Проблемы и перспективы развития аудита в России

УДК 657.6; 621.31

И. С. Богданович

СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АУДИТА В РОССИИ

Рассматривается современное состояние российского рынка аудиторских услуг, приводятся статистические данные, анализируются проблемы аудита и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: аудит, аудиторская деятельность, проблема, перспектива, решение.

В России осуществляется последовательное реформирование бухгалтерского учета и аудита, которое ориентировано на интеграцию с мировым финансовым рынком. В связи с повышением требований к качеству и надежности бухгалтерской финансовой отчетности возросла актуальность данного процесса.

Рынок аудиторских услуг сравнительно молод и развивается разными темпами. По данным Министерства финансов РФ по состоянию на 31.12.2014 г. имеют право осуществлять аудиторскую деятельность 5,3 тыс. аудиторов и аудиторских организаций, в том числе 4,8 тыс. аудиторских организаций и 0,18 тыс. индивидуальных аудиторов. За 2014 год общее количество субъектов аудиторской деятельности сократилось на 3,6 %, что связано с экономической ситуацией в России. С деятельности индивидуальных аудиторов частично сняты ограничения, однако, существенного влияния ее масштабы не оказывают существенного влияния.

Большинство аудиторских организаций занимается аудиторской деятельностью пять и более лет (см. табл.1).

Таблица 1

Возрастная структура аудиторских организаций в 2014 году, %

Количество лет ведения аудиторской деятельности Доля в общем количестве аудиторских организаций, %

2012 2013 2014

Менее года 3,7 3,5 4,8

1-2 года 11,0 7,2 6,8

3-4 года 11,5 11,9 9,7

5 и более лет 73,8 77,4 78,7

Данная структура аудиторских организаций сохраняется достаточно долгое время.

Субъектом аудиторской деятельности является аудитор. На протяжении нескольких лет наблюдается тенденция к снижению количества аудиторов, имеющих право осуществлять аудиторскую деятельность. За 2014 год количество аудиторов сократилось на 0,8 тыс. человек и составило 22,2 тыс. человек.

Объем оказанных услуг за 2014 год составил 53,6 млрд руб., что на 1,9 млрд руб. больше, чем в 2013 году. Структура доходов аудиторских организаций представлена в табл. 2.

Таблица 2

Структура доходов аудиторских организаций (в %)

Показатели Всего по России Москва Са! Пете шт-рбург Другие регионы

2013 2014 2013 2014 2013 2014 2013 2014

Доля доходов от проведения аудита в общих доходах за год х 52,5 53,6 51,5 36,8 39,5 52,3 52,5

Доля доходов от оказания сопутствующих аудиту услуг в общих доходах за год х 5,9 10,2 5,0 2,7 6,4 8,7 5,9

Доля доходов от оказания прочих услуг в общих доходах за год х 41,6 36,2 43,5 60,5 54,1 39,0 52,5

В 2014 году доля 50 крупнейших по величине дохода аудиторских организаций в совокупном объеме оказанных услуг незначительно увеличилась и составила 43,3 %.

Доля доходов от проведения аудита в совокупных доходах от проведения аудита всех аудиторских организаций осталась практически без изменений по сравнению с 2013 годом и составила 46,9 %.

В 2014 году количество клиентов аудиторских организаций, отчетность которых проаудирована, незначительно снизилось и составило 67857. Как и в предыдущие годы, большинство клиентов (85,3 %) обратилось в аудиторские организации для проведения обязательного аудита, что на 2 % больше, чем в 2013 году. В то же время количество клиентов, обратившихся для проведения инициативного аудита, сократилось на 20 % и составило в 2014 году 14,7 % от общего количества клиентов.

Таким образом, наблюдается если не кризис, то стогнация рынка аудиторских услуг. Существует целый ряд предпосылок и причин, играющих отрицательную роль в развитии аудиторского рынка. Причинами такого положения являются, по мнению экспертов, сокращение притока новых клиентов, сокращение бюджетов на привлечение аудиторов, платежеспособность клиентов и фиксация цен на аудиторские и консультационные услуги. Однако существует большое количество проблем аудиторской деятельности, которое также является причиной нестабильного развития рынка аудита. Рассмотрим их подробнее:

Проведение «серого» аудита. Клиенты аудиторских организаций пытаются снизить свои затраты любыми способами, поскольку непроведение аудита влечет штрафные санкции, а недобросовестные аудиторы, пытаясь сохранить клиентов, соглашаются на подобный способ оказания услуг по проведению аудита.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изначально «легкий» способ получения аттестата и лицензии (до 2009 года) на осуществление аудиторской деятельности. Вместе с тем, по нашему мнению, в настоящее время требования к получению аттестата крайне завышены. Это касается квалификационного экзамена, который сдать под силу очень ограниченному числу претендентов.

Установление критериев для обязательного аудита. Если изначально были установлены такие критерии, по которым даже малые предприятия с небольшим оборотом должны были проводить аудит, и это вызывало негативную реакцию у клиентов аудиторских организаций, то теперь установлены критерии, согласно которым у аудиторских фирм сократилось число клиентов, что влечет сокращение доходов аудиторских фирм, а иногда и их ликвидацию.

Ценообразование на рынке аудиторских услуг. Одна сторона данной проблемы заключается в том, что уровень цен на аудиторские услуги остается практически неизменным. Это вызвано чередой кризисов в экономике и введенными Евросоюзом санкциями. Другая сторона — демпинг цен самими аудиторскими организациями в случаях, когда проверка проводится на основании конкурсного отбора.

Сезонность в аудите. Доходы от проведения аудита поступают, как правило, в первые четыре месяца года. Это связано с тем, что большинство предприятий стремится сдать бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением, соответственно, в остальное время года доходы поступают в основном от прочих и сопутствующих услуг.

Оказание услуг, несовместимых с проведением аудита. Если аудиторская организация оказывает услуги по ведению и восстановлению бухгалтерского или налогового учета, то она теряет данного клиента в части услуг по проведению аудита. Однако данная проблема стоит не очень остро, поскольку за данными услугами обращаются небольшие предприятия, которые не обязаны проводить аудиторскую проверку в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Монополизация рынка аудиторских услуг «большой четверкой».

Ужесточение законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность. Это касается увеличения числа аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях аудита, внешнего контроля за деятельностью аудиторских организаций. Ситуация может сложиться так, что из действующих шести саморегулируемых организаций аудита может остаться только одна, так как отсутствует такое количество аудиторов и аудиторских организаций, которое требуется для признания СРОА. Что касается внешнего контроля, то здесь существует совокупность проблем: дублирование функций контроля между Росфиннадзором и СРОА; несогласованность сроков проведения проверок, приводящее к тому, что иногда одна проверка сменяет другую в течение нескольких недель; отсутствие единых критериев оценок при проведении контроля, как среди самих СРОА, так и между Росфиннадзором и СРОА.

Применение международных стандартов аудита (МСА). Зачастую мировое экономическое сообщество не представляют, что уже сделано в нашей стране в области разработки и создания собственных стандартов, российские же аудиторы плохо представляют, что понимается под МСА. Большая часть российских Правил (стандартов) близка к МСА по содержанию и принципам, на которых они базируются, а различия, которые существуют, связаны с особенностями действующего российского законодательства, уровнем развития отечественного аудита, другими объективными и субъективными причинами, а не с намеренным желанием отказаться от соблюдения МСА.

Ретроспективный характер аудиторского заключения. Несколько крупных скандалов, связанных с выдачей недостоверного аудиторского заключения организациям, которые впоследствии разорились, подорвало репутацию некоторых аудиторских фирм. Вместе с тем, финансовая информация ко времени выпуска аудиторского заключения устаревает. Аудитор формирует свое мнение в отношении предыдущих периодов, а не в отношении текущего состояния аудируемого лица.

Непрозрачность информации об аудиторских фирмах. Зачастую пользователи аудиторских услуг не имеют достоверной информации об аудиторских организациях. Рейтинги аудиторских компаний формируются на основании данных, предоставляемых ими самими, и оплачиваются ими же.

Внутренние проблемы аудиторских организаций: недостаточно высокий опыт аудиторских кадров, отсутствие методических разработок.

Все выше перечисленные проблемы подрывают доверие бизнес- сообщества к аудиторской деятельности в целом. В качестве предложений по улучшению деятельности аудиторских организаций, повышению доверия к ним можно предложить следующие пути.

Во-первых, перейти на международные стандарты аудита. Однако это достаточно противоречивый аспект. С одной стороны, в эпоху глобализации экономики большинство крупных компаний составляет бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с МСФО, что соответственно, предполагает проведение аудита в соответствии с МСА. Это позволяет привлечь дополнительные инвестиции в российскую экономику, и выйти российским компаниям на мировой рынок. С другой стороны, каждая страна желает защитить свои национальные интересы. Страны с развитой экономикой лишь принимают МСА к сведению.

Во-вторых, укрупнить аудиторские компании путем слияния или вступления в международную сеть, что позволит увеличить объем бизнеса, повысить конкурентоспособность, в том числе и на тендерах, диверсифицировать услуги, снизить расходы и текучесть кадров.

В-третьих, законодательно закрепить возможность предоставления аудиторского заключения в течение года, следующего за отчетным, что позволит равномерно распределять работу аудиторов и получать доходы.

В-четвертых, сделать информацию об аудиторских фирмах прозрачной. Для этого разработать, например, статистическую форму, в которой бы отражалась реальная информация об аудиторской фирме, за которую отвечает руководитель фирмы, и публиковать в общедоступных специализированных источниках.

В-пятых, развивать наиболее перспективные и востребованные виды аудита. В настоящее время понятие «аудит» не ограничено только финансовыми аспектами. Какая-либо деятельность может быть проаудирована не только с позиций израсходованных денежных средств, но и с позиций самой этой деятельности. Проверке может подлежать эффективность осуществления деятельности и достижение ею своих целей. Новые запросы и ожидания аудита могут быть обеспечены его операционными возможностями. Аудит может рассматриваться как основной способ организации контроля в обществе.

В понятие «экономический аудит» входит традиционный финансовый аудит, а также различные услуги, включаемые в понятие аудиторской деятельности согласно законодательству. Понятие «промышленный аудит» объединяет виды аудита, востребованные в производственной сфере. Проникновение аудита в различные области общественной жизни потребовало выделения группы «прочие виды аудита » (см. табл. 3).

В заключение отметим, что для стабилизации и развития рынка аудиторских услуг необходимо устранять негативные тенденции. Требуется провести немало работы в области совершенствования законодательства, организации работы аудиторских компаний совместно государству, СРО и аудиторским организациям.

Таблица 3

Классификация видов аудита

Экономический аудит Промышленный аудит Прочие виды аудита

Финансовый аудит (аудит бухгалтерской отчетности) Технический аудит Аудит систем менеджмента качества

Налоговый аудит Энергетический аудит Кадровый аудит

Маркетинговый аудит Экологический аудит Правовой аудит

Ценовой аудит Судебный аудит

Управленческий аудит Образовательный аудит

Организационный аудит Педагогический аудит

Инвестиционный аудит Социальный аудит

Операционный аудит Медицинский аудит

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аудит в условиях несостоятельности Муниципальный аудит качества

Аудит интеллектуальной собственности Информационный аудит

Инвентаризационный аудит

Аудит использования финансирования

Литература

1. Веренков А. И. Мы его теряем? (о перспективах российского аудита). : URL: http://www.consultant.ru/

2. Чернова М. В. Виды аудита: современная классификация. : URL: http://www.consultant.ru/

3. Минфин — Министерство финансов Российской Федерации : URL: http://www.minfin.ru/

Об авторе(ах)

Богданович Ирина Сергеевна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры учета, анализа и налогообложения, экономический факультет, Псковский государственный университет, Россия. E-mail: bogdanovichi@mail.ru

I. S. Bogdanovich

STATE, ISSUES AND PERSPECTIVE OF AUDITING SERVICES MARKET

IN RUSSIA

Система нормативного регулирования аудита в России находится в стадии становления. Это связано с формированием новой правовой структуры аудиторской деятельности в РФ в соответствии с требованиями законодательства. Система нормативного регулирования аудита в РФ – совокупность требований и правил его проведения. Нормативно-правовое регулирование аудита в РФ представляет собой пятиуровневую систему, представленную в таблице 1.

Таблица 1

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России

Уровень нормативного регулирования аудита

Нормативно-правовые акты

Международные стандарты, Кодифицированные акты, Указы Президента, Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Устанавливает правовые основы и систему регулирования аудита в РФ, определения аудита

Постановления Правительства РФ, акты Минфина России

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696

Принципы проведения аудиторской проверки, правила документирования, контроль качества аудита и т.д.

Правила и стандарты аудиторской деятельности

ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», ФСАД 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» и т.д.

Положения, стандарты и методики проведения аудиторской проверки и выдачи аудиторского заключения

Методики, применяемые в аудиторской деятельности и регламентирующие порядок проведения проверок по конкретным отраслям, а также по вопросам налогообложения

Внутренние положения аудиторских ассоциаций и объединений

Порядок проведения и особенной аудиторской проверки

Внутренние стандарты аудиторских организаций

Отдельные внутренние положения аудиторских организаций

Специфика проведения аудиторской проверки на основе собственного опыта

К первому уровню регулирования аудита в РФ относят Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» – главный и основополагающий документ для аудиторов и аудиторских организаций. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» – это важнейший законодательный акт прямого действия, определяющий правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ, а также случаи обязательного проведения аудита отдельных организаций. Это основополагающий документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в РФ, который следует рассматривать наряду с другими важнейшими правовыми актами: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете» и т.д. .

Важная роль указанного нормативного акта заключается в том, что его принятие утвердило окончательное становление системы аудита и создало предпосылки и перспективы его дальнейшего развития. Данный акт определил место аудита в финансово-хозяйственной деятельности организаций в качестве ее необходимого и равноправного элемента, в т.ч. способствующего ее улучшению.

Также необходимо учитывать требования Гражданского, Налогового и Трудового кодексов РФ, Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Постановления Правительства РФ.

Так, в частности, в ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ определено, что аудиторская деятельность, а равно и аудиторские услуги, представляют собой деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих услуг аудиторскими организациями и частными аудиторами. В указанной статье также содержится понятие аудита, которое соответствует его теоретическому определению. Аудит представляет собой деятельность по проведению независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующего субъекта с целью выражения мнения о ее достоверности.

К документам второго уровня относятся распоряжения и указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и разъяснения Минфина РФ и Департамента по организации аудиторской деятельности, такие как Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107, Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 и т.д.

Важными нормативными документами второго уровня регулирования аудита в России следует выделить правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановления Правительства РФ и Приказами Минфина России. Постановлениями Правительства РФ утверждено 34 стандарта аудиторской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, среди которых можно выделить:

  1. Правило (стандарт) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» — в данном документе установлены единые цели и принципы проведения аудиторской проверки.

  2. Правило (стандарт) № 2 «Документирование аудита» – в документе предусмотрены правила формирования рабочих документов аудитора.

  3. Правило (стандарт) № 3 «Планирование аудита» – предусматривается порядок планирования и составления программы аудита и т.д.

Третий уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен Федеральными стандартами (правилами) аудиторской деятельности. Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и, прежде всего, арбитражным судом.

Среди стандартов проведения аудиторской проверки, утвержденных Приказами Минфина России, можно выделить следующие:

  1. ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», утвержденный Приказом Минфина России от 20.05.2010 № 46н, – документ устанавливает требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения.

  2. ФСАД 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» – требования к форме и содержанию аудиторского заключения, содержащего модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

  3. ФСАД 3/2010 «Дополнительная информация в аудиторском заключении» – устанавливает требования к форме и содержанию дополнительной информации, включаемой в аудиторское заключение и т.д. .

Всего Приказами Минфина России утверждено 9 федеральных стандартов аудиторской деятельности. На данном уровне также следует выделить 2 стандарта аудиторской деятельности:

  1. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Проверка прогнозной финансовой информации» – регламентация проверки аудиторской фирмой или аудитором.

  2. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» – унификация принципов и подходов аудиторских фирм и аудиторов.

Четвертый уровень – методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанавливаемые профессиональными аудиторскими объединениями для своих членов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований Федеральных стандартов и не могут противоречить им.

Методики, применяемые в аудиторской деятельности и регламентирующие порядок проведения проверок по конкретным отраслям, а также по вопросам налогообложения, устанавливаются внутренними положениями аудиторских ассоциаций и объединений на основе накопленного аудиторского опыта. Как правило, такие стандарты могут обсуждаться в виде обмена опытом на конференциях аудиторов.

Внутренние стандарты аудиторских организаций устанавливают определенные правила проведения аудиторских проверок, в т.ч. в отдельных отраслях. Так, некоторые аудиторские организации могут специализироваться на отдельных отраслях промышленности, например, сельское хозяйство или информационные технологии. Данные отрасли имеют собственную специфику как формирования отчетности, так и налогообложения. Соответственно, специализированные аудиторские организации ориентируют свою деятельность по проверке и консультированию именно с учетом такой специфики .

УДК 34 ББК 67.304

ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОЛЕСЯ ВЛАДИМИРОВНА НЕЧУХАЕВА,

аспирант кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Научная специальность 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право

E-mail: nechukhaeva.olesya@gmail.com Научный руководитель: Ершова И.В., доктор юридических наук

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются основные источники правового регулирования аудиторской деятельности; проводится анализ и выделяются уровни их системы, дается оценка их значимости и роли в регулировании аудиторской деятельности.

Ключевые слова: источник правового регулирования, аудиторская деятельность, аудит, аудитор, аудиторская организация, международный стандарт аудита.

Key words: source of legal regulation, audit, auditor, auditors organisation, international standard on auditing.

Федеральный Закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены фундаментальные положения, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации1.

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — «Закон об аудиторской деятельности») аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Законом об аудиторской деятельности, Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — «Закон о СРО»), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами2.

Из содержания вышеуказанной статьи вытекает, что в Российской Федерации законодательство в области аудита возглавляет Закон об аудиторской деятельности; следовательно, если применять уровневую систему главенствования нормативных

правовых актов в рассматриваемой области, то данный закон будет в том числе составлять первый уровень.

Принятие Закона об аудиторской деятельности повлекло существенные изменения в правовом регулировании аудита и в правовом статусе субъектов аудиторской деятельности, что, по мнению специалистов, «положило начало формированию новой модели рынка аудиторских услуг»3.

Напомним, что Законом об аудиторской деятельности предусмотрено, что аудиторская деятельность осуществляется также в соответствии с Законом о СРО4, который также составляет первый уровень.

Закон о СРО регулирует отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров

(работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления5.

К иным нормативным правовым актам, составляющим первый уровень можно отнести Гражданский кодекс Российской Федерации (правила гл. 39 «Возмездное оказание услуг» применяются в том числе к аудиторским услугам6), Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»7.

Второй уровень нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности составляют подзаконные нормативные правовые акты.

Можно выделить следующие.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», которым утверждено Положение о Министерстве финансов Российской Федерации8. Данным Положением в функции Министерства финансов входит внедрение порядков ведения реестров, положений: аудиторов и аудиторских организаций и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, а также перечень включаемых в них сведений; государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов; положения о совете по аудиторской деятельности и положения о рабочем органе совета по аудиторской деятельности; порядка назначения и осуществления проверки саморегулируемой организации аудиторов, программы проверки, а также порядка оформления ее результатов; порядка проведения квалификационного экзамена лица, претендующего на получение квалификационного аттестата аудитора9.

Министерство финансов Российской Федерации в силу возложенных на него полномочий по нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности, принимает нормативные правовые акты в сфере аудита.

Так, Положение о порядке ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов утверждено Приказом Минфина Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 41н (в ред. от 16 сентября 2010 г.)10.

Приказом Минфина Российской Федерации от 16 августа 2011 г. № 99н утверждены федеральные

стандарты аудиторской деятельности и внесены изменения в федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010) «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита»11.

Некоторые авторы в данный раздел включают Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»12, в соответствии с которым к подобным сведениям отнесена, в частности, информация, связанная с профессиональной деятельностью, доступ к которой ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами13.

Третий, специальный уровень регулирования аудита составляют стандарты аудиторской деятельности.

Выполнение требований, установленных в правилах (стандартах) аудиторской деятельности, является гарантией качества аудита. Действие аудиторских стандартов необходимо для обеспечения всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, обязанностей и ответственности аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения14.

Законодатель определил два вида стандартов аудиторской деятельности: федеральные стандарты; стандарты саморегулируемой организации аудито-ров15.

Федеральные стандарты являются нормативными правовыми актами императивного регулирования, они определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные законом, разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита, являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тридцать четыре федеральных стандарта аудиторской деятельности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 69617: Правило (стандарт) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», Правило (стандарт) № 2 «Документирование аудита», Правило (стан-

дарт) № 3 «Планирование аудита» и др. По состоянию на сегодняшний день пять из них утратили силу.

Законом об аудиторской деятельности функция утверждения федеральных стандартов аудиторской деятельности закреплена за уполномоченным федеральным органом, которым является Министерство финансов Российской Федерации18. Так, Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 46н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» введены федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010, ФСАД 2/2010, ФСАД 3/2010), регулирующие аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности, модифицированное мнение в аудиторском заключении, дополнительную информацию в аудиторском заключении19.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности разрабатываются в соответствии с междуна-

родными стандартами аудита.

Советом по аудиторской деятельности были приостановлены до 1 января 2014 г. работы по программе разработки федеральных стандартов аудиторской деятельности на 2012—2014 гг.21(срок был продлен до 2015 г.)22, что обусловлено определением в качестве основного направления совершенствования системы стандартов аудиторской деятельности применение международных стандартов аудита, принимаемых Международной федерацией бухгалтеров23, и разработкой проекта федерального закона, предусматривающего применение на территории Российской Федерации международных стандартов аудита.

17 июля 2013 г. был зарегистрирован Законопроект № 316841-6 «О внесении изменений в ст. 9 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» в части введения международных стандартов аудита24.

Законопроект предусматривает переход к осуществлению аудиторской деятельности в Российской Федерации непосредственно в соответствии с международными стандартами аудита и установление порядка признания данных стандартов для применения на территории Российской Федерации —

механизма введения международных стандартов аудита в правовое поле Российской Федерации. Однако, указанным нормативным актом не устанавливается автоматическое принятие международных стандартов аудита: отдельно подчеркивается, что на Правительство Российской Федерации будет возложена обязанность по установлению порядка признания этих стандартов для применения на территории Российской Федерации.

Советом по аудиторской деятельности 17 декабря 2013 г.25 был одобрен проект Положения о признании документов международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации (далее — «Положение»)26.

Положение устанавливает порядок признания для применения на территории Российской Федерации документов международных стандартов аудита, принимаемых Международной федерацией бухгалтеров — процесс принятия решения о введении каждого документа международных стандартов аудита в действие на территории Российской Федерации, заключающийся в последовательном осуществлении следующих действий: официальное получение от Международной федерации бухгалтеров документа международных стандартов аудита; экспертиза применимости документа международных стандартов аудита на территории Российской Федерации; принятие решения о введении документа международных стандартов аудита в действие на территории Российской Федерации; опубликование документа международных стандартов аудита. В состав документов международных стандартов аудита, подлежащих признанию, входят принимаемые Международной федерацией бухгалтеров: международные стандарты аудита финансовой информации за прошлые периоды; международные отчеты о практике аудита финансовой информации за прошлые периоды; международные стандарты заданий по проведению обзорных проверок финансовой информации за прошлые периоды; международные стандарты заданий по подтверждению информации, отличных от аудита и обзорных проверок финансовой информации за прошлые периоды; международные стандарты сопутствующих аудиту услуг; международные стандарты контроля качества; изменения, которые вносятся в документы, указанные выше; иные документы, определенные Междуна-

родной федерацией бухгалтеров в качестве неотъемлемой части международных стандартов аудита.

По состоянию на сегодняшний день аудиторские стандарты Комитета по международным стандартам и подтверждения достоверности информации включают в себя тридцать шесть Международных

стандартов аудита27.

Тенденция ориентирования на Международные стандарты аудита наблюдается не только в Российской Федерации. Так, при анализе источников, регулирующих аудиторскую деятельность в таких странах, как США и Великобритания, была выявлена общая черта: применение Международных аудиторских стандартов, разработанных Комитетом по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации28.

Таким образом, внедрение единых источников правового регулирования аудиторской деятельности позволит унифицировать аудиторскую деятельность на национальных уровнях государств, что неизменно приведет к признанию результатов проведенного аудита в отдельно взятой стране на мировом уровне (на территории стран, признающих и использующих данные источники).

К четвертому уровню правового регулирования аудита относят локальные акты — стандарты, принимаемые аудиторскими организациями, а также правила независимости аудиторов и аудиторских организаций.

В качестве примера такого вида источников можно привести разрабатываемые саморегулируемой организацией аудиторов стандарты. Рассмотрение правил и стандартов саморегулируемых организаций как локальных нормативных актов позволяет ученым выделить следующие присущие им черты: регулируют не отдельный случай, а повторяющиеся, типичные ситуации в сфере деятельности членов саморегулируемой организации, и состоят из правил поведения общего характера; обязательность для членов саморегулируемой организации, органов управления саморегулируемой организа-

ции и третьих лиц29.

В соответствии с Законом об аудиторской деятельности стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов: определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным феде-

ральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг; не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности; не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности; являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов30.

Также в отношении каждой саморегулируемой организации аудиторов установлено требование принять одобренные советом по аудиторской деятельности правила независимости аудиторов и аудиторских организаций. Но в то же время законодательно предусмотрено право саморегулируемой организации аудиторов включить в принимаемые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций дополнительные требования31.

По состоянию на сегодняшний день действуют Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, принятые Протоколом Совета по аудиторской деятельности от 27 июня 2013 г. № 9 и вступившие в силу с 20 сентября 2012 г.32.

Особое место в системе источников правового регулирования аудиторской деятельности занимает Кодекс профессиональной этики аудиторов33, вступивший в силу с 22 марта 2012 г. и представляющий собой свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторским и организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.

По мнению И.В. Ершовой и А.А. Ершова, Кодекс этики аудиторов России от 31 мая 2007 г. является нормативным актом, поскольку содержит нормы права — общие правила поведения, адресованные аудиторам и обязательные для исполнения. Однако, авторы не относят его к числу правовых актов так как приведенная в нем дефиниция Кодекса этики аудиторов России как свода норм профессиональной этики аудитора, т.е. сложившихся и широко применяемых при ведении аудиторской деятельности правил поведения аудитора и аудиторской организации, не предусмотренных законодательством, дает основание классифицировать данный документ в качестве обычая делового оборота в понимании ст. 5 Гражданского кодекса Российской Фе-

дерации (термин приведен по состоянию на 2011 г., с 1 марта 2013 г. используется термин «обычай»34), применяемого в рассматриваемой сфере предпринимательской деятельности — сфере аудита35.

В научной литературе обращается внимание на тот факт, что некоторые писаные локальные обычаи, в частности корпоративные кодексы, близки по своей сути к локальным нормативным актам, однако, в отличие от локальных нормативных актов, которые распространяются на отношения в пределах хозяйствующего субъекта (отсюда они именуются «локальными»), локальные обычаи могут регулировать поведение участников за рамками деятельности конкретного субъекта (в отношениях с третьими лицами)36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полагаем, что несмотря на различие дефиниций Кодекса профессиональной этики аудиторов от 22 марта 2012 г. и Кодекса этики аудиторов России от 31 мая 2007 г., содержащихся в самих нормативных актах, Кодекс профессиональной этики аудиторов от 22 марта 2012 г. также может быть отнесен к обычаям, так как обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе37.

Таким образом, правовое регулирование аудиторской деятельности осуществляется в соответствии источниками, которые условно можно поделить на четыре уровня, а совокупность правовых норм включает в себя нормы не только различных отраслей российского права, но и международные.

Литература

2. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (в ред. от 7 июня 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 49. Ст. 6076.

3. Ершова И.В., Ершов А.А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. М., 2011. 280 с.

4. Нечухаева О.В. Источники правового регулирования аудиторской деятельности США // ЗАКОН и ПРАВО. 2014. № 9.

5. Нечухаева О.В. Источники правового регулирования аудиторской деятельности Великобритании // Образование, наука, научные кадры. 2013. № 8.

6. Нечухаева О.В. Правовые тенденции сближения национальных и международных стандартов аудиторской деятельности // Предпринимательское право. Приложение к журналу. 2014. № 2.

7. Современное предпринимательское право: монография / Ершова И.В., Андреева Л.В., Апресо-ва Н.Г. ; отв. ред. Ершова И.В. М., 2014. 352 с.

1. The federal law of 30.12.2008 No. 307 «About auditor activity» (in an edition of 04.03.2014) // the Russian newspaper. 2008. No. 267.

3. Yershov I.V., Yershov A.A. Legal regulation of auditor activity in the Russian Federation. M, 2011. 280 p.

4. Nechukhayeva O.V Sources of legal regulation of auditor activity of the USA//LAW and RIGHT. 2014. No. 9.

7. Modern enterprise right: monograph / Yershov I.V., Andreyeva L.V., Apresova N.G. ; отв. edition of Yershov I.V. M., 2014. 352 p.

1 Ершова И.В., Ершов А.А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, М., 2011. С. 55.

2 Ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307 «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 4 марта 2014 г.) // Российская газета. 2008. № 267.

3 МассарыгинаВ.Ф. Закон об аудиторской деятельности: новая модель регулирования // Аудиторские ведомости. 2009. № 4.

4 Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (в ред. от 7 июня 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 49. Ст. 6076.

6 Ч. 2 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. 2) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 22 августа 2014 г.) //

Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.

7 Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28 декабря 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 50. Ст. 7344.

8 Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (ред. от 3 сентября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3258.

10 Приказ Минфина Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 41н «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 31.08.2009 № 14664) (в ред. от 16 июня 2014 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 38.

11 Приказ Минфина Российской Федерации от 16 августа 2011 г. № 99н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности и внесении изменения в федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010) «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита», утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 августа 2010 г. № 90н» (вместе с «ФСАД 7/2011. Федеральный стандарт аудиторской деятельности. Аудиторские доказательства», «ФСАД 8/2011. Федеральный стандарт аудиторской деятельности. Особенности аудита отдельной части отчетности, составленной по специальным правилам», «ФСАД 9/2011. Федеральный стандарт аудиторской деятельности. Особенности аудита отдельной части отчетности») (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 6 октября 2011 г. № 21986) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (в ред. от 23 сентября 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 10. Ст. 1127.

13 Ершова И.В., Ершов А.А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. М., 2011. С. 59.

14 Булгакова Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования. М., 2005. С. 256.

15 Ст. 7 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ред. от 4 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 1. Ст. 15.

17 Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (ред. от 22 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 39. Ст. 3797.

18 Ст. 15 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ред. от 4 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 1. Ст. 15.

19 Приказ Минфина Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 46н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» (вместе с «Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010). Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», «Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 2/2010). Модифицированное мнение в аудиторском заключении», «Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 3/2010). Дополнительная инфор-

мация в аудиторском заключении») (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 7 июля 2010 г. № 17736) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 30.

20 Ст. 7 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (ред. от 4 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 1. Ст. 15.

24 http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?Ope nAgent&RN=316841-6&02 (дата обращения 30 сентября 2014).

26 Проект Положения о признании документов международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации // http://minfin.ru (дата обращения 30 сентября 2014 г.).

28 Подробнее см.: Нечухаева О.В. Источники правового регулирования аудиторской деятельности США // ЗАКОН и ПРАВО. 2014. №9. С. 87—90; Нечухаева О.В. Источники правового регулирования аудиторской деятельности Великобритании // Образование, наука, научные кадры. 2013 № 8. С. 47—49; Нечухаева О.В. Правовые тенденции сближения национальных и международных стандартов аудиторской деятельности // Предпринимательское право. Приложение к журналу. 2014. № 2. С. 44—47.

29 ЛесковаЮ.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений. М., 2013. С. 299.

35 Ершова И.В., Ершов А.А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. М., 2011. С. 86.

Практика аудита часто опережала формирование нормативной базы. Большое число аудиторских фирм стремились к быстрому освоению аудиторского рынка, расширяли различные виды услуг, оказывали услуги самым разнообразным субъектам хозяйствования, что очень часто приводило к недостаточной требовательности к качеству проводимых аудиторских проверок, а иногда и к нарушениям правовых норм, выдаче аудиторских заключений за вознаграждение без проведения реального аудита. Это возложило на органы, регулирующие аудиторскую деятельность, очень важную задачу контроля за качеством аудиторских проверок. Возникала настоятельная необходимость в формировании единого нормативного документа. В августе 2001 г. Временные правила аудиторской деятельности были заменены полноценным Федеральным законом от 13.07.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». За восемь лет существования данного Закона в него было внесено множество существенных дополнений и изменений, приведших в конечном итоге к появлению в декабре 2008 г. нового Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Φ3 «Об аудиторской деятельности», который в настоящий момент является основным действующим документом, регулирующим аудиторскую деятельность.

В Законе «Об аудиторской деятельности» утверждены:

  • 1) определение аудита, аудиторской деятельности и перечень сопутствующих аудиту услуг;
  • 2) система органов и нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  • 3) определение аудитора, аудиторской организации, а также саморегулируемой организации аудиторов;
  • 4) порядок проведения аттестации аудиторской деятельности, а также обоснование необходимости ее проведения;
  • 5) критерии включения в реестр саморегулируемых организаций (СРО), а также членства аудиторских организаций и аудиторов в СРО;
  • 6) порядок ведения государственного реестра СРО, а также реестра аудиторов и аудиторских фирм;
  • 7) случаи проведения обязательного аудита;
  • 8) понятие и классификация аудиторских стандартов;
  • 9) права и обязанности аудиторских организаций и аудируемых лиц при проведении аудита;
  • 10) определение аудиторского заключения и его структура;
  • 11) порядок государственного надзора за деятельностью СРО, а также контроля качества работы аудиторских организаций.

Этот Закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности. Для России это важно, поскольку исторически складывалось так, что государственный контроль был практически единственным видом контроля и необходимо было определить роль и место независимого вида финансового контроля, каким является аудит.

Закон «Об аудиторской деятельности» – это важный нормативный акт, но не только он определяет основополагающие требования к деятельности. В настоящее время в России принята концепция смешанного регулирования аудиторской деятельности, и законодательно определены все основные элементы системы регулирования. Смешанная система регулирование аудиторской деятельности осуществляется не только посредством законов и подзаконных актов, издаваемых государственными структурами, но и с помощью нормативных актов общественных организаций.

В системе правового регулирования аудита в России можно выделить четыре уровня нормативных актов (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Система нормативного регулирования в России

Уровень

регулирования

Документы

Органы

1 уровень

Федеральные законы, кодексы, указы

Федеральное собрание, Правительство РФ, Государственная Дума, Президент РФ

2 уровень

Постановления, приказы, федеральные стандарты аудиторской деятельности, стандарты аудиторской деятельности, кодекс профессиональной этики аудиторов

Правительство РФ, Минфин России, Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности

3 уровень

Кодексы профессиональной этики общественных организаций, стандарты общественных организаций, методические руководства и положения общественных организаций в пределах их полномочий

Саморегулируемые организации аудиторов

4 уровень

Внутрифирменные стандарты, правила осуществления контроля качества

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы

Первый уровень правового регулирования представлен ГК РФ, НК РФ, Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», Федеральным законом от 01.12.2007 № 315 ФЗ «О саморегулируемых организациях», Законом «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и др., а также нормативными актами государственных органов власти, такими как постановление Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» и др.

На основании указанных нормативных актов осуществляется государственное регулирование аудита.

Второй уровень представляют национальный кодекс профессиональной этики аудиторов, федеральные стандарты аудиторской деятельности, а также нормативные акты и методические руководства, издаваемые в пределах своей компетенции уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности – Минфином России, такие как приказ Минфина России от 12.09.2002 № 93н «Временные положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации», «Временное положение об организации и осуществлении контроля за соблюдением аудиторами правил (стандартов) профессиональной деятельности и профессиональной этики», одобренное Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 30.10.2008, и др.

Поскольку в разработке указанных документов центральная роль принадлежит Совету по аудиторской деятельности, их можно отнести к нормативным актам смешанного регулирования аудиторской деятельности.

На третьем уровне находятся нормативные акты профессиональных аудиторских объединений. Они издаются объединениями в пределах своей компетенции и представлены кодексами профессиональной этики СРО, стандартами СРО аудитора, а также методическими руководствами и положениями, издаваемыми СРО в пределах своей компетенции.

К четвертому уровню регулирования аудиторской деятельности относятся разработанные аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами правила осуществления внутреннего контроля качества, а также внутренние стандарты и методики.

При помощи нормативных актов третьего и четвертого уровней осуществляется саморегулирование аудиторской деятельности.

Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-Φ3 «О саморегулируемых организациях» регулирует отношения, связанные с деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), органов исполнительной власти.

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» определяет:

  • • понятие саморегулирования и субъектов саморегулирования;
  • • предмет саморегулирования, стандарты и правила саморегулируемых организаций, а также общих критериев признания некоммерческой организации СРО. Содержанием саморегулирования являются разработка и установление стандартов и правил определенной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил;
  • • структуру органов управления, а также основные функции, права и обязанности саморегулируемой организации;
  • • необходимость разработки и утверждения стандартов и правил СРО, а также создания специализированных органов для осуществления контроля за их соблюдением членами СРО;
  • • порядок осуществления контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов;
  • • способы обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями товаров (работ, услуг) и иными лицами.

Российские стандарты аудита носят название Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ФПСАД).

Первые ФПСАД в количестве шести (ФПСАД первой очереди) вступили в действие с 2003 г., с тех пор стандарты постоянно совершенствуются и обновляются. Редактирование стандартов связано как с динамикой экономической активности в России, развитием рынка аудиторских услуг, так и с изменениями в международной практике аудита, выявлением и обобщением новых ситуаций, с которыми сталкивается аудитор при осуществлении профессиональной деятельности.

По состоянию на конец 2010 г. действовало тридцать четыре ФПСАД, принятых в соответствии с уже не действующим Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696. Указанные стандарты будут действовать до утверждения уполномоченным федеральным органом федеральных стандартов аудиторской деятельности, предусмотренных новым Законом от 30.12.2008 № 307-Φ3 «Об аудиторской деятельности».

ФПСАД охватывают систему информации, необходимой для осуществления аудиторской деятельности как аудита, так и сопутствующих услуг. Они устанавливают единые требования к порядку оказания аудиторских услуг, оформлению их результатов, оценке качества аудиторских услуг.

Требования ФПСАД необходимы аудиторам и органам государственного регулирования для разработки и осуществления грамотной политики в области осуществления аудита в России. Соответствие российских стандартов международным обеспечивает доверие к заключению аудитора со стороны пользователей как внутри страны, так и за рубежом.

Безусловно большую роль в процессе разработки и совершенствования стандартов должно играть само аудиторское сообщество, оно должно стать активным участником процесса стандартизации аудита, а не простым пользователем, так как следование требованиям стандартов прежде всего затрагивает практикующих аудиторов.

Развитие аудита должно основываться на наилучших достижениях мирового аудита и практике функционирования российских предприятий и организаций, объединять в себе достижения специалистов в области аудита и консалтинга, способствовать дальнейшему самосовершенствованию аудиторской деятельности.

Стандарты саморегулируемой организации аудиторов определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительно к тем требованиям, которые установлены федеральными стандартами аудиторской деятельности и если они не противоречат федеральным стандартам аудиторской деятельности.

Стандарты саморегулируемых организаций утверждают для своих членов правила, которые не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности и обязательны для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

Регулирование аудита в России осуществляется при участии следующих субъектов аудиторской деятельности:

  • • уполномоченный федеральный орган (УФО) – государственное регулирование аудиторской деятельности;
  • • Совет по аудиторской деятельности при УФО, который осуществляет смешанное регулирование;
  • • саморегулируемые объединения аудиторов – осуществляют саморегулирование аудиторской деятельности;
  • • аудиторские организации и индивидуальные аудиторы – саморегулирование аудиторской деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» функции уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности возложены на Минфин России, в рамках которого создан специальный Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона «Об аудиторской деятельности» на уполномоченный федеральный орган возлагаются следующие функции по государственному регулированию аудиторской деятельности:

  • • выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
  • • нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, которая предусмотрена Законом «Об аудиторской деятельности»;
  • • ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
  • • анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;
  • • государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;
  • • внешний контроль качества работы аудиторских организаций, осуществляющих обязательный аудит государственной собственности.

Созданный в рамках Минфина России департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности разрабатывает систему мер по государственному регулированию рынка аудиторских услуг в Российской Федерации, осуществляет надзор над этой деятельностью, защищает интересы государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских организаций. Сотрудники департамента регулярно публикуют в СМИ рекомендации аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций и применению законодательства в области учета и аудита. Такие публикации помогают аудиторам и аудиторским организациям в адекватном применении положений Закона «Об аудиторской деятельности» и ФПСАД, а кроме того, защищают интересы широкой общественности в качественном проведении внешнего независимого финансового контроля.

Рекомендации Минфина России содержат указание на наиболее актуальные вопросы, требующие изучения в процессе аудита. В частности, в условиях мирового финансового кризиса наибольшее внимание должно быть уделено факторам риска право- и дееспособности экономического субъекта, риска внутреннего контроля, риска непрерывности деятельности, риска проведения операций со связанными сторонами. Обратная связь с аудиторским сообществом осуществляется путем привлечения на договорной основе к участию в разработке проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность (в частности, стандартов), специалистов и экспертов, в том числе иностранных.

Относительно новой структурой в системе государственного регулирования аудита стал Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе – Минфине России. Данный орган был создан в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности.

В состав Совета по аудиторской деятельности входят:

  • • 10 представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • • два представителя уполномоченного федерального органа;
  • • по одному представителю от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и от Центрального банка Российской Федерации;
  • • два представителя от саморегулируемых организаций аудиторов, кандидатуры которых выдвигаются совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов.

В целях подготовки решений Совета по аудиторской деятельности создается его рабочий орган. Состав рабочего органа Совета по аудиторской деятельности и его численность утверждаются уполномоченным федеральным органом. В состав рабочего органа Совета по аудиторской деятельности входят руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления и другие представители всех саморегулируемых организаций аудиторов, руководитель единой аттестационной комиссии, создаваемой в соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности», представители уполномоченного федерального органа, а также представители научной и педагогической общественности.

Число представителей саморегулируемых организаций аудиторов в рабочем органе Совета по аудиторской деятельности должно составлять не менее 70% общего числа членов рабочего органа Совета.

Положение о Совете по аудиторской деятельности и положение о рабочем органе Совета по аудиторской деятельности утверждаются уполномоченным федеральным органом. Регламент Совета по аудиторской деятельности и регламент рабочего органа Совета по аудиторской деятельности утверждаются Советом по аудиторской деятельности.

Сведения о деятельности Совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа должны быть открытыми и общедоступными, в частности через сеть Интернет – официальный web-сайт Минфина России.

Совет по аудиторской деятельности осуществляет следующие функции:

  • • рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
  • • рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;
  • • одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также Кодекс профессиональной этики аудиторов;
  • • оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;
  • • вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления им внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
  • • рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
  • • осуществляет в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о Совете по аудиторской деятельности иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *