Присмотр и уход

Услуга присмотра и ухода в сфере общего образования

При реализации ряда образовательных программ для несовершеннолетних сопутствующей образовательной услуге является услуга по присмотру и уходу.

Пункт 34 ст. 2 Закона об образовании определяет присмотр и уход за детьми как комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Соответственно, оказание услуги по присмотру и уходу включают в себя расходы:

  • • на организацию питания;
  • • организацию хозяйственно-бытового обслуживания;
  • • обеспечение соблюдения детьми личной гигиены и режима дня.

В ч. 4 ст. 65 и ч. 9 ст. 66 указанного Закона содержится прямой запрет на включение в стоимость услуги по присмотру и уходу:

  • • расходов на реализацию образовательной программы дошкольного, начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
  • • расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих данные образовательные программы.

Следует отметить, что разделение оказываемых организациями общего образования услуг произошло еще до принятия Закона об образовании. Пунктами 3—4 ныне утратившего силу Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562, устанавливалось, что дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лег.

Поскольку и Конституция РФ, и Закон об образовании гарантируют бесплатность только образования, а не сопутствующих его предоставлению услуг, то по общему правилу услуга присмотра и ухода является для родителей (законных представителей) обучающихся платной.

Образовательное законодательство предусматривает, что родительская плата может взиматься.

  • • при реализации образовательной программы дошкольного образования;
  • • за содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, включающее в себя обеспечение обучающихся в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием и организацию их хозяйственно-бытового обслуживания;
  • • за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.

Следует обратить внимание, что законодательство не связывает возможность оказания услуги по присмотру и уходу с обязательной сопутствующей реализацией какой-либо образовательной программы. Иными словами, организация может оказывать только услугу по присмотру и уходу, не занимаясь при этом образовательной деятельностью. Кроме этого, данная услуга лицензированию не подлежит, так как не является реализацией образовательной программы. Деятельность организаций, оказывающих только услугу по присмотру и уходу, образовательным законодательством не регулируется, поскольку они не являются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Тесно связанной с услугой по присмотру и уходу является группа продленного дня. Данная группа может являться «чистой» услугой по присмотру и уходу, которая оказывается в организации, реализующей программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, после окончания учебных занятий или в интернате. Вторым вариантом группы продленного дня может являться «комбинированная» услуга, объединяющая в себе услугу по присмотру и уходу и реализацию, например, дополнительной общеразвивающей программы.

По общему правилу решение о размере родительской платы или отказе от ее взимания решает учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность. Иными словами, в каждом конкретном случае в зависимости от установленных учредителем правил размер указанной платы может варьироваться от 0 до 100% от фактической стоимости данной услуги. При этом размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта РФ для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

Также учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (ч. 2 ст. 65 Закона об образовании). Например, учредитель может принять решение о том, что он не будет взимать такую плату с многодетных родителей, а с родителей, являющихся педагогическими работниками, будет взимать только 50%.

Вместе с тем ч. 3 ст. 65 Закона об образовании установлен запрет на взимание родительской платы за присмотр и уход за следующими категориями обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования:

  • • детьми-инвалидами;
  • • детьми-сиротами;
  • • детьми, оставшимися без попечения родителей;
  • • детьми с туберкулезной интоксикацией.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, — это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Туберкулезная интоксикация — диагноз, установленный после обследования в условиях специализированного противотуберкулезного учреждения. Данное требование и характеристика туберкулезной интоксикации содержатся в разд. II Приложения № 2 к приказу Минздрава России от 21.03.2003 № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации».

Также ч. 5 ст. 65 Закона об образовании в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, обязывает выплачивать компенсацию их родителям (законным представителям ).

В соответствии с ч. 7 указанной статьи расходы, связанные с выплатой компенсации, являются расходным обязательством субъектов РФ. Они же устанавливают порядок обращения за получением компенсации и порядок ее выплаты.

Размер компенсации устанавливается нормативными правовыми актами субъекта РФ. При этом указанной нормой установлен минимальный размер такой компенсации, которая рассчитывается от среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ. Средний размер родительской платы в данном случае устанавливается органами государственной власти субъекта РФ.

Итак, размер компенсации должен составлять:

  • • не менее 20% на первого ребенка;
  • • не менее 50% на второго ребенка;
  • • не менее 70% на третьего ребенка и последующих детей.

Следует отметить, что в рассматриваемой ситуации речь идет не о безусловной выплате, а именно о компенсации. Как правило, иод компенсацией понимается возмещение понесенных затрат, произведенных расходов, возмещение убытков и т.д.

Пример

Допустим, что в одной семье два ребенка посещают детский сад, в котором родительская плата составляет 1000 руб. При этом в данном субъекте РФ средний размер родительской платы установлен в размере 3000 руб. 20% от 3000 руб. равны 600 руб., а 50% — 1500 руб. соответственно. Формально получается, что за второго ребенка в данном случае родителям должны выплатить 1500 руб., что в 1,5 раза превышает фактически уплаченную родительскую плату. Поскольку речь идет о компенсации, то она не может быть выше фактически понесенных расходов. Таким образом, в рассматриваемом примере размер компенсации на второго ребенка составит 1000 руб.

Кроме этого, в ч. 5 ст. 65 Закона об образовании установлено, что право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. Иначе говоря, лица, освобожденные от родительской платы, не имеют право па компенсацию. Также компенсация возможна только после внесения родительской платы. Если родители (законные представители) не вносили такую плату в течение какого-либо периода, то до ее уплаты претендовать на компенсацию они не вправе. Кроме этого, уточняется, что компенсация выплачивается только одному родителю (законному представителю), так как в предыдущих частях данной статьи говорилось о том, что она выплачивается родителям (законным представителям).

  • Отметим, что термин «интернат» в образовательном законодательстве используетсяв основном для наименования места временного проживания обучающихся по общеобразовательным программам. Место временного проживания обучающихся по профессиональнымобразовательным программам называется «общежитие».

Изменены правила использования маткапитала на содержание детей в детских садах и школах

В соответствии с положениями закона «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу 1 сентября 2013 года, дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Кроме того, в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня (ГПД или просто — продленка), за который может устанавливаться о плата.

Присмотр и уход за детьми — это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

До сих пор в действующих правилах, регулирующих использование материнского капитала на оплату услуг в сфере образования, не была зафиксирована возможность оплаты услуг по присмотру и уходу за ребенком (детьми) в детских садах и школах. Минобрнауки по поручению Правительства РФ уточнило положения правил во избежание правовых коллизий, препятствующих распоряжению гражданами средствами материнского капитала на указанные цели. Соответствующие изменения утверждены Постановлением Правительства от 14 июля 2014 года №648.

Теперь для реализации права использования средств материнского капитала на оплату услуг по присмотру и уходу за ребенком (детьми) в образовательных организациях необходим следующий набор документов:

  • заявление о распоряжении средствами материнского капитала;
  • договор с образовательной организацией (детский сад или школа), включающий в себя обязательства по присмотру и уходу за ребенком (детьми), а также расчет размера платы за данные услуги.

Средства на оплату услуг по содержанию детей в детских садах и школах за счет материнского капитала направляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации путем безналичного перечисления на расчетные счета, указанные в договоре с образовательной организацией.

С 2018 года сделать это можно будет, не дожидаясь достижения ребенком 3 лет (а конкретнее — начиная с возраста 2 месяцев, для чего ближайшие несколько лет в России будут активно открываться новые ясельные группы). С соответствующим предложением и решением о продлении программы до 2021 года в ноябре 2017 года выступил в Кремле президент России Владимир Путин.

ПРИСМОТР И УХОД ЗА ДОШКОЛЬНИКАМИ

В случае обучения по программе дошкольного образования немаловажным вопросом является то, как организован присмотр и уход за дошкольниками. Дети в этом возрасте еще не в состоянии обучаться в течение длительного времени, и существенную часть времени они не обучаются, а пребывают в детском саду. Несмотря на то, что образование ребенка фактически осуществляется в течение большей части времени его пребывания (его воспитывают, учат нормам общежития, прививают навыки гигиены и самообслуживания, учат соблюдать режим дня и т.п. – воспитание является составной частью образования, а оно может осуществляться в течение всего времени взаимодействия педагога с обучающимся), именно обучение ребенка довольно кратковременно. 42 Большую часть времени занимают питание, организация сна, прогулки и другие занятия ребенка. В связи с этим в рамках детского сада ребенок не только получает образование по программе дошкольного образования, за ним еще и осуществляют присмотр и уход. И если дошкольное образование является бесплатным (и это закреплено в Конституция), уход за ребенком оплачивается родителями. Так как получить образование без присмотра и ухода практически невозможно, а присмотр и уход – услуга платная, стоимость данной услуги – это важнейший вопрос, от которого зависит реальная доступность дошкольного образования для родителей. В первую очередь, надо понимать, что такое присмотр и уход. Статья 2 Закона дает такое определение: Присмотр и уход за детьми – комплекс мер по организации питания и хозяйственно- бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Вопросам стоимости этой услуги посвящена отдельная, 65-я статья закона. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать родительскую плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее – родительская плата), и ее размер. При этом учредитель имеет право снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. Иногда учредители устанавливают пониженный размер родительской платы для всех (если сравнивать размер с реальными расходами на организацию присмотра и ухода), иногда снижают плату или освобождают от нее отдельные категории граждан (например, многодетные семьи). Это право учредителя, он может ввести полную стоимость услуги, а может частичную, может сделать для кого-то льготные условия, а может не делать. При этом есть такие категории детей, за присмотр и уход за которыми родительская плата не взимается на основании положений закона. Плата не может взиматься за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях. Возникает вопрос, ограничена ли как-то родительская плата? Закон содержит лишь самое общее ограничение. В родительскую плату нельзя включать расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходы на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования. Вместе с тем, размер устанавливает именно учредитель. А учредители не заинтересованы в росте родительской платы, тем более, что политически рекомендовано не допускать ее роста, с целью сохранения доступности дошкольного образования. Поэтому, формально, размер родительской платы может быть любым, но не более расходов на оказание услуги по присмотру и уходу. Реально же он чаще всего оказывается меньше этих расходов. С целью дальнейшей материальной поддержки родителей, которые внесли родительскую плату, закон предусматривает также специальную компенсацию для них. Закон гласит: «В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным 44 представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации». Это означает, что регион определит, какой же на его территории средний размеры родительской платы (некоторые регионы вводят разные размеры, например, в разных видах детских садов, либо в разных муниципалитетах). Далее те родители, чьи дети учатся в детских садах, получат компенсацию в размере 20, 50 или 70 процентов от среднего размера – в зависимости от того, первый это, второй, или третий и последующий ребенок. Компенсацию получат те, кто реально внес родительскую плату. Она выплачивается одному из родителей. Порядок обращения за получением компенсации и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому надо искать соответствующий нормативный акт региона, чтобы понять, как конкретно действовать, чтобы получить компенсацию.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Детские сады в жилых домах – это реально

Новый закон об образовании в РФ, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, разделил функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций – в форме индивидуальной деятельности, в дошкольных группах присмотра и ухода на базе родительских сообществ, в семейных дошкольных группах и иных формах. Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций – в форме семейного образования (п. 3 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (далее – Порядок). При этом формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной образовательной программе дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования осуществляется в группах, которые могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность (абз. 2 п. 13 Порядка).

    ДЛЯ СПРАВКИ

    В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.

    В группах компенсирующей направленности – реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

    Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В этих группах реализуется образовательная программа дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

    В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (п. 13 Порядка).

Также в образовательной организации могут формироваться:

  • группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от двух месяцев до трех лет;
  • группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от двух месяцев до семи лет. В таких группах реализуется комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
  • семейные дошкольные группы, которые могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования (абз. 7 п. 13 Порядка).

Формы предоставления услуг по присмотру и уходу за детьми

Минобрнауки России в своем письме от 5 августа 2013 г. № 08-1049 дало рекомендации по организации различных форм присмотра и ухода за детьми. Выделяется четыре такие формы.

  1. 1

    Самая распространенная – присмотр и уход за детьми в группах полного дня, удлиненного дня и круглосуточного пребывания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в которых реализуется образовательная программа. По данным Минобрнауки России, в прошлом году присмотр и уход в такой форме получали 6,2 млн детей в 56,4 тыс. учреждений. Отметим, что министерство рекомендует создавать группы не только общеразвивающей, но также компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности.

  2. 2

    Вторая форма предусматривает присмотр и уход за детьми в семье с получением дошкольного образования в группах кратковременного пребывания. По состоянию на январь прошлого года в таких группах насчитывалось около 270 тыс. детей дошкольного возраста (примерно 4,6% всех детей, получающих дошкольное образование). Группы кратковременного пребывания также имеют разную направленность. Существуют, например, группы адаптации для детей с шести месяцев до двух лет, в том числе для детей с родителями, группы развития, в которых получение дошкольного образования строится на основе развивающих игр, группы «Особый ребенок» для детей-инвалидов, группы подготовки детей к школе.

  3. 3

    Третья форма заключается в привлечении к присмотру и уходу за детьми индивидуальных предпринимателей, осуществляющих индивидуальную педагогическую деятельность. В 2013 году более 1000 индивидуальных предпринимателей оказывали услуги в сфере дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, в частности в виде организации семейных клубов, детских центров, домашних детских садов.

  4. 4

    В последнее время все популярнее становится четвертая форма предоставления услуг по присмотру и уходу за детьми – семейные дошкольные группы. Они являются структурными подразделениями государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций и создаются, как правило, на дому у воспитателей этих учреждений. В большинстве случаев воспитателями семейных дошкольных групп становятся многодетные мамы, которые воспитывают своих детей дошкольного возраста (не менее трех) и могут взять еще 1-2 чужих детей. Также воспитателями могут быть педагоги, которые в своей квартире создают условия для дошкольного образования детей, живущих по соседству. В прошлом году дошкольное образование в семейных группах получали 10,7 тыс. детей (0,2% от общей численности детей, получающих дошкольное образование).

Специфика семейных детских садов

Фото: oprf.ru

Борис Альтшулер, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан:

«Надомный труд привлекателен для огромного количества родителей маленьких детей, а работа воспитателем надомной группы детского сада – это и доход, и для многих очень содержательное творческое занятие».

В качестве одного из способов решения проблемы нехватки мест в детских садах представители власти и эксперты называют формирование дошкольных групп, размещенных в жилых помещениях жилищного фонда. К ним относятся, в частности, и указанные выше семейные дошкольные группы. Минобрнауки России в своем письме от 27 сентября 2012 г. № 08-406 дало рекомендации по организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений дошкольных образовательных учреждений.

Министерство указывает, что основными преимуществами таких групп являются их небольшая наполняемость (пять-восемь детей) и близость к месту проживания детей. Отмечается также, что получение дошкольного образования в семье позволяет избежать проблем адаптации детей к дошкольному учреждению, предоставляя, в то же время, все условия для своевременной социализации детей раннего и дошкольного возраста. Занятия с детьми проводят не только мамы-воспитатели, но и специалисты дошкольного учреждения, структурным подразделением которого является конкретный семейный детский сад, – музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, логопед и др. Кроме того, дети посещают мероприятия в основном здании соответствующей дошкольной организации.

К минусам организации семейных детских садов Минобрнауки России относит сложность оценки созданных в них условий, а также тот факт, что содержание ребенка в семейной дошкольной группе малой наполняемости в настоящее время обходится бюджету дороже, чем его содержание в муниципальном детском саду. Кроме того, отмечается, что необязательность педагогического образования мамы-воспитателя может создать трудности в организации и проведении занятий. Решается эта проблема путем широкого привлечения педагогов-специалистов дошкольных образовательных учреждений. Однако для организации квалифицированной деятельности мам-воспитателей, не имеющих педагогического образования, в условиях семейного детского сада необходимо проводить для них обучение (переподготовку).

СанПиН для дошкольных групп, размещенных в жилых помещениях

25 февраля текущего года вступило в силу постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19 декабря 2013 г. № 68, которым утвержден СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда» (далее СанПиН № 1).

Отметим, что санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций закреплены в СанПиН 2.4.1.3049-13 (далее – СанПиН № 2), действующем с 30 июля 2013 года. Однако в документе прямо указано, что содержащиеся в нем санитарные правила не распространяются на семейные группы, размещенные в жилых квартирах или жилых домах (п. 1.3. СанПиН № 2).

По сути, оба документа имеет своей целью создание благоприятных условий содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья. Поэтому некоторые закрепленные ими требования, в частности к организации питания детей, температурному режиму в помещениях, уровню освещенности, материалам внутренней отделки помещений, размерам детской мебели, практически идентичны. Подчеркнем, однако, что СанПиН № 2 содержит более широкий и конкретный перечень требований к зданиям, помещениям, оборудованию и их содержанию. Также в документе отдельно прописаны требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержатся в нем и требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций. СанПиН № 1 их не содержит по той простой причине, что в силу расположения дошкольных групп в жилых помещениях своих территорий у них может не быть вообще.

Помимо указанных различий, обусловленных, в частности, видом помещений, в которых размещаются дошкольные группы и дошкольные образовательные организации, эти документы содержат также ряд существенных различий, например в видах групп, на которые распространяются установленные правила и нормы, и возрасте принимаемых в них детей.

Таблица. Распространение требований документов на дошкольные группы

Вид группы СанПиН № 1 СанПиН №2
Группы, в которых осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования:

  • общеразвивающей направленности
  • компенсирующей направленности
  • комбинированной направленности
Распространяется
Группы по присмотру, уходу и развитию, в которых не осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования Распространяется Не распространяется
Семейные дошкольные группы общеразвивающей направленности или осуществляющие присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования Распространяется Не распространяется

В СанПиН № 2 указано, что в дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от двух месяцев до семи лет (п. 1.8.). СанПиН № 1 минимальный возраст принимаемых в дошкольные группы детей не определяет, а максимальный устанавливает на год больше – восемь лет (п. 1.5.). В то же время, например, в таблице, содержащей суммарные объемы блюд по приемам пищи, указаны показатели для детей в возрасте один-три года и три-восемь лет (п. 3.6.), а вот упоминания о детях младше одного года нет вообще.

Пункт 1.6. СанПиН № 1 предусматривает, что дошкольные группы могут функционировать в режиме кратковременного пребывания (до пяти часов в день), сокращенного дня (8-10-часового пребывания), полного дня (10,5-12-часового пребывания), продленного дня (13-14-часового пребывания). СанПиН № 2 предусматривает, помимо перечисленных, еще и режим круглосуточного пребывания детей в учреждении (п. 1.3.).

Обоими документами устанавливается, что количество детей в группах определяется, исходя из расчета площади не менее 2 кв. м в игровой комнате на одного ребенка, фактически находящегося в группе. Однако СанПиН № 2 определяет еще и количество детей в группах раннего возраста (до трех лет) – на каждого такого ребенка должно приходиться не менее 2,5 кв. м площади игровой комнаты.

На основании вышеуказанных положений можно выделить три самых существенных различия между СанПиН № 1 и СанПиН № 2:

  • первый распространяется на дошкольные группы, размещенные исключительно в жилых помещениях. Отметим, что для размещения детей в жилом доме необходимо, чтобы он соответствовал требованиям не только СанПиН № 1, но и санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях;
  • СанПиН № 2 распространяется на группы, в которых осуществляется реализация образовательных программ дошкольного образования, а СанПиН № 1, помимо таких групп, еще и на группы по присмотру, уходу и развитию (в том числе семейные дошкольные группы);
  • максимальный возраст принимаемых в организации (группы) детей: в СанПиН № 1 – восемь лет, в СанПиН № 2 – семь.

Что касается минимального возраста принимаемых в группы детей, то отсутствие прямого указания на него в п. 1.5. СанПиН № 1 при упоминании в п. 3.6. детей в возрасте от года создает, на наш взгляд, неясность – с какого возраста детей можно отдавать в такие группы: только по достижении ими одного года, либо с двух месяцев (с момента, когда по закону об образовании может начинаться получение детьми дошкольного образования), либо вообще с рождения (в случае осуществления присмотра и ухода, а не реализации образовательной программы).

    МНЕНИЕ

    Борис Альтшулер, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан:

    «Сама постановка вопроса «группа для грудничков» (от двух месяцев до года) мне кажется неточной. Таким малышам, по сути, нужна или мама, или индивидуальная няня, или, например, так, как это организовано в некоторых домах малютки Санкт-Петербурга: на группу из пяти малышей – три воспитателя, прикрепленных к группе и постоянно (на сменной основе) с детьми находящихся. Но это для круглосуточного сиротского учреждения. Если же речь идет об обычной ясельной группе полного дня, то важно, чтобы при одном надомном воспитателе число малышей до года было, полагаю, не более двух, а со старшими детьми этих совсем маленьких вообще не надо объединять, по-моему, поскольку в возрасте до года детский коллектив еще для развития не значим. Полагаю, что и сами мамы поостерегутся отдавать грудничков. Хотя, конечно, разные бывают ситуации».

Одной из главных преследуемых СанПиН № 1 целей, как нам кажется, является решение проблемы очередей в детские сады за счет создания дошкольных групп в жилых помещениях и увеличение количества таких учреждений, как семейные детские сады (семейные группы). По мнению заместителя председателя Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Бориса Альтшулера, данный документ создает предпосылки для существенного увеличения последних, что позволит полностью разрешить проблему очередей в детские сады. Однако член ОП РФ подчеркивает: для того чтобы такие группы внедрились в массовом масштабе, Минобрнауки России необходимо разработать и утвердить подзаконные акты, детально регламентирующие деятельность детского сада по работе с «удаленными» его подразделениями – надомными дошкольными группами, в частности порядок финансирования, урегулирование надомного труда воспитателей, порядок организации дошкольного образования специалистами детского сада, вопросы доставки детей из групп в головной детский сад для проведения занятий, медосмотров и для участия в праздниках, допустимое количество надомных «филиалов» и числа детей в них. Также Борис Альтшулер отмечает необходимость разработки и внедрения программы подготовки будущих воспитателей надомных групп продолжительностью четыре-пять месяцев.

Нехватка мест в детских садах является действительно очень острой и обсуждаемой проблемой. СанПиН № 1 фактически разрешил спорный вопрос о том, можно ли размещать детские сады в жилых домах и если можно, то какие требования к ним предъявляются. Теперь, как нам представляется, логично будет регламентировать порядок функционирования таких учреждений и требования к их персоналу.

Документы по теме:

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 августа 2013 г. № 08-1049 «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми»
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 27 сентября 2012 г. № 08-406 «Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ»

Новости по теме:

  • Яслям в Москве – быть – ИА «ГАРАНТ», 7 февраля 2014 г.
  • К 2016 году планируется обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет – ИА «ГАРАНТ», 16 января 2014 г.

Минобрнауки России разъяснены некоторые вопросы, касающиеся расходов на содержание детей (присмотр и уход) в образовательных организациях

<Письмо> Минобрнауки России от 24.04.2013 N ДЛ-101/08 «О размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми»

Сообщается, в частности, что:

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, вступающим в силу с 1 сентября 2013 года, разделены функции по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей (органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих организаций;

родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях. С учетом этого за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее размер. Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;

при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в родительскую плату не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования;

при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми необходимо учитывать, что семья находится под защитой государства, и это предполагает установление государством мер социальной поддержки семьям, имеющим детей. В контексте Федерального закона такие меры социальной поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим образом:

установлено право, а не обязанность учредителя образовательной организации устанавливать плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях;

при введении родительской платы учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке;

установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается;

в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка, не менее 50 процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее 70 процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *