Принудительная реорганизация юридического лица

Принудительная реорганизация юридического лица

Юридические лица прекращают свою деятельность в порядке, принципы которого сходны с действующими при их создании. Различают распорядительное и добровольное основания прекращения деятельности юридического лица.

Добровольным основанием считается решение органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61, п. 1 ст. 68 ГК). К распорядительным основаниям относятся: решение учредителей (участников) (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61 ГК), решение уполномоченных государственных органов (п. 2 ст. 57 ГК), решение суда (п. 2 ст. 57, п. 2 ст. 61, ст. 65 ГК). К ним примыкает реорганизация с согласия уполномоченных государственных органов .

Из анализа ст. ст. 113 — 115, 120, 294 — 300 ГК следует, что государственные и муниципальные (как казенные, основанные на праве оперативного управления, так и на праве хозяйственного ведения) предприятия и финансируемые собственником учреждения прекращают деятельность только в распорядительном (принудительном) порядке. К остальным организационно-правовым формам применимы оба вида оснований.

Достижением является то, что прекращение по решению уполномоченных государственных органов допускается только в случаях и только в формах, установленных законом, по закрытому перечню актов, предусмотренных только ГК (п. п. 2, 3 ст. 57, п. 2 ст. 61, п. п. 1, 3 ст. 65 ГК).

Принудительная реорганизация применяется в российской практике весьма редко, хотя соответствующие права предоставлены компетентным органам. Так, антимонопольные органы в соответствии с п. 1 ст. 22 Закона о конкуренции могут адресовать хозяйствующим субъектам предписание осуществить реорганизацию юридического лица в форме разделения или выделения, то есть только в формах, подразумевающих увеличение числа субъектов и уменьшение имущественной базы, доли на рынке и т.п. В соответствии со ст. 19 Закона о конкуренции в случае, когда коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушения антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.

Решение о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации принимается при совокупности следующих условий: 1) возможность организационного и территориального обособления ее структурных подразделений; 2) отсутствие между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи; 3) возможность юридического лица в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.

Больше мы не встретим такой четкой схемы. При отсутствии единого правового акта о прекращении деятельности юридического лица следует хотя бы конкретизировать в ГК основания и порядок принудительной реорганизации, дать закрытый перечень лиц, которые могут ее требовать, а также включить в ФЗ отсылочную норму.

Создание юридического лица при реорганизации

Принудительная реорганизация

Как отмечалось ранее, в ряде случаев реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц может осуществляться в судебном порядке на основании иска уполномоченных государственных органов. Данное положение установлено в ст. 57 ГК РФ. Органом, уполномоченным государством на выполнение принудительной реорганизации хозяйственных обществ, является ФАС РФ. Данные меры могут быть применены к занимающему доминирующее положение хозяйственному обществу в случае систематического осуществления им монополистической деятельности. Принудительная реорганизация хозяйственного общества, являющегося кредитной организацией, может быть осуществлена по иску ФАС РФ при условии согласования данных действий с Банком России. Необходимо отметить, что в соответствии с п.1 ст. 38 Закона о защите конкуренции ФАС РФ наделяется полномочиями в отношении реорганизации не только коммерческой организации, но также и в отношении некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход.

Процедуре предъявления в суд иска о принудительной реорганизации хозяйственного общества предшествует вынесение решения антимонопольным органом. Если учредители (участники) хозяйственного общества, уполномоченный ими орган или орган хозяйственного общества, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию в срок, определенный в решении, то ФАС РФ обращается в суд. Соответственно, суд в этом случае назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами реорганизуемого хозяйственного общества. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц. Перечисленные положения регламентируются п.2 ст. 57 ГК РФ. Создаваемые в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

Целью принятия решения о принудительной реорганизации является развитие конкуренции. Для вынесения положительного решения необходимо удовлетворение следующих условий:

1. Наличие возможности обособления структурных подразделений реорганизуемой организации. 2 Отсутствие технологически обусловленной взаимосвязи структурных подразделений данной организации (в частности, 30 и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) потребляется иными структурными подразделениями данной организации). 3. Наличие возможности самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации. Указанные условия приведены в п.2 ст.38 Закона о защите конкуренции. Решение может быть принято арбитражным судом при выполнении всех перечисленных условий.

Вынесенное судом решение о принудительной реорганизации подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением. Срок исполнения решения определяется в самом решении и не может составлять менее чем шесть месяцев.

Деятельность юридического лица невозможна без его создания. Именно создание юридического лица означает наступление определенных юридических последствий для данных субъектов гражданских правоотношений. Наступление последствий вызывается также реорганизация юридического лица.

Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица – способ прекращения его деятельности при отсутствии универсального правопреемства в его правах и обязанностях (возможно лишь частичное правопреемство – отдельные права прекращаемого юридического лица переходят к его кредиторам)

Виды ликвидации юридического лица

Существует 2 процедуры ликвидации:

  • Добровольная – осуществляется по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица.
  • Принудительная – происходит в соответствии с судебным решением.

Добровольная ликвидация юридического лица

  1. Учредители или орган должны сообщить о своем решении о ликвидации в уполномоченный государственный орган для внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц. Учредители или орган для ликвидации юридического лица назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации.
  2. Главной задачей ликвидационной комиссии является выявление всех долгов юридического лица и осуществление расчетов с его кредиторами. Для этого она публикует извещение о ликвидации юридического лица, а также порядок и сроки предъявления требований его кредиторами, а также письменно уведомляет всех кредиторов об ликвидации. Далее после окончания срока предъявления требований составляется промежуточный ликвидационный баланс (в нем отражаются сведения о составе имущества юридического лица, перечне заявленных требований кредиторов и результатов их рассмотрения)
  3. Если у юридического лица недостаточно промежуточного баланса для удовлетворения требований кредиторов, то с публичных торгов продается имущество юр. лица. При недостатке этого имущества в некоторых случаях иск об удовлетворении оставшихся требований может быть предъявлен к лицам, несущим субсидиарную ответственность по долгам юридического лица. Если обнаружится недостаточность средств для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидация должна производиться в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве.
  4. Производится расчет с кредиторами юридического лица в порядке очередности
  5. Начинается после завершения всех расчетов с кредиторами. Ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, остаток имущества передается учредителям или участникам юридического лица.
  6. Ликвидация считается завершенной с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.

Особый случай (банкротство)

Банкротство (несостоятельность) – наступает в случаях невозможности полного удовлетворения юридическим лицом требований своих кредиторов по денежным обязательствам. Они могут рассчитывать лишь на частичное удовлетворение своих требований.

Основной особенностью ликвидации при банкротстве является обязательное соблюдение конкурсного порядка распределения имущества ликвидируемого юридического лица между кредиторами.

Лицо может быть признано банкротом только в судебном порядке – по решению арбитражного суда.

Принудительная ликвидация юридического лица

Принудительная ликвидация осуществляется в соответствии с судебным решением. Основаниями могут являться, например, осуществление деятельности, запрещенной законом или без лицензии

Ликвидация юридического лица.

Общий порядок ликвидации юридического лица определяется положениями ст. 61—65 ГК РФ, а также Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и иными нормативными актами. Ликвидация является способом прекращения юридического лица. В отличие от реорганизации, ликвидация юридического лица не связана с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; вследствие допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. Таким образом, в и. 1 ст. 61 ГК РФ говорится о двух видах ликвидации юридического лица: добровольной и принудительной (по решению суда), и последствиях такой ликвидации. В любом случае ликвидация возможна исключительно в судебном порядке:

  • 1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • 2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
  • 3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • 4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
  • 5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

Учредители юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Наряду с этим ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, но не менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

По окончании срока предъявления требований кредиторов к юридическому лицу начинается следующий этап. Он включает деятельность ликвидационной комиссии по составлению промежуточного ликвидационного баланса, перечня предъявленных кредиторами требований и результатов их рассмотрения, утверждение составленного ликвидационного баланса, погашение задолженностей.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  • — в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
  • — во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

— в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

При ликвидации банков, привлекающих средства физических лиц, в первую очередь удовлетворяются также требования физических лиц, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением требований физических лиц по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций и требований физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, или требований адвокатов, нотариусов, если такие счета открыты для осуществления предусмотренной законом предпринимательской или профессиональной деятельности указанных лиц), требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов физических лиц в банках и Байка России в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с законом.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается но согласованию с уполномоченным государственным органом. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Если в ходе осуществления ликвидации юридического лица на основании решения суда выявляется недостаточность его имущества для удовлетворения требований кредиторов (п. 4 ст. 61 ГК РФ), ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени должника, кредиторы ликвидируемого юридического лица, а также иные лица, которым в соответствии с законодательством о банкротстве предоставлено право на обращение в арбитражный суд, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании соответствующего юридического лица банкротом.

Ликвидация юридического лица возможна путем признания его в судебном порядке несостоятельным (банкротом). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Принудительная реорганизация встречается довольно редко, обычно она применяется антимонопольными органами в целях развития конкуренции на отечественных рынках и недопущения установления монопольного положения. Однако в последнее время случаи принудительной реорганизации все чаще стали встречаться в судебной практике, прежде всего в сфере электроэнергетики, причем суды как соглашаются с позицией ФАС*(530), так и принимают противоположные ее позиции решения*(531).

В судебной практике четко обозначен подход, согласно которому принудительная реорганизация может быть применена ФАС только по отношению к отдельному юридическому лицу, но не к группе лиц. Суд признает решения ФАС незаконными в случае, если ФАС обязывает принудительно реорганизоваться группу аффилированных юридических лиц*(532).

Представляется возможным выделить следующие случаи принудительной реорганизации хозяйственных обществ, инициированной антимонопольными органами.

1. В случае нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок и иных предусмотренных законом действий.

В рамках осуществления государственного контроля за экономической концентрацией антимонопольный орган выдает предварительное согласие на осуществление целого ряда действий, связанных со слиянием, присоединением и созданием коммерческих организаций*(533). В том случае, если коммерческая организация была создана без получения указанного предварительного согласия, антимонопольный орган вправе обратиться в суд с требованием о ее реорганизации в форме выделения или разделения (ч. 1 ст. 34 Закона о защите конкуренции). Исковое заявление направляется в судебные органы только в том случае, если создание организации привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

Следует отметить одну недоработку упомянутого положения законодательства о конкуренции. Дело в том, что ч. 1 ст. 34 Закона о защите конкуренции предусматривает разделение или выделение коммерческой организации, созданной без получения предварительного согласия антимонопольного органа. При этом в качестве способов создания указываются такие разновидности реорганизации, как слияние и присоединение. Если в случае со слиянием вопросов не возникает, то указание на то, что в результате присоединения одной коммерческой организации к другой создается новое юридическое лицо, вряд ли можно принять как правильное. В данном случае происходит прекращение присоединяемого лица с передачей его прав и обязанностей организации, к которой осуществляется присоединение. Создания нового субъекта права в рассматриваемом случае не происходит. Разумеется, здесь понятна мысль законодателя, который предусматривает разделение или выделение коммерческой организации, приобретающей права и обязанности присоединяемого к ней юридического лица. Однако указанное положение закона требует изменений и корректировки в соответствии с положениями действующего законодательства о создании и реорганизации юридических лиц.

2. При условии, если хозяйственное общество, на которое возложена обязанность уведомлять антимонопольный орган об осуществлении действий, указанных в законе, нарушило установленный порядок уведомления.

Порядок разделения и выделения компаний аналогичен изложенному в предыдущем пункте. Следует только добавить, что случаи, при которых коммерческая организация обязана уведомлять о своих действиях, подробно изложены в ст. 30 Закона о защите конкуренции.

3. В случае систематического осуществления монополистической деятельности хозяйственным обществом, занимающим доминирующее положение.

Согласно ч. 1 ст. 38 Закона о защите конкуренции в рассматриваемой ситуации антимонопольный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном разделении нарушающего закон хозяйственного общества или выделении из его состава одной или нескольких организаций. При этом в отношении финансовой организации, поднадзорной Центральному банку РФ, антимонопольный орган вправе подать иск только по предварительному согласованию с Центральным банком РФ.

Следует отметить, что решение суда о реорганизации хозяйственного общества принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

— существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;

— отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, 30 и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);

— существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Необходимо особо подчеркнуть, что правила осуществления реорганизации едины как для принудительного, так и для добровольного случая. Однако в том случае, если акционеры (участники) хозяйственного общества, уполномоченный ими орган не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд вправе назначить внешнего управляющего хозяйственным обществом и поручить ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами компании (абз. 2 п. 2 ст. 57 ГК РФ).

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
г. Москва, Георгиевский пер., д.1, стр.1, 2 этаж
(495) 649-41-49; (495) 649-11-65

ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Принудительная реорганизация по действующему российскому законодательству может быть осуществлена только судом или уполномоченным государственным органом.

Однако корректен ли будет здесь сам термин «реорганизация»? Ведь мы получаем сплошной „винегрет“ — во-первых, реорганизацию в позитивном смысле, которой оперируют Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы „Об обществах с ограниченной ответственностью“, „Об акционерных обществах“ и ряд иных нормативных правовых актов, и, во-вторых, принудительную реорганизацию, осуществляемую на основании решения уполномоченного государственного органа. Налицо наличие двух различных категорий, похожих по форме, но различных по процессуальным и регламентационным основаниям. Для первого типа реорганизации характерен диспозитивный метод правового регулирования, тогда как для второго — преимущественно императивный.

Не добавляет определенности и действующее законодательство. Так, в Федеральном законе «О защите конкуренции», на что особо обращают внимание некоторые исследователи, отсутствует само понятие „принудительная реорганизация“.

В данном случае во избежание (как это, к сожалению не раз случалось в нашей науке) смешения похожих, но все же различающихся категорий необходимо раз и навсегда определиться с терминологическим началом, что позволит нам однозначно определить принудительную реорганизацию в качестве ее особой формы, осуществляемую в строго определенном законом порядке.

В действующем гражданском законодательстве нет определения не только принудительной реорганизации, но и реорганизации вообще. Данное упущение законодателя не единожды ставило многочисленные вопросы в доктрине и правоприменительной практике.

Вместе с тем в пункте 2 ст. 57 ГК РФ отмечается: в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

В пункте 3 этой статьи сказано: в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Как видим, и в том, и в другом случае нормы являются бланкетными и отсылают нас к соответствующим федеральным законам.

Разделение и выделение регулируют следующие нормы:

— статья 38 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (в ред. от 18 июля 2011 г.) «О защите конкуренции»;

— статья 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ (в ред. от 26 июля 2010 г.) «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „Об электроэнергетике“.

Случаи осуществления слияния, присоединения и преобразования при непосредственном участии государственного органа прописаны в:

— статье 27 Закона N 135-ФЗ — «создание и реорганизация коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа»;

— Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ (в ред. от 18 июля 2011 г.) «О приватизации государственного и муниципального имущества» — о преобразовании государственных унитарных предприятий в хозяйственные общества;

— Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий» — о преобразовании государственной корпорации в открытое акционерное общество;

— Указе Президента РФ от 4 апреля 2001 г. N 389 «О реорганизации федеральных государственных киностудий» — о реорганизации федеральных государственных киностудий путем выделения из них новых федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих последующему преобразованию в открытые акционерные общества;

— Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ (в ред. от 7 февраля 2011 г.) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» — о слиянии и присоединении кредитных организаций с целью предупреждения их собственного банкротства.

В приведенных выше нормах видны принципиальные различия между реорганизациями непозитивного порядка, проводимыми учредителями под контролем государственного органа. И эти различия позволяют нам выделить, в свою очередь, реорганизацию принудительную, вынужденную, уведомительно-разрешительную и уведомительную.

При вынужденной реорганизации ее осуществление связано с какими-либо принципиальными изменениями в соответствующей отрасли экономики либо упорядочиванием правовой регламентации определенной организационно-правовой формы юридического лица. В данном случае в обязательном порядке существует срок, к окончанию которого юридическое лицо должно реорганизоваться, и оно «вынуждено» проводить необходимые процедуры, так как после истечения обозначенного периода организация становится попросту неправосубъектной, и к ней будут применены необходимые меры со стороны уполномоченного государственного органа или суда. К вынужденной реорганизации следует отнести реорганизацию РАО „ЕЭС“ и федеральных киностудий, а также преобразование Российской корпорации нанотехнологий. В свете предполагаемых значительных изменений в действующее законодательство, касающихся регламентации деятельности юридических лиц, вынужденная реорганизация затронет в недалеком будущем ряд организационно-правовых форм, исключаемых Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации и проектом изменений в Гражданский кодекс РФ.

Особенность уведомительно-разрешительной реорганизации вытекает из самого названия — для ее успешного проведения необходим следующий алгоритм юридических фактов:

— уведомление государственного органа о ее проведении;

— письменное разрешение государственного органа.

Отсутствие любого из вышеназванных фактов ведет к тому, что реорганизация попросту не состоится.

Так, в статье 27 Закона N 135-ФЗ с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:

— слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства (далее — последний баланс, в случае представления в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате слияния таких коммерческих организаций), превышает 3 млрд. руб. или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 6 млрд. руб., либо если одна из таких организаций включена в реестр;

— присоединение одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает 3 млрд. руб. или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает 6 млрд. руб., либо если одна из таких организаций включена в реестр;

— слияние финансовых организаций или присоединение одной или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством РФ (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ).

В подпунктах 1 — 4 п. 1 ст. 30 Закона N 135-ФЗ перечислены случаи и основания уведомительной реорганизации, по которым юридическое лицо — коммерческая организация обязана уведомить в 45-дневный срок после окончания слияния (присоединения) антимонопольный орган о состоявшейся реорганизации.

При данном виде реорганизации выпадает элемент вынесения решения антимонопольного органа о разрешении реорганизации, что связано с понижением порога величины активов по последним балансам или суммарной выручки за календарный год по сравнению с действиями, обозначенными в статье 27 Закона N 135-ФЗ.

Принудительная реорганизация представляет собой способ реструктуризации компаний, при котором юридическое лицо с целью выполнения государственных функций по воспрепятствованию нарушений действующего законодательства, поддержания конкуренции и экономической активности на товарном рынке, недопущения их собственного банкротства, на основании постановления арбитражного суда или решения уполномоченного государственного органа проводит необходимые действия по комплексному приведению своей деятельности в соответствие с выданным предписанием, что выражается в сложном юридико-фактическом составе, включающем в себя:

— решение уполномоченного органа и (или) суда о принудительной реорганизации в форме разделения, выделения, слияния или присоединения;

— группу последовательно наступающих юридических фактов (определение объема правопреемства, уведомление кредиторов, публикация сведений о реорганизации и т.д.);

— административный акт (государственная регистрация вновь образованных юридических лиц).

Исходя из приведенного выше определения к наиболее важным признакам принудительной реорганизации, относятся:

— особая цель проведения — воспрепятствование нарушению действующего законодательства, поддержание конкуренции и экономической активности на товарном рынке, недопущение собственного банкротства;

— первичное волеизъявление не собственников (участников, акционеров) юридических лиц, а уполномоченного государственного органа и арбитражного суда (их решения на основании иска уполномоченного органа).

Данные признаки позволяют отличить принудительную реорганизацию от вынужденной. Так, при вынужденной реорганизации юридическое лицо добровольно выполняет предписание, которое фиксируется в нормативных правовых актах. На основании этих актов организация должна реорганизоваться, и проведение данного процесса не обязательно может быть вызвано экономическими причинами, а связано с упорядочиванием правового регулирования той или иной организационно-правовой формы. Юридическое лицо хоть и проводит реорганизацию по внешнему решению, но для начала самой процедуры так или иначе необходима его воля. В основу же принудительной реорганизации положено не нормативное предписание, а акты юрисдикционного характера либо требования (решение уполномоченного органа и (или) судебное постановление), выносящиеся с особой целью, имеющей, как правило, экономический оттенок:

— разукрупнение хозяйствующего субъекта с целью поддержания конкуренции;

— разукрупнение энергетических компаний с целью поддержания надлежащего функционирования рынка электроэнергетики;

— недопущение банкротства кредитных организаций.

Особое отличие принудительной реорганизации от вынужденной — постановка задач ее проведения. Принудительная реорганизация — всегда мера последующего государственного контроля, связанная с выполнением функций государства по недопущению нарушений действующего законодательства. Этот признак делает сходным принудительную реорганизацию с уведомительно-разрешительной, где решаются те же задачи и во многом сходные цели, и также необходимо решение уполномоченного государственного органа. Однако если принудительная реорганизация представляет собой последующий государственный контроль, то уведомительно-разрешительная — это всегда контроль первичный, и волеизъявление самого юридического лица здесь играет главенствующую роль.

Из приведенных ранее случаев к принудительной реорганизации относятся:

— принудительное разделение или выделение коммерческих, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход (ст. 38 Закона N 135-ФЗ);

— принудительное разделение и выделение юридических лиц — хозяйствующих субъектов в сфере электроэнергетики, не обеспечивших выполнение требований законодательства по структурному преобразованию своей деятельности, в соответствие с предписаниями статьи 6 Закона N 36-ФЗ;

— принудительное слияние и присоединение кредитных реорганизаций на основании статьи 32 Закона N 40-ФЗ.

Рассмотрим данные случаи подробнее.

Как сказано в пункте 1 ст. 38 Закона N 135-ФЗ, в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с ЦБ РФ) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

Обозначенные в указанной выше норме элементы образуют основания принудительной реорганизации в форме разделения и выделения:

— систематическое осуществление монополистической деятельности, т.е. ведение хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, выявленное в предусмотренном законом порядке более двух раз в течение трех лет;

— коммерческая, а также некоммерческая организация при осуществлении деятельности, приносящей ей доход, занимает доминирующее положение на рынке определенного товара, дающее ей возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам;

— основанием начала процедуры принудительного разделения или выделения в суде является иск антимонопольного органа (в отношении кредитных организаций требуется также в дополнение к этому согласование с ЦБ РФ).

В пункте 2 ст. 38 Закона N 135-ФЗ отмечаются, в свою очередь, условия, при которых разделение и выделение будет возможно:

— существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;

— отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, 30% и менее общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);

— существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Важным моментом является и следующее обстоятельство: согласно положениям пункта 3 ст. 38 Закона N 135-ФЗ срок проведения реорганизационных процедур должен составлять не менее чем шесть месяцев, что обусловлено особой сложностью процесса, так как на практике он касается прежде всего крупных компаний.

В статье 4 Закона N 36-ФЗ обозначены общие условия реструктуризации РАО «ЕЭС» посредством его реорганизации в форме разделения и выделения на ряд новых обществ в переходный период функционирования электроэнергетики.

В статье 6 этого же Закона установлено, что с 1 апреля 2006 г. юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики — группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка. Юридические лица — хозяйствующие субъекты, не обеспечившие выполнения установленных требований в указанные сроки, подлежат принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) по решению антимонопольного органа в установленный им срок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как видим, в Законе N 36-ФЗ наглядно видна ситуация, когда вынужденная реорганизация РАО «ЕЭС» и его дочерних обществ (ст. 4) с установленными основаниями, условиями и сроками проведения может плавно, в случае неисполнения обозначенных законом требований, перейти в реорганизацию принудительного характера (ст. 6 Закона), осуществляемую уже антимонопольным органом. Здесь как раз наиболее ярко можно увидеть различия между вынужденной и принудительной реорганизацией, о которых мы говорили выше.

В статье 32 Закона N 40-ФЗ сказано: Банк России вправе требовать реорганизации кредитной организации в форме слияния или присоединения в случаях, если:

— кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

— кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России в статье 62 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

— кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%.

В случае получения требования Банка России о реорганизации кредитной организации ее руководитель обязан в течение пяти дней с момента его получения обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации с ходатайством о необходимости ее реорганизации.

Совет директоров, в свою очередь, обязан в срок не позднее 10 дней с момента получения требования о реорганизации известить Банк России о принятом решении.

Приведенные примеры показывают, что принудительная реорганизация, безусловно, представляет собой особый вид реорганизации. Главное различие от реорганизации добровольной проявляется в методе правового регулирования — каким образом осуществляется сам процесс и кто инициирует процедуру. При добровольной реорганизации это всегда собственник (акционер, участник), при принудительной — государство в лице уполномоченных органов, имеющих соответствующее право, зафиксированное на нормативно-правовом уровне. Сам факт инициирования уполномоченным органом принудительной реорганизации не означает, что она непременно состоится. Необходимо зачастую судебное постановление (в отношении разделений (выделений) по статье 38 Закона N 135-ФЗ или, при неисполнении решения уполномоченного государственного органа, в иных случаях). Однако предметно сам процесс с момента вынесения решения и до государственной регистрации вновь образованных юридических лиц во многом сходен и при принудительной, и при добровольной реорганизации.

Если после вынесения решения учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят в предусмотренный постановлением срок реорганизацию, суд по иску уполномоченного государственного органа (антимонопольная служба, ЦБ РФ) назначает внешнего управляющего и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

Придя к выводу, что принудительная реорганизация является особым специфическим видом реорганизации, поставим главный, не решенный до конца наукой вопрос — будет ли в данном случае реорганизация являться мерой гражданско-правовой ответственности?

Да, происходящая по решению высшего органа юридического лица реорганизация представляет собой реорганизацию позитивного порядка, направленную на реализацию участниками юридического лица своего права в соответствии с логикой развития компании, экономическими и финансовыми составляющими ее деятельности, т.е. в данном случае она является нормальным позитивным фактором, вытекающим из самого права на реорганизацию.

Но как быть, если реорганизация осуществляется принудительно? Это уже нельзя считать нормальным элементом последовательной логики достижения целей деятельности юридического лица. Но стоит ли считать в данном случае реорганизацию мерой ответственности гражданско-правового характера, санкцией за создание, допустим, модели недобросовестной конкуренции?

С одной стороны, рассмотренная выше статья 38 Закона N 135-ФЗ относится к главе 8 Закона «Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства». Казалось бы, ответ на поставленный вопрос однозначно получен. Но мы принципиально не согласимся с такой постановкой решения, ибо это противоречит сложившимся в цивилистике представлениям о юридической ответственности вообще и гражданско-правовой ответственности — в частности.

В литературе проблемам юридической и гражданско-правовой ответственности посвящен ряд трудов.

По нашему мнению, наиболее последовательной, учитывающей все ранее проведенные исследования, является точка зрения Г.Н. Шевченко: под гражданско-правовой ответственностью она понимает предусмотренную законом или договором меру государственного принуждения имущественного характера, применяемую в целях восстановления нарушенного состояния удовлетворения потерпевшего за счет правонарушителя.

Основываясь на трудах В.Т. Смирнова и А.А. Собчака, Г.Н. Шевченко выделяет основания и условия гражданско-правовой ответственности. Под основанием она понимает правонарушение, условиями же являются признаки, которым должно отвечать это правонарушение и к которым относятся следующие: убытки; противоправное поведение правонарушителя; причинная связь между таким поведением и наступившими убытками; вина правонарушителя.

Как видим, в отношении принудительной реорганизации многие из составляющих оснований и условий гражданско-правовой ответственности недостижимы.

Весьма спорным является то, что принудительная реорганизация основана на каком-либо правонарушении. В данной ситуации инициирование проведения процедуры вызвано контрольными функциями государства, прописанными в Конституции РФ и определяемыми целями, закрепленными в соответствующих нормативно-правовых актах:

— обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (п. 2 ст. 1 Закона N 135-ФЗ);

— обеспечение государственного контроля за реализацией мероприятий по реформированию электроэнергетики со дня вступления в силу Федерального закона «Об электроэнергетике» (ст. 4 Закона N 36-ФЗ);

— поддержание мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций (п. 1 ст. 1 Закона N 40-ФЗ).

Задачей государства в приведенных случаях является выполнение «реанимационной» функции контроля над определенной ситуацией, т.е. государство выполняет роль „пожарного“, который должен затушить тот или иной пожар на стадии, когда он не перерастет в действительное правонарушение, влекущее за собой значительные убытки различным субъектам гражданских правоотношений.

В качестве условия гражданско-правовой ответственности обязательно наличие убытков у потерпевшего. Однако кто конкретно является потерпевшим в нашем случае, и в чем именно будут выражаться убытки?

Изложенное выше не позволяет отнести принудительную реорганизацию к мерам гражданско-правовой ответственности.

Любая ответственность и санкция за ее совершение — это кара, наказание за какое-либо правонарушение. Для любой ответственности выстраивается логическая цепочка «гипотеза — диспозиция — санкция». Сама ответственность исходит из определенных целей, задач и принципов того или иного нормативно-правового акта. Какие же цели преследует при принудительной реорганизации государство? Карательные? Отнюдь, и это и вытекает из текста законов.

Таким образом, принудительная реорганизация является мерой не гражданско-правовой ответственности, а поддержания государственного контроля над определенными сферами экономики, направленной на недопущение возникновения действительных нарушений, ответственность за которые наступает уже по иным основаниям и регулируется нормами других отраслей права (ст. ст. 14.9, 14.32, 14.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 178 Уголовного кодекса РФ).

Хочется верить, что нормы о принудительной реорганизации как меры государственного контроля найдут свое более детальное отражение в тексте ГК РФ и иных специальных законов, будут надлежащим образом реализовываться в правоприменительной практике и исключат какие-либо двойные толкования на уровне цивилистической доктрины.

Автор статьи: Т.А. Нуждин

По всем вопросам можно записаться на прием к специалистам по телефонам:

(495) 64 — 911 — 65 или 649 — 41 — 49 или (985) 763 — 90 — 66
Внимание! Консультация платная.

Бесплатно Вы можете задать свой вопрос в разделе «Вопрос адвокату»

С другой тематикой и практикой нашего Центра — вы можете ознакомиться ниже, перейдя по ссылке:

  1. Преимущественное право покупки доли (части доли) в уставном капитале ООО
  2. Действительная стоимость доли в уставном капитале общества
  3. Участник общества вправе потребовать возврата внесенного вклада
  4. Фирменное наименование юридического лица
  5. Аудиторская проверка деятельности акционерного общества
  6. Об исключении недействующего юрлица из ЕГРЮЛ
  7. О невозможности осуществления госрегистрации изменений, касающихся сведений о юрлице
  8. Неисполнение обязательств по оплате уступки доли в уставном капитале общества
  9. Перечень оснований для ликвидации юридических лиц пересмотрят
  10. Уменьшение стоимости активов юрлица не влечет его ликвидацию

Принудительная реорганизация юридического лица

Помимо добровольной реорганизации возможно проведение принудительной реорганизации юр. лица. Прежде всего, данный институт распространён в антимонопольном праве, особенно последнее время принудительная реорганизация характерна для электроэнергетических рынков. Соответственно, принудительная реорганизация осуществляется в форме разделения или выделения.

Можно выделить два основания принудительной реорганизации юридического лица, предусмотренные соответственно ст.ст. 34, 38 ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон). Ст . 27 Закона предусматривает ситуации, когда обязательно уведомление о реорганизации антимонопольного органа, в случае присоединения или слияния организаций. При этом нарушение порядка уведомления в соответствии со ст. 34 Закона может служить основанием для инициирования процедуры принудительной реорганизации. Однако сам факт неуведомления не может быть причиной разделения или выделения. Главным критерием следует считать ограничение или потенциальное ограничение конкуренции. Отметим, что неурегулированными остаются сроки подачи заявки в антимонопольный орган. В практике судов сложилась позиция, в которой подчёркивается, что напрямую из антимонопольного законодательства следует только тот факт, что такое уведомление о реорганизации юридического лица должно быть отправлено до государственной регистрации вновь образованных юридических лиц. Однако при этом также следует учитывать, что антимонопольные органы рассматривают указанное уведомление в течение 30 дней. Таким образом, наименее рискованным является представление уведомления о реорганизации в ФАС более чем за 30 дней до планируемой государственной регистрации.

Вторым случаем (ст. 38 Закона) принудительной реорганизации юридического лица является систематическое осуществление монополистической деятельности участником рынка, который занимает доминирующее положение. В этой ситуации Законом предусмотрены ещё более сложные условия проведения принудительной реорганизации юрлица. Она возможна только тогда, когда есть действительная возможность обособления подразделений организации, новообразованные юрлица способны вести самостоятельную деятельность, а также отсутствует технологическая взаимосвязь между подразделениями.

Возвращаясь к вопросу судебной практики, стоит отметить, что случаи принудительной реорганизации в форме разделения или выделения достаточно редки. При этом суды критически относятся к искам антимонопольных органов. В наиболее общем случае антимонопольный орган в суде обязан доказать реальность ограничения конкуренции как с фактической, так и юридической точки зрения. Как уже отмечалось, достаточно большое количество дел было связано с энергетическим правом. Так, «популярным» основанием является совмещение деятельности по купле-продаже электроэнергии с действиями по передаче энергии другим субъектам. При этом суды выступают против формального толкования, зачастую применяемого УФАС. В деле № А44-300/2008 судом отмечено, что указание в уставе общества несовместимых видов деятельности не означает их фактического осуществления. Также в судебной практике четко обозначен подход, согласно которому принудительная реорганизация должна применяться ФАС только к одному юридическому лицу, но не к группе лиц. Суд признает решения ФАС незаконными в случае, если ФАС обязывает принудительно реорганизоваться группу аффилированных юридических лиц.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *