Профессиональная этика и независимость аудиторов

Кодекс профессиональной этики аудиторов и Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций разработаны на основе Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принятого Международной федерацией бухгалтеров. Они одобрены Советом по аудиторской деятельности и приняты каждой саморегулируемой организацией аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемые ею кодекс профессиональной этики аудиторов и правила независимости аудиторов и аудиторских организаций дополнительные требования.

Кодекс профессиональной этики аудиторов представляет собой свод правил поведения, обязательных для соблюдения при осуществлении аудиторской деятельности. Кодекс содержит основные принципы профессиональной этики аудиторов (честность, объективность, профессиональное поведение, конфиденциальность, профессиональная компетентность и должная тщательность) и общее руководство по их соблюдению. В Кодексе также определены виды угроз нарушения основных принципов этики и виды мер предосторожности для устранения угроз или сведения их до приемлемого уровня, а также подходы к соблюдению основных принципов этики в конкретных ситуациях, возникающих при осуществлении аудиторской деятельности.

Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций устанавливают требования к независимости аудиторов и аудиторских организаций при выполнении заданий (аудит, обзорная проверка), в ходе которых аудитор выражает мнение о бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом либо отдельных ее частях. Данные требования обязательны для применения участниками аудиторских групп, аудиторскими организациями.

Независимость подразумевает:

а) независимость мышления, т.е. такой образ мышления, который позволяет аудитору выразить мнение, не зависящее от влияния факторов, способных скомпрометировать профессиональное суждение аудитора, и действовать честно, проявлять объективность и профессиональный скептицизм;

б) независимость поведения, т.е. такое поведение, которое позволяет избежать ситуаций и обстоятельств, настолько значимых, что разумное и хорошо информированное третье лицо, взвесив все факты и обстоятельства, может обоснованно посчитать, что честность, объективность или профессиональный скептицизм аудитора были скомпрометированы.

Контроль соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами Кодекса этики и Правил независимости осуществляют саморегулируемые организации аудиторов (в отношении своих членов), а в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» – также Федеральное казначейство.

Суть принципа заключается в требовании категорического неприятия государственным и муниципальным служащим таких явлений, как коррупция и бюрократизм.

Коррупция – противоправная деятельность (действие или бездействие), заключающаяся в использовании должностным лицом предоставленных полномочий с целью незаконного достижения личных и (или) имущественных интересов.

Упоминания о коррупции как социально-историческом явлении встречаются во многих русских пословицах, поговорках, афоризмах.

Для многих важнее вопрос не о том, стоят ли они высокого чина, а о том, сколько стоит получение этого чина.

Распознать мздоимца так же непросто, как распознать, пьет ли рыба воду, в которой она плавает.

Один дает, другой берет – и дело движется вперед и т.д.

Бюрократизм представляет собой чрезмерное усложнение канцелярских процедур, приводящее к большим затратам времени.

Указанный нравственный принцип предполагает следующие требования к государственному и муниципальному служащему:

  • – не отдавать в своей деятельности никаких предпочтений обращающимся субъектам, как за плату, так и бесплатно;
  • – не создавать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;
  • – не давать никаких личных обещаний, связанных со служебными обязанностями;
  • – не использовать конфиденциальную информацию, полученную в ходе исполнения своих должностных обязанностей, в качестве средства получения личной выгоды;
  • – не заниматься предпринимательской деятельностью;
  • – быть честным, скромным, вежливым, тактичным, отзывчивым, справедливым по отношению к своим сослуживцам и посетителям;
  • – разоблачать любые коррупционные действия, бороться за создание в государственных органах атмосферы нетерпимости к коррупционному поведению сослуживцев.

В качестве примера можно привести факт отказа подмосковного следователя от взятки в крупном размере. В июне 2011 г. в Московской области на бизнесмена было заведено уголовное дело по подозрению в хищениях в особо крупных размерах. Однако коммерсант попытался откупиться, предложив крупную сумму денег следователю Главного следственного управления ГУВД по Московской области.

Предприниматель за 8 млн руб. просил закры ть возбужденное против него дело. Однако следователь сообщил об этом в заявлении, которое направил в службу собственной безопасности МВД России. В результате оперативных мероприятий преступник был задержан. Несмотря на то что подобные действия людей, облеченных властными полномочиями, в нашей стране стали редкостью, они не могут не подкупать чистотой нравственных помыслов.

Одним из направлений реализации нравственных принципов в деятельности органов государственной власти РФ является разработка и внедрение этических кодексов.

В 2010 г. Министерство здравоохранения и социального развития РФ в соответствии с решениями президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 28 апреля 2010 г. (протокол № 14) и в соответствии с рекомендациями Группы государств против коррупции (ГРЕКО) разработало Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих, который послужил основой для создания аналогичных документов в органах государственной власти как федерального, так и субъектного и муниципального уровней.

Представляется необходимым остановиться на указанном документе несколько подробнее. Структурно Типовой кодекс состоит из преамбулы, 4 разделов, 10 статей.

Смысловые блоки Кодекса:

  • – формулировка сущности, цели и сферы действия;
  • – принципы служебного поведения государственных служащих;
  • – требования к антикоррупционному поведению государственных служащих;
  • – рекомендательные правила служебного поведения и внешнего вида государственных служащих;
  • – ответственность за нарушение Кодекса.

Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные служащие РФ независимо от занимаемой должности. Его целью является установление этических норм и правил служебного поведения в государственных органах, что должно способствовать достойному выполнению служащими своих обязанностей, укреплению авторитета органов государственной власти.

Действие Кодекса распространяется на всех государственных служащих РФ.

Что касается принципов служебного поведения государственных служащих, то в той форме, в которой они сформулированы, они представляют собой скорее нравственные обязанности, которые возлагаются на служащих в процессе их профессиональной деятельности.

К их числу отнесены:

  • а) исполнение должностных обязанностей добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;
  • б) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • в) осуществление своей деятельности в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;
  • г) независимость от влияния профессиональных, социальных групп, организаций и отдельных граждан;
  • д) исключение действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
  • е) уведомление представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
  • ж) соблюдение установленных федеральными законами ограничений и запретов;
  • з) беспристрастность, исключающая возможность влияния на служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
  • и) соблюдение норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения;
  • к) корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
  • л) терпимость и уважение к обычаям и традициям пародов России и других государств, учет культурных и иных особенностей различных этнических, социальных групп и конфессий, способствование межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • м) воздержание от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, избежание конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб как собственной репутации, так и авторитету государственного органа;
  • н) осуществление предусмотренных законодательством РФ мер по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
  • о) запрет на использование служебного положения для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
  • п) воздержание от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;
  • р) соблюдение установленных в государственном органе правил публичных выступлений и предоставления служебной информации;
  • с) уважительное отношение к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказание содействия в получении достоверной информации в установленном порядке;
  • т) воздержание в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории РФ товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами РФ, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ, обычаями делового оборота;
  • у) постоянное стремление к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере ответственности.

Известный интерес представляют положения Кодекса, в которых сформулированы требования к антикоррупционному поведению государственных служащих. Отечественный и мировой опыт борьбы с коррупцией свидетельствует о том, что для успешного противостояния этой социальной аномалии применение одних административно-правовых мер является недостаточным. Коррупция начинает сдавать свои позиции тогда, когда воздействие закона подкрепляется нравственным осуждением, моральной нетерпимостью к тем, кто использует свое служебное положение для извлечения личной выгоды. В связи с этим представляется важным четко определить тс нормы, которые помогут сформировать такую атмосферу в коллективе, при которой коррупционные действия сотрудников выглядели бы аномальным явлением, заслуживающим всяческого порицания.

Согласно Кодексу государственный служащий при исполнении должностных обязанностей не должен допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной службы и исполнении должностных обязанностей государственный служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

Государственные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с действующим законодательством РФ.

Государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры РФ или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного служащего.

Государственному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.). Подарки, полученные государственным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются государственным служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность государственной службы, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

Служебное поведение государственных служащих базируется на таких конституционных положениях, как признание ценности человека, его прав и свобод, а также неприкосновенности частной жизни, права человека на личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

В связи с этим государственный служащий при исполнении служебных обязанностей должен воздерживаться от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность и аккуратность.

Следует отметить, что ряд положений Кодекса, касающихся служебного поведения государственных гражданских служащих, соотносятся со ст. 18 «Требования к служебному поведению гражданского служащего» Закона о государственной гражданской службе.

Нарушение государственным служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в соответствии с Указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к государственному или муниципальному служащему мер юридической ответственности.

Кроме этого, качество соблюдения государственным служащим положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

4. Основополагающие принципы аудита

Аудиторские организации в ходе осуществления своей деятельности обязаны соблюдать и использовать в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера следующие профессиональные этические принципы:

1) независимость;

2) честность;

3) объективность;

4) конфиденциальность;

5) профессиональное поведение.

Независимость – это отсутствие у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативными документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов.

Честность – это приверженность аудитора профессиональному долгу и следование общим нормам морали.

Объективность – это непредвзятость, беспристрастность, неподвластность какому-либо влиянию при рассмотрении любых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов и заключений.

Профессиональная компетентность – это владение необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим аудитору квалифицированно и качественно оказывать профессиональные услуги. Аудиторская организация должна привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы для обеспечения квалифицированного проведения аудита.

Добросовестность – это оказание аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей.

Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

Конфиденциальность – это обязанность аудиторов и аудиторских организаций обеспечить сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, не передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам и не разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Принципы конфиденциальности должны соблюдаться неукоснительно, независимо от продолжения или прекращения отношений с клиентом и не имеют ограничений по времени.

Профессиональное поведение – это соблюдение приоритета общественных интересов и обязанность аудитора поддерживать высокую репутацию своей профессии, воздерживаться от совершения поступков, не совместимых с оказанием аудиторских услуг и способных снизить уважение и доверие к профессии аудитора, нанести ущерб ее общественному имиджу.

Если аудиторская организация является членом профессионального объединения, ей следует соблюдать правила этики, предусмотренные документами, принятыми на добровольной основе данным профессиональным объединением.

Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные обобщения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Республика Казахстан является неотъемлемой частью цивилизованного мира, имея уважение и авторитет у международного сообщества. Судебная система переходит к следующему этапу. Который характерезует собой качественное углубление начал самостоятельности суда в организации ее структур и полномочий. Как мы знаем, очень важным показателем, который определяет имидж государственного служащего, являются его компетенции. Которые необходимы для эффективного выполнения профессиональной деятельности. Модель компетенций (Единая Рамка Компетенций) была создана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному профессиональному госудаственному аппарату. Данными видами компетенций долны обладать административные государственные служащие корпуса «А» и корпуса «Б» Республики Казахстан. Для того что бы реализовать стратегию 2050, в котором Республика Казахстан должна находиться в 30-ке самых развитых стран мира, была и разработана данная модель компетенций. Единая рамка компетенций состоит из 11 компетенций, которые разделены на 4 блока: Блок личных качеств государственных служащих и три блока компетенций, соответствующие характеристикамм профессионального аппарата. Данные компетенции:

  • Управление деятельностью — Способность государственного служащего пранировать а так же систематизировать работу для ее эффективного выполнения.
  • Сотрудничество — Способность государственного служащего выстраивать партнерские взаимоотношения с коллегами, а так же с другими государственными органами, для достижение стратегических целей государственного органа.
  • Добропорядочность – Соблюдение государственным служащим этических норм и стандартов.
  • Инициативность – Умение вырабатывать, предлагать идеи и внедрять инновационные подходы и решения для улучшения эффективности деятельности.
  • Информирование потребителей услуг – Умение доступно и понятно передавать информацию до получателя услуг.
  • Ориентация на потребителя услуг – Постоянный мониторинг удовлетворением качеством услуг потребителями. Решение проблемных вопросов и задач, принимая установленные законодательством меры.
  • Оперативность – Немаловажным является умение государственных служащих реагировать на внутренние и внешние изменения для обеспечения эффективной работы.
  • Ответственность – Непрерывная ориентация государственных служащиъ на личную ответственность, нацеленная за выполнение своих обязательств с соблюдением принципов прозрачности и подотчетности.
  • Принятие решений – Умение государственного служащего, расмотреть ситуацию всесторонне, с последующим своевременным принятием оптимального решения.
  • Саморазвитие – Непрерывное приобритение государственными служащими новых знаний и навыков, для улучшения работы.
  • Стрессоустойчивость – Способность государственного служащего оставать сохранять спокойствие и самообладание даже в очень трудных и непредвиденных ситуациях. Обеспечивая тем самым надлежащее качество работы дае в условиях ограниченного времени и эмоционального давления.

Главный специалист секретарь судебного заседания

районного суда №2 Есильского района г. Астана

Баймухамбет Н.М.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *