сбросов или лимитов на сбросы организация, осуществляющая водоотведение, информирует об этом территориальный орган в течение 24 часов со дня получения анализов проб сточных вод, отобранных из канализационных сетей абонента.
43. Организация, осуществляющая водоотведение, обеспечивает свободный и беспрепятственный доступ к журналу контроля состава и свойств сточных вод абонентов. Организация, осуществляющая водоотведение, предоставляет органам, осуществляющим государственный контроль (надзор), и органам местного самоуправления выписки из журнала контроля состава и свойств сточных вод в течение 2 рабочих дней после получения запроса. Организация, осуществляющая водоотведение, предоставляет информацию о результатах контроля состава и свойств сточных вод абонентов иным лицам, направившим в организацию соответствующий запрос с указанием объекта абонента, с которого осуществляется сброс сточных вод, в течение 5 рабочих дней после получения запроса.

Что входит в комплекс оказываемых услуг?

Для устранения превышений ПДК сточных вод требуется провести комплекс работ, восстанавливающих работоспособность канализационных сетей и очистных сооружений. Сотрудники нашей компании проведут следующие процедуры:

  • Осуществляется промывка канализационных труб, емкостей и камер очистных сооружений. Гидродинамический метод позволит удалить скопившиеся вещества и нормализовать их концентрацию. Устранение превышений ПДК сточных вод требует работы со всей канализационной сетью. Гарантируем — мы быстро справимся с поставленной задачей.
  • В ходе локализации причин превышений ПДК сточных вод необходимо провести полную комплексную диагностику и обследование всей системы. Теледиагностика позволяет определить места незаконных врезок, засоров, повреждения стенок канализационных труб, неисправости или разрушение сооружений очистки стоков, требующие устранения. После диагностики составляется подробный отчет и план-схема по замене поврежденных дефектных участков сети и/или реконструкции существующих очистных сооружений и их отдельных конструктивных элементов.
  • Выполняется реконструкция существующих или установка новых очистных сооружений или отдельных модулей. Старые бетонные конструкции нередко не справляются с поставленной задачей, находятся в плачевном состоянии, поэтому наблюдается превышение ПДК. Мы сможем заменить их на высокотехнологичное эффективное оборудование. Корпуса очистных сооружений НЕВАЭКО выполнены из стеклопластика. Композитный материал не разрушается коррозией и агрессивной химической средой, поэтому можно не сомневаться — оборудование будет служить долго.
  • Производится плановое абонентское обслуживание сетей и сооружений водоотведения объекта заказчика — таким образом достигаются стабильные показатели ПДК в пределах нормы на протяжении всего времени эксплуатации предприятия.

Базовая цена услуг по устранению превышений ПДК сточных вод на территории СПб и ЛО

Наименование услуг

Единица измерения

Цена услуг

Полное обследование состояния сетей водоотведения (комплекс мероприятий, включающий визуальное обследование и первичное выявление дефектов сети, сверку реального состояния с проектной документацией, гидродинамическую промывку трубопроводов сети водоотведения от выпусков зданий до врезок в город или до КНС, КОС, ЛОС, точек сброса на рельеф и водоемы. По промытым сетям производится видеодиагностика их внутренней полости, составляется отчетная документация и диагностические карты попролетно, включая каждый колодец сети)

1 ед.

Договорная

Полное обследование состояния инженерных сооружений (комплекс мероприятий, включающий определение их физического наличия в системе, визуальное обследование и первичное выявление дефектов КНС, КОС, ЛОС, Жироловушек, Отстойников, Емкостей и т.д., сверку реального состояния оборудования и установок с технологическими схемами и проектной документацией, проверку работоспособности насосного оборудования, автоматики, электрических систем, систем управления и контроля, контрольные отборы проб стока, зачистка-замывка камер, емкостей и отстойников, составляние отчетной документации с подробным описанием реального состояния инженерных сооружений, оборудования и установок)

1 ед.

Договорная

Составление плана проведения работ (ППР) (проектных, строительно-монтажных, ремонтно-восстановительных, на основе анализа результатов обследования сетей и сооружений водоотведения)

1 ед.

Договорная

Проектные работы (по необходимости, возможна разработка с «0» и/или корректировка существующего, разработка и/или корректировка технологических схем очистки стока, составление сметного расчета)

1 ед.

Договорная

Строительно-монтажные работы (согласно утвержденного ТЗ заказчика, согласованного ППР, проекта, сметного расчета, и/или иного)

1 ед.

Договорная

Ремонтно-восстановительные работы (согласно утвержденного ТЗ заказчика, согласованного ППР, проекта, сметного расчета, и/или иного)

1 ед.

Договорная

Узлы учета сточных вод (проектирование, согласование в ГУП «Водоканал», установка, пуско-наладка. Данная услуга выполняется строго «под ключ»)

1 ед.

Договорная

Плановое абонентское обслуживание сетей водоотведения (хозбытовые и ливневые сети, их мониторинг, гидродинамическая промывка, зачистка колодцев, дождеприемников, контрольных колодцев, аварийные выезды, контрольные отборы проб стока, согласно утвержденного с заказчиком плана-графика проведения работ)

1 месяц

Договорная

Плановое абонентское обслуживание инженерных сооружений (мониторинг, обслуживание, зачистка КНС, включая ТО насосов и автоматики, обслуживание и зачистка Очистных, КОС, ЛОС, Жироловушек, включая замены сорбентов, очисту-замывку камер, контрольные отборы проб стока, согласно утвержденного с заказчиком плана-графика проведения работ)

1 месяц

Договорная

Дополнительные работы

1 ед.

Договорная

Чтобы уточнить все детали и сделать заказ, просто позвоните нам!

Судебная практика по делам о взыскании платы за превышение ПДК в сточных водах (Киракосян С.А.)

Каждый абонент организации, осуществляющей водоотведение (далее — организация ВКХ или Водоканал) обязан соблюдать установленные условия и режим сброса сточных вод и загрязняющих веществ, а также производить оплату организации ВКХ за сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества.

Превышение абонентом предельно допустимых концентраций (иначе — ПДК) загрязняющих веществ при сбросе в систему канализации является основанием для взимания с такого абонента повышенной платы (иначе, платы за сброс сточных вод с превышением ПДК загрязняющих веществ).
Порядок взимания платы за сброс сточных вод с превышением ПДК загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций определяется региональным органом власти, который предусматривает меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде.
Сами нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, за превышение которых предусмотрена плата, устанавливаются абонентам органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ <1>.
———————————
<1> Пункт 61 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (в ред. от 05.01.2015) «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 8. Ст. 1028.

Правовая природа повышенной платы вызывает спор. В Постановлении Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» такая плата названа мерой экономического воздействия на абонентов (п. 1 Постановления Правительства РФ N 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов»). Подобная законодательная формулировка позволила судам квалифицировать повышенную плату как меру гражданско-правовой ответственности (штраф) за нарушение абонентами своих договорных обязательств. Данную позицию высказал в свое время Президиум ВАС РФ в п. 16 информационного письма от 30.03.1998 N 32: «повышенная плата за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ имеет штрафную природу…» <2>.
———————————
<2> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.03.1998 N 32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства» // СПС «КонсультантПлюс».

Однако в последующем подход судов к правовой природе платы за сброс сточных вод с превышением ПДК загрязняющих веществ изменился. Верховный Суд РФ отверг доводы заявителя, ссылавшегося на п. 16 информационного письма ВАС РФ N 32, и посчитал, что плата за превышение нормативного сброса загрязняющих веществ «не является штрафной санкцией, а представляет собой дифференцированный подход к определению размера тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, а также меру экономического стимулирования абонентов на строительство своих локальных очистных сооружений и выполнение требований по охране природы и оздоровлению окружающей природной среды».
Данная позиция была поддержана Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 15.06.2005 N 15378/04 по делу N А72-2079/04-5/256 и стала обязательной для судов нижестоящих инстанций.
Кроме платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ суды удовлетворяют требования о взыскании неустойки за несвоевременное внесение такой платы. Подобная практика взыскания повышенной платы совместно с неустойкой стала пользоваться популярностью среди организаций ВКХ, нуждающихся в дополнительных источниках финансирования <3>. В частности, организации ВКХ нередко заявляют размер неустойки исходя из двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ либо предусматривают повышенный размер неустойки в договоре водоснабжения и водоотведения <4>.
———————————
<3> Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016 по делу N А56-82895/2015; Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 по делу N А59-2644/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
<4> Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11.04.2016 N Ф09-1158/16 // СПС «КонсультантПлюс».

Подобное взыскание повышенной платы и неустойки оценивается автором критически, поскольку оно не влияет на улучшение качества коммунальных систем водоснабжения и водоотведения, не стимулирует абонентов к соблюдению нормативов сброса загрязняющих веществ, к установке локальных очистных сооружений. Как отмечает Д.М. Будницкий, «заплатив плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения, абонент может чувствовать себя спокойно, зная, что основные санкции за загрязнение водного объекта будут применены к водопользователю — организации ВКХ» . Следовательно, какие бы жесткие санкции не применялись организациями ВКХ к предприятиям-абонентам, они не способствуют в должной мере эффективной охране водных объектов.
Как показывает судебная практика, при осуществлении контроля за составом и свойствами сточных вод, сбрасываемых в системы канализации, как организация ВКХ, так и абоненты допускают ошибки. В зависимости от существенности ошибки суд удовлетворяет либо отказывает в удовлетворении иска о взыскании платы за превышение ПДК загрязняющих веществ.

Ошибки организации ВКХ при осуществлении контроля за составом и свойствами сточных вод и взыскании повышенной платы

1. Процессуальные ошибки.
С 1 июня 2016 года введен обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования гражданско-правовых споров, который распространяется также на споры о взыскании платы за сброс сточных вод с превышением ДК загрязняющих веществ. Несоблюдение данного порядка является основанием для возвращения искового заявления. Соответственно, чтобы исключить риск возврата иска и затягивания судебного процесса, кредитор (организация ВКХ) должен обязательно обратиться к должнику с претензией (ч. 5 ст. 4 АПК РФ), и только по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии (требования) кредитор может подать иск в суд.
Организация ВКХ и абонент могут предусмотреть в своем договоре иной претензионный срок, по истечении которого истец вправе обратиться в суд (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Отсюда следует, что при подготовке договора важно определить приемлемый срок для ответа на претензию: он может измеряться календарными или рабочими днями.
Еще задолго до введения обязательного досудебного порядка урегулирования споров некоторые организации ВКХ включали в договоры холодного водоснабжения и водоотведения условие об обмене претензиями на случай конфликта. Соблюдение такого условия являлось для сторон договора обязательным, и при его нарушении суды либо оставляли требования заявителя без рассмотрения, либо возвращали его заявление <5>.
———————————
<5> Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.02.2016 по делу N А12-1813/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

2. Материально-правовые ошибки, которые условно можно разделить на следующие виды:
1) процедурные ошибки (нарушение процедуры отбора и анализа проб сточных вод, а также их документального оформления);
2) расчетные ошибки (нарушение порядка расчета платы за превышение ПДК загрязняющих веществ при сбросе в системы канализации).
Процедурные ошибки наиболее часто встречаются в судебной практике. Организации ВКХ не всегда внимательно относятся к порядку уведомления абонентов о проведении отбора проб сточных вод и оформлению результатов таких проб. В то время как подобное процедурное нарушение может стать основанием для отказа суда в удовлетворении исковых требований.
В Правилах осуществления контроля состава и свойств сточных вод от 21.06.2013 N 525 содержатся требования к порядку уведомления абонентов и взаимодействия с ними при отборе проб сточных вод.
Во-первых, отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, которого организация ВКХ обязана уведомить любым способом не позднее, чем за 15 минут до начала процедуры отбора сточных вод. Уведомление должно быть вручено лично абоненту или его уполномоченному представителю. Уведомление абонента по телефону или по электронной почте без согласования подобного порядка уведомления в договоре не будет являться надлежащим уведомлением.
Так, Арбитражный суд отказал Водоканалу во взыскании платы за негативное воздействие сточных вод на централизованную систему водоотведения города Рязани за май 2014 года по причине нарушения процедуры уведомления абонента по телефону <6>.
———————————
<6> Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.07.2015 по делу N А54-3967/2014 // СПС «КонсультантПлюс».

Аналогичный вывод был сделан судом при уведомлении абонента по телефону и электронной почте по окончании рабочего дня. Суд обратил внимание на длительные договорные отношения Водоканала и абонента, вследствие которых Водоканал, действуя добросовестно, должен был знать о продолжительности рабочего времени предприятия-абонента и должен был принять меры для уведомления абонента в рабочее время <7>.
———————————
<7> Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.05.2016 по делу N А51-23711/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

Во-вторых, в целях защиты своих прав абонент при отборе проб сточных вод может осуществлять фото- и видеофиксацию процедуры отбора, произвести параллельный отбор проб и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. При параллельном отборе проб сточных вод организация ВКХ осуществляет отбор резервной пробы. Результаты параллельного отбора проб не всегда принимаются судами как доказательство отсутствия вины абонента. Например, несмотря на то что предприниматель воспользовался правом отбора параллельной пробы, анализ пробы был произведен не в испытательной лаборатории, а, соответственно, не принят судом как доказательство по делу <8>. В другом споре суд критически оценил условия отбора и транспортировки проб абонентом, а также наличие возможности проведения анализа в день отбора проб <9>.
———————————
<8> Решение Арбитражного суда Приморского округа от 12.09.2016 N А51-18337/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
<9> Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.07.2015 по делу N А26-3985/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

В-третьих, по результатам отбора проб сточных вод на месте произведенного отбора организация ВКХ составляет в 2-х экземплярах акт отбора проб сточных вод по утвержденной форме (п. 27 Правил N 525). Акт подписывается как самой организацией, так и абонентом.
В акте должны быть указаны не только время и место отбора проб сточных вод у абонента, но и данные о контрольном колодце (либо его обозначение) и его конкретное расположение (координаты), что дает возможность достоверно идентифицировать колодец, из которого брались пробы.
Если абонент не согласен с порядком и результатами проведения отбора проб, он должен отразить свои возражения в акте отбора проб сточных вод.
В-четвертых, пробы сточных вод подлежат анализу в лаборатории организации ВКХ или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории). Результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод.
При проведении анализа проб сточных вод в неаккредитованной лаборатории суд отказывает во взыскании платы за превышение ДК загрязняющих веществ <10>.
———————————
<10> Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.03.2016 по делу N А26-6456/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

В-пятых, если абонент не явился для участия в отборе проб, то организация ВКХ:
— приступает к отбору проб сточных вод только по истечении 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб;
— делает отметку в акте: «абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился»;
— один экземпляр акта в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.
Таким образом, процедура отбора проб сточных вод будет считаться соблюденной, а результаты таких проб — действительными лишь в случае, когда абонент был надлежащим образом извещен о предстоящем отборе проб и, соответственно, мог реализовать право на защиту своих интересов.
При обращении в суд с иском организация ВКХ должна будет представить надлежащие доказательства уведомления абонента о предстоящей проверке с целью отбора проб сточных вод по определенному адресу и оформленные по результатам проведенных проб акт и протокол анализа проб. В уведомлении должны быть четко указаны дата, время и место проведения отбора проб, а само уведомление должно быть вручено лично абоненту или его уполномоченному представителю. Например, в рамках контроля за качеством сточных вод Водоканал за 30 минут до предстоящего отбора проб сточных вод вручил уведомление главному бухгалтеру управляющей организации. Время отбора проб — 14:40. К этому времени представитель управляющей организации на место отбора проб не явился, и Водоканал, не дождавшись истечения 15 минут, в 14:40 произвел отбор проб самостоятельно.
Суды справедливо указали, что при неявке абонента отбор должен был начаться не ранее 14 часов 55 минут. Представитель управляющей организации, прибывший к 14:50 на место отбора проб, не увидел представителей Водоканала и был лишен права участвовать в отборе проб, включая параллельные пробы, ведении фото и видеофиксации процедуры отбора проб сточных вод <11>.
———————————
<11> Постановление АС Северо-Кавказского округа по делу N А32-13923/2015 от 15.07.2016 // СПС «КонсультантПлюс».

Кроме того, суды сделали еще ряд важных выводов. Во-первых, извещение бухгалтера абонента (в обязанности которого не входит участие от имени абонента в отборе проб) о проведении отбора проб нельзя считать надлежащим уведомлением. Во-вторых, уведомление абонента за 30 минут до предполагаемого отбора не дает возможности абоненту обеспечить явку представителя к месту отбора проб.
Расчетные ошибки, связанные с нарушением организацией ВКХ порядка расчета размера платы за превышение ПДК загрязняющих веществ при сбросе в системы канализации, как правило, влекут затягивание судебного процесса.
При расчетах платы организация ВКХ должна руководствоваться региональным нормативным актом, определяющим порядок расчета платы <12>.
———————————
<12> Например, Постановление Правительства Московской области от 14.02.2005 N 93/5 «Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов на территории Московской области».

Расчет платы производится исходя из объема сточных вод, отведенных абонентом за период от обнаружения нарушения (то есть превышения ПДК загрязняющих веществ) до устранения загрязнения или получения результатов нового контроля при следующем отборе проб организацией ВКХ. При этом объем сточных вод учитывается с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение, независимо от даты отбора контрольных проб.
Суды обращают внимание, что даже при превышении нормативов ДК загрязняющих веществ расчет повышенной платы может охватывать только строго определенный период времени. Такой период в региональном законодательстве, как правило, составляет не более трех месяцев от обнаружения нарушения. В п. 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения N 644 также указан период в 3 месяца от момента обнаружения нарушения.
Соответственно, при расчете платы свыше указанного в нормативном акте периода (в частности, свыше 3-х месяцев) суд обяжет организацию ВКХ сделать перерасчет <13>. Если размер платы будет рассчитан за меньший период, то суд может принять расчет платы. Так, в одном споре, где Водоканал зафиксировал факт нарушения 15.10.2015 и произвел расчет не на начало, а на конец месяца (с 29.10.2015), нарушив тем самым порядок расчета цены иска, суд отметил, что «поскольку перерасчет объема сточных вод с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение, приведет к увеличению заявленной истцом суммы, а суд не вправе выходить за пределы заявленных требований, расчет, произведенный истцом, подлежит принятию» <14>.
———————————
<13> Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2016 по делу N А32-47045/2015; Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 по делу N А76-2597/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
<14> Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2016 по делу N А32-19433/2016 // СПС «КонсультантПлюс».

Ошибки абонентов по делам об оспаривании повышенной платы

1. Доводы абонента о недопустимости применения Правил N 167 к спорным отношениям.
Между абонентами и организациями ВКХ идут споры о правовом регулировании порядка контроля состава и свойств сточных вод. Организации ВКХ при определении ПДК загрязняющих веществ в сточных водах руководствуются старыми Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации N 167, а абоненты — ссылаются на новые Правила холодного водоснабжения и водоотведения N 644.
Действительно, Правила N 167 с августа 2013 года частично утратили силу в связи с вступлением Правил холодного водоснабжения и водоотведения N 644. Однако в части установления нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, а также контроля приема (сброса) сточных вод для абонентов Правила N 167 все еще продолжают действовать. В частности, действующими являются пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67, 69 — 71 Правил N 167.
Некоторое время обозначенные пункты Правил N 167 не распространялись на определенную группу абонентов, в отношении которых были установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов <15>. Как разъяснил Минстрой России в письме от 03.02.2015 N 2388-ОД/04, «организации, осуществляющие водоотведение, и их абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов… до установления таким абонентам указанных нормативов руководствуются требованиями пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 — 71 Правил N 167, и Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310».
———————————
<15> Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 // СПС «КонсультантПлюс».

Аналогичные разъяснения были даны Росприроднадзором в письме от 20.02.2015 N ОД-06-01-31/2606 «О плате за сбросы сточных вод», где указано, что «для второй группы абонентов (не нормируемых в соответствии с Постановлением) продолжает сохранять свое действие Постановление Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 и п. п. 61, 62, 64, 65, 67, 69 — 71 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167. Согласно данным нормативным правовым актам органы исполнительной власти субъектов РФ самостоятельно определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод в системы канализации населенных пунктов с абонентов».
Однако в октябре 2015 года произошли изменения. Законодатель уточнил, что действие пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67, 69 — 71 Правил N 167 и Постановления N 1310 лишь с 1 января 2019 г. не распространяется на группу абонентов с утвержденными нормативами допустимых сбросов загрязняющих веществ и рекомендовал организациям ВКХ и их абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ к правоотношениям, возникшим в период с 1 января 2015 года по 24 октября 2015 года по-прежнему применять Правила N 167 и Постановление N 1310 <16>.
———————————
<16> Постановление Правительства РФ от 14.10.2015 N 1101.

Несмотря на наличие вышеназванных положений и разъяснений абоненты до сих пор продолжают оспаривать допустимость применения старых Правил N 167 и Постановления N 1310.
Так, например, довод абонента (ОАО «РЖД») о том, что нормативы ДК загрязняющих веществ должны определяться в соответствии с приложением N 3 к Правилам N 644, признан судами несостоятельным и основанным на неверном толковании норм права <17>. Судебные инстанции сделали вывод, что в периоде, за который Водоканалом в отношении абонента произведен расчет платы за превышение ПДК, сохраняются нормативные требования по составу сточных вод, установленные органом местного самоуправления. Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ в системы канализации г. Ростова-на-Дону составила 667 023 руб. 28 коп.
———————————
<17> Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.04.2016 по делу N А53-13062/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

Аналогичные судебные акты были приняты по спорам между водоканалом и иными абонентами, включая теплоснабжающие организации <18>. Суды делают однозначный вывод о том, что вопросы нормирования и контроля приема (сброса) сточных вод и, соответственно, спорные правоотношения сторон регулируются Правилами N 167 (в части, не утратившей силу и не противоречащей Правилам N 644) и Постановлением N 1310, и повышенная плата, взимаемая за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, является правомерной.
———————————
<18> Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2016 по делу N А32-44073/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

2. Доводы абонента о ненадлежащем порядке опубликования муниципального акта и/или несогласии с нормативами, установленными муниципальным актом.
Нередко абоненты ссылаются на недопустимость применения муниципальных актов, которыми установлены нормы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в сточных водах. Данный довод принимается судами, если будет установлен факт, что расчет ПДК произведен на основании недействующего или неопубликованного в установленном порядке нормативно-правового акта.
Так, абонент обратил внимание суда на недопустимость взыскания платы за превышение ПДК загрязняющих веществ на основании муниципального акта, признанного решением арбитражного суда недействующим в связи с отсутствием доказательств его официального опубликования <19>. Однако суд установил, что между абонентом и Водоканалом был подписан договор холодного водоснабжения и водоотведения, в приложении к договору имелся расчет ПДК загрязняющих веществ, который хотя и выполнен со ссылкой на недействующий муниципальный акт, но все же составляет условие принятого сторонами договорного обязательства и потому является действительным. И это в полной мере соответствует принципам свободы договора и стабильности договорных отношений. Таким образом, довод абонента о том, что произведенный Водоканалом расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ является произвольным и не основанным на действующем законодательстве, признан судами всех инстанций необоснованным.
———————————
<19> Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.12.2015 по делу N А58-1135/2013 // СПС «КонсультантПлюс».

3. Доводы абонента о процедурных и иных нарушениях со стороны организации ВКХ.
На практике встречаются дела, когда Водоканал нарушает процедуру уведомления об отборе проб (не указывает в уведомлении время или место проведения отбора проб, передает уведомление ненадлежащим образом), но абонент все же является к месту отбора проб сточных вод и подписывает акт отбора проб без возражений. В случае последующего оспаривания результатов проведенных проб довод о процедурном нарушении, как правило, судами не принимается. Например, доводы абонента о подписании акта отбора проб неуполномоченным лицом (начальником сантехнического участка) были признаны судом необоснованными. Представитель абонента, по мнению суда, в силу занимаемой должности обладал достаточным уровнем знаний для представления интересов абонента, явился на место отбора проб и подписал акт без возражений, оснований сомневаться в полномочиях представителя абонента не было <20>.
———————————
<20> Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2016 по делу N А52-4255/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

Иногда абоненты по собственной ошибке лишают себя возможности защиты. Так, если абонент во время отбора проб сточных вод организацией ВКХ осуществил отбор параллельных проб, но о результатах такого отбора не сообщил в организацию ВКХ, то подобные результаты в последующем не могут использоваться в суде как доказательство. Например, абонентом совместно с представителями Водоканала были отобраны параллельные (арбитражные) пробы. Поскольку результаты исследования арбитражных проб абонентом в адрес Водоканала не были представлены, при расчете платы за превышение ПДК Водоканал использовал результаты анализов, проведенных в собственной лаборатории. Суды всех инстанций признали акты отбора проб достаточными доказательствами факта сброса сточных вод с превышением ПДК загрязняющих веществ <21>.
———————————
<21> Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.08.2015 по делу N А47-9839/2014 // СПС «КонсультантПлюс».

В судебной практике встречается еще один довод абонентов о процедурном нарушении — взятие проб из несогласованного сторонами колодца, в который попадают стоки других абонентов. Абоненты в таких случаях указывают на то, что сточные воды попадают в централизованную систему водоотведения не только от абонентов, но и иным образом, к примеру, с территорий общего пользования — площадей, улиц, парков, а также с осадками или из почвы <22>. Так, суд отказал в защите права абоненту (сочинскому морскому торговому порту), заявившему о том, что контрольный колодец, из которого Водоканалом был производен отбор проб, имеет подпор из посторонних источников загрязнения, просил признать Водоканал ответственным за систематическое превышение ПДК загрязняющих веществ <23>. В другом судебном споре абонент благодаря экспертизе смог доказать, что колодец, из которого был произведен отбор проб, является колодцем, находящимся в месте пересечения сетей нескольких абонентов, и одновременно местом стока канализационных вод третьих лиц <24>.
———————————
<22> Постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 по делу N А56-66429/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
<23> Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.09.2016 N А32-45619/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
<24> Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.01.2015 по делу N А06-9186/2013 // СПС «КонсультантПлюс».

4. Доводы абонента об иных фактах, не имеющих юридического значения для рассмотрения спора о взыскании платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
В муниципальных образованиях, где имеет место плохое техническое состояние систем водоснабжения и водоотведения, низкое качество питьевых вод и дефицит финансирования в сектор, установлены заниженные нормативы концентраций загрязняющих веществ в сточных водах. Такие нормативы не только не соответствуют Правилам N 644, но и требованиям к качеству питьевой воды, установленным СанПиН 2.1.4.1074-01 <25>.
———————————
<25> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24 // СПС «КонсультантПлюс».

Исходя из этого абоненты приводят доводы о плохом качестве подаваемой организацией ВКХ воды и о существенно заниженных в муниципальном акте нормативах ПДК загрязняющих веществ. Например, организация-абонент представила в суд экспертное заключение о несоответствии санитарно-химических показателей пробы холодной водопроводной воды по содержанию железа нормативным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. По мнению организации, именно подача ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» питьевой воды ненадлежащего качества явилась причиной превышения организацией нормативов допустимых концентраций. Суд не принял подобного довода, поскольку он не имел юридического значения при рассмотрении спора о взыскании платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ <26>. Аналогично решаются и другие споры.
———————————
<26> Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 по делу N А56-60518/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

Суды отмечают, что абоненты не лишены возможности обратиться в суд с требованиями о признании недействительным муниципального акта, установившего заниженные нормативы концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.
Подводя итог, отметим, что на сегодняшний день сформировалась в целом единообразная практика взыскания платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды. Тем не менее встречаются и исключения. В частности, суды по-разному оценивают существенность процедурных нарушений при отборе проб загрязняющих веществ. Кроме того, нерешенным представляется вопрос о правовой природе платы за сброс сточных вод с превышением ПДК загрязняющих веществ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Будницкий Д.М. Правовое регулирование воздействия на природную среду в процессе деятельности по водоснабжению и водоотведению // СПС «КонсультантПлюс». 2016.

Сегодня в нашей стране возрастают объемы промышленного производства, что вызывает в том числе ухудшение экологической ситуации, поскольку не на всех предприятиях правильно работают очистные сооружения и ПДК сточных вод в канализацию часто превышает допустимые нормы.

В данной статье рассмотрено нормативное регулирование предельно допустимой концентрации сточных вод и способы их оптимизации.

Нормативное регулирование ПДК вредных примесей в сточных водах

В любом городе, поселке или другом населенном пункте одной из важнейших систем, обеспечивающих нормальное жизнеобеспечение, является система отведения и очищения как промышленных, так и хозяйственно-бытовых и ливневых (поверхностных) сточных вод.

Статья 18 ФЗ № 52, принимать меры, связанные с запрещением, приостановкой или ограничением деятельности водоемов, представляющих угрозу для здоровья населения и экологической обстановки, обязаны:

  • органы исполнительной власти;
  • органы местного самоуправления субъектов РФ;
  • юридические лица (предприятия, организации и т.д.);
  • индивидуальные предприниматели.

Документ, в котором изложены основные требования, которым должны соответствовать сточные воды — СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

Чаще всего в процессе производственного контроля данные требования распространяются на прямых водопользователей, осуществляющих выпуск сточных вод в водоемы, а ответственность за несоблюдение требований и несоответствие стоков нормативом возлагается на организацию, осуществляющую водоотводящую систему, такую как городскую канализационную сеть.

Как следует из п. 3.2 того же СанПиН – сточные воды, поступающие в объекты как питьевого водопользования, так и рекреационного и хозяйственно-бытового, являются загрязненными в случае, если характеристики и различные показатели воды в данном водоеме изменились в худшую сторону в результате деятельности предприятия, производящего сбрасывания сточных вод и ПДК вредных примесей в них превысила норму, в результате чего водоем может стать непригодным для дальнейшего использования в качестве источника воды.

Выброс загрязненных сточных вод

Кроме того, в ряде водоемов существует повышенная эпидемиологическая опасность вследствие превышения ПДК микробных загрязняющих веществ, выделяющих гельминты.

В такой ситуации предприятия, осуществляющие сброс стоков в данный водоем, обязаны произвести разработку и реализацию мероприятий по защите водных ресурсов, таких как установка очистных сооружений для обеззараживания сточных вод, доработка используемой системы очистки стоков, повышающая эффективность ее работы и т.д.

При этом производственный контроль за соблюдением предельно допустимой концентрации загрязнений в сточных водах должен осуществляться не только силами прямых водопользователей, но и силами абонентов данных канализационных сетей, а очистка сточных вод должна сопровождаться обязательной утилизацией образующегося в результате их очистки осадка.

Для обслуживающего очистные сооружения персонала следует соблюдать все требования гигиенической безопасности.

Помимо непосредственно очистки сточных вод очистные сооружения сточных вод могут также выделять в окружающий атмосферный воздух различные образующиеся при разложении нефтепродуктов, жиров и т.д. химические вещества и газы, наиболее вредными из которых являются аммиак и сероводород.

Кроме того, вредные для здоровья человека газы могут выделяться из резервуаров и прочих емкостей, входящих в состав очистных сооружений, из сырого осадка, а также при очистке насосных или сливных подстанций и систем водостока.

Во избежание возникновения подобных вредных выбросов пункт 7.1.13 новой редакции СанПиН предписывает предприятиям организовывать зоны санитарной защиты (СЗЗ), а также соблюдать требуемые расстояния между системами, производящими очищение сточных вод, и жилыми зданиями и строениями.

Несоблюдение гигиенических требований по хранению и утилизации сырого осадка, образующегося в сточных сооружениях, также может привести к опасному превышению ПДК загрязняющих и вредных веществ в стоках, выводимых в почву и водоемы.

Кроме того, осадок, появляющийся в таких сооружениях, как биологические фильтры, уловители жиров на пищевых предприятиях, сточные системы инфекционных отделений медучреждений и т.д., может привести к заражению кишечными и глистными инфекциями персонала, обслуживающего данные очистные сооружения.

Вредные выбросы сточных вод с содержанием фосфатов

Производственный контроль за ПДК эпидемически опасных веществ в стоках осуществляется в подобных ситуациях на основании таких нормативных документов, как СанПиН 3.2.1333-03 и МУ 3.2.1022-01 , а также МУ 2.1.5.800-99 .

Контроль за ПДК стоков после очищения, эффективностью очистки, а также за составом сырого осадка и качеством атмосферного воздуха производится в строгом соответствии с планами-графиками, индивидуально согласующимися с Роспотребнадзором.

Данные планы должны учитывать технологии работы самого предприятия и его очистных сооружений (например, конкретно указывается очистка сточных вод от фосфатов), а также результаты анализа сточных вод и водоема, в который осуществляется их сброс, на предмет превышения в них ПДК вредных примесей.

Сбрасывание, утилизация и очистка радионуклидных стоков производится на основании действующих нормативов радиационной безопасности. Обязательным является также соответствии ПДК сбрасываемых в канализационную сеть стоков Правилам приема производственных стоков в центральную канализацию № 127, принятым 20.01.84.

Качество поверхностных стоков, сбрасываемых в канализационные системы регламентируется приложением 1 к СанПиН 2.1.5.980-00 и ГН 2.1.5.2280-07.

Классификация ПДК

Нормативы для предельно допустимых концентраций различных химических веществ, приводящих к загрязнению сточных вод, подразделяются на гигиенические и экологические в зависимости от требований потребителей воды, предъявляемых к качеству естественных водоемов, а также целей потребления водных ресурсов.

К гигиеническим ПДК относят такие концентрации вредных веществ, при максимальном значении которых состояние здоровье людей не подвергается непосредственной или косвенной опасности в течение длительного воздействия, а также не происходит ухудшения гигиенических условий пользования водой.

Гигиеническими нормативами регламентирована предельно допустимая концентрация токсичных веществ в водоемах, используемых для питьевых, хозяйственных и культурно-бытовых целей и рекреационного водопользования.

Важно: ПДК регламентированы не для всей площади водоемов, а только для пункта водопользования, наиболее близко расположенных к участкам, на которых происходит сброс сточных вод.

Водопользование принято классифицировать в зависимости от способа использования источника водоснабжения на две категории:

  1. Использование объекта водоснабжения как источника воды для питьевых и хозяйственных целей, а также для целей снабжения водой предприятий питьевой промышленности.
  2. Эксплуатация водного объекта в культурно-бытовых нуждах населения, рекреации и спорта.

В качестве примера приведем таблицу, в которой указаны ПДК тяжелых металлов в сточных водах в некоторых городах России и зарубежных странах.

Требования к ПДК тяжелых металлов в промышленных сточных водах, применяемые в зарубежных странах и российских городах

Из таблицы можно сделать вывод, что требования к качеству сточных вод в нашей стране сильно завышены.

В США и европейских странах требования во много раз ниже, что не помешало произвести очищение реки Рейн и Великих Американских озер.

При этом в России даже при столь высоких требованиях улучшения экологической ситуации не наблюдается.

Рыбохозяйственные ПДК

Негативное воздействие загрязненных стоков на рыбу

Водоемы повсеместно используются как база для организации рыбоводства и рыболовства.

Поэтому, в связи с возникновением все новых и новых источников загрязнения водной среды, была введена система экологических рыбохозяйственных ПДК.

Водопользование рыбного хозяйства подразделяется на два типа:

  1. Использования водного объекта в качестве базы для воспроизводства и сохранения различных ценных видов рыб, обладающих повышенной чувствительностью к кислороду.
  2. Использование водоема для добычи рыбы и различных водных растений и животных в промышленных масштабах.

При этом наиболее жестким является норматив, применяемый при использовании водоема помимо водоснабжения населения в целях рыбного хозяйства.

Водный объект может быть отнесен органамиГоскомрыболовства к данной категории в соответствии с постановлением Совмина СССР № 1045 от 15.09.1958 г., согласно которому все водоемы совокупно с придаточными водами, в которых может быть организована добыча рыбы и водных растений и животных в промышленных масштабах, либо воспроизводство запасов ценных промысловых рыб, следует относить к рыбохозяйственным водоемам.

Данное определение позволяет рассматривать абсолютно все поверхностные водоемы на территории России как рыбохозяйственные, поскольку ценные виды рыб, чувствительные к кислороду, могут либо разводиться и сохраняться, либо добываться в любом из них.

Таким образом, контроль ПДК всех поверхностных вод должен осуществляться с учетом предельно допустимых концентраций для водоемов рыбного хозяйства (ПДК РХ).

Следует также заметить, что в большинстве случаев спуски сточных вод осуществляются на территории населенных пунктов.

Следовательно, в соответствии с нормами и правилами охраны поверхностных вод, на сбрасываемые сточные воды распространяются нормативы предельной загрязненности объектов водопользования без учета их разбавления в воде данного водоема и его способности к ассимиляции.

По сути, ко всем стокам, сбрасываемым в водоемы, применяются правила и требования ПДК рыбного хозяйства.

Более того, данные требования действуют не только для городских стоков, но и для сточных вод, которые поступают в городскую канализационную сеть из канализации предприятий.

Следовательно, никак не учитывается тот факт, что промышленные стоки разбавляются городскими, и в случае неэффективной работы очистных сооружений городской канализации, на предприятие промышленности возлагается обязанность обеспечить такую предельно допустимую концентрацию сточных вод, которой не способна достичь ни одна типовая система очистных сооружений.

Подводя итоги, стоит сказать о том, что Правительством РФ на сегодняшний день разработаны и приняты в реализацию различные экологические программы, призванные восстановить и реабилитировать естественные водоемы, пострадавшие от действия сточных вод промышленного и бытового характера.

Но бороться с данной проблемой должно не только государство, но и предприятия, осуществляющие сброс стоков. Только путем совместных действий по качественной очистке и надлежащему контролю за качеством сточных вод существующие водные ресурсы страны будут сохранены в надлежащем виде.

Предыдущая запись Как делается очистка сточных вод коттеджа: Септик, Аэротенк, биофильтр. Следующая запись Как выбрать, установить и использовать отстойники для сточных вод

Содержание веществ, понятие ПДК стоков

Так что же это такое — ПДК стоков?

Это установленный законодательно показатель, который характеризует максимально возможное содержание различных веществ в воде, атмосфере, почве.

Если в воде подобные показатели не превышены, то человек может применять ее без последствий на протяжении длительного времени. Понятно, что касаемо стоков, речь о непосредственном применении не идет. Здесь играет роль другой фактор.

Любая канализационная система является системой открытого типа. Да, существует ряд предприятий, технологический цикл которых предполагает повторное применение стоков, но достичь абсолютной ликвидации сброса отходов производства в канализацию практически невозможно.

Поэтому и были утверждены ПДК сброса сточных вод. Они были рассчитаны из условия безопасного сброса стоков.

В сточных водах перед сбросом в канализацию должно контролироваться содержание множества веществ. Особое внимание должно уделяться содержанию тяжелых металлов в чистом виде, их солей.

Именно такие вещества оказывают наиболее губительное воздействие.

Требования к сточным водам

Согласно действующим нормативным документам, кроме этого, нельзя сбрасывать в городскую канализационную систему сточные воды, которые содержат:

  • Вещества, разложение которых может вызвать образование взрывоопасных газов в системе канализации (оксид углерода, сероводород, различные цианиды и другие). Нормы ПДК в сточных водах не допускают нахождения подобных веществ в стоках.
  • Горючие вещества, в том числе и различные виды горюче-смазочных материалов, смол, нерастворимых жиров.
  • Вещества, обладающие радиоактивными свойствами.
  • Различные включения биологического характера, которые могут вызвать бактериальное загрязнение.
  • Химические элементы, которые будут оказывать разрушающее воздействие на материалы, которые применялись в строительстве канализационной системы.
  • Разного рода загрязнения, которые способствуют нарушению работы канализации и приводят к образованию засоров, отложений на стенках труб и коллекторов.
  • Вещества, которые трудно поддаются окислению биологическим способом.
  • Химические соединения, для которых не определены ПДК сточных вод, в канализацию сбрасывать также недопустимо. Исключение составляют вещества, для которых определены предельно допустимые концентрации содержания в водоемах, которые предназначены для бытового применения.

Показатели, которым должны соответствовать стоки

Предельно допустимые концентрации сточных вод измеряются в мг/литр, и составляют:

  • Вещества во взвешенном состоянии — 500.
  • БПК (полный) — 500.
  • ХПК — 800.
  • Остаток плотный — 2000, в том числе:
    • Сульфаты —500.
    • Хлориды — 350.
    • Вещества, из которых возможно извлечение эфира — 20.

Кроме того, сточные воды должны иметь температуру не более 40 градусов, нейтральную кислотность (6,5-8,5 рН).

Превышение ПДК сточных вод ведет к наложению на предприятие или частное лицо штрафных санкций.

Оборудование для контроля над стоками

При подключении канализационной сети предприятия к системе городской канализации необходимо обеспечить наличие специального контрольного канализационного колодца. При этом он должен находиться за пределами предприятия, чтобы обеспечить свободный доступ к нему контролирующих органов.

Такие колодцы должны быть оборудованы приспособлениями для отбора проб стоков. При необходимости, на потенциально опасных предприятиях должны быть смонтированы системы автоматического контроля над состоянием сточных вод.

Сброс в городскую систему стоков, в которых хотя бы по одному показателю превышена ПДК, не допускается.

В случае наличия в канализационных стоках большого количества солей, необходимо предусмотреть их предварительную очистку или выполнять процедуру обессоливания.

Только общее ответственное отношение к проблемам очистки бытовых и промышленных стоков может привести к улучшению экологической обстановки в вашей местности. Особенно это актуально для районов с высокой техногенной нагрузкой.

Related posts Как выбрать и правильно эксплуатировать ЛОС для частного дома?
06.11.2014 Водоотвод с крыши — устройство и монтаж системы
03.09.2014 Способы отведения грунтовых вод с участка
03.09.2014 Очистка сточных вод промышленных предприятий
29.08.2013 Установки и системы очистки сточных вод

Контрольный отбор проб сточных вод

Контроль за соблюдением абонентами установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения (далее – НДС), нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия (влияния) на работу централизованных систем водоотведения, осуществляется Сектором контроля и анализа абонентов Службы баланса загрязнений Дирекции водоотведения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в соответствии с:

— «Правилами холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 (далее – Правила №644);

— «Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 №167;

— «Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 №525 (далее – Правила №525);

— «Правилами пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга» (далее – Правила СПб), утвержденными Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению администрации Санкт-Петербурга от 01.06.2000 №11.

В соответствии с п. 148 Правил №644 ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» уведомляет абонента о предстоящем отборе проб сточных вод не позднее, чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатами.

В соответствии с п.35 п.147 Правил №644 абонент обязан обеспечить беспрепятственный доступ представителей ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод. Из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» вправе временно прекратить или ограничить холодное водоснабжение и (или) водоотведение (п.60 Правил №644).

При отборе проб сточных вод абонент вправе одновременно произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. Обращаем Ваше внимание, что согласно п. 33 Правил №525 параллельные пробы не могут быть использованы для определения содержания веществ (показателей), которые изменяются при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени (рН, растворенные газы), а так же веществ, не смешивающихся с водой (нефтепродукты, жиры, взвешенные вещества).

Для обеспечения присутствия представителей абонента при отборе проб сточных вод, необходимо направить в филиал «Водоотведение Водоканал Санкт-Петербурга» (факс: 388-75-88) список ответственных представителей, которые уполномочены присутствовать при отборе проб сточных вод, с указанием их контактных телефонов и указанием номера факса для отправки уведомлений.

Согласно п. 28 Правил № 525 в случае не выделения абонентом ответственного представителя или его неявки на отбор проб, представители ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» производят отбор проб и оформляют акт отбора проб с пометкой «ответственный представитель абонента на отбор проб сточных вод в установленное время не явился». При этом отобранная проба считается действительной.

При не согласии абонента с актом отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. В случае отказа абонента от его подписания, акт вступает в силу в одностороннем порядке с отметкой «абонент от подписи отказался» (п. 28 Правил №525).

Консультации по вопросам связанным с отбором проб сточных вод, поиском источников сверхнормативного сброса загрязняющих веществ и доведением качества сточных до установленных нормативов Вы можете получить по телефону: 438-44-86.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *