Продажа автономной некоммерческой организации

DOI: 10.18287/2542-047X-2018-4-3-12-17 УДК 347.19

Дата поступления статьи: 15/VI/2018 Дата принятия статьи: 18/VII/2018

Т. В. Дерюгина

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИЛИ ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

© Дерюгина Татьяна Викторовна (sofija96@mail.ru), доктор юридических наук, профессор, проректор по научной работе, Волгоградский гуманитарный институт, 400011, Российская Федерация, г. Волгоград, ул. Грибанова, 12.

Тема докторской диссертации: «Теоретические проблемы в сфере осуществления субъективных гражданских прав». Автор более 108 научных работ, в том числе монографий: «Пределы осуществления гражданских прав» (2010); «Принципы осуществления гражданских прав» (2010). Область научных интересов: гражданское право, предпринимательское право.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема соотношения понятий предпринимательская и приносящая доход деятельность некоммерческих организаций. Указываются причины ее возникновения. Исследуются понятие, признаки, критерии отнесения той или иной деятельности некоммерческих организаций к предпринимательской или приносящей доход деятельности. Анализируются основные подходы к указанной проблеме, обозначенные в гражданско-правовой доктрине.

На основании проведенного анализа нормативных правовых актов, научной литературы, судебной практики делаются выводы относительно понимания приносящей доход деятельности как более широкого понятия по отношению к предпринимательской деятельности. Устанавливается соотношение указанных категорий с понятиями экономическая и хозяйственная деятельность. Обращается внимание на использование законодателем при регулировании данных правоотношений публично-правовых средств, а также появление таких средств правового регулирования, как условно-дозволительные нормы. Анализируется проблема основной и «неосновной», «дополнительной» цели деятельности некоммерческой организации. Предлагаются пути решения существующих коллизий.

Ключевые слова: некоммерческие организации, предпринимательская деятельность, приносящая доход деятельность, основная цель деятельности, общедозволительный режим правового регулирования, признаки предпринимательской деятельности, автономная некоммерческая организация.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

DOI: 10.18287/2542-047X-2018-4-3-12-17 Submitted: 15/VI/2018

UDC 347 19 Accepted 18/VII/2018

T. V. Deryugina

ACTIVITY OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS: PROBLEMS OF CIVIL-REGULATION

Несмотря на четырехлетний срок, прошедший с момента реформирования правового положения юридических лиц, в течение которого обнаружились определенные проблемы, связанные с правовым регулированием данных правоотношений, многие из них до настоящего времени не разрешены. В полной мере это утверждение касается и предпринимательской, или, по терминологии современного законодательства, приносящей доход деятельности некоммерческих организаций. Не решены проблемы определения приносящей доход деятельности, ее соотношение с предпринимательской деятельностью, отсутствуют критерии отнесения деятельности к основной цели и ее соотношение с «неосновной», приносящей доход деятельностью некоммерческой организации.

Корни указанной проблемы связаны с принятием ФЗ от 05 мая 2014 г.№ 99-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», заменившего термин «предпринимательская деятельность» (далее — ФЗ № 99) на «приносящую доход деятельность» некоммерческих организаций.

Представители доктрины немедленно отреагировали на нововведение, в результате чего в научной литературе сформировались основные три подхода к обозначенной проблеме.

Представители первого направления считают, что понятие приносящая доход деятельность шире по содержанию понятия предпринимательской деятельности . Так, анализируя изменения действующего законодательства, О. А. Тарасенко отмечает, термин «приносящая доход деятельность» является обобщающим иродовым по отношению к предпринимательской деятельности .

Сторонники второй позиции полагают, что понятие предпринимательская и приносящая доход деятельность по своей правовой сущности тождественны . Такую позицию занимает и Верховный Суд РФ, указывая, что в случае осуществления некоммерческой организацией приносящей доход деятельности на нее распространяются положения закона о предпринимательской деятельности (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации») . Традиционно и рассмотрение неком-

мерческой организации как субъекта предпринимательского права .

Авторы, отражающие в работах третий подход, считают, что предпринимательская и приносящая доход деятельность — это самостоятельные виды экономической деятельности. В частности, Т. В. Сойфер отмечает, что приносящая доход деятельность отличается от предпринимательской в силу существования особых принципов и правил ее осуществления . Совершенно верно указывает Ю. Г. Лескова, что наряду с видами деятельности, которые позволяют систематически извлекать прибыль, некоммерческие организации могут совершать разовые сделки, приносящие доход, получать доход от пожертвований и проч. .

Следует отметить, что изначально авторы Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации , вводя понятие приносящей доход деятельности, исходили из того, что, с учетом специальной правоспособности некоммерческой организации, право на ведение предпринимательской деятельности должно носить ограниченный характер. Ограничителями должны выступать профиль (характер) основной деятельности некоммерческой организации. С учетом такого ограниченного характера в отношении некоммерческой организации необходимо говорить о приносящей доход деятельности, а не о предпринимательской деятельности (п. 1.4). Таким образом, авторы изменений в ГК РФ исходили из того, что приносящая доход деятельность — понятие не только не тождественное предпринимательской деятельности, но и более узкое по сравнению с ним.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако анализ действующего гражданского законодательства показывает, что обозначенный подход не получил в полной мере отображение в действующем законодательстве. Можно привести всего несколько примеров, где предпринимательская и проносящая доход деятельность различаются законодателем и рассматриваются как равнозначные, но не тождественные понятия. В частности, ФЗ от 01 декабря 2007 № 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О саморегулируемых организациях», устанавливая запрет на занятие предпринимательской деятельностью (ст. 14), разрешает осуществлять приносящую доход деятельность (ст. 12, 13).

В свою очередь, ФЗ «О некоммерческих организациях», выделяя приносящую доход деятельность и предпринимательскую деятельность (п. 2, п. 3 ст. 24), использует формулировки, которые позволяют утверждать, что предпринимательская деятельность рассматривается законодателем как одна из разновидностей приносящей доход деятельности.

Не лишним здесь будет упомянуть и ст. 50 ГК РФ, определяющую некоммерческую организацию как не имеющую в качестве основной цели извлечения прибыли. Из буквального толкования п. 1 ст. 50 ГК РФ следует, что в качестве неосновной (дополнительной, вспомогательной) некоммерческие организации такую цель иметь могут.

Проводя сравнительный анализ предпринимательской и приносящей доход деятельности, необходимо обратить внимание и на содержание п. 5 ст. 123.34 ГК РФ, которая оперирует термином предпринимательская деятельность. Описывая имущество благотворительной организации в ст. 15 ФЗ от 11 августа 1995 г

№ 135-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», законодатель также указывает на возможность получения доходов от предпринимательской деятельности. И в первом, и во втором примере статьи редактировались законодателем после вступления в силу ФЗ № 99, но указанные нормы остались в таком виде. Такую ситуацию не следует рассматривать как ошибку законодателя, системное токование указанных норм позволяет сделать вывод о сохранении общий тенденции правового регулирования.

Так, в силу п. 5 ст. 123.34 ГК РФ автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью только путем создания хозяйственных обществ или участия в них. Следовательно, в целом приносящей доход деятельностью автономная некоммерческая организация может заниматься, используя любые приемы и способы (п. 4 ст. 50 ГК РФ), а предпринимательской — только путем создания или участия в хозяйственных обществах (п. 5 ст. 123.34 ГК РФ). Аналогично следует толковать и п. 2 ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях». То же самое можно сказать и о благотворительных организациях, источники получения доходов которой законодатель обозначил как приносящая доход деятельность, среди которой выделил предпринимательскую деятельность (ст. 15 ФЗ № 135).

Следует отметить, что в данном случае проявляется тенденция изменения режима правового регулирования не только предпринимательских правоотношений, но и в целом гражданско-правовых отношений. Связано это с появлением, «как бы» дозволительных и «условно» дозволительных норм.

Так, например, согласно пунктам 3 и 4 статьи 15 ФЗ от 12 января 1996 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О некоммерческих организациях», учредители или участники некоммерческих организаций (некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций) вправе выйти из состава участников или войти в него, если иное не предусмотрено законом или учредительными документами.

Норма носит дозволительный характер и предоставляет участникам определенные права.

Но при этом она содержит закрытый перечень организационно-правовых форм, на которые это правило распространяется. То есть если мы, к примеру, говорим об учреждении, то согласно этой норме выйти из учредителей учреждения нельзя. Таким образом, указанная норма содержит не только определенное дозволение для отдельных юридических лиц, но и прямой запрет для других юридических лиц. По использованной юридической технике норма сформулирована как управомочи-вающая, но при этом содержит запрет.

Для реализации своих правомочий субъекту предпринимательской деятельности в большинстве правоотношений недостаточно общего дозволения. Ему необходимо оформить определенный разрешительный акт. Это может быть разрешение (лицензия) на занятие определенным видом деятельности (пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ); разрешение собственника имущества на совершение сделок (например, статьи 66, 129 Гражданского кодекса РФ); разрешение на включение в наименование организации наименование «Российская Федерация» (статья 54 Гражданского кодекса РФ и проч.).

Таким образом, значительное количество норм права, регулирующих предпринимательскую деятельность, носят условно дозволительный характер. Они допускают наделение субъекта определенными субъективными правами только после выполнения определенных действий (условий) (получения лицензии, согласия собственника и т. д.).

При этом говорить в полной мере о том, что речь идет о разрешительной норме в том смысле, который закладывает в нее публичное право, на наш взгляд, нельзя. В публичном праве устанавливается конкретный запрет, который можно преодолеть, получив разрешение. В частных отраслях права, наоборот, устанавливается в управомочивающей норме дозволение, которые будет действовать при соблюдении определенных условий.

Необходимо отметить, что, учитывая общедозволительный режим гражданско-правового регулирования, можно говорить о том, что некоммерческие организации вправе заниматься любым видом приносящей доход деятельности. При этом законодатель сопровождает такое дозволение определенными условиями (запретами). Можно осуществлять любой вид приносящей доход деятельности, который, во-первых, не запрещен законом; во-вторых, предусмотрен уставом; в-третьих, обеспечен имеющимся имуществом некоммерческой организации, рыночная стоимость которого не менее размера уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (за исключением казенного и частного учреждения) и достаточна для осуществления приносящей доход деятельности; в-четвертых, исходя из специальной правоспособности некоммерческой организации, соответствует целям ее деятельности и служит ее достижению.

Тенденция появления условно-дозволительных норм в целом соответствует тем задачам, которые поставил перед собой законодатель при совершенствовании гражданского законодательства в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, которая по сути, анонсировала усиление использования правовых средств, присущих в большей степени публичным отраслям права. Вводя такие условно дозволительные нормы, законодатель достаточно гармонично сочетает частноправовые и публично-правовые средства правового регулирования, что в итоге способствует созданию достаточно эффективного режима правового регулирования.

Возвращаясь к пониманию предпринимательской деятельности и ее соотношению с приносящей доход деятельностью, следует отметить, что ГК РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях» несколько по-разному определяют данные понятия. В частности, ГК РФ исходит из таких признаков, как самостоятельность, рисковость, систематичность деятельности, цель которой — извлечение прибыли (ст. 2 ГК РФ). В научной литературе выделяют и другие признаки . Законо некоммерческихорганизацияхвыделяет по сути один признак — прибыльность деятельности (п. 2 ст. 24). При этом с точки зрения русского языка не вполне ясно, признак прибыльности относится только к производству товаров и услуг, или этот признак относится ко всем видам деятельности, перечисленным в п. 2 ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях» (приобретению ценных бумаг, имущественных или неимущественных прав, участия в хозяйственных обществах и

проч.)? С учетом использованного словосочетания «а также» возможно сделать вывод, что прибыльность характеризует только производство работ и оказание услуг, все остальные перечисленные виды деятельности могут осуществляться и без получения прибыли.

Использование в ФЗ «О некоммерческих организациях» единственного признака прибыльности следует признать крайне неудачным подходом. Прибыль является целью предпринимательской деятельности. Однако это не означает, что она является ее обязательным признаком, так как прибыль может как образовываться в процесс предпринимательской деятельности, так и нет. Но и в случае неполучения прибыли предпринимательская деятельность не перестает быть таковой.

Необходимо отметить, что законодательство помимо упомянутых категорий предпринимательской и проносящей доход деятельности оперирует понятием экономическая деятельность. В частности, Конституция РФ указывает на возможность свободно заниматься предпринимательской и иной экономической деятельностью (ст. 34). ФЗ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации», говоря о приносящей доход деятельности образовательной организации, оперирует термином «экономическая деятельность» (глава 13).

В научной литературе также указывают на существования категории экономической деятельности, такая деятельность по содержанию является наиболее широкой по сравнению с предпринимательской и приносящей доход деятельностью .

При этом и в законодательстве, и в научной литературе выделяется также понятие хозяйственной деятельности, субъектом которой является хозяйствующий субъект. К хозяйствующим субъектам отнесены, в том числе, и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую доход (ст. 4 ФЗ от 26 июля 2006 № 135-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О защите конкуренции»).

В юридической литературе хозяйственная деятельность рассматривается как разновидность эко-номической деятельности, предпринимательская деятельность, в свою очередь, понимается как разновидность хозяйственной деятельности .

Ученые, анализирующие проблемы соотношения понятий предпринимательской деятельности и приносящей доход деятельности, указывают на их различие по признаку систематичности извлечения прибыли ; по понятию прибыли и дохода ; по видам деятельности и проч. К таким признакам стоит отнести также отсутствие возможности распределять прибыль между участниками, что, впрочем, прямо закреплено в п. 1 ст. 50 ГК РФ.

Безусловно, приносящая доход деятельность — понятие более широкое, чем предпринимательская деятельность. И дело здесь не в том, что основные нормативные акты, регулирующие данные отношения, указывают на это, вернее, не столько в этом. Любое понятие, которое отражает то или иное юридическое явление, должно соответствовать толкованию его с точки зрения русского языка. В противном случае мы приедем не только к непониманию содержания тех или иных терминов, но и усложним правоприменительную деятельность.

Появление в законе положений, указывающих на различие предпринимательской и приносящей доход деятельности, требует обязательной разработки специфических квалифицирующих признаков. Без их выработки практически невозможно решить вопрос о том, какая деятельность, к примеру, автономной некоммерческой организации будет считаться предпринимательской, для чего ей следует создать хозяйственные общества, а какая будет отнесена к приносящей доход деятельности.

К сожалению, попытка законодателя решить указанную проблему, в том числе путем установления ограничения о возможности ее осуществления только в соответствии с целями создания и для достижения этих целей, не дала желаемых результатов.

На практике возникают многочисленные проблемы с определением соответствия той или иной приносящей доход деятельности целям некоммерческой организации. Причина в том, что законодатель лишь в общих чертах описал данное ограничение, что позволяет субъектам права, исходя из собственных субъективных представлений, по-разному понимать конкретные виды той или иной деятельности, которая служит для достижения основной цели. Можно привести показательный пример. Владение, пользование и распоряжение акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ или вкладами в складочных капиталах хозяйственных пар-тнерств соответствует деятельности образовательной организации, созданной в форме бюджетного учреждения? Трудно увидеть связь с образовательной деятельностью. Однако в соответствии со ст. 103 ФЗ «Об образовании в РФ» этот вид деятельности, по мнению законодателя, соответствует реализации основной цели образовательной деятельности. И здесь не должна смущать увязка законодателя возможности ведения такой деятельности и внедрения в деятельность данных юридических результатов, интеллектуальность деятельности образовательной организации. В силу буквального толкования закона такие хозяйственные общества могут быть самыми что ни на есть коммерческими.

Решение проблемы соотношения предпринимательской и приносящий доход деятельности, на наш взгляд, должно идти двумя путями.

Первый: ФЗ «О некоммерческих организациях» должен в целом сформулировать виды деятельности, которые следует относить к приносящей доход деятельности. Эта работа начата законодателем в ст. 2426 закона, однако до логического конца не доведена. Специальные законы о некоммерческих организациях должны предусматривать виды разрешенной приносящей доход деятельности именно в данной сфере (медицинской, образовательной, политической, культурной и проч.). Например, Федеральный закон от 11 июля 2001 № 95-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О политических партиях» в ст. 31 такие виды предусматривает (правда называет их предпринимательской деятельность), ФЗ об образовании в РФ так же в главе 13 сделал попытку обозначить виды деятельности (к сожалению, не закончил начатое, обозначив лишь два вида деятельности).

В данной ситуации законодатель может использовать уже существующие теоретические разработки видов деятельности, приносящих доход. Сюда относят приобретение и реализацию ценных бумаг; участие в других коммерческих и некоммерческих организациях; получение членских взносов; разовые сделки с иму-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ществом, не обладающие признаком систематичности; получение дохода от пожертвований, ренты, наследования и проч. разрешенных источников. Здесь же стоит учитывать положения ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях», указывающие на сферы деятельности, в которых осуществляется приносящая доход деятельность: социальная, культурная, образовательная, научная, благотворительная, управленческая и проч.

Второй путь связан с необходимостью формулирования признаков приносящей доход деятельности, отличающей ее от предпринимательской деятельности в Гражданском кодексе РФ. И здесь законодателю, безусловно, следует опереться на существующие теоретические разработки указанной проблемы и предложения авторов о проведении различий по признаку систематичности извлечения прибыли, введения различия понятий прибыли и дохода, распределения прибыли. При этом последний признак играет важную роль, так как именно он характеризует основную цель деятельности некоммерческой организации.

Библиографический список

3. Гросул Ю. В. » Приносящая доход деятельность» и «предпринимательская деятельность некоммерческих организаций»: проблемы понятийного аппарата // Юрист. 2015. № 10. С. 13-16.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2015. 30 июня. № 40.

9. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. Одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07 октября 2009 года // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2009. № 11. С. 6-34.

a textbook for Masters]. M.: Prospekt, 2017, 848 p. .

Семенихин В. В.,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Физические и юридические лица могут создавать автономные некоммерческие организации с целью оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта, а также иных услуг. При этом данную организационно-правовую форму выбирают и те, кто мог бы создать коммерческое предприятие. Такой выбор связан с определенными преимуществами, которыми в силу гражданского законодательства наделена автономная некоммерческая организация. В настоящей статье рассмотрим правовое положение, порядок создания, а также другие правовые моменты, касающиеся автономных некоммерческих организаций.

Основной акт законодательства, регулирующий правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирование и использование их имущества, права и обязанности их учредителей (участников), – Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее –Закон о некоммерческих организациях). В перечень некоммерческих организаций входит такая форма некоммерческих организаций, как автономная некоммерческая организация.

Автономная некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана (постановление ФАС Центрального округа от 23 июля 2008 г. по делу №А14-5930/2007/232/19). Такой деятельностью признаются:
— приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации;
— приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;
— участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика.

Основной отличительной чертой автономной некоммерческой организации является то, что полученная прибыль не распределяется между учредителями, она направляется исключительно на достижение целей, ради которых такая организация создана (п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 26 Закона о некоммерческих организациях). При этом ни учредители, ни автономная некоммерческая организацияне отвечают по обязательствам друг друга.

Наименование
Рассмотрим, каким должно быть наименование автономной некоммерческой организации. Наименование некоммерческих организаций, помимо указания на организационно-правовую форму, обязательно должно содержать указание на характер деятельности юридического лица (п. 1 ст. 54 ГК РФ). При этом, в отличие от коммерческой организации, у автономной некоммерческой организации не может быть фирменного наименования. Наименование (полное, сокращенное) автономной некоммерческой организации должно быть обязательно приведено на государственном языке Российской Федерации – русском (подп. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»). При этом дополнительно наименование может быть указано на языке народов Российской Федерации или иностранном языке.

В соответствии с подп. 7 п. 5 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях, если в наименовании автономной некоммерческой организации использованы имя гражданина, символика, защищенная законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полное наименование иного юридического лица как части собственного наименования, при регистрации некоммерческой организации в уполномоченный орган или его территориальный орган нужно представить документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Применительно к вышесказанному отметим, что в государственной регистрации автономной некоммерческой организации могут отказать, в том числе, в следующих случаях:
1) если ранее уже была зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
2) если представители уполномоченного органа посчитают, что наименование автономной некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Порядок создания
Автономная некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в порядке, установленном главой 3 Закона о некоммерческих организациях.

Она имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Такая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Автономная некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено ее учредительными документами; вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом); имеет печать с полным наименованием на русском языке; может пользоваться штампами и бланками со своим наименованием, а также зарегистрировать в установленном порядке эмблему (ст. 3 Закона о некоммерческих организациях).

Учредители
Число учредителей автономной некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом (п. 1.3 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях). При этом членства в автономной некоммерческой организации нет. В роли учредителей автономной некоммерческой организации могут выступать как физические (но только полностью дееспособные, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации), так и юридические лица. Пунктом 1.2 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях установлен перечень лиц, которые не вправе стать учредителями автономной некоммерческой организации.

В состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации не могут быть включены следующие категории:
1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
2) лицо, включенное в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
3) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
5) лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.

Если в состав учредителей войдет хотя бы одно лицо из этого списка, в государственной регистрации автономной некоммерческой организации могут отказать (подп. 5 п. 1 ст. 23.1 Закона о некоммерческих организациях).

В том случае, если один из учредителей в последующем захочет выйти из автономной некоммерческой организации, то сама организация от этого не пострадает, поскольку имущество, переданное учредителем автономной некоммерческой организации, обратно ему не возвращается. В момент передачи имущество становится собственностью автономной некоммерческой организации, а учредители не сохраняют на него никаких прав. При получении от учредителя в качестве взноса недвижимого имущества автономная некоммерческая организация должна обратиться в Федеральную регистрационную службу с целью регистрации перехода права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 131 ГК РФ). Отметим, что это должна сделать именно автономная некоммерческая организация, получившая имущество.

Данные разъяснения основаны на следующем. В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В рассматриваемой ситуации правообладателем недвижимого имущества является автономная некоммерческая организация, поэтому именно она должна обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации своего права собственности на данное имущество (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2008 г. №А41-К1-21569/07).

Учредительные документы
При принятии решения о создании автономной некоммерческой организации учредители должны подготовить учредительные документы.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях для автономной некоммерческой организации учредительным документом является устав, утвержденный учредителями (участниками).

В уставе автономной некоммерческой организации должны быть определены:
— наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
— место нахождения некоммерческой организации;
— порядок управления деятельностью;
— предмет и цели деятельности;
— сведения о филиалах и представительствах;
— источники формирования имущества некоммерческой организации;
— порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации;
— порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации;
— иные положения, предусмотренные федеральными законами.

Кроме того, учредители (участники) автономной некоммерческой организации вправе заключить учредительный договор (пункт 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). Заключая такой договор, учредители тем самым обязуются создать юридическое лицо – автономную некоммерческую организацию.

В учредительном договоре определяются такие моменты, как:
— порядок совместной деятельности по созданию автономной некоммерческой организации;
— условия передачи организации своего имущества;
— порядок надзора за деятельностью автономной некоммерческой организации;
— порядок выхода учредителей из состава некоммерческой организации.

Прямое указание на то, что учредительный договор относится к учредительным документам автономной некоммерческой организации, в Законе о некоммерческих организациях отсутствует, поэтому отнесение его к таковым является спорным моментом.

В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2006 г. №Ф08-5833/2006 по делу №А53-3205/2006-С4-41 по этому вопросу даны следующие разъяснения. Учредительный договор автономной некоммерческой организации, заключенный ее учредителями не в силу обязательных предписаний закона, а по доброй воле, не относится законом к учредительным документам. Пунктом 2 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях установлено, что требования учредительных документов обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией и ее учредителями (участниками). Поскольку учредительный договор не является учредительным документом, автономная некоммерческая организация не вправе требовать от учредителя внесения платежей, установленных учредительным договором. Этот документ порождает права и обязанности только между самими учредителями.

При этом, как отметил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, учредительный договор порождает гражданско-правовое обязательство, исполнения которого можно требовать в судебном порядке (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 августа 2006 г. № 5244/06). Согласно п. 3 ст. 308 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон. При этом договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должнику следует произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от него исполнения обязательства в свою пользу. Учредительный договор как раз и является таким договором: учредители заключают договор в пользу третьего лица – автономной некоммерческой организации, которое в силу закона вправе выставлять им требования.

Государственная регистрация
Автономная некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Законом о некоммерческих организациях порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Регистрацией некоммерческих организаций, в том числе автономной некоммерческой организации, занимается Минюст России (Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»).

Согласно п. 4 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях документы, необходимые для регистрации автономной некоммерческой организации, нужно представить в уполномоченный орган или его территориальный орган в течение трех месяцев со дня принятия решения о создании такой организации.

В соответствии с п. 5 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях к таким документам относятся:
— заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
— учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;
— решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
— сведения об учредителях в двух экземплярах;
— документ об уплате государственной пошлины;
— сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
— при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования – документы, подтверждающие правомочия на их использование;
— выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя – иностранного лица.

Если необходимые для государственной регистрации документы будут представлены в уполномоченный орган не полностью либо оформлены ненадлежащим образом, в государственной регистрации автономной некоммерческой организации откажут.

Решение об отказе в государственной регистрации автономной некоммерческой организации можно обжаловать в вышестоящий орган или в суд. Если же отказ учредители считают обоснованным, устранив недостатки, документы можно опять представить в Минюст России или его территориальный орган в общеустановленном порядке.

Необходимо отметить, что при государственной регистрации автономной некоммерческой организации взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 9 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях).

Органы управления
В структуре органов управления автономной некоммерческой организации выделяют высший и исполнительный органы управления.

Высшим органом управления автономной некоммерческой организации является коллегиальный высший орган управления (п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях).

Данный орган в автономной некоммерческой организации создается, чтобы обеспечить направленность деятельности организации на достижение целей, для которых она была создана. Он уполномочен на решение следующих вопросов:
— изменение устава автономной некоммерческой организации;
— определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования ее имущества;
— образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий;
— утверждение годового отчета и годового баланса;
— утверждение финансового плана и внесение в него изменений;
— создание филиалов и открытие представительств;
— участие в других организациях;
— реорганизация и ликвидация автономной некоммерческой организации.

Учредительными документами автономной некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение перечисленных вопросов.

На основании п. 5 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях лица, являющиеся работниками автономной некоммерческой организации, не могут составлять более чем 1/3 общего числа членов ее коллегиального высшего органа управления. Данное ограничение имеет целью не допустить излишней независимости организации от ее учредителей, которые в этом случае могут терять право собственности на имущество, переданное ей.

Автономная некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций. Исключение составляют компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Данная норма согласуется с положением ст. 11 ТК РФ, согласно которой трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор). Данное положение ТК РФ не применяется, если в установленном ТК РФ порядке эти лица одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.

В Законе о некоммерческих организациях не сказано, кто входит в состав коллегиального органа, однако есть ограничение. Для такого органа, созданного для управления автономной некоммерческой организацией, лица, являющиеся работниками организации, не могут составлять более чем 1/3 общего числа членов коллегиального высшего органа управления (п. 5 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях).

Также, что касается заседания коллегиального органа, оно может проводиться на законных основаниях только тогда, когда на нем присутствует более половины его членов. При этом решение принимается большинством голосов членов, присутствующих на заседании коллегиального органа. Решение по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления автономной некоммерческой организации принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Исполнительный орган автономной некоммерческой организации может быть коллегиальным или единоличным. Образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий осуществляется по решению высшего органа управления, которым для автономной некоммерческой организации является коллегиальный орган управления.

Исполнительный орган решает те вопросы, которые не относятся к компетенции коллегиального органа управления. Он осуществляет текущее руководство деятельностью автономной некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления организацией. Такими полномочиями обладает, как правило, руководитель автономной некоммерческой организации, который согласно Закону о некоммерческих организациях может рассматриваться как один из представителей исполнительного органа управления автономной некоммерческой организации или являться единоличным его представителем (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 апреля 2006 г. по делу №А82-9622/2005-10).

Круг прав и обязанностей руководителя автономной некоммерческой организации определяется заключенным с ним трудовым договором. По отношению к третьим лицам руководитель автономной некоммерческой организации действует в рамках доверенности, выданной некоммерческой организацией (ст. 185 ГК РФ). Доверенность выдается в письменной форме и, если предполагается совершение сделок, требующих нотариальной формы, нуждается в нотариальном удостоверении. К компетенции руководителя автономной некоммерческой организации относятся вопросы управления, которые не являются исключительным правом учредителя или коллегиального органа автономной некоммерческой организации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *