Принудительная ликвидация юридического лица контрольная работа

Содержание

В связи с настигшей нашу страну пандемией многие компании столкнулись с финансовыми трудностями, из-за которых встал вопрос о прекращении деятельности. Как при этом минимизировать финансовые затраты предприятия рассмотрим в этой статье.

Приостановка деятельности

Если руководство убеждено, что текущее состояние является кратковременным, и в скором будущем велика вероятность восстановить благосостояние компании, то можно обойтись приостановлением деятельности.

Руководителю необходимо издать соответствующий приказ, полностью погасить свои обязательства перед поставщиками и персоналом, погасить имеющиеся задолженности перед бюджетом, закрыть счёт в банке и продать имущество.

Но даже в этом случае необходимо в установленные сроки подавать отчётность в ФНС. Отчётность будет нулевой, поскольку предприятие не работает. Если этого не делать, то компанию могут ликвидировать по решению налогового органа (п. 1, 2, 5 ст. 21.1 129-ФЗ).

Ежеквартально проверяйте выписку из ЕГРЮЛ. Это поможет оперативно принять меры, в случае если там появится недостоверная информация.

Ликвидация по решению руководителя

Этот вариант подходит предприятиям с общим оборотом в 15-30 млн рублей, а также тем, кто не осуществлял свою деятельность в течение долгого времени, но постоянно сдавал необходимую отчётность в ФНС. Важным условием при ликвидации является полное погашение всех обязательств.

Процесс добровольной ликвидации организации длится 1-1.5 года. Начинать его нужно с общего собрания, на котором принимается решение о ликвидации и назначается ликвидационная комиссия либо ликвидатор. Данные решения отражаются в протоколе собрания. Дальнейшие вопросы, связанные с деятельностью фирмы, будет решать ликвидатор. Именно он займётся оповещением кредиторов и регулирующих органов о финансовом состоянии фирмы, будет заниматься составлением баланса, увольнять сотрудников и решать судьбу имущества.

При ликвидации предприятия налоговая инспекция вправе осуществить выездную проверку для изучения действий организации за предшествующие три года (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Добровольное банкротство

В случае, когда организация не в состоянии платить по своим обязательствам, можно подать заявление о банкротстве в арбитражный суд.

При банкротстве по инициативе руководства организация самостоятельно выбирает конкурсного управляющего, что означает боле снисходительное отношение к прошлой деятельности руководства.

В ходе банкротства кредиторы будут внимательно изучать сделки организации за последние три года, в поисках нужной им информации, которую они могут оспорить в суде.

Исключение из ЕГРЮЛ по решению ФНС

Если организация не хочет заниматься добровольной ликвидацией – не погашает свои долговые обязательства перед кредиторами и бюджетом, не сдаёт отчётность, то через какое-то время ФНС самостоятельно примет решение о ликвидации организации (п. 1, 2 ст. 21.1 129-ФЗ).

Однако, такой радикальный метод прекращения деятельности грозит серьёзными последствиями, поскольку непредставление отчётности, пусть даже нулевой, является серьёзным правонарушением. Если фирму исключат из ЕГРЮЛ по решению налогового органа, то руководители и учредители в ближайшие три года не смогут занимать руководящие должности или вновь становиться учредителями в других организациях – дисквалификация на три года. (пп. «ф» п. 1 ст. 23 129-ФЗ).

Прочий вариант ликвидации

Этот вариант подразумевают, что компания продолжает существовать, но при этом происходит смена директора и владельцев (ст. 57 ГК РФ).

Такую ликвидацию целесообразно проводить, когда организация уже получила отметку о недостоверности данных. Это поможет не допустить дисквалификации учредителя или руководителя.

Новыми собственниками лучше назначать нерезидента из офшорной компании, которая займёт место учредителей и руководства. Налоговая служба прекратит деятельность организации и под дисквалификацию попадут они.

Данный способ нельзя применять компаниям, которые активно действовали и имели серьёзные обороты, поскольку от субсидиарной ответственности руководителей такие методы не спасают, а спровоцируют проверку ФНС и дальнейшее привлечение по ст. 173.1 и 173.2 УК РФ.

С помощью сервиса Контур.Фокус можно поставить контрагента под наблюдение. Также сервис уведомит о намерение подачи заявления о начале процедуры признания банкротства.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие ликвидации юридического лица. Порядок ликвидации
Глава 2. Особенности ликвидации отдельных
юридических Лиц
Глава 3. Банкротство как условие ликвидации
юридического лица
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Реалии сегодняшнего дня таковы, что гражданское право играет немаловажную роль в социальных сферах общества.
В настоящее время расширяются границы гражданского права, соответственно сужаются границы некоторых других отраслей права, обязанных своим появлением, либо получивших развитие только в условиях ранее действовавшей системы управления.
Проблема ликвидации юридического лица является одной из важных проблем гражданского права в силу её актуальности.
В данной работе отражены наиболее существенные моменты, касающиеся ликвидации юридического лица, а именно, понимание данного термина, его содержания, а также делается акцент на банкротстве, как одном из наиболее дискуссионных вопросов, возникающем на сегодняшний день в науке гражданского права, и проблематичности практического применения данного положения.
Глава 1. Понятие ликвидации юридического лица. Порядок ликвидации.
Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации) (ст.45 ГК) и ликвидации (ст.49 ГК).1
Ликвидация юридического лица – это прекращение его правоспособности и дееспособности путём исключения из государственного регистра юридических лиц. При ликвидации не происходит правопреемства, как при реорганизации юридического лица. Статья 49 Гражданского кодекса гласит, что по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, а также по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, юридическое лицо может быть ликвидировано по любому основанию.
Так, например, ликвидация республиканского государственного предприятия производится по решению Правительства РК, коммунального предприятия – по решению главы местной администрации (абзац 1 п.1 ст.16 Указа о государственном предприятии). Примером ликвидации юридического лица по решению его органов является добровольная ликвидация акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью и кооператива (подпункт 4 п.2 ст.79; п.3 ст.84; подпункт 5 п.3 ст.99 ГК РК, ст.48 Закона об акционерных обществах). Добровольная ликвидация данных видов юридических лиц производится только по решению общего собрания их участников.
Добровольная ликвидация полного и коммандитного товариществ, а также общественного объединения производится по решению общего собрания их участников или уполномоченного им органа, а также по решению органа соответствующего юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Ликвидация учреждения осуществляется по решению собственника имущества (п.1 ст.204 ГК РК) или соответствующего уполномоченного государственного органа, если ликвидируется государственное учреждение. Ликвидация юридического лица – накопительного пенсионного фонда осуществляется с учётом особенностей, предусмотренных законодательством о пенсионном обеспечении.
Особенности ликвидации некоторых видов юридических лиц предусматриваются нормативными правовыми актами об этих видах.
Наряду с добровольным порядком ликвидации юридического лица существует и принудительный порядок, который осуществляется по решению суда. По решению суда юридическое лицо, согласно п.2 ст.49 может быть ликвидировано в случаях:
1) банкротства;
2) признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;
3) систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица;
4) осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещённой законодательными актами, либо с неоднократным или грубым нарушением законодательства;
5) в других случаях, предусмотренных законодательными актами.
Таким образом, перечень оснований принудительной ликвидации юридических лиц не является исчерпывающим.2
С требованием о принудительной ликвидации юридического лица в суд может обратиться уполномоченный государственный орган (например, антимонопольный комитет), которому право на предъявление такого требования предоставлено законодательными актами, а в случае банкротства – также кредитором (п.3 ст.49 ГК РК).
Собственник имущества юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу юстиции, осуществляющему регистрацию юридических лиц. Они утверждают членов ликвидационной комиссии, устанавливают в соответствии с ГК порядок и сроки ликвидации (п.п. 1 и 2 ст.50 ГК).
Назначаемая собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о его ликвидации, ликвидационная комиссия принимает полномочия по управлению имуществом и делами юридического лица, выступает в суде от имени ликвидируемого юридического лица.
К обязанностям ликвидационной комиссии относится публикация в официальном печатном издании Министерства юстиции РК информации о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий его кредиторам, принятие мер по выявлению этих кредиторов, а также должников юридического лица и получению задолженности от них. В этих целях ликвидационная комиссия предъявляет претензии к должникам ликвидируемого юридического лица, в случае неудовлетворения претензий подаёт иски в суд. При недостаточности денег для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия занимается продажей имущества ликвидируемого юридического лица. Это правило не распространяется на учреждения. Учреждения, государственные учреждения несут ответственность лишь находящимися у них в распоряжении деньгами, а при их недостаточности – ответственность по обязательствам учреждения несёт его учредитель, а по обязательствам государственного учреждения – Правительство или местный исполнительный орган. По договорным обязательствам государственные учреждения несут ответственность в пределах утверждённой сметы на содержание государственного учреждения в соответствии с законодательством (п.1 ст.44 ГК).
Срок заявления претензий не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. По истечении этого срока ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения и составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень заявленных кредиторами претензий и результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества ликвидируемого юридического лица или органом, принявшим решение о его ликвидации.
Удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица производится в порядке, предусмотренном ст.51 ГК. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в следующей очерёдности:
1) удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несёт ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путём капитализации соответствующих повременных платежей;
2) удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица в пределах суммы обеспечения;
3) производятся расчёты по оплате труда и выплате выходных пособий с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
4) погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
5) производятся расчёты с другими кредиторами в соответствии с законодательными актами.3
Требования каждой из очередей удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передаётся его собственнику или учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законодательными актами или учредительными документами юридического лица (п.5 ст. 51 ГК). Например, при ликвидации общественных объединений, общественных фондов и религиозных объединений оставшееся после уплаты долгов имущество не переходит к членам, участникам, учредителям, организаторам, а направляется на цели, определённые уставом юридического лица (п.4 ст.36, п.7 ст.106, п.8 ст.107 ГК).
Претензии кредиторов, не удовлетворённые из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, а также не заявленные до утверждения ликвидационного баланса, считаются погашенными. Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией и те, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, также считаются погашенными (п.6 ст.51 ГК).
Глава 2. Особенности ликвидация отдельных юридических лиц.
Хозяйственным товариществом признаётся коммерческая организация с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом (п.1 ст.58 ГК). Законодательство Республики Казахстан до 10 июля 1998 года предусматривало пять видов хозяйственных товариществ: полное товарищество, коммандитное товарищество, товарищество с ограниченной ответственностью, товарищество с дополнительной ответственностью и акционерное общество. Наиболее распространены у нас в республике и во всём мире товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. В ряде стран акционерное общество не относилось к хозяйственным товариществам (например, в РФ, США, Англии). Исходным делением здесь является деление коммерческих организаций на объединения лиц (товарищества) и объединения капиталов (общества).4 В первой категории более важен личностный момент, поэтому приём новых товарищей требует согласия общего собрания. Во второй категории личностный момент не имеет значения, поэтому изменение состава участников почти ничем не ограничено и происходит более свободное перемещение капитала.
Хозяйственное товарищество может быть добровольно ликвидировано по решению его участников. Иные основания ликвидации определяются ГК, Указом о хозяйственных товариществах, Законом о ТОО и иными законодательными актами. Таким основанием для хозяйственных товариществ является, например, превышение допустимого количества его членов (ч.1 п.2 ст.77 ГК), неуведомление кредиторов об уменьшении уставного капитала (п.4 ст.59 ГК).
Полным товариществом признаётся товарищество, участники которого при недостаточности имущества полного товарищества несут солидарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом (п.1 ст.63 ГК). Полные товарищества в предпринимательской практике РК не нашли широкого применения из-за особенностей ответственности участников. В то же время во многих западных странах полным товариществам отдаётся предпочтение при выборе партнёра или клиента как имеющим серьёзное обеспечение взятых на себя обязательств. С целью сохранения высоких гарантий кредиторам гражданин может быть участником только одного полного товарищества (п.2 ст.63 ГК). Что касается ликвидации, то помимо общих оснований полное товарищество ликвидируется в случае, когда в товариществе остаётся единственный участник, если он в течение 6-ти месяцев не преобразует товарищество или не примет новых участников. Ввиду специфики личной ответственности участников в полном товариществе чрезвычайно важен личностный фактор. Полные товарищи занимаются предпринимательской деятельностью, опираясь на личное доверие к друг другу и рассчитывая на деловые качества и материальные возможности партнёров. Поэтому изменение состава участников, по общему правилу, влечёт прекращение товарищества. Однако, участники могут и стабилизировать существование своего предприятия. В случаях выхода или смерти кого-либо из участников полного товарищества, признания одного из них безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченно дееспособным, либо банкротом или обращения кредитором одного из участников взыскания на имущество, соответствующее его доле в уставном капитале, товарищество может продолжить свою деятельность, если это предусмотрено учредительными документами товарищества или соглашением остающихся участников. Если один из участников выбыл из товарищества по указанному основанию, доли оставшихся участников в уставном капитале товарищества увеличиваются пропорционально их вкладам. В то же время учредительными документами может быть предусмотрено и иное правило (ст.71 ГК).
Достаточно редким как в казахстанской, так и мировой практике является ведение бизнеса с помощью организации коммандитного товарищества. Однако такая форма имеет в определённой ситуации свои преимущества и предложена законодателем для расширения возможности предпринимательского выбора. Коммандитным товариществом признаётся товарищество, которое включает наряду с одним или более участниками, несущими дополнительную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), также одного или более участников, ответственность которых ограничивается суммой внесённого ими вклада в имущество товарищества (вкладчиков) и которые не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (п.1 ст.72 ГК).
Коммандитное товарищество прекращается при выбытии всех участвовавших в нём вкладчиков. Полные товарищи вправе вместо ликвидации преобразовать коммандитное товарищество в полное товарищество. Коммандитное товарищество ликвидируется также по основаниям, предусмотренным для ликвидации полного товарищества. При ликвидации коммандитного товарищества вкладчики имеют преимущественное перед полными товарищами право на получение вкладов из имущества товарищества, оставшегося после удовлетворения требований его кредиторов. Оставшееся после этого имущество коммандитного товарищества распределяется между полными товарищами и вкладчиками пропорционально их вкладам в имуществе товарищества, если иной порядок не установлен учредительными документами (ст.76 ГК).
Что касается некоммерческих организаций, то и они имеют свои особенности при ликвидации. Так, например, имущество общественного объединения, ликвидированного по решению съезда (конференции) или общего собрания, направляется на цели, предусмотренные его уставом.
Имущество общественного объединения, ликвидированного по решению суда, используется в соответствии с ГК или иными законодательными актами.
В соответствии со ст.107 ГК РК по решению суда общественный фонд может быть ликвидирован в случае:
1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законодательными актами или учредительными документами.
В случае ликвидации потребительского кооператива или выхода из него члена кооператива он имеет право на выделение своей доли в имуществе потребительского кооператива, пропорциональной его паю.
Глава 3. Банкротство как условие ликвидации юридического лица.
Несколько иной порядок ликвидации юридического лица применяется в случае его банкротства. Институт банкротства, недопустимый в условиях планового хозяйства является обычным явлением для рыночной экономики, которая требует рентабельной работы предпринимателей, добросовестного и надлежащего исполнения ими своих обязательств, в первую очередь по возрасту полученного кредита, уплате налогов, своевременной уплате полученных товаров, работ, услуг. Для принудительного взыскания долгов с неплатежеспособных должников во всех правовых системах существует законодательство о банкротстве.5
Из всех оснований прекращения предпринимательской деятельности юридических лиц банкротство – самое жесткое и поэтому требует особого правового регулирования. Оно затрагивает интересы не только собственника имущества, но и трудового коллектива, кредиторов, партнеров и других лиц и может иметь для них негативные последствия. Поэтому до прекращения деятельности организация по банкротству принимаются определенные меры по оздоровлению ее финансового положения. Однако если эти меры не дают должного результата, такая организация подлежит ликвидации.
В некоторых случаях бывает достаточно лишь угрозы применения к ним мер, предусмотренных законодательством о банкротстве, чтобы активизировать деятельность ее администрации, в органах власти и управлении в изыскании возможностей для оздоровления ее финансового состояния.
Отношение несостоятельности (банкротства) регулируется многими нормами материального и процессуального права. Это создает дополнительные стимулы для повышения эффективности хозяйственной деятельности предпринимателей, улучшает экономическую среду за счет ликвидации несостоятельных и неконкурентных организация, создает определенные гарантии для защиты прав и имущественных интересов кредиторов, и тем самым оказывает стабилизирующее влияние на хозяйственные отношения.
Девять лет назад наше государство приобрело независимость. С тех пор в нем изменилось многое, прежде всего экономика. Постепенно, шаг за шагом, плановая экономика СССР перешла в рыночную экономику Казахстана. С каждым годом в газетах появляется все больше объявлений о банкротстве. И нас это уже не удивляет. Несостоятельность предпринимателей, в нашем понимании, является основным элементом в рыночной экономики, где выживает сильнейший. Банкротство – это как бы тот отрицательный рубеж, которого не должны достигнуть предприниматели и отсюда следует, что действие самого предпринимателя всей экономической сферы, которую формируют общество и государство, должны представлять собой коллективные усилия для создания законодательных условий конкуренции, экономики в целом, и именно в этом направлении должны разрабатываться правила действия предпринимателей. Наличие законодательства о несостоятельности способствует оживлению экономики рыночного типа, так как в процессе ликвидации неконкурентоспособных предприятий экономическая сфера улучшается.
Вершиной этого законодательства является Закон О банкротстве от 21 января 1997 г. Он открывает начальный этап закрепления соответствующих правоотношений и, несомненно, относиться к законодательству рыночному, оказывая прямое и косвенное воздействие на все хозяйство страны и его правовое обеспечение. Закон воспринимает основные тенденции развития мирового законодательства о несостоятельности предприятий и механизм воздействия права на данные отношения. Институт банкротства известен всем зарубежным странам. Он имел широкое распространение в дореволюционной России. В советский период развития ГК 1922г. содержал нормы, регулирующие отношения возникающие в связи с несостоятельностью гражданских и торговых товариществ и физических лиц. Однако на практике эти нормы не применялись, так как гражданско-процессуальный кодекс, принятый в 1923 году процедуру объявления несостоятельности не регулировал. В 1927 году ГПК был должен главой 37-ой О несостоятельности частных лиц физических и юридических. Эти нормы распространялись на граждан и частные организации, прекратившие платежи по долгам свыше трех тысяч рублей или прекращение платежей которых признано судом неизбежным по финансовому состоянию их дел. В 1929 году ГПК был должен двумя главами О несостоятельности государственных предприятий и смешанных акционерных обществ (глава 38) и О несостоятельности кооперативных организаций (глава 39). Дела о банкротстве могли начинаться по иску должника, его кредиторов, ведомства, которому подчинено предприятие должника, по иску суда или прокурора. Были предусмотренные: процедура объявления должника несостоятельным с ликвидацией имущества, заключение мирового соглашения, а также процедура Особого управления имуществом неплатежеспособных должников. Последняя процедура предусматривалась для предприятий в деятельности, которых было заинтересовано государство, и определяло представление предприятиям – должников отсрочки, рассрочки или уменьшение долгов.
Однако на практике все указанные положения не получили широкого распространения. В законодательстве не был предусмотрен четкий порядок осуществления этих правил тому же по мере свертывания Новой экономической политики, увеличение, а затем и монополии государственной собственности, усиление плановых начал в экономике институт банкротства утратил свое значение. В начале 60-х годов общие нормы о банкротстве, были исключены из соответствующего законодательства.
В законодательстве Республики Казахстан правовое регулирование институт несостоятельности получил в Указе РК О банкротстве от 07.04.95г. Но принятый закон был не эффективен. Это потребовало полного пересмотра всего законодательства о несостоятельности предприятий. Что привело к принятию нового Закона от 21.01.97г. Будучи далеко несовершенным этот закон, однако, представляет собой существенный шаг по сравнению со своим предшественником.
Об этом хорошо говорит, прежде всего, тот факт, что его рациональная система базируется на следующих основных принципах: несостоятельность – болезнь; банкротство – лекарство. Часто люди путаю эти два понятия. Несостоятельность – это экономическое состояние, при котором имущество компании недостаточно для погашения имеющейся задолженности перед кредиторами. Банкротство же – это комплекс закона дательных процедур, направленных на разрешение проблемы несостоятельности.
Следовательно, согласно статьи 1 Закона О банкротстве банкротство — признанное решением суда или официально объявленное во вне судебном порядке по соглашению с кредиторами несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации, где несостоятельностью является – неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, включая требования об уплате заработной платы, а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды за счет принадлежащего ему … продолжение

Правила ликвидации организации

Ликвидация организации – это не просто банальное прекращение деятельности. Это целый юридический процесс со множеством аспектов.

Требования и нюансы, учёт которых необходим при данной процедуре рассмотрены в статье. От величины компании зависит то, насколько сложной будет процедура. То же самое касается сроков.

Ликвидация организации: понятие

Ликвидация организации означает, что то или иное юридическое лицо полностью прекращает свою деятельность. Предполагается, что в дальнейшем удаляются и дополнительные сведения из реестра юридических лиц. Права и обязанности после этого нельзя передать другим лицам, даже со схемой по правопреемству.

Решение должно приниматься уполномоченными лицами либо учредителями. Важно и то, как описывается текущее положение компании.

Порядок ликвидации организации и возможные способы

Порядок ликвидации организации может быть разным. От положения дел на конкретном предприятии зависит то, какой вариант будет актуальным в конкретном случае. Рассмотрим распространённые решения.

Проблемы реорганизации и ликвидации коммерческих организаций при добровольном порядке

Именно этот вариант является наилучшим. Это значит, что выполнены следующие условия:

  1. Предприятие окупило все расходы.
  2. Получение предполагаемой прибыли.
  3. Осуществление всех планов.

Останется только официально объявить о закрытии, а затем документально оформить процесс. Возникают лишь некоторые трудности в связи с решением данной проблемы. Например, проводится полная налоговая проверка. Главное – чтобы вся документация была в порядке.

Принудительный способ

А вот у этого решения больше всего негативных последствий. Ситуация часто не поддаётся контролю со стороны руководителей. Только уполномоченные органы отвечают за ведение дела. Принудительная ликвидация коммерческих организаций будет применяться, если у предприятия появляются серьёзные задолженности, из-за которых продолжение деятельности становится невозможным.

О расчётах и выплатах сотрудникам при ликвидации организации

Процесс предполагает судебные разбирательства.

Через банкротство

Этот процесс сам по себе может быть добровольным, либо принудительным. Причина кроется так же в наличии серьёзных долгов, не позволяющих дальше осуществлять деятельность. Преимущество появляется, если процедура начинается как раз в добровольном порядке. А вот при принудительном варианте все выявленные ошибки оборачиваются против владельца. Потому он должен заранее подумать о том, что означает ликвидация организации.

Как объявить себя банкротом физическому лицу? Основные этапы и необходимая документация

С использованием реорганизации

Этот ход можно назвать даже хитрым. Потому как он используется, если официальная ликвидация невозможна из-за определённых причин. Используются различные решения:

  • Корректировки по юридическому адресу.
  • Изменения в руководстве.
  • Слияние с другими предприятиями, и так далее.

Юристы подозрительно относятся к подобным процедурам (см. Как выбрать юриста для бизнеса). Фактически, существование не приостанавливается, оно просто будет иметь другую форму. Можно лишь надеяться на то, что налоговая не будет присматриваться к подобной махинации. Но вероятность появления отрицательных последствий всегда остаётся большой. Сроки ликвидации организации не имеют значения.

Присоединение

Переход прав с обязанностями к правопреемнику допустим, когда одно предприятие соединяется с другим. Это ещё один способ альтернативной ликвидации. Деятельность просто видоизменяется. Актуальный вариант при наличии небольших задолженностей.

Ликвидация коммерческих организаций: этапы

Процедура имеет свою последовательность, все этапы ликвидации организации наделяются своими особенностями.

Принятие самого решения о ликвидации

Сначала надо собрать совет учредителей. Именно на нём принимают соответствующее решение, после чего составляется протокол. Следующий шаг – составление уведомление о ликвидации, с использованием формы p15001. Этот документ требует нотариального заверения. Решение оформляется единолично, если и руководитель у предприятия один.

Направление уведомлений для налоговой и фондов

Этот этап наступает после документального оформления решений. Обращаться надо в налоговый орган по месту регистрации организации. Хорошо, если есть возможность сделать это максимум через три дня после того, как документы получили нотариальное уведомление.

Отдельно предоставляется уведомление относительно назначения ликвидационной комиссии, либо ликвидатора. В налоговой в ЕГРЮЛ делают пометку о том, что процесс начался. Выдаётся документ по утверждению ликвидационной комиссии.

Принятие решения о неплатёжеспособности компании

Объявление ставится в печати, налоговые органы по данному вопросу так же извещаются. Место положения, сроки принятия претензий по долгам публикуются специально для кредиторов. Если расчёты с ними осуществляются с нарушениями по срокам, на руководителей накладываются штрафы. Это главные условия ликвидации организации.

Ликвидационная комиссия начинает свою деятельность

Руководство отстраняют от дел после того, как все соответствующие органы получили уведомления. При взыскании дебиторских задолженностей начинают с детальной оценки по предприятию. Взыскание через суд применяется, если дебитор отказывается от выплат.

И активы, и пассивы фирмы попадают под процедуру инвентаризации. В бухгалтерских проводках отдельно выделяют информацию о выявлении несоответствий.

Перед увольнением всех работников требуется рассчитать. Каждого ставят в известность, а затем передают денежные средства.

Уплата налогов так же осуществляется вплоть до момента, когда организация будет полностью закрыта.

Оформление промежуточного ликвидационного баланса

Специальных правил по оформлению данного документа практически не существует. Но опытные специалисты рекомендуют следовать тем же правилам, что и при бухгалтерской отчётности. Здесь пишут об имуществе компании, расчётах с кредиторами. После утверждения баланса документы направляются в налоговую службу. Иначе возникают проблемы реорганизации и ликвидации коммерческих организаций.

Ответственность главного бухгалтера

Выплата задолженности кредиторам

Этот этап так же осуществляется с использованием определённого порядка. Сначала идут физические лица, которым был причинён ущерб по здоровью. Далее – сотрудники, бюджеты и фонды, остальные кредиторы.

Закрытие счетов, аннулирование лицензий

Все счета в банке закрываются, сразу после закрытия счетов. Об этом уведомления должны получить все соответствующие службы. Заявление в соответствующий орган подаётся для аннулирования разрешительной документации.

Что значит ликвидация организаций муниципальной группы

Этот процесс заслуживает отдельного рассмотрения, поскольку он имеет свои особенности. Ведь и сама форма собственности довольно специфична. Существуют две характеристики, которые вызывают больше всего сложностей:

  • Нет права владения на то имущество, которым распоряжаются в настоящий момент.
  • Отсутствие возможности разделить имущество.

После ликвидации не удастся распределить всё по нескольким вкладам. В остальном процедура проходит так же, как и у обычных предприятий. Это касается и выходных пособий для сотрудников, возможности обратиться в суд, если подобное решение необходимо.

Законная организация сокращения персонала: что нужно знать

Вопросами ликвидации занимается либо сам собственник, либо доверенное лицо. Главное – следить за своевременной подготовкой соответствующих документов. И за тем, чтобы всё заверялось, согласно требованиям законодательства. Статьи 61-64 ГК РФ – основные документы, в которых процедура максимально подробно описывается. На них и можно опираться для упрощения решения вопроса.

Ликвидация ОДО в РБ


Ликвидация ОДО, или ликвидация Общества с дополнительной ответственностью, является одним из видов коммерческой деятельности. Этот процесс подразумевает собой завершение деятельности предприятия без перехода прав и обязанностей к другому лицу.

Чем регулируется ликвидация ОДО в Беларуси

Ликвидация ОДО выполняется в соответствии с законодательством РБ, а именно в соответствии со следующим документом:

  • «Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь №1 от 16.01.2009г.»

Звоните! Обратитесь в Likvidiruem.BY и забудьте о ликвидации как о страшном сне – мы сделаем всю работу за вас!

Основания ликвидации ОДО

Ликвидация ОДО в Беларуси осуществляется на основаниях и в случаях, если:

  1. Того хочет владелец (когда срок действия юр лица подходит к концу, достигнут конечный результат, который задумывался, либо юр лицо обозначено судом гос. регистрации как недействительное;
  2. Того требует регистрационный орган;
  3. Того требует суд (чаще всего это следствие экономической несостоятельности, то есть банкротства, или печальный исход реализации предпринимательства без спец. лицензии).

Ликвидация ОДО означает окончание его работы без перехода прав и обязанностей к иным лицам. Логично, что каждый процесс ликвидации имеет свои особенности и загвоздки. Однако общая процедура сохраняется.

Отличия ликвидации ОДО

Как и в случае, когда осуществляется стандартная ликвидация юрлиц – решение о ликвидации ОДО принимает регистрирующий орган. Им также назначается ликвидационная комиссия.

Вот некоторые отличия этого процесса от стандартной ликвидационной процедуры:

  • После того, как заканчивается подготовка к ликвидации и назначается ликвидационная комиссия, следует расчет с кредиторами.
  • Затем, устранив все задолженности, ранее распланированная и не выплаченная прибыль распределяется между участниками ОДО.
  • То же происходит и с оставшимся имуществом – его делят между соучредителями согласно их долям в уставном фонде.
    • Здесь стоит учесть тот факт, что общество с дополнительной ответственностью накладывает эту самую «дополнительную ответственность» на учредителей.
  • Более всего этот момент отражается на процедуре расчёта с кредиторами: если стоимость имущества не покрывает долги и задолженности фирмы, учредители общества выплачивают их не поровну, а соразмерно своим долям в уставном фонде.

Звоните! Likvidiruem.BY поможет вам выполнить ликвидацию ОДО любой сложности, а также оценить последствия юридических действий за максимально короткое время!

Этапы ликвидации ОДО

  1. Подготовка к ликвидации: назначение ликвидационной комиссии и извещение регистрирующих органов. С момента старта ликвидации все полномочия переходят к ликвидатору;
  2. Публикация объявления о ликвидации одо в СМИ;
  3. Выплаты кредиторам;
  4. Инвентаризация всего имущества для создания торгов;
  5. Увольнение сотрудников;
  6. Планирование ликвидационного баланса: промежуточного и окончательного;
  7. Погашение дебиторской задолженности ( если таковая имеется);
  8. Проверки гос. инстанциями;
  9. Вычисление ликвидационного баланса и аннулирование расчетных счетов в банках;
  10. Удаление ОДО из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Срок и процедура ликвидации ОДО

В остальном, конкретные сроки и процедура ликвидации ОДО назначается для каждого случая отдельно.

Как происходит ликвидация ОДО с долгами?

Ликвидировать ОДО с наличием задолженностей и долгов можно следующими способами:

  • через банкротство;
  • через продажу юрлица;
  • через реорганизацию.

Звоните! Ликвидируя ОДО с помощью специалистов Likvidiruem.BY вы получаете возможность воспользоваться бесплатной консультацией и быстро получить ответы на все интересующие вас вопросы о ликвидации предприятий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *