Приказ 2652

  • Приложение N 1. Постановление о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу (рекомендуемый образец)
  • Приложение N 2. Постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (рекомендуемый образец)
  • Приложение N 3. Справка об использовании налоговыми органами поступивших из органов внутренних дел материалов, содержащих результаты оперативно-розыскной деятельности (ОРД) (рекомендуемый образец)

В соответствии с частями третьей и четвертой статьи 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»*(1) в целях определения порядка представления органами внутренних дел Российской Федерации результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц — приказываем:

1. Установить, что:

1.1. В налоговый орган могут направляться результаты оперативно-розыскной деятельности*(2), полученные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, при отсутствии угрозы причинения вреда интересам оперативно-служебной деятельности раскрытием такой информации.

1.2. Положения настоящего приказа не распространяются на результаты ОРД, направленные в соответствии с Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденной приказом МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68*(3).

1.3. Процедура представления результатов ОРД налоговому органу осуществляется в соответствии с правилами, установленными подпунктами 1.1, 1.4-1.8 пункта 1 настоящего приказа, и включает в себя:

1.3.1. Рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей;

1.3.2. Оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД.

1.4. Результаты ОРД представляются структурным подразделением центрального аппарата МВД России, правомочным осуществлять ОРД, в ФНС России, территориальным органом МВД России — в соответствующий территориальный орган ФНС России.

1.5. Представление результатов ОРД налоговому органу осуществляется на основании постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу руководителя структурного подразделения центрального аппарата МВД России, правомочного осуществлять ОРД, или руководителя территориального органа МВД России, его заместителя, ответственного за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность*(4) (приложение N 1).

1.6. Постановление о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется в соответствующий налоговый орган, второй приобщается к материалам дела оперативного учета либо номенклатурному делу.

1.7. При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем структурного подразделения центрального аппарата МВД России, правомочного осуществлять ОРД, или руководителем территориального органа МВД России, его заместителем, ответственным за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (приложение N 2).

1.7.1. Постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей составляется в одном экземпляре, который приобщается к материалам дела оперативного учета либо номенклатурному делу.

1.7.2. В иных случаях результаты ОРД, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства*(5).

1.8. Результаты ОРД направляются в налоговый орган в форме справки с изложением информации без раскрытия способов, тактики и методики ее получения, а также видов оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых она была получена.

1.8.1. Справка составляется сотрудником структурного подразделения центрального аппарата МВД России, правомочного осуществлять ОРД, либо сотрудником оперативного подразделения территориального органа МВД России в двух экземплярах, первый из которых направляется в налоговый орган, второй приобщается к материалам дела оперативного учета либо номенклатурному делу.

1.8.2. Справка с сопроводительным письмом направляются в налоговый орган за подписью руководителя структурного подразделения центрального аппарата МВД России, правомочного осуществлять ОРД, или руководителя территориального органа МВД России, его заместителя, ответственного за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

1.9. Результаты ОРД могут быть представлены по мотивированному запросу налогового органа при наличии данных, свидетельствующих о возможных нарушениях законодательства о налогах и сборах, законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательства Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, влекущих уголовную ответственность. Запрос направляется ФНС России в МВД России, территориальным налоговым органом — в соответствующий территориальный орган МВД России. Представление результатов ОРД налоговому органу осуществляется с соблюдением требований, установленных подпунктами 1.1 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа, в десятидневный срок со дня получения соответствующего запроса.

1.10. Налоговый орган по истечении соответствующего полугодия не позднее 20 января и 20 июля направляет в структурное подразделение центрального аппарата МВД России, правомочное осуществлять ОРД, либо в территориальный орган МВД России, направившие результаты ОРД, информацию о ходе и результатах их использования до даты окончательной реализации при осуществлении полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц, в соответствии с рекомендуемым образцом (приложение N 3).

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации М.Г. Ваничкина и заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Д.В. Егорова.

Министр внутренних дел
Российской Федерации

В. Колокольцев

Руководитель Федеральной
налоговой службы

М. Мишустин

СОГЛАСОВАНО

Заместитель
Министра финансов
Российской Федерации

И. Трунин

_____________________________

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 2013, N 26, ст. 3207.

*(2) Далее — «ОРД».

*(3) Зарегистрирован в Минюсте России 5 декабря 2013 года, регистрационный N 30544.

*(4) Подпункты 2.1, 2.2 пункта 2 приказа МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» (зарегистрирован в Минюсте России 25 июля 2012 года, регистрационный N 25005) с учетом изменений, внесенных приказами МВД России от 4 августа 2016 г. N 452 «О внесении изменений в приказ МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» (зарегистрирован в Минюсте России 23 августа 2016 года, регистрационный N 43355), от 29 сентября 2016 г. N 599 «О внесении изменений в приказ МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» (зарегистрирован в Минюсте России 20 октября 2016 г. N 44100).

*(5) Приказ МВД России от 11 марта 2012 г. N 015 «О мерах по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 15 мая 2012 года, регистрационный N 24160) с учетом изменений, внесенных приказами МВД России от 31 октября 2014 г. N 958дсп «О внесении изменений в Инструкцию по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденную приказом МВД России от 11 марта 2012 г. N 015» (зарегистрирован в Минюсте России 1 декабря 2014 года, регистрационный N 34998), от 3 декабря 2015 г. N 069 «О внесении изменений в Инструкцию по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденную приказом МВД России от 11 марта 2012 г. N 015» (зарегистрирован в Минюсте России 24 декабря 2015 года, регистрационный N 40218), от 12 сентября 2016 г. N 035 «О внесении изменений в Инструкцию по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденную приказом МВД России от 11 марта 2012 г. N 015» (зарегистрирован в Минюсте России 11 октября 2016 года, регистрационный N 43991).

Приложение N 1. Постановление о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу

Приложение N 1
к приказу
МВД России и ФНС России
от 29 мая 2017 года N 317/ММВ-7-2/481@
Рекомендуемый образец

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу

«___»_______________ 20___ г.

(должность, специальное звание,

инициалы, фамилия руководителя)

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий получены сведения, которые могут быть использованы для реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц (нужное подчеркнуть).
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь статьей 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»,

ПОСТАНОВИЛ:

(решение руководителя о направлении

результатов оперативно-розыскной деятельности)

(должность, специальное звание,

инициалы, фамилия руководителя)

(подпись)

Приложение N 2. Постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей

Приложение N 2
к приказу
МВД России и ФНС России
от 29 мая 2017 года N 317/ММВ-7-2/481@

Рекомендуемый образец

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей

«____»_______________ 20__ г.

(должность, специальное звание, инициалы, фамилия руководителя)

УСТАНОВИЛ:

(когда, где и какое оперативно-розыскное мероприятие

проводилось и какие получены результаты, для каких целей

проводилось оперативно-розыскное мероприятие, когда и кем оно

санкционировалось, наличие судебного решения о его проведении,

основания рассекречивания сведений, составляющих государственную

тайну, и их носителей)

Принимая во внимание изложенное и руководствуясь статьей 12 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»,

ПОСТАНОВИЛ:

(должность, специальное звание,

инициалы, фамилия)

(подпись)

Приложение N 3. Справка об использовании налоговыми органами поступивших из органов внутренних дел материалов, содержащих результаты оперативно-розыскной деятельности (ОРД)

Приложение N 3
к приказу
МВД России и ФНС России
от 29 мая 2017 года N 317/ММВ-7-2/481@

Рекомендуемый образец

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 15.08.2017,
N 0001201708150021

Раздел 7. Уголовно-процессуальное обозрение

СУПРУН С.В., SUPRUN S.V.,

кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Legal Sciences,

prozess_khv@mail.ru associate professor,

Кафедра уголовного процесса; prozess_khv@mail.ru

Дальневосточный юридический институт Chair of criminal procedure;

Министерства внутренних дел Far East Law Institute of the Ministry

Российской Федерации, of Internal Affairs of the Russian Federation,

680020, г. Хабаровск, Казарменный, 15 Kazarmenny lane 15, Khabarovsk,

680020, Russian Federation

ПОРУЧЕНИЕ ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ МВД РОССИИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДО ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Реферат. Исследуются правовые коллизии исполнения поручения органом дознания и органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность МВД России. Обосновывается, что уголовно-процессуальное законодательство не устанавливает оснований, процессуального порядка и сроков исполнения соответствующего поручения следователя, не регламентирует объем производства следственных или иных процессуальных действий, не учитывает статус органа дознания при проверке сообщения о преступлении. Обосновывается, что результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные уполномоченным органом МВД России на основании такого поручения, не могут использоваться следователем при проверке сообщения о преступлении. Для устранения противоречия между уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законом предлагается: исключить из содержания п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 144 УПК РФ право следователя давать письменное поручение органу дознания МВД России о производстве оперативно-розыскных мероприятий при проверке сообщения о преступлении; дополнить п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 144 УПК РФ положением о праве следователя поручать органу МВД России, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, проведение оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела; установить в ч. 1 ст. 144 УПК РФ срок исполнения поручения органом дознания (не должен превышать 10 суток, в случае необходимости — продление до 30 суток); конкретизировать в ч. 1 ст. 144 УПК РФ право следователя поручать органу дознания МВД России производство следственных или иных процессуальных действий до возбуждения уголовного дела, предусмотренное ч. 4 ст. 21 УПК РФ.

Ключевые слова: следователь, поручение, органы дознания МВД России, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность МВД России, проверка сообщений о преступлениях, возбуждение уголовного дела.

Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 23-Ф3 «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» ч. 1 ст. 144 УПК РФ была изменена и изложена в следующей редакции:

«…При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (выделено нами. — С. С.)»*.

Исходя из содержания ч. 1 ст. 144 УПК РФ, а также п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, следователь органов внутренних дел вправе до возбуждения уголовного дела давать органу дознания МВД России обязательные для исполнения письменные поручения о производстве следственных и иных процессуальных действий, а также проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Требования, поручения и запросы следователя, предъявленные в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

Нормы, содержащиеся в ч. 4 ст. 21, п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 144 УПК РФ, образующие в своей совокупности отраслевой уголовно-процессуальный институт поручения органу дознания МВД России на этапе возбуждения уголовного дела, не содержат понятия оснований для дачи следователем поручения, не регулируют процессуальный порядок его вынесения, не устанавливают сроки исполнения, объем производства

* Рос. газ. 2013. 6 марта.

следственных или иных процессуальных действий, не учитывают статус органа дознания при проверке сообщения о преступлении.

Данные нормы ничего не говорят о праве следователя органов внутренних дел давать поручение органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность МВД России, не подчеркивают межотраслевой характер этого правового института, входят в противоречие с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «об оперативно-розыскной деятельности»** (далее — ФЗ «Об ОРД»), содержащей перечень субъектов, наделенных правом осуществления оперативно-розыскной деятельности. Среди субъектов ОРД органы дознания МВД России не значатся. В рамках настоящей работы мы остановимся лишь на отдельных проблемах правового регулирования поручения органу дознания МВД России производства следственных или иных процессуальных действий, оперативнорозыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела и проанализируем их содержание.

Анализ права следователя на дачу поручения органу дознания МВД России производства следственных или иных процессуальных действий, оперативнорозыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела начнем с общего условия предварительного расследования, содержащего правило, регламентирующее место его проведения. В соответствии с ч. 1 ст. 152 УПК РФ предварительное расследование уголовного дела проводится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь органов внутренних дел вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение следователя в срок не позднее 10 суток.

Полагаем, что правило о месте производства следственного или розыскного действия органом дознания МВД России

по поручению следователя органов внутренних дел в отдаленном районе, городе, области, пропущенное через призму теоретического понятия аналогии в уголовном процессе, может применяться на этапе возбуждения уголовного дела при проверке сообщения о преступлении. На основании аналогии до возбуждения уголовного дела следователь органов внутренних дел вправе поручать органу дознания МВД России производство отдельных следственных или иных процессуальных действий в другом месте, если он сам по каким-либо причинам не может их выполнить лично. К следственным действиям, производство которых может быть поручено органу дознания МВД России до возбуждения уголовного дела, относятся: осмотр места происшествия, предметов, документов, трупа, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, назначение и производство судебной экспертизы (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

До возбуждения уголовного дела следователь органов внутренних дел вправе поручить органу дознания МВД России производство иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 1 ст. 144 УПК РФ. К иным уголовно-процессуальным действиям относятся: получение объяснений от граждан и должностных лиц, истребование документов и предметов, изъятие их в порядке, установленном УПК РФ, требование производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлечение к участию в этих действиях специалистов. На основании письменного поручения следователя иные процессуальные действия могут быть проведены органом дознания МВД России по месту производства проверки сообщения о преступлении либо в ином, удаленном от органа предварительного расследования месте.

Право следователя поручать органу дознания МВД России производство следственных или иных процессуальных действий до возбуждения уголовного дела, на наш взгляд, может быть реализовано при условии, когда следователь органов внутренних дел при проверке сообщения о преступлении сам лично не может их выполнить по каким-либо объективным причинам.

Срок выполнения поручения следователя органом дознания МВД России (10 суток), установленный ч. 1 ст. 152 УПК РФ для стадии предварительного расследования уголовного дела, по аналогии может распространяться и на стадию возбуждения уголовного дела. В связи с изложенным считаем обоснованным на законодательном уровне установить для стадии возбуждения уголовного дела срок исполнения поручения 10 суток. На этом этапе уголовного судопроизводства срок исполнения поручения следователя органов внутренних дел не должен превышать предельный срок стадии возбуждения уголовного дела

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— 30 суток (ч.ч. 1 и 3 ст. 144 УПК РФ).

При проверке сообщения о преступлении следователь органов внутренних дел в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ вправе поручить органу дознания МВД России производство оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление деяния, содержащего признаки преступления, лиц, его совершивших, похищенного имущества, орудий преступления и т.д. Если письменное поручение следователя о проведении оперативнорозыскных мероприятий орган дознания МВД России в течение 10 суток выполнить не может, то руководителем следственного органа срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен. В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий, согласно ч. 3 ст. 144 УПК РФ, руководитель следственного органа по ходатайству следователя органа внутренних дел вправе продлить срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Право следователя органов внутренних дел поручать органу дознания МВД России производство оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела входит в противоречие с ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об ОРД», содержащей перечень органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность. В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об ОРД» на территории Российской Федерации правом осуществления оперативно-розыскной деятельности наделены оперативные подразделения:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов Федеральной службы безопасности.

3. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

4. Таможенных органов Российской Федерации.

5. Службы внешней разведки Российской Федерации.

6. Федеральной службы исполнения наказаний.

7. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Руководители указанных выше органов вправе устанавливать перечень оперативных подразделений, управомоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их структуру и организацию работы (ч. 3 ст. 13 ФЗ «Об ОРД»). Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, содержащийся в ст. 13 ФЗ «Об ОРД», является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Он может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Среди указанных выше органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, нет органов дознания. Эта позиция законодателя теоретически объяснима: понятие «органы дознания» является уголовно-процессуальным, поэтому не используется в ФЗ «Об ОРД».

Органы дознания МВД России не являются субъектами оперативно-розыскной деятельности и не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия. Они являются субъектами уголовно-процессуальной деятельности, создаются и действуют только в сфере уголовного судопроизводства. К органам дознания МВД России относятся органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ).

В сфере уголовного судопроизводства при проверке сообщения о преступлении органы внутренних дел могут действовать в статусе органов дознания или в статусе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность МВД России. До возбуждения уголовного дела органы внутренних дел могут действовать

одновременно в статусе органов дознания и органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность. В последнем случае они имеют двойной процессуальный статус.

Органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции как органы дознания МВД России до возбуждения уголовного дела вправе проводить проверку заявлений и сообщений о преступлениях либо осуществлять иные предусмотренные УПК РФ полномочия (п. 3 ч. 2 ст. 40 УПК РФ). К иным предусмотренным УПК РФ полномочиям органов внутренних дел как органов дознания МВД России, реализуемым до возбуждения уголовного дела относится, в частности, выполнение поручения следователя о производстве следственных или иных процессуальных действий либо об оказании содействия следователю в их производстве (ч. 4 ст. 21, п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ). Оперативно-розыскные мероприятия не входят в понятие «иные предусмотренные УПК РФ полномочия» органов дознания МВД России.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что органы внутренних дел, как органы дознания МВД России, не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия на основании письменного поручения следователя, вынесенного в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ, потому что не имеют полномочий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Право органов внутренних дел как субъектов оперативно-розыскной деятельности проводить оперативнорозыскные мероприятия по поручению следователя до возбуждения уголовного дела закреплено в нормах оперативно-розыскного права. Будучи субъектами оперативно-розыскной деятельности (ст. 13 ФЗ «Об ОРД») и действуя по поручению следователя, органы внутренних дел уполномочены гласно и негласно проводить оперативно-розыскные мероприятия, изымать при их производстве документы, предметы, материалы и сообщения, а также прерывать услуги связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, угрозы государственной, военной, экономической или экологической бе-

зопасности Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об ОРД»),

До возбуждения уголовного дела по письменному поручению следователя органы внутренних дел вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочную закупку, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемую поставку, оперативный эксперимент (ст. 6 ФЗ «Об ОРД»),

Основанием проведения оперативнорозыскных мероприятий органом внутренних дел, уполномоченным осуществлять оперативно-розыскную деятельность, являются сведения (ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об ОРД»):

— о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для возбуждения уголовного дела;

— событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

— лицах, без вести пропавших, об обнаружении неопознанных трупов.

Органы внутренних дел вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия на основании письменного поручения следователя, вынесенного по находящемуся у него в производстве материалу проверки сообщения о преступлении (ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об ОРД»). Поручение следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий должно быть адресовано начальнику органа внутренних дел, наделенного правом осуществления оперативнорозыскной деятельности.

Начальник органа внутренних дел через резолюцию на поручении следователя обязывает соответствующее оперативное подразделение МВД России организовать проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление

признаков преступления. На основании письменного поручения следователя оперативный работник проводит оперативно-розыскные мероприятия и розыскные действия в соответствии с ФЗ «Об ОРД». Осуществляя оперативно-розыскную деятельность, оперативный работник проверяет по криминалистическим учетам изъятые при проверке сообщения о преступлении вещи и объекты, выявляет очевидцев, места хранения и сбыта похищенного, после чего незамедлительно информирует следователя о результатах проделанной им розыскной работы.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться следователем при проверке сообщения о преступлении для подготовки и производства отдельных следственных или иных процессуальных действий, установления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление, а также в качестве основания для возбуждения уголовного дела (ч. 1 и 2 ст. 11 ФЗ «Об ОРД»).

Оперативно-розыскные данные, полученные по письменному поручению следователя, представляются ему начальником органа внутренних дел, его заместителем либо начальником подразделения, осуществляющего оперативнорозыскную деятельность МВД России, в соответствии с Инструкцией о порядке представления результатов оперативнорозыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю или в суд* (далее — Инструкция).

Представляемые для использования в доказывании по уголовным делам результаты оперативно-розыскной деятельности должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств,

* Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: приказ МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, СК России N 68 от 27 сент. 2013 г. // Рос. газ. 2013. 13 дек.

подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе (п. 20 Инструкции).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следователь изучает представленные органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность МВД России, оперативно-розыскные данные, анализирует и дает им процессуальную оценку с позиции относимости, допустимости и достоверности. При проверке сообщения о преступлении следователем органов внутренних дел могут использоваться только допустимые оперативно-розыскные данные, полученные органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность МВД России, в порядке, предусмотренном ФЗ «Об ОРД». Оперативно-розыскные данные являются допустимыми, когда они получены:

а) компетентным органом (ст. 13 ФЗ «Об ОРД»);

б) в результате оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6 ФЗ «Об ОРД»);

в) при наличии оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий (ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об ОРД»);

г) при наличии условий для осуществления отдельных оперативно-розыскных мероприятий (ч.ч. 5 и 6 ст. 8 ФЗ «Об ОРД»);

д) при наличии поручения следователя, адресованного органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность (ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об ОРД»).

Оперативно-розыскные данные, полученные органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность МВД России, на основании письменного поручения следователя органов внутренних дел, содержащего ссылку на ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об ОРД», представляются допустимыми и могут использоваться при проверке сообщения о преступлении.

Оперативно-розыскные данные, полученные органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность МВД России, на основании письменного поручения следователя, содержащего ссылку на ч. 1 ст. 144 УПК РФ, представляются недопустимыми и не могут использоваться следователем органов внутренних дел при проверке сообщения о преступлении.

Часть 1 ст. 144 УПК РФ не называет органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность МВД России, субъектами уголовно-процессуальной деятельности и не разрешает следователю органов внутренних дел поручать им производство оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела.

По нашему мнению, необходимо устранить имеющуюся несогласованность в действующем уголовно-процессуальном и оперативно-розыскном законодательстве, регулирующем поручение органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность МВД России, проведение оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела. С этой целью представляется значимым исключить из содержания п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 144 УПК РФ право следователя органов внутренних дел давать письменное поручение органу дознания МВД России о производстве оперативно-розыскных мероприятий при проверке сообщения о преступлении и изложить указанные выше процессуальные нормы в следующей редакции:

— п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ: «следователь вправе давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий, об исполнении постановлений о задержании, принудительном приводе, иных мер процессуального принуждения, получать содействие при их осуществлении, а также поручать органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, производство оперативнорозыскных мероприятий»;

— ч. 1 ст. 144 УПК РФ: «дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их

в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении следственных или иных процессуальных действий, а органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, — письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Срок исполнения поручения

не должен превышать 10 суток. В случае необходимости проведения оперативнорозыскных мероприятий свыше 10 суток срок проверки заявления (сообщения) о преступлении может быть продлен руководителем следственного органа по ходатайству следователя или прокурором по ходатайству дознавателя до 30 суток».

Право следователя на поручение органу дознания МВД России производства следственных или иных процессуальных действий до возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 4 ст. 21 УПК РФ должно быть конкретизировано в ч. 1 ст. 144 УПК РФ. Оно может быть реализовано при условии, если следователь не может самостоятельно выполнить эти действия по каким-либо объективным причинам.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 декабря 2013 г.

Регистрационный N 30544

В соответствии с частью четвертой статьи 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»1- приказываем:

Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.

Министр внутренних дел Российской Федерации

В. Колокольцев

Министр обороны Российской Федерации

С. Шойгу

Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации

А. Бортников

Директор Федеральной службы охраны Российской Федерации

А. Муров

Руководитель Федеральной таможенной службы А. Бельянинов

Директор Службы внешней разведки Российской Федерации

М. Фрадков

Директор Федеральной службы исполнения наказаний

Г. Корниенко

Директор Федеральной службы Российской Федерации

по контролю за оборотом наркотиков В. Иванов

Председатель Следственного комитета Российской Федерации

А. Бастрыкин

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 2013, N 26, ст. 3207.

Приложение

Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность1, результатов ОРД2 органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке:

выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий3 по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве;

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны;

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве, и по указанным в статье 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»4 судебным искам.

2. Установленный настоящей Инструкцией порядок представления результатов ОРД применяется при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств.

3. Правовой основой представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (судье)5 являются Конституция Российской Федераций, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федераций6, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также настоящая Инструкция.

4. Уполномоченным должностным лицам (органам) представляются результаты ОРД, которые соответствуют установленным настоящей Инструкцией требованиям и могут:

служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РФ;

использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

5. В случаях необходимости привлечения к участию в производстве процессуальных действий лиц, внедренных (внедрявшихся) в организованные преступные группы, преступные сообщества (преступные организации), штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим органам содействие на конфиденциальной основе, обеспечение их безопасности в условиях конспирации и конфиденциальности осуществляется в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

II. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам)

6. Результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности7 (приложение N 1).

7. Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, в соответствии со статьей 143 УПК РФ и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

8. Процедура представления результатов ОРД в виде сообщения (рапорта) осуществляется в соответствии с правилами, установленными пунктами 8 — 14 настоящей Инструкции, и включает в себя:

рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей;

оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД.

9. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам) для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления (приложение N 2) руководителя органа (подразделения), осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченным должностным лицам (органам), второй — приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам номенклатурного (литерного) дела.

10. При представлении уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения, к ним прилагается постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), о проведении данного ОРМ.

Копии указанных постановлений органа, осуществляющего ОРД, подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах оперативной проверки либо, в случае их отсутствия, приобщаются к материалам номенклатурного (литерного) дела.

11. Если в результате проведения проверочной закупки не удалось задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки или к другим материалам ОРМ, содержащим признаки преступления, которые представляются уполномоченным должностным лицам (органам) в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

12. В случае представления уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.

13. Представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий и осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обращению со сведениями, составляющими государственную тайну.

14. При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (приложение N 3).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, — к материалам номенклатурного дела.

В иных случаях результаты ОРД, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства.

15. Способ фактической передачи результатов ОРД уполномоченному должностному лицу (органу) (пересылка по почте, передача нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

16. К документам, указанным в пункте 6 настоящей Инструкции, прилагаются (при наличии) полученные (выполненные) при проведении ОРМ материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, а также материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами8.

При этом информация о времени, месте и обстоятельствах получения прилагаемых материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должна быть отражена в сообщении (рапорте).

В случае необходимости описание индивидуальных признаков указанных материалов, документов и иных объектов может быть изложено в отдельном приложении к сообщению (рапорту).

17. Органом, осуществляющим ОРД, при подготовке и оформлении для передачи уполномоченным должностным лицам (органам) материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должны быть приняты необходимые меры по их сохранности и целостности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие). При представлении фонограммы к ней прилагается бумажный носитель записи переговоров.

Допускается представление материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных частей (разговоров, сюжетов) на единый носитель, о чем обязательно указывается в сообщении (рапорте) и на бумажном носителе записи переговоров. В этом случае оригиналы материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, если они не были в дальнейшем истребованы уполномоченным должностным лицом (органом) хранятся в органе, осуществившем ОРМ, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу либо до прекращения уголовного дела (уголовного преследования).

III. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым уполномоченным должностным лицам (органам)

18. Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если они известны), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

19. Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления процессуальных действий, должны содержать сведения (при установлении таковых) о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

20. Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

1 Далее — «ОРД».

2 В соответствии с подпунктом 36 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации под результатами ОРД понимаются сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

3 Далее — «ОРМ».

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 18, ст. 1940.

5 Далее — «уполномоченные должностные лица (органы)».

6Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921. Далее — «УПК РФ».

7 Далее — «сообщение (рапорт)».

8 Далее — «материалы, документы и иные объекты, полученные при проведении ОРМ».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *