Профессии СПО

2 ноября в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ) состоялось расширенное заседание президиума Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки».

Участниками этого представительного форума стали заместитель секретаря Совета безопасности РФ, заместитель главкома ВМФ, представители Минобрнауки, Минпромторга и Минтранса России, вице-президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» (АО «ОСК»), руководители 14 ведущих технических вузов страны и учебных заведений военного образования, а также сотрудники научных организаций.

Ключевой темой обсуждения стала необходимость максимально приблизить содержание высшего технического образования к реальным потребностям отечественных судостроительных производств в инженерных кадрах.

― Ориентируя высшую школу на интересы российских предприятий, мы способствуем развитию нашей промышленности и существенно повышаем эффективность расходования средств налогоплательщиков, ежегодно поступающих в образовательную сферу,― комментирует работу президиума КСи.о. ректора СПбГМТУ Глеб Туричин.

По его словам, в сегодняшних экономических условиях эта задача для российских технических вузов особенно актуальна, поскольку конечный результат инвестиций в систему высшего образования становится очевидным лишь спустя длительное время ― через 5, а то и 10 лет.

― Значит, наша главная задача ― точно определить, как и чему следует учить наших будущих инженеров ― пояснил глава морского технического университета.

В ходе заседания вице-президент по техническому развитию АО «ОСК» Дмитрий Колодяжныйподдержал инициативу создания на базе СПбГМТУ федерального учебно-методического объединения по образованию в области морской инфраструктуры. Это поможет консолидировать усилия вузов России, ведущих подготовку специалистов-корабелов, ― считает топ-менеджер ОСК.

― Корабелка―единственный вуз, который обеспечивает подготовку кадров для всех циклов создания морской техники, начиная от научных исследований, предпроектной и проектной деятельности до создания оборудования и вооружения, ― подчеркнул вице-президент ОСК.

Также в ходе работы президиума было признано целесообразным разделить подготовку специалистов по судостроению и судовождению. В этой связи Федерального учебно-методическому объединению «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта» рекомендуется создать два структурных подразделения: «Эксплуатация водного транспорта» и «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры».

Кроме того, в рамках состоявшегося заседания принято решение о расширении состава Координационного совета. Теперь в его работе на постоянной основе будут принимать участие представители ОСК, Минпромторга, ВМФ, а также и.о. ректора СПбГМТУ.

Координационный совет по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» создан в 2015 году и действует под эгидой министерства образования и науки РФ. Объединяя в своем составе представителей высшей школы и промышленных отраслей, определяет качество и совершенствование инженерного образования в России.

Слесарь, программист, косметолог, повар-кондитер, робототехник — что между ними общего?

Эти специальности входят в список 50-ти наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования. Список был утвержден 2 ноября приказом Министерства труда и социальной защиты РФ.
При составлении списка ориентир был, в первую очередь, на высокотехнологичные отрасли промышленности и сферу услуг.
Перечни специальностей сформированы Минтрудом России совместно с Минобрнауки России, Агентством стратегических инициатив, Советами по профессиональным квалификациям Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, органами власти, объединениями работодателей, объединениями профсоюзов, образовательными и иными заинтересованными организациями.

Топ-50 профессий, требующих среднего профессионального образования

1. Автомеханик

2. Администратор баз данных

3. Графический дизайнер

4. Косметолог

5. Лаборант химического анализа

6. Мастер декоративных работ

7. Мастер столярно-плотницких работ

8. Метролог

9. Мехатроник

10. Мобильный робототехник

11. Наладчик-ремонтник промышленного оборудования

12. Оператор беспилотных летательных аппаратов

13. Оператор станков с программным управлением

14. Оптик-механик

15. Парикмахер

16. Плиточник-облицовщик

17. Повар-кондитер

18. Программист

19. Разработчик Web и мультимедийных приложений

20. Сантехник

21. Сборщик электронных систем (специалист по электронным приборам и устройствам)

22. Сварщик

23. Сетевой и системный администратор

24. Слесарь

25. Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (по отраслям)

26. Специалист по аддитивным технологиям

27. Специалист по гостеприимству

28. Специалист по информационным ресурсам

29. Специалист по информационным системам

30. Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист)

31. Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей

32. Специалист по обслуживанию телекоммуникаций

33. Специалист по производству и обслуживанию авиатехники

34. Специалист по тестированию в области информационных технологий

35. Специалист по техническому контролю качества продукции

36. Специалист по технологии машиностроения

37. Специалист по холодильно-вентиляционной технике

38. Техник авиационных двигателей

39. Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами

40. Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам

41. Техник по защите информации

42. Техник по композитным материалам

43. Техник по обслуживанию роботизированного производства

44. Техник-конструктор

45. Техник-механик в сельском хозяйстве

46. Техник-полиграфист

47. Технический писатель

48. Токарь-универсал

49. Фрезеровщик-универсал

50. Электромонтажник

Чтобы узнать свою предрасположенность к той или иной деятельности, вы можете пройти тест на профессию онлайн.

Пока неясно, где поставить запятую

Наверное, ни один ведомственный документ не привлекал столько внимания депутатов Госдумы РФ, как проект приказа Минобрнауки РФ «О внесении изменений в Перечень профессий среднего профессионального образования»1, вынесенный министерством на всеобщее обсуждение2 в сеть интернет.

Профессии живут, видоизменяются и умирают, приобретают и теряют популярность. Экономика и социальная сфера развиваются, и процесс обновления сферы труда идет постоянно. Сегодня мало кто сокрушается о том, что в разряд редких переходят профессии печника или конюха. Люди ездят на автомобилях, летают на самолетах и в основном отапливают квартиры газом или по крайней мере стремятся к этому. Прогресс никаким ведомственным актом не отменить. Работа над списком профессий и специальностей продиктована самой жизнью. Тогда в чем же дело?

Оказалось, из перечня предполагается исключить огромное количество профессий: депутаты Госдумы РФ называют цифру 150, пресса – 97. В черный список попали часовщик-ремонтник, скорняк, раскройщик материалов, овощевод, цветовод, кулинар изделий из рыбы и морепродуктов, охотник промысловый, архивариус, фотограф, художник росписи по эмали и много подобных. Умирающими эти профессии не назовешь, но погоды в промышленном производстве и социальной сфере они не делают. Проблема возникла по другому поводу.

Выступая 8 октября на пленарном заседании Госдумы РФ, член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Валерий Трапезников привлек внимание коллег к перечню, сказав, что из него исключают «ряд ключевых рабочих профессий». Во­-первых, это относится к машиностроению, которое останется без шлифовщиков и наладчиков шлифовальных станков, в то время как детали со шлифовальных станков идут на топливную аппаратуру, двигатели для СУ и МИГов, являясь нужной военной продукцией. Во­-вторых, если приказ министерства вступит в действие, потеряет наладчиков оборудования бумажного производства и Соликамский бумкомбинат, поставляющий продукцию в 23 страны мира. Еще депутат возмутился, что из списка исключены слесарь­-электрик по обслуживанию и ремонту эскалаторов и слесарь-­электрик по ремонту и обслуживанию метрополитена, необходимые московскому метро, так как недавняя трагедия доказала, что там должны работать квалифицированные специалисты.

Ознакомившись с предполагаемыми исключениями, высказали свое мнение и другие депутаты. Партия «Единая Россия» организовала круглый стол, пригласив к дискуссии представителей Минобрнауки, Минтруда и социальной защиты РФ, профильных образовательных учреждений, профсоюзов, работодателей. Тема была обозначена так: «Кризисная ситуация с подготовкой рабочих кадров в России».

Участники обсуждения обратили внимание на состояние системы профессионального образования: устаревшую материальную базу, недостаточный уровень подготовки кадрового состава, низкие зарплаты преподавателей колледжей и техникумов – словом, на то, о чем идет речь в течение всего перестроечного периода. Прозвучал и обобщающий вывод. Пожалуй, наиболее четко его сформулировал руководитель Департамента социально-­трудовых отношений и социального партнерства Федерации независимых профсоюзов России Олег Соколов, отметивший, что на сегодняшний день профессиональное образование фактически погибает, существуя не благодаря, а вопреки проводимой политике. Говоря о проекте приказа, представитель профсоюзов отметил, что документ не прошел обсуждение ни у работодателей, ни в российской трехсторонней комиссии.

С неодобрением отозвался о министерском документе и председатель Комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев, заявивший, что фактически документ дает сигнал к свертыванию профессионального образования, тогда как «квалифицированный рабочий класс – опора нашей страны». По мнению депутата, обучение ряду специальностей действительно надо пересматривать. Однако делать это, не проведя предварительные консультации, более чем неправильно. Сегодняшнее профессиональное образование он назвал увядающим, что никак не соответствует задаче создания 25 млн. рабочих мест и увеличению стоимости человеческого капитала на рынке труда.

На отсутствие четко выстроенной и подготовленной программы подготовки кадров рабочих специальностей указал Михаил Тарасенко, первый заместитель председателя комитета. По его словам, следует вести речь о возрождении профессионального образования, потому что подготовка кадров не соответствует нынешним запросам. Необходимо развивать механизм частно-государственного партнерства, а также содействовать работникам в повышении квалификации. Все это требует кардинальных решений со стороны государства. Парламентарий уверен, что просто вычеркивать профессии из списка ошибочно и недопустимо. Другое дело, замена или обозначение более широкой специализации.

В целом депутаты пришли к выводу, что в таком виде проект приказа может пагубно отразиться на перспективах российской экономики, ведь причинно-следственная связь между уровнем профессиональной подготовки рабочих и качеством выпускаемой продукции очевидна. Квалификация рабочих во многих секторах производства не отвечает минимальным требованиям, а иногда и просто отсутствует. Как следствие, к работе привлекаются мигранты, хотя в нашей стране огромный потенциал для формирования сообщества высокопрофессиональных рабочих. Председатель объединения потребителей России, депутат Алексей Корягин, комментируя итоги круглого стола, привел такие цифры: сейчас в России, по разным оценкам, от 2 до 3 процентов высококвалифицированных рабочих, а в странах с развитыми экономиками – от 30 и выше. Например, в Германии – примерно 45, а в США – около 50 процентов занятого населения.

В ситуации, когда промышленность и сфера услуг испытывают постоянный дефицит рабочих и специалистов, владеющих востребованными квалификациями, а одним из приоритетов становится развитие отечественного производства, сокращать подготовку по такому большому числу нужных профессий не предусмотрительно.

Позиция Минобрнауки РФ отражена в пояснительной записке к проекту приказа. В документе названы две причины исключения профессий. Одна – отсутствие либо низкий набор студентов на обучение по определенным программам подготовки. Другая – в некоторых случаях, чтобы как можно скорее удовлетворить нужды производства, предприятия могут готовить кадры самостоятельно.

Как показала дискуссия, в Минобрнауки и Государственной Думе России к проблеме невостребованности некоторых профессий подходят с разных сторон. Те, кто готовил проект приказа, ориентируются на запросы молодежи и, разумеется, учитывают стоимость неэффективного обучения, когда для неполной группы студентов приходится иметь и соответствующую материальную базу, и содержать штат преподавателей. Депутаты оценивают черный список с точки зрения бизнеса: если профессии необходимы на производстве, значит их нельзя исключать из перечня. Обе позиции основаны на веских аргументах. И исключить профессии нельзя, и оставить в перечне накладно. Что же предпринять для устранения кризисной ситуации с подготовкой рабочих кадров?

Участники круглого стола упрекнули министерство в том, что оно идет по пути наименьшего сопротивления и вместо повышения престижа рабочих специальностей, который сейчас и в самом деле низок, занимается их ликвидацией. Вспомнили и о том, что Владимир Путин в двух президентских посланиях говорил о необходимости возрождения не только системы подготовки рабочих кадров, но и школьной профессиональной ориентации, а также о повышенном внимании к человеку труда. Некоторые выступающие связали проблему невостребованности с легкой доступностью высшего образования, что тоже привело к падению спроса на профессиональное обучение.

В качестве мер, которые могут оказать положительное влияние на подготовку рабочей силы, были названы возврат образовательных программ СПО на федеральный уровень, объединение высшего и среднего профессионального образования, а также укрупнение колледжей и создание базовых центров. Несколько выступающих обратили внимание на необходимость государственной поддержки профессионального образования. Очень важно, чтобы федеральная власть в лице различных министерств и ведомств, особенно Минэкономразвития РФ, и профсоюзы взаимодействовали с региональными системами СПО.

Депутаты предложили подойти к задаче по преодолению кризиса рабочих кадров масштабно и системно. Обсуждение должно быть не констатацией факта, а импульсом для изменения ситуации. В завершение Андрей Исаев отметил, что необходимо провести анализ рынка труда и с помощью профессиональных сообществ уточнить, какие кадры нужны стране, затем проработать вопрос в рамках всероссийской трехсторонней комиссии, а ближе к весне организовать парламентские слушания и создать рабочую группу для определения специальностей, которые важно сохранить в обязательном порядке.

В дискуссии приняла участие руководитель Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров Минобрнауки РФ Наталия Золотарева. Она охарактеризовала вопрос как острый, согласилась, что по необходимым производству профессиям нужна разъяснительная работа с молодежью, и поблагодарила депутатов за то, что проект приказа вынесен на общественное обсуждение.

1 Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 29 октября 2013 г., № 1199.
2 http://regulation.gov.ru/index.htm

Поделиться:

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон «Об образовании». Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом.
См. также сравнительный анализ старого и нового законов об образовании, подготовленный экспертами компании «Гарант».

Дата актуализации раздела — 05 марта 2014 г.

К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено законом.

Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности.

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первом уровне образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Виды специальных учебных заведений:

  • техникум (училище) — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
  • колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой и углубленной подготовки.

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджета является общедоступным, за исключением следующих случаев:

  • при приеме на обучение по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания;
  • если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетов, учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ежегодные правила приема, определяющие их особенности на соответствующий год, не противоречащие законодательству РФ, Порядку приема, утвержденному Минобрнауки, и правилам приема, определяемым учредителем и закрепленным в уставе образовательного учреждения. Правила приема иностранных граждан включаются самостоятельным разделом в ежегодные правила приема.

До начала приема документов приемная комиссия образовательного учреждения среднего профессионального образования определяет и объявляет информацию для поступающих.

Не позднее 1 марта объявляются:

  • правила приема в образовательную организацию;
  • порядок приема в образовательную организацию для обучения по договорам с оплатой стоимости обучения;
  • перечень специальностей, по которым образовательная организация объявляет прием в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности с выделением форм получения образования — очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат;
  • требования к уровню образования, которое необходимо для поступления — основное общее или среднее (полное) общее образование;
  • перечень вступительных испытаний;
  • информацию о формах проведения вступительных испытаний;
  • информацию о возможности приема заявлений и необходимых документов в электронно-цифровой форме;
  • особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Не позднее 1 июня:

  • общее количество мест для приема по каждой специальности, в том числе по различным формам получения образования;
  • количество бюджетных мест для приема по каждой специальности, в том числе по различным формам получения образования;
  • количество бюджетных мест, выделенных для целевого приема по каждой специальности, в том числе по различным формам получения образования;
  • количество мест по каждой специальности по договорам с оплатой стоимости обучения;
  • правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний;
  • информацию о наличии общежития и количестве мест в общежитиях для иногородних поступающих;
  • образец договора для поступающих на места по договорам с оплатой стоимости обучения.

Не позднее 20 июня начинается прием документов на первый курс.

По результатам вступительного испытания на следующий день после объявления оценки поступающий имеет право подать письменное апелляционное заявление о нарушении установленного порядка проведения испытания и (или) несогласии с его результатами (далее — апелляция). Апелляция подается поступающим лично на следующий день после объявления оценки по вступительному испытанию. При этом поступающий имеет право ознакомиться со своей экзаменационной работой в порядке, установленном образовательным учреждением.

Для рассмотрения апелляций на период проведения вступительных испытаний приказом директора (начальника) образовательного учреждения среднего профессионального образования создается апелляционная комиссия. Рассмотрение апелляции не является переэкзаменовкой, в ходе рассмотрения апелляции проверяется только правильность оценки результата сдачи вступительного испытания. Поступающий имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции. С несовершеннолетним поступающим (до 18 лет) имеет право присутствовать на рассмотрении апелляции один из его родителей (законных представителей). При подаче апелляции, а также в случае присутствия при рассмотрении апелляции поступающий должен иметь документ, удостоверяющий его личность.

После рассмотрения апелляции выносится решение апелляционной комиссии об оценке результата сдачи вступительного испытания. В случае необходимости изменения оценки составляется протокол решения апелляционной комиссии, в соответствии с которым вносится изменение оценки в экзаменационную работу поступающего, его экзаменационный лист и экзаменационную ведомость. Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии доводится до сведения поступающего. Факт ознакомления с этим решением удостоверяется подписью поступающего. Выписка из протокола решения апелляционной комиссии хранится в личном деле поступающего.

Среднее специальное учебное заведение вправе, в пределах численности обучающихся, установленной лицензией, осуществлять подготовку специалистов на основе договоров с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.

Студенты могут совмещать учебу с работой и пользоваться при этом льготами, установленными законодательством РФ о труде и образовании.

Студенты очной формы обучения, получающие среднее профессиональное образование за счет бюджетных средств, в установленном порядке обеспечиваются стипендиями. Студенты вправе получать стипендии, выплачиваемые физическими или юридическими лицами, а также иные стипендии.

Студенты, нуждающиеся в жилой площади, обеспечиваются местами в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда среднего специального учебного заведения.

За невыполнение учебного плана по специальности в установленные сроки по неуважительной причине, невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом среднего специального учебного заведения, нарушение правил внутреннего распорядка к студентам могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из среднего специального учебного заведения. Не допускается отчисление студентов по инициативе администрации во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

Итоговая государственная аттестация выпускников средних специальных учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, осуществляется государственными аттестационными комиссиями.

Среднее специальное учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам, освоившим соответствующую образовательную программу в полном объеме и прошедшим итоговую государственную аттестацию, диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании.

Лицу, отчисленному из среднего специального учебного заведения либо не прошедшему государственную (итоговую) аттестацию или получившему на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка, отражающая объем и содержание полученного образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *