Приказ минфина 52н

Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета (комментарий к Приказу Минфина России от 15. 12. 2010 № 173н) Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Проблемы учета

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ И РЕГИСТРОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА (комментарий к приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н)

Г. М. ФЕДИНА,

заведующая отделомметодического обеспечения Управления бюджетногоучета и отчетности Министерства финансов Московской области

Минфином России издан приказ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ № 173н).

В соответствии с п. 6 Приказа№ 173н признан утратившим силу приказ Минфина России от 23.09.2005 № 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета» (далее — Приказ № 123н).

Приказом№ 173нутверждены:

— перечень унифицированных форм первич-ныхучетныхдокументов, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями (приложение №1);

— формы первичных учетных документов для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук,

государственных (муниципальных) учреждений (класса 05 «Унифицированная, система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации сектора государственного управления» ОКУД) (приложение № 2);

— перечень регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями (приложение №3);

— формы регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями (класса 05 «Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации сектора государственного управления» ОКУД) (приложение № 4);

— Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюд-

жетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями (приложение № 5).

До издания рассматриваемого документа перечни форм первичных учетных документов содержались в приложении № 2 к Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее — Инструкция № 148н). Приложение содержало:

— перечень форм документов класса 03 Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД) «Унифицированная система первичной учетной документации»;

— перечень форм документов класса 04 ОКУД «Унифицированная система банковской документации»;

— перечень форм документов класса 05 ОКУД «Унифицированная система бюджетной финансовой, учетной и отчетной документации»;

— Указания по применению форм первичных учетных документов класса 05.

Указания по применению документов класса 03 отсутствовали в Инструкции № 148н, отсутствуют они и в Приказе № 173н.

История вопроса такова. До 2004 г. функция по разработке и утверждению унифицированных форм первичных учетных документов осуществлялась Госкомстатом России (постановление Правительства РФ от 02.02.2001 № 85). В ходе административной реформы данная функция признана решением Правительства РФ от 18.12.2003 № 47 избыточной, подлежащей упразднению. В связи с этим осуществление данной функции положением о Росстате, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 № 420, не предусмотрено.

Положением о Минфине России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, также не предусмотрено осуществление Минфином России функции по разработке и утверждению унифицированных форм первичных учетных документов.

Таким образом, ни Минфин России, ни Росстат в настоящее время не имеют полномочий разрабатывать и утверждать формы первичных учетных документов и не имеют полномочий давать разъяснения по их применению (письмо Минфина России от 04.05.2009 № 07-02-10/24). Видимо, в скором времени решение данного вопроса будет найдено.

Приказом № 123н были утверждены формы регистров бюджетного учета для органов государственной власти РФ, федеральных государственных учреждений. Действие данного приказа было распространено также на учреждения и организации, создаваемые российскими академиями наук, име-

ющими государственный статус. Таким образом, к сфере его действия относились только учреждения федерального уровня бюджетной системы РФ. Согласно п. 3 Инструкции № 148н формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, а также правила их ведения, должны были утверждаться соответственно финансовым органом субъекта РФ и муниципального образования. Приложение № 3 к Инструкции № 148н содержало лишь перечень рекомендуемых регистров и их обязательные реквизиты и показатели.

Напомним, что Инструкция № 148н утратила силу с01.01.2011всвязис изданием приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н).

Возвращаясь к Приказу № 173н, следует отметить, что он содержит не только перечень, но и формы регистров бюджетного учета для учреждений всех уровней бюджетной системы, а также методические указания по их формированию, которых не было ранее. Это, по мнению автора, очень важно. Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета (приложение № 5 к Приказу № 173н) устанавливают в целях организации и ведения учета единые правила применения и заполнения указанныхдокументов.

В перечень регистров бухгалтерского учета (приложение № 3 к Приказу № 173н) внесены отдельные редакционные изменения. Так, вместо п. 32 «Журналы операций» появились пп. 32—39, содержащие перечень журналов операций, предусмотренных Инструкцией № 157н, которые имеют один и тот же код формы 0504071.

Изменены наименования отдельных регистров. Наименование регистра ф. 505057 «Карточка учета выданных ссуд (кредитов)» изменено на «Карточка выданных кредитов, займов, ссуд». Аналогичное изменение внесено в наименование регистраф. 0504083.

Изменен код формы регистра «Ведомость учета невыясненныхпоступлений» с 0511015 на 0531456.

Введена новая форма регистра 0531455 «Сводный реестр поступлений и выбытий».

Для отражения аналитических показателей, формируемых согласно учетной политике, субъ-

ект учета вправе ввести в регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты и показатели при условии сохранения обязательных реквизитов и показателей, предусмотренных формами документов, утвержденными настоящим приказом.

Важно также обратить внимание, что удаление субъектами учета отдельных реквизитов из форм первичныхучетныхдокументов, регистров бухгалтерского учета, утвержденных Приказом № 173н, не допускается.

Форматы регистров бухгалтерского учета носят рекомендательный характер и при необходимости могут быть изменены.

При изготовлении бланочной продукции на основе унифицированных форм регистров бухгалтерского учета является допустимым изменение (сужение, расширение) размеров граф и строк с учетом значности показателей, а также включение дополнительных строк и создание вкладных листов для удобства размещения и обработки информации. Приказ № 173н подлежит применению при формировании учетной политики субъекта учета начиная с 07.03.2011.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению: приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н.

3. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ МинфинаРоссии от01.12.2010 № 157н.

4. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

5. Об утверждении Инструкции по бюджетному учету: приказ Минфина России от 30.12.2008 №148н.

6. Об утверждении форм регистров бюджетного учета: приказ Минфина России от 23.09.2005 № 123н

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *