Причины возмещения НДС пояснения

Содержание

Камеральная проверка: готовим обоснованный ответ

Чтобы сохранить постоянных клиентов, многие компании в период кризиса работают себе в убыток. Отражение убытка в налоговой отчетности повышает риск получения требования по результатам проведения камеральной проверки (п. 3 ст. 88 НК РФ). Налоговая инспекция вправе истребовать подтверждающие документы, если в декларации организация отразила НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ). Как подготовить «безопасный» ответ на требование ФНС и избежать новых претензий со стороны налоговых органов, расскажем в этой статье.

Налог на прибыль и НДС вызывают особый интерес налоговой инспекции. В случае противоречий и несоответствий налоговый орган может потребовать от налогоплательщика пояснения и дополнительные документы.

Вы можете получить требование о представлении пояснений и дополнительных документов в рамках камеральной проверки (ст. 88 НК РФ), если:

  • в декларации по налогу на прибыль заявлен убыток;
  • выявлены противоречия между сведениями;
  • в уточненной декларации уменьшена сумма налога (относится ко всем налогам);
  • в декларации по НДС заявлен налог к возмещению из бюджета;
  • выявлены «разрывы» в цепочке НДС.

Ответ на требование ИФНС о представлении пояснений необходимо направить в течение 5 дней (п. 3 ст. 88 НК РФ). Если же инспекции необходимы документы, то срок на подготовку ответа увеличивается вдвое — до 10 рабочих дней (п. 3 ст. 93 НК РФ, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.07.2020 № Ф03-2743/2020 по делу № А51-25211/2019). При подготовке пояснений налогоплательщик вправе использовать рекомендуемую налоговой инспекцией форму ответа. Нужно учитывать, что пояснения в части декларации по НДС представляются исключительно в электронном виде по ТКС (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В декларации по налогу на прибыль заявлен убыток

Если в декларации по налогу на прибыль сумма расходов превышает сумму доходов, значит, по итогам налогового периода организацией получен убыток. Особое внимание налоговая инспекция обращает на убыточность в годовой декларации.

Рассмотрим две возможные ситуации возникновения убытка.

Ситуация № 1. В целом по декларации отражена прибыль, а по реализации покупных товаров получен убыток

Такая ситуация может возникнуть, если предприятие осуществляет несколько видов деятельности. Например, оказывает услуги и продает товары.

Что анализирует налоговый инспектор: сумму прямых расходов по оптовой, мелкооптовой и розничной торговле (строки 020, 030 приложения 2 к листу 02 декларации), выручку от реализации покупных товаров (строка 012 приложения 1 к листу 02).

Какой вывод сделает: предприятием отражен убыток от реализации покупных товаров. Этот факт указывает на возможное нарушение положений ст. 268, 320 НК РФ, Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль, утвержденного Приказом ФНС РФ от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.

Что потребует: представить в течение 5 рабочих дней пояснения или уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль.

Что делать и как объяснить: проверить, действительно ли товары реализованы по цене ниже покупной. Если обнаружите ошибку, необходимо подать уточненную декларацию. Если в декларации данные не искажены, нужно написать ответ (пояснительную записку) в произвольной форме.

Вы можете подготовить ответ в ФНС, воспользовавшись шаблоном:

Заместителю начальника

межрайонной ИФНС № 1

Советнику государственной гражданской службы РФ 2 класса

Ивановой И.И.

От ООО «Ромашка», ИНН 667123456

На требование о представлении пояснений № 2054 от 27.07.2020 года поясняем следующее.

По итогам финансово-хозяйственной деятельности за I полугодие 2020 года предприятием действительно получен убыток от реализации покупных товаров, т. е. прямые расходы на приобретение товаров превышают сумму выручки от реализации этих товаров. Убыток получен в связи с тем, что во II квартале 2020 года в связи со сложившейся неблагоприятной экономической обстановкой, необходимостью пополнения оборотных средств и снижения складских расходов часть товаров была реализована по цене ниже закупочной.

Кроме того, основная деятельность Общества с 2020 года связана с оказанием услуг, а выручка от реализации покупных товаров составляет всего 4 % от общей выручки. Таким образом, направление деятельности предприятия изменилось, что также повлияло на решение о снижении цен на реализуемые товары, т. к. имеется необходимость освободить складские помещения от товаров, тем самым сократив расходы на содержание склада.

Директор ООО «Ромашка» ______________________В.В. Петров

Чтобы скачать шаблон в формате .doc, нажмите .

Ситуация № 2. В целом по декларации отражен убыток

Что анализирует налоговый инспектор: убыток, отраженный по строке 060 листа 02 «Расчет налога».

Какой вывод сделает: по итогам финансово-хозяйственной деятельности предприятием получен убыток.

Что потребует: представить в течение 5 рабочих дней пояснения, обосновывающие размер убытка.

Что делать и как объяснить: перепроверить, правильно ли сформирована величина убытка в соответствии с гл. 25 НК РФ. Если обнаружите ошибку в формировании налоговой базы, необходимо подать уточненную декларацию. Если в декларации данные не искажены, нужно написать ответ (пояснительную записку) в произвольной форме. При этом ответ должен содержать исчерпывающий объем данных, чтобы ИФНС могла сопоставить пояснения и декларацию. В частности, поясняя размер убытка, нужно указывать не только номера счетов бухучета и суммы, но и соответствующие им хозяйственные операции. Иначе пояснения будут признаны ненадлежащими, а налогоплательщика ждет штраф (Определение Верховного Суда РФ от 25.10.2019 № 305-ЭС19-18245 по делу № А40-11516/2019).

Если вы не ответите на требование или ответ не удовлетворит налоговую инспекцию, ФНС может назначить выездную проверку (Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).

Вы можете подготовить ответ ФНС, воспользовавшись шаблоном:

Заместителю начальника

межрайонной ИФНС № 1

Советнику государственной гражданской службы РФ 2 класса

Ивановой И.И.

От ООО «Ромашка», ИНН 667123456

На требование о предоставлении пояснений № 2054 от 27.07.2020 поясняем следующее.

По итогам финансово-хозяйственной деятельности за I полугодие 2020 года предприятием действительно получен убыток. Основной вид экономической деятельности организации — продажа оборудования и дальнейшее его обслуживание. На показатели доходности предприятия в I полугодии повлияли несколько причин.

Основную часть прибыли планировалось получить от продажи оборудования по госконтрактам. Но в связи с пандемией коронавируса и ограничительными мерами не удалось заключить предполагаемые контракты. В то же время Обществом было закуплено оборудование, которое в данный момент хранится на складе. Соответственно, Общество несет расходы на содержание склада, которые составляют существенную часть от совокупных расходов. Кроме того, в I полугодии 2020 года по вышеозначенным причинам было расторгнуто два договора: договор на поставку оборудования и договор на обслуживание поставленного оборудования.

В декларации по налогу на прибыль произведенные расходы за I полугодие 2020 года отражены в соответствии с требованием главы 25 НК РФ.

Представляем расшифровку расходов:

Материальные затраты — 50 000 рублей.

Расходы на оплату труда и страховые взносы — 30 000 рублей.

Прочие затраты:

Арендная плата — 60 000 рублей.

Транспортные расходы — 17 000 рублей.

Расходы на рекламу — 4 000 рублей.

Канцелярские товары — 1 500 рублей.

Услуги связи и почтовых отправлений — 800 рублей.

Услуги банка — 1 200 рублей.

Таким образом, расходы Общества за налоговый период составили 164 500 рублей, в т. ч. внереализационные расходы. В результате превышения расходов над доходами по окончании налогового периода образовался убыток. Показатели деятельности организации с целью занижения суммы налогов не искажены. Исправления в декларацию по налогу на прибыль I полугодие 2020 года вноситься не будут.

Директор ООО «Ромашка» ______________________В.В. Петров

Чтобы скачать шаблон в формате .doc, нажмите .

Выявлены противоречия между сведениями

Налоговая инспекция проверяет не только контрольные соотношения по каждому виду налога, но и соответствие данных, отраженных в разных налоговых декларациях.

Что анализирует налоговый инспектор: сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), отраженных в декларации по НДС (строка 010 раздела 3), сумму выручки от реализации (строка 010 листа 02 «Расчет налога») и сумму внереализационных доходов (строка 020 листа 02 «Расчет налога»), отраженных в декларации по налогу на прибыль за сопоставимый налоговый период. Если не соблюдается равенство выручки, отраженной в декларациях по НДС и налогу на прибыль, у налоговой инспекции появляется повод для запроса пояснений.

Какой вывод сделает: данные в декларациях могут быть искажены.

Что потребует: представить в течение 5 рабочих дней пояснения или уточненную налоговую декларацию по проверяемому налогу (прибыль или НДС).

Что делать и как объяснить: перепроверить, правильно ли отражены данные. Если в декларации данные не искажены, нужно написать ответ (пояснительную записку) в произвольной форме. Если обнаружите ошибку в заполнении декларации, необходимо подать уточненную декларацию. Причиной такого расхождения может быть разный порядок отражения в декларациях возврата товара поставщику. Для целей налогообложения НДС возврат товаров является обратной реализацией, сумма реализации отражается по строке 010 раздела 3 декларации по НДС. Для целей налогообложения прибыли возврат товаров поставщику не является реализацией и не отражается в декларации по налогу на прибыль.

Вы можете подготовить ответ ФНС, воспользовавшись шаблонами:

Заместителю начальника

межрайонной ИФНС № 1

Советнику государственной гражданской службы РФ 2 класса

Ивановой И.И.

От ООО «Ромашка», ИНН 667123456

На требование о представлении пояснений № 2057 от 25.06.2020 года поясняем следующее.

Фактическая выручка от реализации товаров (работ, услуг) за I квартал 2020 года составила 3 268 026 (Три миллиона двести шестьдесят восемь тысяч двадцать шесть) рублей.

В декларации по НДС за I квартал 2020 года в строке 010 раздела 3 ошибочно отражена сумма 3 268 000 (Три миллиона двести шестьдесят восемь тысяч), что на 26 рублей меньше фактической выручки. Данная ситуация возникла в связи с техническим сбоем бухгалтерской программы.

К данному письму прилагаем уточненную декларацию по НДС за I квартал 2020 года: изменения внесены в строки 010, 118, 120, и 190 раздела 3.

Обращаем Ваше внимание, что итоговая сума НДС, подлежащая уплате за I квартал 2020 года, не изменилась.

Директор ООО «Ромашка» ______________________В.В. Петров

Чтобы скачать шаблон в формате .doc, нажмите здесь.

Заместителю начальника

межрайонной ИФНС № 1

Советнику государственной гражданской службы РФ 2 класса

Ивановой И.И.

От ООО «Ромашка», ИНН 667123456

На требование о представлении пояснений № 2057 от 25.06.2020 поясняем следующее.

Указанные в требовании расхождения связаны с установленным порядком отражения в налоговой декларации операций, связанных с возвратом товара, не соответствующего условиям договора поставки (купли-продажи), после его принятия на учет покупателем.

Согласно пункту 38.1 Порядка заполнения декларации по НДС (утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@), в графах 3 и 5 раздела 3 по строкам 010–040 отражаются налоговая база, определяемая в соответствии со статьями 153–157, пунктом 10 статьи 154, пунктом 1 статьи 159 и 162 Налогового кодекса РФ, и сумма налога по соответствующей налоговой ставке. В соответствии с указанными статьями налоговая база при реализации товаров определяется как их стоимость, с учетом акцизов и без включения НДС. Соответственно, суммы реализации должны быть учтены при расчете показателя по строкам 010–040 раздела 3, даже если в последующем данный товар был возвращен покупателем после принятия на учет (письма Минфина России от 01.04.2015 № 03-07-09/18053, от 01.04.2015 № 03-07-09/17917, от 01.04.2015 № 03-07-09/18070, от 30.03.2015 № 03-07-09/17466, от 29.11.2013 № 03-07-11/51923 и от 10.08.2012 № 03-07-11/280, ФНС России от 05.07.2012 № АС-4-3/11044@). При этом сумма НДС, исчисленная по данной операции, будет принята к вычету в установленном порядке.

Показатель по строке 010 листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль, согласно пунктам 5.2 и 6.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (утв. Приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@), формируется исходя из суммы выручки от реализации товаров, определяемой в соответствии со статьями 248 и 249 НК РФ. При этом, согласно статье 249 НК РФ, к доходам от реализации относится выручка от реализации товаров, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары. Под реализацией понимается передача права собственности на товар (п. 1 ст. 39 НК РФ), а под товаром — имущество, предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ).

С точки зрения Гражданского кодекса РФ, возврат некачественного товара не является отдельной сделкой, поскольку происходит в рамках первоначального договора поставки (ст. 518 ГК РФ). Более того, в силу положений статьи 469 ГК РФ некачественный товар не может быть предназначен для реализации (если в договоре нет специальных оговорок об этом). Поэтому дохода, подлежащего отражению в составе выручки от реализации в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, в случае если товар оказался бракованным и возвращен поставщику, не возникает (п. 1 письма Минфина России от 29.04.2008 № 03-03-05/47, п. 1 письма УФНС России по г. Москве от 21.09.2012 № 16-15/089421@).

Таким образом, в данном случае расхождения вызваны объективными причинами (операция по возврату товара), а также тем фактом, что при отражении в налоговом учете операции по возврату товара организация руководствовалась разъяснениями Минфина и налоговых органов России.

Документы, подтверждающие возврат товара, прилагаем.

Директор ООО «Ромашка» ______________________В.В. Петров

Чтобы скачать шаблон в формате .doc, нажмите здесь.

В уточненной декларации уменьшена сумма налога

Что анализирует налоговый инспектор: данные первичной и уточненной декларации. В декларации по налогу на прибыль проверяются суммы по разделу 1. В декларации по НДС проверяются суммы по разделам 1 и 2.

Какой вывод сделает: данные могут быть искажены.

Что потребует: представить в течение 5 рабочих дней пояснения, обосновывающие изменение показателей.

Что делать и как объяснить: перепроверить правильность отражения данных. Скорее всего, в первичной декларации отражены не все вычеты по НДС — или же отражены не все расходы в декларации по налогу на прибыль. Следует написать пояснительную записку. По возможности приложить подтверждающие документы.

Вы можете подготовить ответ ФНС, воспользовавшись шаблоном:

Заместителю начальника

межрайонной ИФНС № 1

Советнику государственной гражданской службы РФ 2 класса

Ивановой И.И.

От ООО «Ромашка», ИНН 667123456

На требование о представлении пояснений № 2054 от 27.07.2020 поясняем следующее.

В первичной декларации по НДС за I квартал 2020 года не был учтен вычет по НДС в размере 1 000 (Одной тысячи) рублей. Были внесены изменения и сдана уточненная декларация. В результате внесенных изменений сумма, подлежащая уплате в бюджет, стала меньше.

Копию счета-фактуры № 1 от 31.03.2020 года, подтверждающего вычет, прилагаем.

Директор ООО «Ромашка» ______________________В.В. Петров

Чтобы скачать шаблон в формате .doc, нажмите .

В декларации по НДС заявлен налог к возмещению из бюджета

Что анализирует налоговый инспектор: строку 050 раздела 1 декларации по НДС.

Какой вывод сделает: необоснованное завышение вычетов по НДС.

Что потребует: представить в течение 10 рабочих дней документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.

Что делать и как объяснить: проверить обоснованность применения вычетов и подтвердить их документально. Если вы не хотите тратить время на подготовку пояснительных и подтверждающих документов, воспользуйтесь своим правом перенести вычет на следующий налоговый период. Эта возможность закреплена п. 1.1 ст. 172 НК РФ. Вычет по одному счету-фактуре можно разбить на несколько налоговых периодов. В этом случае необходимо будет представить уточненную декларацию.

Вы можете подготовить ответ ФНС, воспользовавшись шаблоном ответа:

Заместителю начальника

межрайонной ИФНС № 1

Советнику государственной гражданской службы РФ 2 класса

Ивановой И.И.

От ООО «Ромашка», ИНН 667123456

На требование о представлении пояснений № 2054 от 27.07.2020 поясняем следующее.

В декларации по НДС за I квартал 2020 года по строке 210 раздела 3 отражена сумма НДС, исчисленная к возмещению из бюджета. Это связано с тем, что в данном квартале у Общества не было операций по реализации товара. Поэтому отсутствовал НДС, начисленный с реализации.

Данные не искажены, исправления в декларацию вноситься не будут.

Директор ООО «Ромашка» ______________________В.В. Петров

Чтобы скачать шаблон в формате .doc, нажмите .

Выявлены «разрывы» в цепочке НДС

Что анализирует налоговый инспектор: данные, отраженные по строкам 118 и 190 раздела 3 и в разделах 8–11 деклараций по НДС, представленных всеми налогоплательщиками, для прослеживания цепочки образования добавленной стоимости (налога и вычетов) от производителя товара до конечного потребителя.

Какой вывод сделает: «разрывы» в цепочке могут свидетельствовать о занижении в проверяемой декларации суммы НДС к уплате по реализации (строка 118 раздела 3) либо о завышении суммы вычета (строка 190 раздела 3).

Что потребует: в течение 10 рабочих дней представить счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к соответствующим операциям.

Что делать и как объяснить: проверить правильность формирования книги продаж и начисления суммы НДС по реализациям. Проверить правильность формирования книги покупок, обоснованность применения вычетов и наличие подтверждающих документов. При необходимости можно связаться с «проблемным» контрагентом для выяснения причины «разрыва».

Вы можете подготовить отчет ФНС, воспользовавшись шаблоном:

Заместителю начальника

межрайонной ИФНС № 1

Советнику государственной гражданской службы РФ 2 класса

Ивановой И.И.

От ООО «Ромашка», ИНН 667123456

В соответствии с требованием № 2054 от 27.07.2020 направляем запрашиваемые документы согласно приложению и дополнительно поясняем следующее.

Согласно положениям пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ, вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), а также имущественных прав для перепродажи, либо для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ. Указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 54.1 НК РФ нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах не может рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания неправомерным уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога.

Таким образом, право на вычет НДС не ставится в зависимость от перечисления НДС в бюджет контрагентами (письмо ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@, а также п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, п. 7 Обзора правовых позиций, направленного письмом ФНС России от 23.12.2016 № СА-4-7/24825@, определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14.05.2020 № 307-ЭС19-27597 по делу № А42-7695/2017).

В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. По имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога, если основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога и при условии, что обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

В рассматриваемой ситуации организация правомерно применила налоговые вычеты по счетам-фактурам, полученным от указанных в требовании налогоплательщиков, поскольку реальность совершенных с ними сделок подтверждается наличием соответствующего договора, подписанного со стороны контрагента уполномоченным лицом, а также фактами реального поступления товаров (материалов) по данным договорам именно от соответствующего контрагента и их фактической оплаты с нашей стороны в адрес каждого из контрагентов.

Таким образом, правовых оснований для исключения вычетов по соответствующим счетам-фактурам не имеется. Данные в декларации не искажены; исправления в декларацию вноситься не будут.

Директор ООО «Ромашка» ______________________В.В. Петров

Чтобы скачать шаблон в формате .doc, нажмите .

Превышена безопасная доля вычетов по НДС

Что анализирует налоговый инспектор: сколько процентов составляет сумма вычетов, отраженная по строке 190 раздела 3 декларации по НДС, от суммы по строке 118 раздела 3 декларации.

Какой вывод сделает: если рассчитанное отношение превысит 89 %, ФНС возьмет налогоплательщика на контроль (п. 3 Общедоступных критериев оценки рисков, Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@) и может проверить обоснованность заявленных вычетов по НДС.

Что потребует: явиться в инспекцию для дачи пояснений

Что делать и как объяснить: старайтесь не превышать рекомендуемую долю вычетов. Для каждого региона свой порог безопасности по НДС. Рассчитать его можно самостоятельно, используя данные, которые публикует ФНС в своих отчетах по форме 1-НДС. Найти информацию можно на сайте ФНС в разделе «Данные по формам статистической отчетности», который находится в ветке «Статистика и аналитика» блока «Иные функции ФНС России». Расчет производится по формуле:

стр. 190 : стр. 118 × 100 %,

где стр. 190 — сумма налоговых вычетов, всего; стр. 118 — сумма начисленного налога.

Вы можете подготовить письменные пояснения для посещения ИФНС, воспользовавшись шаблоном:

Заместителю начальника

межрайонной ИФНС № 1

Советнику государственной гражданской службы РФ 2 класса

Ивановой И.И.

От ООО «Ромашка», ИНН 667123456

В декларации по НДС за I квартал 2020 года действительно доля вычетов по строке 190 раздела 3 декларации по НДС составила 95,3 % от общей суммы исчисленного налога, отраженного по строке 118 раздела 3.

Это связано с тем, что в феврале 2020 года были сделаны закупки оборудования на 1 200 000 (Один миллион двести тысяч) рублей, в том числе НДС 200 000 (двести тысяч) рублей.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 160 000 (Сто шестьдесят тысяч) рублей.

В III квартале 2020 года планируется увеличить прибыль и сократить расходы.

Данные не искажены, исправления в декларацию вноситься не будут.

Директор ООО «Ромашка» ______________________В.В. Петров

Чтобы скачать шаблон в формате .doc, нажмите .

В завершение хочется отметить, что не стоит игнорировать требования налоговой инспекции. ФНС вправе заблокировать расчетный счет организации (п. 3 ст. 76 НК РФ), если не будет отправлена квитанция о приеме требования. Отсутствие ответа в установленный срок может послужить поводом для штрафа и выездной налоговой проверки.

Елена Рогачева,
эксперт сервиса Норматив

Основываясь на богатой судебной практике по спорам налогоплательщиков с фискальными органами, можно выделить несколько наиболее часто встречающихся причин отказа в возмещении налога. При этом анализ спорных ситуаций будет произведен через призму отказа в праве применения вычета налога на добавленную стоимость.

Ошибки в документах

Эта причина является самой распространенной при отказе в возмещении НДС, но в то же время и самой легкой для обжалования в суде. По таким делам имеется больше всего позитивных для налогоплательщиков судебных решений.

В связи с тем, что одним из оснований для применения вычета по НДС является счет-фактура, больше всего ошибок, как правило, находят именно в этом документе. Стандартными основаниями для отказа в применении права вычета, и, соответственно, возмещения НДС в таких случаях являются:

  1. Подписание документа неуполномоченными лицами. Судебная практика о возможности вычета по НДС по счету-фактуре, подписанным неуполномоченным лицом, противоречива. Когда налоговому органу удается убедить судей, что счет-фактуру подписало лицо, которое не имело на это права, в применении вычета суды чаще всего отказывают (постановления ФАС ЗСО от 05.02.2014 по делу № А27-279/2013, ФАС МО от 06.08.2013 по делу № А40-143375/12-108-225 и другие).

См. также «Счет-фактура с факсимиле: новые разъяснения Минфина».

Также суд встал на сторону проверяющих в случае, когда заказчиком, выполняющим посредническую роль, был неправильно оформлен счет-фактура. Этими действиями был нарушен пункт 6 статьи 169 кодекса в части подписания счета-фактуры должностными или уполномоченными лицами поставщика, а не посредника (решение АС г. Москвы от 29.05.2013 № А40-9840/13-39-33).

Может ли один человек подписывать счет-фактуру, узнайте .

В то же время существуют и решения, в которых судьи принимают в качестве обоснования вычетов по НДС счета-фактуры, подписанные неуполномоченными (неустановленными) лицами (постановление Высшего Арбитражного Суда от 20.04.2010 № 18162/09, ФАС СЗО от 01.02.2011 № А66-3490/2010, ФАС ЦО от 16.11.2010 № КА-А40/2493-09).

  1. Указание фактического адреса покупателя вместо юридического, приведенного в Уставе. В большинстве случаев это считается ошибкой, так как в законодательстве нет разделения адресов юридических лиц — есть один, который указан в учредительных документах. Поэтому судебная практика по оспариванию отказов в вычетах из-за этой ошибки неоднозначна. Есть немало негативных решений для налогоплательщиков, однако имеется и позитивная практика, в основу которой положено мнение судей, что в статье 169 НК, в частности в пунктах 5 и 6, четко не сказано, какой именно адрес следует указывать. Поэтому данная причина отказа налоговиков в вычете не является для судей достаточной для обоснования решения (постановление ФАС МО от 08.04.2009 № КА-А40/2493-09).
  2. Несоответствие суммы стоимости товаров той, которая рассчитана инспекторами либо указана в договоре (без учета внесенных позже изменений). В данном случае речь идет о ситуациях, когда проверяющие сравнивают стоимость товаров в счете-фактуре с той, которая зафиксирована в договоре, но не берут во внимание вносимые позднее изменения в договор. Либо когда налоговый инспектор сам производил калькуляцию, к примеру, выполненных работ из имеющихся у него документальных сведений, и эта сумма не совпала с той, которая была отображена в счете-фактуре. Традиционно в вычете отказывают, используя обоснование, содержащееся в пп. 8 п. 5 ст. 169 НК РФ. Однако если удастся в суде доказать ошибочность мнения проверяющих и подтвердить это документально, то есть вероятность получения позитивного решения.
  3. Ошибки в номере КПП контрагента, отсутствие нумерации листов, если документ многостраничный. Однако по этим и иным аналогичным причинам налоговые инспекторы не могут отказывать в вычете, поскольку это противоречит пункту 2 статьи 169 Налогового кодекса.
  4. Случаи, когда в счете-фактуре отражено мало информации, в частности отсутствуют какие-то сведения (к примеру, о количестве, единицах измерениях, тарифе, сумме без НДС либо условий о предварительной оплате), но при этом остальные документы были в полном порядке и все прочие условия по принятию НДС к вычету были соблюдены. Обычно такие ошибки в оформлении приводят к отказу в праве на вычет, и судебная практика подтверждает выводы проверяющих.

Но вот имеется случай, когда ФАС ЗСО в своем постановлении от 14.02.2013 № А03-1222/2012 пришел к выводу, что такие недочеты в оформлении счета-фактуры не привели к получению необоснованной налоговой выгоды. Суд исходил из презумпции добросовестности плательщика налогов, к тому же было выяснено, что сведения, указанные в налоговых декларациях, были достоверны. Суд сослался на решение Конституционного суда от 16.10.2003 № 329-О.

См. также наш материал «Какие ошибки в заполнении счета-фактуры не критичны для вычета НДС?»

Однако есть и негативные решения судов, принятых не в пользу налогоплательщиков. Впрочем, это было связано с такими грубыми случаями, что подобные решения неудивительны. В частности, налоговая служба обоснованно отказала в возмещении налога в ситуации, когда был принят вычет от компании, которая не прошла регистрацию как юрлицо (постановление Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 № 10230/10 и решения судов первой инстанции).

Отсутствие документов

Ещё одной распространенной причиной отказа в возмещении НДС является отсутствие документов, в частности товарно-транспортных накладных (форма 1-Т). В данном случае имеется противоречивая судебная практика, но существуют и позитивные для налогоплательщиков решения — например, постановление ФАС МО от 17.12.2010 № КА-А40/15868-10. Суд сослался на то, что основанием для принятия на учет товаров служит форма ТОРГ-12, а не 1-Т.

Рекомендуем также ознакомиться с нашим материалом «Первичный документ: требования к форме и последствия ее нарушения»

К этой же подгруппе распространенных причин для отказа в возмещении налога можно отнести и ситуации, когда проверяющие не получают от контрагентов документов, подтверждающих факт совершения сделки.

Фискалы в своем решении ссылаются на то, что налогоплательщик осознанно стремится к получению налоговой выгоды по операциям, которые невозможно проверить (например, если контрагент к этому моменту успел ликвидироваться).

Решение судов в таком случае порадует налогоплательщиков. В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2012 № А56-54176/2011 указано, что непредставление контрагентом документов не является основанием для отказа в праве на вычет. При этом нужно учитывать, что в данном судебном решении суд установил реальность хозяйственных операций, отсутствие необоснованной налоговой выгоды, наличие у общества надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих право на применение вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Ошибки в отчетности

Довольно часто налоговые инспекторы не удосуживаются запросить дополнительные сведения у налогоплательщика и при обнаружении ошибки в налоговой декларации просто отказывают в возмещении. При оспаривании их действий налоговая служба ссылается на то, что, в соответствии со статьей 88 НК РФ, они наделены всего лишь правом потребовать пояснения от налогоплательщика, но никак не обязаны это делать.

В противовес таким аргументам можно сослаться на решение Конституционного суда от 12.07.2006 № 267-О.

Случаются и такие ситуации, когда фискалы заставляют налогоплательщика подавать уточненную декларацию для отображения ранее упущенных сведений по счетам-фактурам, которые были предъявлены к вычету в более поздний период. При отказе от уточнения уже сданной декларации налоговая служба зеркально отказывает и в возмещении.

В этом случае в качестве аргумента можно воспользоваться Постановлением ФАС Московского округа от 15.02.2013 № А40-36661/12-20-180, в котором суд пришел к выводу, что неподача «уточненки» не является причиной для лишения права на вычет и, соответственно, возмещения при соблюдении налогоплательщиком все остальных условий, согласно статьям 169, 171 и 172 НК РФ.

В 2014 году к аналогичному выводу пришел Пленум ВАС РФ. В п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 сказано, что налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов. В 2015 году право налогоплательщика на перенос вычетов на любой налоговый период в пределах трехлетнего срока закреплено законодательно. А если трехлетний срок пропущен, отказ в вычете будет правомерен и суды поддержат налоговиков (Определение Верховного суда от 04.09.2018 № 308-КГ18-12631)

См. также «Три года на вычет НДС: ловушка в НК РФ».

Ошибки в принятии на учет

Обосновывая отказ в предоставлении возмещения по НДС, налоговые инспекторы зачастую не признают факт принятия на учет из-за неверно оформленных документов.

Так, проверяющими могут быть расценены неприемлемыми акты приема-передачи товарно-материальных ценностей, если в них отсутствует оттиск печати. Однако оттиск не является обязательным реквизитом при оформлении первичных документов — именно такое указание содержится в альбоме унифицированных документов, утвержденном постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132. Кроме того, налогоплательщики и сами могут разрабатывать свои формы документов, в которых могут отсутствовать какие-либо необязательные реквизиты.

Также налоговые органы отказывают застройщикам в признании вычета по НДС при поэтапном оприходовании работ на строительном объекте на основании форм КС-3 и КС-2. По мнению же Минфина, которое выражено в его письмах от 14.10.2010 № 03-07-10/13 и 05.03.2009 № 03-07-11/52, эти документы не являются базой для оприходования выполненного объема работ при незавершенном строительстве, и служат лишь основанием для расчетов.

В то же время существует и положительная судебная практика. Для налогоплательщиков, которые желают воспользоваться своим правом и готовы в суде отстаивать свою правоту, могут быть полезными выводы, сделанные постановлениях ФАС Московского округа от 19.04.2012 по делу № А40-77285/11-107-332 и 07.04.2011 № КА-А40/2227-11 по делу № А40-60156/10-35-331.

Учет имущества через счет 08, а не напрямую на 01, также является, по мнению налоговых органов, основанием для отказа в применении вычета по НДС. Такая позиция изложена Минфином России в письме от 29.01.2013 № 03-07-14/06. При оспаривании решения налоговой в отказе применения вычета следует обратиться к позитивной судебной практике при решении схожих вопросов. Стоит ознакомиться со следующими постановлениями судов: ФАС Волго-Вятского округа от 13.05.2014 по делу № А11-3359/2013, ФАС Московского округа от 21.08.2013 по делу № А40-134549/12-108-179, ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2012 по делу № А56-10457/2011, ФАС Уральского округа от 24.08.2011 по делу № А07-18288/2010.

Иные ошибки

Также причинами отказа в возмещении НДС могут быть:

  1. Приобретение товаров за счет субсидий из федерального бюджета. В этом случае НДС, согласно пп. 6 п. 3 статьи 170 НК РФ, должен быть восстановлен и отнесен на источник финансирования независимо от того, будут ли приобретаемые товары использоваться в деятельности, облагаемой НДС.
  2. Отсутствие реализации в данном налоговом периоде. В случае отказа в возмещении НДС по этой причине при защите можно сослаться на постановление Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 № 14996/05 и письмо Минфина РФ от 19.11.2012 № 03-07-15/148, которое доведено до налоговых органов письмом ФНС России № ЕД-4-3/20687@. Это письмо размещено на сайте ФНС в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные к применению налоговыми органами».
  3. Оприходование работ, улучшивших состояние находящегося в аренде имущества, если эти улучшения нельзя отделить. Отказ в вычете на приобретаемые для этих целей товары легко можно оспорить, сославшись на п. 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.05.2014 № 33.

Также часто с подобными отказами сталкиваются предприятия, обязанные вести раздельный учет операций, которые облагаются и не облагаются НДС.

Советом для налогоплательщиков будет служить необходимость разработки и утверждения четкой учетной политики, в которой было бы ясно прописано, какие вычеты и в каком объеме следует относить к тому и иному виду деятельности.

Налоговый разрыв

Налоговики сравнивают данные контрагентов и в случае разрыва с данными поставщика в вычете может быть отказано. Налоговый разрыв может быть в случае, если контрагент:

  • не сдаст декларацию;
  • укажет отличные сведения от входящего счета-фактуры в книге продаж;
  • сдаст нулевую декларацию.

Налоговики запросят пояснения и если ошибку не устранить, придется сдать уточненку.

Отказом в возмещении НДС гродит неуплата поставщиками НДС. И даже есть не совсем приятная для налогоплательщиков судебная практика. Так, Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 27.01.2009 № 9833/08 указал, что есть связь между поступлением в бюджет налога от поставщика и правом на вычет этого налога покупателем. То есть такая связь рассматривается как выполнение норм, указанных в статьях 171 и 172 НК в части реальности осуществления хозяйственной сделки.

Тем не менее есть и позитивные для налогоплательщиков судебные решения. Суды обосновывали свою позицию тем, что налогоплательщики не могут отвечать за действия третьих лиц. К тому же в Налоговом кодексе нет прямой связи права налогоплательщика на возмещение налога с фактом уплаты данного налога контрагентом.

Так, в постановлении ФАС Московского округа от 17.12.2010 № КА-А40/15868-10 суд принял сторону налогоплательщика, который оспаривал отказ в возмещении НДС по причине неуплаты налогов субпоставщиками.

ФАС Московского округа в своем постановлении от 26.01.2010 № КА-А40/14474-09 поддержал налогоплательщика в споре за право на налоговый вычет, приходя к выводу, что налоговый орган не смог доказать, что налогоплательщик получил от сделки с подозрительным контрагентом налоговую выгоду и знал о нарушениях, которые допустил контрагент.

В другом своем постановлении — от 25.10.2010 № КА-А40/13657-10 — ФАС Московского округа опирался на то, что в действующем налоговом законодательстве не прописана связь получения права на вычет покупателем с выполнением обязательства по уплате налога продавцом.

Работа взаимозависимых компаний

На практике налоговая инспекция часто расширяет признаки взаимозависимости предприятий, которые перечислены в статьях 20 и 105.1 НК РФ. Так, проверяющие подозревают налогоплательщиков в зависимости друг от друга, если в операциях можно проследить:

  • использование заемных средств кредитора для оплаты поставленных им в качестве поставщика товаров;
  • проведение платежных операций в одном банке;
  • регистрацию по одному юрадресу;
  • то, что учредители компаний-контрагентов ранее работали в одной компании.

Но не всегда фискалам удается доказать взаимозависимость, а значит, и согласованность действий для получения незаконной налоговой выгоды. Зачастую проверяющие используют только формальные признаки. А это значит, что в суде у налогоплательщика есть все шансы доказать свою правоту. Так было и при вынесении постановления ФАС Московского округа от 06.02.2013 № А41-11892/12, когда судьи сочли вычет по НДС обоснованным даже при наличии некоторых признаков взаимозависимости.

Итоги

К основным причинам, по которым налоговая служба отказывает налогоплательщикам в возмещении НДС, следует отнести:

  • ошибки при составлении бухгалтерских документов;
  • особые толкования проверяющих обоснованности постановки товаров на учет;
  • применение вычетов по отношению к необлагаемым НДС операциям.

Но на сегодняшний день в большинстве случаев причины в отказе возмещения по этому налогу формальны и надуманны. Для обоснования своей правовой позиции и защите права на применение вычета по НДС налогоплательщику следует обращаться в суд.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Пропустили срок

В общем случае воспользоваться правом на возмещение НДС компания может в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором возникло превышение сумм налоговых вычетов по НДС над суммой исчисленного налога. Это следует из пункта 2 статьи 173 НК РФ.

Если фирма заявляет в соответствующей декларации вычет входного НДС с нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ, отказа в возмещении налога не избежать. При этом датой возникновения права на применение вычета является не дата фактического получения счета-фактуры, а дата принятия к учету товаров (работ, услуг) (Определения ВС РФ от 13 марта 2015 г. № 307-КГ-15-1846, от 29 декабря 2014 г. № 307-КГ14-6416).

Например, продукция принята к учету 9 марта 2018 года, а счет-фактура поступил в мае (во II квартале 2018 года). Тогда срок получения вычета НДС истечет 30 июня 2021 года. При этом необходимо иметь подтверждение даты получения счета-фактуры именно в II квартале 2018 года (запись в журнале учета входящей корреспонденции и др.).

За пределами срока

Конституционный суд в Определениях от 22 января 2014 года № 63-О, от 27 октября 2015 года № 2428-О, приведенных в Обзоре судебных актов, направленных для использования в работе письмом ФНС России от 24 декабря 2015 года № СА-4-7/22683@, установил перечень оснований, когда право на вычет НДС возможно у налогоплательщика за пределами трехлетнего срока. Такими случаями являются: действия (бездействие) со стороны налогового органа, препятствующие реализации права компании на возмещение НДС, а также невозможность получить возмещение, несмотря на своевременно предпринятые к тому действия со стороны организации. Это подтвердил Минфин России в письмах от 17 июля 2015 года № СА-4-7/12690@, от 17 июля 2015 года № СА-4-7/12693@ (Определение Верховного суда РФ от 10 сентября 2014 г. № 305-КГ14-1428).

Читайте также «НДС – 20 процентов: первая оценка»

Вычет по освобожденным операциям

Недавно ВС сделал выгодный для налогоплательщиков вывод, что компании вправе принять НДС к вычету по счету-фактуре, полученному от контрагента, даже если операция освобождена от НДС по статье 149 НК РФ (п. 25 Обзора судебной практики ВС РФ «Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 1 (2018)»).

Ранее ФНС отказывала в возмещении налога, если фирма выставляла счета-фактуры с НДС по освобождаемым от налога операциям (письмо Минфина России от 18 ноября 2013 г. № 03-07-11/49526). Некоторые суды с этим соглашались (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 мая 2016 г. № Ф07-2113/ 2016 по делу № А56-39695/2015).

Без объекта обложения

Российская организация приобрела за пределами страны у другой российской фирмы товар с НДС. В случае если реализация производится за пределами России без ввоза на ее территорию, такие операции не являются объектом обложения НДС. В принятии такого налога к вычету будет отказано, поскольку компании не вправе произвольно применять установленные налоговым законодательством ставки. Такой вывод сделал ВС РФ в Определение от 18 декабря 2014 года № 307-КГ14-5492.

Неисполненное решение

Налоговый орган обязан исполнить свое решение о возмещении НДС из бюджета фирме, которое было принято по результатам камеральной налоговой проверки. Неисполнение решения ФНС о возмещении НДС в связи с назначением выездной проверки или направлением материалов в прокуратуру является неправомерным.

Суд в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19 марта 2014 года по делу № А56-33019/2013 признал незаконными действия ревизоров, которые нарушили срок возврата НДС на основании решения о возмещении налога, принятого по результатам камеральной проверки в связи с назначением в отношении компании выездной инспекции. Суд указал, что назначение выездной проверки в отношении компании не является основанием для неисполнения принятого решения контролерами и противоречит нормам НК РФ.

Обратите внимание

Фирма, которой отказали в возврате налога, может оспорить решение налогового органа. Однако отстоять свою позицию в суде удается не всегда. Как видно, по некоторым вопросам судебная практика является неоднозначной.

Вместе с тем судебная практика не исключает возможности переоценки результатов камеральной проверки в ходе выездной ревизии и корректировки сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет, в отношении которых ранее было принято решение о возмещении налога, при установлении обстоятельств, подтверждающих неправомерность такого возмещения.

Направление материалов налоговой проверки в прокуратуру также не является основанием для неисполнения решения о возмещении НДС. Суд в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24 февраля 2014 года № А56-27429/2013 признал неправомерной позицию ИФНС и указал, что статьей 176 НК РФ не предусмотрена возможность неисполнения инспекторами принятого ими же решения о возмещении налога в силу обстоятельств, выявленных после завершения камеральной проверки.

Расторжение договора и зачет аванса

Бывают случаи, что договор расторгнут, а предоплату (аванс) зачли в счет аванса по другому контракту. Возможность продавца принять к вычету НДС с сумм оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), предусмотрена пунктом 8 статьи 171 НК РФ. Порядок применения таких вычетов установлен в пунктом 6 статьи 172 НК РФ.

Контролирующие органы при зачете аванса по расторгнутому договору в счет предстоящих поставок по новому договору отказывали в вычете, разъясняя, что возврат НДС в такой ситуации не предусмотрен (письмо Минфина 2 ноября 2017 г. № 03-07-11/72105).

Вместе с тем Пленум ВАС в пункте 23 Постановления от 30 марта 2014 года № 33 указал, что если договор расторгнут или его условия изменены, то продавец, уплативший НДС в бюджет в счет предстоящих поставок, вправе принять к вычету НДС с предоплаты на основании пункта 5 статьи 171 НК РФ.

Обратите внимание

При нарушении установленных процедурных сроков возврата НДС плательщик вправе претендовать на проценты, которые начисляются налоговым органам исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.

Напомню, что по спорным вопросам инспекторы обязаны следовать позиции ВАС, которая признана приоритетной (письмо Минфина России от 26 ноября 2013 г. № ГД-4-3/21097).

Обратите внимание! При нарушении установленных процедурных сроков возврата НДС плательщик вправе претендовать на проценты, которые начисляются налоговым органам исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возмещения (п. 10 ст. 176 НК РФ) (п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»).

Читайте также «НДС: ответы на сложные вопросы»

Ликвидация и возврат

В общем случае компания самостоятельно исполняет обязанность по уплате налогов и сборов, если иное не установлено законодательством и договором (п. 1 ст. 45 НК РФ). Излишне уплаченные или излишне взысканные налоги, сборы (пени, штрафы) подлежат возврату непосредственно их плательщику при отсутствии задолженности (ст. 78). Минфин России в письме от 12 апреля 2018 года № 03-02-07/1/24222 разъяснил, что при ликвидации организации вернуть переплату по любому налогу могут только самой ликвидируемой компании. Собственнику в возврате откажут, поскольку это не предусмотрено законодательством. На это указывал КС РФ еще в 2015 году в Определении Конституционного суда РФ от 23 июня 2015 года № 1233-О. Поэтому писать заявление на возврат налога нужно заранее, до исключения организации из ЕГРЮЛ.

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Яндекс Дзен!

Подписаться

Мнение эксперта 14 ноября 2019, 12:00 1126
Источник фото: Latifundist.com

За последние годы аграрный бизнес ощутил улучшения в вопросе администрирования и бюджетного возмещения НДС. Вместе с тем, существует ряд старых проблем, которые представителям государственной власти не удалось решить. Можем выделить главные из них:

  • налоговые проверки и их последствия;
  • давление со стороны правоохранительных органов в рамках уголовных производств.

Рассмотрим их подробнее.

  1. Налоговые проверки

M&A с приставкой агро Читать по теме

— После проведения налоговой проверки фискальные органы составляют налоговые уведомления-решения, которыми де-факто уменьшают размер бюджетного возмещения НДС. Причины в акте, как правило, указываются надуманные и типовые. Самая популярная из них — нереальные сделки с проблемными контрагентами (в народе их называют «никчемными»). Как мы неоднократно указывали, основная цель — перевести сумму бюджетного возмещения НДС в категорию «оспариваемой»/»неподтвержденной», что дает возможность отчитаться об отсутствии задолженности государства перед бизнесом. Как следствие, пока налогоплательщик годами судится с фискальными органами, формально государство ему ничего не должно. Эдакое беспроцентное кредитование государства со стороны бизнеса: чтобы получить средства, нужно ждать решения суда кассационной инстанции.

— Самые популярные претензии инспекторов:

1) недостаточность трудовых и земельных ресурсов у контрагентов для выращивания сельскохозяйственной продукции;

2) недостатки документов транспортировки и/или хранения зерна;

3) невозможность подтверждения источника происхождения товара;

4) несоответствие данных во внутренней компьютерной справочной информационной системе налогового органа относительно декларирования налоговых обязательств и налогового кредита НДС;

5) проблемные контрагенты в цепочке поставки;

6) наличие уголовных производств в отношении должностных лиц контрагентов, наличие протоколов допроса таких лиц, где последние якобы отрицают участие в хозяйственной деятельности предприятия, наличие приговоров в отношении должностных лиц контрагента, к примеру, по ст. 212 и 205 УК Украины.

— В нашей практике попадались и весьма «экзотические» претензии налогового органа к аграриям, такие как необходимость, по мнению налогового органа, начислить НДС на зарплату работников компании; необходимость начисления НДС на стоимость зерносклада, который находится в зоне АТО; необходимость «снятия» налогового кредита в связи с якобы убыточностью операций, при этом убыточность у инспекторов получилась в связи с включением НДС при расчете в стоимость товара.

— При внедрении системы электронного администрирования НДС ожидалось, что «никчемы» исчезнут, а фискалы будут проверять все исключительно на стадии регистрации налоговой накладной. Претензий, действительно, стало немного меньше, но проблемы с проверками остались.

— Представители бизнес-сообщества положительно отреагировали на декриминализацию ст. 205 УК Украины (фиктивное предпринимательство), поскольку существенные злоупотребления со стороны налоговых органов связывали именно с данной квалификацией действий должностных лиц контрагентов. Вместе с тем правоохранительные органы пока меняют квалификацию в уголовных процессах на ст. 205-1 УК Украины. Прогнозируем, что давление останется, но уже «под другим соусом».

Решением упомянутых проблем могли бы стать:

1) реальная персональная ответственность инспекторов за надуманные выводы актов проверки;

2) полная автоматизация и проверка правомерности сделки, по результатам которой формируется налоговый кредит, исключительно на стадии регистрации налоговой накладной;

3) завершение реформирования новой налоговой службы в аналитическую и сервисную, набор квалифицированных работников и их надлежащая мотивация, достойная заработная плата;

4) установление возможности заключения мировых соглашений с налоговыми органами без рисков уголовного преследования их должностных лиц под соусом коррупции;

5) реформирование правоохранительной системы;

6) максимальное упрощение администрирования НДС, уменьшение количества первичных документов, перевод их в электронную форму. Также требует неотложной налоговой реформы вопрос закупки агропродукции у населения. Важно наконец понять, что мелкие фермеры не имеют возможности вести бухгалтерский и налоговый учет наравне с крупными компаниями. Для них экономически это нецелесообразно, отсутствуют знания и время, поэтому торговля происходит за наличные.

Одним из вариантов решения такой проблемы в теории могло бы стать налогообложение по определенной ставке исключительно оборота с мелкими фермерами, без необходимости уплаты каких-либо дополнительных налогов и обязательных платежей, их администрирования.

  1. Давление со стороны правоохранительных органов

Не секрет, что в ногу с налоговыми проверками аграрных компаний часто параллельно идет досудебное расследование в уголовном производстве по ст. 212 и/или ст. 191 УК Украины. Давление же может проявляться в следующем:

— проведение необоснованных следственных действий, к примеру, допросов работников аграрной компании, обысков и изъятие документов/имущества и тому подобное;

— Существует практика незаконного ареста на основании постановления следственного судьи:

а) суммы лимита НДС в системе электронного администрирования НДС предприятия;

б) денежных средств и иного имущества предприятия в размере проблемной суммы бюджетного возмещения НДС.

Сейчас ожидаем создания нового органа — Бюро финансовых расследований, которое в будущем должно расследовать финансовые преступления. Налоговая милиция при этом должна быть полностью ликвидирована.

Arzinger: искусство дружить с агробизнесом в долгую Читать по теме

К сожалению, законодатель пока «забыл» установить в проекте закона подследственность данного органа по расследованию преступлений, связанных с незаконным возмещением НДС. Поэтому такие преступления и в дальнейшем будут расследовать непрофессиональные следователи НПУ, СБУ, ГБР, которые не имеют квалификации и знаний в сфере налогового права. Также настораживает то, что по проекту закона новый орган будет иметь доступ к базам данных Государственной службы финансового мониторинга (то есть к банковской тайне по счетам налогоплательщика) без решения следственного судьи.

На сегодня налоговые преступления расследуют даже следователи ГБР, которые искусственно регистрируют уголовное производство якобы в отношении должностных лиц ГФС/ГНС Украины, а де-факто осуществляют давление на бизнес.

Выводы

Бизнес надеется на:

1) своевременное, автоматическое и бесперебойное бюджетное возмещение НДС;

2) прекращение безосновательных налоговых проверок и окончательное решение проблемы «ничтожеств», которая существует уже более 15 лет;

3) полноценный запуск Государственной налоговой службы как аналитического и сервисного органа с мотивированными и квалифицированными специалистами;

4) реальную налоговую реформу, которая максимально упростит администрирование налогов, уменьшит надуманные претензии налоговых органов, введет «единые правила игры» на рынке, решит проблемы взаимодействия с мелкими фермерами и тому подобное;

5) создание профессионального и квалифицированного органа досудебного расследования, которое будет реально расследовать финансовые преступления, а не оказывать неправомерное давление на бизнес.

Дмитрий Трут, адвокат, советник АО Arzinger, к.ю.н.

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Украины на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, скачивайте приложение в AppStore, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу .

Вопрос

В какой форме предоставляются пояснения на требования налоговой инспекции по камеральной проверке декларации по НДС?

Налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки декларации представляют пояснения, предусмотренные п. 3 ст. 88 НК РФ, в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО по формату, утвержденному ФНС (Приказ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@).

При представлении пояснений по НДС на бумажном носителе они не считаются представленными (Письмо Минфина России от 22.07.2019 № 03‑02‑08/54231).

Вопрос

Можно ли ответить на требование налоговиков письмом в произвольной форме по ТКС с указанием, что это ответ на конкретное требование?

Налогоплательщик представляет пояснения в электронной форме по ТКС по специальному формату, установленному ФНС в Приказе № ММВ-7-15/682@. Формализованным ответом на требование налогового органа считается ответ, содержащий документы в формате .xml. В противном случае пояснения не будут считаться представленными.

По желанию вместе с пояснениями по утвержденному формату можно отправить в неформализованном виде дополнительную информацию с темой письма, например: «Дополнение к ответу на требование от… №…».

Вопрос

В течение какого времени представляется пояснение на требование инспекции, проводившей камеральную проверку декларации по НДС?

Пояснения по НДС в ответ на полученное от налогового органа требование представляются в течение пяти рабочих дней со дня получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В некоторых случаях налоговый орган при направлении требования о представлении пояснений по НДС использует формы, приведенные в приложениях 2.1 – 2.9 к Рекомендациям по проведению камеральных налоговых проверок (абз. 9 п. 2.7 рекомендаций). Такое наблюдается, в частности, если выявленные ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия между сведениями налогоплательщика с имеющимися у налогового органа свидетельствуют:

  • о занижении подлежащей уплате в бюджет суммы НДС;
  • о завышении заявленной к возмещению суммы НДС.

Налогоплательщику, получившему подобное требование, необходимо передать налоговому органу в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО квитанцию о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (абз. 2 п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Со дня, следующего за днем отправки в налоговый орган квитанции о приеме требования о представлении документов, начинается пятидневный срок для представления пояснений по НДС или внесения соответствующих исправлений (абз. 1 п. 3 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснения к декларации по НДС по требованию налогового органа?

Пояснения в налоговую по НДС составляются по той форме, которую налоговый орган запросил в требовании (п. 3, 6 ст. 88 НК РФ, приложение 4 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@).

Вопрос

Вправе ли налогоплательщик не отвечать на требование о представлении пояснений, в котором отсутствует указание на конкретные противоречия, выявленные в ходе «камералки» декларации по НДС?

Требование о представлении пояснений в налоговую по НДС, в котором не указаны причины его направления, может расцениваться как направленное при отсутствии установленных НК РФ оснований. Кроме того, оно лишает налогоплательщика возможности исполнить его по существу, что также является нарушением прав налогоплательщика (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Следовательно, налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие НК РФ (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Поскольку за непредставление в пятидневный срок пояснений, истребованных в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ в рамках камеральной налоговой проверки декларации, предусмотрен штраф по ст. 129.1 НК РФ, налогоплательщик (при указанных обстоятельствах) может:

  • направить по установленному ФНС формату пояснения, в которых, например, будет указано, что налоговая декларация заполнена им в соответствии с требованиями гл. 21 НК РФ и данными налогового учета; в связи с отсутствием указания в требовании конкретных противоречий, выявленных камеральной проверкой, не представляется возможным проанализировать причины расхождений и представить соответствующие пояснения;
  • не исполнять требование на основании пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Однако в последнем случае не исключено, что налоговый орган вынесет решение о привлечении к ответственности за непредставление пояснений в налоговую по НДС со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вопрос

Как расшифровать код возможной ошибки, указанный (справочно) в перечне операций, по которым установлены расхождения?

Коды ошибок перечислены в Письме ФНС России от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@. Приведем их в таблице.

Код возможной ошибки

Расшифровка кода

Либо‑либо:

– запись об операции отсутствует в декларации контрагента по НДС;

– контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период;

– контрагент представил налоговую декларацию с нулевыми показателями;

– допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом

Не соответствуют друг другу данные об операции в разд. 8 и 9 (сведения из книг покупок и продаж), приложениях 1 к указанным разделам (сведения из дополнительных листов книг покупок и продаж), например, при принятии к вычету суммы «авансового» НДС

Не соответствуют друг другу данные об операции в разд. 10 и 11 (сведения из журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур), например, при отражении посреднических операций или операций по или договорам транспортной экспедиции

Возможно, допущена ошибка в какой‑либо графе (номер графы с предполагаемой ошибкой приводится в скобках)

В разделах 8 – 12 не указана дата счета-фактуры или указанная дата превышает отчетный период, за который представлена декларация по НДС

В разделе 8 (приложении 1 к разделу) заявлен вычет по НДС в налоговых периодах за пределами трех лет

В разделе 8 (приложение 1 к разделу) заявлен вычет по НДС на основании счета-фактуры, составленного до даты государственной регистрации

В разделах 8 – 12 некорректно указан код вида операции

Допущены ошибки при аннулировании записей в разд. 9 (приложение 1 к разделу), а именно сумма НДС, указанная с отрицательным значением, превышает сумму НДС, отраженную в записи по счету-фактуре, подлежащей аннулированию, либо отсутствует запись по счету-фактуре, подлежащая аннулированию

Вопрос

Как составить пояснения по указанным в требовании инспекции расхождениям, если в ходе изучения записей налогоплательщик не выявил ошибок?

Если декларация заполнена правильно, в пояснениях нужно указать, что в ней нет ошибок, противоречий и несоответствий, а также оснований для подачи уточненной налоговой декларации.

Следует также пояснить причины расхождений, на которые указал налоговый орган, и почему таковые не являются ошибкой.

При представлении пояснений в адрес налогового органа налогоплательщик вправе дополнительно подать документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснения, если в ходе изучения записей, внесенных в требование налогового органа, налогоплательщик выявил ошибки, которые не привели к занижению суммы НДС?

В пояснениях нужно отразить причины возникновения ошибок и правильные данные. Вместо пояснений налогоплательщик может подать уточненную декларацию по НДС (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вместе с тем ФНС в п. 4 Письма № ЕД-4-15/23367@ рекомендует представить и пояснения, и «уточненку», но право выбора остается за налогоплательщиком.

Вопрос

Как составить пояснения, если при изучении указанных в требовании записей налогоплательщик выявил ошибки, приведшие к занижению суммы НДС?

В подобной ситуации налогоплательщик обязан сдать уточненную декларацию по НДС с корректными данными.

Пояснения к декларации по НДС можно представить, но это не обязательно (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснения к декларации по НДС по льготируемым операциям?

Рекомендуется составлять пояснения к льготируемым операциям в виде реестра документов, которые подтверждают льготы по НДС. Такой реестр приведен в приложении 1 к Письму ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@. К реестру также прикладывают перечень и формы типовых договоров, которые используются в льготных операциях.

Форма требования о представлении пояснений на основании п. 6 ст. 88 НК РФ содержится в приложении к Письму ФНС России от 05.06.2017 № ЕД-4-15/10574.

Вместе с тем можно подавать пояснения к декларации по НДС в любом другом виде, однако они будут иметь меньшее преимущество по сравнению с реестром.

Вопрос

В какой срок нужно подавать пояснения, подтверждающие льготы по НДС?

Пояснения (в виде реестра либо в другом виде) к льготируемым операциям подают в течение пяти рабочих дней с даты получения требования о представлении пояснений (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 88 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснение в налоговую по ндс по факту высокого удельного веса вычетов по НДС?

В соответствии с нормативом, утвержденным Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (п. 3), налоговый вычет по НДС не должен превышать 89 % от начисленных сумм НДС за 12 месяцев.

Налоговый орган определяет этот показатель на основании данных, указанных в декларациях за последние налоговые периоды (четыре квартала). В этой связи налогоплательщику целесообразно ежеквартально определять долю вычетов за четыре последних оконченных квартала.

В дополнение к установленному нормативу налогоплательщики могут обращаться к статистическим данным. В зависимости от региона среднюю долю вычетов по НДС от суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым объектам, можно получить на основе информации, публикуемой ежеквартально на сайте ФНС в разделе «Иные функции ФНС» («Статистика и аналитика» / «Данные по формам статистической налоговой отчетности» / «Отчет о структуре начисления налога на добавленную стоимость»).

По данным НДС-декларации показатель своей доли (Д) в общем случае можно определить следующим образом:

Д = Показатель строки 190 разд. 3 / Показатель строки 118 разд. 3.

Если доля вычетов налогоплательщика превышает установленные значения, его деятельностью заинтересуются налоговики. Возможно, для начала они попросят соответствующие пояснение в налоговую по ндс. И если таковые имеют объективный характер, есть вероятность снижения риска включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

Пояснения к декларации по НДС о доле вычетов по НДС составляются в произвольном виде. В них нужно указать обстоятельства, в связи с которыми НДС-вычеты оказались значительными. При необходимости к пояснение по ндс можно приложить копии первичных документов, выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета.

В качестве примера приведем образец ответа на подобный запрос налогового органа.

Руководителю ИФНС _____________________ ___________________________ от ООО «Фортуна» ОГРН 1097712345678, ИНН 7727090750, КПП 772701001 Адрес: _________________________

Исх. № __________ от ____________

На № __________ от ____________

Пояснения по факту высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС

В ответ на Ваше информационное письмо о проведении анализа налоговой отчетности по НДС за I – IV кварталы 2019 года в целях самостоятельной проверки правильности формирования налоговой базы и выявления причин высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС сообщаем следующее.

Обществом с ограниченной ответственностью «Фортуна» проведен анализ налоговых деклараций по НДС за I – IV кварталы 2019 года. По итогам проведенного анализа факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению сумм данного налога, подлежащих уплате в бюджет, в представленных за указанные периоды налоговых декларациях не выявлены.

В связи с этим нет оснований для представления уточненных налоговых деклараций по НДС.

Что касается высокого удельного веса вычетов, он объясняется следующими объективными обстоятельствами.

  1. За налоговые периоды 2019 года спрос покупателей на товары, продаваемые Обществом, снизился и, соответственно, снизился объем продаж на 15 % по сравнению с предыдущим годом (отчеты отдела сбыта от 05.04.2019, от 05.07.2019, от 02.10.2019 и от 10.01.2020).
  2. За тот же период цены поставщиков, у которых Общество приобретает продукцию, выросли в среднем на 12 % (отчеты отдела снабжения от 05.04.2019, от 05.07.2019, от 02.10.2019 и от 10.01.2020). В связи с этим выросла сумма НДС, принятого к вычету.

В настоящее время Общество с ограниченной ответственностью «Фортуна» предпринимает следующие меры по увеличению выручки от реализации и уменьшению затрат на приобретение товаров:

  • поиск новых поставщиков, реализующих продукцию по более низким ценам;
  • изменение ассортимента продаваемой продукции;
  • расширение рынка сбыта (подробнее см. план маркетинга и продаж от 09.01.2020 № 1).

Приложения:

Генеральный директор
ООО «Фортуна»

Яковлева

/И. К. Яковлева/

Вопрос

Как составить пояснение по ндс на требование налогового органа о причинах расхождений в декларации по НДС (несоответствие счетов-фактур в книге покупок налогоплательщика, отраженных в базе «АСК НДС-2», счетам-фактурам контрагента, отраженным в книге продаж)?

Перенос вычета НДС на будущие периоды предусмотрен п. 1.1 ст. 172 НК РФ.

На требование налогового органа о представлении пояснений при выявлении несоответствия счетов-фактур в книге покупок покупателя с данными, отраженными в книге продаж продавца, можно представить следующий ответ.

Ответ на требование №_______ от ____________ о причинах расхождений в налоговой декларации по НДС

Сумма налога и вычетов в декларации за IV квартал 2019 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 4 320 000 руб.

Расхождения с данными контрагента Общества возникли из‑за переноса вычета по НДС в сумме 650 000 руб. с IV квартала 2019 года
на I квартал 2020 года.

Общество пользуется правом, предоставленным п. 1.1 ст. 172 НК РФ.

Письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705.

Дополнительно рекомендуем ознакомиться со статьями Н. Н. Луговой «О «камералке» декларации по НДС с льготными операциями», № 6, 2017, и «Льготные операции: представляем документы по требованию налогового органа», № 3, 2019.

НДС: проблемы и решения, №2, 2020 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *